Изучение внешнего строения моховидных растений лабораторная работа. Лабораторная работа по теме: «Изучение внешнего строения моховидных растений на местных видах (на примере Atrichum undulatum) » (6 класс).

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Лабораторная работа по биологии 7 класс №5 - Изучение внешнего строения мха (кукушкин лен, сфагнум). Изучение внешнего строения моховидных растений лабораторная работа


«Изучение внешнего строения моховидных растений на местных видах (на примере Atrichum undulatum) » (6 класс).

Лабораторная работа

Тема: «Изучение внешнего строения моховидных растений на местных видах (на примере Atrichum undulatum) ».

Оборудование: микроскоп, чашка Петри с Atrichum undulatum, препарат со спорой мха, предметные и покровные стекла, препаровальная игла, стакан с водой, фильтровальная бумага, мох сфагнум, инструктивная карточка.

Цель работы: изучить внешнее строение мхов на примере местного вида, сравнить строение мха и других растений, закрепить умение работать с микроскопом и готовить временные микропрепараты.

Инструктивная карточка.

  1. Рассмотрите внешнее строение мха Atrichum undulatum. Найдите стебель и листья. Укажите форму, расположение, размер и окраску листьев, характер стебля (ветвистый, не ветвистый). Найдите в нижней части растения ризоиды.

  2. Зарисуйте внешнее строение одного растения и обозначьте органы, из которых оно состоит.

  3. Рассмотрите верхушку стебля и найдите коробочку со спорами. Изучите строение коробочки. Ответьте на вопрос: Каково значение ножки и колпачка? Как расселяются споровые растения?

  4. Рассмотрите препарат «Спора мха» под микроскопом. Зарисуйте сору мха в тетради. Отметьте на рисунке оболочку и масляную каплю.

  5. Сделайте временный препарат листа мха Atrichum undulatum. Для этого на предметное стекло капните каплю воды, препаровальной иглой отделите чешуевидный лист от стебля и положите его в каплю воды. Закройте препарат покровным стеклом.

  6. Рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа. Зарисуйте строение листа и отметьте основные его части (листовая пластинка, жилка, зубчики).

  7. Рассмотрите внешнее строение мха сфагнума. Найдите его основные органы. Сравните Atrichum undulatum с мхом сфагнумом.

  8. В чашку Петри налейте немного воды и положите в нее мох сфагнум. Пронаблюдайте, что произойдет.

  9. Ответьте на вопросы:

  1. Чем отличаются мхи от водорослей и цветковых растений по строению?

  2. В чем сходство и различия в питании мхов и цветковых растений?

  1. Сделайте вывод.

infourok.ru

Лабораторная работа "Изучение внешнего строения моховидных растений"

Лабораторная работа № 6

«Изучение внешнего строения моховидных растений»

Цель: изучить особенности строения зеленого мха кукушкина льна.

Ход работы

1. Рассмотрите внешнее строение мха кукушкина (учебник с. 114 рис. 112). Найдите у него стебель, листья, на нижней части стебля найдите небольшие коричневатые выросты — ризоиды. Сделайте схематический рисунок с подписями в тетради.

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев растения.

3. На женском растении найдите и рассмотрите коробочку со спорами. Обратите внимание на ее строение.

4. Рассмотрите внешнее строение мха сфагнум (учебник с. 115 рис. 113). Найдите у него стебель, листья, на нижней части стебля найдите небольшие коричневатые выросты — ризоиды. Сделайте схематический рисунок с подписями в тетради

5. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев растения.

6. На женском растении найдите и рассмотрите коробочку со спорами. Обратите внимание на ее строение.

7. Заполните таблицу и сделайте вывод «Сравнительная характеристика мха сфагнум и кукушкина льна».

Лабораторная работа № 6

«Изучение внешнего строения моховидных растений»

Цель: изучить особенности строения зеленого мха кукушкина льна.

Ход работы

1. Рассмотрите внешнее строение мха кукушкина (учебник с. 114 рис. 112). Найдите у него стебель, листья, на нижней части стебля найдите небольшие коричневатые выросты — ризоиды. Сделайте схематический рисунок с подписями в тетради.

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев растения.

3. На женском растении найдите и рассмотрите коробочку со спорами. Обратите внимание на ее строение.

4. Рассмотрите внешнее строение мха сфагнум (учебник с. 115 рис. 113). Найдите у него стебель, листья, на нижней части стебля найдите небольшие коричневатые выросты — ризоиды. Сделайте схематический рисунок с подписями в тетради.

5. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев растения.

6. На женском растении найдите и рассмотрите коробочку со спорами. Обратите внимание на ее строение.

7. Заполните таблицу и сделайте вывод «Сравнительная характеристика мха сфагнум и кукушкина льна».

infourok.ru

Урок по теме "Мхи. Лабораторная работа"

Урок в 6 классе по теме «Мхи» Лабораторная работа

Учитель: Сахбутдинова Р.Р

Изучение строение мхов на примере кукушкина мха

Цели:

  1. объяснить учащимся особенности организации моховидных;

  2. показать, что моховидные – тупиковая ветвь эволюции.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с характерными признаками высших растений, с многообразием, усложнением и особенностями строения мхов, практическим значением мха сфагнума;

сформировать знания о среде обитания и распространении мхов

Подготовка к уроку, оборудование:

На лабораторном столе – гербарный материал с образцами мхов, стакан с водой, лабораторное оборудование,

На столах для каждого учащегося: оборудование для лабораторной работы № 4 инструктивные карточки к лабораторной работе; таблица «Сравнить кукушкин лен и сфагнум» для заполнения

Презентация

Группа учащихся предварительно готовит опыты №1, 2 для демонстрации

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • условия жизни мхов;

  • о том, что мхи – высшие растения;

  • признаки, свойственные высшим растениям;

  • особенности строения зеленого мха кукушкина льна;

  • размножение кукушкина льна;

  • особенности строения белого мха сфагнума;

  • значение мхов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

называть черты отличия между высшими и низшими растениями

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Сообщения учащихся о местах обитания моховиковых.

  4. Характеристика основных групп моховидных растений.

  5. Лабораторная работа №1: «Строение мха кукушкин лен».

  6. Демонстрация опытов учащимися:«Гигроскопичность сфагнума».

  7. Размножение мхов. Чередование поколений у мхов. (фильм)

  8. Роль мхов в природе и практическое значение в жизни человека.

  9. Закрепление материала и выводы.

I. Организационный момент.

Подготовка учеников к уроку, объявление целей и задач занятия( Слайды 2-3).

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас с Вами урок посвящен удивительным растениям – мхам. Это особая группа уникальных растений, мало похожая на другие. В чем же уникальность этих растений?

Для того чтобы ответить на этот вопрос нам с вами нужно совершить виртуальное путешествие (поход) в лес и на болота.

Царство растений разнообразно и каждое растение занимает свою нишу в природе (Слайд 4).

III. Сообщения учащихся о местах обитания моховиковых

1 ученик

Расскажу вам о лесе (Слайд 5). На территории России произрастают в основном хвойные и смешанные леса. Леса на Земле появились около 300 млн лет назад, задолго до эпохи динозавров. Деревья могут достигать в высоту около 100 м (секвойя в США – 112 м, в России кедр на Дальнем Востоке – 50-70 м). В хвойных лесах преобладают сосны, ели и пихты. Сибирская тайга занимает территорию в 17 млн кв. м. Хвойные леса вечнозеленые круглый год. Они обычно густые и сумрачные – поэтому под деревьями встречаются только папоротники, грибы, лишайники и реже мхи. Среди лесов часто встречаются болота.

2 ученик (слайд6)

В основном болота сосредоточены в лесной зоне северного полушария, а также во влажных экваториальных районах Африки и Южной Америки. Общая площадь болот в мире – 351 млн га. На территории нашей страны сосредоточено около 3/4 мировых болот. Основной фон растительности верховых болот составляют сфагновые мхи.

В мире насчитывается 25 тысяч видов мохообразных, из них около 17 тысяч видов листостебельных (зеленых и сфагновых) мхов. По количеству видов среди высших растений мхи занимают второе место после цветковых (покрытосеменных). Моховидные произошли 360 млн лет назад от первых наземных растений - псилофитов, потомков прибрежных водорослей.

Это многолетние растения, обычно низкорослые, их размеры от 1 мм до нескольких см; они имеют стебель, листья, корней нет. Обитают во влажных местах.

IV. Характеристика основных групп моховидных растений

В конце XVIII века немецкий ботаник И. Гедвич заложил основы науки о мхах – бриологии.

Предлагаю записать это понятие в тетрадь, а в учебнике найти и назвать представителей моховидных растений.

Различают печеночные и листостебельные мхи.

Печеночные мхи (Слайд 7).

К печеночным мхам относится мох моршанция. Тело представляет собой пластинку (таллом) или упрощенный побег с листьями. Название получили из-за формы напоминающей человеческую печень. Пластинка этого мха прикрепляется к почве ризоидами.

Часто в аквариуме разводят мох риччию. Тело состоит из вильчато разветвленного слоевища.

Листостебельные мхи.

К листостебельным мхам относят кукушкин лен (Слайд 8) и мох сфагнум (Слайд 9).

Для того, что бы поближе познакомиться с этой группой удивительных растений, нам нужно выполнить лабораторную работу.

V. Выполнение лабораторной работы № 4

Ознакомление с внешним строением кукушкина льна (Слайд 10

Выполняется на каждом рабочем месте.

Цели: выявить особенности строения мха; найти черты сходства и различия между водорослями и мхами.

Оборудование: отдельные экземпляры кукушкина льна, ручные лупы.

Ход работы

  1. Рассмотреть длинные прямые стебли кукушкина льна, густо покрытые жесткими удлиненными листочками.

  2. Обратить внимание на молодые верхние, старые нижние листья и оголенную нижнюю часть стебля.

  3. Найти на нижней безлистной части ризоиды, собранные в слегка скрученные пучки из тонких бесцветных нитей, состоящих из одного ряда клеток; рассмотреть их с помощью лупы.

  4. Препаровальной иглой (пинцетом) отделить несколько листочков. Рассмотреть их с помощью лупы.

  5. Найти шипики по краям листа и широкое влагалище у основания, имеющее вид пленки. Обратить внимание на спиральное листорасположение.

  6. Зарисовать общий вид растения в тетрадь.

Вопросы к лабораторной работе:

  1. Из каких основных органов состоит мох кукушкин лен?

  2. Почему кукушкин лен относится к высшим растениям?

  3. В чем проявляется сходство и различие между мхами и водорослями?

Вывод. Мох кукушкин лен имеет стебель и узкие, спирально расположенные листья; вместо корней нитевидные выросты в нижней части стебля – ризоиды. Способ питания у него такой же, как и у водорослей, так как мох содержит хлорофилл и имеет зеленую окраску. В теле слабо выражены проводящие, механические, запасающие и покровные ткани.

Ознакомление с внешним строением мха сфагнума (Слайд 11).

На каждом столе находятся гербарии мха сфагнума.

Учащиеся рассматривают гербарии и отмечают следующее:

  1. Стебель тонкий, главный побег прямостоячий, ветвистый.

  2. Боковые побеги расположены пучками, на верхушке главного стебля побеги скручены в головку.

  3. Все ветви густо покрыты мелкими листьями.

  4. Нет ризоидов, нижний конец стебля, погруженный в воду, постепенно отмирает.

Для того, что бы узнать, какими удивительными свойствами обладает мох сфагнум, наши помощники продемонстрируют опыты, подготовленные во внеурочное время.

VI. Демонстрация опытов учащимися:«Гигроскопичность сфагнума»

Определение способности сфагнума поглощать и удерживать большое количество воды (Слайд 12).

Цель: понаблюдать за способностью сфагнума поглощать и удерживать большое количество воды.

Оборудование: высушенная дерновина сфагнума, весы с разновесом, сосуд с водой, несколько длинных растений сфагнума, высушенных в гербарном прессе, стакан с водой.

Ход работы

  1. Взвесить высушенную дерновину сфагнума и положить ее в воду. Взвесить после того, как она напиталась водой. Определить разницу в массе.

  2. Несколько высушенных в гербарном прессе растений поставить в стакан с водой так, чтобы их верхушки были выше края стакана. Понаблюдать, как растения постепенно становятся мягкими, наклоняются на край стакана и свешиваются с него. Убедиться, что вода поднимается по растениям и стекает каплями с повисших верхушек растений.

Вопросы:

  1. Во сколько раз увеличилась масса сфагнума после намокания в воде?

  2. Чем объясняется такая прибавка в массе?

Создаю проблемную ситуацию.

Как можно объяснить полученные результаты?

Для того, что бы правильно ответить на этот вопрос, нам нужно под микроскопом рассмотреть листья мха сфагнума. Отметить особенности строения 2-х типов клетки, из которых они состоят. ( слайд №13)

Зарисовать схему внутреннего строения листа сфагнума.

Вывод. Строение стебля и листьев сфагнума по сравнению с цветковыми растениями значительно проще. Кора стебля сфагнума состоит из крупных водоносных клеток. Много таких клеток находится и в листьях. В связи с этим сфагнум впитывает и удерживает большое количество воды.

VII. Размножение мхов. Чередование поколений у мхов 

Видеофрагмент « Зеленый мох»

У моховидных имеется характерная особенность организации: половое поколение – гаметофит, на котором образуются половые клетки (гаметы), и бесполое – спорофит, на котором образуются споры.

Гаметофиты кукушкина льна раздельнополые. На верхушке мужских и женских растений развиваются органы полового размножения (антеридии и архегонии). После оплодотворения на женских растениях из зиготы образуется спорофит- коробочка, сидящая на длинной ножке. Коробочка имеет крышечку, которая к моменту созревания спор отпадает. Споры высыпаются наружу и рассеиваются ветром. В благоприятных условиях через несколько дней или недель они прорастают в гаметофит.

Зеленым мхам свойственно и вегетативное размножение – частями тела и специальными почками.

VIII. Роль мхов в природе и практическое значение в жизни человека

Приглашаем в помощники учащихся, заранее подготовивших опыт

Отношение сфагнума к содержанию в воде солей кальция

Цели:

  1. Показать отношение сфагнума к содержанию в воде солей кальция;

  2. Раскрыть сущность и значение известкования как средства борьбы с заболачиванием почв.

Оборудование: дерновина сфагнума, две стеклянные банки, кусочек мела, дистиллированная вода.

Ход работы

Два одинаковых кустика мха сфагнума поместить в две банки с дистиллированной водой. При этом в воде первой банки размешать кусочек растертого мела, а во второй банке воду оставить чистой. Обе банки поставить на подоконник. Проследить за состоянием кустиков мха. В банке, где растворен мел, вода проникает в клетки сфагнума медленнее.

Возникает проблемный вопрос: почему вода с примесями проникает в растение слабо?

Проводится беседа: об особенностях роста стебля верхушкой; о заболачивании почв; об образовании толщи торфа из отмершей полуразложившихся массы мхов.

Вывод. Мел состоит из солей кальция. Появление этих солей в воде или почве, на которой растет сфагнум, действует на него угнетающе. В связи с этим известкование почв является средством борьбы с разрастанием сфагнума и заболачиванием почв.

Из опытов, которые нам продемонстрировали ученики, мы можем сделать вывод о значении сфагновых мхов в природе.

Значение сфагновых мхов в природе

  1. Сфагнум поглощает и удерживает большое количество воды.

  2. Разрастаясь плотными дерновинами, вызывает заболачивание почв.

  3. Отмирая, листостебельные мхи, образуют торф, который широко используется человеком.

  4. (Слайд 13). Какова причина пожаров торфяников в 2010 году в Подмосковье и в других областях России? Чем опасны пожары торфяников? Способы защиты от пожаров.

  5. IX. Закрепление материала и выводы 

Для закрепления материала предлагается тест. Из предложенных ответов выбрать правильный и занести его в таблицу.

  1. Как называется раздел ботаники, изучающий мхи?а) Бриология;б) Эмбриология;в) Систематика.

  2. Какие вегетативные органы отсутствуют у мха?а) Ризоиды; б) Листья; в) Корни; г) Стебель.

  3. Как происходит размножение мхов?а) Семенами; б) С помощью спор; в) Корневищем.

  4. Какие условия окружающей среды необходимо для размножения мхов?а) Вода;б) Высокая температура; в) Низкое атмосферное давление.

  5. Какой мох служит источником образования торфа?а) Сфагновый мох; б) Кукушкин лен; в) Риччия.

  6. При каком условии прекращается рост сфагнума?а) При недостатке влаги; б) При переизбытке влаги;в) При недостатке солнечного света.

  1  

  2  

  3  

  4  

  5  

  6  

 

 

 

 

 

 

Учитель. Благодарю за интересное путешествие и помощь в проведении урока наших сказочных героев, а учеников за активную работу на уроке.

Выставляю оценки за урок.

Домашнее задание:

  1. Ответить на вопросы стр.75 учебника.

  2. Заполнить таблицу: «Сравнить кукушкин лен и сфагнум».

Признаки для сравнения

Сфагнум

Кукушкин лен

1. Наличие побега

 

 

2. Стебель ветвистый или нет?

 

 

3. Расположение листьев

 

 

4. Чем отличаются листья по внутреннему строению?

 

 

5. Где располагаются споры?

 

 

6. Наличие ризоидов

 

 

7. Хозяйственное значение

 

 

infourok.ru

Лабораторная работа № 10. Мхи.

Лабораторная работа № 10.

Изучение внешнего строения мхов.

Цель: знакомство с внешним строением зеленого мха.

Оборудование: лупа ручная, склянка с водой, предметное стекло,   чашка Петтри, кукушкин лен (раздаточный материал), мох-сфагнум.

Просмотр содержимого документа «Лабораторная работа № 10. Мхи.»

Дата___________.Ф.И.___________________________________________6 «__» класс.

Лабораторная работа № 10

Изучение внешнего строения мхов.

Цель: знакомство с внешним строением зеленого мха.

Оборудование: лупа ручная, склянка с водой, предметное стекло, кукушкин лен (раздаточный материал), мох-сфагнум.

Ход работы

1.На предметное стекло налейте большую каплю воды. Положите на нее сфагнум. Сделайте выводы о том, что произойдет.________________________________________________________.

2.Изучите особенности строения зеленого мха (кукушкина льна) – его стебель, листья, коробочку на ножке. Определите и подпишите мужское и женское растение.

Подпишите название мхов.

А.__________________ Б. ________________

1.___________________________

А. Б. 2.____________________________

3.Изучите строение коробочки (спорангий). Снимите колпачок. На лист бумаги высыпьте часть спор. Рассмотрите их под лупой. Подуйте слегка на споры. Отметьте, как они разлетаются от дуновения ветра. Сделайте вывод о расселении растения.___________________________________.

4.Вывод. Сравните кукушкин лен с мхом-сфагнумом. Отметьте их отличия.(5 отличий). Цвет. Строение, форму листьев, коробочек, ветвление стебля.

1.

2.

3.

4.

5.

Отличия: 1.Кукушкин лен-зеленый мох, сфагнум-белый мох, торфяной 2. У кукушкина льна есть ризоиды, у сфагнума-нет 3. У кукушкина льна стебель не ветвится, а у сфагнума-есть ветви трех видов 4. В листьях у кукушкина льна нет мертвых клеток, а у сфагнума их большое количество, это воздухоносные клетки, способные к поглощению влаги 5. Клетки сфагнума способны образовывать бактерицидные вещества (карболовую кислоту), кукушкин лен-нет 6. Коробочки со спорами у кукушкина льна имеют волосистый колпачек и вытянутую форму, у сфагнума они без колпачка и округлые 7. У кукушкина льна растения мужские и женские, а у сфагнума- обоеполые 8. Коробочки со спорами у кукушкина льна располагаются на верхушках женских растений по одной, а у сфагнума по 3-5

"У кукшкина льна листья зеленые, а у сфагнума светло-зеленые. Еще одно отличие от сфагнума – наличие ризоидов, волосков, играющих функции корней: закрепление в субстрате, извлечение воды и питательных веществ. Кукушкин лен более жесткий, его длинные волокна похожи на ветки елочек. Влагоемкость у него меньше, чем у сфагнума."

multiurok.ru

§21. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение Рабочая тетрадь по биологии Корнилова Николаев Симонова 6 класс Часть 2

Главная › 6 класс › Биология › Рабочая тетрадь по биологии Корнилова Николаев Симонова 6 класс Часть 2 1. Охарактеризуйте основные признаки отдела моховидных и признаки каждого класса в отделе. 

2. Составьте короткий рассказ о том, что изображено на рисунке. Назовите этапы (стадии) этого процесса, отмеченные цифрами

Жизненный цикл мхов.

У мхов сперматозоид передаётся женскому растению и оплодотворяет яйцеклетку, образуя зиготу. Зигота, находясь внутри женского организма, делится, после чего из нее развивается коробочка В коробочке созревают споры. Ветром эти споры уносятся от родительского растения. Споры, попав в почву, прорастают в протонему. Протонема образует новое растение.

3. Опишите роль главного фактора в размножении мхов.

Ответ: Это вода. Во-первых, чтобы произошло оплодотворение, необходима вода, которая помогает сперматозоиду попасть к яйцеклетке. Во-вторых, протонема прорастает во влажной среде.

4. Выполните лабораторную работу №6 "Изучение внешнего строения моховидных растений". 7. Сделайте вывод об особенностях строения мхов.

Вывод: У моховидных, как и у всех остальных высших растений имеются дифференцированные органы и ткани. В отличие от водорослей большинство моховидных имеют стебли и листья, а органы размножения - многоклеточные. Корней нет, но есть ризоиды.

§20. Водоросли, их многообразие в природе§22. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика

dourokov.ru

Лабораторная работа по биологии 7 класс №5

Лабораторная работа по биологии 7 класс №5 - Изучение внешнего строения мха (кукушкин лен, сфагнум)

 

Рассмотрите сухие и влажные растения кукушкина льна. Зарисуйте растение кукушкина льна.

Обозначьте на рисунке основные части растения. Части, принадлежащие половому поколению мха, обведите кружком, а части, принадлежащие бесполому поколению в жизненном цикле этого растения, — квадратом.

  1. Стебель.
  2. Ризоиды.
  3. Листья.
  4. Коробочка.
  5. Ножка коробочки.

Рассмотрите сухие и влажные растения сфагнума. Обратите внимание на отсутствие ризоидов. Зарисуйте растение сфагнума.

Обозначьте на рисунке основные части растения. Части, принадлежащие половому поколению мха, обведите кружком, а части, принадлежащие бесполому поколению в жизненном цикле этого растения — квадратом.

  1. Главный стебель.
  2. Боковые веточки.
  3. Листья.
  4. Коробочка.
  5. Ножка коробочки.

Сделайте вывод. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна? Оформите в виде сравнительной таблицы.

Основные части растения Особенности строения сфагнума Особенности строения кукушкина льна
Стебель ветвящийся не ветвящийся
Листья мелкие, расположенные по спирали узкие, зелёные
Ризоиды отсутствуют густо покрывают нижнюю часть стебля
Коробочка шаровидная форма имеет ножку, внутри спорангий
Ножка отсутствует длинная
Колпачок плоский заострённый
Споры мелкие, тёмные мелкие, светло-коричневые

При разработке залежей торфа иногда находят мумифицированные трупы животных. Чем вы можете объяснить такие находки?

Они не разлагались, поскольку условием образования торфа является недостаток кислорода.

Как могли использовать сфагнум белорусские партизаны?

Как наполнение для матрацев, в качестве лежанки, как перевязочный материал.

belmathematics.by

Лабораторная работа по теме «Внешнее строение мхов» в 7 классе

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения мхов».   Изучение мха маршанции

Цель работы: изучить внешний вид маршанции.

Материалы и оборудование: мужские и женские талломы маршанции, лупа, препаровальные иглы.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите внешнее строение сфагнума, найдите стебель, веточки. С помощью лупы найдите стеблевые и веточные листья. Зарисуйте.

2. Если есть возможность – взвесьте пучок воздушно-сухих стеблей мха, потом положите их в воду на 2–3 мин, после чего взвесьте снова.

3. Сделайте препарат листа сфагнума и рассмотрите его под микроскопом. Найдите хлорофиллоносные и прозрачные водоносные клетки, зарисуйте их. (Окрасив микропрепарат листа каплей туши или чернил, можно лучше разглядеть поры, через которые происходит поглощение и потеря воды.)

Сделайте вывод о приспособленности сфагнума к среде обитания.

Строение кукушкина льна

Цель работы: изучить строение мха кукушкин лен.

Материалы и оборудование: кукушкин лен, микроскоп, лупа, стекла, препаровальные иглы, стаканчик с водой.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите внешнее строение кукушкина льна, найдите стебель, листья, спорогон. С помощью лупы найдите ризоиды. Зарисуйте.

2. Снимите со спороносной коробочки колпачок и крышечку. Раздавите в воде на предметном стекле спорангий, сделайте микропрепарат спор, рассмотрите их под микроскопом и зарисуйте.

Сделайте вывод о строении мха и значении большого количества спор.

Сравнительная характеристика мхов (кукушкина льна, сфагнума и маршанции)

Цель работы: выяснить характерные черты внешнего, внутреннего строения мхов и приспособленности к местам обитания.

Материалы и оборудование: кукушкин лен, сфагнум; учебник.

ХОД РАБОТЫ

1. По результатам и наблюдениям предыдущих работ заполните таблицу 1.

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения мхов»

Изучение мха маршанции

Цель работы: изучить внешний вид маршанции.

Материалы и оборудование: мужские и женские талломы маршанции, лупа, препаровальные иглы.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите внешнее строение таллома маршанции. С помощью лупы рассмотрите верхнюю и нижнюю стороны. Найдите выводковые корзинки, подставки, устьица, ризоиды. Зарисуйте и подпишите их.

2. В чем сходство и отличие строения маршанции от морских водорослей?

Строение сфагнума

Цель работы: изучить строение сфагнума.

Материалы и оборудование: сфагнум, микроскоп, лупа, стекло, иглы, стаканчик с водой, тушь или чернила.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите внешнее строение сфагнума, найдите стебель, веточки. С помощью лупы найдите стеблевые и веточные листья. Зарисуйте.

2. Если есть возможность – взвесьте пучок воздушно-сухих стеблей мха, потом положите их в воду на 2–3 мин, после чего взвесьте снова.

3. Сделайте препарат листа сфагнума и рассмотрите его под микроскопом. Найдите хлорофиллоносные и прозрачные водоносные клетки, зарисуйте их. (Окрасив микропрепарат листа каплей туши или чернил, можно лучше разглядеть поры, через которые происходит поглощение и потеря воды.) 

Сделайте вывод о приспособленности сфагнума к среде обитания.

Строение кукушкина льна

Цель работы: изучить строение мха кукушкин лен.

Материалы и оборудование: кукушкин лен, микроскоп, лупа, стекла, препаровальные иглы, стаканчик с водой.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите внешнее строение кукушкина льна, найдите стебель, листья, спорогон. С помощью лупы найдите ризоиды. Зарисуйте.

2. Снимите со спороносной коробочки колпачок и крышечку. Раздавите в воде на предметном стекле спорангий, сделайте микропрепарат спор, рассмотрите их под микроскопом и зарисуйте. 

Сделайте вывод о строении мха и значении большого количества спор.

Сравнительная характеристика мхов (кукушкина льна, сфагнума и маршанции)

Цель работы: выяснить характерные черты внешнего, внутреннего строения мхов и приспособленности к местам обитания.

Материалы и оборудование: кукушкин лен, сфагнум; учебник.

ХОД РАБОТЫ

1. По результатам и наблюдениям предыдущих работ заполните таблицу 1.

Признаки                                 Маршанция          Сфагнум                         Кукушкин лён

Место произрастания

Внешнее строение

Строение листа

Размножение

Значение в природе и жизни человека

 

 

2. Что общего у мхов и водорослей в строении и цикле размножения?

 

 

 

 

 

 

 

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта