Как мы узнали из каких частей состоит растение. Из каких частей состоит растение и какие функции они выполняют?

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок- исследование: "Части растений". Как мы узнали из каких частей состоит растение


Из каких частей состоит растение и какие функции они выполняют?

В природе, окружающей нас, существует великое множество растений, образующих целое царство. Ученые-ботаники предполагают, что их на Земле более 350 тысяч видов! А если посчитать еще и неизвестные науке, ежегодно открываемые в результате исследований, то и того больше. Но несмотря на такое видовое и внешнее разнообразие, все зеленые жители планеты имеют общее строение. Из каких частей состоит растение? Ответ на этот вопрос можно узнать, сравнивая между собой разных представителей наземной и морской растительности.

Из каких частей состоит растение?

Возьмем любого травянистого представителя флоры, к примеру – фиалку. Из каких частей состоит растение такого типа? Во-первых, это мягкий стебель. Многие травы – однолетние, то есть после выпадения семян растение погибает (в первую очередь засыхает стебель). Еще один тип – кустарники, к примеру, возьмем шиповник. Вместо стебля у такого растения – несколько стволов, которые намного тверже, чем у травянистых. Третий тип растений – деревья, к примеру, дуб. У него имеется один твердый и большой ствол (иногда разветвленный), покрытый корой. В остальном все типы растений по строению сходятся.

Не у всех растений корни располагаются в почве. У некоторых тропических видов (к примеру, орхидей) они свисают и из воздуха непосредственно впитывают влагу. А плющ прикрепляется своими воздушными корнями к деревьям или стенам.

Стебель/ствол

Основные части растения – стебель (у трав) или ствол (у деревьев). Следует отметить, что стволы отличаются довольно большим разнообразием, но имеют сходные функции и характеристики. У высших растений это удлиненный побег. Одна из его основных функций – опорная. На нем располагаются ветки, листья, почки, цветки. Также ствол или стебель выступает в роли связующего элемента между листьями и корнями, функции его, таким образом, – проводные. Из корневищ вода с минералами по стволу попадает к кроне, где происходит процесс фотосинтеза.

А еще стебли некоторых растений (кактусовые) играют роль хранилища запасных питательных веществ, и когда наступает засушливая пора, растение ими начинает питаться. У ползучих растений стебель может укореняться в почве, в местах узлов образуя придаточные корни, тем самым облегчая функцию размножения и распространения. Цепляющийся стебель гороха крепит растение к опоре посредством усов, обеспечивая наиболее устойчивое расположение.

Листья/крона/иголки

Еще одно название частей растения – листья. Они выполняют множество функций. Листья отвечают за фотосинтез и питание дерева на свету, регулировку температуры (испарение в жару) и рост. Осенью дерево сбрасывает листву, избавляясь вместе с ней от вредных веществ. А еще листья имеют большое значение для осуществления жизнедеятельности других обитателей планеты Земля: растений, микроорганизмов, животных и грибов, служа им кормовой базой.

В процессе эволюционного развития у некоторых растений листья видоизменились, превратившись колючки, или, наоборот, стали более мясистыми. А листья некоторых растений даже могут отлавливать и переваривать мелких насекомых.

Цветки/плоды/семена

По сути это органы размножения растений. Они могут иметь разную структуру в зависимости от вида, но функции остаются общими. Цветы нужны для образования семян и плодов (их количество и внешний вид также отличаются). А для того чтобы из цветков образовались плоды, необходимо опыление. Насекомые различных видов (а также – некоторые птицы) прекрасно справляются с данной функцией. Их привлекает аромат и цвет, нектар и пыльца. Некоторые растения опыляются при помощи ветра, а некоторые искусственно – людьми. А из опыленных цветков уже образуются плоды и семена, обеспечивающие продолжение рода.

autogear.ru

Урок- исследование: "Части растений"

Дата: 12.12. 2017

Учебное заведение: Теоретический лицей имени Натальи Георгиу, мун. Кишинэу

Учитель: Михайлова Лариса Павловна

Класс: 2 «а»

Предмет: Познание мира

Учебный модуль: Живая природа

Тема урока: Части растений

Тип урока: формирование способностей добывать новые знания.

Специфические компетенции предмета:

Изучение и исследование окружающего мира.

Воспроизведение научной информации.

Субкомпетенции:

Описание составных частей определённого растения

Объяснение некоторых изменений, происходящих в живом мире.

Устное и письменное сообщение с использованием научного стиля

Операциональные цели:

О1 – перечислять и описывать части растений;

О2 – объяснять значение каждой части растений;

О3 – устанавливать связи, используя полученные знания;

О4 - обосновывать своё мнение;

О5 –определять условия, необходимые для развития растений;

О6 – определять принадлежность к какой-либо среде обитания растений;

О7 настраиваться на выполнение учебных заданий;

О8– оценивать работу одноклассников и свою работу;

О9- определять целевые установки урока, задания;

О10 – проявлять интерес и любознательность в ходе проведения практической работы.

Дидактические стратегии:

Методы: объяснение, доказательство, открытие, анализ, синтез, дидактическая игра, ролевая игра, практическая работа.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Приёмы: самопроверка, взаимопроверка

Дидактические материалы: З. Галбен – Панчук. Познание мира. С. 30-32 учебник, таблица « Знаем. Умеем. Хоти узнать», виды семян, плоды, овощи, части растений, предметные карточки, презентация, карточки успеха.

Технические средства: ноутбук, монитор

Оцениваемая способность

Критерии

Дескрипторы

Устное и письменное сообщение с использованием научного стиля

1. Анализирование информацию данную учителем

2. Составить научный текст, используя данную информацию.

3. Дополнить сообщение информацией из учебника (с. 31)

Умеет анализировать информацию / недостаточно быстро и точно анализирует/ несамостоятельно анализирует;

Составляет научный текст/ не всегда использует всю информацию для составления текста/ составляет научный текст с постоянной помощью;

Умеет анализировать и обобщать информацию / не всю информацию может обощить/ с постоянной поддержкой.

Изучение и исследование окружающего мира

1.Перечисляет и описывает части растений.

2.Объясняет значение каждой части растения.

3.Устанавливает связь между частями растений.

Перечисляет и описывает части растений без ошибок/ перечисляет и описывает час-ти растений с небольшими ошибками/ перечисляет и описывает части растений с помощью учителя;

Объясняет значение каждой части расте-ния без ошибок/ объясняет значение каж-дой части растения с небольшими неточ-ностями/ объясняет значение каждой час-ти растения с постоянной помощью;

Устанавливает связь между частями растений самостоятельно/ устанавливает связь между частями растений с небольшими неточностями/ устанавливает связь между частями растений с постоянной поддержкой.

Этапы урока

ОЦ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t

Оценивание

Организаци-

онный

момент

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Хотите учиться?

Тогда можно садиться.

Приветствуют учителя.

Дружно отвечают на вопросы учителя.

1

Актуализация знаний

О6

О3

О8

Ребята, отгадайте загадку:

Они бывают разные:

Полезные, опасные,

Красивые, пахучие,

С листьями, колючие.

Лекарства заменяют,

И лакомством бывают,

И чаем нас напоят,

И даже дом построят.

Земли они творения,

Зовём мы их…..( растения)

-Растения относятся к живой, или не живой природе?

-В какой среде обитают растения?

-Проверка домашнего задания.

Выполните задание №1:

соедините названия растений со средой их обитания.

Проверка (у доски 2 ученика)

Дети оценивают себя

Слушают загадку и отгадывают её.

Ребята соединяют названия растений со средой их обитания

1

3

Слайд

Проверка

д/з

Оценивание

Объявление темы и целей урока

О9

О1

О7

Растение – это живой организм, у которого есть различные органы, благодаря которым оно дышит, питается, растёт и размножается.

Тема урока: Части растений.

А знаете ли вы, из каких частей состоит растение?(Да, нет, дети дают разный ответ)

А хотите это узнать?

Сегодня на уроке вы будете исследователями

Вы узнаете, из каких частей состоит растение, какую функцию выполняет каждая часть растений.

Приём «Знаем, хотим узнать, узнали»

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Корень

Стебель

Листья

Цветок

Плод с семенами

Постановка целей урока:

Из каких частей состоит растение?

Какую работу выполняет каждая часть растения?

Настраиваются на урок

2

Слайд

Осмысление

О2

О8

О1

О3

О8

- А вот и сами части растений. Посмотрите сценку, которую для вас приготовили ребята и постарайтесь самостоятельно сформулировать ещё одну очень важную цель урока.

Сценка «Спор частей растений».

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.КОРЕНЬ.– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

СТЕБЕЛЬ. – Позвольте! А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и, наоборот, от листьев к корню?ЛИСТЬЯ. Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию!

Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Да и дышится рядом с нами легко».

ЦВЕТОК– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! Потому что я образую, плоды и семена, чтобы растение могло размножаться. А кроме того я самый красивый и ароматный!А какой чудесный аромат исходит от меня…

ПЛОД. – Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я самый главный источник питания.

- Какие ещё части растений вы узнали? ( этот вопрос ставится, если ученики сразу не назвали все части растений) Дополняем таблицу

- Какую задачу поставили перед нами части растений? Что мы с вами должны узнать?

Какая часть растения самая важная?

Рассмотрите строение растения

и ещё раз назовите части растений

Задание № 2: Подпишите названия частей растений

(Взаимопроверка)

Какая часть растения самая важная?

Апостол

Тимофти

Лазарь

Делирайкова

Узун

Кравченко

Корень, листья, стебель, цветы, плоды

Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная.

4

Проблемный вопрос.

Слайд

Оценивание

Расширение

О10

О7

О2

О3

О5

Проведём опыт. Как отличить плод от корнеплода?

Опыт «Плод ли?»

В мешочке лежат плоды и корнеплоды. Ребёнок достает, называет и отгадывает, что это. Чтобы определить плод или корнеплод, надо разрезать продукт. Если в нём есть семена- это плод. Если семян нет- это корнеплод.

Сейчас вы разделитесь на группы и попробуете доказать важное значение каждой части растения

Каждая команда должна создать постер.

План:

  1. Составить информацию о каждой части растения.

  2. Изучить текст на стр. 31 и записать в постер

Закрепление

- Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

- Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)

- Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Какая часть важнее всего?

ВЫВОД: все части растения важны. Все они необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

Ученики работают в группах

5

15

Слайд

Каждое выступление сопровождается оцениванием команды

Практическая работа

О10

Сейчас вы посмотрите научный фильм о том, как зарождается растение.

Вы хотите наблюдать, как растёт растение?

Сегодня мы посадим с вами растения и будем наблюдать за их ростом, записывая наши

наблюдения в таблицу.

Какие условия необходимы для жизни растений?

Свет, тепло, вода, воздух и почва

3

5

Просмотр научного фильма

Практическая

работа

Итоги урока

Дом. задание

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам понравилось?

Покажите своё настроение сигнальными карточками.

Домашнее задание: с.31-32 читать и пересказывать

2

infourok.ru

Тема "Строение растений" - Урок

"РАСТЕНИЯ ВОКРУГ МЕНЯ"

Тема "Строение растений". Урок 1

 

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи: познакомить детей со строением растений, выяснить значимость каждой части растения.

 

Ход урока

Растения

 

Отгадывание загадок (на доске появляются картинки - отгадки)

а) Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых ней

Май сережки дарит ей (берёза)

б) Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок (дуб)

 

По каким признакам вы узнали, что это дуб?

Какие у него плоды?

Кто питается его плодами?

в) в лугах сестрички -

Золотой глазок, белые реснички (ромашка)

г) Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня (крапива)

д) Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят,

Осень любит бусы эти,

Дети, птицы и медведи (малина)

е) На сучках висят шары,

Посинели от жары (слива).

 

Назовите все эти предметы одним словом (растения).

Растения -это живая или неживая природа?

Докажите, что это живая природа (дышат, растут, размножаются, питаются, умирают).

Какие четыре царства живой природы вы знаете? (Растения, животные, грибы, бактерии)

 

Сегодня на уроке мы будем разговаривать о части живой природы - растениях.

Дети читают наизусть стихотворение Б. Заходера.

Не спеша растут деревья,

Целый век стоят на месте,

Уходя корнями в землю,

Простирая руки к солнцу.

Ничего они не ищут,

Ни о чем они не просят -

Им ведь нужно так немного -

Свет, Земля,

Вода и ветер -

То, чего искать не надо,

То, что всем даётся даром.

А ещё деревьям нужно,

Чтоб земля была прекрасна,

И живут они, деревья,

Украшая нашу землю:

Красотою тонких веток,

Красотой стволов могучих,

Несказанной красотою

Доброты своей извечной.

 

Что нужно растению для жизни? (свет, тепло, вода, почва, ветер)

Что дает свет и тепло? (Солнце)

Солнце - это живая или неживая природа?

Зачем растению свет и тепло?

Откуда растения берут воду? (Из почвы)

Значит, растения связаны с почвенной влагой.

А для чего растениям ветер?

Вода и ветер - это живая или неживая природа?

ВЫВОД: ЖИВАЯ ПРИРОДА СВЯЗАНА С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ.

 

Виды растений

Все растения можно распределить по нескольким большим группам. Три главные группы (три вида) - это травы, кусты и деревья. Приведем примеры.

Виды растений:

а) травянистые, это травы ...

б) кустарниковые, это кусты ...

в) древесные, это деревья ...

 

Из каких частей состоит растение

 

Давайте посмотрим, из каких частей состоит травянистое растение.

Назовите травянистые растения. У травянистого растения мягкий стебель, после выпадения семян многие растения погибают.

Следующий вид растений - кустарники. Назовите их.

Посмотрите на травянистое растение и кустарник: что в их строении общего? Чем они отличаются?

У кустарников те же части, что и у трав, но у них несколько стволов. Стволы намного твёрже, чем у трав.

Третий вид растений - деревья. Назовите деревья.

Сравниваем строение трав и кустарников со строением деревьев. В чём отличие в строении деревьев? (Один ствол, толстый и твёрдый).

Вывод: Все растения имеют одинаковое строение:

- корень;

-          ствол;

-          лист;

-          цветок;

-          плод.

Давайте вместе подумаем, зачем растению корни?

 

Рассказ дедушки-корня

Я сегодня пришёл к вам, чтобы вы, ребята, услышали рассказ дедушки-корня. В почве находится большое количество корней. Корни деревьев живут долго - от 50 до 500 лет, кустарников - от 10 до 20 лет, а трав от 1 года до 20 лет.

Корни растут в течение всей жизни растения. Они движутся всё время между частицами почвы в поисках воды и минеральных солей.

Своим корнем я закрепляю растение в почве, прочно удерживаю его. Чем больше растение, тем больше корень.

Корнем я достаю из различных уголков почвы для растения воду с растворёнными в ней минеральными солями, которые отправляю по стволу к веткам и листьям.

Составим цепочку, показывающую взаимосвязь всех частей растения:

Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)

Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

ВЫВОД: все части растения важны. Это единый организм.

Закрепление

Задание 1: Распределите растения по группам:

мак, тюльпан, василёк, сирень, шиповник, смородина, осина, тополь, ель.

- По каким признакам растения были распределены по группам?

Задание 2: Составить растения из отдельных частей.

 

Растения нужно беречь

Игра "Как бы вы поступили?"

1. Мальчик сделал острый меч

И давай кустарник сечь

Да кричать:

"Я здесь храбрец!"

Вопросы классу:

-Что, он вправду молодец?

-Что будет с тем кустарником, который порубил мальчик?

-Какую пользу приносит кустарник, посаженный вдоль двора и тротуаров?

-Чем отличается куст от дерева?

2. Посмотрите на Захарку,

Он нарвал цветов охапку.

А подумайте вот только:

Ну, зачем цветов рвать столько?

Вопросы классу:

Где лучше и дольше сохранятся цветы? На корню или дома? Почему?

3. Деревья садят дети,

А две подружки эти

Глядят со стороны.

Стоят, не помогают

И деток убеждают:

" Деревья не нужны".

 

-Нужны ли деревья людям?

-Какие виды деревьев вы знаете?

-В чём главное отличие в строении дерева от строения других растений?

Итоги урока.

Домашнее задание

Зарисуйте в тетради строение растений.

 

refdb.ru

Из каких частей состоит плод: из цветка образуется

Плод, его происхождение, строение и функции. Типы плодов.

Плод характерен только для цветковых растений. Это многоклеточный орган растений, формирующийся из завязи цветка после двойного оплодотворения. Плод состоит из околоплодника и семян.

Плод защищает семена от неблагоприятных воздействий внешней среды, следовательно, гарантия появления новых особей возрастает. Плоды обеспечивают распространение семян птицами, млекопитающими, ветром, водой и т. д.

Снаружи расположен околоплодник, т. е. разросшиеся стенки завязи пестика, под которыми находятся семена. Питательные вещества могут быть в околоплоднике (огурцы, дыня, арбуз, вишня, слива) или в семенах (каштан, орех, фасоль, боб, зерновки злаков).

Классификация плодов

Среди огромного разнообразия плодов наиболее распространены следующие.

Костянка — сочный плод, у которого внутренний слой околоплодника деревянистый и образует косточку, внутри которой расположено семя. Наружный слой околоплодника — кожица, средний — сочная мякоть (вишня, слива, абрикос, черемуха, алыча).

Ягода— сочный многосемянный плод, у которого, в отличие от костянки, нет деревянистого слоя, семена располагаются в сочной мякоти (помидор, виноград, смородина, черника).

Яблоко— сочный многосемянный плод (яблоня, груша, рябина). В образовании плода участвуют кроме завязи и другие элементы цветка (цветоложе, околоцветник).

Зерновк — сухой односемянный невскрывающийся плод с тонким околоплодником, сросшимся с кожурой семени (рожь, пшеница, кукуруза, рис).

Семянка— сухой односемянный невскрывающийся плод с кожистым околоплодником, не срастающимся с кожурой семени (подсолнечник, одуванчик, мать-и-мачеха).

Орех— сухой односемянный невскрывающийся плод с деревянистым околоплодником (орешник, липа, дуб). Нельзя называть орехами плоды грецкого ореха. Его плод — сухая костянка.

Боб— сухой многосемянный плод, в котором семена прикреплены к стенкам плода (горох, фасоль, люпин).

Стручок— сухой многосемянный вскрывающийся плод, у которого семена крепятся к перегородке, разделяющей плод на две части (капуста, редька, репа, пастушья сумка).

Коробочка— многогнездный многосемянный плод, образованный несколькими плодолистиками (хлопчатник, мак).

Предыдущая13141516171819202122232425262728Следующая

Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 1269;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Цветок и плод

Цветки возникают из апикальных и пазушных меристем побегов и представляют собой специализированные репродуктивные структуры, функционирующие и как спороносные, и как половые.

В цветке протекают и спорогенез, и гаметогенез, и оплодотворение.

После опыления и оплодотворения цветки превращаются в плоды, а семязачатки в семена. Плод не может возникнуть независимо от цветка, а всегда образуется из него.

После опыления и оплодотворения цветки превращаются в плоды, а семязачатки в семена. Плод не может возникнуть независимо от цветка, а всегда образуется из него.

Совокупность тычинок в цветке называют андроцеем. Количество тычинок в цветке может быть весьма различно — от одной до нескольких сотен.

Однако у большинства растений тычинок сравнительно немного. Так, у ирисовых — 3, у сложноцветных — 5, у лилейных — 6. у мотыльковых — 10.

Пыльник и микроспорангий. Пыльник можно гомологизировать с верхушкой микроспорофилла, у которого листовая часть редуцировалась и несет сросшиеся микроспорангии.

Пыльник прикрепляется к нити неподвижно или бывает качающимся (лилии, злаки и др.).

На ранних этапах онтогенеза пыльник состоит из однородных клеток, окруженных эпидермой. В дальнейшем под эпидермой дифференцируются тяжи так называемой археспориальной ткани.

Слой клеток, лежащий непосредственно под эпидермой, т.е. самый наружный из слоев, возникающих в результате деления париетальных клеток, образует эндотеций, достигающий наибольшего развития в зрелом пыльнике.

Под эндотецием располагаются средние слои, состоящие из некрупных клеток, исчезающих, как правило, во время мейоза в материнских клетках микроспор.

Самый внутренний слой стенки пыльника — тапетум, или выстилающий слой, — играет важную физиологическую роль в транспорте питательных веществ в клетки спорогенной ткани.

Микроспорогенез.

Микроспоры возникают из материнских клеток микроспор в результате мейоза. Мужской гаметофит. Развитие мужского гаметофита покрытосеменных сводится к одному делению. К моменту прорастания микроспора подвергается значительной вакуолизации и деление происходит в пристенном слое цитоплазмы. В результате возникают маленькая генеративная клетка и большая клетка — «клетка пыльцевой трубки», или сифоногенная клетка.

Эту клетку нередко называют вегетативной, что не совсем удачно, так как приводит к гомологизации ее с проталлиальными клетками голосеменных, которые, в свою очередь, представляют рудименты вегетативных клеток заростков.

Проталлиальные клетки у покрытосеменных полностью утрачены. Весь мужской гаметофит состоит, всего из двух (!) клеток. Весьма поучительно сравнение развития мужского гаметофита покрытосеменных и, например, сосны как представителя хвойных .

Оно показывает, что первый возник в результате резкого сокращения всего морфогенеза, причем выпали начальные и конечные стадии.

Гаметогенез начинается с деления генеративной клетки, которое происходит либо в пыльцевом зерне, либо в пыльцевой трубке. В зависимости от этого пыльцевые зерна могут быть двух- или трехклеточными. Это таксоноспецифичный признак. Образующиеся в ходе гаметогенсза спермии по форме, величине и строению различны у разных видов растений.

Пылинка (иначе пыльцевое зерно) по сути представляет собой мужской гаметофит покрытосеменных.

Гинецеем называют совокупность плодолистиков в цветке, образующих один или несколько пестиков.

В пестике различают самую нижнюю вздутую часть — завязь, содержащую семязачатки, столбик (в апокарпном пестике — стилодий), отходящий обычно от верхушки завязи, и самую верхнюю часть — рыльце.

Гинецей, состоящий из нескольких сросшихся плодолистиков, называют ценокарпным. Часто срастание распространяется только на завязь, а стилодий и (или) рыльца остаются свободными (губоцветные, гвоздичные, сложноцветные).

Различают три варианта ценокарпного гинецея: синкарпный, паракарпный и лизикарпный.

Синкарпным гинецеем называют многогнездный гинецей с центрально-угловой плацентацией.

Предполагают его происхождение из апокарпного гинецея вследствие бокового (латерального) срастания сближенных апокарпных плодолистиков.

Паракарпным гинецеем называют одногнездный гинецей с постенной плацентацией. Для него характерно, что каждый плодолистик, в сущности, открытый, но ценокарпия создается в результате срастания краев соседних плодолистиков.

Паракарпный гинецей более экономичен, чем синкарпный, так как плаценты получают возможность наиболее полно использовать завязь.

Лизикарпный гинецей, характеризуется тем, что со дна завязи поднимается колонка, являющаяся как бы продолжением цветоложа. Колонка образована внутренними частями плодолистиков с участием оси цветка.

Развитие семязачатка и мегаспорогенез.

Семязачаток возникает на плаценте в виде полушаровидного бугорка, состоящего из однородных меристематических клеток. Рост осуществляется за счет антиклинального деления наружного слоя — эпидермы нуцеллуса — и преимущественно периклинального деления клеток субэпидермального и следующих за ним слоев. Спустя некоторое время вблизи вершины семязачатка появляется одна или несколько археспориальных клеток, развивающихся из субэпи-дермального слоя.

Приблизительно в это время у основания семязачатка возникают интегументы в виде одного-двух кольцевых валиков.

Начало зародышевому мешку (женскому гаметофиту) дает мегаспора. Процесс ее мейоза сопровождается интенсивным накоплением нуклеопротсидов, крахмала и других включений.

В результате первого мейотического деления, как правило, неравного образуется диада, следующее деление приводит к образованию тетрады мегаспор У большинства покрытосеменных три мегаспоры разрушаются, а из одной развивается женский гаметофит — зародышевый мешок.

Пылинка, попав на рыльце пестика, при отсутствии тормозящих факторов (см.

из каких частей состоит плод

ранее) прорастает; при этом се содержимое, одетое интиной, выпячивается через поры в экзине и образует пыльцевую трубку.

В зародышевом мешке пыльцевая трубка растет по направлению к яйцеклетке. Оболочка на кончике пыльцевой трубки разрывается, и оттуда выходят два спермия, из которых один сливается с яйцеклеткой.

Спермий проникает в яйцеклетку, в цитоплазме которой находится около 1 ч, претерпевая дальнейшие преобразования. По мере приближения к ядру яйцеклетки спермий разрыхляется, при этом отчетливо видна структура его ядра в виде хроматиновых нитей.

Спермий начинает контактировать с ядром яйцеклетки обычно широким концом и постепенно погружается в него. Другой спермий сливается с ядром центральной клетки зародышевого мешка (или с одним из центральных ядер).

Происходит так называемое двойное оплодотворение — ‘ процесс объединения одного спермия с яйцеклеткой (сингамия), а другого спермия (той же пары) — с центральной клеткой зародышевого мешка (тройное слияние в результате двойного оплодотворения возникают диплоидный зародыш (из зиготыоплодотворенной яйцеклетки) и обычно триплоидный эндосперм (из оплодотвоной центральной клетки зародышевого мешка).

Плод — характернейший орган покрытосеменных растений.

Он образуется в результате тех изменений, которые происходят в цветке после оплодотворения. Иногда определяют плод как зрелый цветок. Другие ученые полагают, что более точно определять плод как пестик в фазе семеношения. Но тогда, в случае апокарпного гинецея, в одном цветке может возникнуть столько плодов, сколько в нем содержится пестиков.

Ученые же, придерживающиеся первой точки зрения, говорят здесь не о плодах, а о плодиках (например, орешки лютика или лапчатки), понимая под плодом всю их совокупность. У очень многих растений, главным образом обладающих нижней завязью, в образовании плодов принимают участие, помимо плодолистиков, и другие части цветка, прежде всего цветоложе и цветоножка, а иногда и части соцветия.

Плод в основном сохраняет признаки тех частей цветка, из которых он возникает, однако первоначальные структуры часто подвергаются глубоким изменениям. Поэтому в строении плода наряду с признаками гинецея и других частей цветка выступают признаки самого плода, отличающие плод от соответствующих частей цветка весьма значительно.

Лишь в простейших случаях (лютиковые, бобовые) зрелые плоды отличаются от гинецея только размерами, зачастую они принимают столь своеобразные черты, что трудно установить, из какого гинецея они возникли. Разнообразие плодов определяется тремя группами признаков:

1) строением околоплодника;

2) способом вскрывания или распадения;

3) особенностями, связанными с распространением.

Предыдущая13141516171819202122232425262728Следующая

Дата добавления: 2015-08-08; просмотров: 875;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

У покрытосеменных бывают одиночные цветки или собранные в группы (соцветия). В первом случае цветки обычно большие и яркие. Так легче привлекать насекомых.

Во втором случае цветки более мелкие. Однако то, что они собраны в группы, также способствует более эффективному опылению. Если растение ветроопыляемое, то больше шансов уловить пыльцу. Если же растение насекомоопыляемое, то соцветие более заметно для насекомого, чем одиночные мелкие цветки.

Соцветием называют группу цветков, вырастающих из одного цветочного стебля. Другими словами, соцветие представляет собой побег, на котором растут несколько или множество цветков, обычно такой побег не имеет листьев.

Существует множество различных типов соцветий.

7.6. Сборные (сложные) плоды и соплодия

Систематизировать их можно по разным признакам. Однако чаще соцветия делят на простые и сложные. Сложные соцветия состоят из простых. Есть множество типов простых и сложных соцветий. Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся.

Простые соцветия

Кисть. От общего цветоносного стебля отходят друг за другом отдельные цветки. У каждого цветка есть своя цветоножка. Представители: черемуха, капуста, ландыш, колокольчик, сурепка.Колос.

Похож на кисть, так как от стебля также отходя цветки друг за другом. Однако в отличие от кисти у цветков нет цветоножек. Представители: подорожник, ослинник.Початок.

Похож на колос. Однако цветочных стебель, от которого отходят цветки, утолщен. Таким образом ось соцветия получается достаточно мясистой. Представители: кукуруза, аир.Щиток.

Как и у кисти от общего стебля отходят отдельные цветки на цветоножках. Однако в отличие от кисти у щитка нижние цветоножки более длинные, чем верхние. В результате все цветки вверху находятся на одном уровне. Представители: груша.Зонтик. Цветки располагаются приблизительно на одном уровне, как и у щетка. Хотя обычно более куполообразно.

Однако в отличие от щитка цветоножки цветков растут из одной точки на цветоносном стебле. Представители: вишня, яблоня, первоцвет, чистотел.Корзинка. У данного типа соцветия цветоносный стебель укорочен и утолщен. Если смотреть сверху, то имеет круглую форму. Цветки мелки, сидят рядом друг с другом.

С внешней стороны соцветие окружено зелеными листочками, которые выполняют защитную функцию. Представители: подсолнечник, василек, одуванчик, астра.Головка. Головка похожа на корзинку, но отличается от нее более круглым и утолщенным стеблем, на котором растут мелкие цветки. Также у головки нет защитных зеленых листьев по краю. Представители: клевер, люцерна.

Сложные соцветия

Метелка.

Такой тип соцветия представляет собой сложную кисть, то есть состоит из простых соцветий-кистей. От основного цветоносного стебля отходят друг за другом, как на кисти, стебельки второго порядка. А каждый такой стебелек сам представляет кисть, но уже простую.

Представители: мятлик, овес, сирень.Сложный колос. От главного цветоносного стебля отходят несколько колосков. Представители: пшеница, рожь, ячмень.Сложный щиток. От главного цветоносного стебля отходят стебельки как у щитка. От каждого такого стебелька растут уже свои цветоножки с цветками, формируя щиток, иногда корзинку.

Представители: рябина, калина.Сложный зонтик. От основного цветоносного стебля в виде зонтика отходят стебельки второго порядка.

На каждом таком стебельке в форме обычного зонтика сидят цветоножки с цветками. Представители: укроп, петрушка, морковь.

из каких частей состоит плод

К вторичному утолщению способны перейти корни

а) плауновидных

б) папоротниковидных

в) однодольных покрытосеменных

г) двудольных покрытосеменных

30. Запасающую функцию в зерновках выполняет ткань:

а) покровная

б) проводящая

в) основная

г) образовательная

Определите неверное соотнесение ткани и элемента строения, который входит в ее состав

а) основная ткань – столбчатая паренхима

б) покровная ткань – устьице

в) механическая ткань – клетка спутница

г) проводящая ткань – ситовидная трубка

Верхний плод, образованный завязью пестика и другими частями цветка, встречается у

а) яблони и груши

б) шиповника и земляника

в) шиповника и граната

г) кактуса и крыжовника

Водопроводящими элементами сосны являются

а) кольчатые и спиральные сосуды

б) только кольчатые

в) кольчатые, спиральные и пористые трахеиды

г) трахеиды

Элемент действующей ситовидной трубки характеризуется тем, что имеет

а) вторичную стенку, разрушенное ядро, ситовидные пластинки

б) первичную стенку, центральную вакуоль, ядро

в) вторичную стенку, высокое содержание каллозы, ситовидные пластинки

г) первичную стенку, ситовидные пластинки, разрушенные ядро и тонопласт

35.

При двойном оплодотворении из центральной клетки после ее слияния со спермием возникает:

а) зародыш

б) семязачаток

в) эндосперм

г) зигота

7.6. Сборные (сложные) плоды и соплодия

Плод, его происхождение, строение и функции. Типы плодов.

Плод характерен только для цветковых растений. Это многоклеточный орган растений, формирующийся из завязи цветка после двойного оплодотворения. Плод состоит из околоплодника и семян.

Плод защищает семена от неблагоприятных воздействий внешней среды, следовательно, гарантия появления новых особей возрастает.

Плоды обеспечивают распространение семян птицами, млекопитающими, ветром, водой и т. д.

Снаружи расположен околоплодник, т.

е. разросшиеся стенки завязи пестика, под которыми находятся семена. Питательные вещества могут быть в околоплоднике (огурцы, дыня, арбуз, вишня, слива) или в семенах (каштан, орех, фасоль, боб, зерновки злаков).

Классификация плодов

Среди огромного разнообразия плодов наиболее распространены следующие.

Костянка — сочный плод, у которого внутренний слой околоплодника деревянистый и образует косточку, внутри которой расположено семя.

Наружный слой околоплодника — кожица, средний — сочная мякоть (вишня, слива, абрикос, черемуха, алыча).

Ягода— сочный многосемянный плод, у которого, в отличие от костянки, нет деревянистого слоя, семена располагаются в сочной мякоти (помидор, виноград, смородина, черника).

Яблоко— сочный многосемянный плод (яблоня, груша, рябина). В образовании плода участвуют кроме завязи и другие элементы цветка (цветоложе, околоцветник).

Зерновк — сухой односемянный невскрывающийся плод с тонким околоплодником, сросшимся с кожурой семени (рожь, пшеница, кукуруза, рис).

Семянка— сухой односемянный невскрывающийся плод с кожистым околоплодником, не срастающимся с кожурой семени (подсолнечник, одуванчик, мать-и-мачеха).

Орех— сухой односемянный невскрывающийся плод с деревянистым околоплодником (орешник, липа, дуб).

Нельзя называть орехами плоды грецкого ореха. Его плод — сухая костянка.

Боб— сухой многосемянный плод, в котором семена прикреплены к стенкам плода (горох, фасоль, люпин).

Стручок— сухой многосемянный вскрывающийся плод, у которого семена крепятся к перегородке, разделяющей плод на две части (капуста, редька, репа, пастушья сумка).

Коробочка— многогнездный многосемянный плод, образованный несколькими плодолистиками (хлопчатник, мак).

Предыдущая13141516171819202122232425262728Следующая

Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 1268;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Плоды цветковых растений очень разнообразны. Их можно классифицировать по разным признакам. Из этого вытекают различные классификации плодов: из каких частей цветка образуются, сколько семян содержат, раскрываются или не раскрываются, сухие или сочные.

Чаще всего используют последний вариант.

Плод, его происхождение, строение и функции. Типы плодов.

Среди сухих и сочных плодов выделяют свои подгруппы.

Классификация плодов по их образованию из частей цветка

Истинные плоды. В образовании таких плодов участвует только завязь пестика.

Ложные плоды. В образовании плода участвует не только пестик, но и другие части цветка (цветоложе, чашелистики, основания тычинок).

Классификация плодов по количеству пестиков, участвующих в их образовании

Простые плоды. В его образовании участвует только одна завязь пестика (пшеница, вишня).

Сложные плоды. Их образуют несколько пестиков одного цветка (малина).

Соплодия.

Данный тип плода образует целое соцветие. В нем как бы срастаются вместе множество плодов (ананас, инжир).

Классификация плодов по количеству семян

Односемянные плоды. В плоде содержится одно семя, так как в завязи был только один семязачаток (пшеница, слива).

Многосемянные плоды. Если в завязи множество семязачатков, то формируются плоды с несколькими семенами или множеством семян (томат, арбуз, смородина).

Классификация плодов по консистенции околоплодника

Сочные плоды.

В их околоплоднике много воды, поэтому он выглядит сочным, мягким и мясистым. Сочные плоды делятся на ягодовидные и костянковидные. Каждый из этих типов плодов содержит свои подтипы.

Сухие плоды. Их околоплодник содержит мало воды и выглядит как сухая оболочка вокруг семени или семян. Сухие плоды также делят на две группы (коробочковидные и ореховидные), каждая из которых включает свои подтипы.

Ягодовидные плоды

Ягодовидными являются сочные плоды, в которых чаще всего несколько или много семян.

Ягодовидные плоды в свою очередь классифицируют на такие подтипы как ягода, яблоко, тыквина, померанец, гранатина.

Ягоду отличает тонкая кожица, покрывающая сочную мякоть. Представителями ягод являются плоды смородины, томатов, винограда.

Яблоко образуется не только из завязи, но и из нижней части тычинок, цветоложа, чашелистиков, лепестков.

Семена в плоде типа яблоко находятся в пленчатых относительно жестких оболочках. Представителями, имеющими данный плод, являются яблоки, груши, айва.

Тыквину отличает деревянистый внешний слой околоплодника (тыква, арбуз, огурец). Семена у тыквины находятся в сочной мясистой части околоплодника.

Померанец — это плод цитрусовых (апельсины, лимоны, мандарины и др.).

Плод гранатину имеет гранат.

Костянковидные плоды

Главным признаком костянковидных плодов является наличие в них твердой косточки. Чаще всего она одна (вишня, абрикос). Однако бывает несколько или множество (малина). Костянковидные делят на костянки и многокостянки. У костянки внутренний слой околоплодника одревесневает и формирует обычно одну косточку, окружающую семя.

У многокостянки на белом цветоложе формируется множество мелких костянок, их косточки очень мелкие.

Ореховидные плоды

Ореховидные имеют сухой нераскрывающийся достаточно прочный околоплодник, в котором заключено одно семя. К ореховидным относят такие типы плодов как орех (лещина, фундук), зерновка (пшеница, кукуруза), желудь (дуб), семянка (подсолнечник), крылатка (клен).

Между собой они в основном отличаются прочностью околоплодника.

Коробочковидные плоды

Коробочковидные плоды имеют сухой околоплодник, в котором заключено множество семян. Чаще всего их околоплодник раскрывающийся. Типы коробочковидных плодов: боб (горох, фасоль, бобы), стручок (капуста, редис), коробочка (лен, мак, тюльпан) и некоторые другие.

Боб, в отличие от стручка, не имеет внутренней перегородки.

У стручка семена крепятся к перегородке, а у боба непосредственно к створкам. У коробочки семена высыпают через специальные отверстия.

ekoshka.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта