Конкуренцию между растениями одного биоценоза относят к фактору. Тесты по разделу «Экосистемы» к учебнику Сивоглазова В.И., И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень, 11 класс»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Проверочная работа по теме Антропогенный фактор" 11 класс. Химико-биологический профиль. Конкуренцию между растениями одного биоценоза относят к фактору


Экологические факторы среды. 11 класс

Тест по теме экологические факторы среды(1 вариант)

1.Конкуренцию между растениями одного биоценоза, относят к фактору 1) 

абиотическому

  

 2) 

лимитирующему

  

 3) 

антропогенному

  

 4) 

биотическому

2.Какой биотический фактор оказывает влияние на численность популяций травянистых растений в смешанном лесу?

1) 

вытаптывание растений туристами

  

 2) 

сбор растений для букетов

  

 3) 

распространение плодов и семян животными

  

 4) 

уменьшение влажности почвы

3.Взаимоотношения организмов в природном сообществе относят к факторам

1) 

абиотическим

  

 2) 

биотическим

  

 3) 

антропогенным

  

 4) 

ограничивающим

4.Отношения между васильком синим и рожью, растущими на одном поле, – пример

1) 

паразитизма

  

 2) 

конкуренции

  

 3) 

симбиоза

  

 4) 

хищничества

5.Какой биотический фактор может ограничивать численность зелёного кузнечика?

1) 

широкое распространение клевера лугового

  

 2) 

увеличение численности кротов

  

 3) 

присутствие травяных лягушек

  

 4) 

массовое размножение тлей

6.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.К абиотическим компонентам биогеоценоза относят

1) 

климатические условия

  

 2) 

консументов I порядка

  

 3) 

неорганические вещества почвы

  

 4) 

влажность воздуха

  

 5) 

продуцентов

  

 6) 

редуцентов

7.Установите соответствие между организмами и типами их взаимоотношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

 

ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

А) 

гидра и дафния

Б) 

личинка божьей коровки и тля

В) 

щука и карась

Г) 

носорог и воловья птица

Д) 

чесоточный зудень и человек

   

1) 

симбиоз

2) 

паразит – хозяин

3) 

хищник – жертва

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8.Установите соответствие между парами животных и типами отношений, которые эти пары иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПАРЫ ЖИВОТНЫХ

 

ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ

А) 

гидра – дафния

Б) 

рысь – заяц-беляк

В) 

аскарида – человек

Г) 

чёрный коршун – лесная мышь

Д) 

таёжный клещ – обыкновенная лиса

   

1) 

паразит – хозяин

2) 

хищник – жертва

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами 9.Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий в зависимости от температуры среды.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

Скорость размножения бактерий.

1) 

всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды.

  

 2) 

зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии.

  

 3) 

зависит от генетической программы организма.

  

 4) 

в интервале от 22 до 34°С возрастает.

  

 5) 

уменьшается при температуре выше 36 °С в связи с денатурацией части белков в клетке.

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

1) 

всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды.

  

 2) 

зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии.

  

 3) 

зависит от генетической программы организма.

  

 4) 

в интервале от 22 до 34°С возрастает.

  

 5) 

уменьшается при температуре выше 36 °С в связи с денатурацией части белков в клетке.

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

1) 

всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды.

  

 2) 

зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии.

  

 3) 

зависит от генетической программы организма.

  

 4) 

в интервале от 22 до 34°С возрастает.

  

 5) 

уменьшается при температуре выше 36 °С в связи с денатурацией части белков в клетке.

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

Тест по теме экологические факторы среды (2 вариант)

1.Как называют взаимоотношения рака-отшельника и актинии? 1) 

симбиозом

  

 2) 

паразитизмом

  

 3) 

хищничеством

  

 4) 

конкуренцией

2.Вырубка зрелых деревьев в экосистеме леса, приводящая к её значительным изменениям, – это действие фактора

1) 

ограничивающего

  

 2) 

биотического

  

 3) 

абиотического

  

 4) 

антропогенного

3.В норах степных грызунов спасаются от жары сотни видов насекомых. Такой тип взаимоотношений между видами называется

1) 

конкуренция

  

 2) 

квартиранство

  

 3) 

паразитизм

  

 4) 

нахлебничество

4.Загрязнение атмосферы вредными веществами, выделяющимися при переработке нефти, сжигании каменного угля – это результат влияния факторов

1) 

абиотических

  

 2) 

неживой природы

  

 3) 

ограничивающих

  

 4) 

антропогенных

5.Ограничивающим называют фактор, при наличии которого в популяции

1) 

организмы нормально функционируют

  

 2) 

повышается приспособленность особей

  

 3) 

снижается жизнеспособность особей

  

 4) 

возникает экологическая изоляция

6.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между 1) 

берёзами и елями

  

2) 

берёзами и грибами-трутовиками

  

 3) 

тлями и муравьями

  

 4) 

ежами и насекомоядными птицами

  

 5) 

берёзами и подберёзовиками

  

 6) 

черемухой и опыляющими её мухами

7.Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

А) 

возрастание кислотности почвы, вызванное извержением вулкана

Б) 

изменение рельефа биогеоценоза луга после наводнения

В) 

изменение численности популяции кабанов в результате эпидемии

Г) 

взаимодействие между осинами в экосистеме леса

Д) 

конкуренция за территорию между самцами тигров

   

1) 

абиотический

2) 

биотический

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8.Установите соответствие между примером и группой экологических факторов, которые он иллюстрирует. ПРИМЕР

 

ГРУППА ФАКТОРОВ

А) 

образование льда

Б) 

зарастание пруда ряской

В) 

поедание мальков рыбы жуком-плавунцом

Г) 

увеличение численности мальков рыб

Д) 

смыв в реку минеральных удобрений

   

1) 

биотические

2) 

абиотические

9.Что представляют собой образования на корнях изображённого растения? Какой тип взаимоотношений организмов иллюстрирует рисунок? Объясните значение этих взаимоотношений для обоих организмов.

infourok.ru

Тест по теме «Экологические факторы среды»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Тест по теме «Экологические факторы среды»

2 слайд Описание слайда:

1. Внешние факторы, в совокупности воздействующие на организм, называют 1) ограничивающими 2) оптимальными 3) антропогенными 4) экологическими

3 слайд Описание слайда:

2. Конкуренцию между растениями одного биоценоза, относят к фактору 1) абиотическому 2) лимитирующему 3) антропогенному 4) биотическому

4 слайд Описание слайда:

3. Абиотический фактор, играющий важную роль в жизни северных оленей, – 1) разнообразие продуцентов 2) толщина снежного покрова 3) густота травяного покрова 4) обилие хищных млекопитающих

5 слайд Описание слайда:

4. Какой биотический фактор оказывает влияние на численность популяций травянистых растений в смешанном лесу? 1) вытаптывание растений туристами 2) сбор растений для букетов 3) распространение плодов и семян животными 4) уменьшение влажности почвы

6 слайд Описание слайда:

5. Вырубка зрелых деревьев в экосистеме леса, приводящая к её значительным изменениям, – это действие фактора 1) ограничивающего 2) биотического 3) абиотического 4) антропогенного

7 слайд
Описание слайда:

6. Взаимоотношения организмов в природном сообществе относят к факторам 1) абиотическим 2) биотическим 3) антропогенным 4) ограничивающим

8 слайд Описание слайда:

7. Какие факторы способствуют возрастанию численности комаров в природе? 1) наличие пресного водоёма и теплокровных животных 2) сухой климат и обилие пресмыкающихся 3) водоёмы, заселённые хищными рыбами 4) болотистые леса, загрязнённые нефтяными отходами

9 слайд Описание слайда:

8. Каким фактором для обитателей водоёма является его промерзание? 1) антропогенным 2) биотическим 3) абиотическим 4) эволюционным

10 слайд Описание слайда:

9. Загрязнение атмосферы вредными веществами, выделяющимися при переработке нефти, сжигании каменного угля – это результат влияния факторов 1) абиотических 2) неживой природы 3) ограничивающих 4) антропогенных

11 слайд
Описание слайда:

10. Какой биотический фактор может ограничивать численность зелёного кузнечика? 1) широкое распространение клевера лугового 2) увеличение численности кротов 3) присутствие травяных лягушек 4) массовое размножение тлей

12 слайд Описание слайда:

11. Какой антропогенный фактор оказывает влияние на численность популяции бабочки капустной белянки? 1) уничтожение гусениц ядохимикатами 2) поедание гусениц хищниками 3) гибель гусениц в результате засухи 4) увеличение численности паразитов

13 слайд Описание слайда:

12. Укажите пример антропогенного фактора. 1) вымерзание всходов при весенних заморозках 2) уплотнение почвы автомобильным транспортом 3) повреждение культурных растений насекомыми 4) уничтожение вредителей сельского хозяйства птицами

14 слайд Описание слайда:

13. Какой фактор препятствует пребыванию зимой в зонах умеренных широт стрижей и ласточек? 1) сильные ветры 2) отсутствие мест обитания 3) высокая влажность воздуха 4) отсутствие пищи

15 слайд Описание слайда:

14. Какой биотический фактор оказывает влияние на численность хищных рыб в водоёме? 1) изменение численности растительноядных рыб 2) изменение температуры воды 3) заболачивание водоёма 4) отлов рыбы сетями

16 слайд Описание слайда:

15. Антропогенным изменением в экосистеме степи считают 1) формирование черноземных почв 2) колебания численности грызунов 3) чередование сухих и влажных периодов 4) нарушение растительного покрова вследствие распашки степи

17 слайд Описание слайда:

16. К увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу могут привести следующие биотические факторы: 1) сокращение численности сов, ежей, лис 2) большой урожай семян ели 3) увеличение численности паразитов 4) рубка деревьев 5) глубокий снежный покров зимой 6) уменьшение численности паразитов

18 слайд Описание слайда:

17. Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором. ХАРАКТЕРИСТИКА А) постоянство газового состава атмосферы Б) изменение толщины озонового экрана В) изменение влажности воздуха Г) изменение численности консументов Д) изменение численности продуцентов Е) увеличение численности паразитов ФАКТОРЫ СРЕДЫ 1) биотические 2) абиотические

19 слайд Описание слайда:

18. Антропогенными называют факторы 1) связанные с деятельностью человека 2) абиотического характера 3) биотического характера 4) определяющие функционирование агроценозов

20 слайд Описание слайда:

19. Какие признаки характерны для среды обитания внутриполостных червей-паразитов? 1) обилие легко усвояемой пищи 2) постоянство температуры, солевого и осмотического режимов 3) отсутствие естественных врагов 4) ограниченность пищевых ресурсов 5) резкие колебания температуры и водно-солевого режима 6) высокий процент содержания кислорода

21 слайд Описание слайда:

20. Среди экологических факторов укажите биотические. 1) наводнение 2) конкуренция между особями вида 3) понижение температуры 4) хищничество 5) недостаток света 6) образование микоризы

22 слайд Описание слайда:

21. Недостаток какого экологического фактора вызывает появление светлозелёных листьев у растений? 1) воды 2) углекислого газа 3) света 4) кислорода

23 слайд Описание слайда:

22. К сокращению численности травянистых растений в лесу могут привести следующие антропогенные факторы: 1) увеличение численности лосей и зубров 2) вытаптывание растений туристами 3) увеличение нор грызунов 4) сбор редких растений для букетов 5) вырубка дуплистых деревьев 6) загрязнение среды обитания растений

24 слайд Описание слайда:

23. Укажите абиотический фактор, необходимый для жизни растений. 1) наличие углекислого газа в атмосфере 2) внесение человеком минеральных удобрений 3) наличие в экосистеме консументов 4) конкуренция между соснами за свет

25 слайд Описание слайда:

24. Сигналом к наступлению сезонных явлений в жизни птиц служит изменение 1) температуры окружающей среды 2) атмосферного давления 3) длины светового дня 4) влажности воздуха

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1142546

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Тесты по теме " Факторы среды обитания"

ВАРИАНТ 1.

Конкуренцию между растениями одного биоценоза, относят к фактору

 1) 

абиотическому

  

 2) 

лимитирующему

  

 3) 

антропогенному

  

 4) 

биотическому

Как называют взаимоотношения рака-отшельника и актинии?

 1) 

симбиозом

  

 2) 

паразитизмом

  

 3) 

хищничеством

  

 4) 

конкуренцией

Вырубка зрелых деревьев в экосистеме леса, приводящая к её значительным изменениям, – это действие фактора

 1) 

ограничивающего

  

 2) 

биотического

  

 3) 

абиотического

  

 4) 

антропогенного

В норах степных грызунов спасаются от жары сотни видов насекомых. Такой тип взаимоотношений между видами называется

 1) 

конкуренция

  

 2) 

квартиранство

  

 3) 

паразитизм

  

 4) 

нахлебничество

У деревьев верхнего яруса леса распространение плодов и семян в основном происходит путём переноса их

 1) 

дождём

  

 2) 

ветром

  

 3) 

насекомыми

  

 4) 

крупными млекопитающими

Укажите пример антропогенного фактора.

 1) 

интенсивное ультрафиолетовое излучение

  

 2) 

сезонные колебания температуры

  

 3) 

промышленное загрязнение

  

 4) 

повышенная влажность воздуха

Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?

 1) 

лисица  дождевой червь  ёж листовой опад

  

 2) 

листовой опад  дождевой червь  ёж лисица

  

 3) 

ёж дождевой червь  листовой опад  лисица

  

 4) 

ёж лисица  дождевой червь  листовой опад

В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и

 1) 

майскими жуками

  

 2) 

черемухой

  

 3) 

грибами

  

 4) 

шиповником

  

 5) 

орешником

  

 6) 

мышами

Установите соответствие между группой растений или животных и её ролью в экосистеме пруда.

РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ПРУДА

 

КОМПОНЕНТЫ ЭКОСИСТЕМЫ

А) 

прибрежная растительность

Б) 

рыбы

В) 

личинки земноводных

Г) 

фитопланктон

Д) 

растения дна

Е) 

моллюски

   

1) 

продуценты

2) 

консументы

Почему сов в экосистеме леса относят к консументам второго порядка, а мышей к консументам первого порядка?

ВАРИАНТ 2.

Какой биотический фактор оказывает влияние на численность популяций травянистых растений в смешанном лесу?

 1) 

вытаптывание растений туристами

  

 2) 

сбор растений для букетов

  

 3) 

распространение плодов и семян животными

  

 4) 

уменьшение влажности почвы

Какое влияние оказывает паразит на промежуточного хозяина?

 1) 

вступает с ним в симбиотические отношения

  

 2) 

приносит вред, но не приводит к его гибели

  

 3) 

способствует повышению его плодовитости

  

 4) 

усиливает его невосприимчивость к инфекциям

Взаимоотношения организмов в природном сообществе относят к факторам

 1) 

абиотическим

  

 2) 

биотическим

  

 3) 

антропогенным

  

 4) 

ограничивающим

Отношения между васильком синим и рожью, растущими на одном поле, – пример

 1) 

паразитизма

  

 2) 

конкуренции

  

 3) 

симбиоза

  

 4) 

хищничества

У деревьев верхнего яруса леса распространение плодов и семян в основном происходит путём переноса их

 1) 

дождём

  

 2) 

ветром

  

 3) 

насекомыми

  

 4) 

крупными млекопитающими

Активность пресмыкающихся, обитающих в пустыне, зависит от

 1) 

разнообразия продуцентов

  

 2) 

влажности воздуха

  

 3) 

температуры воздуха

  

 4) 

рельефа местности

Определите правильно составленную пищевую цепь.

 1) 

семена ели  ёж  лисица

  

 2) 

лисица  ёж  семена ели

  

 3) 

семена ели  мышь  лисица

  

 4) 

мышь  семена ели ёж

В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и

 1) 

майскими жуками

  

 2) 

черемухой

  

 3) 

грибами

  

 4) 

шиповником

  

 5) 

орешником

  

 6) 

мышами

Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором.

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ФАКТОРЫ СРЕДЫ

А) 

постоянство газового состава атмосферы

Б) 

изменение толщины озонового экрана

В) 

изменение влажности воздуха

Г) 

изменение численности консументов

Д) 

изменение численности продуцентов

Е) 

увеличение численности паразитов

   

1) 

биотические

2) 

абиотические

Бе́лки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?

infourok.ru

Экология часть С с ответами

Экология. Часть С

  • Какие изменения биотических факторов могут привести к увели­чению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?

  • Чем определяется устойчивость естественных экосистем?

  • Чем отличается наземно-воздушная среда от водной?

  • Чем структура биоценоза смешанного леса отличается от струк­туры биоценоза березовой рощи?

  • Почему отношения между собакой и таежным клещом считают примером паразитизма?

  • Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преиму­щественно ременами ели. Какие биотические факторы могут при­вести к сокращению численности популяции белок?

  • Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биоти­ческие факторы могут привести к сокращению численности по­пуляции клевера?

  • Почему сов в экосистеме леса относят к консументам второго по­рядка, а мышей к консументам первого порядка?

  • Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумента третьего порядка в составленной цепи.

  • Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают конкурентными?

  • Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб?

  • Что служит основой формирования разнообразных сетей пита­ния в экосистемах?

  • Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?

  • Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет хими­ческие вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубра­вы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они про­изойдут.

  • В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объяс­ните, как будет происходить его самовосстановление.

  • Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?

  • В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц про­водили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.

  • В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли?

  • Ответы.

    Вопрос 1.

    Вопрос 2.

    Вопрос 3.

    Вопрос 4.

    Вопрос 5.

    Задание 6.

    Задание 7.

    Задание 8.

    Задание 9.

    Задание 10.

    Задание 11.

    Задание 12.

    Задание 13.

    Задание 14.

    Задание 15.

    Задание 16.

    Задание 17.

    Задание 18.

    studfiles.net

    Видовая структура биоценоза. Краевой эффект. Консорция.

     Биоценоз— совокупность популяций растений, животных и микроорганизмов. Видовая структура — число видов, образующих данный биоценоз, и соотношение их численности или массы. Показателями значимости каждого отдельного вида в видовой структуре биоценоза являются:

    • обилие вида, т. е. число или масса особей данного вида на единицу площади или объема занимаемого ими пространства;
    • частота встречаемости—процентное отношение числа проб или учетных площадок, где встречается вид, к общему числу проб или учетных площадок;
    • степень доминирования—отношение числа особей данного вида к общему числу всех особей рассматриваемой группировки.

     В одних биоценозах могут преобладать животные виды (например, биоценоз кораллового рифа), в других биоценозах главную роль играют растения (биоценоз пойменного луга). Количество видов в различных биоценозах разное.  Главными лимитирующими факторами являются температура, влажность и недостаток пищевых ресурсов. Молодые, только формирующиеся сообщества обычно включают меньший набор видов, чем давно сложившиеся, зрелые. Биоценозы, созданные человеком (поля, сады, огороды), также беднее видами, чем сходные с ними природные системы (лесные, степные, луговые). Кроме числа видов, входящих в состав биоценоза, для характеристики его видовой структуры важно определить их количественное соотношение.

    В сообществе различают доминантные виды, преобладающие по численности, и второстепенные, или малочисленные и редкие. 

    Переход от одного биоценоза к другому может быть разным: постепенным либо более или менее резким. Но всегда существует переходная зона, зона контакта или напряжение, которое может занимать несколько километров. Между двумя биоценозами пограничная зона занимает промежуточное положение, отличаясь от них температурным режимом, влажностью, освещенностью. Здесь как бы переплетаются типичные условия соседствующих биоценозов. По-другому, в переходной зоне произрастают растения, характерные для обоих биоценозов Обилие растений привлекает сюда и разнообразных животных, поэтому пограничная зона обычно более богата жизнью, чем каждый из смежных биоценозов. При пространственном переходе одного биоценоза в другой число экологических ниш возрастает, так как это случается на границах биотопов, обладающих свойствами стыкующихся ценозов, нередко дающих не простую сумму, а новое системное качество. В таких переходных зонах возникает сгущение видов и особей, наблюдается так называемый краевой эффект, или эффект опушки. Правило экотона, или краевого эффекта, и состоит в том, что на стыках биоценозов увеличивается число видов и особей в них.

    Консорция - структурная единица биоценоза, состоящая из центрального члена (обычно крупной особи — ядра консорции или группы особей) и функционально связанных с ним автотрофных и гетеротрофных организмов.  Например, дерево со связанными с ним фитофагами, грибами, лишайниками, гнездящимися птицами и др. Ядром консорции может выступать также мёртвое дерево, гниющий пень и т.д. 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     Пространственная структура биоценоза. Ярусное строение  и мозаичность Биоценоз — совокупность популяций растений, животных и микроорганизмов. Место, занимаемое биоценозом, называется биотоп. Пространственная структура биоценоза – распределение организмов разных видов в пространстве. Пространственная структура образуется, прежде всего, растительностью(фитоценозом). Различают вертикальную и горизонтальную структуру биоценозов. Вертикальная структура — это ярусность. Фитоценоз приобретает ярусный характер при наличии в нем растений, которые различаются по высоте. Ярус - совместно произрастающие группы видов растений, различающиеся по высоте и положению в биоценозе ассимилирующих органов (листья, стебли, подземные органы — клубни, корневища, луковицы и т.п.). Наиболее четко ярусность выражена в лесных биоценозах.

    Первый, древесный, ярус обычно состоит из высоких деревьев с высоко расположенной листвой, которая хорошо освещается солнцем. Неиспользованный свет может поглощаться деревьями, образующими второй, подпологовый, ярус.

    Ярус подлеска составляют кустарники и кустарниковые формы древесных пород, например орешник, рябина, крушина, ива, яблоня лесная и т.п. 

    К ярусу подроста относятся молодые невысокие (от 1 до 5 м) деревца, которые в перспективе смогут выйти в первый ярус. Это так называемые лесообразующие породы — ель, сосна, дуб, граб, береза, осина, ясень, ольха черная и др. Под пологом древесных и кустарниковых пород располагается травяно-кустарничковый ярус. Сюда относятся лесные травы и кустарнички: ландыш, кислица, земляника, брусника, черника, папоротники.Напочвенный слой мхов и лишайников формирует мохово-лишайниковый ярус.В лесах всегда есть и межъярусные (внеярусные) растения   – это водоросли и лишайники на стволах и ветвях деревьев, высшие споровые и цветковые эпифиты, лианы и др.

    Горизонтальная структура — это размещение видов в биоценозе по горизонтали, так называемая мозаичность. Мозаичность обусловлена рядом причин: неоднородностью микрорельефа, почв, средообразующим влиянием растений и их биологическими особенностями. Она может возникнуть в результате деятельности животных (образование выбросов почвы и их последующее зарастание, образование муравейников, вытаптывание и стравливание травостоя копытными и др.) или человека (выборочная рубка, кострища и др.), вследствие вывалов древостоя во время ураганов и т. д. К элементарным (структурным) единицам горизонтального строения растительных сообществ относятся микроценоз и микрогруппировка.

    Микроценоз (от греч. micros — малый) — наименьшая по размерам структурная единица горизонтального расчленения сообщества, в которую входят все ярусы. Почти каждое сообщество включает комплекс микросообществ или микроценозов.

    Микрогруппировка - сгущение особей одного или нескольких видов в пределах яруса, внутриярусные мозаичные пятна. Например, в моховом ярусе можно выделить различные пятна мхов с доминированием одного или нескольких видов. В травяно-кустарничковом ярусе встречаются черничные, чернич- но-кисличные, голубично-сфагновые микрогруппировки.

    Наличие мозаичности имеет важное значение для жизни сообщества. Мозаичность позволяет более полно использовать различные тины микроместообитаний. Особям, образующим группировки, свойственна высокая выживаемость, они наиболее эффективно используют пищевые ресурсы. Это ведет к увеличению и разнообразию видов в биоценозе, способствует его устойчивости и жизнеспособности.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Экологическая ниша. Взаимоотношения организмов в биоценозе. Классификация биотических взаимодействий популяций двух видовПод экологической нишей понимают обычно место организма в природе и весь образ его жизнедеятельности, включающий отношение к факторам среды, видам пищи, времени и способам питания, местам размножения, укрытий. В структуре экологической ниши выделяют 3 составляющие:

    1.     Пространственная ниша (место обитания) - "адрес" организма;

    2.     Трофическая ниша - характерные особенности питания и роль вида в сообществе - "профессия";

    3.     Многомерная экологическая ниша - диапазон всех условий, при которых живет и воспроизводит себя особь или популяция. 

    Различают фундаментальную (потенциальную) нишу, которую организм или вид мог бы занимать в отсутствие конкуренции, хищников, в которой абиотические условия оптимальные; и реализованную нишу - фактический диапазон условий существования организма, который меньше либо равен фундаментальной нише.

    Характеристики экологической ниши:Ширина экологической ниши - относительный параметр, который оценивают путем сравнения с шириной экологической ниши других видов. Однако, одна и та же экологическая ниша может иметь различную ширину по разным направлениям: например, по пространственному распределению, пищевым связям. Перекрывание экологической ниши возникает, если различные виды при совместном обитании используют одни и те же ресурсы. Перекрывание может быть полным или частичным, по одному или нескольким параметрам экологической ниши. 

    Отношения организмов в биоценозах1. Взаимополезные — когда оба партнера из обоюдной связи извлекают пользу в виде пищи, места поселения, защиты от врагов. Взаимополезные отношения проявляются в форме симбиоза — совместного существования разноименных организмов, составляющих симбионтную систему. Основой для возникновения симбиоза могут быть трофические (питание одного из партнеров за счет другого неиспользованными остатками пищи, продуктами пищеварения или его тканями), пространственные (поселение на поверхности или внутри тела другого организма, совместное использование норок, раковин) и другие типы связей.2. Взаимовредные отношения наблюдаются в тех случаях, когда партнерство приносит вред обеим особям. Наиболее четко выражены эти взаимоотношения в форме агрессии, когда организмы одного вида (или разных) вступают в обостренную открытую борьбу.

    3. Взаимонейтральные взаимоотношения проявляются между организмами, если партнеры не оказывают ни вредного, ни полезного влияния друг на друга. Часто партнеры не вступают в прямой контакт.

    4. Полезно-вредные взаимоотношения развиваются в том случае, если в результате деятельности двух партнеров один получает пользу, а второй — вред. Эти отношения складываются между хищником и жертвой, паразитом и хозяином; в основе их лежат пищевые связи.

    5. Полезно-нейтральные отношения наблюдаются между особями разных видов, когда один партнер извлекает из связей пользу, а второй не имеет ни пользы, ни вреда. Вариант сожительства организмов разных видов, при котором один организм живет за счет другого, не причиняя ему какого-либо вреда, называют комменсализмом.

    6. Вредно-нейтральные взаимоотношения формируются между партнерами, когда один испытывает отрицательное влияние другого, а второй не испытывает никакого влияния.

    Классификация биотических взаимодействий популяций двух видов:

    Нейтральные взаимоотношения — взаимоотношения между видами, когда они не оказывают никакого влияния друг на друга.

    Амменсализм  (вредно-нейтральные отношения) — форма биотических связей между видами, когда один подавляет другой, при этом не изменяясь.

    Комменсализм (полезно-нейтральные отношения) — форма биотических связей между видами, когда один использует другой в процессе своей жизнедеятельности, при этом не принося ему вреда.

    Различают три разновидности комменсализма: нахлебничество, сотрапезничество, квартиранство.

    Конкуренция (взаимовредные отношения) — форма биотических связей между видами, когда они конкурируют друг с другом, принося друг другу вред. Различают внутри- и вневидовую конкуренцию.

    Хищничество (полезно-вредные отношения) — форма взаимоотношений между видами, когда один использует в пищу другой.

    Паразитизм (полезно-вредные отношения) — форма биотических связей между видами, когда один из них использует в процессе своей жизнедеятельности другой. Различают постоянных и временных паразитов, экто- и эндопаразитов, макро- и микропаразитов.

    Симбиоз (взаимополезные отношения) — форма взаимоотношений между видами, когда они приносят пользу друг другу.

    Мутуализм (взаимополезные отношения) — форма взаимоотношений между видами, когда один не может существовать без другого.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Концепция экосистемы. Продуцирование и разложение в природеЭкосистема — природный комплекс, образованный живыми организмами (биоценоз) и средой их обитания (например, атмосфера — косной, почва, водоем — биокосной и т.д.), связанными между собой обменом веществ и энергии.

    Экосистемы можно разделить на микроэкосистемы (дерево в лесу, прибрежные заросли водных растений),мезоэкосистемы (болото, сосновый лес, ржаное поле) и макроэкосистемы (океан, море, пустыня). Каждая экосистема может характеризоваться определенными границами (экосистема елового леса, экосистема низинного болота). Однако само понятие «экосистема» безранговое. Она обладает признаком безразмерности, ей не свойственны территориальные ограничения. Обычно экосистемы разграничиваются элементами абиотической среды, например рельефом, видовым разнообразием, физико-химическими и трофическими условиями и т.н. Размер экосистем не может быть выражен в физических единицах измерения (площадь, длина, объем и т.д.). Он выражается системной мерой, учитывающей процессы обмена веществ и энергии. Поэтому под экосистемой обычно понимают совокупность компонентов биотической (живые организмы) и абиотической среды, при взаимодействии которых происходит более или менее полный биотический круговорот, в котором участвуют продуценты, консументы и редуценты. 

    Фотосинтезирующие организмы, и лишь отчасти хемосин-тезирующие, создают органические вещества на Земле — продукцию — в количестве 100млрд т/год и примерно такое же количество веществ должно превращаться в результате дыхания растений в углекислый газ и воду. Однако этот баланс неточен, что выразилось в накоплении в осадочных породах угля. Избыток образовался вследствие того, что в соотношении 02/С02 баланс сдвинулся в сторону С02 и заметная часть продуцированного вещества, хотя и очень небольшая, не расходовалась на дыхание и не разлагалась, а фоссилизировалась (окаменевала) и сохранялась в осадках. Без процессов дыхания и разложения, так же как и без фотосинтеза, жизнь на Земле была бы невозможна.

    Продуцирование – способность автотрофных организмов производить органические вещества из неорганических, используя фотосинтез или хемосинтез (растения и автотрофные бактерии).

    Если поступление детрита (частичек отмершей органики) в почву или в донный осадок происходит в больших количествах, то бактерии, грибы, простейшие быстро расходуют кислород на его разложение, которое резко замедляется, но не останавливается вследствие «работы» организмов с анаэробным метаболизмом.

    Разложение детрита путем его физического размельчения и биологического воздействия и доведение его сапрофагами до образования гумуса, гумификация, идет относительно быстро. Однако последний этап, минерализация гумуса, -процесс медленный, обусловливающий запаздывание разложения по сравнению с продуцированием.

    Кроме биотических факторов в разложении принимают участие и абиотические (пожары, которые можно считать «агентами разложения»). Но если бы мертвые организмы не разлагались гетеротрофными микроорганизмами и сапрофагами, для которых они служат пищей, все питательные вещества оказались бы в мертвых телах и никакая новая жизнь не могла бы возникать.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Гомеостаз экосистемы. Гомеостатический механизмГомеостаз экологической системы - способность экосистемы к самоподдержанию и саморегулированию.  В его основе - принцип обратной связи, согласно которому отклонение значения того или иного экологического фактора от нормы вызывает соответственное изменение процессов саморегулирования в экосистеме. В результате этого отдельные свойства и совокупность свойств приближаются к оптимальным, а ее состояние остается стабильным и устойчивым.

     В результате отклонения плотности популяции от оптимума в ту или иную сторону возникает избыток или недостаток пищевых ресурсов. Как следствие этого увеличивается рождаемость или смертность, результатом чего будет приведение плотности к оптимуму. Такая обратная связь, т. е. связь, уменьшающая отклонение от нормы, называется отрицательной обратной связью. Положительная обратная связь увеличивает это отклонение. Для поддержания гомеостаза экосистемы наибольшее значение имеет отрицательная обратная связь, так как благодаря ей регулируются все процессы, протекающие в экосистеме. Поддержание гомеостаза возможно в строго определенных пределах, которые ограничиваются областью действия отрицательной обратной связи.

    Область действия отрицательной обратной связи изображают в виде гомеостатического плато, которое состоит из ступенек, причем в пределах каждой ступеньки действует отрицательная обратная связь в ответ на небольшие непрерывные отклонения экологических факторов, а переход со ступеньки на ступеньку происходит в результате более значительного скачкообразного изменения экологических факторов.  

    ГОМЕОСТАТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ , механизм саморегуляции, стремящийся восстановить состояние, существовавшее до возмущения или сдвига системы; механизм, осуществляющий обратную связь .

    Энергия экосистемы. Энергетические потоки Экосистема - это единая открытая функциональная система, образованная организмами и средой их обитания с которой они активно взаимодействуют. Энергия передается от организма к организму, создающих пищевую или трофическую цепь: от автотрофов, продуцентов (создателей) к гетеротрофам, консументам (пожирателям) и так  несколько раз с одного трофического уровня на другой. Трофический уровень — это место каждого звена в пищевой цепи. Первый трофический уровень — это продуценты, все остальные — консументы. Второй трофический уровень — это растительноядные консументы; третий — плотоядные консументы, питающиеся растительноядными формами; четвертый — консументы, потребляющие других плотоядных и т. д. Следовательно, можно и консументов разделить по уровням: консументы первого, второго, третьего и т. д. порядков. Четко распеределяются по уровням только консументы, специализирующиеся на определенном виде пищи. Однако есть виды, которые питаются мясом и растительной пищей (медведь) которые могут включаться в пищевые цепи на любом уровне. Пища, поглощаемая консументом, усваивается не полностью. Энергетические затраты связаны прежде всего с поддержанием метаболических процессов, которые называют тратой на дыхание, оцениваемая общим количеством СО2, выделенного организмом. Значительно меньшая часть идет на образование тканей и некоторого запаса питательных веществ, т. е. на рост. Остальная часть пищи выделяется в виде экскрементов. значительная часть энергии рассеивается в виде тепла при химических реакциях в организме  особенно при активной мышечной работе. В конечном итоге вся энергия, использованная на метаболизм, превращается в тепловую и рассеивается в окружающей среде. Большая часть энергии при переходе с одного трофического уровня на другой, более высокий, теряется. Приблизительно потери составляют около 90%: на каждый следующий уровень передается не более 10% энергии от предыдущего уровня. Трофические цепи экосистем сложно переплетаются, образуя трофические сети. Существует ещё одна группа организмов, называемых редуцентами .сапрофаги и сапрофиты (грибы), используют энергию, заключенную в детрите. Поэтому различают два вида трофических цепей: цепи выедания, или пастбищные, которые начинаются с поедания фотосинтезирующих организмов, и детритные цепи разложения, которые начинаются с остатков отмерших растений, трупов и экскрементов животных.

    ekologyprom.ru

    Проверочная работа по теме Антропогенный фактор" 11 класс. Химико-биологический профиль

    Тестирование по теме: Биотические факторы среды. 1 вариант

    1. По обочинам дорог, свалкам, отвалам грунта часто поселяются виды растений, не свойственные данной местности, так как в этих условиях

     1) ослаблена конкуренция с местными видами растений

    2) улучшено снабжение растений водой

    3) увеличена концентрация минеральных веществ

    4) отсутствуют растительноядные животные

    2.  Факторы, выходящие за пределы нормы реакции вида, называют

     1) оптимальными 2) антропогенными 3) ограничивающими4) абиотическими

    3. тип взаимоотношений лисиц и полёвок в биогеоценозе

     1) конкуренция 2) хозяин-паразит 3) симбиоз 4) хищник-жертва

    4.  Ярусное расположение растений в лесу служит приспособлением к

     1) перекрестному опылению 2) защите от ветра

    3) использованию энергии света 4) уменьшению испарения воды

    5.  В водоеме после уничтожения всех хищных рыб наблюдалось сокращение численности растительноядных рыб вследствие

     1) распространения среди них заболеваний 2) уменьшения численности паразитов

    3) ослабления конкуренции между видами 4) сокращения их плодовитости

    6.  К биотическим факторам среды относят

     1) создание заповедников 2) разлив рек при половодье

    3) обгрызание зайцами коры деревьев 4) поднятие грунтовых вод

    7.  Благодаря непрямому развитию у животных ослабляется конкуренция между

     1) особями разных видов 2) популяциями разных видов

    3) личинками и взрослыми формами 4) взрослыми особями вида

    8.  Ослаблению конкуренции между родителями и потомством способствует развитие организма

     1) зародышевое 2) историческое 3) прямое 4) непрямое

    9.  Неограниченное истребление волков в экосистеме леса может привести к

     1) распространению заболеваний среди лосей

    2) смене растительного покрова

    3) падению численности мышевидных грызунов

    4) сокращению численности других хищников

    10. Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы

     1) создание высокой влажности 2) внесение органических удобрений

    3) уничтожение сорняков гербицидами 4) привлечение хищных животных

    11.  Определите организмы, вступающие в конкурентные взаимоотношения.

     1) гриб и водоросль в лишайнике 2) культурные и сорные растения

    3) хищник и жертва 4) плотоядные и растительноядные животные

    12.  В симбиозе живут

     1) человек и пиявкА 2) печеночный сосальщик и корова

    3) клубеньковые бактерии и горох 4) муха и венерина мухоловка

    13.  К паразитам растений относится

     1) бледная поганкА 2) гриб трутовик 3) мухомор 4) ложный опёнок

    14.  Преимущество метаморфоза у насекомых перед прямым развитием проявляется в

     1) снижении конкуренции между личинкой и имаго 2) питании более полезной пищей

    3) большей плодовитости 4) в большем распространении

    15.  Возрастание численности белок в лесу в связи с большим урожаем семян ели относят к факторам 

    1) климатические 2) антропогенным 3) биотическим 4) абиотическим

    16.  В основе строения и жизнедеятельности какого организма лежат симбиотические отношения?

     1) лишайника 2) хвоща 3) мха 4) плауна

    17.  К какому типу относят межвидовые отношения между обитающими в одной экосистеме волком и лисицей?

     1) комменсализму 2) хищничеству 3) конкуренции 4) симбиозу

    18.  Примером симбиоза могут служить отношения

     1) лисы и зайца 2) опенка и оленя

    3) человека и кишечной палочки 4) человека и пшеницы

    19. . Пчёлы по отношению к опыляемым ими цветковым растениям — пример фактора

     1) биотического 2) ограничивающего 3) абиотического 4) антропогенного

    20.  Самая низкая биомасса продуцентов характерна для

     1) лугов и болот 2) смешанных и хвойных лесов

    3) тропических дождевых лесов 4) тундры и пустыни

    21.  Какие отношения устанавливаются между кишечной палочкой и человеком?

     1) паразитизм 2) альтруизм 3) хищничество 4) симбиоз

    22.  К консументам первого порядка относятся

     1) скворцы 2) бабочки 3) совы 4) летучие мыши

    23.  Продуцентом в экосистеме НЕ является

     1) росянкА 2) венерина мухоловкА 3) раффлезияя 4) кактус

    24.  Примером взаимовыгодной кооперации могут служить отношения

     1) бычьего цепня и коровы 2) рака-отшельника и актинии

    3) человека и мухи це-це 4) трутовика и берёзы

    25.  Установите соответствие между факторами среды и их характеристиками — (1) Биотические либо (2) Абиотические:

     А) Постоянство газового состава атмосферы.

    Б) Изменение толщины озонового экрана.

    В) Изменение влажности воздуха.

    Г) Изменение численности консументов.

    Д) Изменение численности продуцентов.

    Е) Увеличение численности паразитов.

     

    Тестирование по теме: Биотические факторы среды. 2 вариант

    1. Ярусное расположение растений в сообществе луга — приспособление к 

    1) использованию тепла 2) сохранению влаги

    3) совместному обитанию 4) опылению насекомыми

    2.  Какова причина сокращения численности популяции лосей в биогеоценозе леса

     1) недостаток корма 2) наступление дождливой погоды

    3) понижение температуры 4) наступление осени

    3.  Что необходимо сделать для ограничения роста численности популяции растительноядных рыб в водоеме?

     1) заселить водоём хищными рыбами

    2) подкармливать водоросли минеральными удобрениями

    3) заселить водоём цианобактериями

    4) поднять уровень воды

    4.  Конкурентные отношения в биоценозе возникают между

     1) хищниками и жертвами 2) паразитами и хозяевами

    3) продуцентами и консументами 4) видами со сходными потребностями

    5.  Взаимоотношения божьих коровок и тлей — пример

     1) паразитизма 2) взаимопомощи 3) симбиоза 4) хищничества

    6.  При каких условиях возникает конкуренция между двумя видами?

     1) если соседствуют два вида со сходными экологическими потребностями

    2) если два близкородственных вида долго проживают на одной территории

    3) если два близкородственных вида проживают на смежных территориях

    4) если один вид выступает для другого в качестве ресурса

    7.  Конкурентные отношения между организмами в экосистемах характеризуются

     1) угнетением друг друга 2) ослаблением внутривидовой борьбы

    3) созданием среды одними видами для других

    4) формированием сходных признаков у разных видов

    8.  Отношения между обыкновенной белкой и таежным клещом называют  1) конкуренцией 2) хищничеством 3) симбиозом 4) паразитизмом

    9.  Численность волков может быть ограничивающим фактором для

     1) зайцев-русаков 2) соболей 3) медведей 4) лисиц

    10.  Воздействию экологических факторов с относительно постоянными значениями подвергается

     1) домашняя лошадь 2) майский жук 3) бычий цепень 4) человек

    11. Разложение в экосистеме органических веществ редуцентами относят к факторам

     1) абиотическим 2) биотическим 3) антропогенным 4) ограничивающим

    12. К биотическим экологическим факторам относится

     1) влажность воздуха 2) солёность воды

    3) большое разнообразие растений 4) количество солнечных дней в году

    13. Межвидовая конкуренция приводит к 

    1) приспособлению видов к разным условиям в пределах ареала

    2) вымиранию одного из видов

    3) повышению жизнеспособности особей в популяции

    4) смене типа межвидовых отношений

    14. Какой из указанных факторов является биотическим?

     1) залежи каменного угля 2) парниковый эффект

    3) насекомые-вредители 4) концентрация кислорода в воздухе

    15.  Приспособление аскариды к обитанию в организме человека —

     1) развитые кровеносная и нервная системы 2) хорошо развитые органы чувств

    3) плотные покровы тела 4) наличие трахей

    16.  Какой биотический фактор оказывает влияние на численность хищных рыб в водоёме?

     1) изменение численности растительноядных рыб 2) отлов рыбы сетями

    3) изменение температуры воды 4) заболачивание водоёма

    17. Примером симбиоза могут служить отношения

     1) осины и подосиновикА 2) березы и зайца 3) волка и лисы 4) человека и коровы

    18.  Консумент первого порядка обозначен цифрой

     

     1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

    19.  Какие отношения формируются в биоценозе между организмами со сходными потребностями?

     1) конкурентные 2) паразит – хозяин 3) хищник – жертва 4) симбиотические

    20.  Какие отношения устанавливаются между актинией и раком-отшельником?

     1) альтруизм 2) хищничество 3) симбиоз 4) паразитизм

    21.  Редуцентами в биогеоценозе леса являются

    1) кроты 2) муравьи 3) грибы 4) личинки жуков

    22.  Фактором, сдерживающим неограниченное увеличение численности популяции зайцев, может быть

     1) снижение урожая капусты 2) снижение численности волков

    3) увеличение числа паразитов 4) увеличение ядовитых грибов

    23.  Примером нахлебничества (комменсализма) могут служить отношения между

     1) кротом и дождевым червём 2) акулой и рыбой-прилипалой

    3) грибом и водорослью в лишайнике 4) кукушкой и другими птицами

    24 .  Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции слизня, обитающего в лесу?

    Ответы:

    Биотические факторы среды. 1 вариант

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    О

    1

    3

    4

    3

    1

    3

    3

    4

    1

    4

    2

    3

    2

    В

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    О

    1

    3

    1

    3

    3

    1

    4

    4

    2

    3

    2

    222111

    Биотические факторы среды. 2 вариант

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    О

    3

    1

    1

    4

    4

    1

    1

    4

    1

    3

    2

    3

    1

    В

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    О

    3

    3

    1

    1

    4

    1

    3

    3

    3

    2

    Какие факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме? Пояснение.

    1) Антропогенные факторы: отстрел, в том числе браконьерство; уничтожение лесов.

    2) Биотический фактор: недостаток травоядных (пищи), болезнетворные организмы, внутривидовая и межвидовая конкуренция.

     Примечание. 3) Абиотический фактор: глубина снежного покрова зимой.

    infourok.ru

    Тесты по разделу «Экосистемы» к учебнику Сивоглазова В.И., И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень, 11 класс»

    Методическая разработка по биологии

    Тесты по разделу «Экосистемы»

    к учебнику Сивоглазова В.И., И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой

    «Общая биология. Базовый уровень. 11 класс»

    Тест № 1 по теме «Абиотические факторы среды»

    1 вариант

    1.  К абиотическим факторам относят:

    1)   подрывание кабанами корней 2)   нашествие саранчи

    3)   образование колоний птиц 4)   обильный снегопад

    2. Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в еловом лесу, — недостаток

    1) света 2) тепла 3) воды 4) минеральных веществ

    3. Как называют фактор, который значительно отклоняется от оптимальной для вида величины

    1) абиотический 2) биотический 3) антропогенный 4) ограничивающий

    4. Сигналом к наступлению листопада у растений служит

    1) увеличение влажности среды 2) сокращение длины светового дня

    3) уменьшение влажности среды 4) повышение температуры среды

    5. Ветер, осадки, пыльные бури — это факторы

    1) антропогенные 2) биотические 3) абиотические 4) ограничивающие

    6. Важнейшим абиотическим фактором, минерализующим органические остатки в биогеоценозе леса, являются

    1) заморозки 2) пожары 3) ветры 4) дожди

    7. Главным ограничивающим фактором для жизни растений в Индийском океане является недостаток

    1) света 2) тепла 3) минеральных солей 4) органических веществ

    8. Какой цифрой обозначен прямоугольник в котором нужно вписать слово «оптимум»?

    1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

    9. К абиотическим экологическим факторам относится

    1) плодородность почвы 2) большое разнообразие растений

    3) наличие хищников 4) температура воздуха

    10. Реакция организмов на продолжительность дня называется

    1) фототропизмом 2) гелиотропизмом 3) фотопериодизмом 4) фототаксисом

    11. Культурные растения плохо растут на заболоченной почве, так как в ней

    1) недостаточное содержание кислорода 2) происходит образование метана

    3) избыточное содержание органических веществ 4) содержится много торфа

    12. Какое приспособление способствует охлаждению растений при повышении температуры воздуха?

    1) уменьшение скорости обмена веществ

    2) увеличение интенсивности фотосинтеза

    3) уменьшение интенсивности дыхания

    4) усиление испарения воды

    13. Какой из перечисленных экологических факторов является ограничивающим жизнедеятельность бактерий, поселяющихся на мясных продуктах?

    1) влажность 2) состав солей 3) температура 4) освещённость

    14. Плотные и прочные кожные покровы, редукция органов зрения, конечности роющего типа — признаки животных, обитающих в среде

    1) наземно-воздушной 2) почвенной 3) водной 4) организменной

    15. Какой цифрой обозначена на рисунке зона гибели организма?

    1) I 2) II 3) III 4) IV

    16. Какой экологический фактор является ограничивающим для зерноядных птиц зимой в тайге?

    1) интенсивность освещения 2) перепады атмосферного давления

    3) отсутствие насекомых 4) высота снегового покрова

    Тест № 1 по теме «Абиотические факторы среды»

    2 вариант

    1. Сигнал к началу осеннего перелета насекомоядных птиц

    1) понижение температуры окружающей среды 2) сокращение светового дня

    3) недостаток пищи 4) повышение влажности и давления

    2. На численность белки в лесной зоне НЕ влияет

    1) смена холодных и теплых зим 2) урожай еловых шишек

    3) численность хищников 4) численность паразитов

    3. К абиотическим факторам относят

    1) конкуренцию растений за поглощение света

    2) влияние растений на жизнь животных

    3) изменение температуры в течение суток

    4) загрязнение окружающей среды человеком

    4. Реакцию организмов на изменение длины светового дня называют

    1) микроэволюционными изменениями

    2) фотопериодизмом

    3) фототропизмом

    4) безусловным рефлексом

    5. Из перечисленных явлений к суточным биоритмам относят

    1) миграции морских рыб на нерест

    2) открывание и закрывание цветков покрытосеменных растений

    3) распускание почек у деревьев и кустарников

    4) открывание и закрывание раковин у моллюсков

    6. Какой фактор ограничивает жизнь растений в степной зоне?

    1) высокая температура

    2) недостаток влаги

    3) отсутствие перегноя

    4) избыток ультрафиолетовых лучей

    7. К абиотическим факторам, определяющим численность популяции, относят

    1) межвидовую конкуренцию

    2) паразитизм

    3) понижение плодовитости

    4) влажность

    8. Что может стать ограничивающим фактором для жизни пятнистого оленя, живущего в Приморье на южных склонах гор?

    1) глубокий снег 2) сильный ветер

    3) недостаток хвойных деревьев 4) короткий день зимой

    9. Какой цифрой обозначен прямоугольник в котором нужно вписать слово «благоприятные условия»?

    1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

    10. Какой из факторов регулирует сезонные явления в жизни растений и животных?

    1) смена температуры 2) уровень влажности воздуха

    3) наличие убежища 4) продолжительность дня и ночи

    11. Какой из перечисленных ниже факторов неживой природы наиболее существенно влияет на распространение земноводных?

    1) свет 2) содержание углекислого газа 3) давление воздуха 4) влажность

    12. Какое приспособление у теневыносливых растений обеспечивает более эффективное и полное поглощение солнечного света?

    1) мелкие листья 2) крупные листья 3) шипы и колючки 4) восковой налёт на листьях

    13. Ярусность растений в лесу

    1) повышает межвидовую конкуренцию организмов

    2) снижает внутривидовую конкуренцию

    3) угнетает жизнедеятельность растений

    4) снижает межвидовую конкуренцию

    14. Какой цифрой обозначен оптимум существования организма?

    1) I 2) II 3) III 4) IV

    15. Ограничивающим фактором для жизни крота обыкновенного может служить

    1) недостаток света 2) влажность воздуха 3) температура воздуха 4) плотность почвы

    16. Растение Венерина мухоловка «поедает» насекомых из-за

    1) неспособности к фотосинтезу 2) нехватки органических веществ

    3) нехватки азота 4) перехода к паразитическому образу жизни

    Тест № 2 по теме «Цепи питания. Экосистема, ее компоненты»

    Вариант 1

    1. Производители органических веществ в экосистеме:

    1) продуценты 2) консументы 3) редуценты 4) хищники

    2. Какой объект отсутствует в приведённой ниже цепи питания листовой опад — > . .. — > ёж — > лисица:

    1) крот 2) кузнечик 3) дождевой червь 4) плесневые грибы

    3. Из предложенных птиц последним звеном пищевой цепи может являться:

    1) галка 2) коршун 3) голубь 4) скворец

    4. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь: трава — > . .. — > волк:

    1) тигр 2) ястреб 3) заяц 4) лиса

    5. Консументы в процессе круговорота веществ в биосфере:

    1) создают органические вещества из минеральных 2) разлагают органические вещества до минеральных

    3) разлагают минеральные вещества 4) потребляют готовые органические вещества

    6. Определите правильно составленную пищевую цепь:

    1) ястреб → синица → личинки насекомых → сосна 2) сосна → синица → личинки насекомых → ястреб

    3) сосна → личинки насекомых → синица → ястреб 4) личинки насекомых → сосна → синица → ястреб

    7.  Организмы продуценты, консументы и редуценты — основные структурные компоненты:

    1) биогеоценоза 2) вида 3) популяции 4) биосферы

    8. Организмы, разлагающие органические вещества до минеральных, заканчивающие потребление солнечной энергии в биогеоценозе, —

    1) продуценты 2) консументы I порядка 3) консументы II порядка 4) редуценты

    9. Соотношение количества органического вещества живых организмов, занимающих разное положение в пищевой цепи, называют пирамидой:

    1) биоразнообразия 2) численности 3) энергии 4) биомассы

    10. Примером пастбищной цепи питания является:

    1) трава → саранча → дрозд → бактерии 2) листовой опад → дождевой червь → крот → бактерии

    3) навоз → муха → бактерии 4) листовой опад → дождевой червь → дрозд → ястреб

    11. Роль животных в биогеоценозе заключается в:

    1) разрушении и минерализации органических веществ 2) синтезе органических веществ из неорганических

    3) участии в передаче энергии по цепям питания 4) обогащении атмосферы кислородом

    12. В детритных цепях питания происходит:

    1) минерализация органических остатков 2) восстановление углекислого газа

    3) потребление живых растений 4) образование органических веществ

    13. Сокращение численности хищных животных в лесных биоценозах вероятнее всего приведёт к:

    1) появлению новых видов растений 2) увеличению видового разнообразия растений

    3) распространению заболеваний среди травоядных животных 4) расширению кормовой базы насекомоядных птиц

    14. В чём причина смены одного биоценоза другим

    1) изменение погодных условий 2) сезонные изменения в природе

    3) колебание численности популяций одного вида 4) изменение среды обитания живыми организмами

    15. К экосистемам самого высокого уровня следует отнести:

    1) экосистему океана 2) биоценоз елового леса 3) биогеоценоз пустыни 4) биосферу Земли

    16. Экосистему, в которой обитает множество связанных между собой видов и происходит сбалансированный круговорот веществ, считают: 1) неустойчивой 2) стабильной 3) молодой 4) отмирающей

    17. Примером смены экосистемы служит:

    1) отмирание надземных частей растений зимой на лугу 2) сокращение численности хищников в лесу

    3) изменение внешнего облика лесного сообщества зимой 4) зарастание водоема

     

    18. Численность консументов первого порядка в биоценозе каждый год меняется и зависит от:

    1) климата 2) степени влажности 3) численности редуцентов 4) численности продуцентов

    19. Сапротрофные организмы питаются:

    1) органическими веществами живых тел 2) неорганическими веществами

    3) органическими веществами мертвых тел 4) путем хемосинтеза и фотосинтеза

    20. Наибольшее разнообразие жизни в условиях наземной среды наблюдается в:

    1) саваннах 2) пустынях 3) степях 4) тропических лесах

    Тест №2 по теме «Цепи питания. Экосистема, ее компоненты»

    Вариант 2

    1. Продуценты в экосистеме луга:

    1) потребляют готовые органические вещества 2) создают органические вещества

    3) обеспечивают процесс гниения

    4) разлагают органические вещества

    2. К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве:

    1) продуценты 2) консументы I порядка 3) консументы II порядка 4) редуценты

    3. Хищники в биоценозе выполняют функции:

    1) продуцентов 2) редуцентов 3) консументов 2-го порядка 4) консументов 1-го порядка

    4. Определите правильно составленную пищевую цепь:

    1) чайка → окунь → мальки рыб → водоросли 2) водоросли → чайка → окунь → мальки рыб

    3) мальки рыб → водоросли → окунь → чайка 4) водоросли → мальки рыб → окунь → чайка

    5. В процессе круговорота веществ в биосфере редуценты:

    1) участвуют в образовании органических веществ из неорганических

    2) используют солнечный свет для синтеза питательных веществ

    3) разлагают органические остатки и используют заключенную в них энергию

    4) поглощают углекислый газ и кислород

    6. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии:

    1) Лисица → дождевой червь → землеройка → листовой опад

    2) Листовой опад → дождевой червь → землеройка → лисица

    3) Землеройка → дождевой червь → листовой опад → лисица

    4) Землеройка → лисица → дождевой червь → листовой опад

    7. Пищевые связи в экосистеме называются:

    1) абиотическими 2) антропогенными 3) ограничивающими 4) биотическими

    8. Наземные цепи питания начинаются с растений, которые:

    1) обеспечивают все живые организмы пищей и энергией 2) существуют на Земле миллионы лет

    3) широко расселились во все среды обитания 4) развиваются в процессе эволюции

    9. В экосистеме хвойного леса к консументам второго порядка относят:

    1) ель обыкновенную 2) лесных мышей 3) таежных клещей 4) почвенных бактерий

    10. Потеря энергии в цепи питания от растений к растительноядным животным, а от них к последующим звеньям называется:

    1) правилом экологической пирамиды 2) круговоротом веществ

    3) колебанием численности популяций

    4) саморегуляцией численности популяций

    11. Кто является консументом 3 порядка в следующей цепи питания: хламидомонада → головастик → окунь → человек?

    1) человек 2) хламидомонада 3) окунь 4) головастик

    12. Сколько процентов энергии переходит на следующий пищевой уровень?

    1) 5 2) 10 3) 50 4) 100

    13. Органические вещества в экосистеме озера создаются:

    1) рыбами 2) личинками насекомых 3) водорослями 4) бактериями

    14. Чья суммарная биомасса больше в экосистеме луга?

    1) мелких млекопитающих 2) насекомых 3) птиц 4) растений

    15. Самая высокая биомасса растений и продуктивность наблюдается в экосистемах

    1) саванны 2) тайги 3) листопадных лесов умеренного пояса 4) влажных тропических лесов

    16. Устойчивость экосистемы обеспечивается: 1) высокой численностью организмов разрушителей

    2) колебаниями численности популяций 3) процессами саморегуляции 4) биологическими ритмами

    17. Сосновый бор считают биогеоценозом, потому что

    1) между обитающими в нём видами существуют родственные связи

    2) между обитающими в нём видами нет родственных связей

    3) в нём высокая численность видов животных, растений и микроорганизмов

    4) все обитающие в нём длительное время виды связаны между собой и с факторами неживой природы, осуществляют круговорот веществ

    18. Какой фактор обеспечивает устойчивость лесного сообщества при резком увеличении в нём численности жуков-короедов?

    1) уменьшение численности растительноядных насекомых 2) увеличение численности хищных млекопитающих

    3) уменьшение численности растительноядных птиц 4) увеличение численности насекомоядных птиц

    19. Укажите пример антропогенного экологического фактора, негативно влияющего на биогеоценоз.

    1) создание пасек 2) строительство плотин 3) насаждение лесополос 4) создание природных заповедников

    20. Море как устойчивая экосистема характеризуется:

    1) периодическими колебаниями количества видов 2) высокой численностью продуцентов

    3) высокой численностью консументов 4) разнообразием и большим количеством видов

    Тест №3 по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»

    Вариант 1

    1. Явления круговорота веществ и энергии, происходящие при участии живых организмов, изучают на уровне:

    1) биосферном

    2) биогеоценотическом

    3) популяционно-видовом

    4) организменном

    2. К антропогенным факторам относятся:

    1) осушение болот, вырубка лесов, строительство дорог

    2) растения, бактерии, грибы, животные, вирусы

    3) минералы, растения, соленость воды, распашка полей

    4) температура воздуха и воды, атмосферное давление

    3. Одной из главных причин сокращения видового разнообразия животных в настоящее время является:

    1) межвидовая борьба

    2) разрушение мест обитания животных

    3) чрезмерное размножение хищников

    4) возникновение глобальных эпидемий – пандемий

    4. Необходимое условие сохранения равновесия в биосфере:

    1) эволюция органического мира

    2) замкнутый круговорот веществ и энергии

    3) усиление промышленной и снижение сельскохозяйственной деятельности человека

    4) усиление сельскохозяйственной и снижение промышленной деятельности человека

    5. В биосфере:

    1) биомасса растений равна биомассе животных

    2) биомасса животных во много раз превышает биомассу растений

    3) биомасса растений во много раз превышает биомассу животных

    4) соотношения биомасс растений и животных постоянно изменяется

    6. Биосфера является открытой системой, так как она:

    1) способна к саморегуляции

    2) способна изменяться во времени

    3) состоит из экосистем

    4) связана с космосом обменом веществ

    7. По В.И. Вернадскому кислород является веществом:

    1) живым 2) биокосным 3) биогенным 4) косным

    8. Верхняя граница биосферы находится на высоте 20 км от поверхности Земли, так как там:

    1) отсутствует кислород

    2) отсутствует свет

    3) очень низкая температура

    4) размещается озоновый слой

    9. Оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими, называется:

    1) гидросфера 2) литосфера 3) ноосфера 4) биосфера

    10. По определению В.И. Вернадского ведущая роль в создании ноосферы принадлежит:

    1) бактериям 2) растениям 3) космосу 4) человеку

    11. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается:

    1) на стыке атмосферы, гидросферы и литосферы

    2) в нижних слоях гидросферы

    3) в верхних слоях атмосферы

    4) в литосфере на глубине 200 м

    12. Поддержанию равновесия в биосфере, ее целостности способствует:

    1) сохранение биоразнообразия

    2) вселение новых видов в экосистемы

    3) создание агроэкосистем

    4) расширение площади земель, занятых культурными растениями

    13. Развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства с учетом экологических закономерностей – необходимое условие:

    1) устойчивости биосферы

    2) эволюции органического мира по пути ароморфоза

    3) смены биогеоценозов

    4) саморегуляции численности в популяциях

    14. Парниковый эффект в биосфере вызывает накопления в атмосфере:

    1) пыли 2) ядовитых веществ 3) углекислого газа 4) азота

    15. Устойчивость биосферы как глобальной экосистемы определяется

    1) разнообразием ее видового состава

    2) конкуренцией между организмами

    3) популяционными волнами

    4) закономерностями наследственности и изменчивости организмов

    16. Выделение в атмосферу оксидов серы, азота вызывает:

    1) уменьшение озонового слоя

    2) засоление мирового океана

    3) выпадение кислотных дождей

    4) увеличение концентрации углекислого газа

    17. Необходимое условие устойчивого развития биосферы:

    1) создание искусственных агроценозов

    2) сокращение численности хищных животных

    3) развитие промышленности с учетом экологических закономерностей

    4) уничтожение насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур

    18. В преобразовании биосферы главную роль играют:

    1) живые организмы

    2) биоритмы

    3) круговорот минеральных веществ

    4) процессы саморегуляции

    Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»

    Вариант 2

    1. В настоящее время наибольшие изменения в биосфере вызывают факторы:

    1) биотические

    2) абиотические

    3) антропогенные

    4) космические

    2. Биосферу считают динамической системой, так как она:

    1) способна к саморегуляции

    2) способна изменяться во времени

    3) состоит из экосистем

    4) связана с космосом обменом веществ

    3. Жизнь на Земле невозможна без круговорота веществ, в котором растения выполняют роль:

    1) разрушителей органических веществ

    2) источника минеральных веществ

    3) производителей органических веществ

    4) потребителей органических веществ

    4. Основателем учения о биосфере является:

    1) В. Докучаев 2) Э. Геккель 3) В. Вернадский 4) Ч. Дарвин

    5. Нефть по В.И. Вернадскому является веществом:

    1) биогенным 2) живым 3) биокосным 4) косным

    6. Биосфера представляет собой глобальную экосистему, структурными компонентами которой являются:

    1) типы животных

    2) биогеоценозы

    3) популяции

    4) отделы растений

    7. В биосфере биомасса животных:

    1) во много раз превышает биомассу растений

    2) равна биомассе растений

    3) во много раз меньше биомассы растений

    4) в отдельные периоды превышает биомассу растений, а в другие нет

    8. Устойчивость биосферы обеспечивается:

    1) геомагнитными явлениями

    2) хозяйственной деятельностью человека

    3) атмосферными явлениями

    4) круговоротом веществ

    9. Нижняя граница биосферы располагается в литосфере на глубине:

    1) 1 км 2) 8 км 3) 5 км 4) 3,5 км

    10. Биологическим круговоротом называется непрерывное движение веществ между:

    1) микроорганизмами и грибами

    2) растениями и почвой

    3) животными, растениями и микроорганизмами

    4) растениями, животными, микроорганизмами и почвой

    11. К глобальным изменениям в биосфере, снижению плодородия почвы, вызванным воздействием человека, относят:

    1) эрозию и засоление, опустынивание

    2) осушение болот

    3) создание искусственных водохранилищ

    4) известкование полей

    12. Загрязнение атмосферы оксидами серы и азота способствует:

    1) разрушению озонового слоя

    2) разрушению структуры пахотного слоя

    3) выпадению кислотных дождей и уничтожению лесов

    4) вымыванию из почвы питательных веществ

    13. Расширение озоновых дыр приводит к:

    1) повышению температуры воздуха, частому появлению туманов

    2) усилению ультрафиолетового излучения, вредного для здоровья

    3) понижению температуры и повышению влажности воздуха

    4) уменьшению прозрачности атмосферы и снижению интенсивности фотосинтеза

    14. Сохранению равновесия в биосфере способствует:

    1) создание новых сортов растений и пород животных

    2) вселение новых видов в экосистему

    3) уничтожение паразитов и хищников

    4) внедрение в производство малоотходных технологий

    15. К глобальным изменениям в биосфере, связанным с гибелью многих организмов вследствие появления у них ряда отрицательных мутаций, может привести:

    1) парниковый эффект 2) таяние ледников 3) вырубка лесов

    4) расширение озоновых дыр

    16. Глобальное потепление на Земле может наступить в результате

    1) урбанизации ландшафтов

    2) циклических процессов на Солнце

    3) таяния ледников

    4) парникового эффекта

    17. Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации

    1) кислорода 2) углекислого газа 3) сернистого газа 4) паров воды

    18. Как предотвратить нарушения человеком равновесия в биосфере?

    1) повысить интенсивность хозяйственной деятельности

    2) увеличить продуктивность биомассы экосистем

    3) учитывать экологические закономерности в хозяйственной деятельности

    4) изучить биологию редких и исчезающих видов растений и животных

    Ответы к тесту № 1

    по теме «Абиотические факторы среды»

    1 вариант

    2 вариант

    4

    1

    4

    2

    3

    2

    1

    2

    4

    1

    1

    4

    3

    2

    1

    4

      2

      1

      3

      2

      2

      2

      4

      1

      1

      4

      4

      2

      4

      3

      4

      3

         

        Ответы к тесту №2

        по теме «Цепи питания. Экосистема, ее компоненты»

        Вариант 1

        Вариант 2

        1

        3

        2

        3

        4

        3

        1

        4

        4

        1

        3

        1

        3

        4

        4

        2

        4

        4

        3

        4

          1. 2

            4

            3

            4

            3

            2

            4

            1

            4

            1

            1

            2

            3

            4

            4

            3

            4

            4

            2

            4

            Ответы к тесту №3 по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»

            Вариант 1

            1 10. 4

            1 11. 1

            2 12. 1

            2 13. 1

            3 14. 3

            4 15. 1

            3 16. 3

            4 17. 3

            4 18. 1

              Вариант 2

              3 10. 4

              2 11. 1

              3 12. 3

              3 13. 2

              1 14. 4

              2 15. 4

              3 16. 4

              4 17. 2

              4 18. 3

                xn--j1ahfl.xn--p1ai


                Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта