Классификация растений 6 класс конспект урока. конспект урока с презентацией по биологии на тему "Классификация голосеменных растений" (6 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока биологии ( 6 класс-комплект) по теме: «Основы систематики растений». Классификация растений 6 класс конспект урока


Конспект урока биологии ( 6 класс-комплект) по теме: «Основы систематики растений»

Конспект урока биологии ( 6 класс-комплект) по теме: «Основы систематики растений»-6класс.

«Красная книга растений»

Цель: Выяснить основные систематические группы растений, а также значение Красной книги для сохранения растений на Земле (слайд №1).Методы работы: Беседа с элементами самостоятельной работы.Оборудование: набор гербария, муляж Бере зимняя Мичурина и исходные формы,

компьютер.Проверка знаний. 5кл.- работа с гербарием. Задание: Выбрать из набора гербария лекарственные растения, и рассказать об их использовании.(Учащиеся 5 кл. изучают гербарий, учитель даёт информацию уч-ся 6кл. о работе с тестами).

^ (учащиеся получают заготовленные тесты для работы).

(Литература: УМК Е.М.Бенуж .Тесты по биологии.)

1.Встаьте пропущенные слова.

Пыльцевые зёрна у покрытосеменных образуются в …. …, каждое из которых

состоит из … и … клеток.

2.Закончите предложение.

Зародышевый мешок формируется в ….

3. Закончите предложение.

На вершине семязачатки имеется…..

4.Выберите правильное определение.

Двойное оплодотворение – это:

А.Образование двух пыльцевых зёрен

Б.Образование пыльцы и зародышевого мешка

В.Образование двух спермиев

Г.Слияние одного спермия с яйцеклеткой, второго – с центральной.

5.Составьте схему развития покрытосеменных растений, используя термины:

1.Семя. 9.Проросток.

2.Завязь. 10.Молодое растение.

3.Семязачаток. 11.Взрослое растение.

4.Пыльцевой мешок. 12.Тычинки.

5.Клетка пыльцы. 13.Пестик.

6.Спермии. 14.Яйцеклетка.

7.Цветок. 15.Эндосперм.

8.Зародыш.

6.Выберите правильное определение.

Опыление – это:

А.Слияние мужских и женских гамет.

Б.Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

В.Перенос пыльцы ветром.

Г.Перенос пыльцы с одного цветка на другой.

7.Из перечисленных явлений укажите буквами характерные признаки для:

1.Самоопыления

2.Перекрёстного опыления.

А.Происходит в закрытом бутоне;

Б.Перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце другого цветка;

В.Перекомбинация наследственных признаков;

Г.Пыльца из тычинки попадает на рыльце одного и того же растения;

Д.Потомство очень похоже на родительское растение;

Е.Половые клетки имеют одинаковые наследственные признаки;

Ж.. Потомство может приобрести новые свойства.

8. К насекомоопыляемым растениям относятся:

А.Клевер. Г.Рожь.

Б.Ночная красавица. Д.Дуб.

В.Кукуруза. Е.Ольха.

9.К ветроопыляемым растениям относятся:

А.Тополь. Г.Берёза.

Б. Яблоня. Д.Груша.

В.Одуванчик. Е.Львиный зев.

10.Искусственное опыление производят с целью:

А.Повышение урожайности культурных растений;

Б.Выведения новых сортов;

В. Избежания переноса заболеваний с одного растения на другое;

Г.Все утверждения верны.

Учащиеся 6 кл. письменно работают с тестами, по окончании сдают на проверку учителю, учащиеся 5кл. рассказывают о значении лекарственных растений.

^ (14+8мин. с/р)

Новую тему мы сегодня начнём необычно, с разгадывания загадок. (Литература. Журнал «Биология» №14,2008г.Первое Сентября.)

Мягок, а не пух, На шнурочке-белые звоночки (Ландыш).

Зелен, а не трава (Мох).

В сенокос горька,

Зелена, а не луг, А в мороз сладка,

Бела, а не снег, Что за ягодка? (Рябина).

Кудрява, а без волос (Берёза).

Будто снежный шар, бела

Я из крошки-бочки вылез, По весне она цвела,

Корешки пустил и вырос, Нежным запахом пьянила.

Стал высок я и могуч, А как осень наступила-

Не боюсь ни гроз, ни туч. Разом сделалась она

Я кормлю свиней и белок, Вся от ягоды черна (Черёмуха).

Ничего, что плод мой мелок (Дуб).

Учащиеся делают вывод, что в природе много разных растений, которые отличаются по признакам друг о друга.

Учитель. Специалисты подсчитали, на Земле более 500 тысяч разных растений, которые произрастают на всех континентах земного шара. Например: карликовые ивы, растущие в тундре Гренландии высотой 5см., а такие гиганты высотой120-150м, как эвкалипты, секвойи, баобаб растут в Австралии. В России, начиная от Сибири, до побережья Тихого океана произрастает самое многочисленное число видов хвойных растений. Сосна, ель, пихта относятся к группе вечнозелёных растений, а также интересны тем, что в отличие от других, они выделяют особые летучие вещества-фитонциды, которые убивают или подавляют развитие многих вредных бактерий, не только в лесу, но и в его окрестностях. Чтобы ориентироваться в этом многообразии, все растения разделены на группы, т.е. систематизированы.

^

Особи - имеющие сходное происхождение и жизнедеятельность, объеденены в понятие

ВИД

РОД

СЕМЕЙСТВА

КЛАССЫ

ОТДЕЛЫ

ЦАРСТВА

^ Задание – прочитать название растений (5кл.) и указать вид и род (6кл.), отметить, что все растения названы двумя словами.

Учитель. Растения широко распространены, но есть растения, которые очень редко встречаются, поэтому они занесены в Красную книгу.^

*Создана как « Red Data» в 1966г.

*В СССР на основе данной книги созлана своя в 1974г.

*Содержит более 680 видов растений

*Находятся растения под угрозой исчезновения

*Занесены редкие растения

*Аналогичные книги имеют США, Япония, Швеция, Германия.

Учитель. Даёт краткую информацию о Красной книге. Читает стихотворение А.Новик.

(Литература. Журнал «Биология» №14,2007г.Первое Сентября.)

Он долго рос,

Он ждал весны,

И, наконец расцвёл!...

Тебе другие снились сны-

Рукой его ты смёл.

Сорвал цветок с лица Земли,

А он хотел цвести!

Постигнуть трудно красоту

И так легко смести!

А под сосной, где ты украл

Природную красу,

Два одинокие листа

На землю льют росу.

(беседа о стихотворении). Вывод - редкие растения надо охранять и беречь.

Это стихотворение о ландыше, который тоже занесён в Красную книгу

^

--Сохраните леса такими, чтобы они могли радовать нас, наших детей и внуков наших внуков.

-- Приходите в лес с любовью к природе.

-- Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что невидима вам, включая микроорганизмы.

-- Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, на чём они росли:

деревья, кустарники, грибницы.

-- Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищения его красотой.

^ Прочитать учебник стр.168 и заполнить таблицу,

о растениях занесённых в Красную книгу ( образец таблицы на доске)

Название растений. Время цветения. Где растёт.

6кл.Учитель обращает внимание учащихся на то, что более подробно систематику растений класс будет изучать на следующих уроках. Далее класс изучает понятие вид и сорт. (Слайд) №4

Вид.

1.Формируется в природе самостоятельно.

2.Влияют окружающие условия .

3.Нацелен, на самостоятельное сохранение потомства.

Сорт.

1.Формируется под воздействием человека.

2.Обладает определёнными хозяйственными признаками.

3.Потомство сохраняет человек.Показывает муляж Бере зимняя Мичурина и исходные формы ( понятие вид-сорт).

Далее учащиеся самостоятельно (можно группами или парами, зависит от числа учеников) рассматривают аналогичный гербарий и сравнивают с культурными формами растений,

Делают соответствующий вывод, сообщают, проверяя и дополняя друг друга.

Закрепление. Слайд №5.

Эпилог.

Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родного севера неприхотливый лес,

Ты полон свежести и всё в тебе живое,

И столько у тебя загадок и чудес!

Р.Рождественский.

Анализируя стихотворение, закрепляем основные понятия (6кл.) связываем с самостоятельной работой 5кл (чудесные, загадочные растения, которые надо сохранять, в подтверждение стихотворению сообщают о выполненной самостоятельной работе, по учебнику).

Итоги урока. Д/З;

dopoln.ru

Конспект урока в 6 классе на тему "Систематика растений, ее значение для ботаники"

Урок в 6 классе на тему «Систематика растений, ее значение для ботаники».

Учитель биологии МБОУ «РСШ №1» Комарова Галина Ивановна

Цели:

Образовательная:

  • научить учащихся самостоятельно добывать знания;

  • формировать у учащихся знаний и умений о многообразии растительного мира.

Развивающие:

  • развивать устную связную речь учащихся, обогащать их словарный запас, развивать представления, воображение, внимание;

  • развивать интерес к изучению предмета, нестандартное критическое мышление через выполнение различных дифференцированных заданий, формирование умения анализировать, обобщать, делать выводы, оценивать.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к живым объектам;

  • повысить восприимчивость учащихся к проблемам, связанным с проблемами окружающей среды.

Планируемые результаты

Личностные:

  • готовность к саморазвитию и самообразованию;

  • ответственное отношение к выполнению учебных задач;

  • формирование познавательного интереса к изучению природы, научного мировоззрения, эстетическое восприятие живой природы.

Метапредметные

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, сравнивать, анализировать, обосновывать и делать выводы.

Регулятивные:

  • определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;

  • выполнять задания по предложенному плану, оценивать результаты своей деятельности.

  • умение организовать свою деятельность, контролировать и корректировать выполнение своей работы, оценивать полученные результаты.

Коммуникативные:

  • умение слушать и слышать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, работать в группах;

  • строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и взрослыми при выполнении совместной работы;

  • аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

  • формирование первоначальных представлений о науке систематике, о классификации растений, о систематических группах растений;

  • объяснение роли использования бинарной номенклатуры для ботаники и для человека;

  • ознакомление с правилами классификации растений.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы обучения:

  • словесные методы: рассказ, объяснительная беседа;

  • проблемные, частично-поисковый;

  • наглядно-образный;

  • самостоятельная работа, работа в парах.

Средства:

  • предметные средства: презентация учителя;

  • практические средства: выполнение самостоятельной работы;

  • интеллектуальные средства: анализ, сравнение, сопоставление;

  • эмоциональные средства: интерес.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация, карточки-задания для индивидуальной работы, для работы в паре, карточки для самооценки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Основные вопросы:

  1. Какова роль систематики как науки?

  2. Как и кто называет растения?

  3. Что является основой деления царства Растения на систематические группы?

  4. По каким признакам растения объединяют в группу «вид»?

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление знаний

  5. Подведение итогов

  6. Домашнее задание

  7. Рефлексия

Ход урока

1. Организационный. Учитель приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку, мотивирует к учебной деятельности, сообщает план работы на уроке.

2. Актуализация знаний.

Вспомните: на какие царства подразделяются живые организмы? Слайд 1. и Слайд 2.

3. Изучение нового материала.

3.1.Постановка проблемного вопроса. Слайд 3.

Какая наука изучает многообразие растений, и какое значение она имеет для ботаники?

3.2.Формулировка темы, постановка целей и задач урока, определение способов действия для решения задач к достижению цели. Слайд 3.

Учитель дает понятие о систематике растений как о разделе биологии, значении систематики растений.

Учитель. Кто назовет мне тему нашего урока?

Учащиеся называют тему урока, учитель корректирует, если это необходимо.

Учитель. Кто сформулирует цель нашего урока?

Учащиеся определяют цель урока, учитель корректирует, если это необходимо.

Учитель. Какие задачи необходимо решить для достижения поставленной цели?

Учащиеся определяют задачи урока, учитель корректирует, если это необходимо.

Учитель. Предложите способы решения задач к достижению цели?

Учащиеся определяют способы решения задач для достижения цели, учитель корректирует, если это необходимо.

3.3.Рассказ учителя о жизни и деятельности выдающегося шведского ученого-систематика Карла Линнея, дает понятие вида как основной структурной единицы в системе растительного мира, бинарном названии вида, сорта приводит примеры видов растений. Слайд 5. И Слайд 6.

3.4. Самостоятельная работа учащихся.

3.4.1.Критерии оценки выполненной самостоятельной работы. Слайд 7.

  • Если все правильно выполнено и в полном объеме, то 2 балла.

  • Если допущены ошибки, то 1 балл.

  • Если все – неправильно, то 0 баллов.

3.4.2. Индивидуальная самостоятельная работа по заданию: изучите текст, статьи «Название растений» на стр.105 учебника, выполните задания 1, в рабочей тетради, сравните полученные результаты выполненного вами задания с правильным ответом, проанализируйте и оцените выполненную вами работу по критериям, предложенным учителем.

Индивидуальная самостоятельная работа с текстом учебника параграфа 19 и выполнение задания 1. в рабочей тетради. Слайд 8.

Задание 1. Из предложенного списка выберете, и запишите в таблицу виды и роды растений: ромашка лекарственная, рябина, калина красная, ель, сосна обыкновенная, сосна сибирская, черемуха, колокольчик. Слайд 9.

Проверка, самоанализ и самооценка учащимися выполнения задания по предложенным критериям. Слайд 10.

Правильный ответ выполненного задания 1.

3.4.3.Самостоятельная работа в парах по заданию: найдите в тексте параграфа 19 учебника необходимую информацию, обсудите ее в паре и выполните задание 2 в рабочей тетради (оказание помощи обучающимся при возникновении трудностей). Слайд 11.

Задание 2. Поясните, что означает бинарное название вида. Приведите примеры видовых названий растений одного рода, распространенных в вашей местности.

Правильный ответ выполненного задания 2. Слайд 12.

        1. Бинарное название или двойное (состоит из двух слов).

        2. Смородина черная, смородина красная.

        3. Ромашка лекарственная, ромашка обыкновенная.

Проверка, самоанализ и самооценка учащимися выполнения задания по предложенным критериям.

3.5.Объяснение учителя с опорой на схему учебника (рис. 105) и схему презентации учителя об основных единицах классификации растений от царства до вида, дает понятие таксону, отмечает, что отдел самая крупная единица в царстве растений, а царство – в систематике растений. Приводит примеры соподчинения каждой группы растений, начиная с царства на примере растений, демонстрируемых в презентации (при объяснении использует слайды презентации). Слайд 13.

3.6. Практическая работа. Расположите систематические категории, в порядке возрастания по предложенной карточке по карточке 1. (Приложение 1). Слайд 14

Карточка 1. Расположите систематические категории, в порядке возрастания начиная с наименьшей единицы.

Класс

Вид

Семейство

Царство

Порядок

Род

Отдел

Вариант правильного выполнения задания. Слайд 15.

Вид

Род

Семейство

Порядок

Класс

Отдел

Царство

Проверка, самоанализ и самооценка учащимися выполнения задания по предложенным критериям.

4.Закрепление знаний (о науке систематике растений и ее значении; о единицах классификации растений; о виде как основной структурной единице в системе растений). Выполнение задания по предложенной карточке «Ответьте на вопросы и запишите правильные ответы» по вариантам 1,2. (Приложение 2.). Слайд 16.

Карточка 2. Ответьте на вопросы и запишите правильные ответы.

Вариант 1

  1. Что такое систематика?

  2. Кто является родоначальником систематики?

  3. Какая самая крупная единица систематики?

  4. Что такое бинарная номенклатура?

  5. Что такое вид?

Карточка 2.Ответьте на вопросы и запишите правильные ответы.

Вариант 2.

              1. Что называется классификацией?

              2. Что такое таксон?

              3. Какая самая мелкая единица систематики?

              4. Каково значение латинских названий?

              5. Что такое сорт?

Правильные ответы. Слайд 17.

Вариант 1.

  1. Наука о многообразии.

  2. К. Линней.

  3. Царство.

  4. Двойное название.

  5. Наименьшая группа системы классификации.

Вариант 2.

  1. Распределение по группам.

  2. Группа родственных организмов.

  3. Вид.

  4. Они понятны всем биологам мира.

  5. Это группа созданная человеком.

Проверка, самоанализ и самооценка учащимися выполнения задания по предложенным критериям.

5.Подведение итогов.

5.1. Подсчет суммы баллов за выполнение заданий в рабочей тетради и по карточкам, соотношение полученных результатов самостоятельной работы с критериями оценки и выставление оценки по 5-бальной системе. Слайд 18.

Максимальное количество баллов – 8.

Критерии оценки:

  • 7-8 баллов – «5»;

  • 5 -6 баллов – «4»;

  • 4 баллов – «3»;

  • Менее 4-х баллов – «2».

5.2. Заполнение карточки 3. «Подведем итоги». Слайд 19.

Карточка 3. «Самооценка» (Приложение 3.). Слайд 20.

Заполните карточку

1.Количество баллов за выполнение задания 1 в рабочей тетради –

2.Количество баллов за выполнение задания 2 в рабочей тетради –

3.Количество баллов за выполнение задания по карточке 1. «Расположите систематические категории в порядке возрастания» –

4.Количество баллов за выполнение задания по карточке 2. «Ответьте на вопросы и запишите правильные ответы» по вариантам –

6. Задание на дом. Слайд 21.

  1. Изучить текст и рисунки параграфа 19 учебника, выполнить задание 3 в рабочей тетради.

  2. Творческое задание (по выбору ученика) используя информационные ресурсы, подготовьте презентацию или напиши короткий рассказ о жизни и деятельности К. Линнея.

7. Рефлексия. Слайд 22.

  • Не удалось разобраться в теме.

  • Остались вопросы.

  • Тема раскрыта, все понятно.

Приложения

Приложение 1. Карточка 1. Расположите систематические категории, в порядке возрастания начиная с наименьшей единицы

Класс

Вид

Семейство

Царство

Порядок

Род

Отдел

Приложение 2. Карточки для закрепления знаний в двух вариантах.

Карточка 2. Ответьте на вопросы и запишите правильные ответы.

Вариант 1

1.Что такое систематика?

2.Кто является родоначальником систематики?

3.Какая самая крупная единица систематики?

4.Что такое бинарная номенклатура?

5.Что такое вид?

Карточка 2.Ответьте на вопросы и запишите правильные ответы.

Вариант 2.

1.Что называется классификацией?

2.Что такое таксон?

3.Какая самая мелкая единица систематики?

4.Каково значение латинских названий?

5.Что такое сорт?

Приложение 3. Карточка для самооценки самостоятельной работы на уроке.

Карточка 3. «Самооценка»

Заполните карточку

1.Количество баллов за выполнение задания 1 в рабочей тетради –

2.Количество баллов за выполнение задания 2 в рабочей тетради –

3.Количество баллов за выполнение задания по карточке 1. «Расположите систематические категории в порядке возрастания» –

4.Количество баллов за выполнение задания по карточке 2. «Ответьте на вопросы и запишите правильные ответы» по вариантам –

infourok.ru

конспект урока с презентацией по биологии на тему "Классификация голосеменных растений" (6 класс)

КГУ Кустовская основная школа

Классификация голосеменных растений

(открытый урок 6 класса)

Выполнила: Зырянова Т.П.

учитель биологии и химии

2014г

Урок № 39

Тема: Классификация голосеменных растений

Цель: Формирование у учащихся понятия о многообразии голосеменных.

Задачи:

  1. Познакомить с многообразием голосеменных растений и их классификацией.

  2. Развитие познавательного интереса к многообразию растительного мира и проблемам экологии.

  3. Формирование экологического воспитания и самостоятельности при выполнении лабораторной работы.

Оборудование: гербарий, таблицы с хвойными растениями, тесты

Ход урока

Вводо-эмоциональный этап.

Ребята посмотрите в окно: Что вы видите за окнами? Какое настроение у вас вызывает зима? А с каким настроением вы пришли на урок мы узнаем после того как вы выберите один из смайликов, лежащих у вас на столе. (Слайд 2)

Сегодня мы с вами продолжим изучение окружающего нас мира. Эпиграфом нашего урока я бы взяла слова:

Жить в зеленом мире этом

Хорошо зимой и летом

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком.

В облаках кружиться птицей

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.

Человек природе друг.(Слайд 3)

Актуализация знаний учащихся. Ответьте на вопросы (Слайд 4):

- На какие подцарства разделено Царство растений?(низшие, высшие)

- Какие растения составляют подцарство низших растений? (водоросли)

- В чем разница высших и низших растений? (у высших растений имеются ткани и органы)

- Какие растения относятся к высшим споровым?(моховидные, плауновидные, хвощевидные и папоротниковидные)

- Почему к ним добавляется слово споровые?(размножение при помощи спор)

- Игра «Третий лишний»(Слайд 5). Укажите лишнее слово и объясните свой выбор:

Маршанция, кукушкин лен, сфагнум (лишайник, мох, мох)

Хвощ лесной, хвощ полевой, саргассум(хвощ, хвощ, мох)

Хламидомонада, орляк, ламинария(водоросль, папоротник, водоросль)

Антеридии, архегонии, гаметофит(мужская половая клетка, женская половая клетка, жизненный цикл, развития половых клеток)

Проверка домашнего задания(Фронтальная беседа):

-Какой отдел мы рассмотрели на прошлом уроке? (голосеменные)

-Почему их так называют? (размножаются при помощи семян, но плод не образуют)

-Кто стал прародителем голосеменных?( древнейшие представители отдела папоротниковидных)

-В чем их отличие от папоротников и покрытосеменных?( Имеются семяпочки (в отличие от папоротников), но отсутствуют плодолистики (в отличие от цветковых))

-Каковы особенности организации голосеменных? (У голосеменных появляются семена. Это более совершенные, чем споры, единицы размножения и расселения, так как в них есть зародыш и запасные питательные вещества, необходимые на первых этапах его развития.)

-Назовите жизненные формы(деревья, кустарники и лианы)

-Особенности строения голосеменных? (Большинство вечнозеленые, но есть и листопадные. Плотные оболочки защищают семя от неблагоприятных факторов, многие из которых губительны для спор. Семенные растения приобрели преимущества в борьбе за существование, что и определило их расцвет при иссушении климата У голосеменных в коре и древесине имеются смоляные каналы, заполненные смолой и эфирными маслами. Игольчатые листья сосны покрыты жесткой кутикулой. Устьица погружены в ткань, что снижает испарение воды)

-Назовите представителей голосеменных растений.

Изучение новой темы. (фронтальная беседа с показом презентации)

На Земле насчитывается более 600 видов голосеменных. Появилась необходимость классификации голосеменных (слайд 6). Голосеменные разделили на отделы: Саговниковидные, Гинкговидные, Гнетовидные, Хвойные. Хвойные разделены на классы: Кипарисовые, Тисовые, Головчатотисовые, Араукариевые,Таксодиевые, Ногоплодниковые. Рассмотрите разнообразие отделов (слайд 7-10). В нашем районе встречаются хвойные: сосна обыкновенная, голубая ель, туевый кустарник.

Размеры Хвойных самые разные – встречаются все переходы от карликовых форм до настоящих гигантов По гигантским размерам первое место принадлежит секвойе вечнозеленой (мамонтово дерево). Это самое высокое дерево в мире. Его средняя высота более 90 м, а рекордная – 117 м; диаметр ствола может достигать 12 м.

По толщине ствола секвойя уступает только мексиканскому болотному кипарису, толщина ствола которого может достигать 16 м.

Среди карликовых Хвойных первенство принадлежит новозеландскому дакридиуму рыхлолистному, высота которого менее 1 метра. Это крошечное хвойное с тонкими стелющимися стеблями образует заросли на горных и субальпийских торфяниках в районах с влажным климатом

Некоторые виды Хвойных – одни из самых долгоживущих растений в мире

Таким долгожителем является мамонтово дерево, возраст некоторых его экземпляров – более 3000 лет. Однако рекорд долгожительства побивает другой вид – североамериканская сосна долговечная. В Восточной Неваде был найден экземпляр этого вида, возраст которого определяется приблизительно в 4900 лет, т.е почти пять тысячелетий. Значит, уже во время строительства пирамиды Хеопса это растение уже было довольно старым (ему было более 200 лет).

Рассмотрите разнообразие хвойных растений (слайд 11-13).

Зеленые листья Хвойных чаще всего сидячие, но иногда – с коротким черешком

Почти всегда они цельные, и лишь у некоторых видов пихты листья на верхушке выемчатые. Их длина от 1–2 до 30–40 см. Самые длинные листья среди современных Хвойных – у североамериканской сосны болотной, хвоя которой достигает 45 см длины

Листья Хвойных вечнозеленые (за редким исключением), плотные, жесткие и кожистые, покрыты восковым веществом. Листорасположение спиральное или очередное, реже – мутовчатое или супротивное. Узкие листья (хвоя) имеют одну жилку, широкие – много параллельных жилок. В сечение листья плоские, четырехгранные или округлые (слайд 14).

Самостоятельная групповая работа. Лабораторная работа №20 Внешнее строение хвойных растений (слайд 15).

Цель: Изучение строения хвои

Оборудование: гербарий и рисунки хвойных растений, коллекция «Голосеменные растения», линейка.

Техника безопасности:

1. Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.

  1. Работай с гербарными образцами очень осторожно, т.к. они очень хрупкие.

  2. После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.

Ход работы:

  1. Назовите растения на рисунке. (слайд 16).

1.__________________________ 2. _________________________________

3. __________________________ 4. _________________________________

  1. Рассмотри гербарные образцы веток ели, лиственницы, можжевельника, сосны.

Рассмотри игловидные листья – хвою. Определи, как располагается хвоя на стебле: поодиночно, пучками или парами. Измерь линейкой длину хвоинок. Наблюдения запиши в таблицу (слайд 17):

Название растения

Длина хвои

Расположение хвои на стебле

Форма шишек

Окраска шишек

  1. Сосна обыкновенная

2. Ель

3. Можжевельник

  1. Лиственница

Проверь свои знания (слайд 18):

1. Какие голосеменные растения вы знаете?

2. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму свой летний наряд?

3. Почему сосну и ель (и других представителей) называют хвойными?

4. Чем ель отличается от сосны?

5. Какая птица способствует распространению кедровой сосны?

6. Почему смолу хвойных называют «живицей»?

7. Почему в сосновых борах строят противотуберкулезные санатории?

8. Почему хвойные остаются зимой зелеными?

9. Почему сосна и ель плохо живут в городских условиях?

Домашняя работа §20 составить синквейн «Отдел Хвойные», написать эссе «Общая характеристика Голосеменных».

Рефлексия. Подведение итога урока, выставление оценок.

-Какие затруднения у вас возникли на уроке?

-Что нового вы узнали?

-Чему научились?

-Покажите смайликами с каким настроением уходите с урока?

Используемые источники

  1. К. Кайым, Р. Сатимбекова, А. Аметов, Ж. Кожантаева Биология 7 класса, Алматы «Атамура», 2012

  2. Биология в таблицах: 6 -11 классы / Сост.: Т.А. Козлова, B.C. Кучменко, - М., Дрофа, 1998.

  3. В.А. Корчагина Биология 6-7 класса, Москва, 1999

  4. Биология. Методическое пособие. Сост.: К. Кайым, Р. Сатимбекова, А. Аметов, Ж. Кожантаева, Алматы «Атамура», 2003

  5. Учебник Биология. М.Гильманов, А.Соловьева, Л.Абшенова. – Алматы: Атамура, 2009.

  6. Жүнісқызы К., Алимкулова Р. Биология 6 класс, Алматы «Атамура», 2011г

  7. http:kollegi.kz/publ/

  8. www.prosholu.ru

  9. http://учительский.сайт

  10. http://yandex.kz/yandsearch?text=

  11. http://yandex.kz/clck/jsredir?from=yandex.kz%3Byandsearch%5&mc=4.727238692959774

www.metod-kopilka.ru

Конспект урока: "Понятие о систематике растений".

Класс: 6 "Б"

Дата: 20.12.16

Тема: Понятие о систематике растений.

Тип: комбинированный, изучение новой темы.

Методы: самостоятельная работа, наглядно-иллюстративный, поисковой, практический, «мозговой штурм», игровой (ребусы).

Наглядность: презентация, портрет К. Линнея, карточки, гербарный материал.

Цель: Дать представление, понятие о систематике растений. Формирование знаний о классификации растительного мира.

Задачи: Дать знания о происхождении различных таксономических единиц: вид, семейство, класс, царство. Раскрыть роль известного учёного Карла Линнея в систематике, его заслуги. Формировать основополагающие понятие о систематике растений, о способах распределения растений по группам (таксонам). Вид как основная единица систематики растений.

Развивать умения сравнивать, анализировать, видеть причинно-следственные связи, развивать речь, логическое мышление, умение применять полученные знания на практике.

Воспитывать трудолюбие, нравственные качества, взаимопомощь, интерес к изучаемому предмету.

Ход работы

Организационный момент

- Приветствие: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет интересный урок, мы открываем новую страницу знаний о растениях.

- Фиксация отсутствующих.

Эмоциональный настрой.

Встать друг к другу лицом.

Поприветствовать друг друга:

- глазами - (м/о подмигнуть).

- головой (кивнуть головой).

- руками (пожать друг другу руку, помахать друг другу).

- словом («привет!» или «здравствуй!»)

- молодцы!

На партах лежат смайлики, но они без эмоций, дорисуйте пожалуйста эмоции, которые отражают ваше настроение в начале нашего урока.

Сегодня на уроке я вам желаю получить знания, которые пригодятся вам в жизни, желаю, что бы вы справились со всеми заданиями и получили хорошие оценки.

Актуализация.

"Мозговой штурм"

Перед вами лежат конверты с картинками, ваша задача распределить их на группы.

На сколько групп вы поделили? (ответ учащихся на 3 группы)

У всех ли получилось такое количество групп или нет?

А у вас, а по какому принципу вы разделили? (Ответ учащихся

грибы растения животные).

- Да, молодцы! Вы правильно разделили.

Но у меня есть к вам вопрос: а можно ли это назвать системой? (Ответ учащихся – да).

Давайте попробуем сформулировать, что есть система? (ответ учащихся). Слайд №2.

Привести примеры - школа, клетка, биология и так далее (ответы учеников). Слайды № 3,4,5.

Сегодня мы с вами поближе познакомились с царством растений, узнаем об особенностях классификации растений, с понятием систематика, узнаем, кто стоял у истоков этой науки.

И так, тема нашего сегодняшнего урока: Понятие о систематике растений (записать число и тему). Слайд №6.

Реализация.

  1. Работа с терминами. Презентация, слайд №7.

Задание: Найти и записать, что такое система, систематика, классификация, вид, бинарная номенклатура (название). Работа с учебником , интернетом.

Проверка, озвучивание терминов.

Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Систематика – особая область биологии которая занимается распределением растений по группам, т.е. систематизирует их.

Классификация – это распределение всех живых организмов по группам, на основании выделения каких-либо общих для данной группы признаков.

Вид – это группа особей, имеющих сходные признаки и дающие при скрещивании плодовитое потомство. Слайды №8-10

Схема классификации царства растений. Слайды №11,13

2) Записать признаки классов Слайд № 15

а) Класс двудольные

б) Однородные

Ответы, самостоятельная работа.

Задание:

Распределите растения по классам: однодольные, двудольные.(Гербарный материал).

  1. Вид - основная структурная единица в систематике.

Род – систематическая группа, состоящая из видов, объединенных родственными связями. Слайд №18

Сообщения учеников: «К.Линней. Краткая биография», «Заслуги К. Линнея в систематике растений» Слайд № 19.

Задание: 1. Разгадать ребус. 2. Назвать родовое и видовое названия растений.

Ответы учеников: Земляника лесная. Липа мелколистная.

Закрепление.

1) Определите виды и роды названых растений.

2) Дайте определение понятиям систематика, вид?

3) Какое отношение к систематике имеет Карл Линней? Слайд №24, 25

Рефлексия

Выбрать стикер:

Зеленый – Все понятно.

Желтый – Были затруднения.

Красный (розовый) – Не усвоил (а) тему.

Дорисовать на смайлике свои эмоции, которые возникли у вас после урока. Пояснения учеников.

Домашнее задание.

  1. Подготовить сообщения о водорослях.

  2. Учить термины.

kopilkaurokov.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта