Исследование процесса цветения травянистых растений ответы. Исследовательская работа « Цветение луковичных растений зимой в комнатных условиях»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

ОТКРЫТИЕ ЦИТОХРОННОГО ЗАКОНА ОНТОГЕНЕЗА РАСТЕНИЙ. Исследование процесса цветения травянистых растений ответы


Летние задания по ботанике для 6-го класса

Летом, в свободное от учебных занятий время, каждому шестикласснику необходимо выполнить одно (по желанию и несколько) заданий, связанных с проведением наблюдений над растениями в их естественной обстановке, постановкой опытов над ними, сбором материала для изготовления гербарных листов или коллекций, необходимых в дальнейшем при изучении биологии.

Выполнение летних заданий (по выбору из нижепредложенных) даст возможность получить более конкретные представления о многообразии растений, их приспособлениях к различным условиям жизни в тех или иных местах произрастания, а также расширить знания, полученные при изучении раздела «Растения, бактерии, грибы и лишайники» на уроках или лабораторных занятиях.

Во время выполнения заданий следует вести записи наблюдаемых явлений, делать необходимые зарисовки, собирать, сохранять в расправленном и засушенном состоянии отдельные органы или целые растений и представлять их в виде гербарных листов.

Выбор учащимися тех или иных летних заданий проводится до окончания учебного года по согласованию с учителем. Письменные отчеты о выполнении заданий и прилагаемые к ним гербарные листы или коллекции предоставляются учителю биологии в начале нового учебного года. Оценки за выполнение летних заданий вносятся в классный журнал.

Задание 1. Изучение видового состава древесных и кустарниковых насаждений в городских или других поселениях. Выясните, какие деревья и кустарники растут вблизи вашего дома, чем различаются между собой растения каждой из этих жизненных форм, какие из них хорошо растут, а какие находятся в угнетенном состоянии, какой период жизни (цветения, плодоношения и т.д.) они проходят в летнее время, какие из них наиболее декоративны.

Соберите по одному листу (или побегу с двумя тремя листьями) с каждого вида дерева и кустарника, расправьте и засушите их между листами газетной бумаги, а после прикрепите их на листы плотной белой бумаги и напишите названия растений, к которым они относятся.

Задание 2. Изучение видового состава травянистых растений, произрастающих в городских или других поселениях. Установите, к каким видам (или родам) относятся травы, растущие вблизи вашего дома, какие приспособления развились у них к выживанию в условиях вытаптывания и других воздействий человека, какие из них преобладают по численности, а какие встречаются довольно редко, в каком состоянии (цветение, плодоношение) они находятся в летнее время.

Сравните их между собой и выясните, чем они различаются по форме побегов, листьев, строению цветков или плодов.

Выкопайте по одному растению каждого вида, промойте их в воде, немного подсушите на свежем воздухе, расправьте и высушите между листами газетной бумаги, а затем изготовьте гербарные листы с подписями названий размещенных на них растений.

Задание 3. Выяснение влияния на внешний вид деревьев условий его жизни. Выберите для наблюдений деревья одного вида и примерно одного возраста, растущие на открытом месте, на опушке леса и в его глубине. Установите, чем они различаются по расположению ветвей на их стволах, форме крон, по высоте и толщине стволов.

Решите, какие условия произрастания оказывают влияние на внешний облик деревьев. Сделайте схематический рисунок наблюдаемых деревьев с подписями их мест произрастания.

Задание 4. Изучение видового состава растений, растущих на пустырях. Выберите какой либо неиспользованный участок между постройками, вдоль заборов или на других местах, называемых пустырями. Выясните, какие из растений — репейник, бодяк, чертополох, крапива, полынь, дурман, белена — произрастают на выбранном участке, какие признаки характерны для этой группы травянистых растений и почему человек и животные обычно обходят места их произрастания, какие из них имеют колючки, жгучие волоски или другие приспособления к защите от поедания животными, какие из них являются сложноцветными, а какие — пасленовыми.

Соберите и засушите боковые побеги пустырных растений и сделайте затем гербарные листы с названиями группы растений и ее представителей.

Задание 5. Изучение состава придорожного сообщества растений. Выберите какой-либо участок прохожей дороги и установите, какие из растений — подорожники, одуванчик лекарственный, клевер ползучий, ромашка пахучая, гусиная лапка, спорыш (птичья гречиха, трава мурава), гусиная лапка — произрастают по ее сторонам.

Выясните, какие из придорожный растений имеют укороченный стебель, а какие — ползучий или невысоко приподнимающийся, у каких растений листья с сильно развитыми упругими жилками, а у каких они — небольшие или сильно рассеченные. Решите, какое значение в жизни придорожных растений имеют такие особенности строения.

Установите, в каком состоянии (цветения или плодоношения) находятся летом те или иные придорожные растения, какие из них преобладают по численности, а какие встречаются довольно редко.

Соберите материал для монтировки гербарных листов по видовому составу растений придорожного сообщества.

Задание 6. Наблюдения за состоянием растений барометров. Проведите наблюдения состоянием цветков желтой акации, мальвы, вьюнка полевого, мокрицы и соцветий одуванчика, ноготков (календулы). Выясните, что происходит с их цветками или соцветиями в ненастную погоду перед наступлением дождя. Подумайте, в связи с чем возникли у них такие приспособления.

Выясните, какие другие растения и каким образом могут предсказать приближение дождя. Соберите по одному растению барометру, засушите их между листьями газетной бумаги и смонтируйте гербарные листы с подписями названий растений.

Задание 7. Наблюдения над растениями цветочными часами. Проведите наблюдения за временем раскрытия и закрытия цветков или соцветий некоторых дикорастущих и садовых цветковых растений, например, одуванчика, ноготков, садового вьюнка ипомеи. Выясните, в какое время раскрываются и закрываются цветки каких либо других наиболее известных вам цветковых растений.

Установите, с чем связаны наблюдаемые явления в жизни растений. Соберите для засушивания и изготовления гербарных листов несколько растений, открывающих цветки или соцветия в строго определенное время суток.

Задание 8. Изучение приспособлений сорняков к условиям жизни. Найдите на полях культурных злаковых растений сходные с ними по внешнему строению сорняки: у ржи, пшеницы и ячменя, овса — костер ржаной, костер полевой, овсюг; у проса — ежовник, куриное просо.

Установите, чем названные сорняки сходны с культурными злаками. Решите, каково значение для сорных злаков имеет сходство с культурными растениями, которым они сопутствуют.

Соберите и изготовьте гербарий культурных злаковых растений и сопутствующих им сорняков.

Задание 9. Изучение способов распространения растениями плодов и семян. Выявите время образования плодов и семян у некоторых растений, например, у осота, бодяка, череды, репейника, бальзамина, одуванчика. Соберите их плоды и семена и установите, у каких из них развились приспособления к распространению ветром или животными, саморазбрасыванием и в чем проявляется та или иная приспособленность.

Сделайте коллекцию плодов и семян, распространяемых растениями с помощью ветра, животных и саморазбрасыванием.

Задание 10. Изучение состава растений смешанного леса. Выявите, какие деревья наиболее обычны в смешанном лесу, какие из них образуют первый (верхний), а какие — второй ярусы, чем различаются между собой деревья, образующие первый и второй ярусы. Какие растения образуют третий и четвертый ярусы смешанного леса? Чем условия жизни растений этих ярусов отличаются от условий жизни растений первого и второго ярусов?

Соберите по одному травянистому растению смешанного леса, засушите их и изготовьте гербарные листы с подписями названий включенных в них объектов.

blgy.ru

Исследовательская работа « Цветение луковичных растений зимой в комнатных условиях»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                             Гимназия №259         Г. Фокино     Приморский край

_______________________________________________________________________________

Исследовательская работа  

« Цветение луковичных растений  

зимой в комнатных условиях»

                                                                                                               

                                                                                                          Выполнила:

                                                                                                          Горгадзе Светлана

                                                                                                          ученица 4 А класса

                                                                                                          МКОУ №259 г. Фокино

                                                                                                         Руководитель:

                                                                                                         Горгадзе Любовь Григорьевна

                                                                                                         учитель начальных классов

                                                            2012г.

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………………………3

  1. Теоретическая часть…………………………………………………………………4
  1. Практическая часть………………………………………………………………….6

Заключение……………………………………………………………………………………9

Список литературы …………………………………………………………………………10

Введение.

     Все мы знаем, что весной и летом нас окружает  множество цветов, и мы можем любоваться ими, дарить их на праздники и просто так, без повода.

       А как же зимой? Ведь хочется иметь букет цветов на Новый год, на 8 марта. За окном снег, а в квартире букет ярких тюльпанов или душистых  лилий!  Что люди делают, чтобы цветы распустились  в нужное им  время? Смогу   ли я «заставить» зацвести растение зимой? Сначала  нужно было проконсультироваться с кем-то из взрослых  или найти подходящую справочную литературу и изучить ее. Так я стала исследователем.

Гипотеза исследования: растения  можно «заставить» зацвести в любое время года, если создать необходимые условия.

Объект исследования: процесс развития растений в домашних условиях.

Предмет исследования: луковичные  растения – гиацинт, тюльпан.

Методы исследования:

  1. анализ литературы;
  2. эксперимент;
  3. наблюдение;
  4. описание, обобщение полученной информации.

Цель: доказать, что при создании  необходимых условий можно «заставить» зацвести  растения.

Задачи:

- изучить литературу, интернет-ресурсы о садовых первоцветах,

- повести   эксперимент, сравнить  развитие гиацинта и тюльпана,

- проанализировать и  обобщить полученные данные.

      Начиная работу, я понимала, что сначала  нужно узнать, какие растения  легче «заставить» зацвести  в неположенный срок. Какие условия им необходимо создать?

 

Теоретическая часть

    Изучив литературу и интернет-ресурсы, я узнала,  что лучше всего поддаются выгонке многолетние растения с запасом питательных веществ в луковицах, клубнях или корневищах. Это  лилия, тюльпан, гиацинт, нарцисс, ландыш и другие. Я решила взять для выгонки гиацинт и тюльпан. Но сначала познакомиться с этими цветами поближе.

   Гиацинт – многолетнее луковичное растение из семейства лилейных.    В переводе с греческого «гиацинт» означает «цветок дождей». В  диком виде гиацинт рос в Малой Азии и Месопотамии.    Распространяться он начал из Голландии, куда попал совершенно случайно — "не было бы счастья, да несчастье помогло".  В 1734 году  во время бури у берегов Голландии потерпел крушение  корабль, среди груза которого, были  ящики с гиацинтами. Несколько луковиц, выброшенных волной на берег, пустили корни и зацвели.  Невиданный цветок   понравился голландцам, и они стали выращивать его  и выводить новые сорта. Гиацинты слабо размножались.  Помог случай. Однажды мышь выгрызла донце  у луковицы, и вокруг "искалеченного" места появились детки. С тех пор голландцы стали специально вырезать донце или надрезать луковицу крестообразно. В местах повреждений образовывались крошечные луковички.

     В России гиацинты появились в конце XIX века. Их привозили из Голландии. Луковицы были очень дороги. Гиацинты выращивали к Новому году, Рождеству, к Пасхе.        Тюльпан — луковичное растение из семейства лилейных. Родина тюльпана — регион Средней Азии и Средиземноморье. Название цветка происходит от персидского «toliban» - тюрбан.

   Высота стеблей тюльпанов может достигать одного метра. Обычно  на стебле располагается одно соцветие, но  уже существуют сорта, где их может быть до пяти. Форма цветка может быть: бокаловидной, махровой, лилиевидной, попугайной.    В XVI-XVII веках  они стали популярны в Европе, особенно в Голландии. В этой стране увлечение цветком достигло таких размеров, что превратилось в тюльпаноманию. За совсем маленькую луковицу давали карету и пару лошадей, а за новые сорта можно было купить дома и даже целые имения.

    На Руси дикие виды тюльпанов были известны ещё в XII веке, а луковицы садовых тюльпанов впервые были завезены в Россию в эпоху царствования Петра I в 1702 году из Голландии.

    По  легенде, в бутоне жёлтого тюльпана заложено счастье. До счастья никто не мог добраться из-за того, что бутон не раскрывался.

Когда маленький мальчик, гуляющий с мамой, впервые увидел прекрасный жёлтый бутон и со счастливой улыбкой подбежал к нему — тюльпан раскрылся. Детская душа, беззаботная радость и смех открыли бутон.

С тех пор считается, что подаренные тюльпаны приносят счастье.

    Итак, я выбрала посадочный материал. Теперь   мне нужно было узнать, что такое "выгонка"?

В словаре Ожигова написано: «Выгнать – вырастить растение в короткий срок (обычно  в несезонное время).

В «Энциклопедии комнатного цветоводства» сказано, что «Выгонка – это комплекс мер для перемещения нормальных сроков роста, развития и цветения растений к цветению в несвойственные им сроки».

Значит выгонка – это действия, направленные на то, чтобы заставить растения цвести в несвойственное для них время года.  Иначе – это «имитация» времен года в ускоренном режиме. Но «зима» и «весна»  обязательно должны присутствовать.

«Зима» - охлаждение и укоренение луковицы. Крупную луковицу сажают в горшок и переносят в холод. Сокращать этот срок не рекомендуется, может погибнуть цветонос.

«Весна» - пробуждение  луковицы и выброс цветоноса. Проросшую  луковицу переносят в прохладное затенённое  место,  а когда появятся бутоны – в светлое и тёплое.        

     Итак, я узнала, что выгонка – это прием, с помощью  которого добиваются цветения ранних растений,  у которых короткий период покоя. Лучше «выгонять» луковичные цветы.

2. Практическая  часть

     Изучив необходимую литературу, я купила в магазине всё необходимое для проведения эксперимента: по 2 луковицы тюльпанов, гиацинтов, горшки, почву.

Луковицы хранила в холодильнике до ноября. Потом  одну луковицу  тюльпана я посадила на грядку, засыпав полностью землей.  А одну  луковицу  гиацинта оставила в упаковке.

 Две  другие луковицы  посадила в горшки  с землей.  Я насыпала  на дно горшков  тонкий слой дренажа, песка, почвы. Поставила  посередине луковицу и придавила, затем засыпала землей так, чтобы верхушки луковиц примерно на 2см возвышались над поверхностью почвы,  полила. Затем  горшки с луковицами и мешочек с гиацинтом убрала в подполье. По мере необходимости я поливала почву и ждала появления ростков.

 Результаты своих наблюдений я заносила в таблицу.

Дата

Мои действия

Мои наблюдения

Гиацинт

Тюльпан

Гиацинт

Тюльпан

В горшке с почвой

В упаковке

В  горшке

На грядке

16.10.11

Купила   луковицы и

хранила в холодильнике t +7 °С.

02.11.11

Высаживала луковицы в почву.

1 - в горшок,  а второй -

 оставляю в упаковке.

1- в горшок,

второй -  на грядку.

02.11.11

Все луковицы   поместила в подполье +5 °С. 

Укоре-нение

Посаженные  в почву цветы поливала каждую неделю.

27.11.11

 

  Показался    росток белого цвета.  

Без изменений

04.01.11

Длина  ростка  1 см.

Без изменений

Показал-ся   росток.

21.01.12

Перенесла цветок из подполья в затенённое, тёплое место.

Длина ростка 1,5 см светло-зелёного цвета.

Без изменений

23.01-25.01.12

Перенесла на окно в комнату (более светлое и тёплое место). Поливаю по необходимости

Листочки стали тёмно-зелёного цвета, приоткрылись, виден цветонос.

Показался    росток белого цвета.

Росток  светло-жёлтого цвета, около 1см.

26.01-28.01.12

Поливаю по необходимости.

Интенсивный рост  цветоноса в высоту.

28.01.12

Распустились первые бутончики.

Росток увеличи-вается.

29.01-

08.02.12

Поливаю по необходимости.

Срезала  цветонос.

Полное цветение,  выросли высокие листья.

Росток увеличивается.

14.02.12

Поливаю.

Перенесла луковицу  в

тёплое, затенённое место.

Листья постепенно усыхают.

Росток светло-зелёный,

вырос до 1 см.

Росток светло-желтого цвета 5 см.

23.02.12

Поливаю.

Перенесла на окно в комнату. Поливаю.

Рост листьев, измене-

ние их окраски на зелёно-краснова-тый.

01.03.12

Листья постепенно усыхают

Показал-ся  жёлтый  бутон.

04.03.-09.03.12

Срезала  цветок.

Листья постепенно усыхают.

Полное цветение.

24.03.12

 Контрольная  луковица.

Перенесла  в

затенённое место, посадила в воду.

Наблюдаю на грядке.

Листья постепенно усыхают.

Росток светло-зелёного цвета вырос до 3 см.

Листья постепен-но усыхают.

Конт

роль-ная луко-

вица:

пока-

зался росток.

       

 В ходе данного эксперимента я доказала, что при создании необходимых условий растение  зацветёт в неположенный срок. При  сравнении развития гиацинта и тюльпана выяснилось, что период покоя у гиацинта гораздо короче, а период цветения дольше. Оказалось, что даже если луковицу не помещать в почву, она всё равно прорастёт. Её период покоя будет дольше, чем у посаженной в горшок, и меньше, чем у посаженной на улице.

Заключение

 

В ходе моей работы была изучена необходимая литература, поведен эксперимент с контрольной и экспериментальной группой растений,  исследованы условия цветения растений в неположенный срок.  На  основании полученных результатов исследования  доказано, что гипотеза моя подтвердилась. Можно «заставить» зацвести растение в любое время года, если создать необходимые условия.

Список использованной литературы

  1. 1. Беляевская Е.А. «Луковичные и клубниевые растения. Энциклопедия   комнатного цветоводства»,  «Мир книг», 2007г., 240с.
  2. 2. Хессайон Д.Г. «Всё о комнатных растениях», Москва «Кладезь-Букс», 2002г., 3. 255с.
  3.   http://sadoved.com/sadovie-cveti/2448-razvedenie-giacintov.html
  4.  http://tulips.far.ru/klass.html
  5. http://www.prime-flowers.ru/legendy-o-tyulpane.html
  6. http://moisad.ua/lukovichnye-i-klubnevye-tsvety/giatsint-tsvetok-vesennih-dozhdey.html 
  7. http://florall.ru/vesennie_tyulpany
  8. http://srvimg09.emarket.ua/images_emarketua/16156311_1_644x461/lukovicy-giacintov-kharkov.jpg
  9. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B3%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%82%D1%8B%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&stype=image&noreask=1&lr=974#!/yandsearch?imgexp=1&text=%D1%82%D1%8E%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D0%B0%D0%BD%20%20%20%D0%BB%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&iw=240&img_url=s44.radikal.ru%252Fi105%252F1006%252F08%252Faca553e75476.jpg&pos=17&rpt=simage&ih=320
  10. http://nlogorod.ru/images/cveti/lukovici_tyulpanov.jpg
  11. http://common.narod.ru/tulp/52.jpg
  12. http://georgin1.ru/wp-content/uploads/2011/09/Miranda.jpg
  13. http://dnepr.info/images/45904/66.jpghttp://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B3%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%82%D1%8B%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&stype=image&noreask=1&lr=974#!/yandsearch?imgexp=1&text=%D1%82%D1%8E%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D0%B0%D0%BD%20%20%20%D0%BB%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&iw=240&img_url=www.tulipslist.ru%252Fimages%252Fl%252F1000.jpg&pos=33&rpt=simage&ih=320
  14. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B3%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%82%D1%8B%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&stype=image&noreask=1&lr=974#!/yandsearch?imgexp=1&img_url=www.bdkr.ru%252Fchesnokova_tulips%252F%D0%A2%D1%8E%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D0%B0%D0%BD%20VI%20%D0%90%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%BD.jpg&ih=320&p=1&text=%
  15.  http://www.wildgarden.ru/flowers/i/tulpan_05.jpg
  16. http://petrenochki.narod.ru/PHOTO/FOTOOBOI/YELLOW_TULIPS.JPG

nsportal.ru

Цветение травянистых растений

Весна и дети После вскрытия рек и паводка расцветает много травянистых растений. Одно их самых ранних- мать-и-мачеха, цветущая по краю оврагов и по холмам почти одновременно с ольхой, орешником и вербой. Желтая ее головка похожа на одуванчик, цветочные побеги покрыты желтоватыми чешуйками (видоизмененными листьями). Побеги эти быстро увядают. На растении развиваются большие зеленые листья, нижняя сторона которых покрыта белыми волосками, а верхняя - гладкая. Лист этот, приложенный к щеке нижней стороной, вызывает ощущение тепла; приложенный верхней стороной- холодит. С этими свойствами связано название растения: одна сторона листа, как мать родная, согревает; другая, как мачеха, холодом обдает.

В лесу, когда еще земля не вполне освободилась от зимнего покрова, раскрываются подснежники, развивающиеся еще под снегом. К ним относятся голубые пролески, ветреницы, фиалки, гусиный лук, красно-лиловые хохлатки, медуницы, у которых цветки сначала розовые, а потом фиолетовые или голубые.

Все раннецветущие травы - многолетники. Они развиваются за счет тех питательных веществ, которые, как у мать-и-мачехи, скапливаются еще осенью в их подземных органах - корневищах, луковицах и клубнях. Развитие цветков у этих растений опережает распускание листьев или идет одновременно с ним.

В середине мая зацветает одуванчик. Желтая головка его-» соцветие, состоящее из множества маленьких цветков. Оно окружено двумя рядами зеленых листочков, которые образуют обертку. Днем при свете солнца одуванчик широко раскрывает свои соцветия и пушистые головки с плодиками. Вечером, а также в ненастную погоду все цветки поднимаются кверху, прижимаются друг к другу и плотно охватываются оберткой. Это предохраняет пыльцу, заключенную в них, от сырости при росе и дожде.

В лесу наше внимание привлекает ландыш своим сильным ароматом. Его белые колокольчики - сросшиеся лепестки венчика- свешиваются вниз. Такое строение и положение цветка защищает его тычинки и пестики от повреждений.

yug-front.info

Цветение травянистых растений | Воспитание дошкольников

После вскрытия рек и паводка расцветает много травянистых растений. Одно их самых ранних― мать-и-мачеха, цветущая по краю оврагов и по холмам почти одновременно с ольхой, орешником и вербой. Желтая ее головка похожа на одуванчик, цветочные побеги покрыты желтоватыми чешуйками (видоизмененными листьями). Побеги эти быстро увядают. На растении развиваются большие зеленые листья, нижняя сторона которых покрыта белыми волосками, а верхняя ― гладкая. Лист этот, приложенный к щеке нижней стороной, вызывает ощущение тепла; приложенный верхней стороной― холодит. С этими свойствами связано название растения: одна сторона листа, как мать родная, согревает; другая, как мачеха, холодом обдает.

В лесу, когда еще земля не вполне освободилась от зимнего покрова, раскрываются подснежники, развивающиеся еще под снегом. К ним относятся голубые пролески, ветреницы, фиалки, гусиный лук, красно-лиловые хохлатки, медуницы, у которых цветки сначала розовые, а потом фиолетовые или голубые.

Все раннецветущие травы ― многолетники. Они развиваются за счет тех питательных веществ, которые, как у мать-и-мачехи, скапливаются еще осенью в их подземных органах ― корневищах, луковицах и клубнях. Развитие цветков у этих растений опережает распускание листьев или идет одновременно с ним.

В середине мая зацветает одуванчик. Желтая головка его―» соцветие, состоящее из множества маленьких цветков. Оно окружено двумя рядами зеленых !!!листочков, которые образуют обертку. Днем при свете солнца одуванчик широко раскрывает свои соцветия и пушистые головки с плодиками. Вечером, а также в ненастную погоду все цветки поднимаются кверху, прижимаются друг к другу и плотно охватываются оберткой. Это предохраняет пыльцу, заключенную в них, от сырости при росе и дожде.

В лесу наше внимание привлекает ландыш своим сильным ароматом. Его белые колокольчики ― сросшиеся лепестки венчика― свешиваются вниз. Такое строение и положение цветка защищает его тычинки и пестики от повреждений.

parohod.kg

Благодаря генам растения знают, когда им цвести — Троицкий вариант — Наука

Понимание механизма генетической регуляции перехода к цветению у Arabidopsis поможет разъяснить, как те же гены действуют в растениях риса (Т. Имаидзуми, Вашингтонский университет)

Каким образом растения определяют срок, когда им предстоит зацвести? Ученые долгое время бились над решением этой загадки. Выявление механизмов цветения важно прежде всего для изучения процессов размножения растений. При этом отслеживаются молекулярные события и циркадные ритмы растений, соотносимые с длиной светового дня.

Работая в этом направлении, доцент Такато Имаидзуми (Takato Imaizumi) из Вашингтонского университета (США) на примере хорошо известного генетикам «модельного» растения Arabidopsis thaliana изучал гены, задействованные в процессе цветения. Практической целью работы было лучше представлять поведение этих генов в зерновых культурах — рисе, пшенице, ячмене.

Публикация, посвященная данным исследованиям, появилась в журнале Science.

«Регуляция срока цветения позволит влиять на формирование урожая, ускоряя или задерживая его. Знание этого механизма даст нам возможность управлять им», — обосновывает свои исследования Имаидзуми. Повышение урожаев сельскохозяйственных культур важно как для продовольственных целей, так и, в отдельных случаях, для производства биотоплива.

В определенное время года цветущие растения производят белок, кодируемый геном FLOWERING LOCUS T (FT), индуцирующий цветение. Белок синтезируется в листьях и затем перемещается в верхушечные части (апексы) побегов, где клетки еще не дифференцированы и неизвестно, какие почки, листовые или цветочные, из них в дальнейшем будут образовываться. В апексах побегов этот белок дает начало молекулярным изменениям на клеточном уровне, там он как бы переключает апикальные участки с вегетативного размножения на цветение.

Живые организмы тесно связаны со средой обитания и чутко реагируют на любые ее изменения. В частности, изменения в продолжительности светового дня могут сигнализировать о смене сезонов. Давно известно, что растения используют внутренний механизм хронометрирования, называемый циркадным ритмом, который служит для распознавания изменений в длине дня. Циркадные ритмы синхронизируют биологические процессы и у животных — от насекомых до людей.

В растении Arabidopsis решающее значение для индукции цветения имеет специфическая экспрессия белка CONSTANS (CO) в течение дневного времени суток, но фоторецепторный механизм, благодаря которому поддерживается стабильность этого белка, до сих пор оставался неизвестным. В своей работе Имаидзуми с соавторами продемонстрировал, что с этим белком взаимодействует другой, FLAVIN-BINDING KELCH REPEAT F-BOX1 (FKF1), стабилизирующий белок СО в условиях долгого светового дня.

FKF1 играет роль фоторецептора и взаимодействует с СО, а синяя часть спектра солнечного света усиливает это взаимодействие. Кроме того, FKF1 одновременно устраняет CYCLING DOF FACTOR1 (CDF1), который подавляет транскрипцию СО и FT. Вместе с регуляцией транскрипции CO белок FKF1 через несколько упреждающих механизмов регулирует и индукцию мРНК FT, что позволяет точно контролировать сроки цветения.

Авторы надеются, что те же регуляторные механизмы будут сохраняться и в других растениях, таких как рис, где длина дня является основным фактором, лимитирующим получение хороших урожаев. А пока рис является светолюбивой сельскохозяйственной культурой.

Татьяна Борисова

Y. H. Song, R. W. Smith, B. J. To, A. J. Millar, T. Imaizumi. FKF1 Conveys Timing Information for CONSTANS Stabilization in Photoperiodic Flowering. Science, 2012; 336 (6084): 1045 DOI: 10.1126/science.1 219 644

1. www.sciencemag.org/content/336/6084/1045

2. www.sciencedaily.com/releases/2012/05/120 526 191 222.htm

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи
Оценить:  Загрузка...

trv-science.ru

ОТКРЫТИЕ ЦИТОХРОННОГО ЗАКОНА ОНТОГЕНЕЗА РАСТЕНИЙ.

РЕШЕНИЕ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.

Заявка на открытие обязывает ответить на вопрос о том, какие коренные изменения в уровне научного познания оно вносит. Чтобы ответить на это требование, мы приведем несколько примеров, когда с помощью цитохронного закона онтогенеза растений оказывается возможным найти путь к решению нерешенных ранее проблем онтогенеза. В качестве подобных примеров мы укажем на такие научные проблемы, над которыми ученые трудились многие десятки лет, но несмотря на это, в последних изданиях своих трудов вынуждены были признать, что от решения поставленной задачи они все еще далеки.

1. Ярусная разнокачественность боковых побегов. 2. Непредсказуемость цветения бамбуковых плантаций. 3. Переход растений к цветению. 4. Старение и смерть растений. 5. Сущность фотопериодизма. 6. Сущность фотопериодической индукции. 7. Сущность яровизации растений. 8. Сущность акклиматизации растений.

Решения указанных проблем с помощью цитохронного закона приводятся ниже.

ПРИЧИНА ЯРУСНОЙ РАЗНОКАЧЕСТВЕННОСТИ БОКОВЫХ ПОБЕГОВ.

Эта разнокачественность проявляется в разной готовности нижних и верхних побегов  к цветению. У верхних  побегов промежуток времени от момента их заложения до цветения меньше, чем у нижних. При укоренении в почве или при прививке в крону другого дерева, верхние черенки зацветают раньше, чем нижние. Разная готовность к цветению черенков одного и того же растения представляет собой одну из загадок природы, над разгадкой которой трудились многие ученые. О результатах их усилий можно судить по последним публикациям в научных журналах. Вот что недавно писал по этому поводу С.А.Острейко- (1985, ж. Физиология растений т.32, вып.3): "...причины разнородности растений, берущих начало от разных частей одного и того же организма, до сих пор остаются неизвестными" (стр.597). Познание этих причин становится возможным только при помощи цитохронного закона онтогенеза, согласно которого длительность онтогенеза всего растения и его побегов определяется длительностью унаследованной программы клеточных делений. Выполняя эту программу, верхушечная стеблевая клетка периодически отделяетот себя дочерние клетки, каждая из которых становится началом бокового побега. Отделяющаяся дочерняя клетка получает точную копию той части материнской программы клеточных делений, которая к данному моменту оставалась еще не реализованной. С этого момента верхушечная клетка главного стебля и верхушечная клетка бокового побега развиваются по одной и той же программе клеточных делений. В результате такого синхронного клеточного деления, боковой побег уподобляется копии той части главного стебля, которая располагается выше места его заложения. Из всего сказанного следует вывод, что причина ярусной разнокачественности боковых побегов заключается в разной величине программ клеточных делений, которые побеги получают от стеблевой верхушечной клетки. Разная величина программ  клеточных делений обусловливает собой разную величину     пластохронного потенциала, а значит и разную готовность побегов к цветению.

НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ ЦВЕТЕНИЯ БАМБУКА.

Уже много веков цветение бамбуковых плантаций поражает практиков и ученых своей непредсказуемостью и неожиданностью. Бамбуковая плантация может многие годы и десятилетия находиться в вегетативной фазе, давая каждый год все новые и новые побеги. Но вот наступает какой-то год, когда все старые стебли и молодые побеги вдруг одновременно зацветают, плодоносят и   умирают. Плантация превращается в кладбище. Между тем, указанная особенность цветения бамбука перестает быть загадкой, если учесть, что бамбук - это корневищное растение, подземные стебли которого подчинены тем же законамерностям ветвления, что и наземные стебли. Прежде всего надо иметь в виду,   что верхушечные клетки подземных стеблей обладают той же способностью к "равным" и "неравным" делениям, что и наземные стебли. При равных делениях они, также, дают начало новым побегам и передают им неиспользованную к данному моменту часть программы клеточных делений. Чем больше подземных стеблевых узлов отделяет данный  побег от главного стебля, тем меньше у него программа клеточных  делений, тем меньший у него "собственный цитохронный потенциал,   тем больше его готовность к цветению. Важная особенность развития бамбука состоит в том, что все его побеги и главный стебель имеют одинаковые пластохронные потенциалы. Разница лишь в том, что потенциал главного стебля состоит только из собственных пластохронов, а потенциал побега состоит из двух составных частей: а) из собственных пластохронов и б) из тех пластохронов, которые израсходовал материнский подземный стебель до момента закладки данного побега.

В год последнего пластохрона верхушечные клетки главных стеблей и побегов переходят от образования вегетативных метамеров (узлов и листьев) к образованию органов цветков. Таким образом, время зацветания бамбука определяется исчерпанием его пластохронного потенциала, а дружность цветения является следствием равновеликости пластохронных потенциалов у всех стеблей и побегов.

ПЕРЕХОД РАСТЕНИЙ К ЦВЕТЕНИЮ

Одна из фундаментальных проблем биологии - это переход растений к цветению. Над решением этой пробемы трудятся многие ученые, но пока безуспешно. О состоянии изученности этого вопроса в настоящее время можно судить по новейшим данным французских физиологов : Ж.Бернье, Ж.-М.Кине, Р.Сакс (1985). По их словам:" ...мы еще далеки от понимания внутренних механизмов, лежащих в основе перехода растений к цветению"(стр.8). Полностью соглашаясь с мнением названных ученых, мы считаем более целесообразным искать причины перехода растений к цветению не в действии гормональных цветочных веществ и не в стадийных процессах,а в таких важнейших закономерностях онтогенеза, как переход к половой зрелости. Природное предназначение половой зрелости состоит в том, чтобы обеспечить развитие цветков до их раскрытия, чтобы снабдить питанием зародыши и запасом пищи на ювенильный период развития. Чтобы выполнить эти функции растение должно иметь мощную корневую систему и листовую поверхность. Готовность к выполнению этих функций является внутренним сигналом верхушечной стеблевой клетки о переходе к цветению. Чтобы лучше понять механизм перехода к цветению надо рассмотреть строение цветка и всего побега. Еще в 1870 году немецкий поэт и натуралист В. Гете доказал,что любой цветок - это укороченный детерминированный побег, несущий вместо стеблевых листьев, чашелистики, лепесточки, тычинки и плодолистики. Идея метамерных органов высших растений, развитая Гете, завоевала всеобщее признание и стала основой для понимания природы и происхождения цветка. Если последовать идее метаморфоза Гете и мысленно вытянуть в длину весь побег, то на нем можно будет ясно видет следы прикрепления всех вегетативных листьев и всех других метамерных органов. Примерно в средней части побега можно видет то место, где верхушечная стеблевая клетка прекращает закладку вегетативных органов и начинает закладку органов цветков. В этом месте конус нарастания начинает покрываться мелкими бугорками, представляющими собой зачатки цветочных органов. К сказанному следует добавить слова французских ученых Ж.Бернье, Ж.-М.Кине, Р.Сакса (1985),т.1., что "...во время перехода от ювенильного состояния к фазе зрелости в меристеме должны произойти некоторые довольно стабильные изменения. Природа этих изменений абсолютно неизвестна" (стр.173). Вопреки этим утверждениям, с позиции цитохронного закона очевидно, что изменения меристемы являются следствием приближения поры половой зрелости и связанным с этим изменением программы делений верхушечной клетки.

СТАРЕНИЕ И СМЕРТЬ РАСТЕНИЙ.

Этому вопросу посвящено несколько теорий. Теория "Истощения" немецкого физиолога Г. Молиша (1929) объясняет смерть монокарпических растений тем, что они, якобы, отдают все свои питательные вещества развивающимся плодам, обрекая себя на голодание и истощение. Теория стадийного развития Т.Д. Лысенко (1936) усматривала зависимость длины вегетационного периода растений от длины стадий (световой и яровизации). По утверждению теории циклического старения и омоложения растений Н.П. Кренке (1940), продолжительность жизни растения определяется его потенциалом жизнеспособности, сущность которого оставалась нераскрытой, а существование его - не доказанным. Теория В.О. Казаряна (1969) объясняет старение растений затуханием корнелистовой связи, хотя такое объяснение не всегда подтверждается фактами и не всегда встречает поддержку. Из сказанного видно, что поставленный вопрос о причинах старения и смерти растений остается пока что без ответа. Чем же можно объяснить столь печальный факт? Его можно объяснить только тем, что биологи долгое время не могли выявить какие либо четко обособленные этапы онтогенеза, которые могли бы коррелировать со всей его длительностью. Некоторые из этих биологов вообще отрицали возможность нахождения таких коррелятов. В частности, А. Комфорт (1967) утверждал, что продолжительность жизни не имеет удовлетворительных коррелятов (стр.68). По мнению Н.П. Кренке (1950), для нормальной средней продолжительности жизни не существует какого либо строго определенного количественного выражения (стр.429). Теперь положение изменилось. Корреляты продолжительности жизни растений найдены. Ими являются единицы биологического времени: цитохроны и пластохроны. Цитохрон - это длительность одного акта деления верхушечной стеблевой клетки, а пластохрон - это длительность формирования одного стеблевого листа. Сумма всех запрограмированных в генотипе растения цитохронов составляет его "цитохронный потенциал", а сумма всех пластохронов - "пластохронный потенциал". Так как каждое деление верхушечной стеблевой клетки изменяет строение растения, то  оно должно рассматриваться не только как единица биологического времени жизни этого растения, но и как очередной этап его онтогенетического развития. С каждым прожитым этапом, растение отдаляется от дня своего   рождения и, в такой же мере, приближается ко дню своей смерти. Чем большее число этапов развития предстоит пройти растению, тем больше его цитохронный потенциал,тем длительнее его онтогегнез. Вот теперь, на вопрос о причинах  старения и смерти растения можно ответить, что причиной старения является постепенное израсходование цитохронного  потенциала, а причиной  смерти растения - окончательное исчерпание этого потенциала. Чтобы зависимость долголетия растения от величины цитохронного потенциала стала более наглядной и понятной, лучше всего оперировать не цитохронами, а пластохронами, так как их численность очень легко поддается учету. Наблюдая за старением деревьев, можно видеть как с годами уменьшается число листьев на годичных концевых побегах, как сокращается период вегетации этих побегов, как уменьшается их длина и толщина. Все эти факты являются наглядными показателями постепенного исчерпания пластохронного потенциала данного дерева и результатом его старения. К этому же ряду фактов относится поведение ювенильного черенка, который после прививки на цветущее дерево не цветет до тех пор, пока не зацветет его материнское растение,то есть пока черенок и его мать не проживут одинаковое число пластохронов. Среди других фактов можно указать на поведение спящих почек, клетки которых делятся очень редко и поэтому долгие годы почти полностью сохраняют свой пластохронный потенциал. К этому следует добавить, что даже в новейших учебниках вопросу о старении растений уделяется очень мало внимания. Так, Э. Либберт (1976) пишет следующее: "Многолетние виды достигают значительного возраста (дуб -1000, мамонтовое дерево - 5000 лет), но в конце концов у них появляются симптомы старения. Причинами, по-видимому, могут быть отчасти явления корреляции, отчасти конкуренции, но детально этот вопрос мало исследован" (стр.440). Стоит напомнить, что этот вопрос фактически уже исследован при открытии цитохронного закона, согласно которому старость - это полное исчерпание цитохронного потенциала.

СУЩНОСТЬ ФОТОПЕРИОДИЗМА.

Это явление представляет одну из интереснейших проблем современной биологии. Ей посвящены многолетние труды отечественныхи зарубежных ученых. И все же, несмотря, на множество гипотез, несмотря на необозримое количество экспериментальных   териалов, единая теория, объясняющая физиологическую сущность явления фотопериодизма, до сих пор не была создана. Вот что говорит по этому поводу М.Х. Чайлахян (1964): "Лишь дальнейшие физиологические исследования этих интереснейших явлений в онтогенезе растений могут приблизить нас к решению разгадок фотопериодизма и яровизации" (стр.8). Созданию такой теории мешали многие причины, но мы назовем только некоторые из них. Одной из таких причин надо считать полное игнорирование дарвинского толкования развития организма, как изменение его строения; вторая причина заключается в почти единодушном отрицании роли фотосинтеза в фотопериодических опытах; третьей причиной является использование в качестве основных вариантов фотопериодических опытов 10-часового дня и круглосуточного освещения, тогда как в филогенезе при таких световых режимах изучаемые растения никогда не выращивались. Чтобы понять сущность влияния укороченного дня на короткодневные растения (кукуруза, просо и др.) надо внимательно проследить за поведением этих растений в фотопериодических опытах (В.И. Балюра, 1974). При этом сразу же обнаруживается, что на коротком дне кукуруза, например, раньше чем на контроле выбросит метелку и зацветет. Но тут же оказывается, что эти растения имеют на 2-3 листа меньше, чем контрольные. Уменьшение числа листьев на стебле - это очень тревожный сигнал о неблагополучии в деятельности верхушечной стеблевой клетки, которая вынуждена преждевременно прекращать закладку стеблевых листьев и переходить к закладке цветочных органов. Нарушение нормальной деятельности верхушечной стеблевой клетки может быть вызвано разными причинами, но главной из них является нарушение нормального питания продуктами фотосинтеза. Это нарушение, в свою очередь, является следствием сокращения времени фотосинтетической деятельности растения, т.е. следствием     укороченного фотопериода. Таким образом, есть основания утверждать, что ускорение цветения растений на искусственно укороченном фотопериоде есть результат фенотипического уменьшения пластохронного потенциала, обусловленного углеводным голоданием верхушечной меристемы. Дополнительным доказательством правильности высказанного выше утверждения может  служить тот факт, что в фотопериодических опытах очередные листья в условиях короткого дня появляются медленнее, чем на контроле. Если на коротком дне очередной лист кукурузы появляется в среднем через 6-7 дней, то в контроле для этого требовалось 5-6 дней. Замедленность появления очередных листьев является следствием замедленности процесса клеточного деления, а последнее - следствием углеводного голодания подопытного растения. Еще одним неопровержимым доказательством углеводного голодания растений, выращиваемых на коротком дне, может служить карликовость их роста и пониженная урожайность против контроля. Фактов углеводного голодания растений на коротком дне чрезвычайно много, но они почему-то не получили должного понимания и разъяснения. А между тем, эти факты коренным образом меняют сложившиеся в науке ошибочные представления о роли короткого фотопериода, который, якобы, ускоряет развитие у т.н. короткодневных растений. Эти факты показывают, что раннее цветение на коротком дне - это не результат ускоренного развития, а результат сокращения числа листьев (пластохронов) и замедления клеточных делений; обычно короткодневные растения на коротком дне зацветают раньше, чем  на контроле, однако это раннее цветение есть не что иное как болезненная  реакция растения на неблагоприятный фактор воздействия.

СУЩНОСТЬ ФОТОПЕРИОДИЧЕСКОЙ ИНДУКЦИИ.

Это явление было открыто в 1928 году С.А. Эгизом. Он установил, что для ускорения срока цветения короткодневных растений совсем не обязательно выдерживать их все время на коротком фотопериоде. Для этого достаточно подвергнуть растения краткосрочному фотопериодическому воздействию в ранний период их жизни. После этого такие растения зацветают одновременно с теми, которые все время выращивались на коротком дне. Явление фотопериодической индукции или фотопериодического последействия описывается почти во всех учебниках по физиологии растений, но сущность его не раскрывается. Остаются без ответа вопросы о том, когда надо прекращать фотопериодическое воздействие, почему длительность этого воздействия должна быть разной даже у растений одного и того же вида. Согласно цитохронной концепции, сущность  фотопериодической индукции - это нарушение нормальной деятельности верхушечной стеблевой клетки, которая вынуждена сокращать число своих делений для закладки стеблевых листьев и преждевременно переходить к закладке цветочных органов. Нарушение нормальной деятельности верхушечной клетки - это результат углеводного голодания, вызванного сокращением времени фотосинтеза. Из сказанного следует, что прекращать фотопериодическую индукцию надо в тот период, когда верхушечная стеблевая клетка перешла к закладке цветочных органов. Дальнейшее   воздействие коротким днем бесполезно, т.к. число листьев уменьшиться уже не может. Определять этот период можно путем вскрытия конуса нарастания у пробных растений, или  по времени появления  половинного числа листьев, свойственному  данному сорту. Чем больше листьев несут растения данного сорта, тем больший  срок они должны пребывать на коротком дне. Вот почему у скороспелых сортов длительность фотопериодической индукции должна быть меньшей, чем у позднеспелых сортов (В.И. Балюра,1967).

СУЩНОСТЬ ЯРОВИЗАЦИИ.

Этим термином принято обозначать регуляцию цветения растений путем воздействия на них пониженными температурами. Техника яровизации и ее эффективность известны уже давно, однако на вопрос о сущности яровизации, на вопрос о причинах раннего зацветания яровизированных растений обоснованного ответа пока еще не дано. Вот, что говорит об этом М.Х.Чайлахян (1964): "Природа яровизациии фотопериодических изменений до настоящего времени остается неясной; и лишь существуют предположения об их физической и биохимической основе "(стр.46). Этот ответ может дать только цитохронная   концепция, которая рассматривает пониженную температуру при яровизации, как фактор, вызывающий голодание клеток конуса нарастания, а значит как фактор, нарушающий нормальный процесс клеточных делений верхушечной меристемы. При яровизации замоченных семян озимых культур, голодание клеток конуса нарастания вызывается тем, что пониженная температура затрудняет переход запасных питательных веществ эндосперма в удобоусвоямую форму. Доказательством этого могут служить результаты опытов, в которых подкормка яровизируемых семян раствором сахарозы, снимала яровизирующее действие пониженной температуры. При яровизации озимых культур в естественных условиях осеннего сева, голодание клеток конуса нарастания вызывается тем, что углеводы, запасенные с осени в узле кущения, расходуются на дыхание, а пополнение их за счет фотосинтеза не происходит из-за низкой температуры. Истощение запасов углеводов в узле кущения озимых культур в ходе перезимовки - это неопровержимый факт. Под влиянием условий голодания, верхушечная стеблевая клетка нарушает программу своих делений, в результате чего сокращается число вегетативных листьев и ускоряется формирование генеративных органов. Обладая уменьшенным числом листьев,яровизированные растения выколашиваются и созревают раньше неяровизированных, хотя развитие листьев у первых растений проходит медленнее, чем у вторых. Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что пониженная температура при яровизации применяется для того, чтобы вызвать углеводное голодание верхушечной меристемы, в результате которого сокращается число листьев и за счет этого ускоряется цветение и созревание. В естественных условиях яровизацию надо рассматривать,как приспособление в борьбе за жизнь в неблагоприятных условиях.

СУЩНОСТЬ АККЛИМАТИЗАЦИИ РАСТЕНИЙ.

Под акклиматизацией принято понимать процесс приспособлени я растений к новым для них природным условиям. О современном состоянии теоретиических основ этой проблемы можно судить по высказываниям известных специалистов в этой области. Так, например, Д.Ф.Лихварь (1969) утверждал: "Несмотря на выдающееся значение акклиматизации в деле улучшения состава возделываемых растений, теоретические основы ее еще недостаточно разработаны" (стр.229). Еще резче высказался по этому вопросу В.И. Некрасов (1980). По его словам, "наиболее дискуссионным в теории акклиматизации остается объяснение сущности или механизма процесса     приспособления" (стр.17). Такое состояние теории акклиматизации заставляет искать ответы на упомянутые дискуссионные вопрпосы не в ученых трудах, а в самом процессе эволюции растений и в самой практике акклиматизации. Выше уже было сказано, что эволюция растений от деревьев к травам идет через уменьшение пластохронного потенциала, т.е. от более долговечных форм к менее долговечным формам. Таким же путем идет естественная акклиматизация травянистых растений от позднеспелых форм к скороспелым. Наблюдая за продвижением растений с юга на север, можно легко заметитить, что при этом они становятся более скороспелыми, но  в то же время у них уменьшается число стеблевых листьев и вся вегетативная масса. Для примера проследим за естественной акклиматизацией кукурузы, проходившей в нашей стране. Свой путь на север кукуруза начинала из Западной Грузии. К пятидесятым   годам нынешнего столетия граница ее возделывания на зерно продвинулась на несколько тысяч километров, достигнув районов Воронежа, Казани, Омска, Барнаула и даже Красноярского края. Продвижение на север совершалось благодаря появлению все более и более скороспелых сортов, создаваемых крестьянами при отборе на семена наиболее вызревших початков. Весьма характерно, что у всех местных сортов кукурузы сокращение вегетационного периода идет строго параллельно с уменьшением числа стеблевых узлов и листьев. Так, если у самого позднеспелого сорта Абашская желтая насчитывается 20-22 листа, то у более скороспелого сорта Кавказская белая кремнистая это число уменьшается до 17-20 листьев, у Грушевской до 16-18, у Бесарабки до 14-16, а Минусинки до 10-11 листьев. Эти и многие другие факты говорят о том, что сущность акклиматизации растений заключается в сокращении их вегетационного периода, которое совершается через наследственно закрепляемое уменьшение пластохронного потенциала.

В.И.Балюра

<< предыдущая | следующая >>

avbalioura.narod.ru

Экскурсия № 3. Живые организмы весной



Цель: пронаблюдать влияние факторов неживой природы на жизнь природного сообщества; познакомиться с многообразием живых организмов.

Ход экскурсии

1. Назови и зарисуй несколько раннецветущих растений:

а) опыляемых ветром;

Береза повислая, ольха серая, осина.

Цветение березы повислой

Отсутствие листьев облегчает опыление.

б) имеющих подземные органы с запасом питательных веществ. Объясни, какое значение для раннецветущих растений имеет раннее цветение.

Цветки-колокольчики ландыша появляются одновременно с крупными ланцетовидными листьями. Подземное корневище с запасом питательных веществ разрастается и ветвится, образуя небольшие надземные побеги. Цветет в апреле - мае.

Ландыш майский

В числе самых первых весенних цветов трогательной нежностью сине-голубых цветков очаровывает пролеска. Хрупкое растение волшебными силами пробивается сквозь только что оттаявшую почву одновременно с подснежниками, за что ее часто путают и называют «голубыми подснежниками». Сцилла или пролеска - травянистое растение с длинными листьями. Ее видоизмененный подземный стебель – луковица, служит для запаса питательных веществ.

Пролеска

2. Обрати внимание на ярусное расположение растений в лесу. Зарисуй силуэты растений разных ярусов: поясни, влияние какого фактора неживой природы ты наблюдаешь.

Ярусное расположение растений в лесу в первую очередь обеспечивает такой фактор, как свет.

3. Отметь светлую окраску цветков у травянистых растений тёмного елового леса. Объясни причину.

Белые цветки лучше, чем любые другие, заметны в полумраке, их легче всего находят насекомые-опылители.

4. Запиши в дневник, каких животных ты увидел.

Весной в лесу можно встретить белку, ежа. Других зверей вы скорее всего не сможете увидеть (волк, лиса, лось, медведь), т.к. они стараются избегать встречи с человеком.

Весной в лесу много птиц (дятел, синица, лесной конек, сойка, зяблик, щегол и др.) и насекомых (бабочек, шмелей, пчел и др.)

5. Зарисуй распускающуюся почку. Какие весенние условия среды помогли ей пробудиться?

Повышение температуры позволило почке пробудиться.

6. Какие изменения в природе под влиянием деятельности человека ты заметил?

Под влиянием деятельности человека в результате лесных пожаров гибнут многие живые организмы и изменяется среда их обитания. В результате загрязнения бытовыми отходами и выбросами промышленных предприятий многие растения начинают сохнуть и подвержены различным заболеваниям.

7. Сделай вывод, ответив на два вопроса.

• Случайно ли в одном сообществе живут разные растения?

В одном сообществе живут разные растения не случайно. Все они приспособлены существовать вместе не причиняя друг другу вреда, при этом рационально используя солнечную энергию, поступающую в сообщество.

• Какую роль в их жизни играют животные, обитающие рядом?

Животные в сообществе для растений приносят как вред, так и пользу. Так травоядные животные употребляют зеленых обитателей в пищу. Но другие животные разлагают трупы погибших организмов, тем самым возвращая минеральные вещества в почву.

8. Оформи отчёт об экскурсии.

resheba.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта