Как называются птицы которые питаются растениями и насекомыми. Урок окружающего мира по теме "Кто что ест". 3-й класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Насекомоядные, зерноядные и плодоядные рыбы. Как называются птицы которые питаются растениями и насекомыми


Викторина для учащихся 1 - 4 классов "Экологическая тропа" - Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» - Конкурсные работы - Каталог статей

Викторина «Экологическая тропа». Цель: формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, включение учащихся в разноплановую творческую деятельность экологического содержания, воспитание любви к Родине. Подготовительная работа: 1. Оформить выставку книг. 2. Придумать и защитить проекты «Красота вокруг нас» или «Проблемы земли – мои проблемы» (по выбору учащихся). Правила игры: 1. В игре три отборочных тура. В каждом туре принимают участие по пять игроков. 2. Победитель каждого тура выходит в финал, таким образом формируется финальная тройка игроков. Ход игры. I. Ученик: Есть просто храм, есть храм науки. А есть ещё природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверни её святынь. Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля. Наша с вами обязанность беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц. Леса являются «лёгкими» планеты, так как помогают очищать воздух, вырабатывать кислород. Посмотрите вокруг: какой прекрасный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного - бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхаются от мусора лес, исчезают редкие виды животных и растений. Хотите ли вы спасти свою планету? А знаете ли вы главные беды Земли? Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Я, ты, он, она, вместе мы - дети Земли. Земля наш общий дом, и её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука - экология. И сейчас мы проведем игру – викторину «Экологическая тропа». II. Вопросы первого тура. По 5 очков за каждый правильный ответ. 1. Какое дерево считается национальным деревом России? а) тополь б) берёза в) ель 2. Какое дерево цветёт первым? а) ольха б) липа в) берёза 3. Как называются растения, у которых мягкие сочные стебли? а) кустарники б) деревья в) травы 4. Какую птицу называют лесным доктором? а) синица б) поползень в) дятел 5. Когда у совы появляются совята? а) апрель б) июнь в) май 6.Что положить в кормушку? а) синице (сало) б) снегирю (ягоды рябины) 7. Кто не является птицей? а) ястреб б) пингвин в) летучая мышь 8.Кто быстрее всех бегает? а) антилопа б) гепард в) волк 9. Блиц-вопросы: 1) Едят ли ежи яблоки? (Нет) 2) Когда лоси сбрасывают рога? (Зимой) 3) Какую птицу прозвали «крылатой кошкой»? (Сову) 4) Плавают ли муравьи? (Да, могут переплыть реку) 5) Самое крупное наземное животное? (Слон) 6) Самая большая обезьяна (Горилла) 7) Когда и кто первым издал закон об охране природы? (Ещё за полтора тысячелетия до нашей эры царь Вавилон Хаммураби издал закон: кто вырубит хоть одно финиковое дерево, должен заплатить штраф 225 граммов серебра. Это был первый в мире закон об охране природы!) Если победитель не выявился (несколько участников наберут одинаковое количество очков), можно задать дополнительный вопрос: На какие группы по внешнему виду можно разделить животных? Ответ: насекомые, звери, птицы, рыбы. Вопросы второго тура. По 5 очков за каждый правильный ответ. 1.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья? а) кедр б) лиственница в) сосна 2. Как называются птицы, которые питаются растениями и насекомыми? а) растительноядные б) насекомоядные в) всеядные 3.Чем питаются птицы, которые первыми улетают на юг? а) насекомыми б) ягодами в) зёрном 4.Назови группу, в которой указаны только перелетные птицы. а) цапля, ласточка, ворона б) стриж, аист, дикая утка в) воробей, синица, голубь 5. В какое время суток бобры строят свои жилища? а) утро б) ночь в) день 6.Кто из перечисленных жуков самый полезный? а) жук – олень б) жук майский в) жужелица (охотится ночью, поедает в огромном количестве вредных гусениц и слизней) 7. Когда у бурой медведицы рождаются детки? а) январь б) февраль в) апрель 8. Кто быстрее всех летает? а) ласточка б) орёл в) стриж (140 км/ч) 9. Блиц-вопросы: 1) К чему приводит загрязнение воды? (Вода – источник жизни на Земле. Без воды не может жить ни одно живое существо. Ежегодно в результате обычных морских превозок, а также аварий, случайного слива, в моря и океаны попадает около 600 тысяч нефти – это 10 тысяч железнодорожных цистерн! Каждый год от заболеваний, вызванных загрязнением воды, умирает 5 миллионов человек, среди них – 4 миллиона детей) 2) Что случается с пчелой после того, как она кого-либо ужалит? (Погибает) 3) Кукует самка или самец кукушки? (Самец) 4) Где живут маленькие кенгурята? (В сумке, на животе у мамы) 5) Где устраивают гнезда скворцы, для которых не хватило скворечников? (В дуплах) 6) Сколько крыльев у жука? (Две пары – 4) 7) Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь) Дополнительный вопрос: Как пингвины узнают своих детей? (По голосу) Вопросы третьего тура. По 5 очков за каждый правильный ответ. 1.Без чего человек не может прожить и нескольких минут? а) пища б) вода в) воздух 2. По каким признакам в народе дали растению название мать-и-мачеха? а) по строению цветка б) по особенной поверхности листьев в) по внешнему виду плода 3.К какой группе относятся растения – жители воды? а) мхи б) водоросли в) папоротники 4.Какая птица может передвигаться по стволу дерева вниз головой? а) дятел б) поползень в) кукушка 5.Какая птица выводит птенцов зимой? а) ворона б) клёст в) снегирь 6.Кто из перечисленных животных строит самые прочные жилища? а) бобры б) термиты в) муравьи 7.Когда бельчата начинают впервые грызть орехи и шишки? а) на 40-й день б) сразу же в) на 5-й день после рождения 8.В каком месяце бобры больше всего валят деревья, запасая еду и устраивая жилища? а) август б) сентябрь в) октябрь 9.Блиц-турнир: 1) Какие грибы ест ёж? (Не ест) 2) Сухие или сырые грибы едят лоси и барсуки? (Сырые) 3) Серый или чёрный нос у молодого грача? (Чёрный) 4) Кто носом дубы сажает? (Птица сойка любит жёлуди) 5) Кого называют морской щукой? (Акулу) 6) Какие птицы устраивают спальни в снегу? (Куропатки, тетерева, рябчики) 7) У какой птицы самая большая семья? (У серой куропатки 26-28 птенцов) Дополнительный вопрос: Правда ли, что божьи коровки кусаются, когда рассержены? (Нет, когда божьим коровкам досаждают, из их суставов сочится кровеобразная едкая жидкость, раздражающая кожу) Вопросы финального тура. По 3 очка за каждый правильный ответ. 1.Когда спят кенгуру? а) вечер б) день в) ночь 2. Что не ест выдра? а) рыба б) мыши в) раки 3.Где обитает стрекоза? а) в лесу б) вблизи водоёмов в) в поле 4.Самая большая птица на земле? а) орёл б) страус в) журавль 5.Самый крупный из всех медведей? а) белый б) гималайский в) бурый 6.Самый сильный хищный зверь? а) тигр б) белый медведь в) лев 7.Зверёк с самой драгоценной шкурой? а) соболь б) куница в) белка 8.Какие звери рождаются зрячими? а) лисята б) зайчата в) волчата Дополнительный вопрос: Едят ли животные красивые опавшие листья? (Нет) III. Вопросы болельщикам: 1. Трава от 99 болезней? (Зверобой) 2. На следу каких хищных зверей нет ногтей? (Кошки, рыси) 3. Кто может пить ногой? (Лягушка) 4. Какая птица выше всех летит? (Орёл) 5. Самая высокая трава? (Бамбук) 6. Название какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник) 7. Когда ёж не колется? (Когда только родится) 8. Чьи листья опадают осенью зелёными? (Ольхи) 9. Какая птичка достаёт себе пищу подо льдом? (Оляпка) 10. Где у кузнечика ухо? (На ноге) 11. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри) 12. Сколько ног у паука? (Восемь) 13. Какое дерево цветёт позже всех? (Липа) 14.Самый чистоплотный зверёк? (Барсук) 15. Какая птица любит семена репейника? (Щегол) IV. Итоги. Защита проектов. Ведущий: Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. Е. Евтушенко. Литература: 1.Бианки В. Наши птицы. Лесные домишки. 2. Скребицкий Г. Звери наших стран. 3.Сладков Н. Лесные сказки. 4. Дьячкова Г.Т. Окружающий мир 2 – 4 классы. Олимпиадные задания. – Волгоград. Издательство «Учитель», 2006 г. 5. Кульневич С.В. Воспитательная работа в начальной школе. – Творческий центр «Учитель», 2008 г.

Автор: Проскурова Татьяна Николаевна- учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, г. Ковров, Владимирская область

dia-creativ.ru

Птицы, питающиеся фруктами

Как следует из названия, эти птицы едят фрукты. На самом деле они едят еще и ягоды, почки, побеги, травы и семена. Белки и жиры в их рационе восполняют насекомые и другие беспозвоночные.

Голубиные

К этому семейству принадлежат более 300 видов голубей и горлиц. Из всех птиц только они умеют засасывать воду, вместо того чтобы набирать ее в клюв и заглатывать, запрокинув голову, как делают все остальные. Это позволяет им пить быстро и реже попадаться хищникам.

В начале XIX века странствующий голубь (Ectopistes migratorius) был самым многочисленным видом птиц на планете, но уже в первом десятилетии XX века он полностью вымер. Причиной исчезновения этого вида стало его собственное процветание: голуби начали уничтожать урожаи и превратились для Северной Америки во врага народа. Власти США дали добро на массовый отстрел, и никто даже не подумал о том, что людей следует остановить.

Еще один вымерший вид голубя – знаменитый маврикийский дронт, или додо (Raphus cucullatus). Отяжелев и потеряв способность летать, он стал легкой добычей для моряков, которые заплывали на остров Маврикий. Похожие виды населяли и соседние острова, например дронт-отшельник с острова Родригес, но они тоже исчезли.

Голуби и горлицы отличаются по размеру и окрасу, по их очень распознать. У голубей уникальный способ кормить птенцов.

Стенки их зоба выделяют питательную жидкость, которая называется «голубиное молоко». Это значит, что взрослые особи перерабатывают пищу, которую их потомство иначе не смогло бы переварить. Родители распахивают клюв, и птенцы кормятся у задней стенки зоба.

Тукановые

Этих птиц отличает несоразмерно большой клюв. Большая длина объясняется тем, что тукановым нужно дотягиваться до фруктов, свисающих с ветвей тропических деревьев. Если бы клюв при этом был узким, у птиц не хватило бы сил сорвать плоды. В результате клюв стал мощным и легким. К тому же он хорошо подходит, чтобы подбирать насекомых и пресмыкающихся с лесного полога. В отличие от голубей, гнездящихся в кроне деревьев, туканы селятся в дуплах. Поскольку их клюв не предназначен для того, чтобы долбить древесину, они находят естественные пустоты или присваивают старые дупла дятлов.

Из-за яркого окраса и покладистого нрава туканы стали очень популярными птицами для зоопарков. Наибольшую известность получил большой тукан (Ramphastos toco), к роду которого принадлежат еще семь подобных видов. Многие знают также о туканах-андигенах (род Andigena) и туканетах (род Aulacorhynchus), которые меньше типичных представителей своего семейства. На ноге у этих птиц два пальца направлены вперед, а два – назад. Это позволяет им надежно цепляться за ветки во время акробатических трюков, необходимых, чтобы добраться до пищи.

Если Вам понравилась наша энциклопедия или пригодилась информация на этой странице поделитесь ею с друзьями и знакомыми - нажмите одну из кнопок соц сетей внизу страницы или вверху, ведь среди кучи ненужного мусора интернете достаточно сложно найти действительно интересные материалы.

planete-zemlya.ru

Насекомоядные, зерноядные и плодоядные рыбы

 

Насекомоядные птицы — это щурки, козодои, стрижи, отчасти дятлы, очень многие воробьиные (ласточки, пищухи, мухоловки, трясогузки:), а из отряда хищных — уже упомянутый осоед.

 

Из них охотящиеся исключительно на лету козодои, стрижи и ласточки имеют очень короткий клюв и широкий расщеп рта, окаймленный рядом длинных щетинок, помогающих им при ловле насекомых. Дятлы, раздолбив кору дерева, вытягивают свой длиннейший язык и, запустив его в узкие ходы, проточенные в древесине насекомыми, накалывают их на острый, твердый конец языка, снабженный направленными назад зубчиками. Насекомыми в основном питаются также многие мелкие кулики.

 

Зерноядные птицы включают прежде всего обширное семейство вьюрковых (из воробьиных), хотя многие из них своих птенцов выкармливают насекомыми. Из всех птиц нашей фауны выделяются клесты, которые кормят птенцов измельченными семенами, являясь классическим представителем зерноядной группы. Их перекрещивающийся клюв превосходно приспособлен к лущению шишек. При этом клест-сосновик, имеющий особенно мощный клюв, питается в основном семенами сосны, шишки которой отличаются крепостью, белокрылый клест, имеющий слабый клюв, — семенами лиственницы, сидящими в сравнительно слабых шишках, а клест-еловик, с клювом среднесильным — семенами ели, которая имеет средней крепости шишки. Таким образом, клесты не только специализировались на семенах хвойных, но отдельные виды их приспособились к питанию семенами определенных хвойных пород. Из других приспособлений к питанию семенами обращает на себя внимание огромный толстый клюв дубоноса, легко расклевывающего косточки вишен, которые составляют его излюбленную пищу. Основу питания многих куриных, в частности серых куропаток и перепелов, тоже составляют семена. Многие голубиные также питаются главным образом семенами, в том числе все наши представители этого отряда.

 

Плодоядные птицы, особенно многочисленные в тропических лесах, представлены главным образом попугаями, туканами, огромные клювы которых помогают им склевывать плоды с тонких ветвей, не выдерживающих тяжести тела птицы. Сюда же относится особая группа плодоядных голубей. Из хищных птиц, перешедших на питание плодами, интересен грифовый орлан (Gypohierax angolensis), основную пищу которого составляют плоды пальмы определенного вида.

Еще интересные статьи по теме:

www.zoofirma.ru

Какие существуют группы птиц?

Птицы представляют собой один из самых многочисленных классов наземных позвоночных животных. В него входит порядка 9000 видов. Поэтому нередко люди не могут понять, к какой группе относятся птицы, увиденные на улице или в лесу. Надо сказать, что все эти виды подразделяются на несколько обширных систематических групп, а именно: страусовые, пингвины и типичные птицы.

Систематические группы птиц

Систематическая группа птицы под названием страусовая, включает в себя самых крупных современных наземных позвоночных животных. Они преимущественно обитают в Австралии, Южной Америке и Африке. Птицы, входящие в данный класс, не могут летать, поскольку они имеют редуцированные крылья, перья которых не образуют сомкнутых опахал.

Однако такие птицы отлично бегают. Они могут развивать скорость до 70 км/ч. Питаются такие птицы насекомыми, семенами и мелкими позвоночными. К этой группе относят африканских страусов, австралийских эму, американских нанду, казуаров, киви и других. Всего в такой класс входит около 50 видов.

В группу пингвины входит 17 видов. Птицы этого класса очень своеобразны. Они отличаются внешним обликом и строением от других видов птиц. Все их тело покрыто перьями, которые обладают повышенной жесткостью и уплощенными стрежнями. Они налегают друг на друга черепицеобразно.

При этом передние конечности у пингвинов видоизменены. Они представлены крыльями-ластами. Их ноги, имеющие перепонки, немного сдвинуты назад. Передвигаются такие птицы по суше в вертикальном положении. Этому способствует хвост, который является коротким.

Кормятся пингвины не на суше, а в море, так как они отлично плавают. Там они добывают себе ракообразных, мелких рыб и моллюсков. Основными органами движения в море у них служат крылья-ласты, при этом ноги выступают в качестве «руля».

Несмотря на то, что пингвины являются птицами, они большое количество времени проводят в воде. Поэтому они имеют специфичную окраску, которая свойственна морским обитателям: верхняя сторона – темная, а нижняя – светлая. В воде они развивают скорость от 30 км/ч. Обитают они в основном в Южном полушарии, в том числе и в Антарктиде.

Следует учитывать, что группы птиц существуют не только систематические, но и экологические. Они разительно отличаются друг от друга, потому как в первом случае наземные позвоночные подразделяются на классы по типу строения и оперения, а во втором – по ореолу обитания, способу питания и гнездования.

Самым крупным представителем в классе пингвины является императорский вид. Такие птицы достигают в высоту 120 см. Их масса тела может доходить до 45 кг. Императорские пингвины, как правило, обитают у берегов Антарктиды. Они размножаются, так же как и остальные птицы, яйцами. При этом у них появляется только один детеныш.

И последняя систематическая группа это типичные птицы. В нее входит большинство видов наземных позвоночных животных. В основном здесь присутствуют летающие птицы. У них отлично выражена приспособленность к полету. Распространены они практически по всему земному шару. На территории России присутствует более 18 представителей этой группы.

При этом они склонны к миграции. Это происходит с наступлением холодного времени года. Именно тогда типичные птицы ищут места, где им будет более комфортно пережить зиму, и отправляются в теплые края. Однако по весне они вновь возвращаются. Конечно, некоторые птицы, которые имеют более плотное оперение, остаются на зимовку в своем ореоле обитания. Но не всегда всем удается выжить из-за сильных холодов.

Вот такие систематические группы птиц на сегодняшний день существуют. В них входит три обширных группы, каждая из которых имеет свои ярко выраженные особенности. Потому не сложно понять, к какому классу относится та или иная птица. Соответственно не потребуется более задавать относительно того, в какую группу входит увиденное наземное позвоночное животное.

Журавли относятся к типичным птицам, обитающим на открытых пространствах. Их чаще всего можно увидеть на болотах и лугах. Представляют они собой грациозных и крупных позвоночных животных, которые обладают длинными ногами. Питаются они обычно растительной пищей: побегами, плодами и корневищам. Кладка яиц происходит ближе к осени. За раз журавли высиживают не более двух яиц. Гнезда они устраивают прямо на земле.

Представители экологических групп птиц

Экологические группы птиц, таблица которых весьма обширна, подразделяются на несколько основных классов, а именно: норники, дуплогнездники, наземногнездящиеся, кроногнездные, кустарниковые.

По типу питания они подразделяются на: растительноядные (сюда также входят птицы, которые питаются зерном) , хищные, всеядные, насекомоядные, падалееды. Также выделяется еще одна группа птиц, которая добывает себе корм исключительно в воздухе. В нее входят стрижи и ласточки. Они проводят большую часть своей жизни в воздухе.

Начиная с утра, они отправляются добывать насекомых, которые летают. Поэтому у них длинные и загнутые крылья, а клюв небольшой, но при этом разрез рта достаточно огромный.

Следует учесть, что нередко в одну экологическую группу попадают птицы, которые иногда относятся к разным систематическим классам. Однако не стоит полагать, что это ошибка, так как здесь учитываются совершенно иные критерии.

Также существует такая экологическая группа, как водоплавающая. Сюда входят все те наземные позвоночные животные, которые имеют перепонки на лапах и лодкообразное тело. Они отличаются водоотталкивающим оперением и неуклюжей походкой по земле. Представителями этой группы являются такие водоплавающие, как утки, гуси, лебеди.

Выделяет еще один класс – морских птиц. Они парят над гладью практически целый день и питаются рыбой, которая появляется на поверхности. К такому виду относятся кайры, гагарки, тупики и чайки. Они отличаются плотным оперением и непримечательным окрасом.

Обитают они стаями, особое скопление можно наблюдать на побережьях и скалистых местностях. Они не склонны к миграции, потому как обычно обитают в теплых странах, где нет зимы.

Как видно, групп птиц достаточно много. Каждая из них имеет свои особенности. Их нужно обязательно учитывать. Тогда будет гораздо проще понять, к какой именно группе относится увиденная птица. А значит, не потребуется более задаваться вопросом, к какому классу она принадлежит.

www.8lap.ru

Наши растительноядные птицы

Пища растительноядных птиц может быть очень разнообразной. Ими поедаются трава (обыкновенно более нежные, сочные и питательные ее части), всходы хлебов, нередко вместе с проросшими зернами, листья и хвоя различных кустарников и деревьев, лиственные и цветочные почки, свежие распустившиеся цветы, побеги и даже тоненькие веточки.

Среди птиц отечественной фауны нет видов, специально питающихся нектаром цветов. В тропических странах к ним принадлежат многочисленные колибри, нектарки и др.

Некоторые наши растительноядные птицы — дятлы сосут в весеннее время древесный сок. Для этого они кольцуют деревья, т. е. продырявливают в коре отверстия параллельными рядами, и либо пьют сок, прикладывая клюв поочередно к каждому отверстию, либо слизывают жидкость языком. Кольцуются дятлами различные деревья, особенно же береза и ель. Кольцевание производится большим пестрым, средним, белоспинным, трехпалым и черным дятлами.

Основным же кормом растительноядных птиц служат плоды и семена, в которых концентрируются наиболее питательные вещества растений. При этом в одних случаях поедаются сочные оболочки, например мякоть вишни скворцами и иволгами; в других случаях — только семя, например ядро в косточках вишен — дубоносами, а семена рябины снегирями.

Едва ли можно назвать среди наших птиц вид, который в течение всей жизни питался бы одним каким-нибудь сортом растительной пищи. Тем не менее, у многих выработались специальные приспособления в клюве, языке, в различных частях пищеварительного тракта, служащие для добывания определенного рода пищи.

Может показаться странным, что эту же пищу потребляют при случае другие виды птиц, не имеющие специальных приспособлений. Так, траву находили, между прочим, в желудках грифов, ягоды — у осоедов, то и другое — у сов. Славки и дрозды, типично насекомоядные птицы в летний период, осенью переходят на ягоды, а преимущественно вьюрковые растительноядные птицы — воробьи летом питаются и выкармливают птенцов главным образом насекомыми.

Эти, казалось бы непонятные, исключения не могут все же изменить общей картины. И если не существует, как мы видим, в идеально чистом виде насекомоядных или рыбоядных птиц, то нет или почти нет и строго зерноядных или других растительноядных видов птиц; однако по преобладанию растительной пищи, по особым приспособлениям к ее добыванию и усвоению и, наконец, по многим особенностям биологии, отличающим растительноядных животных, есть все основания выделять растительноядных птиц.

Такие растительноядные птицы как дикие гуси в значительной степени травоядны. Многие из них пасутся на лугах, а во время пролета и кочевок также на полях, где они энергично щиплют зелень клювом. У них сильно развита мускулатура, сжимающая челюсти, а зазубренные края клюва служат надежным хватательным органом. Их язык — орган одновременно осязания и вкуса, с помощью которого они тщательно выбирают лучшее из того, что можно извлечь из сравнительно малопитательного материала.

Грачи выщипывают обычно всходы вместе с зернами. Облезлым в основании клювом грач раскапывает в земле всходы и личинок насекомых. Траву едят многие: пластинчатоклювые птицы (особенно гуси), куриные птицы, некоторые хищные птицы, журавлиные птицы, дрофы, голуби, из воробьиных — жаворонки, вороньи, иволги, дрозды, славки, свиристели и скворцы.

Ранней весной, когда ощущается общий недостаток как растительных, так и животных кормов, многие виды птиц склевывают почки или раскрывающиеся листья. При обилии древесной растительности такая деятельность птиц обычно не приносит особого вреда, но в условиях пустынного ландшафта, например в Туркмении, склевывание почек и листьев на немногочисленных деревьях приносит существенный ущерб.

По наблюдениям А. Н. Формозова в Ашхабаде, в феврале, когда раскрывались цветочные почки карагача, воробьи, а также пустынные вьюрки кормились ими целыми днями. В марте воробьи массами поедали набухшие цветочные почки кураги (мелкого абрикоса), позже обрывали цветы, выклевывая завязь и нектарники, т.е. самые питательные вещества растений.

Земля под деревьями была покрыта белыми цветами, точно снегом. Клевали воробьи и почки алычи. В апреле, когда распустилась зелень на деревьях и кустах, воробьи стали обрывать листья шелковицы, розы, кроме того, петрушки, кресс-салата и других огородных растений, при этом не только для еды, но и для постройки гнезд.

Растительноядные птицы поедают также цветы садовых и луговых растений. Так, на субальпийских лугах Кавказа выводки чечевиц в конце августа кормились светло-желтыми цветами короставника. Поедание цветов установлено для зеленушки, снегиря, лазоревки, пеночки-веснички, садовой славки, некоторых сорокопутов и других видов птиц.

bytrina11.ru

Птицы и растения в их жизни. Корм, ягоды, растения для птиц и их жизнедеятельности. | Берендейка

Автор: Veda | Дата: 21 июля 2013 | Просмотров: 1,379 | Комментариев нет 

Связи птиц с миром растений проявляются не так ярко, как с миром животных. Но и эти малозаметные нити, к познанию которых человек только приступает, нельзя назвать незначительными. Еще Ч. Дарвин обнаружил, что семена растений, находящиеся в экскрементах птиц, могут прорастать, причем, их всхожесть даже увеличивается из-за воздействия желудочного сока на плотные семенные оболочки. Таким образом, птицы, зачастую становятся надежными распространителями семян растений. В рассеивании рябины большую роль играют дрозды-рябинники, самое название их говорит за себя.

Эти птицы кормятся ягодами рябины с лета и до глубокой осени, в урожайные годы – и зимой. Семена рябины прекрасно сохраняют всхожесть, пройдя через пищеварительный тракт птиц. Дрозды-рябинники, певчие дрозды и белобровики — очень подвижные птицы, они широко разносят и рассеивают семена рябины. В меньшей степени в этом процессе участвуют свиристели.

Дрозд и Свиристель

Хотя они и потребляют огромное количество плодов, но рассеивают их не так широко, так как перемещаются мало и часто оставляют семена под теми же деревьями, с которых были сорваны ягоды. В таких условиях возобновление рябины затруднено и появившиеся всходы в подавляющем большинства погибают в основном из-за недостатка света под пологом материнского дерева. Но на опушках и в садах, где света достаточно, и свиристели могут помочь распространению рябины, Примерно то же можно сказать в отношении калины и других кустарников. В некоторой степени расселяют рябину рябчики, тетерева и глухари.

Обыкновенные поползни обладают высокоразвитым инстинктом запасания семян различных деревьев и кустарников. В годы, урожайные на орехи лещины, они часто засовывают их в щели коры.

Оброненные поползнями, орехи хорошо перезимовывают в лесной подстилке и сохраняют всхожесть. Так поползни участвуют в распространении орешника.

Кедровыми орехами, так же как и лещиной, энергично запасаются осенью кедровки.

Поползень и Кедровка

В подъязычном мешке одной птицы умещается до сотни орешков. Птица распределяет этот запас в тайниках небольшими порциями, и, если запасы не используются в течение зимы, из них вырастают целые «клумбы» всходов. Такую же роль играет сойка в распространении дуба.

Всегда крикливая, во время размещения запасов в тайниках сойка очень молчалива и осторожна. Она прячет желуди под корни, в мох, в старые муравейники по 5—7 штук. Каждая сойка в урожайный год устраивает по нескольку сотен и даже тысячи тайничков. Для распространения дуба это очень важно, ведь его тяжелые плоды-желуди не могут быть перенесены на значительные расстояния без помощи животных-зоохоров. Так дуб отвоевывает прежде утерянные позиции в природе.

В горах Средней Азии птицы имеют большое значение в распространении древовидного можжевельника — арчи. Арча — ценная лесообразующая порода, во многих частях своего ареала в значительной степени уничтоженная человеком. Мякотью ее семян питаются чернозобые дрозды, дерябы, черные дрозды и рябинники, альпийские галки и вяхири.

Сойка и Черный дрозд

Описана роль тетеревов в распространении степной вишни, шиповника. Постепенно их сменяют в этом грачи, вороны и сороки. Те же птицы участвуют в расселении терна. Точно так же в горах Кавказа и Средней Азии благодаря дроздам возобновляется лох.

В Приморье кедровка и амурский поползень играют важную роль в судьбе корейского кедра. Они собирают запасы, пряча орешки в основном в лесной подстилке, где часть из них прорастает. В европейской части России птицы распространяют более 30 видов растений, в основном тех, которые имеют сочные плоды. Однако это не значит, что на новых местах появляется обильный урожай ягод. Нередко под пологом леса, куда летают отдыхать после кормежки дрозды, зарянки, завирушки, всходам ягодных кустарников не хватает света и влаги, поэтому они вырастают угнетенными и хилыми и никогда не плодоносят. По этому признаку можно отличить их от тех особей, которые расселились другим путем. Зато на полянах и опушках растения попадают в благоприятные условия и, в свою очередь, привлекают многочисленных потребителей, создавая разнообразие фауны, так называемый «опушечный эффект».

Связи птиц с определенной древесной породой можно продемонстрировать на примере ели. Ее семенами питается не менее сорока видов разных птиц. Даже такие на первый взгляд не связанные с этой породой птицы, как юрки, зяблики, голуби, зарянки, овсянки, коньки и другие, в урожайные годы еловых шишек, кормятся еловыми семенами. Однако самая тесная связь с ними выработалась у клестов.

Амурский поползень и Клест

Клесты появляются там, где есть урожай семян ели, они не связаны с определенной гнездовой территорией и меняют ее год от года. Это птицы-бродяги, не имеющие к тому же и определенных сроков размножения. Они гнездятся зимой, весной или осенью, лишь бы созрели еловые семена в шишках. Семенами, размягченными в зобу, клесты выкармливают птенцов. Ловко доставая семена своим крестообразным клювом, клесты сбрасывают на землю более 30% спелых шишек, из-за чего некоторые лесоводы считают их вредными в лесном хозяйстве птицами. На самом деле это не так. Клесты не сразу отличают полноценную шишку от поврежденной. Они срывают все подряд, а те, которые оказываются заражены шишковой листоверткой, долгоносиком пли огневкой, сразу же бросают. Здоровые шишки они тоже используют не полностью, в них остается много семян. Падая на лесную подстилку, вредители в шишках погибают от холода, а целые семена сохраняются долгое время и в течение следующего года, а иногда и 2—3 лет, служат ценным кормом не только самим клестам, но и различным лесным животным. Особенно ценен такой запас для белок, помогая им переживать периоды бескормицы. Многообразные связи деревьев-продуцентов и животных — потребителей их продукции представляют огромным теоретический и практический интерес. Взаимная приспособленность жизненных циклов птиц и растений обеспечивает устойчивость и длительное существование лесных экосистем, а значит — стабильность природных условий. Познать их можно, только подходя к изучению природных комплексов с точки зрения современной экологии, т.е. учитывая, что растения и животные в них тесно пригнаны друг к другу в процессе совместной эволюции. Очень интересно освещены вопросы взаимоотношения между растениями и птицами в книгах эколога-натуралиста А.Н. Формозова.

Дикие птицы — хранители неисчерпаемых ресурсов наследственности. Возможно, какие-то из них пригодятся в будущем при одомашнивании новых видов или придании новых свойств уже имеющимся породам. До сих пор человек одомашнил сравнительно немногих птиц — кур, уток, гусей, индеек, цесарок, в декоративных целях — голубей, канареек и павлинов. Вот и весь перечень. Во многих странах ведут эксперименты но разведению в неволе лебедей, фазанов, куропаток, глухарей. Возможно, они никогда не станут по-настоящему домашними, но, скрещивая их со старыми породами, можно передать последним их ценные свойства — неприхотливость, холодостойкость, нетребовательность к кормам. С этой точки зрения полезным в будущем может оказаться любой дикий вид.

Нельзя не упомянуть о значении птиц для бионики. Они всегда были и останутся превосходной моделью для конструктора, образцом совершенства, воплощением самых смелых человеческих планов. До сих пор человек не может летать, как птица. Создание мощных воздушных лайнеров, сверхзвуковых самолетов не решило этой проблемы, хотя самым первым толчком к работе над их конструированием послужило наблюдение за полетом птицы. А появление орнитопера — аппарата с машущими крыльями, который позволил бы летать так, как летали мифические Дедал и Икар,— это даже еще и не завтрашний день науки.

Одна американская авиакомпания создала лабораторию по изучению глаза птицы. Принцип его строения был использован при конструировании оптического решающего фильтра, который мог обнаруживать движение в определенном направлении и после обучения приобретал способность к классификации объектов. Эта модель вместе с радиолокатором стала определять направление и скорость движения самолетов. В нашей стране ведутся работы по исследованию свойств зрительной системы птиц, для того чтобы усовершенствовать приемы работы телевизионных систем, например для трансляции передач из затемненных помещений. Перечень «патентов природы», которыми обладают птицы, можно было бы продолжить.

berendeyka.info

Урок окружающего мира по теме "Кто что ест". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  • познакомить учеников с классификацией животных по типу пищи, изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов, рассмотреть цепи питания животных;
  • закрепить знания о разнообразии животных;
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • диапроектор,
  •  диапозитивы «Кавказский заповедник»,
  •  таблицы «Животные смешанных и широколиственных лесов»,
  • карточки для групповой работы,
  •  сигнальные карточки «Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Встало солнышко давно Заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс. Урок окружающего мира у нас.

Учитель. Дети, представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите солнечные лучики маме, папе, близким людям, всем растениям и животным. Пожелайте им любви и добра.

II. Проверка домашнего задания

Тест по теме «Разнообразие животных».

1. Какая наука изучает жизнь животных?

1) ботаника 2) зоология 3) экология

2. К какой группе животных относятся морские ежи и морские звёзды?

1) моллюски 2) ракообразные 3) иглокожие

3. К какой группе животных относятся креветки и крабы?

1) моллюски 2) ракообразные 3) иглокожие

4. К какой группе животных относятся клещи и скорпионы?

1) паукообразные 2) черви 3) насекомые

5. К какой группе относятся животные, у которых 6 ног?

1) ракообразные 2) паукообразные 3) насекомые

6. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй?

1) рыбы 2) земноводные 3) пресмыкающиеся

7. Какая группа животных выкармливает своих детёнышей молоком?

1) птицы 2) звери 3) земноводные

8. К какой группе животных относятся лягушки и тритоны?

1) рыбы 2) земноводные 3) пресмыкающиеся

9. Какая группа животных – самая многочисленная?

1) насекомые 2) птицы 3) звери

III. Сообщение темы и цели урока

Учитель. Сегодня на уроке вы узнаете «Кто что ест». Это тема урока. Вы познакомитесь с классификацией животных по типу пищи, научитесь составлять цепи питания.

IV. Работа по теме

Учитель. Богат животный мир лесной полосы. В лесу круглый год обилие кормов. Это травы, молодые побеги деревьев и кустарников, плоды и семена растений, грибы. Животные в лесу обитают всюду: на поверхности почвы, в почве, на ветвях деревьев и под корой. На время зимней бескормицы одни животные делают запасы пищи, другие впадают в спячку, третьи охотятся на других животных.

Учитель. Назовите известных вам животных леса.

Дети. Животные леса: лиса, волк, лось, белка, заяц и другие.

Учитель. Если присмотреться к пище этих животных, то их можно разделить на 4 группы.

Первая группа – растительноядные животные. Им нужна растительная пища. Это растения, листья, тонкие ветки, кора, ягоды, грибы, орехи. Вторая группа – хищные животные или хищники. Это животные, питающиеся другими животными. Третья группа – насекомоядные животные. Их пища – насекомые. Четвёртая группа – всеядные животные. Они едят и растительную и животную пищу.

Учитель. Я расскажу о некоторых животных леса.

Используются таблицы «Животные смешанных и широколиственных лесов».

Учитель. Лось – крупное животное, почти с лошадь. Лоси кормятся ветками молодых деревьев, сочной травой, грибами, папоротниками и другими растениями. Трудно лосю находить пищу зимой под снегом. Тогда он ест хвою и кору деревьев, ищет старую засохшую траву. Белка – это слово древнерусское. Название животному дано по цвету и первоначально относилось лишь к белой породе белок. А теперь – и к рыжим, и к серым белкам. Это резвый и непоседливый зверёк. Гнездо белка сооружает около вершины ели или пихты. Домов у неё может быть несколько – основной и запасные, где можно переждать непогоду, спрятаться от врага, устроить склад запасов. Питаются эти зверьки орехами, семенами, грибами, ягодами. Основным кормом являются семена хвойных деревьев.

Учитель. Давайте поиграем в игру «По словесному портрету вы скажите, кто же это?»

Словесный портрет. Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом всё это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замёрзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и ветки деревьев.

Учитель. О каком животном идёт речь?

Дети. Речь идёт о бобре.

Учитель. Прославились бобры тем, что перегораживают плотиной ручьи и строят недоступные для врагов хатки – островки. В США однажды обнаружили плотину длиной 1200 метров, за ней было выстроено 40 бобровых хаток.

Учитель. Чем питаются бобры?

Дети. Бобры питаются ветками деревьев.

Учитель. К какой группе можно отнести животных: лось, белка, заяц, олень, косуля, бобр?

Дети. Лось, белка, заяц, олень, косуля, бобр – растительноядные животные.

Учитель. Отгадайте загадку.

Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А, проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной…

Дети. Медведь.

Учитель. Отгадайте загадку.

Рыжая хозяюшка Из леса пришла, Кур пересчитала И с собой унесла.

Дети. Это лиса.

Учитель. Давайте послушаем разговор медведя и лисы и узнаем, чем они питаются.

Инсценировка

Медведь. Осенью у нас, у медведей, забот немало. Надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени. Ведь в это время много еды: созрели ягоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся мёдом диких пчёл и ос. Накопили жирку – и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму.

Лиса. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, а главное удивительное чутьё, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И свою главную добычу – мышей – полёвок – я без всяких уловок нахожу. Мне нос и уши помогают. Догнать зайца нам трудно, поэтому разговоры, что лисицы уничтожают много зайцев, неверны. Разве, что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка.

Учитель. Чем питается медведь?

Дети. Медведь питается ягодами, корнями, насекомыми, мёдом.

Учитель. А ещё он питается рыбой, мелкими животными.

Учитель. Так к какой группе можно отнести медведя?

Дети. Медведь – это всеядное животное.

Учитель. К этой группе относятся ёж. Дикий кабан.

Учитель. Чем питается лиса?

Дети. Лиса питается зайцами, мышами.

Учитель. К какой же группе относится лиса?

Дети. Лиса питается другими животными, значит, это хищное животное.

Учитель. Мясную пищу предпочитают многие звери: волки, куницы, соболи. Эти животные являются хищниками. А теперь внимательно послушайте загадку и отгадайте её.

Снится ночью пауку Чудо – юдо на суку. Длинный клюв и два крыла, Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Догадались? Это…

Дети. Птица.

Учитель. Почему паук боится птиц?

Дети. Паук – это насекомое, а многие птицы питаются насекомыми, то есть являются насекомоядными.

Учитель. Синица, дятел, соловей, поползень, кукушка – насекомоядные птицы. Они приносят большую пользу, уничтожая насекомых – вредителей растений. Большая синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Некоторые птицы питаются семенами и плодами – это растительноядные птицы. К ним относятся клёст, снегирь, щегол. Есть птицы, которые питаются мясом других птиц и мелких животных. Это хищники. Сокол, коршун, ястреб, филин, сова – хищные птицы. Есть и всеядные птицы. Это ворона, сорока. Они едят всё подряд – насекомых, мелких птиц, зерно, зелёные части растений, ягоды, фрукты.

Физкультминутка

Учитель. Ещё я хочу познакомить вас с животными, которые обитают в лесах нашего Краснодарского края.

Показ диапозитивов «Кавказский заповедник».

Благородный олень считается самым красивым животным. Рога самца гордо ветвятся, шерсть отливает червонным золотом. Каждое движение исполнено величавой грацией. Длина его чуть больше 2 метров, вес около 200 килограммов. Питается растительной пищей. Зубры принадлежат к самым крупным стадным животным. Рост их достигает 2 – 4 метров, вес – 1,5 тонны. Эти великаны понесли тяжёлый ущерб от человека. Их отстреливали ради шкуры. Для индейцев зубры – основной источник питания. Из шкур они делали жилище, шили одежду и обувь. К 1923 году оставалось всего56 зубров. Создание заповедников спасло этих животных. Это растительноядные животные. Соболь – ярко выраженный хищник, отважный и ловкий. За сутки пробегает много километров. Основная его пища – мелкие грызуны, но часто добывает он и крупных птиц, ловит рыбу, может поймать белку. Скворец обыкновенный – один из первых вестников весны. Они селятся везде: в отверстиях стен, трещинах скал, в дуплах. Но больше всего им подходят скворечники. Скворцы могут питаться растительной пищей, поедая семена и фрукты, гусеницами, но основной их рацион составляют насекомые. Ушастая сова, неясыть, пустельга – всё это совы. Сов можно встретить во всех природных зонах нашей страны. Они ведут ночной образ жизни. Их добыча – крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие грызуны. За сутки сова съедает 1000 мышей. Дятел селится в дуплах деревьев. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре или под корой дерева. Дятел быстро определяет клювом по звуку дерева, где  находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Он не успокоится, пока не выберет всех вредителей.

Работа с учебником

Учитель. Прочитайте по учебнику статью «Цепи питания» страница 96-97.

Учитель. Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Цепь питания начинается с растения. Это первое звено. Второе звено цепи – растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные. Давайте попробуем составить возможные цепи питания лисицы:

Дуб––> мышь––> лиса. Осина––> заяц––> лиса.

Работа в группах

Класс делится на три группы. Каждой группе выдаётся карточка с текстом. Используя текст, необходимо составить схему пищевых связей.

Карточка 1.

В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. Могучие дубы высохли.

Карточка 2.

В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом  нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.

Карточка 3.

Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.

Ответ на карточку 1.

Дубы ––> шелкопряд ––> птицы.

Ответ на карточку 2.

Молодые ––> деревья ––> козы ––> волки.

Ответ на карточку 3.

Деревца ––> мыши ––> ежи, барсуки.

Работа с учебником

Учитель. Прочитайте в учебнике статью «Кто как приспособлен» страница 97.

Беседа по содержанию статьи

Учитель. Как приспособились хищники к добыванию пищи?

Дети. Лиса – тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова – мягкое оперение делает полёт бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.

Учитель. Как приспособились животные защищаться от хищников?

Дети. Заяц – быстрые ноги, цвет шубки (зимой белый, летом – серый). У ежа иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. Кузнечик – зелёный цвет. У божьей коровки – едкая кровь.

V. Итог урока

Учитель. Прочитайте вывод на странице 98. На какие группы делятся животные в зависимости от их питания?

Дети. Животные делятся на растительноядных, насекомоядных, всеядных и хищников.

Учитель. Чтобы убедиться в том, что вы умеете относить животных к той или иной группе, я проведу игру «Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные». Я  называю животных, а вы с помощью сигнальных карточек показываете, к какой группе они относятся.

Учитель. Лось, белка, лиса, медведь, волк, синица, ворона, сорока, олень, зубр, сова, скворец, дятел.

VI. Домашнее задание

Учитель. Кроме зверей и птиц в лесу обитают и другие животные – ящерицы, змеи, насекомые. Вот о них вы подготовите на следующий урок свои сообщения и прочитаете по учебнику статью «Доброе слово о хищниках».

Использованная литература:

1. Ю.Г. Илларионова. Учите детей отгадывать загадки. 2. Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова. Поурочные разработки по курсу Мир вокруг нас. 3 класс. 3. А.А. Плешаков. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса. 4. П.Р. Ляхов. Я познаю мир. Животные. Детская энциклопедия. 5. Е.Н. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир». 3 класс.

17.06.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта