Группы растений 6 класс биология. Конспект урока биологии в 6 классе "Растительные сообщества. Значение растений в жизни человека"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Презентация Урок биологии 6 класс "Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество.". Группы растений 6 класс биология


Конспект урока биологии в 6 классе "Растительные сообщества"

Методическая разработка урока по биологии в 6 классе

Тема: Растительные сообщества.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель:

  • формировать знания учащихся о взаимосвязи растений с окружающей средой, о растительных сообществах на примере леса, луга, болота;

  • ознакомить с характерными особенностями приспособления растений к условиям окружающей среды и жизни в сообществах;

  • развивать творческие способности, навыки дискутировать, аргументировать, делать выводы;

  • воспитывать бережное отношение к флоре Украины, чувство ответственности за свои поступки.

Формы обучения и методические приемы: эвристическая беседа, рассказ, работа в группах, работа с учебником, самостоятельная работа, ролевая игра, демонстрация слайдов.

Оборудование: таблицы-слайды, интерактивный комплекс, учебник, гербарные образцы растений леса, луга, степи, болота и др.

Базовые термины и понятия: растительное сообщество, экологические факторы, ярусность, чернозем, целина, фитоценоз, агроценоз.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

І. Организационный этап урока

- Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

  Настроение у нас отличное,  А улыбки – дело привычное.  Пожелаем друг другу добра,  Ведь урок нам начинать пора. 

ІІ. Актуализация опорных знаний

1) Беседа. 1) Докажите, что растение живой организм.

2) Какие условия необходимы растениям для жизни?

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

2) Импровизированная ролевая игра «На опушке»

- На лесной опушке росли мох, лишайник, дуб, белый гриб и подорожник. Прошел дождь, листочки их вымылись, блестят на солнышке. Вот начали они друг перед другом выхваляться, кто красивее, мудрее, нужнее.

Мох. Я – самый мудрый, самый красивый, самый мягкий и пушистый. Я – всем необходим. А если я расту на коре деревьев, по мне ориентируются, где север, а где юг.

Лишайник. Я – самый мудрый и красивый. Я самый полезный, так как являюсь индикатором чистого воздуха. А не севере мной лакомятся голодные олени. Если бы ни я, то он погибли бы от голода и холода.

Дуб. Куда вам всем до меня. – лесного великана? Я весной создаю тень, летом даю желудей животным, а круглый год мои ветви – приют для животных и птиц.

Белый гриб. Я все равно всех лучше. Вами питаются животные, а я – деликатес для людей. Я пахучий, белоснежный. Я полезный не только людям и животным, но и тебе, дуб-великан, помогаю расти, создаю с твоими корнями микоризу. Я не боюсь дождя – у меня есть большая шляпка. Меня все уважают, даже загадку обо мне придумали: «Он шляпу не снимает, а все ему кланяются».

Подорожник. Это я – самый мудрый и красивый. На моих широких листочках каждое утро сверкают капельки росы. Это мои листочки останавливают кровь и лечат кашель. Меня любят люди, животные и птицы. Да и другим растениям я не мешаю, расту себе тихонечко.

- На опушку леса тихо опускались сумерки, а растения все спорили и спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них нужнее и полезнее? (Ответы учащихся). Подобный спор, возможно, решит наш сегодняшний урок.

IV. Изучение нового материала

- Сегодня мы поговорим о растительных сообществах, познакомимся с разными их типами.

3) Работа с учебником §46

Но сначала найдем в учебнике определение: «что такое растительное сообщество, чернозем, целина?»

Растительное сообщество – это определенный комплекс видов растений, взаимосвязанных процессами жизнедеятельности, обитающих на однородном по условиям участке местности.

Чернозем – самый плодородные почвы нашей планеты.

Целина – нетронутые степные сообщества, оставшиеся в первозданном виде.

4) Рассказ учителя (демонстрация слайдов)

Для растительного сообщества характерны определённый видовой состав и структура, которые образовались с учётом возможности совместного существования различных видов растений и иных организмов. Между всеми частями сообщества существует сложная взаимосвязь. Растительное сообщество образует органические вещества, необходимые для питания гетеротрофных организмов и человека и выделяет во внешнюю среду продукты обмена (кислород и углекислый газ). Оставляя в почве и на её поверхности отмершие органы, растения способствуют формированию почвенного покрова, надземная их часть участвует в формировании микроклимата.  Существуют различные типы растительных сообществ: лес, степь, луг, болото, пустыня, тундра и т. д. Лес – наиболее сложное (вследствие большого количества разнообразных видов) растительное сообщество. Ярусность наиболее хорошо выражена, в сообществах, образованных растениями, относящимися к разным жизненным формам, имеющим различную форму роста. Например, это бывает в лесах при совместном произрастании деревьев, кустарников, трав и других растений. Ярусность слабо выражена или вовсе не выражена в сообществах, где все растения относятся к одной жизненной форме, например во многих травяных сообществах (степях, лугах). Так, в елово-пихтово-липовом лесу можно выделить семь ярусов: два древесных, один кустарниковый, три травянистых (злаки – верхний, осоки, медуницы и живучка ползучая – средний, почвопокровные – нижний) и один моховой.

Во всех растительных сообществах (за редким исключением), даже там, где нет четкого расчленения на ярусы, всегда заметны различия в высоте надземных органов растений и горизонты, различающиеся по насыщенности листовой поверхности. Этим обусловливается более полное использование солнечной энергии.

В растительных сообществах постоянно происходят разные изменения. В связи в чередованием времен года наблюдаются сезонные изменения. Осенью отмирают травянистые растения или их надземные части, происходит листопад. В весенний период растения вырастают из их подземных частей или семян, распускаются почки, цветы и т.д.

В зависимости от различных факторов, в т. ч. антропогенных, может происходить смена одного растительного сообщества другим (луг сменяется болотом, сосновый лес – еловым и т. п.).

В настоящее время человек на огромной площади (свыше 1,4 млрд. га) создал искусственные сообщества путем посева и посадки растений в целях получения зерна, овощей, фруктов, корма для скота, сырья для промышленности и т. д. В посевах и посадках, созданных человеком, есть основные признаки, характерные для природных растительных сообществ: влияние растений друг на друга и на среду, создание особой, свойственной этим сообществам фитосреды.

Таким образом, современный растительный покров Земли состоит не только из фитоценозов (природные сообщества), но и агроценозов (искусственные сообщества).

V. Закрепление изученного материала

5) Работа в группах

- Преобладающими видами растений называют растения, которые сильнее всех влияют на другие растения и определяют их условия жизни. Растения, на которые оказывают влияние преобладающие виды, называют сопутствующими.

Задание 1 гр. Заполнить таблицу (привести примеры преобладающих видов растений в сообществе)

Примеры растительных сообществ с преобладающими видами растений

Хвойный лес

Дубрава

Луг

Болото

ель

сосна

черемуха

брусника

кислица

прострел

майник

тимофеевка

ястребинка

клюква

маслята

мхи

лишайники

дуб

липа

ясень

клен

вяз

лещина

бересклет

крушина

ландыш

медуница

чистец

мать-и-мачеха

пролесок

ветреница

лисохвост

овсяница

клевер

чина

ромашка

горицвет

крокус

горец

василек

тисячелистник

земляника

осока

гравилат

росянка

мирт

мхи

Задание 2 гр. Подобрать пословицы, поговорки, загадки о растительных сообществах и их представителях.

Лес – природное богатство.

Лес – не школа, а всех учит.

Самая нежная краса – это луга и леса.

Посадил дерево – себя прославил, посадил сад – прославил род.

С природой живи в дружбе, будет она тебе в службе.

Какой лес без чудес?

Лесные дары для каждой поры.

Лес поит, кормит, одевает, укрывает, согревает.

В болоте тихо, да жить там лихо.

Люди станут ткань белить, а мы луга делить.

Одно полено не горит и в печи, два полена не гаснут и в степи

6) Динамическая пауза

На лугу растут цветыНебывалой красоты. (Потягивания - руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы.С ними потянись и ты. (Потягивания - руки вверх)

Ветер дует иногда,Только это не беда. (Махи руками)

Наклоняются цветочки,Опускают лепесточки. (Наклоны)

А потом опять встаютИ по-прежнему цветут.

7) Логическое упражнение. Из предложенных слов образовать логические пары, объяснить свой выбор.

Слова: ризоиды, береза, тень, папоротник, май, симбиоз, ветер, подсолнечник, степь, лишайник, ковыль, мох, сосна, масленок, вода, солнце, лотос, споры, ландыш, хвощи.

Ответы: мох - ризоиды, тень - папоротник, май - ландыш, лишайник - симбиоз, ветер - береза, подсолнечник - солнце, степь - ковыль, сосна - масленок, вода - лотос, споры - хвощи.

VI. Обобщение и систематизация знаний

8) Решение проблемной ситуации

- Могут ли люди жить без природы? На этот вопрос один ученик ответил так: “Сейчас нет! Но пройдет время, когда люди научатся готовить искусственную пищу и смогут жить без природы”. Прав ли он?

(По ходу ответов детей на доске составляется кластер)

пищи

воды

воздуха

Природа –

источник

промышленного сырья

строительных материалов

доброты

красоты

познания

здоровья

9) Вопросы для закрепления

  • Как влияют друг на друга растения в сообществе?

  • Какое влияние на растения в сообществе оказывают животные и микроорганизмы?

  • Почему различающиеся своими биологическими особенностями растения могут расти в одном сообществе?

  • Как меняется внешний вид растительного сообщества в разные времена года?

  • Чем объяснить быстрый рост и раннее цветение пролесков?

  • Каковы причины смены растительных сообществ?

VII. Подведение итогов урока

Выводы

  1. Различные виды растений произрастают не сами по себе, а в определенных растительных сообществах.

  2. Благодаря растительным сообществам различные виды растений могут существовать вместе и эффективно использовать влагу, свет и другие ресурсы среды произрастания, имеющиеся на определенной территории.

  3. Для каждого растительного сообщества характерен свой состав и структура, определяемые условия среды и взаимодействием растений между собой.

  4. Искусственные растительные сообщества существуют благодаря человеку.

- В начале урока мы разыграли спор растений, растущих на опушке леса. Так кто же из их был прав? Кто из них полезнее и нужнее? (Ответы учащихся.) Сейчас мы можем с уверенность сказать, что все растения в сообществе нужны и важны, все они взаимосвязаны. Эти растения приспособились к совместному произрастанию на определенной территории. При этом одни виды растений создают условия для существования других.

10)  Рефлексия

- Я довольна вами, вы порадовали меня своей работой на уроке, желанием охранять природу, заботиться о ней. Кто теперь может сказать:

- Теперь я знаю, что ….

- Я понял, что ………

- Я научился …

Продолжите любое из этих предложений.

- Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного о мире растений, но это далеко не всё, мы и дальше буем знакомиться с мировой флорой на уроках и внеклассных мероприятиях.

VIIІ. Домашнее задание

  1. Выучить §46

  2. Ответить на контрольные вопросы

  3. Составить синквейн со словом «степь»; сочинить сказку «Приключения в лесу»; нарисовать любое природное сообщество.

Источники:

  1. Біологія. Шкільний світ. (Газета для вчителів №1 (709) лютий 2013)

  2. Біологія. Шкільний світ. (Газета для вчителів №3 (711) лютий 2013)

  3. Біологія. Шкільний світ. (Газета для вчителів №17 (725) лютий 2013)

  4. Биология 6 класс: разработки уроков/И.П.Упатова. – Х.: Изд-во «Ранок», 2014. – 320с. – (Серия «Современный мастер-класс»)

  5. Биология: учебник для 6 класс общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке/И.Ю.Костиков и др. – К.: Издательский дом «Освіта», 2014. – 256с.

  6. Все для вчителя. (Методичний журнал, квітень 2008)

  7. http://collegy.ucoz.ru/load/36-1-0-2062

  8. http://beaplanet.ru/zhiznedeyatelnost_rasteniy/rastitelnye_soobshestva.html

  9. http://plant.geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st005.shtml

  10. http://festival.1september.ru/articles/615201/

infourok.ru

Презентация Урок биологии 6 класс "Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество."

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация Урок биологии 6 класс "Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество."

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:

ЛЕС Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает.

3 слайд Описание слайда:

Иван Шишкин «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»

4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда:

Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество.

6 слайд Описание слайда:

Леса  хвойные смешанные лиственные темнохвойные светлохвойные широколист- мелколист- венные венные ель сосна дуб береза пихта обыкновенная липа осина сосна лиственница клен ольха сибирская сибирская ясень

7 слайд Описание слайда:

Еловый лес хвоя ели разлагается медленно, накапливаясь с каждым годом образует подстилку, влияющую на свойства почвы, температуру и влажность Сопутствующие растения елового леса: кислица майник черника брусника мхи

8 слайд Описание слайда:

Сосновый лес песчаная почва, в которой мало питательных веществ; много света; бедный видовой состав. Сопутствующие растения соснового леса: кошачья лапка сфагнум герань сон-трава

9 слайд Описание слайда:

Мелколиственный лес почвы богаты минеральными веществами, достаточное количество света Из деревьев здесь растут: осина береза ольха рябина

10 слайд Описание слайда:

Широколиственный лес почвы богаты минеральными веществами, поэтому видовой состав разнообразен Из деревьев здесь растут: дуб клен липа

11 слайд Описание слайда:

Растения леса Из кустарников здесь встречаются: орешник(лещина) жимолость лесная бересклет Травянистый покров: вороний глаз копытень медуница ветреница

12 слайд Описание слайда:

Природные зоны Орловской области I – хвойно-широколиственная подзона восточноевропейской таежной зоны; II – восточноевропейская широколиственная лесная; III - восточноевропейская лесостепная. (серым цветом показана территория национального природного парка «Орловское полесье»

13 слайд Описание слайда:

Распределение лесов по территории Орловской области 85 % площади области – с/х угодья, 15 % - естественная растительность, из которых леса занимают около 9 %. Дмитровский, Шаблыкинский, Хотынецкий, Знаменский, Мценский районы – до 24 %; Должанский, Ливенский - 1.1 %.

14 слайд Описание слайда:

Хвойные леса  (14,2% всей площади лесов) Темнохвойные Светлохвойные Первый ярус темнохвойных лесов у нас образует ель.  Еловые леса  включают малое  число видов растений. Почва в ельниках чаще всего покрыта ковром  зеленых мхов или лишайниками. Первый ярус образует сосна.  Под ее пологом развивается  второй ярус с рябиной, черемухой  и крушиной. Травянистый ярус  содержит большое число видов.

15 слайд Описание слайда:

Лиственные леса  (85,8% всей площади лесов) Широколиственные  (44, 3% всей площади лесов) Мелколиственные  (41, 5% всей площади лесов) Первый ярус составляют дуб, липа и ясень. В нашей области  распространены дубравы,  с преобладанием  в первом ярусе  дуба черешчатого. Развиваются часто на месте  вырубленных  широколиственных.  Первый ярус образуют береза и осина.  По сравнению с  широколиственными, включают меньшее число видов растений и имеют меньшее  количество ярусов.

16 слайд Описание слайда:

Раннее цветение некоторых травянистых растений можно наблюдать в широколиственном лесу. Глубокий рыхлый снег и лесная подстилка из опавшей листвы предохраняют почву от промерзания, поэтому травянистые растения появляются на свет сразу после схода снега. К лету надземная часть отмирает, а в почве сохраняются подземные органы (клубни, луковицы, корневища). Растения эфемероиды

17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда:

На растения влияют Влажность Освещенность Температура Сила ветра

19 слайд Описание слайда:

Группы растений по отношению к свету светолюбивые теневые теневыносливые Шалфей кислица колокольчик Нивяник вороний глаз купальница Пустырник барвинок

20 слайд Описание слайда:

Группы растений по отношению к воде ксерофиты мезофиты гидрофиты гигрофиты ковыль колокольчики осока рогоз верблюжья гвоздика череда остролист колючка

21 слайд Описание слайда:

Ты, человек, любя природу, Хоть иногда её жалей; В увеселительных походах Не растопчи её полей; В вокзальной сутолоке века Ты оценить её спеши: Она – твой давний добрый лекарь, Она – союзница души. Не жги её напропалую И не исчерпывай до дна, И помни истину простую: Нас много, а она – одна. (В.Шефнер)

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-155265

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Конспект урока биологии в 6 классе Растительные сообщества

Методическая разработка урока по биологии в 6 классе Тема: Растительные сообщества. Тип урока: усвоение новых знаний. Цель: формировать знания учащихся о взаимосвязи растений с окружающей средой, о растительных сообществах на примере леса, луга, болота; ознакомить с характерными особенностями приспособления растений к условиям окружающей среды и жизни в сообществах; развивать творческие способности, навыки дискутировать, аргументировать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к флоре Украины, чувство ответственности за свои поступки. Формы обучения и методические приемы: эвристическая беседа, рассказ, работа в группах, работа с учебником, самостоятельная работа, ролевая игра, демонстрация слайдов. Оборудование: таблицы-слайды, интерактивный комплекс, учебник, гербарные образцы растений леса, луга, степи, болота и др.Базовые термины и понятия: растительное сообщество, экологические факторы, ярусность, чернозем, целина, фитоценоз, агроценоз. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА І. Организационный этап урока - Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!   Настроение у нас отличное,  А улыбки – дело привычное.  Пожелаем друг другу добра,  Ведь урок нам начинать пора.  ІІ. Актуализация опорных знаний 1) Беседа. 1) Докажите, что растение живой организм. 2) Какие условия необходимы растениям для жизни? ІІІ. Мотивация учебной деятельности 2) Импровизированная ролевая игра «На опушке» - На лесной опушке росли мох, лишайник, дуб, белый гриб и подорожник. Прошел дождь, листочки их вымылись, блестят на солнышке. Вот начали они друг перед другом выхваляться, кто красивее, мудрее, нужнее. Мох. Я – самый мудрый, самый красивый, самый мягкий и пушистый. Я – всем необходим. А если я расту на коре деревьев, по мне ориентируются, где север, а где юг. Лишайник. Я – самый мудрый и красивый. Я самый полезный, так как являюсь индикатором чистого воздуха. А не севере мной лакомятся голодные олени. Если бы ни я, то он погибли бы от голода и холода. Дуб. Куда вам всем до меня. – лесного великана? Я весной создаю тень, летом даю желудей животным, а круглый год мои ветви – приют для животных и птиц. Белый гриб. Я все равно всех лучше. Вами питаются животные, а я – деликатес для людей. Я пахучий, белоснежный. Я полезный не только людям и животным, но и тебе, дуб-великан, помогаю расти, создаю с твоими корнями микоризу. Я не боюсь дождя – у меня есть большая шляпка. Меня все уважают, даже загадку обо мне придумали: «Он шляпу не снимает, а все ему кланяются». Подорожник. Это я – самый мудрый и красивый. На моих широких листочках каждое утро сверкают капельки росы. Это мои листочки останавливают кровь и лечат кашель. Меня любят люди, животные и птицы. Да и другим растениям я не мешаю, расту себе тихонечко. - На опушку леса тихо опускались сумерки, а растения все спорили и спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них нужнее и полезнее? (Ответы учащихся). Подобный спор, возможно, решит наш сегодняшний урок. IV. Изучение нового материала - Сегодня мы поговорим о растительных сообществах, познакомимся с разными их типами. 3) Работа с учебником §46 Но сначала найдем в учебнике определение: «что такое растительное сообщество, чернозем, целина?» Растительное сообщество – это определенный комплекс видов растений, взаимосвязанных процессами жизнедеятельности, обитающих на однородном по условиям участке местности. Чернозем – самый плодородные почвы нашей планеты. Целина – нетронутые степные сообщества, оставшиеся в первозданном виде. 4) Рассказ учителя (демонстрация слайдов) Для растительного сообщества характерны определённый видовой состав и структура, которые образовались с учётом возможности совместного существования различных видов растений и иных организмов. Между всеми частями сообщества существует сложная взаимосвязь. Растительное сообщество образует органические вещества, необходимые для питания гетеротрофных организмов и человека и выделяет во внешнюю среду продукты обмена (кислород и углекислый газ). Оставляя в почве и на её поверхности отмершие органы, растения способствуют формированию почвенного покрова, надземная их часть участвует в формировании микроклимата.  Существуют различные типы растительных сообществ: лес, степь, луг, болото, пустыня, тундра и т. д. Лес – наиболее сложное (вследствие большого количества разнообразных видов) растительное сообщество. Ярусность наиболее хорошо выражена, в сообществах, образованных растениями, относящимися к разным жизненным формам, имеющим различную форму роста. Например, это бывает в лесах при совместном произрастании деревьев, кустарников, трав и других растений. Ярусность слабо выражена или вовсе не выражена в сообществах, где все растения относятся к одной жизненной форме, например во многих травяных сообществах (степях, лугах). Так, в елово-пихтово-липовом лесу можно выделить семь ярусов: два древесных, один кустарниковый, три травянистых (злаки – верхний, осоки, медуницы и живучка ползучая – средний, почвопокровные – нижний) и один моховой. Во всех растительных сообществах (за редким исключением), даже там, где нет четкого расчленения на ярусы, всегда заметны различия в высоте надземных органов растений и горизонты, различающиеся по насыщенности листовой поверхности. Этим обусловливается более полное использование солнечной энергии. В растительных сообществах постоянно происходят разные изменения. В связи в чередованием времен года наблюдаются сезонные изменения. Осенью отмирают травянистые растения или их надземные части, происходит листопад. В весенний период растения вырастают из их подземных частей или семян, распускаются почки, цветы и т.д. В зависимости от различных факторов, в т. ч. антропогенных, может происходить смена одного растительного сообщества другим (луг сменяется болотом, сосновый лес – еловым и т. п.). В настоящее время человек на огромной площади (свыше 1,4 млрд. га) создал искусственные сообщества путем посева и посадки растений в целях получения зерна, овощей, фруктов, корма для скота, сырья для промышленности и т. д. В посевах и посадках, созданных человеком, есть основные признаки, характерные для природных растительных сообществ: влияние растений друг на друга и на среду, создание особой, свойственной этим сообществам фитосреды. Таким образом, современный растительный покров Земли состоит не только из фитоценозов (природные сообщества), но и агроценозов (искусственные сообщества). V. Закрепление изученного материала 5) Работа в группах - Преобладающими видами растений называют растения, которые сильнее всех влияют на другие растения и определяют их условия жизни. Растения, на которые оказывают влияние преобладающие виды, называют сопутствующими. Задание 1 гр. Заполнить таблицу (привести примеры преобладающих видов растений в сообществе) Примеры растительных сообществ с преобладающими видами растений Хвойный лес Дубрава Луг Болото ель сосна черемуха брусника кислица прострел майник тимофеевка ястребинка клюква маслята мхи лишайники дуб липа ясень клен вяз лещина бересклет крушина ландыш медуница чистец мать-и-мачеха пролесок ветреница лисохвост овсяница клевер чина ромашка горицвет крокус горец василек тисячелистникземляника осока гравилат росянка мирт мхи Задание 2 гр. Подобрать пословицы, поговорки, загадки о растительных сообществах и их представителях. Лес – природное богатство. Лес – не школа, а всех учит. Самая нежная краса – это луга и леса. Посадил дерево – себя прославил, посадил сад – прославил род. С природой живи в дружбе, будет она тебе в службе. Какой лес без чудес? Лесные дары для каждой поры. Лес поит, кормит, одевает, укрывает, согревает. В болоте тихо, да жить там лихо. Люди станут ткань белить, а мы луга делить. Одно полено не горит и в печи, два полена не гаснут и в степи 6) Динамическая пауза На лугу растут цветыНебывалой красоты. (Потягивания - руки в стороны) К солнцу тянутся цветы.С ними потянись и ты. (Потягивания - руки вверх) Ветер дует иногда,Только это не беда. (Махи руками) Наклоняются цветочки,Опускают лепесточки. (Наклоны) А потом опять встаютИ по-прежнему цветут. 7) Логическое упражнение. Из предложенных слов образовать логические пары, объяснить свой выбор. Слова: ризоиды, береза, тень, папоротник, май, симбиоз, ветер, подсолнечник, степь, лишайник, ковыль, мох, сосна, масленок, вода, солнце, лотос, споры, ландыш, хвощи.Ответы: мох - ризоиды, тень - папоротник, май - ландыш, лишайник - симбиоз, ветер - береза, подсолнечник - солнце, степь - ковыль, сосна - масленок, вода - лотос, споры - хвощи.VI. Обобщение и систематизация знаний 8) Решение проблемной ситуации- Могут ли люди жить без природы? На этот вопрос один ученик ответил так: “Сейчас нет! Но пройдет время, когда люди научатся готовить искусственную пищу и смогут жить без природы”. Прав ли он? (По ходу ответов детей на доске составляется кластер) пищи

водывоздуха

Природа –источникпромышленного сырьястроительных материалов

добротыкрасоты

познанияздоровья

9) Вопросы для закрепленияКак влияют друг на друга растения в сообществе?Какое влияние на растения в сообществе оказывают животные и микроорганизмы?Почему различающиеся своими биологическими особенностями растения могут расти в одном сообществе?Как меняется внешний вид растительного сообщества в разные времена года?Чем объяснить быстрый рост и раннее цветение пролесков?Каковы причины смены растительных сообществ?VII. Подведение итогов урокаВыводы Различные виды растений произрастают не сами по себе, а в определенных растительных сообществах.Благодаря растительным сообществам различные виды растений могут существовать вместе и эффективно использовать влагу, свет и другие ресурсы среды произрастания, имеющиеся на определенной территории.Для каждого растительного сообщества характерен свой состав и структура, определяемые условия среды и взаимодействием растений между собой.Искусственные растительные сообщества существуют благодаря человеку.- В начале урока мы разыграли спор растений, растущих на опушке леса. Так кто же из их был прав? Кто из них полезнее и нужнее? (Ответы учащихся.) Сейчас мы можем с уверенность сказать, что все растения в сообществе нужны и важны, все они взаимосвязаны. Эти растения приспособились к совместному произрастанию на определенной территории. При этом одни виды растений создают условия для существования других.10)  Рефлексия- Я довольна вами, вы порадовали меня своей работой на уроке, желанием охранять природу, заботиться о ней. Кто теперь может сказать:- Теперь я знаю, что ….- Я понял, что ………- Я научился …Продолжите любое из этих предложений.- Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного о мире растений, но это далеко не всё, мы и дальше буем знакомиться с мировой флорой на уроках и внеклассных мероприятиях.VIIІ. Домашнее задание Выучить §46Ответить на контрольные вопросыСоставить синквейн со словом «степь»; сочинить сказку «Приключения в лесу»; нарисовать любое природное сообщество.Источники:Біологія. Шкільний світ. (Газета для вчителів №1 (709) лютий 2013)Біологія. Шкільний світ. (Газета для вчителів №3 (711) лютий 2013)Біологія. Шкільний світ. (Газета для вчителів №17 (725) лютий 2013)Биология 6 класс: разработки уроков/И.П.Упатова. – Х.: Изд-во «Ранок», 2014. – 320с. – (Серия «Современный мастер-класс»)Биология: учебник для 6 класс общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке/И.Ю.Костиков и др. – К.: Издательский дом «Освіта», 2014. – 256с.Все для вчителя. (Методичний журнал, квітень 2008)http://collegy.ucoz.ru/load/36-1-0-2062http://beaplanet.ru/zhiznedeyatelnost_rasteniy/rastitelnye_soobshestva.htmlhttp://plant.geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st005.shtmlhttp://festival.1september.ru/articles/615201/

globuss24.ru

Презентация по биологии"Классификация растений",6 класс

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии"Классификация растений",6 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ПОНЯТИЕ О СИСТЕМАТИКЕ РАСТЕНИЙ

2 слайд Описание слайда:

картофель цереус тростник можжевельник капуста дуб папоротник

3 слайд Описание слайда:

Разнообразие растительного мира на Земле Известно около 500 000 видов растений Растения различаются: по размерам местообитанию внешнему строению срокам жизни и т.д. Как же разобраться во всем многообразии растений, произрастающих на Земле?

4 слайд Описание слайда:

СЛОВАРЬ Систематика - это наука о классификации. Классификация – это разделение всей общности на отдельные группы по какому-либо признаку.

5 слайд Описание слайда:

ОСНОВОПОЛОЖНИК СИСТЕМАТИКИ Шведский ученый-натуралист XVIII в. Написал книгу «Система природы», где дал классификацию растений, животных и даже минералов.

6 слайд Описание слайда:

ЗАСЛУГИ КАРЛА ЛИННЕЯ Упростил биологическую терминологию. Создал систему распределения растений и животных по группам. Ввел бинарную номенклатуру. Ввел латинские названия.

7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:

вид- основная единица систематики Названия видов имеют двойные (бинарные) названия Существительное + прилагательное Название рода Название вида

9 слайд Описание слайда:

Род Герань

10 слайд Описание слайда:

Лютик едкий Лютик ядовитый Лютик золотистый Лютик ползучий Лютик кашубский

11 слайд Описание слайда:

Систематика - наука, распределяющая растения по группам.

12 слайд Описание слайда:

Выводы: Систематика растений — раздел биологии. Она описывает, обозначает все существующие растения, классифицирует их по группам разного ранга и выявляет их родство. Самую крупную единицу систематики растений представляет отдел, самую мелкую — вид. Название вида — бинарное (двойное), т.е. обозначает два признака растения: родовой (существительное) и видовой (прилагательное). Систематика дает возможность ориентироваться в огромном разнообразии растений, существующих на Земле. .....

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДA-043272

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Урок по биологии на тему "Характеристика основных экологических групп растений" (6 класс)

Открытый урок по биологии в 6 классе на тему: Характеристика основных экологических групп растений

Цели.

Предметные результаты:

– формировать умение объяснять основные экологические группы растений.

– формировать умение приводить примеры растений к среде обитания и объяснять их значение;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение строить логическое рассуждение.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Оборудование: компьютер, презентация, конверты с заданиями для команд.

Формы работы: групповая, фронтальная.

Ход урока:

1. Оргмомент.

Приветствует учащихся. Настраивает на работу.

ХОД УРОКА:

п/п

Этап урока

деятельность

учителя

учащихся

Мотивация

Приветствует учащихся. Настраивает на работу.

Актуализация знаний:

а) выявление пройденного материала

Организует работу по группам.  У нас сегодня с вами необычный урок. Мы проводим его в форме игры, во время которой мы сможем проверить ваши знания по прошлым темам, а также изучить новый материал. На столе у каждой команды лежат конверты с заданиями, которые вы сможете открыть лишь по моей команде. Каждая команда за правильные ответы получает баллы, которые я буду фиксировать на доске. Если нет вопросов — мы приступаем к нашей игре.

Итак, капитаны команд, найдите на своих столах конверт под номером «1» (Приложение 1), и возьмите его в руки. В первом задании вам необходимо будет разгадать кроссворд и получить ключевое слово. Время на выполнение данного задания — 2 минуты, по истечении которых капитан каждой команды должен будет принести разгаданный кроссворд мне на стол. Максимальное количество баллов за первое задание — 4 балла

Ученики распределяются по группам и отвечают.

б) актуализация на новый материал

Перед вами на столе лежит растение. Как вы думаете, почему оно завяло?

Учитель формулирует проблемный вопрос: Могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды.

Ученики отвечают.

Первичное закрепление

Какие факторы природы влияют на растения?

Перечисляют какие факторы влияют на растения.

Актуализация знаний на новый материал

И вот в связи с этим выделяют основные экологические группы растений, на которых влияют эти факторы среды. Записываем тему: Характеристика основных экологических групп растений.

Какие бывают растения по отношению к свету:?

Чем они отличаются?

Как вы думаете, чем отличается сосна, выросшая в разных условиях освещенности – растущие на открытом месте и в лесу?

Учитель показывает презентацию.

 А сейчас, капитаны команд, откройте конверты со вторым заданием: вы видите перед собой текст и внизу таблицу. В тексте рассказывается об одной из экологических групп растений по отношению к свету и воде. У каждой команды своя группа растений. Ваша задача — прочитать текст и заполнить таблицу в своих тетрадях. Эту работу выполняете в парах в течение 5 минут, затем капитаны команд зачитывают нам то, что у вас получилось.

Сравните записи друг у друга, обсудите результаты полученного.

Расскажите об изученной группе растений представителям другой группы одноклассников. Помогите записать информацию в таблицу тетради.

Записывают тему.

- Светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые.

Ученики отвечают.

Первичное закрепление

1) Ну, а сейчас, мы проверим, насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока. Я открою презентацию, игра называется «третий лишний».На слайде будут три фотографии растений — ваша задача найти среди них лишнее растение и  объяснить, почему?

2) Какие экологические группы растений можно выделить в зависимости от отношения растений к влаге?

3) какие черты сходства наблюдаются у растений засушливых мест обитания и светолюбивых растений.

Объясняют.

Рефлексия

Что нового узнали на уроке? Полезен ли был урок, для чего он нужен. Где эти знания вы будете применять? Что показалось вам сегодня трудным? И показываем смайликом вам понравился урок или нет.

Записывают на листках, что нового узнали на уроке

Задание на дом

Дифференцированно:

«Творческий проект» (для сильных учащихся): Провести наблюдения за весенними явлениями в жизни растений, инструкция на стр. 248.

Для тех кто учится на 4 прочитать параграф 55 и подготовить доклад о растении любой экологической группы, а остальным прочитать параграф 55 и ответить письменно на вопросы на стр. 248.

Приложение 1

Кроссворд «Проверь себя»

1. Это один из важнейших факторов в жизни зеленого растения, так как он является источником энергии в процессе фотосинтеза.

2. Процесс образования в хлоропластах на свету органических веществ из воды и

углекислого газа.

3. Поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа, а также

использование кислорода для окисления органических веществ с освобождением энергии.

4. Пластиды, которые определяют зеленый цвет растений, потому что содержат

пигмент хлорофилл.

Приложение 2.

Задание: прочитайте текст и заполните таблицу в тетради.

Экологические группы растений по отношению к свету.

Гелиофиты – это светолюбивые растения, живут только на освещенных солнцем открытых местах. Они имеют характерное строение листьев. Они обычно небольшие, плотные, с блестящей толстой кожицей и многочисленными устьицами. У многих растений листья покрыты восковым налетом или волосками, что предохраняет их от прямого воздействия солнечных лучей. У некоторых растений листья на стебле расположены вертикально (злаки) или повернуты ребром к падающим лучам солнца (эвкалипт). Это также избавляет лист от чрезмерного нагревания. В клетках мякоти листа хлоропластов, как правило, немного, поэтому они имеют светло-зеленую окраску. У них хорошо развита корневая система.

Экологическая

группа растений

Особенности строения

Место

обитания

Примеры

Растений

Задание: прочитайте текст и заполните таблицу в тетради.

Экологические группы растений по отношению к свету.

Сциофиты – это тенелюбивые растения, растут под пологом леса, в глубоких расщелинах и других местах, куда не проникают прямые лучи солнца (лишайники, вороний глаз). В таких местах обычно повышенная влажность. Механические ткани развиты слабо, поэтому побеги обычно хрупкие и нежные. Листовые пластинки у этих растений довольно крупные, тонкие. Кожица листа тонкие, устьица могут быть расположены на верхней и нижней сторонах листа. Хлоропласты в клетках листьев крупные, хлорофилла в них больше, чем у светолюбивых растений. Это обеспечивает возможность фотосинтеза при слабом, рассеянном освещении.

Экологическая

группа растений

Особенности строения

Место

обитания

Примеры

Растений

Задание: прочитайте текст и заполните таблицу в тетради.

Экологические группы растений по отношению к влажности.

Растения водных мест обитания–это водные растения, целиком или большей своей частью погруженные в воду. Они поглощают воду и раст

www.infouroki.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта