Главный экологический фактор вызывающий листопад у растений изменение. Зависимость строения листа от экологических условий. Листопад

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Листопад. Факторы, его вызывающие. Главный экологический фактор вызывающий листопад у растений изменение


Архив Галактики

Об одной ошибке разработчиков тестов ЕГЭ по биологии

rat's blog / 27.02.2016

До государственного экзамена осталось всего три месяца. Выпускники готовятся к ЕГЭ по всевозможным опросникам, печатным сборникам, интернет-тестам. Но главным документом, с которым сверяются старшеклассники, остается, конечно, демонстрационный вариант КИМ от ФИПИ.

Удобно учиться по КИМам демо-версии потому, что демонстрационные варианты даны с ответами; с советами, как готовиться к экзамену. А главное, - это официальный документ от разработчиков, подписанный директором Федерального института педагогических измерений (ФГБНУ) и председателем Научно-методического совета ФГБНУ ФИПИ. Подготовлен демонстрационный вариант Федеральным государственным бюджетным научным учреждением: «Федеральным Институтом Педагогических Измерений».

Но, удивительное дело, каждый год составители допускают одни и те же ошибки. Регулярно. Хочу написать об одной такой ошибке подробнее...

В прошлогоднем варианте демо-версии по биологии был вопрос, о котором я уже писала в прошлом году:Вопрос №22 демоверсии 2015 года ЕГЭ по биологии:

№22 Главный экологический фактор, вызывающий листопад у растений, – изменение1) состава почвенного покрова2) влажности воздуха3) продолжительности светового дня4) температуры окружающей среды

Правильным указан ответ №3. Но составители вопроса забыли добавить в условие задачи, что речь идёт о климатической зоне с умеренным или субтропическим климатом. Поскольку на экваторе продолжительность светового дня одинакова на протяжении всего года, то листопад бывает по другим причинам: при резких колебаниях температуры (ответ №4), при засухе (ответ №2), появлении вредных газов в воздухе и т. д. (см. энциклопедический словарь).

В этом году составители исправили условие задачи, но снова допустили ошибку. Вопрос размещён в новых КИМах под тем же номером. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2016 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс. Вопрос №22 демоверсии 2016 года ЕГЭ по биологии:

№22 Внешним сигналом, вызывающим наступление листопада у растений центральной полосы России, служит1) накопление вредных веществ в листьях2) увеличение количества осадков3) сокращение длины светового дня4) уменьшение питательных веществ в почве

Составители КИМ упорно год за годом наступают на свои же грабли. В этом году составители немного подправили вопрос, уточнив географическое положение растений. Но забыли добавить в вопросе слово «листопадные» растения. В той формулировке, которая написана сейчас, «правильный» ответ всего лишь наполовину верный! Верен он только для листопадных растений, а для вечнозелёных растений ответ №3 - неверный. У вечнозелёных растений в листьях постепенно накапливаются вредные вещества и тогда листья опадают, но не все сразу, а постепенно. Это никак не связано с сокращением длины светового дня. А на просторах средней полосы России растёт множество вечнозелёных растений. Это и хвойные деревья,- сосна, ель, пихта. А также другие вечнозелёные кустарники и травянистые растения: брусника, клюква, вереск, бадан, копытень европейский, барвинок, вербейник монетчатый, молочай вечнозелёный и другие... Для вечнозелёных растений подошёл бы ответ №1. Но в вопросе спрашивают о "внешнем сигнале", - накопление же вредных веществ в листьях (ответ№1) нельзя отнести к внешнему сигналу,- это, скорее, сигнал внутренний. Поэтому для вечнозелёных растений центральной полосы России, верного ответа среди предложенных нет!

Считаю, что даже в таком "подправленном" виде, это задание – некорректное, с не совсем точно сформулированным вопросом. В таком виде для листопадных растений центральной полосы России верным является ответ №3. А для вечнозелёных растений, произрастающих в той же центральной полосе России - ответ неверный.

А теперь, угадайте, почему школьников-стобалльников по биологии очень мало, почти не бывает? Вопрос - риторический...

ЕГЭ

биология

ошибки

archive.novator.team

БИ_ДЕМО 2015

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс.

(2015 - 5 / 22)

5Эмбриональное развитие начинается с

1)дробления зиготы

2)образования зачатков органов

3)формирования гаструлы

4)образования гамет

Ответ:

6К аллельным относят гены, контролирующие проявление у дрозофилы

1)недоразвитых крыльев и серого тела

2)тёмного тела и красной окраски глаз

3)белой и красной окраски глаз

4)серого тела и нормальных крыльев

Ответ:

7Фенотипические различия между однояйцевыми близнецами обусловлены

1)взаимодействием аллельных генов

2)разными генотипами организмов

3)сцеплением генов

4)влиянием условий среды

Ответ:

8Штаммы определённого вида плесневого гриба различаются между собой

1)интенсивностью синтеза белков

2)строением клеток

3)набором органоидов

4)способом бесполого размножения

Ответ:

9Споры бактерий, в отличие от спор грибов,

1)выполняют функцию питания и дыхания

2)образуются в результате полового размножения

3)необходимы для размножения и расселения на новые места

4)служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий Ответ:

©2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс.

(2015 - 6 / 22)

10Какую функцию выполняют клетки камбия у древесных растений?

1)проводят воду с минеральными веществами

2)способствуют росту в толщину

3)проводят органические вещества

4)защищают ткани и органы

Ответ:

 

Какой буквой на рисунке обозначен орган, в

 

 

 

11

 

 

А

 

 

 

котором содержатся зрелые семена сосны?

Б

 

 

1)

А

 

2)

Б

 

 

В

 

3)

В

 

 

 

 

 

 

 

4)

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

12Жидкие продукты жизнедеятельности у инфузории-туфелькивыводятся через

1)порошицу

2)клеточный рот

3)сократительные вакуоли

4)пищеварительные вакуоли

Ответ:

 

 

 

Какая

особенность

размножения

и

развития

сформировалась

 

13

 

 

 

у пресмыкающихся при освоении наземно-воздушнойсреды?

 

 

 

 

 

 

1)

образование гамет путём мейоза

 

 

 

 

 

 

2)

внутреннее оплодотворение

 

 

 

 

 

 

3)

развитие зародыша в матке

 

 

 

 

 

 

4)

забота о потомстве

 

 

 

 

Ответ:

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

studfiles.net

Эко­ло­ги­че­ские факторы

Здесь находится описание темы Эко­ло­ги­че­ские факторы, изучаемой по предмету Биология. Ниже вы разберете ответы на все ваши разнообразные вопросы. Если представленный текст вам не помог, то вы смело можете задать свои вопросы ниже.

1. За­да­ние 22  Сиг­нал к на­ча­лу осен­не­го пе­ре­ле­та на­се­ко­мо­яд­ных птиц

 

1) по­ни­же­ние тем­пе­ра­ту­ры окру­жа­ю­щей среды

2) со­кра­ще­ние све­то­во­го дня

3) не­до­ста­ток пищи

4) по­вы­ше­ние влаж­но­сти и дав­ле­ния

Ответ: 2

2. За­да­ние 22  На чис­лен­ность белки в лес­ной зоне НЕ вли­я­ет

 

1) смена хо­лод­ных и теп­лых зим

2) уро­жай ело­вых шишек

3) чис­лен­ность хищ­ни­ков

4) чис­лен­ность па­ра­зи­тов

Ответ: 1

3. За­да­ние 22  К абио­ти­че­ским фак­то­рам от­но­сят

 

1) кон­ку­рен­цию рас­те­ний за по­гло­ще­ние света

2) вли­я­ние рас­те­ний на жизнь жи­вот­ных

3) из­ме­не­ние тем­пе­ра­ту­ры в те­че­ние суток

4) за­гряз­не­ние окру­жа­ю­щей среды че­ло­ве­ком

Ответ: 3

4. За­да­ние 22  Фак­тор, огра­ни­чи­ва­ю­щий рост тра­вя­ни­стых рас­те­ний в ело­вом лесу, — не­до­ста­ток

 

1) света

2) тепла

3) воды

4) ми­не­раль­ных ве­ществ

Ответ: 1

5. За­да­ние 22  Как на­зы­ва­ют фак­тор, ко­то­рый зна­чи­тель­но от­кло­ня­ет­ся от оп­ти­маль­ной для вида ве­ли­чи­ны

 

1) абио­ти­че­ский

2) био­ти­че­ский

3) ан­тро­по­ген­ный

4) огра­ни­чи­ва­ю­щий

Ответ: 4

6. За­да­ние 22  Сиг­на­лом к на­ступ­ле­нию ли­сто­па­да у рас­те­ний слу­жит

 

1) уве­ли­че­ние влаж­но­сти среды

2) со­кра­ще­ние длины све­то­во­го дня

3) умень­ше­ние влаж­но­сти среды

4) по­вы­ше­ние тем­пе­ра­ту­ры среды

Ответ: 2

7. За­да­ние 22  Ветер, осад­ки, пыль­ные бури — это фак­то­ры

 

1) ан­тро­по­ген­ные

2) био­ти­че­ские

3) абио­ти­че­ские

4) огра­ни­чи­ва­ю­щие

Ответ: 3

8. За­да­ние 22  Ре­ак­цию ор­га­низ­мов на из­ме­не­ние длины све­то­во­го дня на­зы­ва­ют

 

1) мик­ро­э­во­лю­ци­он­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми

2) фо­то­пе­ри­о­диз­мом

3) фо­то­тро­пиз­мом

4) без­услов­ным ре­флек­сом

Ответ: 2

9. За­да­ние 22  К абио­ти­че­ским фак­то­рам среды от­но­сят

 

1) под­ры­ва­ние ка­ба­на­ми кор­ней

2) на­ше­ствие са­ран­чи

3) об­ра­зо­ва­ние ко­ло­ний птиц

4) обиль­ный сне­го­пад

Ответ: 4

10. За­да­ние 22  Из пе­ре­чис­лен­ных яв­ле­ний к су­точ­ным био­рит­мам от­но­сят

 

1) ми­гра­ции мор­ских рыб на не­рест

2) от­кры­ва­ние и за­кры­ва­ние цвет­ков по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний

3) рас­пус­ка­ние почек у де­ре­вьев и ку­стар­ни­ков

4) от­кры­ва­ние и за­кры­ва­ние ра­ко­вин у мол­люс­ков

Ответ: 2

11. За­да­ние 22  Какой фак­тор огра­ни­чи­ва­ет жизнь рас­те­ний в степ­ной зоне?

 

1) вы­со­кая тем­пе­ра­ту­ра

2) не­до­ста­ток влаги

3) от­сут­ствие пе­ре­гноя

4) из­бы­ток уль­тра­фи­о­ле­то­вых лучей

Ответ: 2

12. За­да­ние 22  Важ­ней­шим абио­ти­че­ским фак­то­ром, ми­не­ра­ли­зу­ю­щим ор­га­ни­че­ские

остат­ки в био­гео­це­но­зе леса, яв­ля­ют­ся

 

1) за­мо­роз­ки

2) по­жа­ры

3) ветры

4) дожди

Ответ: 2

13. За­да­ние 22  К абио­ти­че­ским фак­то­рам, опре­де­ля­ю­щим чис­лен­ность по­пу­ля­ции, от­но­сят

 

1) меж­ви­до­вую кон­ку­рен­цию

2) па­ра­зи­тизм

3) по­ни­же­ние пло­до­ви­то­сти

4) влаж­ность

Ответ: 4

14. За­да­ние 22  Глав­ным огра­ни­чи­ва­ю­щим фак­то­ром для жизни рас­те­ний в Ин­дий­ском оке­а­не яв­ля­ет­ся не­до­ста­ток

 

1) света

2) тепла

3) ми­не­раль­ных солей

4) ор­га­ни­че­ских ве­ществ

Ответ: 1

15. За­да­ние 22  Что может стать огра­ни­чи­ва­ю­щим фак­то­ром для жизни пят­ни­сто­го оленя, жи­ву­ще­го в При­мо­рье на южных скло­нах гор?

 

1) глу­бо­кий снег

2) силь­ный ветер

3) не­до­ста­ток хвой­ных де­ре­вьев

4) ко­рот­кий день зимой

Ответ: 1

16. За­да­ние 22 .Какой циф­рой обо­зна­чен пря­мо­уголь­ник в ко­то­ром нужно впи­сать слово «оп­ти­мум»?

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Ответ: 2

17. За­да­ние 22 . К абио­ти­че­ским эко­ло­ги­че­ским фак­то­рам от­но­сит­ся

 

 

1) пло­до­род­ность почвы

2) боль­шое раз­но­об­ра­зие рас­те­ний

3) на­ли­чие хищ­ни­ков

4) тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха

Ответ: 4

18. За­да­ние 22 . Сход­ство в жиз­нен­ных усло­ви­ях оби­та­ния раз­ных по­пу­ля­ций од­но­го вида от­но­сят к кри­те­рию

 

1) гео­гра­фи­че­ско­му

2) эко­ло­ги­че­ско­му

3) фи­зио­ло­ги­че­ско­му

4) это­ло­ги­че­ско­му

Ответ: 2

19. За­да­ние 22 . Ре­ак­ция ор­га­низ­мов на про­дол­жи­тель­ность дня на­зы­ва­ет­ся

 

1) фо­то­тро­пиз­мом

2) ге­лио­тро­пиз­мом

3) фо­то­пе­ри­о­диз­мом

4) фо­то­так­си­сом

Ответ: 3

20. За­да­ние 22 . Какой из фак­то­ров ре­гу­ли­ру­ет се­зон­ные яв­ле­ния в жизни рас­те­ний и жи­вот­ных?

 

1) смена тем­пе­ра­ту­ры

2) уро­вень влаж­но­сти воз­ду­ха

3) на­ли­чие убе­жи­ща

4) про­дол­жи­тель­ность дня и ночи

Ответ: 4

21. За­да­ние 22 . Какой из пе­ре­чис­лен­ных ниже фак­то­ров не­жи­вой при­ро­ды наи­бо­лее су­ще­ствен­но вли­я­ет на рас­про­стра­не­ние зем­но­вод­ных?

 

1) свет

2) со­дер­жа­ние уг­ле­кис­ло­го газа

3) дав­ле­ние воз­ду­ха

4) влаж­ность

Ответ: 4

22. За­да­ние 22 . Куль­тур­ные рас­те­ния плохо рас­тут на за­бо­ло­чен­ной почве, так как в ней

 

1) не­до­ста­точ­ное со­дер­жа­ние кис­ло­ро­да

2) про­ис­хо­дит об­ра­зо­ва­ние ме­та­на

3) из­бы­точ­ное со­дер­жа­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ

4) со­дер­жит­ся много торфа

Ответ: 1

23. За­да­ние 22 . Какое при­спо­соб­ле­ние спо­соб­ству­ет охла­жде­нию рас­те­ний при по­вы­ше­нии тем­пе­ра­ту­ры воз­ду­ха?

 

1) умень­ше­ние ско­ро­сти об­ме­на ве­ществ

2) уве­ли­че­ние ин­тен­сив­но­сти фо­то­син­те­за

3) умень­ше­ние ин­тен­сив­но­сти ды­ха­ния

4) уси­ле­ние ис­па­ре­ния воды

Ответ: 4

24. За­да­ние 22 . Какое при­спо­соб­ле­ние у те­не­вы­нос­ли­вых рас­те­ний обес­пе­чи­ва­ет более эф­фек­тив­ное и пол­ное по­гло­ще­ние сол­неч­но­го света?

 

1) мел­кие ли­стья

2) круп­ные ли­стья

3) шипы и ко­люч­ки

4) вос­ко­вой налёт на ли­стьях

Ответ: 2

25. За­да­ние 22 . Какой из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров от­но­сят к абио­ти­че­ским?

 

1) на­ли­чие корма

2) навоз на полях

3) сор­ня­ки

4) со­став почвы

Ответ: 4

26. За­да­ние 22 . Ярус­ность рас­те­ний в лесу

 

1) по­вы­ша­ет меж­ви­до­вую кон­ку­рен­цию ор­га­низ­мов

2) сни­жа­ет внут­ри­ви­до­вую кон­ку­рен­цию

3) угне­та­ет жиз­не­де­я­тель­ность рас­те­ний

4) сни­жа­ет меж­ви­до­вую кон­ку­рен­цию

Ответ: 4

27. За­да­ние 22 . Какой из пе­ре­чис­лен­ных эко­ло­ги­че­ских фак­то­ров яв­ля­ет­ся огра­ни­чи­ва­ю­щим жиз­не­де­я­тель­ность бак­те­рий, по­се­ля­ю­щих­ся на мяс­ных про­дук­тах?

 

1) влаж­ность

2) со­став солей

3) тем­пе­ра­ту­ра

4) освещённость

Ответ: 3

28. За­да­ние 22 . Какой из фак­то­ров ре­гу­ли­ру­ет се­зон­ные яв­ле­ния в жизни рас­те­ний и жи­вот­ных?

 

1) смена тем­пе­ра­ту­ры

2) уро­вень влаж­но­сти воз­ду­ха

3) на­ли­чие убе­жи­ща

4) про­дол­жи­тель­ность дня и ночи

Ответ: 4

29. За­да­ние 22 . Плот­ные и проч­ные кож­ные по­кро­вы, ре­дук­ция ор­га­нов зре­ния, ко­неч­но­сти ро­ю­ще­го типа — при­зна­ки жи­вот­ных, оби­та­ю­щих в среде

 

1) на­зем­но-воз­душ­ной

2) поч­вен­ной

3) вод­ной

4) ор­га­низ­мен­ной

Ответ: 2

30. За­да­ние 22 . Какой циф­рой обо­зна­чен оп­ти­мум су­ще­ство­ва­ния ор­га­низ­ма?

 

1) I

2) II

3) III

4) IV

 

Ответ: 3

31. За­да­ние 22 . Какой циф­рой обо­зна­че­на на ри­сун­ке зона ги­бе­ли ор­га­низ­ма?

 

1) I

2) II

3) III

4) IV

Ответ: 1

32. За­да­ние 22 . Глав­ный эко­ло­ги­че­ский фак­тор, вы­зы­ва­ю­щий ли­сто­пад у рас­те­ний, — из­ме­не­ние

 

1) со­ста­ва поч­вен­но­го по­кро­ва

2) влаж­но­сти воз­ду­ха

3) про­дол­жи­тель­но­сти све­то­во­го дня

4) тем­пе­ра­ту­ры окру­жа­ю­щей среды

Ответ: 3

33. За­да­ние 22 . Огра­ни­чи­ва­ю­щим фак­то­ром для жизни крота обык­но­вен­но­го может слу­жить

 

1) не­до­ста­ток света

2) влаж­ность воз­ду­ха

3) тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха

4) плот­ность почвы

Ответ: 4

34. За­да­ние 22 . К какой груп­пе эко­ло­ги­че­ских фак­то­ров сле­ду­ет от­не­сти про­пол­ку сор­ня­ков в по­се­вах куль­тур­ных рас­те­ний?

 

1) абио­ти­че­ским

2) ан­тро­по­ген­ным

3) фи­зио­ло­ги­че­ским

4) оп­ти­маль­ным

Ответ: 2

35. За­да­ние 22 . При­спо­соб­лен­ность как­ту­сов к за­суш­ли­вым усло­ви­ям пу­сты­ни со­сто­ит в том, что у них

 

1) пе­ри­о­ди­че­ски пре­кра­ща­ют­ся все про­цес­сы жиз­не­де­я­тель­но­сти

2) устьи­ца рас­по­ло­же­ны на ниж­ней части листа

3) име­ют­ся мощ­ные корни, глу­бо­ко ухо­дя­щие в почву

4) в стеб­лях име­ют­ся во­до­нос­ные ткани, в ко­то­рых они за­па­са­ют воду

Ответ: 4

36. За­да­ние 22 . Какой эко­ло­ги­че­ский фак­тор яв­ля­ет­ся огра­ни­чи­ва­ю­щим для зер­но­яд­ных птиц зимой в тайге?

 

1) ин­тен­сив­ность осве­ще­ния

2) пе­ре­па­ды ат­мо­сфер­но­го дав­ле­ния

3) от­сут­ствие на­се­ко­мых

4) вы­со­та сне­го­во­го по­кро­ва

Ответ: 4

37. За­да­ние 22 . Рас­те­ние Ве­не­ри­на му­хо­лов­ка «по­еда­ет» на­се­ко­мых из-за

 

1) не­спо­соб­но­сти к фо­то­син­те­зу

2) не­хват­ки ор­га­ни­че­ских ве­ществ

3) не­хват­ки азота

4) пе­ре­хо­да к па­ра­зи­ти­че­ско­му об­ра­зу жизни

Ответ: 3

38. За­да­ние 22 . Внеш­ним сиг­на­лом, вы­зы­ва­ю­щим на­ступ­ле­ние ли­сто­па­да у рас­те­ний цен­траль­ной по­ло­сы Рос­сии, слу­жит

 

1) на­коп­ле­ние вред­ных ве­ществ в ли­стьях

2) уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства осад­ков

3) со­кра­ще­ние длины све­то­во­го дня

4) умень­ше­ние пи­та­тель­ных ве­ществ в почве

Ответ: 3

39. За­да­ние 22 . Огра­ни­чи­ва­ю­щим фак­то­ром для арк­ти­че­ской Бе­ло­клю­вой га­га­ры ско­рее может стать

 

1) силь­ный ветер

2) за­мер­за­ние водоёмов

3) по­вы­ше­ние тем­пе­ра­ту­ры воз­ду­ха

4) по­вы­ше­ние влаж­но­сти

Ответ: 2

1. За­да­ние 22  Умень­ше­ние тол­щи­ны озо­но­во­го слоя свя­за­но с де­я­тель­но­стью

 

1) рас­те­ний

2) мик­ро­ор­га­низ­мов

3) че­ло­ве­ка

4) жи­вот­ных

Ответ: 3

2. За­да­ние 22  Опас­ность воз­дей­ствия че­ло­ве­ка на био­сфе­ру со­сто­ит в том, что в ней

 

1) зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ва­ет­ся раз­но­об­ра­зие куль­тур­ных рас­те­ний

2) чрез­мер­но уве­ли­чи­ва­ет­ся раз­но­об­ра­зие до­маш­них жи­вот­ных

3) кру­го­во­рот ве­ществ и энер­гии ста­но­вит­ся более пол­ным

4) на­ру­ша­ют­ся про­цес­сы са­мо­ре­гу­ля­ции, под­дер­жи­ва­ю­щие ее це­лост­ность

Ответ: 4

3. За­да­ние 22  Ве­ду­щую роль в со­кра­ще­нии рыб­ных за­па­сов Ми­ро­во­го оке­а­на сыг­ра­ли фак­то­ры

 

1) ан­тро­по­ген­ные

2) абио­ти­че­ские

3) био­ти­че­ские

4) кли­ма­ти­че­ские

Ответ: 1

4. За­да­ние 22  Ука­жи­те при­мер ан­тро­по­ген­но­го фак­то­ра

 

1) вы­мер­за­ние всхо­дов при ве­сен­них за­мо­роз­ках

2) уплот­не­ние почвы ав­то­мо­биль­ным транс­пор­том

3) по­вре­жде­ние куль­тур­ных рас­те­ний на­се­ко­мы­ми

4) уни­что­же­ние вре­ди­те­лей сель­ско­го хо­зяй­ства пти­ца­ми

Ответ: 2

5. За­да­ние 22  Среди пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров, вли­я­ю­щих на оби­та­те­лей эко­си­сте­мы луга, ука­жи­те ан­тро­по­ген­ный

 

1) выпас скота

2) за­рас­та­ние луга ку­стар­ни­ком

3) за­бо­ла­чи­ва­ние мест­но­сти

4) вы­па­де­ние боль­шо­го ко­ли­че­ства осад­ков

Ответ: 1

6. За­да­ние 22  При уни­что­же­нии ядо­хи­ми­ка­та­ми на­се­ко­мых-вре­ди­те­лей ино­гда на­блю­да­ет­ся их мас­со­вое раз­мно­же­ние, так как

 

1) уве­ли­чи­ва­ет­ся чис­лен­ность хищ­ных птиц

2) уско­ря­ет­ся рост сель­ско­хо­зяй­ствен­ных рас­те­ний

3) уни­что­жа­ют­ся их есте­ствен­ные враги

4) умень­ша­ет­ся чис­лен­ность куль­тур­ных рас­те­ний

Ответ: 3

7. За­да­ние 22  Ука­жи­те ан­тро­по­ген­ный фак­тор

 

1) ин­тен­сив­ное уль­тра­фи­о­ле­то­вое из­лу­че­ние

2) се­зон­ные ко­ле­ба­ния тем­пе­ра­ту­ры

3) про­мыш­лен­ное за­гряз­не­ние

4) по­вы­шен­ная влаж­ность воз­ду­ха

Ответ: 3

8. За­да­ние 22  Какой уча­сток земли, на­ру­шен­ный че­ло­ве­ком, мед­лен­нее дру­гих за­рас­та­ет рас­ти­тель­но­стью

 

1) за­бро­шен­ная лес­ная до­ро­га

2) лес­ное по­жа­ри­ще

3) за­бро­шен­ная пашня

4) не­дей­ству­ю­щий уголь­ный ка­рьер

Ответ: 4

9. За­да­ние 22  В целях устой­чи­во­го раз­ви­тия и со­хра­не­ния био­сфе­ры че­ло­век

 

1) пол­но­стью уни­что­жа­ет хищ­ни­ков в эко­си­сте­мах

2) ре­гу­ли­ру­ет чис­лен­ность по­пу­ля­ций от­дель­ных видов

3) уве­ли­чи­ва­ет чис­лен­ность тра­во­яд­ных жи­вот­ных

4) уве­ли­чи­ва­ет чис­лен­ность на­се­ко­мых-вре­ди­те­лей

Ответ: 2

10. За­да­ние 22  Наи­боль­шую роль в уве­ли­че­нии кон­цен­тра­ции уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ре иг­ра­ет

 

1) ды­ха­ние рас­те­ний

2) жиз­не­де­я­тель­ность мик­ро­ор­га­низ­мов

3) ра­бо­та пред­при­я­тий про­мыш­лен­но­сти

4) ды­ха­ние жи­вот­ных

Ответ: 3

11. За­да­ние 22  Ан­тро­по­ген­ным из­ме­не­ни­ем в эко­си­сте­ме степи счи­та­ют

 

1) фор­ми­ро­ва­ние чер­но­зем­ных почв

2) ко­ле­ба­ния чис­лен­но­сти гры­зу­нов

3) че­ре­до­ва­ние сухих и влаж­ных пе­ри­о­дов

4) на­ру­ше­ние рас­ти­тель­но­го по­кро­ва вслед­ствие рас­паш­ки степи

Ответ: 4

12. За­да­ние 22  За­гряз­не­ние окру­жа­ю­щей среды му­та­ге­на­ми, по­вы­ше­ние уров­ня ра­ди­а­ции — при­чи­ны

 

1) уве­ли­че­ния числа ин­фек­ци­он­ных за­бо­ле­ва­ний

2) уве­ли­че­ния числа на­след­ствен­ных за­бо­ле­ва­ний

3) при­спо­соб­лен­но­сти ор­га­низ­мов к среде

4) услож­не­ния цепей пи­та­ния

Ответ: 2

13. За­да­ние 22  Ан­тро­по­ген­ны­ми на­зы­ва­ют фак­то­ры

 

1) свя­зан­ные с де­я­тель­но­стью че­ло­ве­ка

2) абио­ти­че­ско­го ха­рак­те­ра

3) обу­слов­лен­ные ис­то­ри­че­ски­ми из­ме­не­ни­я­ми зем­ной коры

4) опре­де­ля­ю­щие функ­ци­о­ни­ро­ва­ние био­гео­це­но­зов

Ответ: 1

14. За­да­ние 22  Ука­жи­те при­мер ан­тро­по­ген­но­го фак­то­ра

 

1) вы­мер­за­ние всхо­дов при ве­сен­них за­мо­роз­ках

2) уплот­не­ние почвы ав­то­мо­биль­ным транс­пор­том

3) по­вре­жде­ние куль­тур­ных рас­те­ний на­се­ко­мы­ми

4) уни­что­же­ние вре­ди­те­лей сель­ско­го хо­зяй­ства пти­ца­ми

Ответ: 2

15. За­да­ние 22 . Ука­жи­те ан­тро­по­ген­ный эко­ло­ги­че­ский фак­тор.

 

1) на­вод­не­ние

2) зем­ле­тря­се­ние

3) био­ло­ги­че­ская за­щи­та рас­те­ний

4) сук­цес­сия в био­гео­це­но­зе

Ответ: 3

16. За­да­ние 22 . Рас­паш­ка це­ли­ны в целях вы­ра­щи­ва­ния зер­но­вых куль­тур — при­мер дей­ствия фак­то­ра

 

1) био­ти­че­ско­го

2) абио­ти­че­ско­го

3) ан­тро­по­ген­но­го

4) огра­ни­чи­ва­ю­ще­го

Ответ: 3

17. За­да­ние 22 . Рых­ле­ние почвы под кро­ной пло­до­вых де­ре­вьев — это воз­дей­ствие на рас­те­ния фак­то­ра

 

1) ан­тро­по­ген­но­го

2) био­ти­че­ско­го

3) огра­ни­чи­ва­ю­ще­го

4) ли­ми­ти­ру­ю­ще­го

Ответ: 1

18. За­да­ние 22 . Под­карм­ли­ва­ние ко­пыт­ных жи­вот­ных в зим­ний пе­ри­од в целях со­хра­не­ния чис­лен­но­сти их по­пу­ля­ций от­но­сят к фак­то­рам

 

1) ан­тро­по­ген­ным

2) абио­ти­че­ским

3) фи­зио­ло­ги­че­ским

4) эво­лю­ци­он­ным

Ответ: 1

19. За­да­ние 22 . К ан­тро­по­ген­ным фак­то­рам от­но­сят

 

1) об­ра­зо­ва­ние ка­рье­ров

2) влагоёмкость почвы

3) про­дол­жи­тель­ность све­то­во­го дня

4) есте­ствен­ный фон ра­ди­а­ции

Ответ: 1

20. За­да­ние 22 . Огра­ни­чи­ва­ю­щим ан­тро­по­ген­ным фак­то­ром для жизни крота обык­но­вен­но­го может слу­жить

 

1) не­до­ста­ток света

2) влаж­ность воз­ду­ха

3) не­до­ста­ток пищи

4) вспаш­ка почвы

Ответ: 4

21. За­да­ние 22 . Какой эко­ло­ги­че­ский фак­тор ока­зы­ва­ет силь­ное воз­дей­ствие на из­ме­не­ние лу­го­вой эко­си­сте­мы?

 

1) пре­об­ла­да­ние кон­су­мен­тов вто­ро­го по­ряд­ка

2) ви­до­вой со­став ре­ду­цен­тов

3) ин­тен­сив­ный выпас скота

4) обиль­ное вы­па­де­ние снега

Ответ: 3

22. За­да­ние 22 . Какой фак­тор, вли­я­ю­щий на эко­си­сте­му водоёма, от­но­сят к ан­тро­по­ген­ным?

 

1) по­вы­ше­ние уров­ня воды после обиль­ных осад­ков

2) бес­кон­троль­ный лов рыбы с по­мо­щью сетей

3) за­рас­та­ние бе­ре­гов озера осо­кой

4) раз­мно­же­ние од­но­кле­точ­ных во­до­рос­лей

Ответ: 2

23. За­да­ние 22 . При­ме­ром дей­ствия ан­тро­по­ген­но­го фак­то­ра слу­жит

 

1) рас­про­стра­не­ние грип­па

2) уль­тра­фи­о­ле­то­вое из­лу­че­ние

3) раз­лив нефти в оке­а­не

4) за­ра­же­ние ост­ри­ца­ми

Ответ: 3

1. За­да­ние 22  По обо­чи­нам дорог, свал­кам, от­ва­лам грун­та часто по­се­ля­ют­ся виды рас­те­ний, не свой­ствен­ные дан­ной мест­но­сти, так как в этих усло­ви­ях

 

1) ослаб­ле­на кон­ку­рен­ция с мест­ны­ми ви­да­ми рас­те­ний

2) улуч­ше­но снаб­же­ние рас­те­ний водой

3) уве­ли­че­на кон­цен­тра­ция ми­не­раль­ных ве­ществ

4) от­сут­ству­ют рас­ти­тель­но­яд­ные жи­вот­ные

Ответ: 1

2. За­да­ние 22  Ярус­ное рас­по­ло­же­ние рас­те­ний в со­об­ще­стве луга — при­спо­соб­ле­ние к

 

1) ис­поль­зо­ва­нию тепла

2) со­хра­не­нию влаги

3) сов­мест­но­му оби­та­нию

4) опы­ле­нию на­се­ко­мы­ми

Ответ: 3

3. За­да­ние 22  Фак­то­ры, вы­хо­дя­щие за пре­де­лы нормы ре­ак­ции вида, на­зы­ва­ют

 

1) оп­ти­маль­ны­ми

2) ан­тро­по­ген­ны­ми

3) огра­ни­чи­ва­ю­щи­ми

4) абио­ти­че­ски­ми

Ответ: 3

4. За­да­ние 22  Ка­ко­ва при­чи­на со­кра­ще­ния чис­лен­но­сти по­пу­ля­ции лосей в био­гео­це­но­зе леса

 

1) не­до­ста­ток корма

2) на­ступ­ле­ние дожд­ли­вой по­го­ды

3) по­ни­же­ние тем­пе­ра­ту­ры

4) на­ступ­ле­ние осени

Ответ: 1

5. За­да­ние 22  На­зо­ви­те тип вза­и­мо­от­но­ше­ний лисиц и полёвок в био­гео­це­но­зе

 

1) кон­ку­рен­ция

2) хо­зя­ин-па­ра­зит

3) сим­би­оз

4) хищ­ник-жерт­ва

Ответ: 4

6. За­да­ние 22  Что не­об­хо­ди­мо сде­лать для огра­ни­че­ния роста чис­лен­но­сти по­пу­ля­ции рас­ти­тель­но­яд­ных рыб в во­до­е­ме?

 

1) за­се­лить водоём хищ­ны­ми ры­ба­ми

2) под­карм­ли­вать во­до­рос­ли ми­не­раль­ны­ми удоб­ре­ни­я­ми

3) за­се­лить водоём ци­анобак­те­ри­я­ми

4) под­нять уро­вень воды

Ответ: 1

7. За­да­ние 22  Ярус­ное рас­по­ло­же­ние рас­те­ний в лесу слу­жит при­спо­соб­ле­ни­ем к

 

1) пе­ре­крест­но­му опы­ле­нию

2) за­щи­те от ветра

3) ис­поль­зо­ва­нию энер­гии света

4) умень­ше­нию ис­па­ре­ния воды

Ответ: 3

8. За­да­ние 22  Кон­ку­рент­ные от­но­ше­ния в био­це­но­зе воз­ни­ка­ют между

 

1) хищ­ни­ка­ми и жерт­ва­ми

2) па­ра­зи­та­ми и хо­зя­е­ва­ми

3) про­ду­цен­та­ми и кон­су­мен­та­ми

4) ви­да­ми со сход­ны­ми по­треб­но­стя­ми

Ответ: 4

9. За­да­ние 22  В во­до­е­ме после уни­что­же­ния всех хищ­ных рыб на­блю­да­лось со­кра­ще­ние чис­лен­но­сти рас­ти­тель­но­яд­ных рыб вслед­ствие

 

1) рас­про­стра­не­ния среди них за­бо­ле­ва­ний

2) умень­ше­ния чис­лен­но­сти па­ра­зи­тов

3) ослаб­ле­ния кон­ку­рен­ции между ви­да­ми

4) со­кра­ще­ния их пло­до­ви­то­сти

Ответ: 1

10. За­да­ние 22  Вза­и­мо­от­но­ше­ния бо­жьих ко­ро­вок и тлей — при­мер

 

1) па­ра­зи­тиз­ма

2) вза­и­мо­по­мо­щи

3) сим­би­о­за

4) хищ­ни­че­ства

Ответ: 4

11. За­да­ние 22  К био­ти­че­ским фак­то­рам среды от­но­сят

 

1) со­зда­ние за­по­вед­ни­ков

2) раз­лив рек при по­ло­во­дье

3) об­гры­за­ние зай­ца­ми коры де­ре­вьев

4) под­ня­тие грун­то­вых вод

Ответ: 3

12. За­да­ние 22  При каких усло­ви­ях воз­ни­ка­ет кон­ку­рен­ция между двумя ви­да­ми?

 

1) если со­сед­ству­ют два вида со сход­ны­ми эко­ло­ги­че­ски­ми по­треб­но­стя­ми

2) если два близ­ко­род­ствен­ных вида долго про­жи­ва­ют на одной тер­ри­то­рии

3) если два близ­ко­род­ствен­ных вида про­жи­ва­ют на смеж­ных тер­ри­то­ри­ях

4) если один вид вы­сту­па­ет для дру­го­го в ка­че­стве ре­сур­са

Ответ: 1

13. За­да­ние 22  Бла­го­да­ря не­пря­мо­му раз­ви­тию у жи­вот­ных ослаб­ля­ет­ся кон­ку­рен­ция между

 

1) осо­бя­ми раз­ных видов

2) по­пу­ля­ци­я­ми раз­ных видов

3) ли­чин­ка­ми и взрос­лы­ми фор­ма­ми

4) взрос­лы­ми осо­бя­ми вида

Ответ: 3

14. За­да­ние 22  Кон­ку­рент­ные от­но­ше­ния между ор­га­низ­ма­ми в эко­си­сте­мах ха­рак­те­ри­зу­ют­ся

 

1) угне­те­ни­ем друг друга

2) ослаб­ле­ни­ем внут­ри­ви­до­вой борь­бы

3) со­зда­ни­ем среды од­ни­ми ви­да­ми для дру­гих

4) фор­ми­ро­ва­ни­ем сход­ных при­зна­ков у раз­ных видов

Ответ: 1

15. За­да­ние 22  Ослаб­ле­нию кон­ку­рен­ции между ро­ди­те­ля­ми и потом­ством спо­соб­ству­ет раз­ви­тие ор­га­низ­ма

 

1) за­ро­ды­ше­вое

2) ис­то­ри­че­ское

3) пря­мое

4) не­пря­мое

Ответ: 4

16. За­да­ние 22  От­но­ше­ния между обык­но­вен­ной бел­кой и та­еж­ным кле­щом на­зы­ва­ют

 

1) кон­ку­рен­ци­ей

2) хищ­ни­че­ством

3) сим­би­о­зом

4) па­ра­зи­тиз­мом

Ответ: 4

17. За­да­ние 22  Не­огра­ни­чен­ное ис­треб­ле­ние вол­ков в эко­си­сте­ме леса может при­ве­сти к

 

1) рас­про­стра­не­нию за­бо­ле­ва­ний среди лосей

2) смене рас­ти­тель­но­го по­кро­ва

3) па­де­нию чис­лен­но­сти мы­ше­вид­ных гры­зу­нов

4) со­кра­ще­нию чис­лен­но­сти дру­гих хищ­ни­ков

Ответ: 1

18. За­да­ние 22  Чис­лен­ность вол­ков может быть огра­ни­чи­ва­ю­щим фак­то­ром для

 

1) зай­цев-ру­са­ков

2) со­бо­лей

3) мед­ве­дей

4) лисиц

Ответ: 1

19. За­да­ние 22  Какой спо­соб уни­что­же­ния вре­ди­те­лей сель­ско­го и лес­но­го хо­зяй­ства при­над­ле­жит к груп­пе био­ло­ги­че­ских ме­то­дов борь­бы

 

1) со­зда­ние вы­со­кой влаж­но­сти

2) вне­се­ние ор­га­ни­че­ских удоб­ре­ний

3) уни­что­же­ние сор­ня­ков гер­би­ци­да­ми

4) при­вле­че­ние хищ­ных жи­вот­ных

Ответ: 4

20. За­да­ние 22  Воз­дей­ствию эко­ло­ги­че­ских фак­то­ров с от­но­си­тель­но по­сто­ян­ны­ми зна­че­ни­я­ми под­вер­га­ет­ся

 

1) до­маш­няя ло­шадь

2) май­ский жук

3) бычий це­пень

4) че­ло­век

Ответ: 3

21. За­да­ние 22 . Опре­де­ли­те ор­га­низ­мы, всту­па­ю­щие в кон­ку­рент­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния.

 

1) гриб и во­до­росль в ли­шай­ни­ке

2) куль­тур­ные и сор­ные рас­те­ния

3) хищ­ник и жерт­ва

4) пло­то­яд­ные и рас­ти­тель­но­яд­ные жи­вот­ные

Ответ: 2

22. За­да­ние 22 . Раз­ло­же­ние в эко­си­сте­ме ор­га­ни­че­ских ве­ществ ре­ду­цен­та­ми от­но­сят к фак­то­рам

 

1) абио­ти­че­ским

2) био­ти­че­ским

3) ан­тро­по­ген­ным

4) огра­ни­чи­ва­ю­щим

Ответ: 2

23. За­да­ние 22 . В сим­би­о­зе живут

 

1) че­ло­век и пи­яв­ка

2) пе­че­ноч­ный со­саль­щик и ко­ро­ва

3) клу­бень­ко­вые бак­те­рии и горох

4) муха и ве­не­ри­на му­хо­лов­ка

Ответ: 3

24. За­да­ние 22 . К био­ти­че­ским эко­ло­ги­че­ским фак­то­рам от­но­сит­ся

 

 

1) влаж­ность воз­ду­ха

2) солёность воды

3) боль­шое раз­но­об­ра­зие рас­те­ний

4) ко­ли­че­ство сол­неч­ных дней в году

Ответ: 3

25. За­да­ние 22 . К па­ра­зи­там рас­те­ний от­но­сит­ся

 

1) блед­ная по­ган­ка

2) гриб тру­то­вик

3) му­хо­мор

4) лож­ный опёнок

Ответ: 2

26. За­да­ние 22 . Меж­ви­до­вая кон­ку­рен­ция при­во­дит к

 

1) при­спо­соб­ле­нию видов к раз­ным усло­ви­ям в пре­де­лах аре­а­ла

2) вы­ми­ра­нию од­но­го из видов

3) по­вы­ше­нию жиз­не­спо­соб­но­сти осо­бей в по­пу­ля­ции

4) смене типа меж­ви­до­вых от­но­ше­ний

Ответ: 1

27. За­да­ние 22 . Пре­иму­ще­ство ме­та­мор­фо­за у на­се­ко­мых перед пря­мым раз­ви­ти­ем про­яв­ля­ет­ся в

 

1) сни­же­нии кон­ку­рен­ции между ли­чин­кой и имаго

2) пи­та­нии более по­лез­ной пищей

3) боль­шей пло­до­ви­то­сти

4) в боль­шем рас­про­стра­не­нии

Ответ: 1

28. За­да­ние 22 . Какой из ука­зан­ных фак­то­ров яв­ля­ет­ся био­ти­че­ским?

 

1) за­ле­жи ка­мен­но­го угля

2) пар­ни­ко­вый эф­фект

3) на­се­ко­мые-вре­ди­те­ли

4) кон­цен­тра­ция кис­ло­ро­да в воз­ду­хе

Ответ: 3

29. За­да­ние 22 . Воз­рас­та­ние чис­лен­но­сти белок в лесу в связи с боль­шим уро­жа­ем семян ели от­но­сят к фак­то­рам

 

1) кли­ма­ти­че­ским

2) ан­тро­по­ген­ным

3) био­ти­че­ским

4) абио­ти­че­ским

Ответ: 3

30. За­да­ние 22 . При­спо­соб­ле­ние ас­ка­ри­ды к оби­та­нию в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка —

 

1) раз­ви­тые кро­ве­нос­ная и нерв­ная си­сте­мы

2) хо­ро­шо раз­ви­тые ор­га­ны чувств

3) плот­ные по­кро­вы тела

4) на­ли­чие тра­хей

Ответ: 3

31. За­да­ние 22 . В ос­но­ве стро­е­ния и жиз­не­де­я­тель­но­сти ка­ко­го ор­га­низ­ма лежат сим­био­ти­че­ские от­но­ше­ния?

 

1) ли­шай­ни­ка

2) хвоща

3) мха

4) пла­у­на

Ответ: 1

32. За­да­ние 22 . Какой био­ти­че­ский фак­тор ока­зы­ва­ет вли­я­ние на чис­лен­ность хищ­ных рыб в водоёме?

 

1) из­ме­не­ние чис­лен­но­сти рас­ти­тель­но­яд­ных рыб

2) отлов рыбы се­тя­ми

3) из­ме­не­ние тем­пе­ра­ту­ры воды

4) за­бо­ла­чи­ва­ние водоёма

Ответ: 1

33. За­да­ние 22 . К ка­ко­му типу от­но­сят меж­ви­до­вые от­но­ше­ния между оби­та­ю­щи­ми в одной эко­си­сте­ме вол­ком и ли­си­цей?

 

1) ком­мен­са­лиз­му

2) хищ­ни­че­ству

3) кон­ку­рен­ции

4) сим­би­о­зу

Ответ: 3

34. За­да­ние 22 . При­ме­ром сим­би­о­за могут слу­жить от­но­ше­ния

 

1) осины и под­оси­но­ви­ка

2) бе­ре­зы и зайца

3) волка и лисы

4) че­ло­ве­ка и ко­ро­вы

Ответ: 1

35. За­да­ние 22 . При­ме­ром сим­би­о­за могут слу­жить от­но­ше­ния

 

1) лисы и зайца

2) опен­ка и оленя

3) че­ло­ве­ка и ки­шеч­ной па­лоч­ки

4) че­ло­ве­ка и пше­ни­цы

Ответ: 3

36. За­да­ние 22 . Кон­су­мент пер­во­го по­ряд­ка обо­зна­чен циф­рой

  

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Ответ: 4

37. За­да­ние 22 . Пчёлы по от­но­ше­нию к опы­ля­е­мым ими цвет­ко­вым рас­те­ни­ям — при­мер фак­то­ра

 

1) био­ти­че­ско­го

2) огра­ни­чи­ва­ю­ще­го

3) абио­ти­че­ско­го

4) ан­тро­по­ген­но­го

Ответ: 1

 

38. За­да­ние 22 . Какие от­но­ше­ния фор­ми­ру­ют­ся в био­це­но­зе между ор­га­низ­ма­ми со сход­ны­ми по­треб­но­стя­ми?

 

1) кон­ку­рент­ные

2) па­ра­зит – хо­зя­ин

3) хищ­ник – жерт­ва

4) сим­био­ти­че­ские

Ответ: 1

39. За­да­ние 22 . Самая низ­кая био­мас­са про­ду­цен­тов ха­рак­тер­на для

 

1) лугов и болот

2) сме­шан­ных и хвой­ных лесов

3) тро­пи­че­ских дож­де­вых лесов

4) тунд­ры и пу­сты­ни

Ответ: 4

40. За­да­ние 22 . Какие от­но­ше­ния уста­нав­ли­ва­ют­ся между ак­ти­ни­ей и раком-от­шель­ни­ком?

 

1) аль­тру­изм

2) хищ­ни­че­ство

3) сим­би­оз

4) па­ра­зи­тизм

Ответ: 3

41. За­да­ние 22 . Какие от­но­ше­ния уста­нав­ли­ва­ют­ся между ки­шеч­ной па­лоч­кой и че­ло­ве­ком?

 

1) па­ра­зи­тизм

2) аль­тру­изм

3) хищ­ни­че­ство

4) сим­би­оз

Ответ: 4

42. За­да­ние 22 . Ре­ду­цен­та­ми в био­гео­це­но­зе леса яв­ля­ют­ся

 

1) кроты

2) му­равьи

3) грибы

4) ли­чин­ки жуков

Ответ: 3

43. За­да­ние 22 . К кон­су­мен­там пер­во­го по­ряд­ка от­но­сят­ся

 

1) сквор­цы

2) ба­боч­ки

3) совы

4) ле­ту­чие мыши

Ответ: 2

44. За­да­ние 22 . Фак­то­ром, сдер­жи­ва­ю­щим не­огра­ни­чен­ное уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти по­пу­ля­ции зай­цев, может быть

 

1) сни­же­ние уро­жая ка­пу­сты

2) сни­же­ние чис­лен­но­сти вол­ков

3) уве­ли­че­ние числа па­ра­зи­тов

4) уве­ли­че­ние ядо­ви­тых гри­бов

Ответ: 3

45. За­да­ние 22 . Про­ду­цен­том в эко­си­сте­ме НЕ яв­ля­ет­ся

 

1) ро­сян­ка

2) ве­не­ри­на му­хо­лов­ка

3) раф­фле­зия

4) как­тус

Ответ: 3

46. За­да­ние 22 . При­ме­ром на­хлеб­ни­че­ства (ком­мен­са­лиз­ма) могут слу­жить от­но­ше­ния между

 

1) кро­том и дож­де­вым червём

2) аку­лой и рыбой-при­ли­па­лой

3) гри­бом и во­до­рос­лью в ли­шай­ни­ке

4) ку­куш­кой и дру­ги­ми пти­ца­ми

Ответ: 2

47. За­да­ние 22 . При­ме­ром вза­и­мо­вы­год­ной ко­опе­ра­ции могут слу­жить от­но­ше­ния

 

1) бы­чье­го цепня и ко­ро­вы

2) рака-от­шель­ни­ка и ак­ти­нии

3) че­ло­ве­ка и мухи це-це

4) тру­то­ви­ка и берёзы

Ответ: 2

Категория: Биология | Добавил: (13.01.2016) Просмотров: 1 | Теги: Факторы | Рейтинг: 0.0/0

xn----8sbhepth3ca.xn--p1ai

Листопад. Факторы, его вызывающие

Листопадом называют явление массового опадания листьев. Растения, которые хотя бы недолго находятся у безлистном состоянии, называют листопадными. Вечнозеленые растения целый год несут зеленые листья, которые по мере старения постепенно заменяются новыми. У большинства растений – у листопадных, и вечнозеленых – листья живут несколько месяцев. У некоторых вечнозеленых растений субтропиков, тайги, тундры и высокогорья продолжительность жизни листьев намного больше. Но листья все равно опадают, поэтому понятие вечнозеленые условно. Вечнозеленость не всегда связана с продолжительностью жизни отдельного листа. Обязательным для всех вечнозеленых растений свойством является распускание новых листьев тогда, когда еще не опали старые.

Листопад как биологическое явление связан с процессом старения листьев, во время которого:

- постепенно уменьшается интенсивность фотосинтеза и дыхания;

- происходит пожелтение или покраснение, обусловленное разрушением хлорофилла и накоплением других пигментов – каротиноидов и антоциана;

- в тканях откладываются некоторые соли и уменьшается содержание углеводов и аминокислот.

В процессе старения листа двудольных древесных растений у его основания формируется отделяющий слой, по которому лист и отделяется от стебля. При этом проводящие элементы закупориваются, а раневая поверхность затягивается коровыми клетками и превращается в листовой рубец. У однодольных и травянистых двудольных отделяющий слой не образуется, а листья отмирают и разрушаются постепенно, вместе со стеблями.

У листопадных деревьев и кустов сбрасывание листьев на зиму имеет важное приспособительное значение, поскольку дает возможность уменьшить потери воды тогда, когда в связи с похолоданием замедляется ее поступление в растение. У растений пустынь и полупустынь наоборот наблюдается летний листопад. Это дает им возможность пережить критический период высоких температур и значительной сухости воздуха с наименьшими потерями воды.

Схематическое изображение строения полного простого листа: 1 — листовая пластинка; 2 — черешок; 3 — влагалище; 4 — прилистники; 5 — основание листа; 6 — верхушка листовой пластинки; 7 — край листовой пластинки; 8 — средняя жилка; 9 — боковые жилки; 10 — основание листовой пластинки.

Схематическое изображение анатомического строения листа: 1 — кутикула, 2 — верхний эпидермис; 3 — палисадная ткань; 4 — хлорофилловые зёрна; 5. 6 — воздухоносные межклетники; 7 — губчатая ткань; 8 — крупный воздухоносный межклетник, или т. н. дыхательная полость устьица; 9 — замыкающая клетка устьица; 10 — нижний эпидермис в разрезе; 11 — нижний эпидермис в плане; 12 — кутикулярный валик.

 

studopedya.ru

Зависимость строения листа от экологических условий. Листопад — реферат

12. Зависимость строения листа от экологических условий. Листопад

Среди компонентов живого вещества биосферы наиболее существенным фактором нейтрализации газообразных токсикантов является растительность и особенно древесно-кустарниковые насаждения и естественные лесные массивы (Сергейчик, 1984). Поэтому одним из перспективных подходов для биологической характеристики воздушной среды является оценкисостояния древесных растений по степени их газоустойчивости к промышленным выбросам (Соловьева, 2001).На скорость проникновения токсических ионов и молекул через покровные ткани оказывают влияние их размеры. Так, интенсивность поступления их в листья увеличивается при гидратации, что бывает в период осадков, туманов и росы. Поступление токсических веществ в листья через покровные ткани сокращается, хотя и не прекращается совсем в неблагоприятных погодных условиях (Гетко, 1989), например, при длительной летней засухе (Тарабрин, 1974).Большинство токсикантов (соединения углерода, серы, азота) в низких концентрациях могут служить источником необходимых растению макро- и микроэлементов. И в этом случае клетка обладает механизмами активного транспорта ионов через плазмалемму. В общих чертах этот механизм действует согласно с клеточным метаболизмом до тех пор, пока ионы или другие вещества не нарушают внутриклеточных реакций (Гетко, 1989).Поступающие в лист фитотоксиканты неравномерно распределяются в пределах листовой пластинки и всего растения. Большинство из них транспортируется по ксилеме на верхушку или края листовой пластинки. Проникшие в цитоплазму токсические соединения сосредоточиваются в основном в вакуолях (Соловьева, 2003). Распространение и распределение атмосферных токсикантов, в тканях листа при закрытых устьицах, может быть представлено в следующей последовательности: поглощенные кутикулой газы диффундируют в нижерасположенные оболочки эпидермальных клеток, частично проникают в клетки, но в основном распространяются по свободному пространству к соседним клеткам и достигают проводящих сосудов (Илькун, 1982).Если токсические газы проникают через устьица, то они насыщают оболочки клеток, выстилающих дыхательные полости и каналы, растворяются в воде, и одна их часть проникает в клетку, а другая вместе с током воды транспортируется по жилкам до мест потребления (Гетко, 1989).Однако не все элементы распределяются в растении по указанному пути. Распространение и распределение токсических веществ разной химической природы в пределах листовой пластинки и всего растения контролируется не структурой проводящих тканей, а избирательным поглощением каждого из них в отдельности и зависит от концентрации токсического вещества, скорости его поступления в лист и передвижения по сосудам (Косулина, 1993). При медленном поступлении, но быстром оттоке по ксилемным сосудам токсические соединения сосредоточиваются на верхушке и периферии листа, в результате чего появляются глубокие и необратимые нарушения. Так, по краям листа в условиях постоянного загрязнения воздуха газообразными токсикантами содержится в 10-50 раз больше фтора, окислов серы, азота, чем в серединной его части (Илькун, 1978). Илькун Г.М. (1978) наблюдал, что вместе с транспортными метаболитами из сформированных листьев экспортируется часть накопленных токсических веществ. Накопление в молодых листьях высоких доз токсических веществ, поступающих из средневозрастных листьев, может вызвать полную их гибель и опадение. Аккумулирующиеся в побегах путем оттока из листьев и притока из корней токсические соединения передвигаются к меристематическим тканям в период их активного состояния и отрицательно влияют на рост побегов, листьев и формирование генеративных органов (Тутаюк, 1972).Реакция на действие атмосферных газообразных токсикантов в большинстве случаев носит двухфазный характер:

·     увеличивается активность функциональных приспособлений;

·     происходит угнетение  метаболизма.

Соотношение этих двух фаз в значительной мере определяет степень газоустойчивости растений (Тарабрин, 1974). На деревьях в зонах высокой загазованности много недоразвитых деформированных листьев, уже в начале лета проявляется омертвление их тканей, начинающееся с краев, а затем распространяющееся к середине. Листья темнеют, засыхают и опадают, чем сокращается продолжительность жизни растений (Битюкова, 2004). В условиях промышленно-загрязненной среды древесные растения имеют более мелкие листья, большую толщину эпидермиса, меньшие размеры клеток ассимиляционной паренхимы и устьиц, большее количество устьиц на единицу площади листа. Усиление ксероморфности в строении листьев часто способствует повышению их газоустойчивости (Исаченко, 1938; Николаевский, 1967). Под действием загрязняющих веществ, происходит подавление фотосинтеза, нарушение водообмена, многих биохимических процессов, снижение транспирации, общее угнетение роста и развития растений. Это приводит к изменению окраски листьев, некрозу, опадению листьев, изменению формы роста, ветвлению и т.д. (Хвастунов, 1999).Накапливаясь в тканях листа сверх допустимого уровня, токсикант вызывает у растений различные нарушения в структурной организации и функциональной деятельности. Начальными признаками поражения являются снижение транспирации и фотосинтеза, ухудшение поглощающих функций корня. Эти сдвиги вначале обратимы, но по мере накопления отравляющего вещества происходят резкие изменения ультраструктуры клеток (разбухание оболочки, нарушение структуры митохондрий и хлоропластов), а затем и ухудшение углеводного, белкового и фосфорного обм Листопад, опадение листьев у растений, обычно у деревьев и кустарников, изредка — у трав (крапива, недотрога). Листья могут опадать массой в определённый период или постепенно, по одному в течение длительного времени. Если растения на какой-либо срок теряют все листья, их называют листопадными. Листопадные деревья во влажно-тропических лесах стоят без листьев иногда всего несколько дней. Вечнозелёные растения несут листья круглый год, сменяя их периодически или постепенно. Л. — нормальный физиологический процесс, связанный со старением листьев. Лист живёт обычно менее 1 года, реже до 2—5 лет, очень редко — 25 и более лет (у ели Шренка). Перед Л. в листьях происходят глубокие биохимические, физиологические и структурные изменения. Зелёный пигмент — хлорофилл обычно разрушается; более стойкие — жёлтые и оранжевые пигменты — каротиноиды сохраняются дольше и обусловливают осеннюю окраску листьев. Питательные вещества, особенно белки, из клеток стареющего листа оттекают в запасающие органы, к точкам роста и к растущим молодым листьям. В старых листьях часто накапливаются некоторые соли и образуются кристаллы щавелевокислого кальция. Механизм Л. связан с появлением у основания листа так называемого отделительного слоя из легко разъединяющихся паренхимных клеток. Проводящие пучки, удерживающие лист на стебле, разрываются под тяжестью листа и порывами ветра. В некоторых случаях (при резких понижениях температуры, засухе, появлении вредных газов в воздухе и т. д.) листья могут быстро отмирать, не успев образовать отделительный слой, и вследствие этого долго держатся на растении в засохшем состоянии. Листопадность характерна главным образом для растений климатических поясов с ярко выраженным неблагоприятным сезоном: в умеренной зоне — зимой, в субтропической и тропической — в период засухи. Л. — выработанное в процессе эволюции приспособление к уменьшению в неблагоприятных условиях поверхности надземных органов, что сокращает потерю влаги, в многоснежные зимы предотвращает поломку ветвей под тяжестью снега.У древесных растений умеренных широт подготовка к осеннему Л. начинается задолго до наступления морозов в связи с изменением длины светового дня. У многих вечнозелёных растений периодический Л. связан с развёртыванием молодых листьев (весной, летом). Т. И. Серебрякова.енов (Майснер, 1981).

Одно из важнейших осенних явлений  — листопад знаменует окончание  ассимиляционной деятельности у  деревьев и кустарников. Само явление  листопада состоит из нескольких фаз, диагностировать которые весьма затруднительно. Трудности связаны, прежде всего, с тем, что наблюдение приходится вести над всей кроной дерева, причем осенние явления у  деревьев и кустарников протекают  довольно медленно. Даже в пределах одного вида наблюдается значительная разновременность раскраски листьев  и начала листопада: сказывается  раса, возраст и условия обитания наблюдаемых экземпляров (характер почвы, близость грунтовых вод, экспозиция местности). В целом характер прохождения  осенних фаз, в том числе и  листопада у растений сопряжен как  с режимом погоды осенью, так и  с особенностями их развития весной и летом текущего года и даже с  условиями перезимовки.      Начало листопада. Подфазу отметьте днем, когда листья принимаются падать независимо от ветра. Если слегка потрясти ветки, в воздухе закружится несколько опавших листьев. Под деревьями виднеется свежий отпад. Листопад поначалу малозаметен, особенно в пору начала пожелтения крон. Вынужденный сброс листвы при засухе или из-за поражения болезнями и насекомыми считается явлением ненормальным и к началу естественного листопада отношения не имеет. У некоторых деревьев (например, у клена и дуба) листопад начинается лишь после значительной раскраски крон. Подфазу «начало листопада» легко отметить у осин, осокорей и у части ив.          Массовый листопад. Проходит под значительным влиянием снижающейся температуры воздуха и почвы. В теплую осень раскраска листвы бывает весьма яркой, да и начинается это явление раньше. Ненастной осенью отмирание листвы и ее опадение затягиваются, но в период возврата тепла кроны дружно желтеют и осыпаются. Массовый листопад отмечают датой, когда половина экземпляров наблюдаемой породы интенсивно сбрасывает листья. Кроны редеют, сквозят. Ясень, тополь, ольха и осина могут иногда буквально за день сронить листья. Поэтому следить за ними нужно чаще, особенно в ветреную Погоду. После заморозков листопад тем более усиливается.

   Окончание листопада. Подфазу регистрируют днем, в который наблюдаемые деревья или кустарники полностью обнажились от листвы. Те немногие листья, что задержались на вершинах крон, во внимание не принимаются. Признаки конца опадения хвои у сосен — освобождение от хвои внутренней части кроны, отчего она снова выглядит зеленой, хотя и более разреженной. У елей опадение хвои начинается в ноябре, и процесс этот растягивается на длительное время. Отпад хорошо заметен на поверхности снежного покрова. Сброс хвои в ветреные дни усиливается. Интересно, что при быстрой раскраске крон листопад протекает скорее, чем при медленном пожелтении листвы или ее внезапном побурении. Впрочем, в березняках бурая листва опадает поспешнее желтой, в осинниках быстрее оголяются карминово-красные кроны. В пору листопада у многих деревьев закладываются почки возобновления. Освободившись от листьев, растения вступают в длительный период относительного покоя

 

16. Дайте определение побега и его схематический рисунок.

Побе́г (лат. córmus) — один из основных вегетативных органов высших растений, состоящий из стебля с расположенными на нём листьями и почками

ПОБЕГ — стебель с листьями, а также с верхушечной и пазушными почками; состоит из узлов и междоузлий. Благодаря пазушным почкам П. способен к ветвлению и образованию большого количества листьев. Определенным гр. растений присущ тот или иной тип ветвления (см. Ветвление побега). Расположение листьев на П. может быть различное: очередное, супротивное и мутовчатое.

В сезонном климате умеренных широт  рост и развитие побегов из почек  носит периодический характер. У  кустарников и деревьев, а также  у большинства многолетних трав это происходит один раз в году — весной или в начале лета, после  чего формируются зимующие почки  будущего года, а в конце лета — осенью рост побегов заканчивается. Побеги, вырастающие из почек за один вегетационный период раз в год, называют годичными. Однако формирование новых побегов из почек в течение астрономического года может быть и неоднократным. У растений, когда их вегетационный цикл состоит из нескольких периодов роста, разделённых слабо выраженными периодами покоя, нарастающие побеги называются элементарными. Так, два элементарных побега в год нередко образуются у дуба: первый — весной, второй — в середине лета; побеги летнего периода называют ивановыми побегами. У цитрусовых, чайного куста, многих тропических деревьев образуется 3—7 элементарных побегов в год. У многих многолетних трав годичные и элементарные побеги чётко не разграничены. Побеговая система травянистых поликарпиков состоит из побегов, которые после плодоношения не отмирают полностью, а их базальные участки с почками возобновления сохраняются. Это так называемые монокарпические побеги. В зависимости от длительности периода от раскрытия почки до плодоношения их делят на моноциклические (цикл развития побега завершается в течение одного вегетационного периода), дициклические (два года) и полициклические (три и более лет). Побеги, отмирающие, не доходя до цветения и плодоношения, называют побегами с неполным циклом развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

61. Диаграммы и формулы цветка. Приведите формулы цветков двух видов растений

Формула цветка — условное обозначение  строения цветка с помощью букв латинского алфавита, символов и цифр.Начиная с XIX века, в учебной работе и научных исследованиях по ботанике для большей наглядности стали использовать формулы и диаграммы цветка.

 

128. Микроспорогенез (образование микроспор в гнездах пыльника).

Строение мужского гаметофита (пыльцевого зерна

Микроспорогенез – процесс образования микроспор в микроспорангиях (гнездах пыльника). Микроспоры формируются из материнских клеток – микроспороцитов, имеющих диплоидный набор хромосом. В результате мейоза каждая материнская клетка образует четыре гаплоидных микроспоры. Микроспоры быстро обособляются друг от друга.

Все развитие мужского гаметофита, включая  образование мужских гамет, сводится лишь к двум митотическим делениям. Первое из этих делений происходит всегда под защитой оболочки микроспоры, которая превращается в новое образование — пыльцевое зерно. Второе деление совершается в одних случаях в пыльцевом зерне, а в других — лишь позднее, в пыльцевой трубке. В результате зрелые пыльцевые зерна бывают двух клеточными или трехклеточными, причем двухклеточные встречаются значительно чаще, чем трехклеточные, и известны приблизительно у 70% цветковых растений. Еще в 1926 г. известный немецкий эмбриолог растений П. Шюргоф пришел к выводу, что в процессе эволюции трех клеточная пыльца возникла из двухклеточной. Он справедливо считал, что прохождение обоих делений внутри пыльцевого зерна, в то время как последнее еще не отделилось от материнского растения, является прогрессивным, так как в этом случае развитие мужского гаметофита происходит под надежной защитой спородермы и более быстро. Действительно, двухклеточная пыльца характерна для многих относительно примитивных групп, в том числе для всех представителей порядков магнолиевых, лавровых, нимфейных, лютиковых, а трехклеточная пыльца встречается чаще у более подвинутых порядков, в том числе у всех сложноцветных и злаков.

Перед началом первого митотического  деления ядро микроспоры переходит  из центрального положения в периферическое. В результате деления образуются две, как правило, неравные клетки — маленькая, обычно пристенная генеративная клетка и большая сильно вакуолизированная клетка-трубка (широко известная также под неудачным названием вегетативной клетки). Генеративная клетка вначале прилегает к оболочке микроспоры (чаще всего против апертуры), но вскоре становится выпуклой, все более и более вдается в клетку-трубку, наконец, совсем отделяется от оболочки и полностью погружается в цитоплазму клетки-трубки, где лежит свободно. Генеративная клетка окружена топкой, прозрачной и легкопроницаемой оболочкой и принимает эллипсоидальную или веретенообразную форму. Создается совершенно уникальная ситуация, когда одна клетка помещается внутри другой. Дальнейшая судьба этих двух клеток глубоко различна. В результате вторичного деления (происходящего внутри оболочки пыльцевого зерна или позднее в пыльцевой трубке) из генеративной клетки образуются две безжгутиковые мужские гаметы — спермии, а клетка-трубка больше не делится и дает начало пыльцевой трубке.

referat911.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта