Исследовательские работы по ботанике и экологии растений. Исследовательская работа по биологии "Лекарственные растения у. Далахай"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Примерные темы исследовательских работ по биологии и экологии. Исследовательские работы по ботанике и экологии растений


Примерные темы исследовательских работ по биологии и экологии.

Тема экологического проекта

Сравнительная характеристика герпетофауны антропогенных и охраняемых территорий Подмосковья

Особенности экологии дождевых червей, их роль в разрушении опада

Мониторинг состояния популяций мелких млекопитающих заповедника “Денежкин Камень”

Современное состояние естественного воспроизводства рыб в Верхнем плесе Цимлянского водохранилища по результатам малькового анализа

Биоразнообразие молоди рыб Волго-Ахтубинской поймы и пути его сохранения

Оценка стабильности развития популяций серебряного карася в Ласковом карьере с использованием определения степени флуктуирующей ассиметрии

Изучение популяции гадюки обыкновенной двух ООПТ “Котловская шишка” и “Борковская Дача”

Наши брошенные друзья

Переработка растительного опада с помощью кольчатых червей

Видовой состав и условия обитания муравьёв на территории Гороховецкого лесничества

Фауна мелких млекопитающих Кузнецкого района

Поведение лабораторных крыс в семейной парцелле

Биотопическая приуроченность дневных булавоусых чешуекрылых Кузнецкого района

К вопросу биологии ондатры реки Белая

Структура населения жуков-жужелиц в леса Юга Витимского плоскогорья (долина реки Индола)

Состояние популяций бабочек рода Erebia на северном склоне горы Большой Иремель

Влияние пирогенного фактора на структуру населения подстилочных беспозвоночных Буртинской степи

Орнитофауна древеснокустарниковых зарослей озёр и населённых пунктов востока Ставропольского края

Видовое разнообразие птиц и млекопитающих городских мусорных свалок

Видовой и численный состав гнездящихся птиц поймы реки Суры

Эндопаразиты кур в условиях Оренбуржья

Особенности зимовки свободноживущих водоплавающих птиц в условиях Калининградского зоопарка и их охрана

Сезонная динамика состава и пространственной структуры сообществ птиц пригородного лесопарка г. Саратова

Эколого-фаунистические особенности орнитофауны Шаранского района

Экологическая оценка видового состава орнитофауна ООПТ “Голубинский песчаный массив”

Зимовка водоплавающих птиц в Цемесской бухте города Новороссийска

Наблюдения за миграциями птиц на юге Сахалина

Дятлы лесов Южного Сахалина

Сравнительная эколого-фаунистическая характеристика герпетофауны пойменных комплексов рек Хопер и Медведица

Современное состояние естественного воспроизводства рыб в Верхнем Плесе Цимлянского водохранилища по результатам малькового анализа

 Экология низших растений и охрана территорий

vcabbio.jimdo.com

Исследовательская работа по биологии "Лекарственные растения у. Далахай"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Далахайская основная общеобразовательная школа»

Улус Далахай, Тункинский район

Кустовая научно-практическая конференция школьников

Направление: Ботаника и экология растений

Тема исследования:

Автор: Ангрускаев Бимба, ученик 6 класса

Домашний адрес: у. Далахай, ул. 70 лет Октября

Руководитель: Мальжунова Н.В.

учитель биологии и географии

МБОУ «Далахайская ООШ»

2017

Аннотация

Правильное применение лекарственных трав способствует излечению многих болезней. Для лечения некоторых болезней лучше применять натуральные растительные средства, потому что, таблетки имеют побочные эффекты. Поэтому, людям полезно знать о применении лекарственных трав, особенно таких растений, которые растут в их местности, научиться применять.

Разработка темы работы «Лекарственные растения» актуальна для того, чтобы не произошла утрата проверенных временем народных способов лечения с использованием натуральных природных средств. В процессе работы над темой происходит приобщение к традициям народа, бережное отношение к природе, связь поколений.

Содержание

Введение

I. Характеристика лекарственных растений

II. Применение лекарственных трав

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Тема моей работы: лекарственные растения улуса Далахай.

Актуальность:

Я живу в одном из красивейших уголков Тункинской долины в улусе Далахай, который богат своей историей, памятниками и уникальной природой, в которой присутствует вся красота и гармония: природные источники с чистой и прозрачной водой; редчайшие лекарственные растения и травы; многообразие животного мира. Я выбрал эту тему так, как одной из актуальных проблем на сегодняшний день является сохранение здоровья человека. Для лечения некоторых болезней лучше применять натуральные растительные средства, потому что, таблетки имеют побочные эффекты. Кроме этого, лекарства стоят дорого. Поэтому, людям полезно знать о применении лекарственных трав. Я хочу узнать о таких растениях, произрастающих в нашей местности, научиться их применять.

Цель: изучить лекарственные растения своей местности.

Объект исследования: местность Далахай.

Предмет исследования: лекарственные растения моей местности.

Гипотеза: если знать о применении лекарственных растений, то можно лучше и дешевле вылечить некоторые болезни.

План:

1.Выбор темы.

2.Составление плана исследования.

3.Сбор материала.

4.Подумать самостоятельно.

5.Спросить у другого человека.

6.Узнать из книг.

7. Обобщить.

8.Доклад.

Методы и средства: ведение дневника наблюдений,

сбор гербария, наблюдение.

Анкета по применению лекарственных трав.

Есть в травах и цветах

Целительная сила. Для всех,

Умеющих их тайну разгадать

I. Характеристика лекарственных растений

1.Богородской травой называют её у нас в Бурятии и в моём улусе Далахай, а в России называется тимьян, на Украине – чабрец, и еще есть одно название у этого растения – материнка. Богородская трава относится к семейству губоцветных. 

Многолетний травянистый   полукустарник   до 35 см высотой, семейства губоцветных. Корень стержневой,  деревянистый.  Стебли при основании деревянистые, распластанные по почве, ветвистые, с приподнимающимися или прямостоячими ветвями, покрытыми отогнутыми вниз или прямостоячими волосками. Листья жесткие, почти кожистые, короткочерешковые, с пластинками от округлой или яйцевидной до линейно-продолговатой формы. Цветет в июне-августе. Цветки собраны на концах ветвей в почти шаровидные головчатые соцветия. Чашечка узкоколокольчатая, снаружи волосистая. Венчик двугубый, розово-лиловый. Плоды — коробочки с четырьмя черно-бурыми орешками. Созревает в августе-сентябре. С незапамятных времен чабрец почитался как божественная трава, способная возвращать человеку не только здоровье, но и жизнь.

Рецепт от бабушки: 1 столовую ложку сухой травы чабреца залить 1 стаканом кипятка и настаивать 1 час в закрытом сосуде. Принимать по 1-2 столовой ложки 3 раза в день. Настой травы чабреца применяется для ингаляции при воспалительных заболеваниях полости рта, хронических тонзиллитах и от кашля.

2. Ромашка аптечная. Другие названия: маточная трава, ромашка ободранная, камила, моргун, румянок, романова трава, немецкая ромашка.  Сложноцветное, однолетнее, травянистое растение. Стебель прямостоячий, ветвистый. Это однолетнее травянистое растение, очень ветвистое, высотой до 30-40 см., семейства сложноцветных. Она издавна известна как растение, обладающее ценными лекарственными свойствами.

Растёт ромашка аптечная вдоль дорог, по травянистым склонам. Важным отличительным признаком ромашки лекарственной является её выгнутое в виде кегли и полое дно корзинки, листочки у нее мелкие, чем-то похожи на укроп.     По этим признакам она отличается от подобных ей растений (ромашки полевой и собачей), у которых дно корзинки плоское, плотное, а не полое как в ромашки аптечной, и они обладают неприятным запахом, резко отличающимся от запаха ромашки лекарственной.     С лечебной целью используют цветки (корзинки) ромашки аптечной, которые собирают во время цветения, с июня и до конца августа, когда содержание эфирного масла наибольшее. Для приготовления ванн, заготавливаем всю траву. Сушат ее в тени, или в сушилках.       Ромашка лекарственная обладает тремя основными лечебными свойствами - противовоспалительным, спазмолитическим и ветрогонным. Ромашка аптечная одно из самых лучших средств лечения острых и хронических воспалений слизистой оболочки желудка (язвы желудка). Для лечения применяют настои, отвары.

Настои и отвары: 

Настой ромашки (цветки): 2 чайные ложки цветков заварить в 1 стакане кипятка, настоять в термосе 3 ч, затем процедить. Пить в теплом виде, как чай, по 1/4 стакана 2-3 раза в день при энтеритах и колитах, гастритах, метеоризме.Настой ромашки (холодный): 1-1,5 ст. ложки травы на 1 стакан холодной воды, настоять 8 часов, процедить. Выпить в течение дня в несколько приемов (4-6). Ромашку часто применяют в комбинации с другими растениями.

Противопоказания. При передозировке возможно угнетение центральной нервной системы, головная боль и слабость. Нельзя принимать препараты из ромашки при  гастрите, склонности к диарее, индивидуальной непереносимости.

3. Полынь.

     Русское название «полынь» связана с глаголом «палить—жечь» и указывает на горький вкус этой травы. В качестве лекарственного сырья используют листья и верхушки растения с цветками.

        Препараты полыни стимулируют деятельность пищеварительных желез (способствуют повышению секреции желчи, желудочного и панкреатического сока), повышают аппетит, моторную функцию желудка и кишечника, оказывают противовоспалительное, противоязвенное действие, активизируют защитные силы организма.

     Полынь горькая. Лекарственным сырьем является трава полыни горькой.     В народной медицине настой полыни используют при гастрите, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, энтероколите, заболеваниях печени и почек, малокровии, аскаридозе, бессоннице, ревматизме, анемии, ожирении, метеоризме, мигрени, туберкулезе легких, гипертонической болезни, при лихорадке, отеках, геморрое, неприятном запахе изо рта, эпилепсии, при неврастении, параличе, подагре, изжоге, холере.

    4. Подорожник обыкновенный - одно из самых древних лекарственных растений. Авиценна считал, что он чрезвычайно хорош для язв. Листья его вяжут. Они препятствуют кровотечению, а будучи высушены, способствуют заживлению застарелых и свежих язв, и при язвах нет ничего лучше этого. Авиценна применял листья подорожника также как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство.

    Существует легенда о том, как были открыты ранозаживляющие свойства подорожника. Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнце. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая задержалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай как будто бы и натолкнул людей на мысль о возможности использования растения для лечения ран.

Собирают лекарственное сырье в хорошую погоду, когда роса уже обсохла. Нужно помнить, что многие растения содержат ядовитые вещества. Поэтому не следует брать их в рот, нельзя также во время сбора растений прикасаться руками к глазам. Нельзя собирать загрязненные и больные растения. Собирая лекарственные травы, нужно всегда оставлять часть их неприкосновенными, чтобы сохранить ценные растения и на будущее.

ВЫВОДЫ:

1) Некоторые травы используют при лечении заболеваний.

2) Из лекарственных растений делают нужные лекарства.

3) Все лекарственные травы нельзя применять бесконтрольно.

II. Применение лекарственных трав.

Анкетирование по применению лекарственных трав.

В ходе работы над данной темой мной был проведён опрос взрослых по применению ими лекарственных растений. В анкетировании принимали участие взрослые. Результаты опроса следующие:

Вопрос 1:

-Вы применяете лекарственные растения для своего лечения?

Вопрос 2:

-Применение каких лекарственных растений вы считаете наиболее эффективным?

Лекарственное растение

Количество выборов

Чабрец (трава богородская)

11 чел

ромашка

5 чел

шалфей

1 чел

подорожник

10 чел

мёд

Все принимают

лимон

15 чел

Вопрос 3:

-Ваш проверенный рецепт применения лекарственных растений.

Показания к применению

Применение

От кашля

Лук репчатый мелко нарезать и засыпать 3 ст.ложки сахара, настоять и пить по 3ст.ложки 3 раза в ден

От кашля

Настойка чабреца вместе с мёдом

От кашля

Настойка мёда с алоэ

Общеукрепляющий рецепт

Настойка китайского лука, золотого уса, алоэ с мёдом

Для укрепления иммунитета

Настойка лимона и мёда

Применение лекарственных трав.

Лекарственное растение

Части растения

Применение при лечении болезней

Способ применения

чабрец

цветки и листья

Для лечения кашля, полоскания, ингаляций

Настой

ромашка аптечная

цветки

Язва желудка,гастрит

Отвар,настой

полынь

листья

Полощут горло при ангине

Настой

подорожник

Молодые листья

Для лечения ран и царапин

Приложить к ранке

Зелёные волшебники помогают нам восстанавливать силы, укреплять здоровье. Издавна люди познали целебную силу растений и бережно передают эти знания детям и внукам.

Заключение.

Проделав такую работу, я прежде всего научился узнавать лекарственные растения и сделал следующие выводы:

1.Лекарственные растения эффективны при лечении многих болезней.

2.Из лекарственных трав делают лекарства.

3.Лекарственные травы нельзя применять бесконтрольно.

4.Многие лекарственные растения нуждаются в охране, поэтому их нельзя рвать без надобности.

Таким образом, если знать о применении лекарственных растений, то можно вылечить многие болезни.

Приложение

Тимьян. Чабрец. Богородская трава.

Цветет в июне-августе.

Впервые мне показала бабушка, как выглядит Богородская трава.

Ромашка аптечная

     Полынь горькая Подорожник обыкновенный

Так мы сушили наши лекарственные растения.

Литература:

1. Мухов А.А. Зелёная аптека. Красноярское книжное издательство.

1986.(с.252)

2.Телячьев В.В. Полезные растения Центральной Сибири. Иркутск.

Восточно-сибирское издательство.1987.(с.287)

3.Турова А.Д., Сапожникова Э.Н. Лекарственные растения.1982. (с.287)

4.Богданова К.М., Бичиханов М.П. «Лекарственные растения Бурятии и их охрана» Улан-Удэ 1991

multiurok.ru

«Хранители Земли» «Ботаника и экология растений»

страница 1 Муниципальное казенное образовательное учреждение

Баклушинская средняя школа

Областной конкурс юных исследователей

окружающей среды

«Хранители Земли»

Номинация конкурса:

«Ботаника и экология растений»

(исследования биологических и экологических

особенностей грибов (Сморчки))

Работу выполнил:

Ученик 9 класса

Аюпов Ильяс Рушанович

Преподаватель:

Зам. директора по ВР

Хабиева Х. М.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Сведения о подснежнике в литературе и Интернете

Красивая легенда

Сморчки – грибы здравия

1.2. Эколого-биологические особенности Подснежник, или Галантус

1. 2. 1. Описание растения.

1. 2. 2. Места обитания. Распространение.

1. 2. 3. Ограничивающие факторы

1. 2. 4. Необходимые меры охраны

1. 2. 5. Практическое использование

1. 2. 6. Химический состав.

1. 2. 7. Виды.

1. 2. 8. Необходимые меры охраны

Глава 2. Методика выполнения исследований

2.3. Геоботанические описания подснежника и его популяции и

растительного сообщества

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: грибы Сморчки (на территории Павловское лесничество Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области расположено в южной части Ульяновской области на территории Павловского административного района, конкретно Евлейский лес (октябрьское лесничество) встречаются достаточно обширно, хорошо развитые ареалы.

Как и многие другие грибы – сморчки, нуждаются в государственной охране, в проведении общественных кампаний по защите этих растений. Сморчки в некоторых районах РФ внесены в список охраняемых растений, так как из - за его фармакологической ценности и активного сбора для употребления, а также выпаса скота возникает необходимость охраны мест произрастания, выявления новых мест обитания, установления контроля за популяциями вида.

В связи с этим и выбрана тема исследования в рамках областного конкурса юных исследователей окружающей среды «Хранители Земли».

Проблема: изучив биологические особенности и виды грибов – Сморчки, дать характеристику и оценку экологического состояния изучаемого растительного сообщества, составить рекомендации для сохранения грибов в природе.

Объект исследования: грибы – сморчок (лат. Morchella).

Цель исследования: изучение биологических и экологических показателей грибов семейства сморчковых (или моршелловых) – Сморчки.

Задачи:

  • дать физико-географическую характеристику района исследований;

  • изучить грибы – сморчок, как особо ценный для территории области вид;

  • выяснить эколого-биологические особенности гриба - Сморчок;

  • провести флористические и геоботанические описания гриба и его популяции и растительного сообщества;

  • дать оценку экологического состояния изучаемого растительного сообщества;

  • составить рекомендации по сохранению грибов в природе.

Гипотеза – исследуемая популяция грибы – сморчок (лат. Morchella) нуждается в охране.

Методы исследования:

  • Теоретический (анализ специальной литературы по теме исследования).

  • Эмпирический (наблюдение в природе).

  • Математический (сбор, анализ и обработка статистических данных, составление графиков, таблиц и визуализация данных наблюдений.

Временные рамки работы над исследованием:

Глава 1. Сведения о грибах - Сморчки в литературе и Интернете

1.1. Эколого-биологические особенности: грибы – сморчок (лат. Morchella).

Микология - это наука о грибах, выделившаяся в самостоятельную отрасль микробиологии. Грибы представляют собой обширную гетерогенную группу макро - и микроорганизмов растительного происхождения, лишенных хлорофилла. Грибы являются эукариотами и выделены в особое царство Mycota, так как имеют черты как растительных, так и животных клеток.

Общими с растительными клетками в характеристике грибов можно выделить следующие признаки:

  • наличие клеточной стенки,

  • неподвижность,

  • неограниченный апикальный (верхушечный) рост,

  • способность к активному синтезу витаминов.

Сходство с животными клетками грибам придает:

  • наличие хитина в клеточной стенке,

  • структура цитохромов,

  • гетеротрофный тип питания,

  • способность запасать в клетке гликоген и синтезировать мочевину.

По типу дыхания в окружающей среде грибы аэробы, их тканевые формы (при попадании в макроорганизм) - факультативные анаэробы.

Как уже было указано, грибы представлены как одноклеточными, так и многоклеточными микроорганизмами. К одноклеточным грибам относят дрожжи и дрожжеподобные клетки неправильной формы, значительно крупнее по размерам бактерий. Многоклеточные грибы-микроорганизмы - это плесневые, или мицелярные грибы.

Тело многоклеточного гриба называют талом, или мицелием. Основу мицелия составляет гифа - многоядерная нитевидная клетка. Мицелий может быть септированный (гифы разделены перегородками и имеют общую оболочку) и несептированный (представлен разветвлениями одной гифы без перегородок). Тканевые формы дрожжей могут быть представлены псевдомицелием, его образование - результат почкования одноклеточных грибов без отхождения дочерних клеток. Общую оболочку псевдомицелий в отличие от истинного не имеет.

Сморчок (лат. Morchella) — род грибов семейства сморчковых (или моршелловых), к которому относятся пецицевые с крупными, варьирующими по форме апотециями, часто в виде шляпки на ножке. Тело очень пористое. Окраска чаще всего коричневатая. Сморчок считается условно съедобным грибом (все виды рода съедобны), но для использования в пищу требуется продолжительная термическая обработка.Сморчки растут весной в лесах, парках, садах. В больших количествах их можно встретить на третий, иногда на четвертый год после лесных пожаров. На старых пожарищах могут регулярно расти каждый год, хотя и в меньших количествах. Считается, хотя это и не доказано, что сморчки могут образовывать микоризу с определенными видами деревьев (особенно с ясенем). Сморчки являются сапрофитами, поэтому существует теоретическая возможность разведения сморчков как культуры.

Первые весенние грибы — сморчки — появляются в апреле, когда полностью освободится от снега лиственный лес, развернутся завитки листьев папоротника. Вот тогда на солнечных полянах, на склонах оврагов, в зарослях ивняка, часто в садах и даже парках показываются из зелени округлые или островерхие светло-коричневые колпачки на сравнительно высоких белых восковидных ножках. Все виды сморчков часто растут на кострищах. Растут они поодиночке, но порой часто. Опытные грибники замечают, что сморчки на удивление не растут постоянно на одних и тех же местах. Даже для специалистов остается большой загадкой, как грибница этих грибов переползает в совершенно другое место, а иногда и вообще исчезает. Поэтому на месте нахождения сморчков не нужно делать каких-либо пометок.

1. Биологические особенности грибов

    1. Описание и места обитания грибов.

Шляпки грибов ребристые, очень морщинистые, ноздреватые, часто напоминают ядра очищенных орехов. Плодовое тело имеет буроватый цвет и невыразительный запах. Сморчки можно отнести к грибам III категории. Специалисты утверждают, что они очень приятны на вкус и вполне заслуживают, чтобы их собирали. Берут их сразу после появления, так как рост этих грибов недолог.

Отдельные крупные сморчки могут весить до 500 г. Такие грибы имеют весьма внушительные размеры, так как внутри гриб полый. Шляпка (чаще 3 — 5 см в диаметре) яйцевидная или яйцевидно-округлая, высотой 3 — 6 см. По краям она срастается с ножкой. Снаружи шляпка желто-бурая, коричневая, изредка серо - бурая. Неровные волнистые «ребра» создают сетчато - ячеистую поверхность с глубокими извилистыми ячейками неправильной формы. Ножка хрупкая, диаметром до 2 см, цилиндрическая (длиной до 7 см), внутри полая, беловатая или буроватая, гладкая или с продольными бороздками (вмятинами). У основания она расширяется. Мякоть тонкая, хрупкая, восковидная. Высота шляпки и ножки «на глаз» почти  одинаковые. На разрезе весь сморчок внутри полый. Сморчки хорошо растут там, где есть падалица.

Все сморчки и их родственники — грибы, растущие весной. Редко, обычно в аномальные годы, сморчки дотягивают с плодоношением до середины июня или даже до июля. Хотя известно немало случаев, когда сморчки давали вторую волну длинной, теплой осенью, в конце сентября — начале октября. Механизм появления такой осенней волны непонятен. То ли это редкие, но существующие осенние формы, как, например, у майской рядовки, то ли из-за совершенно особых погодных условий сморчки путают длительное потепление после ранних холодов с наступившей весной, как это нередко случается и с другими весенними грибами.

Растут сморчки в основном в лесах (хотя есть и степные виды), предпочитая лиственные и смешанные (но растут и в хвойных), редколесья, вырубки, склоны холмов и оврагов, мшистые канавы, гари, кострища, обочины дорог и тропинок, короче говоря, места, куда лучи весеннего солнца проникают легче всего. По той же причине любят сморчки песчаные почвы, так как последние прогреваются быстрее и наилучшим образом. Однако замечено, что сморчки не очень любят расти на одном и том же месте, и по мере истощения почвы и активности бактерии-симбионта грибница сморчков «переезжает» на другое место, а то и вовсе бесследно исчезает.

Встречаются они и в садах, особенно заброшенных и старых, преимущественно яблоневых. Зная это, некоторые любители сморчков разводят их в садах вокруг старых яблонь. Растут и в горных лесах: в Тянь-Шане, например, забираются до верхней границы ельников, до высоты 2600 м над уровнем моря.

В 2013 году у сморчков обнаружен новый уникальный тип симбиоза «гриб — бактерия». Тоже свое рода лишайник, как «гриб — водоросль» или «микоризный гриб — дерево». В качестве партнера выступает широко распространенная почвенная бактерия Pseudomonas putida. Грибница сморчков распространяет эти бактерии по всей массе грибницы и «выращивает» их в своих питательных выделениях, получая взамен дополнительные углеводы и защиту мицелия. Китайцы уже запатентовали методику выращивания сморчков, а также африканского белого гриба рода Phlebopus, культура которых основана на предложенных грибам симбионтным бактериям.

Может оказаться, что грибы будут содержать яд в ничтожном количестве, а может — и наоборот.

В разных странах проводятся эксперименты по искусственному разведению сморчков .

Гриб – сморчок нашел очень большое распространение в Западной Европы и Северной Америке, город Войн-Сити (штат Мичиган). Лесах умеренной зоны Северного полушария, Европейской части России и полынных степях Средней Азии, в Китае. Встречается в лесах Новгородской области и Ульяновской области.

1.3. Виды грибов, и их описание:

В природе существует восемь видов грибов – сморчки.

Наиболее распространены два вида сморчков - съедобный и конический, наименее - сморчок высокий и степной, а также сморчковая шапочка. Относятся к III категории. Имеются сведения, что в некоторых странах (Германия, Франция) сморчки выращивают в культуре.Сморчки улучшают аппетит и деятельность желудочно-кишечного тракта, усиливают движение крови и деятельность половых желез, обладают молокогонным, антисептическим и антибиотическим действием. В народной медицине сморчки применяют в виде настоя и отвара для возбуждения аппетита, усиления деятельности желудка и кишечника, увеличения выработки молока у кормящих женщин и как тонизирующее средство.

Сморчковая шапочка. Растет в лиственных, главным образом в липовых и осиновых лесах, на супесчаной и суглинистой почве группами; встречается редко и не обильно; появляется ранней весной, в конце апреля — начале мая. Шляпка колокольчатая наперстковидная со свободным неприросшим к ножке краем, снаружи морщинистая, бурая, изредка желтая.

Ножка в 3 раза выше, чем у сморчка конического, цилиндрическая, белая или кремовая, внутри ватообразная, к старости полая. Мякоть восковидная.

Виды сморчковых шапочек:

Коническая (Verpa conica)

и богемская (Verpa bohemica).

Сморчок конический . Встречается по всей лесной зоне, в тундре, в горах; растет в апреле — мае, изредка в июне, чаще на песчаной почве в сосновых и лиственных лесах среди кустарников, на вырубках, в парках, по обрывистым оврагам.  Шляпка коническая, реже яйцевидная, высотой 3–6 см, толщиной 2–5 см, краями сросшаяся с ножкой, внутри полая, оливково-бурая или коричневая с сетчато-ячеистой поверхностью, напоминающей соты. Ножка цилиндрическая, внутри полая, беловатая с продольными бороздками. Мякоть восковидная, тонкая, ломкая.

Сморчок настоящий. Растет в широколиственных и смешанных лесах на опушках, в мшистых канавах у лесных дорог, на вырубках, на обогреваемых склонах лесных ручьев и речушек и часто на лесопильнях около штабелей досок. Встречается редко, но местами довольно обильно с апреля по май. Шляпка толщиной 3–8 см, яйцевидная, узкая, вытянутая вверх, с округлыми сотообразными ячейками, бурая, охристо-буроватая, иногда серо-беловатого оттенка, внутри полая. Ножка гладкая или слегка складчатая, внутри полая, ломкая, белая, с возрастом желтоватая. Мякоть белая, хрупкая, с очень приятным грибным запахом и вкусом.

Сморчок толстоногий (Morchella crassipes)

Сморчок полусвободный (Morchella semilibera).

Сморчок степной (Morchella steppicola) . Шляпка высотой 25-30 см, шаровидная, серовато-коричневая, сверху морщинистая.Ножка очень короткая, белая, плотная. Масса гриба достигает 2 кг.Мякоть белая, без особого запаха.Произрастает в европейской части России (очень редко) и в полынных степях Средней Азии. Собирают весной.

Сморчок деликатесный (Morchella deliciosa) Сморчок садовый (Morchella hortensis)

Сморчок съедобный (Morchella esculenta). Шляпка высотой 3-6 см, диаметром 3-5 см, яйцевидная или яйцевидно-округлая от желто-бурой до бурой, с округлыми ячейками. Ножка длиной 3-7 см, диаметром 1,5-2 см, буроватая, полая, бороздчатая. Мякоть беловато-кремовая, без особого запаха. Произрастает в лесах умеренной зоны Северного полушария и Австралии на относительно плохой почве под лиственными деревьями, чаще в травянистых местах под кустами, вдоль канав, на лужайках и в садах. Собирают в середине апреля - мае.

Сморчок губчатый (Morchella spongiola)

Сморчок высокий. Шляпка оливково-коричневая, коническая, с резко ограниченными ячейками. Ножка на вершине по диаметру почти равна шляпке, беловатая или охряная, зернистая. Общая высота гриба достигает 25-30 см. Мякоть беловато-кремовая, без особого запаха и вкуса. Произрастает на травянистых местах, опушках леса, среди хвойных деревьев, чаще встречается в горах.

Майска рядовая – осенний вид сморчков.

В старину считали сморчки ядовитыми и опасными, о чем упоминается, например, в романе А. Дюма "Граф Монте-Кристо". К несъедобным грибам они относились и в нашей стране. Сейчас эти грибы можно отнести к условно - съедобным и установлено, что они невредны и их можно употреблять в сушеном, вареном и жареном виде. За хороший вкус и приятный аромат эти весенние грибы на столе приветствуют гурманы. 

  1. 4. Лекарственное действие грибов – сморчки.

С давних пор сморчки и сморчковые шапочки ценились не только (а в некоторых регионах и не столько) за пищевые качества, но и за выраженное лекарственное действие. Это действие было подтверждено современными биохимическими и фармакологическими исследованиями.

В новгородских берестяных грамотах ученых - археологов заинтересовали свитки, найденные под церковкой Святого Пантелеймона: на этих грамотах был указан «план» для монастыря по сбору лекарственных грибов (чаги и сморчков). Эти грамоты были названы «грибными», в них приводятся рецепты — как и при каких заболеваниях, следует применять лекарственные грибы. Сморчки рекомендовались для лечения зрения. Ими лечили близорукость, возрастную дальнозоркость и катаракты. Действительно, для русичей тех времен это была насущная необходимость: очки еще не изобретены, а зрение и в давние времена подводило. Например, настоятель мужского монастыря не только сам регулярно принимал настойку на сморчках, но и в письменном виде настоятельно рекомендовал ее монахам и послушникам.

Современными методами в сморчках обнаружены вещества, укрепляющие мышцы глаз, а также препятствующие помутнению хрусталика. В настоящее время успешно прошел испытания отечественный препарат «Сморчок», используемый в борьбе с катарактой. Аналогичный препарат разработан и в Казахстане.

В Китае гриб использовали для регуляции энергии тела и для тонизирования желудочно - кишечного тракта. В Гималаях до сих пор население каждую весну отправляется в горные леса для сбора сморчков, которые используются у местных народностей как общеоздоровительные тоники.

В России в народной медицине сморчки и сморчковые шапочки используются для лечения легочных и желудочно - кишечных заболеваний. Настойкой сморчков, используя ее наружно, лечат конъюнктивиты, а принимая внутрь, борются с близорукостью, дальнозоркостью и катарактой.

Лабораторные исследования, проведенные на грызунах, показали, что полисахариды сморчков обладают противоопухолевой (этаноловый экстракт), иммуномодулирующей, антивирусной и общеукрепляющей активностями. А 80% этаноловый экстракт выращенного в полупогруженной культуре мицелия сморчка съедобного показал высочайшую эффективность против острых и хронических воспалений. Разовое оральное применение экстракта из расчета 500 мг на 1 кг веса привело к сокращению зоны острого воспаления на 66,6% и хронического — на 64,2%. Подобная активность сравнима только с действием лучших современных противовоспалительных препаратов, например, диклофенака.

    1. Опасность сморчков

Если гриб сморчок является условно - съедобным и отравится им очень сложно, то спутать его со строчком и отравиться им очень легко, так как он является ядовитым грибом, и даже при отваривании не все токсины вывариваются и распадаются, более того, остаются еще и канцерогены. Сморчки совершенно безопасны и безобидны. В них нет гельвелловой кислоты, хотя бы потому, что такого соединения не существует в природе, это биохимический артефакт, смесь различных органических кислот, принятых много десятилетий назад за самостоятельное соединение

В России сморчки до сих пор числятся условно-съедобными, хотя в Европе и Америке их считают деликатесными грибами. Так же бытует глубоко ошибочное мнение, что перед употреблением сморчки обязательно надо отварить, отвар слить и только потом их можно отправлять в суп, жарить или тушить, либо не варить, но использовать в пищу только через три месяца после сушки. Все эти предосторожности отчасти применимы к строчкам (Gyromitra, Discina) и лопастникам (Helvella) из семейства гельвелловых (Helvellaceae), но не имеют никакого отношения к абсолютно безопасным сморчкам. В Европе никому в голову не придет отварить сморчок и слить отвар — это все равно, что в России так бы поступили с белым грибом. Или осетриной. В принципе, не страшно, это даже не очень сильно ухудшит вкус, поскольку у сморчков и шапочек он очень сильный, но как-то немножко дико…

Единственное, из-за чего предварительная кулинарная обработка (отваривание) может быть рекомендована для сморчков — это тот факт, что в России многие грибники часто путают строчки со сморчками, называют строчки сморчками и наоборот, собирают все эти грибы в одну и ту же тару и продают на рынке строчки под видом «сморчков». Именно в связи с этим сморчок, как и строчок, также рассматривается санитарными врачами в России как «условно - съедобный гриб» и проходит по тем же правилам и рекомендациям.

1.6. Король - Сморчок.

… Во многих странах Западной Европы и Северной Америки "королем грибов" считается... сморчок. Да, тот самый сморчок, который "поспевает" чуть ли не раньше всех прочих съедобных грибов, и его можно найти в лиственных лесах в конце весны.

... Именно в мае в городе Войн-Сити (штат Мичиган) проводится ежегодный Национальный чемпионат грибников, длящийся два дня. Предмет "грибной охоты" - только сморчки, и ничего более. В городе царит небывалое оживление. В меню ресторанов и кафе - сморчки во всевозможных видах. Знатоки спорят о методике поиска грибов, о способах сушки и готовки. На почтовых ящиках окрестных фермеров - изображения сморчков: знак, что их можно здесь купить. Окна витрин магазинов разрисованы сморчками, продаются значки - сморчки, эти же грибы - на теннисках, на писчебумажных товарах. Но главное - чемпионат!

В семь утра сотни соискателей, выстраиваются перед судьями, каждый получает личный номер и бумажный пакет (только не пластиковый, в таких сморчки, грибы нежные, моментально вянут). Затем все выезжают за город, и наконец, старт. Грибники бросаются в леса. За полтора часа надо собрать максимальное количество грибов - суть именно в количестве, а не в весе. По 400, 500, а в иные годы и по 900 сморчков собирают чемпионы - опытные сморчкоискатели. О рекордах ходят легенды, равно как и о сморчках-гигантах - например, об экземпляре (самом большом, найденном в США) высотой 26 сантиметров и весом почти 400 граммов. Вот такой сморчок - "король грибов" и мечта гурманов.

В 1984 году сморчок съедобный был в законодательном порядке объявлен официальным грибом штата Миннесота. В середине мая страна ежегодно празднует День сморчка, и этому грибу посвящают песни.

1.7. Ограничивающие факторы: Вырубка леса, сокращение степных участков, пастьба скота.

1.8. Необходимые меры охраны: Охрана мест произрастания, выявление новых местообитаний, установление контроля за популяциями вида. Внесен в список охраняемых растений.

Глава 2. Методика выполнения исследования.

2.1. Местоположение изучаемой территории.

Изучение произрастания грибов – сморчок проведена на территории евлейского леса, который входит в состав Октябрьского лесничества (Павловское лесничество Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области). Исследуемый Лес расположен в южной части Ульяновской области на территории Павловского административного района, село Евлейка

.

Общая площадь Павловского лесничества составляет 22040 га.

Площадь Евлейского леса 3000 га .

Изучая схему распространения сморчков в Ульяновской области, мы обнаружили, что на территории Павловского района (с. Евлейка) сморчки растут. Изящные грибочки

infourok.ru

Темы исследований по направлениям биология экология ботаника

Темы исследований по направлениям

Биология, Экология, Ботаника

Экология – один из сравнительно молодых и бурно развивающихся разделов биологии – изучает взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания. Взаимодействие организмов со средой рассматривает каждая биологическая наука. Экология рассматривает лишь ту его сторону, которая обуславливает развитие, размножение и выживание особей, структуру и динамику популяций и сообществ.

Очевидна роль экологии и в разработке ряда теоретических проблем, в частности тех, которые связаны с общими закономерностями миграции вещества и энергии в биосфере.

Темы учебно-исследовательских работ по экологии разбиваются на три раздела:

в первый раздел входят тематики, связанные с исследованием взаимоотношений организмов друг с другом и со средой на популяционно-биоценотическом уровне, вопросы, связанные с продуктивностью экосистем различного уровня;

во второй раздел– вопросы изучения и устранения отрицательных последствий вмешательства человека в природные сообщества;

третий раздел – актуальные проблемы взаимоотношений человека, общества и природы в эпоху научно-технического прогресса – социальная экология (экология человека).

Первый раздел:

1. Биология и экология домашних питомцев (исследования связаны с влиянием рациона питания, освещения на жизнедеятельность питомцев).

2. Биология и экология диких животных (в том числе птиц, рептилий и т.д.). Исследования связаны с изучением ареала, миграции эндемичных видов (видов, которые встречаются постоянно или временно на ограниченной территории).

3. Биология и экология растений (рассматриваются отдельные виды или сообщества и влияние на них разных факторов, выясняется общая картина развития и жизнедеятельности организма и внутрипопуляционной разнородности).

Динамика численности организмов, сезонное развитие, расселение и акклиматизация полезных и вредных видов, прогнозы размножения и распространения (в том числе редких, исчезающих, лекарственных видов, занесенных в красную книгу).

Второй раздел:

4. Загрязнение атмосферы. Парниковый эффект. Усиление парникового эффекта приводит к повышению температуры на поверхности Земли и потеплению климата. По оценкам международной конференции ЮНЕП за последние 100 лет температура планеты возросла на 0,6 0С.

5. Загрязнение водоемов. Всякий водоем или водный источник связан с окружающей его внешней средой. На него оказывают влияние условия формирования поверхностного или подземного водного стока, разнообразные природные явления, транспорт, хозяйственная и бытовая деятельность человека.

6. Загрязнение почвы. Важнейшее значение почв заключается в аккумулировании органического вещества, различных химических элементов, а также энергии. Загрязнение почвы происходит в результате хозяйственной деятельности человека.

7. Загрязнение продуктов питания. Химическое загрязнение продуктов питания. Экологически чистые продукты. Избыточное азотное питание растений и накопление в продуктах питания нитратов. Повышенное содержание нитратов может привести к образованию нитритов, вредных для здоровья человека.

Третий раздел:

8. Экологический подход к системе потребностей человека. Потребности человека – это система его требований к окружающей его среде, включая других людей. Чем быстрее будет идти изменение среды на фоне очень малых возможностей изменчивости человека (его генетические резервы близки к исчерпанию), тем острее будет противоречие между «качеством жизни» и потребностями людей.

9. Экология и здоровье человека. Реакция организма на загрязнения зависит от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Изучение изменений в суточных ритмах позволяет выявить возникновение некоторых заболеваний на самых ранних стадиях (особенно эти проблемы актуальны у учащихся).

10. Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Специфика среды обитания человека заключается в переплетении социальных и природных факторов. Среди людей можно выделить два крайних адаптивных типа человека: спринтер и стайер. Изучение адаптивных возможностей человека и разработка соответствующих рекомендаций имеет важное практическое значение.

11. Влияние стимуляторов роста на укоренение, рост и развитие хвойных пород (туя западная, биота восточная, можжевельник сибирский, ель колючая - голубая форма, пихта сибирская).

Цель работы. Изучить влияние стимуляторов роста на укоренение, рост и развитие ценных форм хвойных пород.

Материалы и оборудование:

1) Нож или секатор для нарезки черенков.

2) Контейнер для укоренения.

3) Стимуляторы роста: гетероауксин (или корневин), лимонная кислота, циркон.

4) Химическая посуда для замачивания черенков в стимуляторах роста.

5) Обогревательный прибор для поддержания температуры, необходимой для укоренения.

Ход работы:

Зелеными черенками чаще всего размножаются ценные формы декоративных и кустарниковых пород. Зеленые черенки – это части растущих облиственных побегов.

1) У большинства пород зеленые черенки нарезают длиной 5-7 см с одним-двумя междоузлиями, верхний срез делают над листовой подушечкой, а нижний – под ее основанием, где лучше всего образуются зачатки корней. Черенки хвойных пород заготавливают с пяткой путем отдергивания веточек с верхушечной почкой от материнской ветви.

2) Зеленые черенки обрабатывают стимуляторами роста, для сравнения и контроля часть черенков замачивают не в стимуляторе роста, а в воде. Концентрация стимуляторов роста 0,1%, 0,05 и 0,01 %. Это значит, что на 1 литр мы берем 1, 0,5 и 0,1 г сухого порошка стимулятора роста. Замачивают черенки на 18-20 часов. Раствор со стимулятором роста может храниться не более 7 суток.

  1. Для укоренения черенков необходимо подготовить питательный субстрат слоем 15-20 см (из смеси песка с торфом или черноземной почвой с компостом в соотношении по объему 1:1), с внесением поверх субстрата крупнозернистого песка.

4) Черенки высаживают по схеме 5х5 или 7х7 см. Перед посадкой контейнер хорошо промачивают водой. Оптимальный режим температуры воздуха 25-30 градусов, влажность 85-95 %.

Библиографический список

Хессайон Д.Г. Все о декоративных деревьях и кустарниках / Д.Г. Хессайон. – М.: Кладезь, 1996. – 127 с.

12. Болезни плодов и семян древесных пород.

Качество плодов и семян нередко ухудшается в результате поражения их микроорганизмами, особенно грибами и бактериями, а также болезнями непаразитарного происхождения. Болезни растений – нарушение нормального обмена веществ клеток, органов или целого растения, возникающее под влиянием фитопатогена или неблагоприятных условий окружающей среды и приводящее к снижению продуктивности растений или полной их гибели.

Цель работы. Изучить внешние и макроскопические признаки болезней плодов и семян. Выяснить степень влияния неблагоприятных факторов на заболеваемость плодов и семян.

Материалы и оборудование.

1) Микроскоп, предметные и покровные стекла, лупы, иглы, скальпель, колба с водой, пипетки, цветные карандаши.

2) Пораженные крылатки клена, ясеня, березы, ольхи, семена хвойных и лиственных пород (деформированные плоды черемухи, вишни, сливы).

Ход работы:

1) Собрать семена хвойных и лиственных пород. Семена и плоды собираются на 2-3-х участках в зависимости от цели исследования. Например: семена собираются вдоль автомагистрали и на расстоянии от нее с учетом влияния выбросов автотранспорта на заболеваемость плодов и семян или рядом с промышленным предприятием и на значительном расстоянии от него в более чистом районе.

2) Рассмотреть с помощью лупы, записать и зарисовать внешние признаки. Обратить внимание на подковообразные склероции грибов, расположенные на границе между крылаткой и семянкой.

3) Рассмотреть внешний вид пораженных крылаток клена, ясеня, березы, ольхи с указанием размещения пикнид. Сделать поперечный срез черехз пикниду, рассмотреть конидии.

4) Рассмотреть и зарисовать деформированные плоды черемухи, вишни, сливы, деформированные плодики ольхи.

5) Сравнить болезни у семян с загрязненных и более чистых насаждений.

Библиографический список

1. Болезни и вредитель растений интродуцентов / Ю.В. Синадский, Э.Ф.Козаржевская, Л.Н.Мухина и др. – М.: Наука, 1990. – 272 с.

2. Журавлев И.И. Определитель грибных болезней деревьев и кустарников: справочник / И.И.Журавлев, Т.Н.Селиванова, Н.А.Черемисинов. – М.: Лесн. Пром-сть, 1979. – 247 с.

13. Разработка мероприятий по сохранению заповедных природных комплексов и объектов.

Сохранение природно-территориальных комплексов, генофонда растительного и животного мира в естественно сложившихся ценозах требует специфического режима охраны, проведение отдельных мероприятий, которые определяются как заповедный режим.

Цель работы. Определить комплекс задач, котрые поставлены при заповедании природного комплекса, выявить особенности объектов охраны, в соответсвии с которыми определяется категория и тип заповедной территории или объекта (объектов) вашего региона.

Материалы и оборудование.

1) Карты или схемы землепользования заповедных территорий или объектов.

2) Фотографии объекта или объектов, подлежащих охране.

3) Перспективный план организации территории и сохранения объектов.

Ход работы:

  1. Выяснить системную организацию ландшафтов заповедной территории. Определить территорию регулируемого рекреационного использования.

  2. Выявить условия для осмотра достопримечательностей, кратковременного отдыха, экологического воспитания населения.

  3. Определить территорию стационарной рекреации (обслуживания посетителей), на которых расположены объекты долгосрочного стационарного отдыха.

  4. Выявить другие территории, на которых осуществляется традиционная хозяйственная деятельность.

  5. В пределах всех зон, за исключением заповедной, могут быть выделены участки леса или отдельные объекты, заслуживающие особой охраны, подлежащие усиленной охране и специальному учету.

  6. Составить перспективный план развития территории и сохранения заповедных объектов.

Библиографический список

1) Справочник по заповедному делу / В.И.Олещенко, В.С.Одноралов, Т.Л.Андриенко и др.; под ред. А.М.Гродзинского. – К.: Урожай, 1088. – 168 с.

Библиографический список составляется в зависимости от заповедного объекта.

Можно использовать данные, представленные в Интернете.

Материалы, хранящиеся в администрации заповедной территории.

Психология и педагогика

1.Стресс и темперамент. Как извлечь пользу из собственных слабостей.

Рекомендуемая литература:

  • Психология и психоанализ характера. Саратов. 1997.

  • Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента.М.,1992.

  • Люшер. Цвет вашего характера.М.,1997.

  • Тайна характера. Чтение характера по лицу. Харьков,1996.

  • Тайна характера. Психологические типы. Харьков,1996.

  • Бороздина А.В. Психология характера. Исторический очерк. М., 1997.

  • Собчик Л.Н. Характер и судьба. М., 1996.

  • Делакур Ж.Б. Большой словарь характеров. Ростов н/Д,1997.

  • Берн Э. Люди, которые играют в игры.СПб.,1992.

  • Немов Р.С. Психология,3т. М.,1997.

  • Хьел Л., Зиглер Д., Теории личности. СПб.,1997.

  • Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Методическое пособие. М.: Рос. Акд. Наук,Институт психологии, 1990.

2.Воображение и творчество: тайна за семью печатями или…?(ассоциации)

  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.,1997.

  • Дьяченко О.М. Одаренный ребенок. М., 1997.

  • Штерн В. Умственная одаренность.СПб1997.

  • Холодная М.А.Психология интеллекта. М.,1997.

  • Дудецкий А.Я., Юлустина Е.А. Психология воображения (фантазия).М.,1997.

  • Туник Е.В. Опросник креативности Д.Джонсона.СПб.,1997.

  • Матюшкин АМ. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М. 1993.

  • Розетт И.М. Психология фантазии. Минск,1991.

  • Хьел Л., Зиглер Д., Теории личности. СПб.,1997.

  • Психология и педагогика. (под ред.Радугина).М.,1996.

3.Этапы творческого мышления. Как развивать «творческость»?

  • Холодная М.А.Психология интеллекта. М.,1997.

  • Туник Е.В. Опросник креативности Д.Джонсона.СПб.,1997.

  • Матюшкин АМ. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М. 1993.

  • Хьел Л., Зиглер Д., Теории личности. СПб.,1997.

  • Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып.1,2,3. М.,1992.

  • Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок.- Киев: Раз.школа1993.

  • Занков Л.В Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика,1990.

  • Алексеева Л.Г., А.Н.Воронин Развитие и диагностика способностей Академия наук СССР Институт психологии Москва, Наука 1991г.

  • Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.

  • Бодалев А.А. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

  • Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997.

  • Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981.

  • Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. –Р-на-Д: Изд-во Рост. ун-та, 1983.

  • Богоявленская Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества // Вопросы психологии. – 1999.

  • Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Еще не поздно: развитие творческих способностей детей. - М.: Знание, 1992.

4.Формы поведения персонажей…( литература) и психологические характеристики.

  • Хьел Л., Зиглер Д., Теории личности. СПб.,1997.

  • Психология и педагогика. (под ред.Радугина).М.,1996.

  • Берн Э. Люди, которые играют в игры.СПб.,1992.

  • Психология и психоанализ характера.Саратов1997.

  • Крупнов А.И.Психологические проявления и структура темперамента.М.,1992.

  • Леонгардт К. Акцентуированные личности. Киев,1991.

  • Бороздина А.В. Психология характера. Исторический очерк. М., 1997.

  • Адлер А. Понять природу человека.СПб.,1997.

  • Мясищев В.Н.Психология отношений. Избр.Псих.тр.М.1996.

  • Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических ВУЗов.Ростов н/Д: «Феникс»2001.

5.Измерим интеллект своей семьи, включая домашних животных.

  • Холодная М.А.Психология интеллекта. М.,1997.

  • Хьел Л., Зиглер Д., Теории личности. СПб.,1997.

  • Акимова М.К., Борисова Е.М., Гуревич К.М.,Козлова В.Т., Логинова Г.П. Руководство к применению теста структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра. Обнинск.1993.

  • Айзенк. Проверь свой интеллект. М.,1997.

  • Рассел К. Улучши свой интеллект. Тесты для 14-16лет. Минск,1997.

  • Цветкова Л.С. Мозг и интеллект . М.,1994.

  • Диагностика умственного развития дошкольников (ред.Л.А.Венгер, В.В.Холмовская).М.,1998.

  • Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию М.1997.

  • Психология и педагогика. (под ред.Радугина).М.,1996.

6.Парень и девушка! Люди или инопланетяне с разных планет?

  • Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация.М.,1995.

  • Фромм Э. Мужчина и женщина.М.,1998.

  • Холодная М.А.Психология интеллекта. М.,1997.

  • Психология с человеческим лицом. М.1997.

  • Бороздина А.В. Психология характера. Исторический очерк. М., 1997.

  • Психология индивидуальных различий, тексты,МГУ,1982.

  • Ролло Мэй. Любовь и воля.Рефл-бук.; Ваклер,1997.

  • Лэндрет Г.Л. «Игровая терапия: исскуство отношений. М.: Международная психологическая академия,1994.

  • Пезешкиан Ноосрат. Позитивная семейная психотерапия. М.: Смысл,1993.

  • Психология эмоций, тесты. МГУ,1984.

  • Абрамова Г.С.Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга,1999.

  • Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. СПб.: 1998.

  • Виткин Дж. Мужчина и стресс. СПб.: Питер-Пресс,1996.

  • Виткин Дж. 14 мифов о женщине. СПб.: Питер-Пресс,1996.

  • Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика,1991.

  • Колесов Д.В. Биология и психология пола. М.: МПСИ,2000.

  • Фридман Б. Западни женственности. СПб: Питер, 1992.

7.Графические тесты. Графология для всех!

  • Психология эмоций, тесты. МГУ,1984.

  • Психология индивидуальных различий, тексты,МГУ,1982.

  • Диагностика умственного развития дошкольников (ред.Л.А.Венгер, В.В.Холмовская).М.,1998.

  • Хьел Л., Зиглер Д., Теории личности. СПб.,1997.

  • Психология и педагогика. (под ред.Радугина).М.,1996.

  • Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность/ Пер. с англ. М.: Когито-Центр,2000.

  • Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет,1997.

  • Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985.

  • Квинн В. Прикладная психология. СПб: Питер,2000.

  • Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. СПб.: Речь, 2002.

8.Акцентуация характера у подростков.

  • Хьел Л., Зиглер Д., Теории личности. СПб.,1997.

  • Психология и педагогика. (под ред.Радугина).М.,1996.

  • Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М.: Педагогика,1991.

  • Кон И.С. Психология старшеклассника М.: Просвещение,1980.

  • Кон И.С. Психология ранней юности М.: Просвещение,1989.

  • Кон И.С. Психология юношеского возраста М.: Просвещение,1994.

  • Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер,2003.

  • Кэррел С. Групповая психотерапия подростков. СПб.: Питер,2002.

  • Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Высшая школа,1989.

  • Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.: Академия, 2003.

  • Личко А.Е. Типы акцентуации характера и психопатий у подростков. М.: Эксмо-Пресс,1999.

  • Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. М.: Издательская фирма «Компания ПАНИ»,1996.

9.Умеете ли Вы быть конгруэнтным? А Ваши друзья?

  • Холодная М.А.Психология интеллекта. М.,1997.

  • Хьел Л., Зиглер Д., Теории личности. СПб.,1997.

  • Маслоу А. Мотивация и личность. М.: Аспект- Пресс, 1998.

  • Наранхо К. Характер и невроз. Интегральное обозрение. СПб.- Минск: Диалог-Лотаць, 1998.

  • Пек М.С. Нехоженые тропы: Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного роста.М.:Авиценна,1996.

  • Психотерапия / Под ред. Б.Д.Карвасарского. СПб.: Питер,2000.

  • Райгородский Д.Я. (ред.-сост.). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах,1998.

  • Райгородский Д.Я. (ред.-сост.). Психология и психоанализ характера. Самара: Бахрах,1998.

  • Райх В. Характероанализ. М.: Республика, 1999.

  • Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Высшая школа,1989.

  • Личко А.Е. Типы акцентуации характера и психопатий у подростков. М.: Эксмо-Пресс,1999.

  • Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. М.: Издательская фирма «Компания ПАНИ»,1996.

  • Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. СПб.-М.:Сова-Эксмо, 2003

10.Как сосуществовать с манипуляторами?

  • Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет,1997.

  • Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985.

  • Психология с человеческим лицом. М.1997.

  • Бороздина А.В. Психология характера. Исторический очерк. М., 1997.

  • Психология индивидуальных различий, тексты,МГУ,1982.

  • Крупнов А.И.Психологические проявления и структура темперамента.М.,1992.

  • Леонгардт К. Акцентуированные личности. Киев,1991.

  • Фромм Э.Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика,1994.

  • Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза/ Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юрист,1995.

  • Якобсон С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения//Психология формирования и развития личности/Под ред. Л.И.Анцыферовой. М.: 1981.

  • Таранов П.С. Секреты поведения людей. 300 законов. Симферополь: Таврия,1995.

  • Щербатых Юрий. Исскуство обмана. СПб.: Азбука,1997.

  • Моральные домогательства: Скрытое насилие в повседневности/Пер. с фр.-Екатеринбург: У-Фактория 2005.

11.Креативное мышление. Для чего и кому это нужно? И нужно ли вообще? Способы его развития (сензитивность подросткового возраста )

  • Холодная М.А.Психология интеллекта. М.,1997.

  • Туник Е.В. Опросник креативности Д.Джонсона.СПб.,1997.

  • Матюшкин АМ. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М. 1993.

  • Хьел Л., Зиглер Д., Теории личности. СПб.,1997.

  • Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып.1,2,3. М.,1992.

  • Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок.- Киев: Раз.школа1993.

  • Занков Л.В Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика,1990.

  • Матвеев В.С. Загадки и резервы психики. Свердловск: Изд-во Уральского университета,1990.

  • Хрестоматия по общей психологии, психология мышления, МГУ,1981.

  • Алексеева Л.Г., А.Н.Воронин Развитие и диагностика способностей Академия наук СССР Институт психологии Москва, Наука 1991г.

  • Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.

  • Бодалев А.А. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

  • Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997.

  • Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981.

  • Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. –Р-на-Д: Изд-во Рост. ун-та, 1983.

  • Богоявленская Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества // Вопросы психологии. – 1999.

  • Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Еще не поздно: развитие творческих способностей детей. - М.: Знание, 1992.

textarchive.ru

Темы исследовательских работ по биологии

Внимание! Мы также предлагаем на этом сайте бесплатно скачать для школьников наши тесты в картинках Угадай детеныша животного и Угадай цветочек по картинке.

Вниманию представлены темы исследовательских работ по биологии, которые будут полезны при проведении самостоятельного исследования в области зоологии, ботаники и экологии.

Данные темы проектов по биологии рекомендуются учащимся 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов, как для проведения самостоятельной внеклассной исследовательской работы, так и для закрепления изученного на уроках материала.

Предложенные темы исследовательских работ по биологии можно использовать для исследования учащимся 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов в целом, дополнять, расширять и изменять по своему усмотрению, в зависимости от интересов и уровня подготовки школьников.

Если вас интересуют темы исследовательских работ и проектов по анатомии, микробиологии и генетике, перейдите по ссылкам ниже.

В представленном списке тем исследовательских проектов по биологии собраны наиболее интересные темы более общего назначения, предназначенные для проведения теоретических и практических исследований в любых классах общеобразовательной школы.

В приведенном ниже списке можно выбрать интересную тему для индивидуального проекта по биологии для любого класса общеобразовательной школы, гимназии или лицея.

Темы проектов по Биологии

Темы исследовательских работ по биологии для учащихся школы:

Аромат здоровья Ароматерапия в жизни младших школьников. Ароматерапия на дому Архитекторы фауны Бактерицидное действие фитонцидов. Биологически активные вещества. Витамины. Биологически активные добавки. Биологические методы борьбы с вредителями комнатных растений. Биологическое значение жирорастворимых витаминов. Биологическое оружие и биотерроризм. Биология в жизни каждого Биология в профессиях Биология развития как функция времени. Биология. Размножение. Биолюминесценция Биометрические особенности папиллярного узора. Биометрическое исследование влияния дерматоглифических особенностей человека на его характер, способности, поведение. Бионика. Технический взгляд на живую природу. Биоритмы вокруг нас Биоритмы жизни Биоритмы — внутренние часы человека Биороль витаминов Биофизика человека Биохимическая диагностика процесса утомления. Близнецы — чудо жизни Близнецы. Похожи или нет? Болезни хлеба Бумага и её свойства. Вегетарианство: "за" и "против". Влияние живой и мертвой воды на живые организмы. Влияние насекомых-вредителей на зеленые насаждения моего города. Влияние солей тяжелых металлов на плазмолиз протопласта растительной клетки. Влияние фитонцидных растений на живые организмы. Влияние фитонцидов на сохранность продуктов. Влияние хлорки на белки Влияние различных условий на рост и размножение дрожжей. Вода – самое удивительное вещество на Земле. Вода — источник жизни Вода — основа жизни на Земле. Вода, дарующая жизнь Воздействие электрического тока на растительные клетки. Возникновение жизни на Земле Возникновение и развитие условных рефлексов. Выращивание методом "влажных камер". Выявление наиболее благоприятных факторов для сохранения свежести молока. Выявление тягучей (картофельной) болезни хлеба и способы её предотвращения. Дары растительного мира и красота Дачный участок как экосистема. Естественно-научное обоснование некоторых народных примет. Живая и мёртвая вода – миф или реальность. Живые «чудовища» - многообразие глубоководных живых организмов. Зависимость интенсивности фотосинтеза от внешних условий. Выберите тему исследовательской работы по биологии. Зависимость фотопериодических реакций от воздействия света на организм растений. Значение близкородственного скрещивания. Зеленое покрывало Земли Изучение влияния музыкальных звуков на человека и животных. Изучение закономерностей временной и географической изменчивости сроков сезонного развития природы. Изучение наследования признаков леворукости в семье. Изучение наследования признаков по родословной. Изучение особенностей возникновения и проявления страхов у обучающихся 7-х классов школы. Изучение проблемы страха школьников перед публичными выступлениями. Изучение работы дрожжей в тесте Испытание аппетитом Исследование индивидуальных биоритмов. Исследование взаимосвязи между образом жизни школьника и плотностью его тела. Исследование влияния отдельных факторов на ход технологического процесса приготовления дрожжевого теста и на качество изделий из него. Исследование влияния шума и музыки на память и внимание человека. Исследование жесткости воды различных природных источников района. Красная книга — сигнал тревоги. Лесной календарь О некоторых способах выжить в природе. Они рядом с нами - редкие и исчезающие животные (растения). Определение качества воды методом биотестирования. Почва — кладовая земли Природные катастрофы. Природные синоптики. Природные часы Проблемы выживания в походе. Прогноз погоды по приметам. Продолжительность жизни Продукты пчеловодства в косметологии. Реактивное движение в живой природе. Современные методы селекции Создание пособия по решению генетических задач. Способы распространения плодов и семян в разных экосистемах. Транспирация и фотосинтез Трение в мире растений. Царство Прокариоты Ферменты – эликсиры жизни Ферменты — биологические катализаторы. Физиогномика Фитонциды Фитонциды и их влияние на микроорганизмы. Фотосинтез Функции белков Функции белков в организме. Хемолюминесценция. Чудодейственность зоотерапии Эволюция Земли и естественный отбор. Эволюция вокруг нас Электричество в жизни растений. Перейти к разделам:Исследовательские работы по биологииПлан исследовательского проекта

Если Вы хотите разместить ссылку на страницу Темы исследовательских работ учащихся по биологии, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу "Темы проектов по биологии":<a href="http://obuchonok.ru/node/444" target="_blank">Темы исследовательских работ по биологии</a>

Код ссылки на форум:[URL=http://obuchonok.ru/node/444]Темы проектных работ по биологии[/URL]

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

obuchonok.ru

Темы исследовательских и реферативных работ по ботанике

Documents войти Загрузить ×
  1. Естественные науки
  2. Биология
  3. Ботаника
advertisement advertisement
Related documents
Сентябрь 2014 - Армавирский аграрно
Document 335257
Полный список бизнесов можно посмотреть тут!
Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию
Среди растений, которые могут быть причиной аллергической
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕТx
задания 7 класс - Центр дополнительного образования детей
Программа курса »Комнатное цветоводство
действие фитонцидов растений на простейшие организмы
Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение
Скачать advertisement StudyDoc © 2018 DMCA / GDPR Пожаловаться

studydoc.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта