Как растения расселяются на новые места. Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме:" Как растения расселяются на новые места"(УМК "Перспективная начальная школа")

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме:" Как растения расселяются на новые места"(УМК "Перспективная начальная школа"). Как растения расселяются на новые места


Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме:" Как растения расселяются на новые места"(УМК "Перспективная начальная школа")

КАК РАСТЕНИЯ РАССЕЛЯЮТСЯ НА НОВЫЕ МЕСТА

Цели: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Оборудование: рисунки с изображением растений; семена растений; загадки о растениях.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите рисунки на доске. Что здесь изображено? (Дерево, кустарник, травянистое растение.)

– Что объединяет эти разные растения? (У всех растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.)

– А как отличить плод от других частей растения? (Плод образуется на месте цветка, внутри плодов есть семена.)

– Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль выполняют семена в жизни растений.

II. Изучение нового материала.

1. Ч т е н и е э к о л о г и ч е с к о й с к а з к и Н. Осипова.

«На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!».

Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отваживался приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло.

Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».

– Почему же дуб так и не дождался себе смены? (Ответы детей.)

– Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.

2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 22–23).

– Как же растения переселяются на новые места?

– Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника. Какие растения здесь изображены? Назовите плоды, семена этих растений.

– Рисунки на с. 22 подсказывают, как путешествуют семена растений. Кто (или что) им в этом помогает?

– Репейник и многие другие растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками и зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за шерсть собаки, овцы, коровы, лошади, за одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю.

– Обратите внимание на второй рисунок-подсказку. Зачем птица несет плоды? (Плоды и семена служат кормом для многих птиц.)

– А помогают ли птицы расселению растений? (Птицы в полете могут уронить плоды с семенами, и они прорастут на новых местах далеко от родительского растения.)

– Иногда животные прячут корм про запас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают. Многие семена путешествуют прямо в желудках птиц. Птицы клюют зрелые плоды и глотают их вместе с семенами. А семена окружены крепкими толстыми оболочками и потому не перевариваются в желудках, выходят с пометом неповрежденными. А птицы за это время могут перенести их на большие расстояния. К тому же в птичьих желудках толстые оболочки семян размягчаются, и семена потом быстрее прорастают.

– Что вы видите на третьем рисунке-подсказке? (Муравей тащит семя.)

– Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу муравьи заготавливают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся мусором выносят наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, хохлатки, чистотела, медуницы, марьянника.

– Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника (с. 22–23). Как вы думаете, почему здесь изображен ручей? (Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде.)

– Некоторым растениям расселяться помогают водоплавающие птицы. Стоит утке, гусю, лебедю или другой птице поплескаться в пруду или в озере, как к их оперению прилипнут семена. Поплескавшись в одном водоеме, птица перелетит на другой, а вместе с ней переместятся и семена. Особенно далеко эти «прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелетов птиц.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Выросла я, липка, тоненькой и гибкой –

Не ломай меня!

Медоносным цветом зацвету я летом –

Береги меня.

В полдень подо мною спрячешься от зноя –

Вырасти меня.

Я тебя листвою от дождя укрою –

Поливай меня.

Вместе, друг мой милый, наберемся силы –

Ты люби меня.

А дождешься срока, выйдешь в мир широкий, –

Не забудь меня!

П. Воронько

3. Чтение рассказа «Как деревья с ветром дружат».

Б е с е д а п о п р о ч и т а н н о м у.

– Как путешествует крылатка клена?

Учитель раздает учащимся плоды клена. Дети рассматривают их с помощью лупы.

– Опишите, как выглядят семена клена. (Дети описывают.)

– Да, у них один край крылышка прямой и утолщенный, другой – округлый и тонкий. Точь-в-точь как у лопасти пропеллера. И действует крылатка клена, как пропеллер. Падая с дерева, она быстро вращается. Тем самым падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.

4. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а в п а р а х.

Учитель раздает учащимся плоды клена и ясеня. Дети рассматривают рисунок-подсказку в учебнике и показывают друг другу, как путешествуют крылатки клена и ясеня.

– Выясните, чьи плоды с семенами улетят дальше.

Для этого один ученик подбрасывает плоды вверх, а другой машет газетой, создавая воздушный поток.

III. закрепление изученного материала.

1. О т г а д а й т е з а г а д к и.

Дети отгадывают загадки, называют растения и способ их расселения.

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал –

И развеял этот шар.

(Одуванчик, расселяется с помощью ветра.)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

(Желудь дуба – животными.)

Кто ни прикасается, –

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат уголки.

(Репей – животными.)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Рябина – птицами.)

Посреди двора

Золотая голова.

(Подсолнух – ветром и птицами.)

2. И г р а «Определи, с какого растения плоды».

3. У к а ж и т е с т р е л к а м и, к какой группе относятся данные растения.

Дуб

Ромашка

Осина

Береза

Сосна

Клевер

Рябина

Орешник

Барбарис

4. Ч т е н и е и а н а л и з с к а з к и Л. Толстого «Дуб и орешник».

«Старый дуб уронил с себя желудь под куст орешника. Орешник сказал дубу: «Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои жёлуди на чистое место. Здесь мне самому тесно для моих отростков, и я сам не бросаю наземь своих орехов, а отдаю их людям».

«Я живу двести лет, – сказал на это дуб, – и дубок из этого жёлудя проживёт столько же».

Тогда орешник рассердился и сказал: «Так я заглушу твой дубок, и он не проживёт и трёх дней».

Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сынку из жёлудя.

Жёлудь намок, лопнул и уцепился крючком ростка в землю, а другой росток пустил кверху.

Орешник глушил его и не давал солнца. Но дубок тянулся кверху и стал сильнее в тени орешника. Прошло сто лет. Орешник давно засох, а дуб из жёлудя поднялся до неба и раскинул шатёр на все стороны».

IV. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие растения расселяются с помощью ветра?

– Какие растения расселяются с помощью зверей?

multiurok.ru

У р о к 18. КАК РАСТЕНИЯ РАССЕЛЯЮТСЯ НА НОВЫЕ МЕСТА

учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ по предмету «Окружающий природный мир» класс 1-б (дополнительный) учитель: Лушина Надежда Викторовна, высшая квалификационная категория 2017-2018 учебный год Рабочая программа

Подробнее

Кромского района Орловской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области «Черкасская средняя общеобразовательная школа» Конспект урока окружающего мира по теме: «Какие бывают растения?»

Подробнее

Лексическая тема: «Деревья и кустарники»

Лексическая тема: «Деревья и кустарники» 1. Рассмотреть во время прогулки деревья: березу, тополь, каштан, клен, рябину, дуб сосну, ель. Познакомить ребенка с плодами и семенами некоторых деревьев (каштан,

Подробнее

Развлечение «День рождения Земли»

Развлечение «День рождения Земли» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с характерными особенностями весны. Расширять представления детей о луговых цветах. Дать представления о посадке

Подробнее

Консультация для родителей. Тема ОСЕНЬ

Консультация для родителей Тема ОСЕНЬ 1.Поговорите с ребенком о том, какое время года наступило. Можно задать ему вопросы и предложите дать на них полные ответы. Объясните, как нужно отвечать на ваши вопросы.

Подробнее

Выполнили: М.Р. Головня Т.В. Петелина

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области Выполнили: М.Р. Головня Т.В. Петелина р.п.белый Яр 2016 Удивительные факты

Подробнее

У р о к 7. ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ. Ход урока

У р о к 7. ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ Цели: познакомить учащихся с признаками живой и неживой природы; учить различать объекты живой и неживой природы; учить выделять из объектов неживой природы изделия человека;

Подробнее

Проект: «Деревья осенью»

ДОУ 96 Проект: «Деревья осенью» в старшей логопедической группе Воспитатели: Николаева Е.В. Данилова К.В. г. Липецк 2016 г. Проект «Деревья и кустарники осенью» Цель: Расширять знания детей о растительном

Подробнее

Русский лес (викторина)

Русский лес (викторина) Цель: проверить знания детей о деревьях, кустарниках, растительности леса. Оборудование: картины; плакаты; русский костюм; иллюстрации. В записи звучат звуки леса; шум листвы, пение

Подробнее

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 2 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края Хабаровского края р.п. Хор 2015год Тема

Подробнее

Консультация для родителей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Малышок" г. Советский" Консультация для родителей «Прогулки с детьми осенью» Подготовили воспитатели второй младшей группы «Семицветик»

Подробнее

Конспект урока по биологии в 6 классе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение СОШ 7 села Величаевского Левокумского района Ставропольского края Конспект урока по биологии в 6 классе «Распространение плодов и семян» подготовила

Подробнее

Природа источник познания!

Природа источник познания! Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В. А. Сухомлинский С помощью электронного микроскопа на

Подробнее

Наблюдения за живой природой

Наблюдения за живой природой Наблюдения за живой природой проводятся ежедневно. Цель таких наблюдений: - познакомить детей с разнообразием растительного мира, животного мира, мира птиц и мира насекомых;

Подробнее

Рабочая программа по живому миру 1 класс

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Технологический колледж 2» Структурное подразделение школа-интернат VIII вида

Подробнее

Тема: «Осенние краски»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» с. Быков НОД по художественно эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группе Тема: «Осенние краски»

Подробнее

ТЕСТ 18 «СЛЕД БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА»

Страница: 1 ТЕСТ 18 Фамилия, имя Прочитай текст. «СЛЕД БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА» Класс Я поцарапала ногу, сказала Алёнка, сейчас найду подорожник, приложу к царапине, тогда пойдём дальше. Подорожник хорошее растение.

Подробнее

(подготовительная группа)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 80 «Светлячок» Конспект занятия на тему: «Золотая осень» (социальный мир) (подготовительная группа) Воспитатель:

Подробнее

"Растение живое существо"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 24» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе: "Растение живое существо" Составила и провела воспитатель:

Подробнее

«Культурные растения наши помощники»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 15» г. Мурома Владимирской области Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Культурные растения наши помощники» УМК «Школа 2100» Бичагова Елена Викторовна Тема

Подробнее

docplayer.ru

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме:" Как растения расселяются на новые места"(УМК "Перспективная начальная школа")

КАК РАСТЕНИЯ РАССЕЛЯЮТСЯ НА НОВЫЕ МЕСТА

Цели: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Оборудование: рисунки с изображением растений; семена растений; загадки о растениях.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите рисунки на доске. Что здесь изображено? (Дерево, кустарник, травянистое растение.)

– Что объединяет эти разные растения? (У всех растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.)

– А как отличить плод от других частей растения? (Плод образуется на месте цветка, внутри плодов есть семена.)

– Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль выполняют семена в жизни растений.

II. Изучение нового материала.

1. Ч т е н и е э к о л о г и ч е с к о й с к а з к и Н. Осипова.

«На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!».

Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отваживался приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло.

Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».

– Почему же дуб так и не дождался себе смены? (Ответы детей.)

– Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.

2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 22–23).

– Как же растения переселяются на новые места?

– Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника. Какие растения здесь изображены? Назовите плоды, семена этих растений.

– Рисунки на с. 22 подсказывают, как путешествуют семена растений. Кто (или что) им в этом помогает?

– Репейник и многие другие растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками и зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за шерсть собаки, овцы, коровы, лошади, за одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю.

– Обратите внимание на второй рисунок-подсказку. Зачем птица несет плоды? (Плоды и семена служат кормом для многих птиц.)

– А помогают ли птицы расселению растений? (Птицы в полете могут уронить плоды с семенами, и они прорастут на новых местах далеко от родительского растения.)

– Иногда животные прячут корм про запас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают. Многие семена путешествуют прямо в желудках птиц. Птицы клюют зрелые плоды и глотают их вместе с семенами. А семена окружены крепкими толстыми оболочками и потому не перевариваются в желудках, выходят с пометом неповрежденными. А птицы за это время могут перенести их на большие расстояния. К тому же в птичьих желудках толстые оболочки семян размягчаются, и семена потом быстрее прорастают.

– Что вы видите на третьем рисунке-подсказке? (Муравей тащит семя.)

– Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу муравьи заготавливают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся мусором выносят наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, хохлатки, чистотела, медуницы, марьянника.

– Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника (с. 22–23). Как вы думаете, почему здесь изображен ручей? (Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде.)

– Некоторым растениям расселяться помогают водоплавающие птицы. Стоит утке, гусю, лебедю или другой птице поплескаться в пруду или в озере, как к их оперению прилипнут семена. Поплескавшись в одном водоеме, птица перелетит на другой, а вместе с ней переместятся и семена. Особенно далеко эти «прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелетов птиц.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Выросла я, липка, тоненькой и гибкой –

Не ломай меня!

Медоносным цветом зацвету я летом –

Береги меня.

В полдень подо мною спрячешься от зноя –

Вырасти меня.

Я тебя листвою от дождя укрою –

Поливай меня.

Вместе, друг мой милый, наберемся силы –

Ты люби меня.

А дождешься срока, выйдешь в мир широкий, –

Не забудь меня!

П. Воронько

3. Чтение рассказа «Как деревья с ветром дружат».

Б е с е д а п о п р о ч и т а н н о м у.

– Как путешествует крылатка клена?

Учитель раздает учащимся плоды клена. Дети рассматривают их с помощью лупы.

– Опишите, как выглядят семена клена. (Дети описывают.)

– Да, у них один край крылышка прямой и утолщенный, другой – округлый и тонкий. Точь-в-точь как у лопасти пропеллера. И действует крылатка клена, как пропеллер. Падая с дерева, она быстро вращается. Тем самым падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.

4. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а в п а р а х.

Учитель раздает учащимся плоды клена и ясеня. Дети рассматривают рисунок-подсказку в учебнике и показывают друг другу, как путешествуют крылатки клена и ясеня.

– Выясните, чьи плоды с семенами улетят дальше.

Для этого один ученик подбрасывает плоды вверх, а другой машет газетой, создавая воздушный поток.

III. закрепление изученного материала.

1. О т г а д а й т е з а г а д к и.

Дети отгадывают загадки, называют растения и способ их расселения.

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал –

И развеял этот шар.

(Одуванчик, расселяется с помощью ветра.)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

(Желудь дуба – животными.)

Кто ни прикасается, –

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат уголки.

(Репей – животными.)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Рябина – птицами.)

Посреди двора

Золотая голова.

(Подсолнух – ветром и птицами.)

2. И г р а «Определи, с какого растения плоды».

3. У к а ж и т е с т р е л к а м и, к какой группе относятся данные растения.

Дуб

Ромашка

Осина

Береза

Сосна

Клевер

Рябина

Орешник

Барбарис

4. Ч т е н и е и а н а л и з с к а з к и Л. Толстого «Дуб и орешник».

«Старый дуб уронил с себя желудь под куст орешника. Орешник сказал дубу: «Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои жёлуди на чистое место. Здесь мне самому тесно для моих отростков, и я сам не бросаю наземь своих орехов, а отдаю их людям».

«Я живу двести лет, – сказал на это дуб, – и дубок из этого жёлудя проживёт столько же».

Тогда орешник рассердился и сказал: «Так я заглушу твой дубок, и он не проживёт и трёх дней».

Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сынку из жёлудя.

Жёлудь намок, лопнул и уцепился крючком ростка в землю, а другой росток пустил кверху.

Орешник глушил его и не давал солнца. Но дубок тянулся кверху и стал сильнее в тени орешника. Прошло сто лет. Орешник давно засох, а дуб из жёлудя поднялся до неба и раскинул шатёр на все стороны».

IV. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие растения расселяются с помощью ветра?

– Какие растения расселяются с помощью зверей?

multiurok.ru

Разработка урока по Окружающему миру «Как растения расселяются на новые места» 1 класс - VEKOR.RU

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« Беленская основная школа»

Разработка урока

По теме « Как растения расселяются на новые места»

Разработала учитель начальных классов :

Ильясова Хамдия Фаизовна

Тема урока: Как растения расселяются на новые места.

Класс: 1

УМК: Перспективная начальная школа

Продолжительность урока: 35 минут

Тип учебного занятия: объяснение нового материала.

Методы обучения:

• работа с компьютерной моделью

• иллюстративно-словесный

Формы работы:

• индивидуальная

• фронтальная работа

• групповая

2. Цель урока: 1 Познакомить учащихся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека)

2.Раскрыть биологическое значение приспособления растений к распространению семян.

3.Развивать познавательный интерес, наблюдательность.

3. Задачи:

 обучающие — выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

 развивающие — развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, умения рассуждать и делать выводы; формирование умения аргументировать свою точку зрения;

 воспитательные — воспитание экологической культуры; формирование коммуникативных навыков.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока: Учащиеся приобретают навыки самостоятельного поиска необходимой информации из разных источников, умение анализировать и обобщать.

Оборудование:

Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки.

Презентация к уроку

• Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы.-М.: Академкнига/учебник, 2010.

• Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник.-М.: Академкнига/учебник, 2010.

• Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс. Хрестоматия.-М.: Академкнига/учебник, 2010

• Изображение солнышка и тучки (приложение № 3)

Использованная литература:

• Окружающий мир:1 класс: поурочные планы по учебнику Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. В 2 ч. Ч.1/ авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2010.

• Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности.1-4 кл.: в 2ч./Сост. Р.Г. Чуракова.- М.:Академкнига/Учебник, 2011.

ЦОР:

• Путешествие плодов и семян http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9480f142-64cb-4bc2-b8c3-69d371d96b71/ResFile.SWF

• диск Уроки Кирилла и Мефодия Окружающий мир

Приложение 1

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Время

1

2

3

4

5

6

I.

Стадия вызова

Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

— создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-уточнить тематические рамки.

Строение цветкового растения

№2

Создаёт эмоциональный настрой на урок.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Прозвенел звонок,

Начинается урок

Все за парты сядем дружно,

Начинать работу нужно.

Вводит обучающихся в тему урока, организует работу с ресурсом:

— Рассмотрите рисунки на экране. Что изображено? Назовите, к какой группе (деревья, кустарники, травянистые растения) относятся эти растения .( слайды 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12)

Что объединяет эти растения?

(слайд 13, 14)

Дети рассматривают рисунки, дают свои объяснения.

Дети выполняют самостоятельную работу, вспоминают части растения.

1 мин.

2 мин.

3 мин.

Целеполагание

Цели:

— организовать формулировку темы урока детьми;

— организовать постановку цели урока детьми.

Организует формулировку темы урока детьми.

Организует постановку цели урока детьми.

Уточняет тематические рамки.

– Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль выполняют семена в жизни растений.

С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя ставят цель.

1 мин

II

Стадия осмысления.

Читает экологическую сказку Н. Осипова

А сейчас я хочу для вас прочитаю сказку Н. Осипова. Слушайте её внимательно, а то не сможете ответить на мой вопрос.

На опушке рос дуб — хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

А дуб на неё как набросится: « Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы всё его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из жёлудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды в, бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик своей смены.

Учитель. Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.

После чтения учитель выдвигает проблему — Почему же дуб так и не дождался себе смены? ( слайд 15)

Слушают сказку Н.Осипова

Дети высказывают своё мнение.

3 мин.

Физминутка

Организует физминутку. Игра «Да»-«Нет»

 

При ответе «да» дети делают хлопок над головой, при ответе «нет» ученики разводят руки ладошками вверх и как бы говорят: «А вот и нет!»

: а) Плоды образуются на листьях? (нет)

б) Плоды находятся внутри семян? (нет)

в) Из семян укропа вырастает травянистое растение? (да)

г) Внутри клубня картофеля есть семена? (нет)

д) У всех растений есть корни? (да)

е) Из семян картофеля вырастет клубника? (нет)

 ( слайд 16)

Дети выполняют физминутку

2 мин.

Работа с учебником

Организует работу с учебником.(стр. 22-23) Подводит обучающихся к выводу о том как распространяются растения. Побуждает к высказыванию своего мнения.

– Как же растения переселяются на новые места?

– Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника. Какие растения здесь изображены? Назовите плоды, семена этих растений.

– Рисунки на с. 22 подсказывают, как путешествуют семена растений. Кто (или что) им в этом помогает?

– Репейник и многие другие растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками и зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за шерсть собаки, овцы, коровы, лошади, за одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю.

– Обратите внимание на второй рисунок-подсказку. Зачем птица несет плоды?

– А помогают ли птицы расселению растений?

– Иногда животные прячут корм про запас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают. Многие семена путешествуют прямо в желудках птиц. Птицы клюют зрелые плоды и глотают их вместе с семенами. А семена окружены крепкими толстыми оболочками и потому не перевариваются в желудках, выходят с пометом неповрежденными. А птицы за это время могут перенести их на большие расстояния. К тому же в птичьих желудках толстые оболочки семян размягчаются, и семена потом быстрее прорастают.

– Что вы видите на третьем рисунке-подсказке?

– Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу муравьи заготавливают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся мусором выносят наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, хохлатки, чистотела, медуницы, марьянника.

– Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника (с. 22–23). Как вы думаете, почему здесь изображен ручей?

( слайды17- 25)

– Некоторым растениям расселяться помогают водоплавающие птицы. Стоит утке, гусю, лебедю или другой птице поплескаться в пруду или в озере, как к их оперению прилипнут семена. Поплескавшись в одном водоеме, птица перелетит на другой, а вместе с ней переместятся и семена. Особенно далеко эти «прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелетов птиц.

Работают с иллюстрациями учебника, анализируют, самостоятельно формулируют выводы. Высказывают свои предположения о том как расселяются растения.

(Плоды и семена служат кормом для многих птиц.) Птицы в полете могут уронить плоды с семенами, и они прорастут на новых местах далеко от родительского растения.)

(Муравей тащит семя.)

(Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде.)

8 мин.

Практическая работа в паре.

Предлагает выполнить практическую работу в парах.

Учитель раздаёт учащимся плоды клёна Контролирует выполнение работы.

Дети выполняют практическую работу в парах.

Рассматривают рисунок-подсказку в учебнике и показывают друг другу, как путешествуют крылатки клёна и ясеня. Высказывают свои предположения в паре.

3 мин.

Проведение эксперимента

Предлагает провести эксперимент. Выяснить, чьи плоды с семенами улетят дальше. Контролирует выполнение эксперимента.

Дети проволят эксперимент. Для этого один ученик подбрасывает плоды вверх, а другой машет газетой, создавая воздушный поток. Формулируют результат эксперимента.

3 мин

Физминутка

Организует физминутку

2

Закрепление изученного

«Путешествие плодов и семян»

1Организует просмотр ресурса «Путешествие плодов и семян»

Работают с ресурсом, просматривают, отвечают на вопросы.

6 мин.

Диск « Уроки Кирилла и Мефодия»

1 Работа по диску – урок 6, 7

Выполняют задания

5

3 Отгадывание загадок

Дети отгадывают загадки, называют растения и способ их расселения.

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал –

И развеял этот шар.

(Одуванчик, расселяется с помощью ветра.)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

(Желудь дуба – животными.)

Кто ни прикасается, –

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат уголки.

(Репей – животными.)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Рябина – птицами.)

Посреди двора

Золотая голова.

(Подсолнух – ветром и птицами.)

Отгадывают загадки

5 мин

III

Стадия рефлексии

Организует рефлексию.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности.

— Кто получил удовлетворение от своей работы на уроке?

• Если вы полностью довольны уроком, считаете, что выложились и отлично поняли новую тему урока, поднимите солнышко.

• Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать и активнее, покажите солнышко, которое закрывает тучка.

• Если вы ничего не поняли на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, поднимите тучку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось , что не получилось и почему).

3 мин.

Приложение к конспекту урока

Тема урока: Как растения расселяются на новые места.

Таблица 2

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Жизнь природных сообществ

ИнформационныйТекст/ текст с иллюстрациями

Демонстрационная таблица «Деревья, кустарники, травы»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3388597b-7cc5-4f6c-bbd8-cb875701124b/ResFile.PDF

2.

Строение цветкового растения

Практический

Интерактивное задание

Интерактив

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000020c-1000-4ddd-412a-050046b326a0/071.swf

3.

Путешествие плодов и семян

ИнформационныйИнтерактивное задание

Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9480f142-64cb-4bc2-b8c3-69d371d96b71/ResFile.SWF

vekor.ru

Как растения расселяются на новые места

Тема : Как растения расселяются на новые места.Цель: Обеспечение понимания учащихся зависимости растений от приспособлений семян к распространению.Задачи:

Образовательные:

1. познакомить учащихся с особенностямираспространения плодов и семян.

2. Выяснить отличительные признаки плодов и семянраспространяемых ветром, водой, животными ичеловеком.

Развивающие:

Развивать наблюдательность умение слушать, рассуждать. Воспитательные:

Формировать (воспитывать) бережное отношение к природе.

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентационное сопровождение урока, семена, плоды растений, лупы, телевизор, DVD проигрыватель м/ф «Лунтик».Ход урока.

I. Организационное начало.

Начинаем урок окружающего мира. У нас сегодня на уроке много гостей. Улыбнитесь гостям и друг другу. Я желаю вам удачи на уроке. У вас всё получится.

^

Назовите предметы живой природы. Докажите что растения являются частью живой природы. Подтвердите свой ответ примерами.

^

(Слайд № 1).

Что вы видите на картинке? Откуда растения появились в лесу?

Сегодня на уроке вы будете маленькими исследователями, мы с вами исследуем, как растения расселяются на новые места.

(Слайд № 2).

^

1. Совместное открытие нового.

  • Мы знаем что одно и тоже растение можно встретить и в поле , и в огороде, и на лугу . Взрослые растения в прямом смысле привязаны к тому месту , где выросли . А семена ? Что ждет семена?
  • Им придется покинуть родное гнездо.
  • Но возникает вопрос : «Зачем семенам улетать?» -Ответить нам на этот вопрос поможет герой мультфильма «Лунтик». Сейчас вы посмотрите эпизод мультфильма и потом мне скажете кто помогает одуванчику расселяться на новые места (показ эпизода мультфильма).
  • Кто же помогает семенам одуванчика расселиться?

(слайд №3)

  • Посмотрите на экран . Одуванчик отцвел , а на месте соцветия появились пушистый шарик , а в нем 100 семян. Что произойдет . если семена лягут друг с другом в кучу?
  • Чем дальше семена оказываются от растений , тем больше возможностей занять новые территории .
2. Рассказ учителя :

- Осенью поспевают плоды и семена многих растений , наступает пора их расселения . Семена березы , клена снабжены крылышками . Ветер их подхватывает и уносит на большие расстояния . (слайд№4)

Посмотрим на семена клёна, они похожи на винт вертолёта. У них один край крылышка прямой, другой округлый и тонкий точь - в - точь как у лопасти пропеллера. Падая с дерева, крылатка быстро вращается. Ветер уносит семя далеко от дерева.

(слайд №5)

Семена берёзы – замечательные летуны. Для полёта они обзавелись крылышками. Крылышки малюсенькие, размером со спичечную головку, а толщиной как папиросная бумага. И всё же это крылышка. Подует ветер, подхватит крылатые плоды и разнесёт по всей округе.

И если будут хорошие условия, то на новом месте будет стоять новое дерево.

(слайд № 6)

Есть много плодов и семян, которые рассеивают птицы.

Птицы клюют зрелые плоды, глотают их вместе с семенам, оказывая большую услугу семенам. Неповрежденные семена выбрасываются вместе с пометом. А птицы за это время могут перенести их на большие расстояния. Если плод большой , то птица то птица может его уронить . И так же на новом месте вырастет новое растение. (слайд № 7)

Что это за растение? (репейник)

Сегодня на уроке (Ф. И.) подготовил нам сообщение о репейнике (рассказ ученика)

Семена цепляются за шерсть и уносятся в разные направления. Вы когда - нибудь замечали на шерсти собак колючки. Семена некоторых растений расселяются с помощью зверей.

(слайд № 8)Как пассажиры скорого поезда колючки: зацепились и поехали. Отцепились и проросли .

(слайд № 9)

  • Посмотрите на экран .
  • Как вы думаете река переносит семена ? Вы когда-нибудь замечали, как по реке плывут листья, пух, семена? Плоды и семена некоторых растений как крохотные лодочки странствуют по воде.
  • По воде семена расселяются на новые места.
Как же расселяются растения в природе?

^

А сейчас мы с вами поиграем в логическое лото. У вас на парте есть большие конверты. Возьмите их. Положите перед собой полотно с картинками. Выберите карточки с плодами и семенами растений и соотнесите их с тем деревом, к которому этот плод относится. Посмотрите на экран, проверим ответы. Ребята скажите пожалуйста на какие две группы можно разделить эти растения по способу расселения.

^

  • Сейчас поработаем в парах и проведем небольшое исследование .
  • У вас на парте в коробочках семена и плоды различных растений нашего края .
  • Рассмотрите их с помощью лупы и исследуйте их приспособление к расселению .
  • Расскажите как же расселяются семена.

VII. Рефлексия.

Молодцы ребята! Вы справились с заданием, а сейчас мои помощники прочитают стихи, в которых говориться как расселяются растения.

  • Какие вопросы оказались для вас неожиданными ?
  • Какие задания были трудными , а какие интересными ?
  • Какое настроение было на уроке.? Покажите солнышко.
Дома расскажите своим родителям, что вы сегодня узнали на уроке.

(слайд № 10).

Спасибо всем за урок!

shkolnie.ru

Урок 18. Как растения расселяются на новые места

У р о к 18.КАК РАСТЕНИЯ РАССЕЛЯЮТСЯ НА НОВЫЕ МЕСТА

Цели: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Оборудование: рисунки с изображением растений; семена растений; загадки о растениях.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите рисунки на доске. Что здесь изображено? (Дерево, кустарник, травянистое растение.)

– Что объединяет эти разные растения? (У всех растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.)

– А как отличить плод от других частей растения? (Плод образуется на месте цветка, внутри плодов есть семена.)

– Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль выполняют семена в жизни растений.

II. Изучение нового материала.

1. Ч т е н и е э к о л о г и ч е с к о й с к а з к и Н. Осипова.

«На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!».

Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отваживался приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло.

Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».

– Почему же дуб так и не дождался себе смены? (Ответы детей.)

– Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.

2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 22–23).

– Как же растения переселяются на новые места?

– Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника. Какие растения здесь изображены? Назовите плоды, семена этих растений.

– Рисунки на с. 22 подсказывают, как путешествуют семена растений. Кто (или что) им в этом помогает?

– Репейник и многие другие растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками и зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за шерсть собаки, овцы, коровы, лошади, за одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю.

– Обратите внимание на второй рисунок-подсказку. Зачем птица несет плоды? (Плоды и семена служат кормом для многих птиц.)

– А помогают ли птицы расселению растений? (Птицы в полете могут уронить плоды с семенами, и они прорастут на новых местах далеко от родительского растения.)

– Иногда животные прячут корм про запас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают. Многие семена путешествуют прямо в желудках птиц. Птицы клюют зрелые плоды и глотают их вместе с семенами. А семена окружены крепкими толстыми оболочками и потому не перевариваются в желудках, выходят с пометом неповрежденными. А птицы за это время могут перенести их на большие расстояния. К тому же в птичьих желудках толстые оболочки семян размягчаются, и семена потом быстрее прорастают.

– Что вы видите на третьем рисунке-подсказке? (Муравей тащит семя.)

– Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу муравьи заготавливают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся мусором выносят наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, хохлатки, чистотела, медуницы, марьянника.

– Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника (с. 22–23). Как вы думаете, почему здесь изображен ручей? (Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде.)

– Некоторым растениям расселяться помогают водоплавающие птицы. Стоит утке, гусю, лебедю или другой птице поплескаться в пруду или в озере, как к их оперению прилипнут семена. Поплескавшись в одном водоеме, птица перелетит на другой, а вместе с ней переместятся и семена. Особенно далеко эти «прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелетов птиц.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Выросла я, липка, тоненькой и гибкой –

Не ломай меня!

Медоносным цветом зацвету я летом –

Береги меня.

В полдень подо мною спрячешься от зноя –

Вырасти меня.

Я тебя листвою от дождя укрою –

Поливай меня.

Вместе, друг мой милый, наберемся силы –

Ты люби меня.

А дождешься срока, выйдешь в мир широкий, –

Не забудь меня!

П. Воронько

3. Р а б о т а п о х р е с т о м а т и и.

Учитель читает рассказ «Как деревья с ветром дружат».

Б е с е д а п о п р о ч и т а н н о м у.

– Как путешествует крылатка клена?

Учитель раздает учащимся плоды клена. Дети рассматривают их с помощью лупы.

– Опишите, как выглядят семена клена. (Дети описывают.)

– Да, у них один край крылышка прямой и утолщенный, другой – округлый и тонкий. Точь-в-точь как у лопасти пропеллера. И действует крылатка клена, как пропеллер. Падая с дерева, она быстро вращается. Тем самым падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.

4. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а в п а р а х.

Учитель раздает учащимся плоды клена и ясеня. Дети рассматривают рисунок-подсказку в учебнике и показывают друг другу, как путешествуют крылатки клена и ясеня.

– Выясните, чьи плоды с семенами улетят дальше.

Для этого один ученик подбрасывает плоды вверх, а другой машет газетой, создавая воздушный поток.

III. закрепление изученного материала.

1. О т г а д а й т е з а г а д к и.

Дети отгадывают загадки, называют растения и способ их расселения.

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал –

И развеял этот шар.

(Одуванчик, расселяется с помощью ветра.)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

(Желудь дуба – животными.)

Кто ни прикасается, –

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат уголки.

(Репей – животными.)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Рябина – птицами.)

Посреди двора

Золотая голова.

(Подсолнух – ветром и птицами.)

2. И г р а «Определи, с какого растения плоды».

3. У к а ж и т е с т р е л к а м и, к какой группе относятся данные растения.

Дуб

Ромашка

Осина

Береза

Сосна

Клевер

Рябина

Орешник

Барбарис

4. Ч т е н и е и а н а л и з с к а з к и Л. Толстого «Дуб и орешник».

«Старый дуб уронил с себя желудь под куст орешника. Орешник сказал дубу: «Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои жёлуди на чистое место. Здесь мне самому тесно для моих отростков, и я сам не бросаю наземь своих орехов, а отдаю их людям».

«Я живу двести лет, – сказал на это дуб, – и дубок из этого жёлудя проживёт столько же».

Тогда орешник рассердился и сказал: «Так я заглушу твой дубок, и он не проживёт и трёх дней».

Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сынку из жёлудя.

Жёлудь намок, лопнул и уцепился крючком ростка в землю, а другой росток пустил кверху.

Орешник глушил его и не давал солнца. Но дубок тянулся кверху и стал сильнее в тени орешника. Прошло сто лет. Орешник давно засох, а дуб из жёлудя поднялся до неба и раскинул шатёр на все стороны».

IV. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие растения расселяются с помощью ветра?

– Какие растения расселяются с помощью зверей?

publekc.ru

Урок окружающего мира в 1 классе «Как растения расселяются на новые места»

Урок окружающего мира в 1 классе «Как растения расселяются на новые места»

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека)

2.Раскрыть биологическое значение приспособления растений к распространению семян.

3.Развивать познавательный интерес, наблюдательность.

Оборудование:

1.Таблица «Части растений»

2. Рисунки деревьев, кустарников, травянистых растений.

3.Рисунки животных: белка, сойка, кедровка, коза.

4. Образцы плодов и семян - по одному комплекту на парту.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок

Все за парты сядем дружно,

Начинать работу нужно.

  1. Актуализация знаний.
  • Сообщение синоптика (работа в календаре природы)
  • Фронтальная работа Учитель. На прошлом уроке мы говорили о растениях. На какие группы можно разделить растения? (игра «Растения»)
- Возьмите у меня на столе рисунки растений и прикрепите к табличкам с условными значками «деревья», «кустарники», «травянистые растения»

Чем отличаются эти растения в природе?

Дети. Высотой, формой, стеблями, листьями, плодами. Особенно надо обращать внимание на стебли этих растений.

Учитель. А что общего у трав, кустарников и деревьев?

Дети. У всех у них есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена. (Работа с таблицей « Части растений» покажите части на таблице.)

Учитель. Как отличить плоды от луковиц и клубней?

Дети. Плоды появляются на том месте цветков, а внутри плодов – семена.

Учитель. Относится ли яблоко к плодам?

Дети. Да, так как оно появляется на месте цветка, а внутри семена.

Учитель. Есть ли у картофеля семена?

Дети. Есть, на месте цветков, а клубни семенами не являются.

  1. .Физкультминутка
Игра «Да»-«Нет»

При ответе «да» дети делают хлопок над головой, при ответе «нет» ученики разводят руки ладошками вверх и как бы говорят: «А вот и нет!»

Вопросы : а) Плоды образуются на листьях? (нет)

б) Плоды находятся внутри семян? (нет)

в) Из семян укропа вырастает травянистое растение? (да)

г) Внутри клубня картофеля есть семена? (нет)

д) У всех растений есть корни? (да)

е) Из семян картофеля вырастет клубника? (нет)

  1. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. А сейчас я хочу для вас прочитаю сказку Н. Осипова. Слушайте её внимательно, а то не сможете ответить на мой вопрос.

На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

А дуб на неё как набросится: « Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы всё его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из жёлудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды в, бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик своей смены.

Учитель. Почему же дуб так и не дождался себе смены? (ответы детей)

Учитель. Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.

  1. .Открытие новых знаний и первичное закрепление. Учитель. Летом и осенью мы собирали урожай в своих садах и огородах. А откуда там появились растения?
Дети. Посадили люди.

Учитель. Я тоже ребята посадила весной на своем участке редиску, петрушке, помидоры и другие овощи. Но однажды среди молодых всходов салата и укропа я обнаружила лужайки из желтых шариков одуванчика.

- Откуда взялись одуванчики в саду, ведь я их не сеяла? (Ответы детей)

- Эти семена - путешественники. Специально их никто не сеет. Все мы любим, дуть на белые шапочки одуванчиков, и радуемся, когда легкие парашютики летят и опускаются на землю. (Рассматриваем рисунок одуванчика) Парашютик (или зонтик)- это плод одуванчика. Так дикорастущие растения приспособились к расселению с помощью ветра.

Учитель. Так как же переселились одуванчики на мой участок? (Путешествуют с помощью ветра) Не только одуванчик расселяется с помощью ветра.

Практическая работа.

На партах наборы семян растений (клена, березы, ясеня)

- Рассмотрите семена растений. Есть ли у них парашютики? Как же они расселяются? Обратите внимание на семя клена, на что оно похоже? ( На воздушный винт вертолета) Падая с дерева, он быстро вращается. Падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.

  1. . Работа по учебнику.
Дети рассматривают центральный рисунок разворота учебника «Как растения расселяются на новые места?» Рассматриваем репейник и голову собаки, к шерсти которой прицепились плоды. Делаем вывод о том, что некоторые растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками, зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за собаку, козу, корову, одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю и прорастут.

Учитель. Зачем птица несет плоды?

Дети. Семена и плоды служат кормом для некоторых птиц.

Учитель. А помогают ли птицы расселению растений?

Птицы в полете могут уронить семена, а еще животные прячут корм про запас, а часть затем прорастает

Учитель. А еще семена путешествуют иногда в желудке животных, а затем выходят вместе с пометом. А затем прорастают.

Учитель. Распространять семена помогают также насекомые. Рассмотрите рисунок муравья, несущего семя. Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Часть семян съедается, а часть выносится вместе с мусором наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, чистотела, медуницы, хохлатки.

Учитель. Посмотрите на рисунок ручья. Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки путешествуют по воде. Стоит водоплавающей птице поплескаться в воде, как к ее оперению прилипнут семена. Перелетев в другое место семена, подают на землю и прорастают. Таким образом, происходит расселение растений

  1. Физкультминутка.
Учитель. – Представим, что мы легкие семена.

Сдунул ветер нас с цветка (дуют)

И поднял над облака (встают на носочки)

Мы летим, летим, летим,

Приземлится, не хотим (кружатся)

Вертолетики у клена

Ветерок с собой зовет (манят за собой)

Мы расправим руки-крылья (руки в сторону)

И отправимся в полет,

Как настоящий вертолет (изображают вертолет)

Только ветер стал стихать

Всех на землю опускать (медленно приседают)

Мы на место сядем тоже

И занятие продолжим (садятся на место)

  1. .Закрепление.
Учитель. Мы сегодня узнали, как расселяются растения. Выполним практическую работу. Рассмотрим семена рябины, дуба, репейника, подсолнечника, клена, череды. Как вы думаете, каким способом они распространяются в природе.

Учитель. А все ли семена прорастут на новых местах?

Вывод: Часть семян погибнет. Всем семенам придется вести жестокую борьбу с растениями, которые поселились раньше, также очень важны условия, в которые попадут семена.

Учитель. Обратите внимание на задание рубрики «Длительное наблюдение» в учебнике: соскрести грязь с подошв обуви, положить ее в полиэтиленовый пакет, пакет закрыть и оставить на неделю в теплом месте.

(показ пакета с землей, но лучше, чтобы опыт удался, надо взять землю из леса или огорода) Цель данного наблюдения: переносятся ли семена на подошве человека.

  1. Итог урока.

Что вы сегодня нового узнали на уроке? (узнали, как растения распространяются на новые места) Как же они расселяются?

Молодцы! Надеюсь, вы запомнили это и сможете поделиться своими знаниями с родителями.

fs.nashaucheba.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта