Как питаются растения 6 класс биология. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме: "Питание растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок биологии по теме "Воздушное питание растений" (6 класс). Как питаются растения 6 класс биология


Питание и пищеварение - Сонин 6 класс (ответы)

Питание и пищеварение - Сонин 6 класс (ответы)

73. Дайте определения

Питание - это процесс получения питательных веществ из окружающей среды

Фотосинтез - это процесс образования органических веществ из неорганических в растении, при участии воды, минеральных веществ, углекислого газа  и солнечного света

Пищеварение - это процесс переваривани яи всасывания пищи

74. Дополните предложение

При минеральном питании растения с помощью корня поглощают воду и содержащиеся в ней минеральные вещества, которые по проводящим тканям поступают в листья

75. Пользуясь рисунком, опишите, как происходит процесс фотосинтеза

Растение на свету, поглощая углекислый газ и при помощи воды синтезирует из неорганических веществ органические, при этом выделяя кислород

76. Как питаются растения

У растений да типа питания: подземное (минеральное) питание и воздушное (фотосинтез)

77. Заполните схему "Типы питания животных"

Группы животных по типу питания
Растительноядные Хищники Трупоеды Паразиты

Представители:

корова, заяц

Представители:

волк, куница

Представители:

жук-короед, шакал

Представители:

клещ, аскарида

78. Дайте определение

Ферменты - это биологически активные вещества, ускоряющие реакции в живых орагнизмах

79. Каково значение пищеварительной системы?

Переваривание пищи, посупающей в пищевод, позволят живым организмам в последствии извлекать из нее энергию, необходимую для всех процессов жизнедеятельности

80. Рассмотрите рисунки. Закрасьте зеленым карандашом и подпишите отделы пищеварительной системы рыбы, лягушки и собаки

81. Заполните таблицу "Приспособления для питания животных"

ПриспособленияПримеры
сосущий ротовой аппарат бабочка
грызущий ротовой аппарат кузнечик
челюсти хищника волк
челюсти грызуна сурок
ложноножки, вакуоль амеба

pobio.ru

Урок биологии по теме "Воздушное питание растений" (6 класс)

Урок по теме «Воздушное питание растений»

  1. Организационный момент.

Приветствие

Вот прозвенел звонок

И нас позвал он на урок

Сядьте ровно, не крутитесь

Я расскажу вам, дети,

О новой интересной теме.

Успеем на уроке многое узнать

И свои знания показать.

На свете нет ничего дороже мысли.

Думать – самая трудная работа: вот, поэтому, этим занимаются немногие.

Ребята, сегодня нам предстоит искать ответы на простые и сложные вопросы.

В качестве девиза к уроку предлагаю вам слова древнеримского поэта Горация: «Решись быть мудрым». (Слайд1)

У каждого из вас есть возможность: получить новые знания, принять участие в эксперименте, оценить свою работу.

  1. Актуализация знаний.

Учитель.

Природа любит загадывать загадки (держу в руках зелёный лист растения, потом ставлю в воду).

Вот обычный зелёный лист растения. Что вы можете о нём сказать?

Дети.

Правильные ответы.

Лист – это часть побега.

Лист состоит из черешка и листовой пластинки.

Листья бывают простые и сложные.

Жилкование листьев бывает: сетчатое, дуговое, параллельное.

Лист покрыт прозрачной кожицей.

На нижней стороне листа расположены устьица.

Учитель: 400 лет учёные изучают процессы в нём происходящие (указать на лист рукой) , и до сих пор не всё окончательно ясно. Едва ли о другом органе растений столь долго существовали такие неполные и ложные представления, как о листе. Ни один растительный орган не испытывал на себе человеческой несправедливости в такой степени, в какой испытывал это лист. Человек упорно отказывался видеть в нём прямую пользу. Что такое корень, каково его значение, известно ещё со времён Аристотеля. Листья называли по – разному: «дети солнца», «покорившие солнце», «утеха взора». Лист продолжал пользоваться легкомысленной славой пышного, но бесполезного наряда. Их обрывали, и растение погибало. Значение листа так и не удавалось выяснить. Но в наше время даже обычные шестиклассники после уроков биологии знают ответы на эти вопросы.

Тема урока: «Воздушное питание растений» Запишите в рабочие листы.

Как вы думаете что нам предстоит узнать сегодня на уроке?

Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся с процессами, происходящими в зелёном листе растения. Определим значение этих процессов для жизни на планете. Выясним, почему листья называют органами воздушного питания? (Слайд2)

Чтобы совершить даже небольшое открытие, нужно поставить вопросы и постараться ответить на них. Начнём работу.

Нарисуйте лист любого растения. (Музыка)

Какие компоненты нужны для выполнения основной функции зелёного листа?

Для выполнения этой функции листу необходимо 4 разных компонента (слушайте внимательно задания и запишите ответы на листе, с правой стороны). Готовы? (СЛАЙД3)

  1. Для получения первого компонента растения приспособились специально располагать листья в виде мозаики или прикорневых розеток (Свет) Запишите этот компонент.

  2. Большинство растений имеют листья зелёного цвета. Благодаря какому веществу они имеют такую окраску? (Хлорофилл)

  3. Третий компонент –это газ, который выделяют в атмосферу при дыхании все живые организмы (Углекислый газ)

  4. Четвёртый компонент – это вещество, которое поднимается по сосудам корня, стебля и попадает в сосуды жилок листа (Вода) (Слайд)

Что у вас получилось?

Что листу необходимо для выполнения основной функции.

Назовите 1-й компонент (2-3 человека называют правильные ответы), 2-й компонент, следующий.

Есть ли у вас другие ответы? (если ответ неверный)

ВИДЕОФРАГМЕНТ (СЛАЙД 4)

Теперь предлагаю вам совершить путешествие в страну Зелёного листа. Прошу вас закрыть глаза и представить, что вы стали очень маленькими, меньше булавочной головки. Открываем глаза и в добрый путь.

Учитель.

Что образуется в листе, благодаря свету, воде, углекислому газу?

Дети. Органические вещества.

Учитель. Лист – это «волшебная фабрика», где под действием света происходят чудеса, которым бы могли позавидовать средневековые алхимики.

Ребята, сейчас увидим это чудо, происходящее в зелёном листе под действием света. Для этого проведём виртуальный эксперимент. Прежде чем посетить виртуальную лабораторию ………….?

Кому нравится заниматься исследованием, рассмотрят опыт Джозефа Пристли и сделают вывод. (Георгий и Женя)

Индивидуальное задание получает Юля – она будет работать со словарём.

А кто сегодня побудет аналитиками и проведёт анализ текста в учебнике на странице 151, используя лист наблюдения? (Валя и Катя)

Нагреем немного спирта на водяной бане

  1. Щёлкнем плитку, чтобы её включить.

  2. Возьмём выделенный лист растения и положим в разогретый спирт.

  3. Подождём 5 минут. Что произошло с листом?

  4. Перенесём обесцвеченный лист в ёмкость с йодом

Учитель. Что вы заметили?

Дети. Лист посинел.

Учитель. Верно. Известно ли вам, какое вещество синеет при взаимодействии с йодом?

Дети. Крахмал.

Учитель. Как вы думаете, а в темноте это вещество образуется? (Дети отвечают)

Проверим с помощью опыта ваши предположения. (Опыт с тёмным колоколом)

1.Закроем растение чёрным колоколом

2. Подождём 2 дня, вы помните эксперимент виртуальный

3. Повторим те же действия с листом, что и в предыдущем опыте.

Какой, ребята, вывод вы можете сделать?

Дети. На свету крахмал образуется, а в темноте нет.

Учитель. В живом листе сначала образуется сахар, который под действием ферментов превращается в крахмал. Ещё в листе образуются белки. Все эти вещества –сахар, крахмал, белки – называются органическими питательными веществами. Образовавшиеся органические вещества накапливаются в семенах, плодах, клубнях, луковицах. Этими веществами, которые поступают из листа в другие органы, питается всё растение. Поэтому листья называют органами воздушного питания.

Что ещё кроме органических соединений образуется в листе на свету?

Послушаем наших товарищей.

Учитель: что нового вы узнали из сообщения ребят?

Вот и ещё одно открытие мы с вами сделали.

На свету листья выделяют кислород.

Учитель. Название явлений или процессов обычно образуется от греческих или латинских слов. Кто из вас знает что означает слово «фото» (проверим по словарю) -свет, а слово «синтезис» - означает соединение.

Как же назовём процесс образования органических соединений в листе растения, благодаря свету?

«Фотосинтез» (записывают этот термин в рабочих листах) (СЛАЙД 6)

Считается, что эту функцию зелёного листа обнаружил английский учёный Джозеф Пристли в конце 18 века, большой вклад внёс русский учёный К.А. Тимирязев, который говорил о том, что, если самому лучшему повару дать сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросить, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры, он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется, совершенно фантастическим человеку беспрепятственно совершается в зелёных листьях растений (Слайд анимация А.А.)

Физминутка.

Растения приспособились к лучшему использованию света, в течении дня они поворачивают листовые пластинки к лучам солнца.

Представьте себе, что вы лист растения, а это солнышко, как будут реагировать листья на движение солнечных лучей? Сядьте ровно, выпрямите спинки. Ранним утром первые лучи освещают верхушки растений. Вот наступает знойный полдень и, наконец, солнце катится к закату. Вы хорошие листочки в вашем классном дереве.

Близится к завершению путешествие в страну Зелёного листа. (пауза)

Посетим отдел контроля, чтобы проверить наши знания и получить домашнее задание.

  1. Закрепление материала.

  1. Ребята, в начале урока мы изобразили лист и указали основные компоненты, необходимые для фотосинтеза: свет, вода, углекислый газ, хлорофилл. Какими компонентами можно было бы дополнить эту схему:

Дети. Кислород, крахмал.

Учитель. Дополните свои рисунки. Составьте схему процесса фотосинтеза с помощью поясняющих стрелок. Покажите, какие вещества поступают в зелёный лист для протекания фотосинтеза?

Какие образуются в ходе него?

Где находятся органические вещества? Они выделяются – нет. Поглощаются – нет. Куда мы их поместим?

Куда мы поместим их?

Почему вы поместили эти компоненты на лист?

Выйти к доске и составить схему.

Сделаем вывод.

  1. Таинственная шкатулка.

Учитель: 1.Человек использует не только тот солнечный луч, который падает на землю сейчас, но и тот, который упал на неё десятки и сотни миллионов лет назад.

2. Здесь спрятана солнечная энергия, которая была «законсервирована» когда на земле ещё не было динозавров. Что находится в шкатулке?

3. Ведь пласты каменного угля в недрах Земли образовались в течении геологических эпох из некогда существовавших растений.

  1. Используя стихотворение и ваши новые знания, определите значение фотосинтеза в природе и жизни человека.

Фотосинтез идёт на свету круглый год.

И он людям даёт пищу и кислород.

Очень важный процесс – фотосинтез, друзья,

Без него на Земле обойтись нам нельзя.

Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова –

Фотосинтез всему этому голова.

Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!

И озоновый слой будет нас защищать.

  1. Даёт органические вещества, которыми питаются человек и животные.

  2. При фотосинтезе выделяется кислород.

  3. Из кислорода образуется озоновый слой, который защищает всё живое на Земле.

  4. Поддерживается постоянное количество углекислого газа в атмосфере.

Молодцы! Вы сделали верные выводы, но дома прочитаете параграф 34, выпишите термины, выучите определение, помогут рабочие листы.

2. Для любознательных, проведите опыт, подтверждающий выделение кислорода растениями и опишите его.

3. А для тех, кто мечтает стать учёным, продумайте способы увеличения скорости процесса фотосинтеза.

Итог урока: Какие же открытия мы сделали сегодня на уроке?

-Мы узнали, что крахмал образуется только на свету.

-Что растения при фотосинтезе выделяют кислород, а поглощают углекислый газ.

-В листьях образуются органические вещества, которыми питается растение.

Оценки.

Рефлексия.

Итак, кому сегодня на уроке было всё понятно и интересно поднимите зелёный листок, для кого урок показался скучным – жёлтый, а кому было трудно понять новый материал – красный.

Ребята, мне было очень приятно работать с вами на уроке и очень понравилось(беру в руки зелёный лист) СЛАЙД

infourok.ru

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме: "Питание растений"

Урок по теме: «Питание растений»

Цели урока: повторить, обобщить и конкретизировать знания учащихся

по теме «Питание растений», продолжить формирование

общебиологических понятий о клетке, тканях, органах и

системах органов;

развивать умение анализировать сравнивать, обобщать,

делать выводы, давать определения понятиям, продолжить

формирование таких умений как работа с текстом, рисунками,

схемой;

воспитывать культуру общения, толерантность, бережное

отношение к растениям.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация по теме урока,

мультимедийное электронное приложение к учебнику 6 класса

«Биология. СФЕРЫ 6 класс. Живой организм».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (учитель настраивает учащихся на успешную работу, создает позитивный настрой).

2. Постановка цели урока

Учитель: Ребята, какую тему мы с вами изучили?

Дети: Мы изучили тему: «Питание растений»

Учитель: Мы изучили тему, узнали много нового и интересного, значит

теперь перед нами стоит следующая задача, какая?

Дети: мы должны все повторить, чтобы хорошо написать самостоятельную

работу.

Учитель: наша цель сегодня повторить все по теме «Питание растений» и

хорошо написать самостоятельную работу.

3. Учитель: ребята, давайте, выполним следующее задание.

Задание: учитель задал ученикам домашнее задание изучить параграф и подготовить письменно ответы по вопросам после параграфа. Ученик 6 класса Петров Ваня составил письменные ответы на предложенные вопросы. Ответы Петрова В. представлены на слайде.

Большинству растений свойственно почвенное и воздушное питание. При почвенном питании растения с помощью корня поглощают воду и растворенные в ней вещества, которые по проводящим тканям подаются в листья. Зеленые листья – основные органы воздушного питания. В них через устьица поступает воздух, из которого растение для питания использует только углекислый газ.

На какие вопросы отвечал Ваня? Учащиеся работают в группах по 4-5 человек и составляют вопросы, затем каждая группа задает по одному вопросу другой группе по цепочке.

4. Учитель: ребята, мы с вами вспомнили самые основные понятия темы, а теперь давайте вспомним тему более подробно, опираясь на схему (схема представлена на слайде). Учитель проводит фронтальный опрос по схеме:

  1. Что такое почвенное питание?

  2. Какой орган обеспечивает почвенное питание?

  3. Как происходит почвенное питание?

  4. Какая ткань обеспечивает продвижение растворов минеральных веществ?

  5. Что заставляет двигаться растворы минеральных веществ внутри растения?

  6. Как называется процесс воздушного питания?

  7. Какой орган обеспечивает воздушное питание?

  8. Какие приспособления обеспечивают поступление воздуха внутрь листа?

  9. Каково строение устьиц?

  10. Какова функция хлоропластов?

  11. Что образуется в результате фотосинтеза?

  12. Какие вещества необходимы для процесса фотосинтеза?

5. Учитель: решите биологическую задачу (учащиеся работают парами) задача представлена на слайде.

1 ученик: Фотосинтез- усвоение растениями световой энергии.

2 ученик Фотосинтез – это образование в растениях органических веществ.

3 ученик Фотосинтез – это воздушное питание.

4ученик Фотосинтез – это образование зелеными растениями органических

веществ при участии энергии света.

Дети, работая в парах, обсуждают и сравнивают определения и выбирают точное, объясняя свой выбор, записывают определение в классную работу. (Приложение )

6. Выполнение письменного задания: (приложение 1)Вставьте пропущенные слова в текст, используя слова для вставки: кислород, минеральные удобрения, свет, углекислый газ, азотные, фосфорные калийные.

На почвенное питание влияет состав почвы, наличие _____________________________ и степень увлажнения почвы. В почву необходимо вносить ___________________________________________________ удобрения. Процесс фотосинтеза идет на ___________________, листья поглощают__________________________ и выделяют ______________________, образуя органические вещества.

7. Учитель: для выяснения условий питания растений было проведено много опытов. Назовите имена ученых, которые проводили опыты по изучению питания растений. Демонстрация опыта Ю.Сакса. Выходит учащийся и выполняет опыт на компьютере, остальные учащиеся отвечают на вопросы по демонстрируемому опыту в своей классной работе, (приложение). Наблюдая опыт, ответь на следующие вопросы:

1)Почему растение выдерживают двое суток в темноте перед опытом?______________________________________________________________

2)Зачем листья выдерживают в горячем спирте?________________________________________________________________

3) Какое вещество используют для определения крахмала? ____________________

8. Учитель: в природе существуют растения, которые из-за особых условий внешней среды приспособились к питанию, отличающемуся от обычного. Далее двое учащихся выступают с сообщениями о растениях хищниках и растениях паразитах.

9. Демонстрация иллюстраций, показывающих роль растений в природе. Выходит ученик и показывает на компьютере иллюстрации, показывающие роль растений в природе, задает вопрос классу: какова роль зеленых растений в природе? Почему Тимирязев назвал роль растений космической?

10. Выполнение самостоятельной работы по изучаемой теме. Тесты представлены на слайдах, учащиеся выполняют работу, затем меняются работой со своим соседом и проверяют по слайду с ответами, ставят отметки по предложенной системе оценивания.

1. Почвенное питание у растений происходит с помощью:

А) корня;

Б) стебля;

В) листа.

2. Плач растений это пример:

А) почвенного питания;

Б) корневого давления;

В) недостатка минеральных веществ.

3. Приведите в соответствие примеры растений- хищников и растений-паразитов.

А –растения-хищники

Б- растения-паразиты

1. Венерина мухоловка; 5. Росянка;

2. Пузырчатка; 6. Жирянка;

3. Саррацения; 7. Повилика;

4. Петров крест; 8. Заразиха.

4. При низких температурах всасывание воды корнями:

А) усиливается;

Б) ослабевает;

В) не изменяется.

5. Фотосинтез открыл:

А) Д. Пристли;

Б) Ю. Сакс;

В) Я. Гельмонт.

6. Главное отличие зеленых растений от других живых организмов:

А) наличие корневого давления;

Б) наличие хлорофилла;

В) выделение углекислого газа;

Г) потребление кислорода при дыхании.

7. Процесс фотосинтеза происходит только в:

А) темноте;

Б) на свету;

В) как в темноте, так и на свету.

8. При фотосинтезе растения выделяют во внешнюю среду:

А) углекислый газ;

Б) кислород;

В) воду;

Г) минеральные вещества.

11. Подведение итогов. Учащиеся сдают классную работу на проверку. Учитель отмечает учащихся хорошо работающих на уроке и задает домашнее задание.

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта