Каковы функции комнатных растений биология. Применение комнатных растений в преподавании биологии в школе. Кактусы - как объекты изучения на уроках ботаники.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Использование комнатных растений для формирования у школьников биологических понятий. Каковы функции комнатных растений биология


каковы функции образовательной ткани у растений?

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ (меристемы), ткани растений, состоящие из клеток, которые длительное время сохраняют способность к делению. Благодаря многократному делению этих клеток происходит рост растений в течение всей их жизни (у некоторых деревьев это сотни и даже тысячи лет). Второе важное свойство клеток меристем заключается в том, что они дают начало специализированным клеткам, образующим постоянные ткани – покровные, основные, проводящие, механические, выделительные. В зависимости от распределения на теле формирующегося растения выделяют четыре вида меристем. Верхушечные, или апикальные, меристемы обеспечивают рост побегов и корней в длину. Боковые, или латеральные, меристемы обусловливают нарастание стеблей и корней в толщину и называются камбием. Вставочные, или интеркалярные, меристемы временно сохраняются в междоузлиях стебля и в основаниях молодых листьев, обеспечивая рост этих участков, но затем превращаются в постоянные ткани. Раневые, или травматические, меристемы возникают в местах повреждения растения, где образуют защитный каллюс. Вопрос о том, каким образом из одинаковых меристематических клеток образуются различные ткани, т. е. как происходит клеточная дифференцировка, остаётся нерешённым.

Образовательная ткань (меристема) дают начало всем постоянным тканям, обеспечивают рост органов. По происхождению они могут быть Первичными ( производными зародышевых тканей семени ) или вторичными, возникающими позже. По топографии ( расположению в теле растений ) – верхушечными, боковыми, вставочными. Апикальные, Или Верхушечные, меристемы Возникают в зародыше семени, сохраняются в Апексах — на кончике корня и на верхушке побега, обеспечивают рост органов в длину. Латеральные, Или Боковые, меристемы Располага­ются вдоль тела растений, формируют в основном проводящую систему ( проводящий цилиндр ) и вызывают рост органов в ширину К ним относят­ся: первичные — Прокамбий, перицикл И вторичные — Камбий, феллоГен (пробковый камбий). Прокамбий образует первичные проводящие ткани : I луб ( флоэму ) и I древесину ( ксилему ), камбий – II луб и II древесину. Пробковый камбий ( феллоген) формирует вторичную покровную ткань – перидерму Интеркалярные, Или Вставочные, меристемы Первичны. Это остатки апикальных меристем. Обеспечивают рост черешков, тычиночных нитей, междоузлий и т. д. Травматические, или раневые, меристемы Вторичны, возникают в местах повреждения. Деление меристем сти­мулируют Фитогормоны. Клетки меристемы паренхимные, живые, тонко­стенные, плотно сомкнутые, с густой цитоплазмой, крупным ядром, большим количеством рибосом. Пластиды в форме пропластид и лей­копластов, вакуоли отсутствуют или очень мелкие. Те клетки меристемы, что находятся в состоянии постоянного деления, называются Инициалями, А те, что образуются из них и подвергаются дифференцировке, это Производные инициалей, Или Основная меристема.

деление её клеток обеспечивает рост растений. Из неё например полностью состоит зародыш растения

обеспечивает рост растений

то чувство, когда человеку на вопрос отвечают спустя 5 с половиной лет...

Образовательная ткань (меристема) дают начало всем постоянным тканям, обеспечивают рост органов. По происхождению они могут быть Первичными ( производными зародышевых тканей семени ) или вторичными, возникающими позже. По топографии ( расположению в теле растений ) – верхушечными, боковыми, вставочными. Апикальные, Или Верхушечные, меристемы Возникают в зародыше семени, сохраняются в Апексах — на кончике корня и на верхушке побега, обеспечивают рост органов в длину. Латеральные, Или Боковые, меристемы Располагаются вдоль тела растений, формируют в основном проводящую систему ( проводящий цилиндр ) и вызывают рост органов в ширину К ним относятся: первичные — Прокамбий, перицикл И вторичные — Камбий, феллоГен (пробковый камбий). Прокамбий образует первичные проводящие ткани : I луб ( флоэму ) и I древесину ( ксилему ), камбий – II луб и II древесину. Пробковый камбий ( феллоген) формирует вторичную покровную ткань – перидерму Интеркалярные, Или Вставочные, меристемы Первичны. Это остатки апикальных меристем. Обеспечивают рост черешков, тычиночных нитей, междоузлий и т. д. Травматические, или раневые, меристемы Вторичны, возникают в местах повреждения. Деление меристем стимулируют Фитогормоны. Клетки меристемы паренхимные, живые, тонкостенные, плотно сомкнутые, с густой цитоплазмой, крупным ядром, большим количеством рибосом. Пластиды в форме пропластид и лейкопластов, вакуоли отсутствуют или очень мелкие. Те клетки меристемы, что находятся в состоянии постоянного деления, называются Инициалями, А те, что образуются из них и подвергаются дифференцировке, это Производные инициалей, Или Основная меристема.

touch.otvet.mail.ru

Использование комнатных растений для формирования у школьников биологических понятий

Использование комнатных растений для формирования у школьников биологических понятий

Одной из важных задач в системе школьного биологического образования является формирование у школьников биологических понятий. Неоценимую помощь в решении этой задачи может иметь созданная учителем коллекция комнатных растений.

Подбирать коллекцию можно по – разному. Считают, что наиболее целесообразно ограничиться 25 -30 видами. В кабинете биологии нашей школы собрано 50 видов растений. Это представители разных экологических групп и различных семейств. На уроках они служат демонстрационным материалом при изучении морфологии и систематики растений, их приспособленности к среде обитания, а также для иллюстрации взаимосвязи строения и функций растительного организма. При проведении лабораторных и практических работ некоторые виды растений используются в качестве раздаточного материала. При изучении таких тем ботаники и общей биологии. как: «Строение растительного организма», «Клетка», «Вегетативное размножение растений», «Искусственный отбор», «Селекция растений», «Критерии вида» значение комнатных растений трудно переоценить.

В таблице приведен список комнатных растений кабинета биологии МБОУ «Барило – Крепинская СОШ» и указаны биологические понятия, при формировании которых используются эти растения.

Семейство

Название растения

Биологические понятия, при формировании которых используется данное растение

Амариллисовые

Гиппеаструм гибридный

(Hippeastrum hybrida)

Однодольные растения. Видоизмененный побег – луковица. Параллельное жилкование листьев. Цветок. Соцветие.

Аралиевые

Плющ обыкновенный

(Hedera helix)

Шеффлера древовидная

(Schefflera actinophylla)

Разнообразие стеблей, видоизменение корней (корни - прицепки). Простые листья.

Двудольные растения. Сложные листья. Вегетативное размножение стеблевыми черенками.

Ароидные

Аглаонема переменчивая

(Aglaonema commutatium)

Диффенбахия пятнистая

(Dieffenbachia amoena)

Зантедеския эфиопская (калла)

(Zantedeschia aethiopica)

Монстера деликатесная

(Mohctera deliciosa)

Cингониум ноголистный

(Cyngonium podophyllum)

Филодендрон копьевидный

(Philodendron hastatum)

Филодендрон краснеющий

(Philodendron erubescens)

Сциндапсус золотистый

(Scindapsus aureus)

Однодольные растения. Простые листья. Соцветие – початок. Влаголюбивые растения.

Однодольные растения. Соцветие початок. Простой лист. Пестролистность.

Вегетативное размножение корневищем. Простые листья. Жилкование. Соцветия.

Гигрофиты.

Лианы. Воздушные корни. Влияние факторов внешней среды на испарение воды.

Воздушные корни. Приспособления к испарению воды листьями. Модификационная изменчивость.

Лианы. Вегетативное размножение стеблевыми черенками, воздушными отводками. Простые листья. Систематические таксоны.

Вегетативное размножение стеблевыми черенками. Разнообразие стеблей. Адаптация в среде обитания.

Бальзаминовые

Бальзамин Петерса

(Impatiens peteriana)

Бальзамин Валлера

(Impatiens wallerana)

Двудольные растения. Вегетативные органы растения. Вегетативное размножение стеблевыми черенками. Прививка. Корневое давление. Цветок. Селекция, сорт. Соотносительная изменчивость.

Бегоневые

Бегония тигровая

(Begonia Tiger)

Бегония вечноцветущая

(Begonia semherflores)

Бегония коралловая

(Begonia coralline)

Двудольные растения. Видоизменения побегов. Листовая мозаика. Простые листья. Вегетативное размножение корневищами, листовыми пластинками, стеблевыми черенками. Разнообразие стеблей. Систематические таксоны. Критерии вида.

Бигнониевые

Радермахера китайская

(Radermaxera sinica)

Сложные листья. Листорасположение. Листовая мозаика. Вегетативное размножение стеблевыми черенками.

Виноградные

Роициссус ромбический

(Rhoicissus rhomboidea)

Двудольные растения. Лианы. Простые и сложные листья. Вегетативное размножение стеблевыми черенками. Листовая мозаика.

Гераниевые

Пеларгония зональная

(Pelargonium zonale)

Пеларгония щитовидная

(Pelargonium peltatum)

Двудольные растения. Систематические таксоны. Соцветие зонтик. Цветок. Вегетативное размножение стеблевыми черенками. Прививка. Фотосинтез. Движение листьев к свету. Селекция. Сорт. Соотносительная изменчивость.

Геснериевые

Сенполия гибридная

(Saintpaulia hybrida)

Двудольные растения. Укороченный стебель. Прикорневая розетка. Цветок. Селекция. Сорт. Вегетативное размножение листьями, листовыми черенками.

Губоцветные

Колеус Блюме

(Coleus blumei Benth )

Двудольные растения. Простые листья. Сетчатое жилкование. Супротивное листорасположение. Пестролистность. Модификациооная изменчивость. Вегетативное размножение стеблевыми черенками.

Давалиевые

Нефролепис возвышенный

(Nephrolepis exaitata)

Отдел папоротникообразные. Корневище. Вайи. Сорус. Споровые растения. Заросток. Чередование поколений. Вегетативное размножение делением растения.

Кактусовые

Гелиоцереус прекрасный

(Heliocereus speciosus)

Зигокактус усеченный

(Zygocactus truncatus)

Опунция мелковолосистая

(Opuntia microdasus)

Двудольные растения. Видоизмененные листья и стебли. Фотосинтезирующие стебли. Запасающая ткань. Цветок. Плод ягода. Ксерофиты. Адаптация к испарению воды листьями. Вегетативное размножение прививкой.

Камнеломковые

Камнеломка плетеносная

(Saxifraga sarmentosa tricolor)

Двудольные растения. Вегетативное размножение усами. Укороченный побег с прикорневой розеткой. Простые листья. Сетчатое жилкование листьев.

Кисличные

Кислица Деппе

(Oxalis deppei)

Кислица треугольная

(Oxalis triangularis)

Разнообразие листьев. Тройчатые листья. Вегетативное размножение клубеньками, делением растения. Видоизмененные побеги.

Коммелиновые

Зебрина повислая

(Zebrina pendula)

Сеткреазия пурпурная

(Setcreasea purpurea)

Традесканция белоцветковая

(Tradescantia albiflora)

Клеточное строение растений. Движение цитоплазмы. Способы прикрепления листьев. Листорасположение. Ползучий приподнимающийся стебель. Вегетативное размножение стеблевыми черенками, отводками.

Ластовневые

Стапелия пестрая

(Stapelia variegate)

Двудольные растения. Цветок. Приспособления к опылению насекомыми. Вегетативное размножение делением растения, стеблевыми черенками.

Лилейные

Алоэ пестрое

(Aloe variegana)

Гастерия бородавчатая

(Gasteria verrucjsa)

Сансевиерия трехполосая

(Sansevieria trifasciata)

Хавортия полосатая

(Haworthia tasciata)

Хлорофитум хохлатый

(Chlorophytum comosum vittatum)

Хлорофитум капский

(Chlorophytum variegatu

Юкка слоновая

(Yukka elephantipes)

Однодольные растения. Вегетативное размножение корневыми отпрысками.

Листорасположение. Суккуленты. Вегетативное размножение.

Видоизмененный побег – корневище.

Вегетативное размножение корневыми отпрысками, делением куста, листовыми черенками. Соцветие – кисть.

Суккулент. Запасающая ткань. Вегетативное размножение прикорневыми розетками. Адаптация к уменьшению испарения воды листьями.

Однодольные растения. Вегетативное размножение усами. Видоизмененные корни - клубневые утолщения корней.

Параллельное жилкование листьев. Клеточное строение эпидермиса. Цветок. Систематические таксоны. Критерии вида.

Вегетативное размножение отпрысками и стеблевыми черенками. Разнообразие стеблей. Простые листья. Жилкование листьев

Мальковые

Гибискус китайский

(Нibiscus rosa – sinensis)

Двудольные растения. Жизненные формы растений. Формирование кроны. Очередное листорасположение. Цветок. Вегетативное размножение стеблевыми черенками.

Марантовые

Калатея полосатая

(Calathea zebrina)

Однодольные растения. Простые листья. Пестролистность. Сетчатое жилкование как исключение из правила.

Молочайные

Педиантус титималовидный

(Pedilanhus tithumaloides)

Вегетативное размножение стеблевыми черенками. Простые листья. Пестролистность.

Осоковые

Циперус очереднолистный

(Сyperus alternifolius)

Видоизмененный побег – корневище. Соцветие – колос. Прицветные листья. Гигрофиты. Вегетативное размножение делением растения и розеткой прицветных листьев.

Перечные

Пеперомия туполистная

(Peperomia obtusifolia)

Пеперомия клузиелистная

(Peperomia сlusiifokia)

Двудольные растения. Приспособления к уменьшению испарения воды листьями. Вегетативное размножение стеблевыми черенками.

Птерисовые

Адиантум венерин волос

(Adiantum raddianum)

Отдел Папоротникообразные. Споровые растения. Вайи. Сорус. Вегетативное размножение делением растения. Размножение спорами. Заросток. Гаметофит. Спорофит. Смена поколений.

Толстянковые

Каланхоэ Дегремона

(Kalanchoe daigremontianum)

Красула древовидная

(Krassula argentea)

Очиток Моргана

(Sedum morganianum)

Эчеверия изящная

(Echeveria ekegans)

Двудольные растения.

Вегетативное размножение выводковыми почками, стеблевыми черенками, листьями. Адаптация к уменьшению испарения воды листьями.

Суккуленты. Вегетативное размножение стеблевыми черенками, листьями. Кутикула. Адаптация к уменьшению испарения воды листьями.

Суккуленты. Розетка листьев. Кутикула. Адаптация к уменьшению испарения воды листьями. Вегетативное размножение листьями, листовыми черенками, отводками.

kopilkaurokov.ru

Ответы@Mail.Ru: Почему клубень - это видоизменённый побег и каковы его функции? Биология

Формируется на конце специальных видоизмененных побегов - столонах. Имеет верхушечную и пазушные почки, которые называются глазками. Листья часто редуцированы и места их крепления называются бровками. Во внутреннем строении различают кору, древесину и сердцевину. Именно в сердцевине происходит накопление запасных питательных веществ (крахмала) . Функции - вегетативное размножение.

КлуL9;бень (лат. túber) — видоизменённый укороченный побег растения, имеющий более или менее шаровидную форму в результате разрастания одного или нескольких междоузлий и с редуцированными листьями. Клубни развиваются, как правило, на концах столонов — боковых вытянутых побегов корневища. Как и на большинстве вегетативных побегов, на клубне можно обнаружить пазушные почки (у картофеля их обычно называют «глазки») . Клубни содержат богатые запасы питательных веществ, в основном, крахмала. Человек использует в пищу клубни ряда растений, например, картофеля. С клубнями не следует смешивать корневые клубни, или корнеклубни (утолщённые участки корней, например, у батата) . Кроме того, клубни могут быть использованы для вегетативного размножения растений.

Основные функции корня – закрепление растения в почве, всасывание из почвы растворов минеральных соединений и их транспорт в надземные его части. Однако корень может выполнять и некоторые дополнительные функции. При этом он приобретает определенные особенности строения, называемые видоизменениями корня. У многих растений (например, у свеклы, моркови) в главном корне и основании побега откладываются запасные питательные вещества. В результате этого главный корень утолщается и превращается в корнеплод. У других видов растений (например, у георгин, чистяка весеннего, батата) запасные питательные вещества откладываются в дополнительных или боковых корнях, которые приобретают клубневидную форму. Такие видоизменения называют корневыми клубнями. Корни-присоски встречаются у растений-паразитов и полупаразитов. Эти корни проникают в стебли растений других видов и поглощают их соки. У некоторых растений, произрастающих на болотах и переувлажненных почвах, формируются дыхательные корни. Это боковые корни, растущие вверх и поднимающиеся над поверхностью почвы (или воды). В переувлажненных почвах из–за низкого содержания кислорода дыхание подземной части растения усложняется. Поэтому такие видоизмененные корни поглощают кислород непосредственно из влажного воздуха. Встречаются и корни–прицепки. Это короткие дополнительные корни, отрастающие вдоль надземной части стебля. С их помощью вьющиеся стебли растений цепляются за опору. Вспомните плющ, способный прикрепляться даже к гладким вертикальным стенам домов. Есть также опорные корни, выполняющие функции подпорок. Особый тип видоизменений корня наблюдается у орхидей. Некоторые виды этих растений способны поселяться на стволах деревьев влажных тропических лесов. Их воздушные корни свободно свисают и позволяют получать воду из влажного воздуха.

touch.otvet.mail.ru

по биологии. Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов?

Причина сходства растительных и животных клеток - общность происхождения жизни. Общее в строении растительных и животных клеток: клетка живая, растет, делится. протекает обмен веществ. И в растительных, и в животных клетках имеется ядро, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи. Различия между растительными и животными клетками возникли из-за разных путей развития, питания, возможности самостоятельного движения у животных и относительной неподвижности растений. Клеточная стенка у растений есть ( из целлюлозы ) у животных - нет. Клеточная стенка придает растениям дополнительную жесткость и защищает от потерь воды. Вакуоль есть у растений, у животных - нет. Хлоропласты есть только у растений, в которых образуются органические вещества из неорганических с поглощением энергии. Животные потребляют готовые органические вещества, которые получают с пищей.

Имеются сходства клеток растений и животных. Низшие растения и животные состоят из простых клеток. При этом они часто являются подвижными. Сходства и различия клеток растений и животных требуют детального рассмотрения. То, что между ними наблюдается сходство, является результатом общности происхождения жизни. Как животные, так и растительные клетки обладают следующими свойствами: они живые, делятся, растут, в них происходит обмен веществ. В клетках и тех и других организмов есть цитоплазма, ядро, митохондрии, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, рибосомы. Что касается различий, то они появились в результате разных путей развития, расхождения в питании, а также появления возможности у животных двигаться самостоятельно, в отличие от растений. У последних клеточная стенка есть, она состоит из целлюлозы. У животных же ее не наблюдается. Функция клеточной стенки состоит в том, что она придает дополнительную жесткость растениям, а также защищает эти организмы от потерь воды. У животных нет вакуоли, а у растений она есть. Хлоропласты имеются исключительно у представителей растительного царства. В них формируются из неорганических органические вещества, при этом происходит поглощение энергии. Животные же питаются готовыми органическими веществами. Они получают

Клетки бывают прокариоты (без ядра) и эукариоты (с ядром). Бактерии относятся к прокариотам- у них нету сформированного ядра с ядрышком. А вот животные, растения и грибы имеют оформленное ядро с ядрышком внутри, они относятся к эукариотам. Еще их сходство в том, что помимо ядра они имеют клеточную оболочку, цитоплазму. различие- у растений есть клеточная стенка, а у грибов и животных ее нету. Причина сходства растительных и животных клеток - общность происхождения жизни. Различия между растительными и животными клетками возникли из-за разных путей развития, питания, возможности самостоятельного движения у животных и относительной неподвижности растений.

Причина сходства растительных и животных клеток - общность происхождения жизни. Общее в строении растительных и животных клеток: клетка живая, растет, делится. протекает обмен веществ. И в растительных, и в животных клетках имеется ядро, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи. Различия между растительными и животными клетками возникли из-за разных путей развития, питания, возможности самостоятельного движения у животных и относительной неподвижности растений. Клеточная стенка у растений есть ( из целлюлозы ) у животных - нет. Клеточная стенка придает растениям дополнительную жесткость и защищает от потерь воды. Вакуоль есть у растений, у животных - нет. Хлоропласты есть только у растений, в которых образуются органические вещества из неорганических с поглощением энергии. Животные потребляют готовые органические вещества, которые получают с пищей.

touch.otvet.mail.ru

Использование комнатных растений кабинета биологии на уроках

Незнаева Марина Николаевна

МКС(К)ОУ «Посадская С(К)ОШИ VIII вида»

Использование комнатных растений

кабинета биологии на уроках.

Коллекция комнатных растений кабинета биологии является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. На уроках они могут служить прежде всего демонстрационным материалом.

Комнатные растения незаменимы при формировании многих биологических понятий по всем курсам предмета биологии. Эти живые объекты – раздаточный материал при проведении лабораторных работ, материал для работы экологических кружков. Растения используются для постановки опытов, проведения наблюдений. При выращивании комнатных растений у ребят вырабатываются навыки правильного ухода: рыхление, полив, подкормка, пересадка. Они учатся размещать растения в соответствии с их биологическими особенностями, знакомятся с разнообразными способами вегетативного размножения и методами борьбы с вредителями и болезнями.

В процессе работы с натуральными объектами у учащихся углубляются и расширяются знания о практической значимости конкретных комнатных растений. Общение с комнатными растениями облагораживает человека, стимулирует присущую ему от рождения способность чувствовать и воспринимать прекрасное, развивает потребность беречь и самим создавать красоту.

И что еще особенно важно – комнатные растения всегда под рукой, независимо от погодных условий и времени года (да еще в условиях дефицита наглядности).

Задачи, решаемые на уроках

с использованием растений кабинета биологии:

  • Знакомить учащихся с многообразием комнатных растений.

  • Формировать знания о приспособлениях растений к факторам среды.

  • Устанавливая межпредметные связи, способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся.

  • Развивать навыки исследовательской работы.

  • Воспитывать экологическую культуру и этичное отношение к окружающему миру.

Использование комнатных растений при изучении биологии

Название растений

Фотография

Возможность использования

на уроках

Алоэ древовидное, столетник

Приспособленность к недостатку влаги;

размножение черенками.

Аспарагус

Размножение делением клубней,

видоизмененные побеги.

Аспидистра

Строение корневища, размножение делением корневища.

Аукуба японская

Теневыносливость. Размножение черенками.

Бальзамин африканский

Демонстрация передвижения жидкости по сосудам, саморазбрасывание семян, размножение черенками.

Бегония

Теневыносливость. Размножение частями листа.

Бриофиллюм

Вегетативное размножение. Образование на листах маленьких растений.

Восковой плющ

Размножение черенками. Приспособленность к незначительному испарению.

Драцена

Размножение черенками.

Зигокактус

Размножение черенками.

Зефирантес обыкновенный

Строение цветка. Размножение луковицами.

Иглица

Видоизменение побегов

Камнеломка

Размножение усами

Кипарис

Пример хвойного растения

Кливия

Строение цветка, искусственное опыление

Колеус

Размножение черенками. Изменение окраски листьев в зависимости от освещенности.

Кактусы

Видоизменение стебля и листьев.

Размножение черенками. Прививка.

Монстера

Размножение черенками. Изменчивость расчленения листьев.

Выделение избытка влаги через устьица.

Роль придаточных корней.

Панкрациум

Строение цветка. Размножение луковицами

Папоротник

Пример спорового растения

Пеларгония

Корневое давление. Испарение воды листьями.

Плющ обыкновенный

Корневое давление. Придаточные корни. Размножение черенками.

Сансевьера цейлонская

Размножение корневищем, листовыми черенками, изменение интенсивности окраски листьев в зависимости от освещенности.

Традесканция

Размножение черенками, отводками.

Движение цитоплазмы в волосках тычиночных нитей и в волосках у оснований листьев.

Узамбарская фиалка

Размножение листовыми черенками

Фикус

Внутреннее строение листа.

Размножение черенками

Фуксия

Строение.

Размножение черенками

Хлорофитум

Растение-эпифит. Вегетативное размножение

Циссус

Корневое давление. Размножение черенками

Установление межпредметных связей

География

Комнатное растение

Родина

Условия произрастания

1.Герань

2.Камнеломка

3.Лимон

4.Плющ

5.Циссус

Ю.Америка, Капская земля

Китай (скальное растение)

Китай, Индия

Крым, Кавказ

Австралия, о.Ява, о.Новая Зеландия

Растения субтропиков.

Климат умеренный.

Средняя температура +15.

Влажность воздуха высокая.

Осадки приурочены к холодному времени года, что затрудняет вегетацию.

Вегетация весной.

6.Колеус

7.Кофе

8.Сансевьера

9.Монстера

10.Циперус

11.Традесканция

о. Суматра

Эфиопия, тропическая Африка

Индия, о. Шри-Ланка

Бразилия

Африка (берег Нила)

Америка (болота тропических лесов)

Растения влажных тропических лесов.

Большое количество осадков.

Высокая годовая температура.

12.Агава

13.Алоэ

14.Аспарагус

15.Хлорофитум

Мексика

пустыня Карру

Африка, Азия

Ю. Африка

Растения тропических пустынь.

Интенсивный солнечный свет. Дневная жара, ночной холод. Скудные осадки.

Не выносят влажности воздуха.

1. В начале 14 века люди из племени ацтеков странствовали в поисках места, где смогли бы поселиться. Наконец, они пришли к берегу озера Тескоко. Они увидели орла со змеей в клюве, гордо восседающего на опунции. На этом месте ацтеки заложили город Теночтитлан («место священной опунции»). Спустя столетия на руинах этого города выросла новая столица – Мехико. Опунция изображена на национальном гербе и флаге Мексики.

2. Мексика в переводе означает «место агавы»(metl-агава).

3. Полоса земли между Атласскими горами и Сахарой называется Билледульджерид – страна фиников.

4. Финиковая пальма – растение пустыни. Она растет, где грунтовые воды выходят на поверхность земли.

5. Элодея («водяная чума») – растение, «переплывшее» океан.

6. Папоротник, монстера, канна, бальзамин – растения-барометры. Зимой эти растения своей обильной гуттацией предсказывают оттепели.

7. Название кофе приобрел от названия лесной области Каффа, расположенной в Абиссинии, где произрастает дикое кофейное дерево.

8. В Бразилии в городе Сан-Паулу установлен памятник кофейному дереву.

9. В городе Павлово-на-Оке Нижегородской области есть памятник лимонному дереву.

10. Мореплаватель Джеймс Кук брал с собой на корабли запас лимонов.

11. На Кубани у подножия Кавказского хребта есть Долина роз.

infourok.ru

Применение комнатных растений в преподавании биологии в школе. Кактусы - как объекты изучения на уроках ботаники.

Их любили в древности.Их любят сейчас.Их будут любить всегда.

Актуальность написания данной статьи состоит в том, что комнатные растения – прекрасный объект для изучения биологических особенностей растений. В связи с этим дополнительные сведения о биологии комнатных растений, существенный вклад в науку. Безмолвные и прекрасные, часто беззащитные и зависимые от человека, цветы способны покорят сердца, сводить с ума, они оставляют следы в истории и вдохновляют поэтов.

Цветы – нечто загадочное, мистическое, божественное: так воспринимали их наши предки. И поэтому сейчас, в эпоху технического прогресса и индустриализации, бурного роста городов в жизни человека всё более значительную роль играет природа.

Человек издревле ощущал потребность в общении с природой и всегда чувствовал себя её частичкой, поэтому вполне понятна его тяга к ней и в настоящее время. Чтобы почаще радовать себя, мы научились выращивать любимые цветы и декоративно-листные растения в комнатных условиях. Это была кропотливая работа, но зато теперь на своем подоконнике, балконе, в зимнем саду у нас есть возможность создать чудесный райский сад, который постоянно, в любую минуту, будет очаровывать своей неповторимой красотой. Комнатные растения в доме – зеленая лаборатория, в которой наши дети, особенно малыши, ближе знакомятся с живой природой, приобретают много полезных знаний, навыков.

Многообразие растительного мира поистине бесконечно. И хотя в сравнении с грандиозными богатствами природы, представленные в наших жилищах виды весьма немногочисленны, всё-таки и по ним можно составить представление об изобилии форм и возможностей роста и образа жизни.

Растения всех континентов назначают свидание друг другу на наших подоконниках, балконах, террасах.

История комнатного цветоводства уходит корнями в глубокую древность: человеку всегда хотелось иметь рядом с собой оригинальные растения, украшающие его дом. Понятие «комнатное растение» существует с момента, когда он догадался бросить семя не на поле, а в горшок с землей.

Растения всегда были очень выгодным товаром. Из Америки везли кактусы и орхидеи, из Индокитая – цитрусовые, из Индии – растения, дававшие пряности. Основное количество декоративных растений попало в Европу во время колониальных завоеваний в конце XVII - начале XVIIIв., когда на родину свозились все «диковинки».

Комнатные растения принадлежат к самым различным систематическим группам. У каждого из них своя, мало знакомая нам жизнь, своя история, свои потребности и свои биологические особенности. Среди них есть голосеменные растения и покрытосеменные, папоротникообразные др. Строение вегетативных органов и цветков у них очень разнообразно. Есть, однако, общее для всех этих растений свойство: все они выходцы из стран с тропическим или субтропическим климатом.

Но недостаточно просто знать лишь названия и происхождение растений. За каждым растением надо так ухаживать, чтобы оно росло здоровым и красивым. Ведь цель комнатного садоводства – украшать жилище человека. Кроме того, растения следует так расставить и сгруппировать, чтобы они действительно украшали комнату.

Правильный уход за ними не требует профессиональных знаний. Свет, соответствующая температура, вода и состав подкормки – вот четыре важнейших фактора, от которых зависит жизнь наших зеленых питомцев.

Именно поэтому комнатные растения довольно хорошо чувствуют себя у нас дома.

Ботаник Ганс Молиш хорошо сказал: «В зимнее время, когда с наружи все будет в снегу и во льду, когда деревья в лесу будут стоять в глубоком покое, мы будем среди зимы создавать себе в комнате весну и лето».

Применение комнатных растений в преподавании биологии в школе.

Биология – наука о жизни, поэтому задача учителя – помочь учащимся воспринимать школьный курс биологи как раскрытие и познание тайн живой природы. Каждый учитель стремится, чтобы его занятия были не только интересными и обогащающими учащихся знаниями, но и развивали их умственные и творческие способности. Достичь этого можно лишь при правильной организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Специфической особенностью преподавания биологии является широкое использование натуральной наглядности, постановка опытов и наблюдений за живыми организмами. Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми растениями на уроках и во внеурочное время играют важную роль в решении учебно-воспитательных задач.

Для организации практических работ по ботанике в средней школе удобным материалом являются цветочно-декоративные растения, опыты с которыми можно проводить в течение года.

На цветочно-декоративных культурах можно показать влияние различных факторов на рост и развитие растений (промораживание, тёплые ванны, прищипка обрезка верхушек и др.)

Изучение материала, предусмотренного программой школьного курса биологии, должно способствовать формированию у учащихся сознательного отношения к труду и охране природы, приумножению ее богатств. Эффективность решения этих задач в процессе обучения биологии в значительной степени связана с методикой преподавания занятий в школе, организацией учебно-познавательной деятельности учащихся и возбуждением у них интереса к изучаемым вопросам.

Работая с лекарственными растениями, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадке и размножению их. При этом можно формировать многие биологические понятия.

Комнатные растения могут сыграть определенную роль и в эстетическом воспитании учащихся. Внося растение в помещение, человек стремится украсить свой дом, сделать его более уютным. Растения в школе, помимо учебных целей, используют для оформления интерьера кабинетов, классных комнат, библиотеки и др.

Растения привлекательны лишь в том случае, если они здоровы, ухожены, правильно подобраны и со вкусом размещены, вписываясь в интерьер помещения, дополняя и подчеркивая его функциональную направленность.

При создании коллекции в кабинете биологии целесообразно ограничиться 25 – 30 видами растений, учитывая микроклимат помещения (температура, влажность, освещенность), его площадь. Уход за растениями в школе должен быть полностью возложен на учащихся (под руководством учителя биологии). Во внеклассной работе с комнатными растениями различают следующие формы:

  • индивидуальные занятия;
  • кружковые занятия;
  • массовые мероприятия.
В каждой школе ежегодно проводятся недели или месячники биологии. Их программы наряду с другими могут включать мероприятия, связанные с комнатным цветоводством. Таковы, например, организация выставки комнатных растений и проведение консультаций по уходу за ними. Это мероприятие вызывает интерес не только у школьников, но и у многих родителей. Юннаты могут подготовить и провести для учащихся вечера на темы: «Путешествие с комнатными растениями», «Лечебница на окне», организовать викторину «Знаешь ли ты комнатные растения». В школьные биологические олимпиады следует включать вопросы, связанные с комнатными растениями.

Цветочно – декоративные растения можно иметь в цветущем состоянии в любое время года и в соответствии со школьной программой использовать их как демонстрационный материал на уроках и внешкольных занятиях.

Комнатные растения могут служить удобным материалом при изучении тем школьного курса ботаники и общей биологии: «Общее знакомство с цветковыми растениями», «Клетка», «Корень», «Соцветие», «Лист», «Цветок», «Плод», «Семя», «Искусственный отбор», «Селекция растений».

Уже на первом уроке ботаники, в теме «Общее знакомство с цветковыми растениями», комнатные растения могут служить демонстрационным материалом, иллюстрирующим рассказ учителя о многообразии растительного мира. Знакомя учащихся с органами цветкового растения и формируя у них понятие «цветковое растении», целесообразно наряду с гербарными экземплярами использовать комнатные растения.

При изучении темы «Клетка» учащимся можно предложить приготовить и рассмотреть микропрепараты органов некоторых комнатных растений. Эти опыты способствуют углублению знаний учащихся о клеточном строении органов растений, а также выработке умений приготовления микропрепаратов и их изучения под микроскопом.

В теме «Стебель» тоже можно использовать комнатные растения на уроках. Живые растения помогут учащимся усвоить целый ряд понятий о побеге и его составных частях. Школьники увидят узлы – места прикрепления листьев к побегу – и междоузлия – участки побега между узлами. Комнатные растения могут оказать существенную помощь в формировании у учащихся понятий о различных формах стеблей и об особенностях их строения в зависимости от жизненных функций. Для этого урока учитель заблаговременно подбирает комнатные растения с разнообразными стеблями и демонстрирует их, сопровождая рассказом.

Комнатные растения также целесообразно использовать при изучении темы «Корень». Многие учащиеся затрудняются ответить на вопросы о строении придаточных и боковых корней, о наличии у них корневых волосков. Чтобы ликвидировать эти пробелы в знаниях учащихся, необходимо шире использовать различные комнатные растения (в том числе и аквариумные) растения.

При изучении темы «Лист» комнатные растения становятся незаменимыми живыми объектами на разных этапах почти всех уроков. Эту тему изучают в зимние месяцы, когда в природе невозможно встретить живые растения с листьями. В этих условиях использование комнатных растений позволит учителю активизировать учебный процесс и через систему методических приемов способствовать усвоению учащимися сложного теоретического материала, пониманию его практической значимости. При изучении внешнего строения и разнообразия листьев в каждой школе и в биологическом кабинете в частности, необходимо подобрать такую коллекцию комнатных растений, чтобы она могла ответить на все поставленные вопросы при изучении данной темы.

Фитонциды – один из многих факторов, влияющих на микрофлору воздуха. Воздух закрытых помещений насыщен микроорганизмами, в том числе болезнетворными. Для оздоровления воздушной среды применяют комнатные цветочные растения, многие из которых обладают высокой фитонцидной активностью. Это различные виды рода бегония, герань, хлорофитум, колеус и др. вот почему при подборе цветов для озеленения школьных помещений необходимо учитывать не только их декоративность, но и фитонцидные свойства.

На факультативах или кружковых занятиях по биологии учащимся можно предложить провести работу по изучению уровня бактериального загрязнения воздуха различных школьных помещений, а также сравнительное определение фитонцидной активности комнатных растений. Как показывает практика, такие опыты интересны учащимся, способствуют их санитарно-гигиеническому воспитанию.

Кактусы как объекты изучения на уроках ботаники

Кактусы - двудольные растения семейства Cactaceae, произрастающие в Новом Свете. Благодаря интересной форме стебля, многообразию колючек и относительной легкости ухо-да кактусы приобрели множество горячих поклонников среди любителей комнатного цветоводства и известны, наверное, каждому. В школе кактусы можно использовать как наглядные пособия при изучении многих тем по курсу «Ботаника».

Например, при изучении темы «Корень» можно продемонстрировать школьникам мочковатую корневую систему кактусов, например, устойчивых к выниманию из грунта эхиноцереуса, эхинопсиса или опунции. Нелишним будет сказать и о том, что у некоторых кактусов во время засухи корневая система почти засыхает, отрастая вновь во влажный период.

Демонстрация кактусов очень полезна при обсуждении примеров разнообразия побегов. На самом деле, что лучше и нагляднее продемонстрирует особенности суккулентных (т.е. запасающих влагу) растений? Следует обратить внимание на способность стебля кактусов к фотосинтезу. Собственно, у этих растений стебель - единственная фотосинтезирующая часть побега.

Колючки кактусов, имеющие листовое происхождение и приобретшие такую форму в связи с необходимостью экономить влагу (они вообще не способны к испарению, но, правда, и к фотосинтезу тоже) - отличный пример при изучении темы «Разнообразие листьев». У многих пустынных; кактусов колючки выполняют и еще одну достаточно своеобразную функцию - они предохраняют растение не только от поедания животными, но и от излишка солнечного света, затеняя стебель.

При изучении темы «Вегетативное размножение растений» можно продемонстрировать размножение кактусов побегами (детками), которое имеет место в природе, и возможность искусственного размножения побеговыми черенками.

И, наконец, в главе «Цветок и плод» школьникам можно продемонстрировать великолепные цветки кактусов - если, разумеется, обеспечить растениям надлежащий уход. О том, как ухаживать за кактусами и добиваться их цветения, напи¬сано множество книг и статей.

Список литературы

1. Воронцов В.В. «Уход за комнатными растениями». 2002г.2. Верзилин Н. М. «Путешествие с домашними растениями» - Л.: Детгиз., 1951г..3. «Комнатные растения в кабинете биологии» Первое сентября. Серия Биология. – 2006. №11.4. Лэм Э., Лэм Б. «Кактусы» пер. с англ. М.: Мир. 1984г.5. Пасечник В. В., Клинковская Н. И. «Комнатные растения в школе». Книга для учителя. М.:Просвещение. 1986г.6. Родина В. А. «Цветоводство в школе». Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1974г.7. Календарь ухода «Комнатные растения». ОАО «Полиграфкомбинат имени Я.Коласа».8. Сквайер Д. и Кроутер М. «Комнатные растения. Практическое руководство» (2006г).9. Воронцов В.В. в своей книге «Мир комнатных растений. Новое руководство по уходу», изданной в 2002г.

www.uchportal.ru

Каковы плюсы и минусы комнатных растений в квартире?

Почти у всех дома есть комнатные растения. Как правило, мы заводим их, чтобы украсить комнату или очистить в ней воздух. Домашние растения могут сослужить нам некоторую службу. Они украсят жилье, улучшат здоровье, очистят воздух. Фитодизайн. Наиболее ощутимо комнатные цветы влияют на нас своим внешним видом. Чем чаще мы смотрим на них, тем лучше наше настроение и работоспособность. Следует выбирать комнатные растения с учетом размера помещения. Если у вас небольшая комната, не стоит ставить там пальмы, гибискусы, драцены, панданусы. Там подойдут: фиалки, кактусы, антурии. Самолечение. От комнатных растений есть и медицинский эффект. Они могут лечить своим соком и запахом. К примеру, в листьях и стеблях алоэ каланхоэ есть железо, магний, медь, алюминий, кальций, марганец. Лекарства, приготовленные из них, помогают рубцеванию ран, заживлению тканей при ожогах, снимают воспаление и уничтожают патогенные микроорганизмы. Но есть и комнатные растения, сок которых может быть вредным. К ним относятся молочай и олеандр. Не менее чем вкус важен для здоровья и запах растения. Он может успокаивать и бодрить. Но может и ухудшить самочувствие. Цветочный фильтр. Не меньше пользы комнатные растения приносят тем, что поглощают углекислый газ, выделяя при этом кислород. Но кроме этого они умеют обеззараживать вредные вещества. Зеленый психолог. Комнатные растения так же, как и животные, могут выполнять роль воспитателя. К примеру, европейские психологи советуют своим клиентам держать дома цветы, чтобы научится заотится о других. Особенно это важно в детском возрасте.

Я бы сказала, что - нет одни +.Чистый воздух, приятный аромат (от цветущих) .А если это цитрусовые, так еще и эфирные масла.

минус--ухаживать надо плюсы -красиво

Просто я я люблю их .а они меня. судя по тому что цветут круглый год практически.... минусов не замечала, разве что душа болит. если вдруг кто-то из них начинает капризничать или болеть.... а так-сплошные плюсы1))

Одни плюсы. Если за цветами хорошо ухаживать, они отдают много энергии. Да и красиво, уютно.

Плюсы описали выше, а вот минус - хочется еще, еще и ещееее))

радуют глаз и поднимают настроение

+Красиво +приятно +свежий воздух. -уход

Как мне кажется есть только плюсы.

Ани иниргитичиские вампиры, сасут инергию у хазяив.

touch.otvet.mail.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта