Какие растения размножаются с помощью ветра. 6. Половое размножение цветковых растений. Опыление

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Мой сайт. Какие растения размножаются с помощью ветра


InterNevod: Развлечения: РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ

РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ

Существует два способа размножения растений - семенной и вегетативный. При семенном размножении растения опыляются при помощи ветра и насекомых. Опыление ветром может произойти в том случае, если цветущие растения находятся близко друг от друга, а цветки расположены над поверхностью воды. В аквариумных условиях относительно легко размножаются семенами растения, входящие в семейства частуховых и апоногетоновых, за исключением видов с сетчатой структурой листьев.Для каждого вида растения необходимо создать в аквариуме условия, приближенные к естественным. Это достигается умелым использованием света, тепла, созданием необходимой питательной среды, современным изменением уровня воды, богатой кислородом и чистой. Рассмотрим для примера прием размножения апоногетона курчавого (Aponogeton crispus Thunb). У молодого растения рекомендуется удалить цветонос - это стимулирует развитие вегетативной массы. Листья после этого достигают 0,5 м длины, 4 см ширины, они сочные, по краям гофрированные. Растение развивает сильный цветочный стебель, на вершине которого образуется колосовидное соцветие. Искусственное опыление производят с помощью беличьей кисточки. При переносе пыльцы часть ее падает в воду аквариума, и некоторое время плавает на поверхности воды. После опыления колос необходимо прополоскать в воде. За период цветения искусственное опыление производят 2-3 раза, после чего 1/3 длины колоса отрезают - это способствует получению полноценных семян.Созревание семян происходит в колосе, полупогруженном в воду, т.е. в условиях высокой влажности. Постепенно колос тяжелеет и за счет собственного веса все глубже погружается в воду. На колос с полусозревшими семенами рекомендуется надеть прозрачный перфорированный целлофановый мешочек. Созревшие семена выпадают из колоса на дно мешочка. Проращивать их следует в этом же мешочке или в небольшом стеклянном сосуде с уровнем воды не более 10 см. В таких условиях уже через 1-2 дня семена освобождаются от оболочки и дают всходы. Появляются первые листочки, а затем и корешки. После этого растеньица сажают в грунт, состоящий из крупнозернистого речного песка с добавлением мелкой торфяной крошки. Рассада высотой до 5-7 см готова для посадки в аквариум глубиной не более 26 - 27(С готова для посадки в аквариум глубиной не более 35 см. Взрослые растения и рассаду выращивают при ж╓сткости воды 8 (, рН 6,5-7, температуре воды 26-27 (С. После цветения и плодоношения у растения наступает период покоя. Семена растений этого семейства нельзя хранить в сухом виде: при полном высыхании они теряют всхожесть. Большинство других водных растений, культивируемых в аквариумах, может быть выращено из сухих семян.Проращивание семян и выращивание рассады из мелких сухих семян - более сложное дело, чем выращивание рассады из семян апоногетонов. Дело в том, что у семян, требующих хранения в водной среде, плодовая оболочка тонкая и легко отделяется от семени. Сухие же семена заключены в плотную оболочку. Она так плотно срастается с семенем, что отделить ее невозможно. Некоторые виды водных растений имеют плоды в виде больших или малых орешков с твердой оболочкой, которую осторожно раскалывают, вынимают семечко, помещают его в ком глины и сажают. Другие плоды с твердой оболочкой необходимо расковыривать или делать надрезы над местом, где находится зародыш, тем самым, помогая ему выбраться из оболочки. В аквариумной практике растения, дающие крупные плоды, встречаются исключительно редко, наиболее часто приходится иметь дело с сухими семенами размером до 3 мм.Сухие семена необходимо обработать в растворе калиевой соли - гетероауксине. Раствор готовится на питьевой воде комнатной температуры. Таблетка гетероауксина содержит 100 мг основного вещества. Для обработки семян достаточно 0,5 таблетки на 1 л воды. Семена выдерживают в течение 6-8 ч. Обрабатывают их при температуре 20-22(С на рассеянном свете. После обработки помещают для проращивания в стеклянную баночку, наполненную отстоянной питьевой водой. Баночку закрывают стеклянной крышкой и ставят в теплое место с рассеянным светом. Температура воды должна быть 24-25(С. Увеличение температуры приведет к уменьшению количества растворенного в ней кислорода. Проростки высаживают в небольшую стеклянную банку, наполненную отстоянной водопроводной водой. В качестве грунта используют крупнозернистый речной песок или мелкий гравий с небольшим добавлением шамотной глины и торфяной крошки. При выращивании указанным способом рассада получается ровная и одно растеньице не мешает росту другого.Семена можно высевать в грунт, делая в нем стеклянной палочкой параллельные бороздки. Глубина заделки семян зависит от величины семян и состава грунта. Если в песок или гравий добавить часть глины, проросткам труднее выбраться на поверхность грунта. В этом случае семена необходимо сеять на меньшую глубину. В крупных семенах запасов питательных веществ больше, чем в мелких, поэтому их нужно сеять на большую глубину. Глубина заделки семян в грунт должна быть 2-5 мм, реже 10 мм.В период проращивания семян и выращивания рассады маленькие растеньица приходится оберегать от водорослей, которые являются их злейшими врагами.Вегетативное размножение - один из распространенных способов размножения аквариумных растений.Одни из водных растений приспособились жить в толще воды, например валлиснерия спиралелистная (Vallisneria spiralis L.), другие плавают на ее поверхности, как сальвиния ушастая (Salvinia auriculata Aub.), третьи произрастают в закрытом, полузакрытом или открытом грунте. К последним относится большинство видов растений, входящих в семейство ароидных (Аrасеае).Рассмотрим на примере размножение криптокорины Бласса (Сrурtосоrупа В1аssii Dе Wit). Посаженная в аквариум, при благоприятных условиях криптокорина начинает расти, а с развитием корневой системы, стебля и листьев - размножаться. У этого растения короткий, толстый, мясистый стебель, на котором образуются утолщения. Из этих утолщений начинают развиваться новые стебли, несущие по всей длине придаточные корни, а на концах листовые почки, из которых и развиваются молодые растеньица. Сначала они остаются с материнским растением, но затем связывающие их с ним стебли перегнивают и молодые растения становятся самостоятельными. Дочерние растения у криптокорин - Cr. В1аssii, Сr. Вalansae, Сr. spiralis и др. - вырастают на значительном расстоянии от материнского растения, а у других видов, например Сr. bесkеttii, Сr. 1и1еа, Сr. тinima, растут в непосредственной от него близости и образуют отдельные группы. Виды этого рода, размножаясь побегами, могут дать 8-10 новых растений в год. Молодые экземпляры в возрасте 1-3 года производят больше растеньиц, чем, например, трехлетние и более старшего возраста. В практике известен случай, когда Сr. В1аssii выделялась из всех других растений большим количеством листьев, более крупным размером и яркой окраской, однако в течение 3 лет она не образовала ни одного дочернего растения.

По материалам книги Популярная энциклопедия аквариумиста. - г. Москва: ЗАО "БАО-Пресс", 2000.

www.internevod.com

6. Половое размножение цветковых растений. Опыление

Половое размножение покрытосеменных растений связано с цветком. Его важнейшие части — тычинки и пестики. В них происходят сложные процессы полового размножения — опыление и оплодотворение.

Опыление — процесс, во время которого пыльца с пыльников тычинок растения переносится на рыльце пестика.

Существует два способа опыления:

  

1. при самоопылении пыльца с тычинок цветка попадает на рыльце пестика того же самого цветка.

Так опыляются овёс, пшеница, ячмень, фасоль, горох, хлопчатник.

Самоопыление чаще всего совершается до распускания цветка (в бутоне). Имеются растения, у которых цветы вообще не распускаются.

 

2. При перекрёстном опылении пыльца с тычинок одного цветка переносится на рыльце пестика другого цветка.

Перекрёстное опыление может происходить между различными цветками одного растения или разных растений. 

Перекрёстное опыление совершается при помощи ветра, насекомых, воды, птиц.

Опыление при помощи ветра. Признаки ветроопыляемых растений

Ветром опыляются тополь, ольха, дуб, берёза, орешник, рожь, кукуруза и другие растения.

Ветроопыляемые растения чаще растут большими скоплениями, например, заросли орешника, берёзовые рощи, дубравы.

Большинство деревьев, цветки которых опыляет ветер, цветёт весной, до распускания листьев.

У растений, цветочную пыльцу которых переносит ветер, цветки мелкие, в основном без околоцветника, часто собранные в соцветия. У таких цветков обычно пыльники на длинных свисающих нитях, очень мелкая, лёгкая, сухая пыльца. Пыльцы образуется очень много, но большая её часть на рыльца пестиков не попадает. На рисунке изображено, как мужские цветы, собранные в серёжковидные соцветия, раскачиваются на ветру и рассеивают пыльцу.

 

Опыление при помощи насекомых. Признаки насекомоопыляемых растений

Опыление при помощи насекомых является наиболее распространённым в природе способом опыления. Насекомые, питаясь выделяемым растениями нектаром и пыльцой, облетают много растений, чтобы обеспечить себя пищей, одновременно перенося на своём теле пыльцу от одного цветка к другому.

Чтобы привлечь насекомых, у растений образовались особые приспособления: крупные одиночные цветки или мелкие цветки, собранные в соцветия, яркая окраска лепестков или листочков простого околоцветника, наличие нектара и аромата.

 

Крупная, липкая, шероховатая пыльца цветков таких растений хорошо прилипает к мохнатому телу насекомого.

 

Во время цветения в сады привозят ульи с пчёлами. Пчёлы в поисках корма опыляют цветки плодовых деревьев, и урожай плодов повышается.

Тропические растения могут опыляться при помощи птиц.

 

 

Пыльца водных растений может переноситься водой.

Источники:

Пасечник В. В. Биология. 6 класс // ДРОФА.

www.yaklass.ru

Тема: Размножение растений. Практическая работа. - Мои уроки - Методическая копилка

Тема: Размножение растений. Практическая работа.

 Цели: расширить знания учащихся и познакомить со способами размножения растений.

- Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, внимания, взаимооценки, умения сотрудничать в группах.

 - Воспитывать любознательность, стремление больше знать.

 Оборудование: земля, вода, цветочные горшки, отростки цветов. Презентация .Размножение растений.

Ход урока,

 1 Организационный момент.

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

Улыбнулись и присели.

 2 Проверка домашнего задания.

 -Какой частью растения является яблоко.(плод)

- Что интересного о плодах растений вы узнали и хотите нам рассказать?

 Сообщения-рисунки учащихся о плодах растений (дети также сообщают источник информации).

Взаимооценка работ: чья работа заинтересовала больше? Чем?

 Коллективное составление книжки-самоделки «Плоды растений».

3 Актуализация опорных знаний.

 2. Тест.

 - Сейчас вам представится возможность испытать себя. Победителями станут те, кто не допустит ни одной ошибки. Послушайте инструкцию. Перед вами полоски бумаги с цифрами от 1 до 6. Если согласны с утверждением, то обведите цифру, если не согласны, то зачеркните.

 Содержание теста.

Корень - подземный орган многих растений

 Ель - лиственное дерево

Растения - живые организмы

У мхов есть корни и цветки.

 Без листьев растение погибнет .У тюльпана одиночные цветки Учитель. Проверьте свои работы в парах. Сверьте результаты с записью на доске.

4 - Подумайте, бывают ли у растений дети?

\ - Где вы наблюдали, что у растений есть «дети»? Расскажите.

Слайд 1)

 - Во время прогулки в парке или в лесу ты вдруг замечаешь «семейки» берёз, орешника, ландышей или других растений. Они образовались в результате размножения растений.. (Слайд 2)

4 Сообщение темы урока.

 - Как вы думаете ,о чем мы будем сегодня говорить на уроке? ( Сегодня на уроке вы познакомитесь со способами размножения растений.)

5 Изучение нового материала

- Вспомните строение растения. (Корень, побег: стебель, лист, цветок, плод.)

 (Слайд 3)

 - Подумайте, какие части растения нужны для размножения? (Корень, стебель, лист, плод (семя).)

(Слайд 4) - Размножение растений частями корня, стебля, листа называют вегетативным. Это слово произошло от греческого слова «вегето», что в переводе означает «расту».

(Слайд 5) - Вегетативным путём размножаются многие сорные растения (сорняки), например, одуванчик, картофель, лук пырей.

 Работа с учебником стр. 68, рисунок вверху.

- Рассмотрите рисунок. Расскажите, как размножаются эти растения.

- Многие цветковые растения размножаются с помощью семян. Вспомните, где образуются семена у растения? (В плодах.)

(Слайд 6) - Плод у растений – это орган размножения. В некоторых плодах бывает одно семя, например в плоде вишни или сливы. А в других – много. Например, в коробочке мака – тысячи семян! - Подумайте, зачем растению так много семян?

 (Слайд 7) - Закончите предложение: Чем больше образуется семян, тем больше может появиться новых растений если семена попадают в благоприятные условия.

 · Работа по учебнику.

Рубрика «Это важно» стр. 68, внизу.

Физминутка

Нежный маленький бутон. Туго-туго свёрнут он. Солнце луч ему протянет, И бутон гвоздикой станет.

 5 Практическая работа.

(Слайд 8) -Сейчас мы будем учиться размножать комнатные растения тремя способами. 1-я группа – размножение фиалки листовым черенком.

 2-я группа –размножение бегонии стеблевыми черенками

 3-я группа – размножение хлорофитума делением куста

 - С правилами размножения вас познакомят консультанты, которые есть в каждой группе. Правила размножения.

1) Размножение листовыми черенками.

А) берут целый лист с черенком- черенок до 5см длиной;

Б) кончик черешка обмакивают в раствор фитогормона;

 В) черенок помещают в почву так, чтобы нижняя поверхность листа была обращена к стенке горшка. Основание пластинки горшка не должно касаться почвы.

 Г) почву вокруг пластинки листа приминают карандашом.

 2) Размножение стеблевыми черенками.

 А) черенок должен иметь 7 -15 см в длину;

Б) отрезают листья с нижней части черенка;

 В) с помощью карандаша делают углубление в почве;

 Г) нижнюю часть побега погружают на несколько секунд в раствор фитогормона:

 Д) помещают в углубление черенок, почву вокруг приминают карандашом.

Е) накрывают стеклянной банкой или пакетом.

3)Размножение делением куста.

А) растение вынимают из горшка и осторожно, отряхнув землю и обнажив места соединения, отделяют одно или несколько дочерних растений:

Б) место соединения разламывают и разрезают ножом. Ни в коем случае не разрывайте растения;

В) отдельные части пересаживают в горшки;

Г) корни присыпают почвой и приминают, чтобы не остались воздушные карманы.

(Слайды 9-15)

6 Контроль знаний

Размножаются вегетативно (частями растения) -

Размножаются семенами -

5 Рубрика « Этот удивительный мир.» (сообщение детей)

А) Большинство высоких деревьев распространяют свои семена с помощью ветра. К ним можно отнести березу, тополь, клен. Плоды и семена у одних растений мелкие и легко разносятся ветром, у других – крупнее ( они имеют приспособления для полета)

 Б) Легкие семена одуванчика благодаря своим парашютикам долго парят в воздухе и могут пролететь до 10км., а семена ясеня – на 20 км. Семена клена улетают почти на 20 км.

В) Одно растение осенью дает от 8 до 60 тысяч семян. Поэтому подорожник очень быстро расселяется по обочинам дорог- везде где ступает нога человека. Семена подорожника даже переправились даже из Европы через океан в Америку – на сапогах первых поселенцев. Коренные жители Америки назвали подорожник « след белого человека»

6 Итог урока - Назовите способы размножения растений.

7 Домашнее задание: с. 71, творческое задание

 8 Рефлексия. - Что нового узнали на уроке?

 - Когда было интересно?

- Оцените нашу работу на уроке.

malskola-7.ucoz.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта