Какие ткани есть у растений 6 класс. Урок "Образовательные ткани". 6-й класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

§ 3. Ткани растений и животных. Какие ткани есть у растений 6 класс


Параграф 3. Ткани растений и животных



1. Что такое ткань? Перечислите четыре типа животных тканей и пять типов растительных.

Ткань — это группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям. Клетки тканей соединены между собой межклеточным веществом. В растениях различают образовательную, основную, покровную, механическую и проводящую ткани, у животных — эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную ткани.

2. Рассмотрите рисунок на с. 20—21. Докажите, что он не противоречит информации о том, что различают четыре типа животных тканей.

У животных различают четыре типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную ткани.

На рисунке мы видим эпителиальную и нервную ткань.

Мышечная ткань представлена двумя видами - гладкой и поперечнополосатой (скелетной). Их основное свойство — возбудимость и сократимость.

К четвертому типу (соединительная ткань) относятся костная ткань, хрящ, жировая ткань, кровь. Несмотря на большое многообразие, все виды соединительной ткани объединяет одна особенность — наличие большого количества межклеточного вещества.

3.Какие ткани относятся к соединительным?

К этому типу относятся костная ткань, хрящ, жировая ткань, кровь и другие. Несмотря на большое многообразие, все виды соединительной ткани объединяет одна особенность — наличие большого количества межклеточного вещества. Оно может быть плотным, как в костной ткани, рыхлым, как в тканях, заполняющих пространство между органами, и жидким, как в крови.

4. Назовите особенности строения эпителиальной ткани.

Клетки её очень плотно прилегают друг к другу, а межклеточное вещество почти отсутствует. Такое строение обеспечивает защиту нижележащих тканей от высыхания, проникновения микробов, механических повреждений.

5. Какая ткань обеспечивает рост растений?

Рост растений обеспечивает образовательная ткань.

6. Из какой ткани состоит клубень картофеля?

Клубень картофеля состоит из основной ткани.

7. Используя текст и рисунки параграфа составьте схемы «Классификация растительных тканей» и «Классификация животных тканей».

8. Что такое кровь?

Кровь — это жидкая соединительная ткань, состоящая из плазмы и форменных элементов: эритроцитов (красные кровяные тельца), лейкоцитов (белые кровяные тельца), тромбоцитов (кровяные пластинки).

9. Каковы основные свойства мышечной ткани?

Основные свойства мышечной ткани — возбудимость и сократимость.

10. Как устроены нервные клетки?

Любая нервная клетка имеет тело и многочисленные отростки различной длины. Один из них обычно особенно длинный, он может достигать в длину от нескольких сантиметров до нескольких метров.

11. Каковы особенности строения образовательной ткани растительных организмов?

Образовательная ткань образована мелкими, постоянно делящимися клетками с крупными ядрами, в их цитоплазме совсем нет вакуолей.

12. В каких частях растения находится образовательная ткань?

Зародыш растения целиком состоит из образовательной ткани. По мере его развития большая её часть преобразуется в другие виды тканей, но даже в самом старом дереве остаётся образовательная ткань: она сохраняется на верхушках всех побегов, во всех почках, на кончиках корней, в камбии — клетках, обеспечивающих рост дерева в толщину.

13. Какая ткань обеспечивает опору тела растения и его органов?

Опору растению и его органам придаёт механическая ткань.

14. Назовите ткань, по которой в растениях передвигаются вода, минеральные соли и органические вещества.

Вода, растворённые в ней минеральные и органические вещества передвигаются по проводящим тканям.

15. Как особенности строения тканей связаны с выполняемыми ими функциями?

Особенности строения любой ткани позволяют выполнять определенные функции. Например, покровные ткани, если образованы мёртвыми клетками, то они имеют толстые и прочные оболочки, которые не пропускают ни воду, ни воздух. Они очень прочно соединены друг с другом. Так эти клетки обеспечивают защиту других тканей.

16. Какое значение для многоклеточного организма имеет специализация клеток?

Строгая специализация клеток необходима для выполнения многочисленных функций живого организма. Это повышает эффективность работу всего организма, усложняет его структуру и обеспечивает более сложные формы поведения.

resheba.me

Покровные ткани — урок. Биология, 6 класс.

Покровные ткани образованы живыми или мёртвыми клетками с плотно сомкнутыми, утолщёнными оболочками. Эти ткани находятся на поверхности корней, стеблей, листьев.

 

Функции покровных тканей:

  1. Защита растения от неблагоприятных условий окружающей среды, излишнего испарения, механических повреждений и т. д.
  2. Обеспечение газообмена.
  3. Обеспечение транспирации (испарения воды).
   

Покровную ткань, состоящую из живых клеток, называют кожицей (или эпидермой, эпидермисом). Она состоит из одного ряда клеток и имеет вид тонкой прозрачной плёнки, покрывающей органы растения

Со временем на некоторых органах растений вместо кожицы образуется пробка. Клетки пробки мёртвые, полые, имеют утолщённые оболочки

 

В эпидерме листьев находятся микроскопические отверстия — устьица. Через них перемещаются водяной пар, углекислый газ и кислород.

 

 

Каждое устьице окружает пара замыкающих клеток, которая регулирует открывание устьиц. 

В замыкающих клетках имеются хлоропласты (на рисунке они показаны в виде зелёных точек), которые обеспечивают процесс фотосинтеза (поглощение углекислого газа и выделение кислорода с образованием органических веществ и энергии, необходимой для работы устьиц).

 

Испарение воды через устьица растений называют транспирацией.

Во влажную погоду замыкающие клетки набухают, изгибаются, отверстие между ними увеличивается, и также увеличивается испарение воды.

 

В сухую погоду, когда уменьшается количество воды в клетках, замыкающие клетки смыкаются, отверстие уменьшается, и уменьшается транспирация.

Пример:

поместив на растение закрытый сосуд или полиэтиленовый пакет, можно увидеть результат транспирации (Внутри сосуда будут собираться водяные капли).

 

Через устьица также происходят процессы дыхания растения (поглощение кислорода и выделение углекислого газа) и фотосинтеза (поглощение углекислого газа и выделение кислорода).

www.yaklass.by

Урок "Образовательные ткани". 6-й класс

Разделы:

Задачи:

  • Образовательные:
    • объяснить и закрепить в сознании учащихся следующие понятия: Образовательная ткань, камбий
  • Развивающие:
    • продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником (через заполнение таблицы)
    • способствовать развитию логического мышления (через вопросы требующие логически мыслить)
    • научить сопоставлять строение ткани с выполняемой функцией.
  • Воспитательные:
    • продолжить работу по воспитанию уважительного отношения друг к другу (умение выслушивать,  не перебивая ответ товарищей)

Практическая направленность: выработать компетентность в выращивания растений на основе знаний строения и функций тканей.

Планируемый результат: называть, описывать, определять образовательные ткани растений, уметь устанавливать взаимосвязь строения и функции.

Техническое обеспечение урока:

  • ПК
  • Проектор
  • Экран
  • Компьютерный диск к учебнику Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. «Биология» 6 класс.
  • Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. Учебник  для 6 класса «Живой организм». М.: «Просвещение», 2007. (Академический школьный учебник Сферы)
  • Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, О.Г. Котляр. Тетрадь-тренажер: «Живой организм». М.: «Просвещение».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (дневник, тетрадь, рабочая тетрадь учебник)

II. Проверка домашнего задания

Тетрадь-тренажер стр. 26 №7 (коллективное воспроизведение)

– Как связано строение клеток фотосинтезирующей ткани с ее функцией? – Где в растениях встречается запасающая ткань? Каково ее назначение? – Каково строение клеток запасающей ткани?  – У каких растений встречается водозапасающая ткань и где она находится? – С какими тканями растений мы с вами уже познакомились? (выписать на доску в один столбик: покровная, механическая, проводящая, фотосинтезирующая, запасающая) – Какова их функция? (Выписать второй столбик: защита, прочность, транспорт веществ, питание, запас веществ)

Постановка проблемного вопроса.

– А что еще нужно растению? (Расти)

III. Объяснение нового материала

– Тема урока «Образовательная ткань» (запись в тетрадь). Давайте попробуем вместе сформулировать задачи урока. – Что должны узнать?

  • Строение ткани.
  • Местонахождение ткани
  • Функция ткани.

– Что должны уметь объяснять:

  • Как строение связано с функцией.

Презентация. Слайд 1 (раздать задачи урока на листочках)

Что должны узнать:
  • Строение ткани.
  • Местонахождение ткани
  • Функция ткани.

Что должны уметь объяснять:

  • Как строение связано с функцией.

1. Строение клеток должно быть связано с функцией? (Да). 2. Какова функция образовательной ткани?  (Рост). 3. В результате какого процесса возможен рост растения? (Деление клеток) (Диск – учебник – образование новых клеток – рис. Рост клетки) 4. Посмотрите на рисунок,  чем молодая клетка отличается от старой? 5. Как вы думаете, в какой фазе клетка способна к делению? 6. Значит, какое строение должна иметь клетка?

  • Оболочка тонкая
  • Вакуолей нет
  • Цитоплазма
  • Ядро

Презентация. Слайд 2. (Запись в тетрадь)  Прочитайте в учебнике определение «образовательная ткань». 7. Как растет растение? (в высоту, глубину, толщину)

8. Давайте подумаем, где должны располагаться клетки образовательной ткани, чтобы растение росло в длину? (выслушать ответы) (Диск – учебник – рис 3.15) 9. Какова функция верхушечной образовательной ткани. (Диск – поиск – образовательная ткань – Медиаобъект верхушечная образовательная ткань) 10. А за счет чего растение растет  в толщину?  (вопрос вызывает трудность) Между корой и древесиной располагается слой молодых постоянно делящихся клеток. Этот слой называется камбий или боковая образовательная ткань.  11. Какова функция боковой образовательной ткани? (Диск – поиск – образовательная ткань – Медиаобъект верхушечная образовательная ткань)

IV. Физкультминутка

V. Закрепление (в форме собеседования)

– Давайте вернемся к задачам урока  посмотрим на все ли вопросы мы ответили. – А сейчас выполним  тренировочный тест на закрепление. (2 ученика) (Диск – контроль – основные и образовательные ткани) – А теперь в тетради-тренажере продолжаем заполнение таблицы (стр. 29). – Откроем стр. 27 раздел «Смотрим и думаем» задание №1 (самостоятельно). Проверить. – Итоговый тест. (Проверка полученных знаний с оценкой.)

Презентация. Слайды 3-7.

Заполните таблицу ответов

1 2 3 4 5
                                                                                                   

Тест по теме «Основные и образовательные ткани растений»

1. Образовательная ткань состоит из клеток

а) С тонкими оболочками без вакуолей б)  С тонкими оболочками с вакуолями в)  С толстыми оболочками г)  Без ядра д) Мертвыми клетками

2. К основным тканям относятся?

а) Образовательная ткань б) Фотосинтезирующая ткань в) Проводящая ткань г) Механическая ткань д) Запасающая ткань

3. Какие основные пигменты в фотосинтезирующей ткани

а) желтые б) зеленые в) оранжевые

4. Основные функции образовательной ткани

а) отложение в запас белков, жиров, углеводов б) рост органов в длину, толщину. в) образование тканей стебля, корня, листьев, цветов

5. Камбий находится

а) на кончике корня и в почках б) между корой и лубом в) между древесиной и лубом

VI. Домашнее задание:

Параграф 13 «Образовательная ткань. Тетрадь-тренажер стр. 13, 14.

VII. Подведение итогов

Заключительное обобщающее слово учителя, благодарность всем ученикам, выставление отметок за работу на уроке.

VIII. Рефлексия

Зеленый – интересно. Синий – спокойно. Красный – тревожно. Черный – скучно.

Самоанализ

Для реализации  поставленных задач урока я использовала элементы следующих педагогических технологий:

  1. ИКТ
  2. Сотрудничества
  3. Мозговая атака
  4. Здоровьесберегающая
  5. Игровая

В ходе урока из 14 учащихся  оценку

«5» получили – 2 человека; «4»                   – 2 человек; «3»                  – 1 человека.

По результатам проверочного теста  из 14 учащихся оценку

«5» получили – 3 человека; «4»                  – 6 человека; «3»                   – 5 человек. 

Результаты рефлексии:

7 марта 2009 г.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта