Фенологические наблюдения за растениями летом. Лабораторная работа "Фенологические наблюдения за изменениями в природе" 5-6 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Фенологические наблюдения Источник. Фенологические наблюдения за растениями летом


Фенологические наблюдения — весна

Разделы: Работа с дошкольниками

Неживая природа

1. Отметить, какие изменения произошли в природе: дни стали длиннее, теплее, ярче светит солнце, небо голубое и т.д.

Загадка

Тает снежок, ожил лужок, День прибывает – когда это бывает? Художественное слово

Т. Прописнова

Почему всё изменилось? Почему всё заискрилось, Засмеялось и запело? Ну, скажите, в чём тут дело? Это так легко понять: К нам весна пришла опять!

2. Март– месяц переменчивый – то снегом сеет, то солнцем греет. В марте кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно.

Познакомить детей с приметами и поговорками:

  • Февраль зиму выдувает, а март ломает.
  • С марта весна открывается.
  • В марте с крыш капает, но за нос мороз еще крепко цапает.
  • Март-марток велит надевать семеро порток.
  • Март неверен: то плачет, то смеется.

3. Предложить детям подумать, почему март раньше называли:

  • капельником (припекает солнышко, тает снег на крышах и «капели в марте запели»)       
  • протальником (быстрое снеготаяние и появление на земле первых проталин и прогалин)
  • утром весны и утром года, порой воробьиных драк и синичьих песен (пробуждается от зимнего сна природа)
  • ветроносом (за свист холодного ветра, который «везде суёт свой нос»)
  • весновеем и зимобором (весна с зимой борется)

4. Март. День за днем.

1 – новичок, день рождения весны снежной.

6 – весновей, вестник теплых дней.

13 – солнечник, капельник. Если дождь, быть лету доброму.

14. Евдокия Плющиха. Снег подтаивая, сплющивается. Каков день, таково и лето.

17. Герасим Грачевник. Коли грач прилетел, через месяц снег сойдет.

21 – день весеннего равноденствия.

22. Вторая встреча весны. День массового прилета птиц.

30 – солногрей, водотек. Если тепло, то и весна будет теплой.

5. Познакомить детей с народными названиями апреля:

  • березень – начало цветения берез;
  • капризник, обманщик (за непостоянство погоды, её изменчивый характер. «По- своему погодой распоряжается»)
  • капельник (тает снег и капает с крыш)
  • снегогон, снеготок (куда ни кинь взгляд, везде вода)
  • ледолом (на реках, озёрах тает и ломается лёд)
  • месяц живой воды (реки освобождаются ото льда)
  • парильник (первенец года с положительной средней температурой воздуха)
  • птичий месяц (массы перелетных птиц возвращаются из теплых краев на родину, несут на своих крыльях весну)
  • солнечный месяц (много солнечных дней)

6. Поговорки, пословицы, присловья.

Апрель открывает ключи и воды.

Апрельский цветок ломает, а то и ледок.

Апрельский скворец – весны гонец.

Не ломай печей, еще апрель у плечей.

Апрель водою славен, почками красен.

7. Апрель. День за днем.

1 – прилетают первые коршуны.

4 – начинают урчать лягушки.

7 – Зимобор, весна зиму поборола. Третья встреча весны. Каков день, таков и конец месяца.

10 – вылетают шмели, комары-кусаки.

21 – массовое появление лесных муравьев и бабочек-крапивниц.

8. Май – самый бурный весенний месяц, период расцвета всего живого.

Поговорки, пословицы, присловья.

Первый гром весною – признак наступающего тепла.

Ласточка прилетела – скоро гром загремит.

Коли в мае дождь, будет и рожь.

Цветы сильнее пахнут перед дождём.

Познакомить детей с древнеславянскими названиями мая:

  • травень, цветень (самый зелёный месяц)
  • листопук («лист» и «пук травы», так как в это время на деревьях появляются молодые листочки, а землю покрывают густые травы.)

День за днем

2 – если начало мая тёплое – в конце будут холода, и наоборот.

8 – прилёт певчих птиц стаями на родину.

21 – день с дождями – гриб пойдёт полками.

29 – зацвела рябина – наступит тепло.

9. Наблюдение за ручейками. Измерить глубину ручейков в разных местах. Рассмотреть, что несут ручейки, откуда и куда текут. Какие они?

Загадки.  

К маме-речке бегу И молчать не могу. Я ее сын родной, А родился весной.

Сквозь лёд и снег он первым начинает бег.

Художественное слово Т. Прописнова

Первой проснулась капель озорная И зазвенела, весну закликая. Следом за ней голубой ручеёк Скрипочку взял и наладил смычок.

10. Наблюдение за солнцем. Весной солнышко стало греть сильнее.

Предложить детям потрогать руками предметы, нагретые его лучами: скамейку, подоконник, рукав пальто.

Художественное слово

А. Говоров

Утром холоду назло Красно солнышко Взошло, В сад И в поле, В луг, и в лес На глазах вбежало. Даже дом Прогрелся весь С крыши до подвала.

Наблюдение за местоположением солнца утром и днем.

Обратить внимание детей на время восхода и захода солнца.

Наблюдения за длительностью светового дня и ее последовательным изменением. Фиксировать в схеме-модели увеличение световой части суток.

Художественное слово

В. Берестов

Что ни сутки, По минутке День длинней, Короче ночь. Потихоньку, Полегоньку Прогоняем зиму Прочь! А. Говоров А вечер – и гас и не гас, Был светел, как будто сказка.

А. Кольцов

Красавица зорька В небе загорелась, Из большого леса Солнышко выходит.

И. Никитин

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается.

11. Солнышко выглянет, сугробы заискрятся, как в сказке.

Рассмотреть с детьми тонкую ледяную корку – кружево. Какая она? (тонкая, прозрачная, хрупкая и т.д.).

12.Игра с солнечными зайчиками «Догони!». Рассмотреть движение солнечного зайчика, обсудить, как он получается.

Скачет, как мячик, Солнечный зайчик, Вверх – вниз Со стола – на карниз. Зеркальцем взмахну – Побежит к окну…

13. Наблюдение за снегом: рыхлый, тёмный, зернистый, грязный, тяжёлый. Почему снег становится грязным? Рассмотреть цвет снега в тени и на солнце. Одинаковый ли он?

14. В солнечные дни проводить наблюдения за небом, облаками. Показать детям красоту весеннего неба, белоснежных облаков, яркого солнечного дня.

Небо кажется синим-синим. На сугробах лежат голубые тени от деревьев.

В марте в небесной синеве появляются первые кучевые облака.

Спросить, на что они похожи?

Примета: «Синие облака в апреле к теплу и дождю»

Художественное слово.

Е. Баратынский

Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он.

А. Плещеев

Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.

Загадка:

По морю голубому Гуси белые плывут.

15. Наблюдение за тучами. Какие они? (тёмные, дождевые, низкие, хмурые и т.д.)

Художественное слово А. Говоров

– Уходите, тучи, прочь, Хватит грязь С утра толочь. Солнышку пора работать, Вас уже терпеть невмочь.

Загадка.

Нахмурится, Насупится, В слезы ударится, Ничего не останется.

16.Наблюдение за ветром

Если ветер холодный, с севера – все вокруг скует мороз. Ветер со скрипом раскачивает деревья, швыряет в окна снег. Если ветер с юга – то оттепель, осадки. С помощью простых приборов (чашечного ветромера, флюгера, ветроуказателя) определить силу ветра и направление.

Загадка.

Кто взобрался Выше крыши, Сел на спицу И вертится?.. Всем, кого интересует, Говорит, Откуда дует.

Примета. Воробьи летают стайками с места на место – перед сильным ветром.

17.Наблюдение за появлением проталин. Где раньше появляются проталины? Почему вокруг деревьев с тёмной корой проталины больше? Отчего под ёлками не бывает проталин?

Художественное слово.

Снежную шубу снимает зима, На взгорках крутых подсыхает земля.

18. Капель. От солнечных лучей в полдень поет песенку мартовская капель.

Послушать, как звенит капель.

Опыт. В солнечный день поставить по ведру под сосульки на солнечной и теневой стороне. Где больше набралось воды? Почему?

Художественное слово.

И в том, как крыши потеплели И как у солнца на виду Капели, падая, запели, Залопотали, как в бреду.

Е. Благинина

Я в полдень слушаю капель, Она журчит, как птичья трель. Звенит хрустальным бубенцом, Сбегая с крыши над крыльцом. Капель журчит, звенит, поет, Она ломает снег и лед. Большой сугроб ей нипочем, Она бежит живым ручьем.

19.Наблюдение за сосульками. Они красиво сверкают на солнце.

Какая сосулька? (прозрачная, холодная, скользкая, хрустальная, хрупкая, звенит, когда разбивается, а в комнате тает)

Понаблюдать, где больше вырастет сосулек: на солнце или в тени.

Почему сосульки растут только днём и в холодную погоду?

Художественное слово

А. Кондратьев

Сосулька испугалась высоты, Сосулька от испуга стала плакать; И потому настала слякоть, И потому опять в галошах ты.

Загадка.

Кто там с крыши надо мною Нависает в холода? У кого это весною С носа капает всегда?

20.Понаблюдать, где снег тает быстрее, где медленнее. Почему? Какой снег тает быстрее – чистый или грязный?

Опыт: раскапывание снега с целью определения количества оттепелей в течение зимы.

Художественное слово.

Ю. Семендер

Сугробам Солнце – главный враг, Они готовы Спрятаться в овраг. Они с тревогой Утро ожидают, Они под солнцем Тают, умирают.

21.Оттепель: изменение цвета и плотности снега.

Художественное слово.

Возле дома деревце Все белым-бело. Снег сегодня лепится – Оттепель, тепло…

22. Понюхать, как пахнет весна. Чудесный аромат пробудившейся природы наполняет воздух. Воздух чист, прозрачен. Это невидимое сокровище и его ничем не заменишь.

23. Лужи. Утром они затянуты льдом, который можно легко разбить. Днем лужи тают.Стало много луж. В них отражаются предметы, облака, деревья.

Художественное слово

И. Звягинцева

В ручьях на дороге Купается солнце, Ныряет в канавы На самое донце.

***

После ливня кот гулял Мокрый, юный и лохматый. Кот природу изучал, Лица луж он трогал лапой.

Лужи хмурились в ответ, Но ему и дела мало, И, расплескивая свет, Отражение дрожало.

Опустить в лужу щепочку и камень. Что с ними случилось и почему?

24. Наблюдение за дождем.

Рассказать, что весной дождик веселее, чем осенью.

Объяснить, что дождик нужен растениям, ведь все они сейчас очень быстро растут.

Художественное слово

В. Осеева

Дождики, пролитые На поля, Ваши капли чистые Пьёт земля, Пьёт и поит зёрнышки, Словно мать, Чтобы людям хлебушка Больше дать.

Загадка

Тучка-плакучка По небу плывёт. Кто-то опять нам Гулять не даёт.

Поговорка. Апрель с водой, а май с травой.

Пословица. Весенний дождь лишним не бывает.

25. Послушать, как гремит первый гром. Грозы и дожди чаще бывают в мае. Они полезны для распускающейся зелени.

Художественное слово

Ф. Тютчев

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Загадка. 

Заревел вол На сто гор, На тысячу городов.

26. Радуга ─ радостная, чудесная дуга. Радуга всегда далеко, далеко. Рассмотреть семь цветов радуги.

Загадка.

Через поля, через луга Встает нарядная дуга.

Попробовать в солнечный день сделать радугу самим. Полюбоваться этим чудом.

Рассмотреть радугу, когда солнечные лучи проходят сквозь капли воды. Какие цвета радуги выделяются?

Посмотреть на радугу через стекла разного цвета, узнать какие цвета «похищает» стекло.

27. Предложить осмотреть участок. Отмечать изменения: где быстрее тает снег, высохли лужи, появилась трава.

Приложение № 1. Растительный мир

Приложение № 2. Труд в природе

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Фенологические наблюдения Источник

Фенологические наблюденияИсточник: Зорина Т.Г. Школьникам о лесе - Москва: Лесная промышленность, 1971 - с.220 с илл.

Почва зеленеет, деревья набирают

почки, появляются цветы, вот уже

некоторые отцвели. Минута промедления -

и для ботаника целый год потерян.

Жан Жак Руссо

Фенология - это система знаний о сезонном развитии природы, обусловленном сменой времен года (по гречески phaeno - являю, logos - учение). Фенология регистрирует и изучает сроки наступления, например, таких сезонных явлений, как цветение растений, созревание плодов, прилет и отлет птиц, весеннее пробуждение зимовавших насекомых, откладка ими яичек и целый ряд других.

Смена времен года и связанные с ней явления природы зависят в первую очередь от условий погоды, и так как эти условия в различные годы складываются не одинаково, то и сезонные изменения в природе наступают в различные календарные сроки, хотя и следуют в одном и том же порядке.

Например, по многолетним наблюдениям, сезонные изменения наступают в средней полосе в следующие сроки:

Календарные сроки Средний Самый ранний Самый поздний
Появление проталин 18 марта 3 февраля 11 апреля
Прилет грачей 19 марта 7 марта 31 марта
Прилет скворцов 30 марта 7 марта 15 апреля
Прлет жаворонков 1 апреля 18 марта 15 апреля
Начало сокодвижения у березы 4 апреля 24 марта 15 апреля
Прекращение санного пути 9 апреля 25 марта 28 апреля
Вскрытие рек 12 апреля 12 марта 1 мая
Зацветание мать-и-мачехи 17 апреля 17 марта 10 мая
Первая гроза 2 мая 23 апреля 31 мая
Начало цветения одуванчика 13 мая 2 мая 27 мая
Зацветание липы 13 июля 15 июня 30 июля
Первый осенний заморозок 14 сентября 14 августа 8 октября
Пролет журавлей 27 сентября 14 августа 21 октября
Первый снег 12 октября 17 сентября 7 ноября
Устойчивый снежный покров 28 октября 2 октября 20 ноября

При фенологических наблюдениях над растениями отмечают определенные ступени, фазы в их росте и развитии, или фенофазы. Например, у деревьев и кустарников отмечают начало сокодвижения, набухание почек, начало развертывания листьев, появление бутонов и соцветий, зацветание, массовое цветение, конец цветения, начало созревания плодов и семян, начало осеннего окрашивания листьев, начало заметного листопада, полное осеннее окрашивание листьев, конец листопада. У трав наблюдают время появления бутонов, соцветий, начала цветения, появления первых зрелых плодов и семян, вторичного цветения (которое иногда наблюдается осенью).

Наблюдения должны вестись в течение ряда лет, быть точными и полными. На основании многолетних данных (8 - 10 лет) можно составить календарь местной природы, т.е. последовательный хронологический ход сезонных явлений в течение года. Сроки наступления их вычисляются как средние за все годы наблюдения. Календарь природы можно вести целым классом или отрядом и индивидуально.

Деревья, кустарники и травы необходимо выбирать для наблюдения такие, которые растут в типичных условиях данной местности по рельефу, почве. В процессе наблюдений и при составлении календаря природы убеждаемся в определенной последовательности различных сезонных явлений.

Так, по средним многолетним данным, для средней полосы европейской части Советского Союза характерны следующие порядок и сроки облиствения, цветения и плодоношения деревьев и кустарников. Облиствение наступает в таком порядке.

Первая половина мая: бузина красная - смородина черная - черемуха - волчье лыко - малина - лиственница сибирская - смородина красная - береза бородавчатая - лиственница европейская - бересклет бородавчатый - ива ломкая - ветла и орешник (лещина) - рябина - боярышник - тополь - вяз - клен ясенелистный - ольха серая и черная - шиповник - черника - калина - клен остролистный - липа мелколистная - осина - крушина ломкая.

Вторая половина мая: дуб - ясень обыкновенный.

По тем же данным, сроки начала цветения у древесно-кустарниковой растительности наступают в следующем порядке.

Вторая половина апреля: ольха серая - орешник (лещина) - ольха черная - ветла - волчье лыко - осина - вяз.

Первая половина мая: лиственница европейская и сибирская - тополь - береза бородавчатая - клен ясенелистный - ива ломкая - клен остролистный, черника - ясень обыкновенный - смородина красная - черемуха.

Вторая половина мая: бузина красная - смородина черная - ель обыкновенная - дуб летний и зимний - рябина - сосна - боярышник - голубика - бересклет бородавчатый- крушина ломкая.

Первая половина июня: шиповник - малина - калина. Липа зацветает только в первой декаде июля, а вереск (кустарничек, распространенный в сосновых борах) - в последней декаде.

Многие деревья и кустарники зацветают значительно раньше появления листьев. Например, начало цветения у ольхи серой наступает в среднем на 24 дня раньше начала облиствения, ольхи черной - на 22, орешника (лещины) - на 20, осины - на 16, ветлы - на 15, вяза на 10 дней раньше. У кленов, тополей, лиственниц начало цветения опережает начало облиствения на 3 - 5 дней. У березы эти сроки совпадают.

Плоды или семена созревают в такой последовательности.

Первая половина июля
Осина Семена по мере созревания разлетаются
Вяз Висят на дереве недолго
Тополь Семена по мере созревания разлетаются
Вторая половина июля
Черника Ягоды скоро опадают
Бузина красная Ягоды остаются на ветвях до высыхания мякоти
Смородина черная Ягоды держатся на ветвях 2 недели
Малина После созревания опадают
Волчье лыко Держатся недолго
Береза бородавчатая Разлетаются после созревания в течение 3-4 недель
Первая половина августа
Крушина ломкая Держатся долго
Рябина Держатся долго
Вторая половина августа
Шиповник Долго остаются на кустах
Бересклет Держатся недолго
Черемуха Держатся 2-3 недели
Первая половина сентября
Орешник(лещина) Скоро опадают
Калина Держатся до сильных морозов
Дуб Держатся недолго
Вторая половина сентября
Клен остролистный Держатся недолго
Боярышник Остаются на кустах долго
Липа мелколистная Остаются на дереве до марта следующего года
Вторая половина октября
Ольха черная и серая Семена выпадают из шишек до конца зимы
Ель Семена выпадают из раскрывшихся на дереве шишек через 7-9 месяцев после цветения, в январе-марте, шишки опадают в год вылета семян
Лиственница Семена выпадают из раскрывшихся на дереве шишек в ноябре. После высыпания семян шишки не опадают 2-3 года
Сосна Семена созревают в ноябре через 18 месяцев, а выпадают после цветения в марте-мае (через 22 месяца).Период лета семян продолжается около 45 дней
Ясень обыкновенный Опадают зимой
Знание последовательности поспевания семян древесных и кустарниковых пород имеет большое значение для своевременного их сбора.

Последовательность наблюдается и во всех других фенофазах любых растений, а также в сезонных явлениях у птиц. Грачи прилетают раньше жаворонков, а жаворонки раньше ласточек.

Порядок сезонных явлений остается один и тот же для всей территории страны, но в разных районах они наступают раньше или позднее и проходят быстрее или медленнее. В пределах одного района сроки наступления сезонных явлений зависят от условий погоды.

Пронаблюдаем в лесах своих районов за деревьями, кустарниками, травами и отметим сезонные явления, характерные для начала времен года.

Например, в Подмосковье весна затяжная и делится на несколько периодов по следующим признакам.

Для первого периода характерно начало сокодвижения у кленов остролистного и ясенелистного. Этот период наступает в последней декаде марта. Позднее, в первой декаде апреля, можно наблюдать сокодвижение березы. Выясняют начало движения сока так: заранее приготовляют в стволах дырочки и ежедневно следят за ними. Отверстия должны проходить через кору и пробивать древесину неглубоко, не более сантиметра, чтобы не портить дерево. После окончания наблюдений отверстие необходимо замазать глиной, замазкой или варом.

Дятлы часто лакомятся соком клена и березы, пробивая клювом вокруг стволов отверстия. В конце этого периода цветет мать-и-мачеха.

Второй период - начало зацветания орешника совпадает с зацветанием ольхи серой (вторая декада апреля). Потрясите немного ветки - пыльца вылетает облачком. Это началось цветение орешника. Зацветают также ранние ивы, например ива-бредина. Яркие желтые мужские соцветия ивы украшают лес, дают аромат. Ивы - растения двудомные. Несколько позднее цветут осина, вяз (апрель-май), до распускания листьев. Обратим внимание на крупные цветочные почки вяза - из них позднее разовьется ряд соцветий. Из лесных трав цветет чистяк люточный на южных склонах, начинает ярко зеленеть трава.

Третий период - зацветание березы бородавчатой (первая декада мая). Листья у березы уже распустились. Лес зазеленел. Зацветают тополь, клен, черемуха, вишня, бузина, смородина, из дикорастущих - сурепка, одуванчик, лесная земляника.

Четвертый период - наиболее яркая пора весны (последняя декада мая). Зацветает желтая акация. Цветут плодовые деревья. Цветет рябина, что указывает на конец весны. Зацветает дуб. Пылит сосна. Массовое цветение трав. Цветут ландыши. Весна постепенно переходит в лето. Начало лета определяется зацветанием шиповника и раскидистого колокольчика, отмечается цветением липы, созреванием плодов земляники, малины, вишни, появлением съедобных грибов и пр.

Летом в пионерских лагерях очень полезно вести фенологические дневники, в которых отмечать наиболее важные сезонные явления в жизни деревьев, кустарников, трав, грибов. Записи надо вести систематически и передавать из одной смены в другую.

Так, для Московской области можно отметить следующие характерные явления в лесу:

I декада июня - массовое рассеивание плодов вязов; летит "пух" с семенами бредины и осины; у березы бородавчатой закладываются мужские сережки, цветет ландыш, шиповник.

II декада июня - начинают рассеиваться плоды тополя, цветут лапчатка серебристая, калина, крушина ломкая, начинают зацветать любка двулистная, крапива двудомная, василисник водосборнолистный, созревают плоды земляники лесной.

III декада июня - появляются грибы (березовики, подосиновики), зацветают зверобой, гвоздика травяная, кипрей (иван-чай).

Вторая половина июня и начало июля - пора пышного расцвета травянистой растительности.

I декада июля - созревают плоды черники, ирги, цветет лопух, пижма (дикая рябинка), полынь, вербейник, зацветает липа, созревают семена березы бородавчатой.

II декада июля - начинается спорообразование у папоротников, созревают плоды жимолости, продолжается цветение липы, цветет вех ядовитый (цикута), таволга, созревают плоды бузины красной, малины, костяники.

III декада июля - цветет череда, зверобой, горечавка, начинают созревать и рассеиваться семена желтой акации, рассеиваются семена березы бородавчатой, цветет вереск.

I декада августа - продолжается массовое рассеивание семян березы, созревают ягоды черемухи, крушины ломкой, брусники, буреет скорлупа орехов лещины.

II декада августа - начинают краснеть плоды рябины, шиповника.

III декада августа - созревают плоды бересклета.

I декада сентября - созревают плоды калины, орешника (лещины), желуди.

Осенью интересно провести наблюдение над листопадом. Многие деревья и кустарники еще задолго до того, как сбросить свой летний наряд, постепенно полностью меняют зеленую окраску листвы.

Черемуха, бересклет, а затем орешник, рябина, клен и осина уже в двадцатых числах сентября приобретают осеннюю расцветку, хотя до конца листопада остается еще 2 - 3 недели. Конец листопада обычно наступает в такой последовательности: в первой половине октября полностью теряют листву черемуха и вяз, затем липа, клен, ясень, орешник, осина; во второй половине - рябина, калина, ольха, береза, бузина, ива. У лиственницы европейской хвоя осыпается только в десятых числах ноября.

Листопад - одно из биологических приспособлений растений к неблагоприятным условиям зимы. Ведь и в зимний период листья продолжали бы испарять влагу, которую, однако, корни растений не смогли бы восполнить из-за промерзания почвы. Под тяжестью снега на широкой листовой поверхности ломались бы ветви. Листопад существует у всех древесных и кустарниковых пород, но одни из них теряют листья полностью с наступлением неблагоприятного времени года, у других же листопад происходит постепенно и растения остаются всегда зелеными. Так, хвоя ели живет в течение 5 - 7 лет, хвоя сосны 2 - 3 года. Устьица хвои, через которые происходит испарение, очень глубоко скрыты в листовой ткани, хвойные могут на зиму закрывать их и полностью прекращать испарение.

У лиственных пород сухие листья легко отделяются от ветки. Это объясняется тем, что у основания черешка образуются особые мелкие клеточки, напоминающие пробку (отделительный слой) и изолирующие лист от растения. Но почему же листья во время листопада желтеют и приобретают другую окраску? Происходит это потому, что кроме хлорофилла, в листьях имеются и другие окрашивающие вещества. Но весной и летом хлорофилл их покрывает, фиксирует. Осенью хлорофилл разрушается и в листьях проявляются имеющиеся в них окрашивающие вещества. Каких только красок не бывает: золотисто-оранжево-красная у клена, багряная у осины, фиолетовая у калины, светло-розовая у бересклета и т. д.

А. С. Пушкин писал:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

Ведите наблюдение за изменением окраски листьев у разных пород и за сроками их опадения, отмечайте погоду.

Наблюдения убеждают нас, что последовательность сезонных явлений является закономерностью живой природы. Ни одно из времен года не повторяет в точности прошедшего, а имеет свои особенности. Кроме того, у одних и тех же древесных пород и других растений однородные фазы могут значительно отклоняться в зависимости от места их произрастания (северный или южный склон, вершина холма, долина).

Какое же значение имеют фенологические наблюдения для лесного хозяйства?

Календарь местной природы, составленный на основании многолетних наблюдений, дает возможность по времени зацветания одной древесной породы предсказать дату зацветания других древесных пород и наступление соответствующих им сезонных явлений; установить наилучшие сроки лесных посадок, выкопки посадочного материала, сбора лесных семян и плодов древесных и кустарниковых пород. Изучение сроков откладки яичек вредными насекомыми и появления гусениц позволяет своевременно провести борьбу с вредителями леса.

Фенологические наблюдения помогают глубже изучить родную природу во всем ее многообразии.

netnado.ru

Лабораторная работа "Фенологические наблюдения за изменениями в природе" 5-6 класс

Календарь природы для обучающихся 5-6 классов.

Пояснительная записка

Прекрасна и разнообразна природа нашей Родины. На ее просторах одновременно можно наблюдать не только различные периоды какого-либо сезона, но и разные сезоны года. К сезонным явлениям относятся и весенний прилет птиц, и отлет их осенью, кладка яиц и вывод птенцов, появление и исчезновение насекомых, развертывание листьев у деревьев и кустарников. Весь этот комплекс сезонных явлений изучает фенология (от греч. fenomen - явление и logos - учение) - наука о явлениях, учитывающая, систематизирующая закономерности порядка и сроков наступления сезонных явлений, т.е. изучающая закономерности сезонного развития природы. Фактическую основу фенологических знаний составляют фенологические наблюдения, содержащие сведения о сроках (календарных датах) наступления конкретных сезонных явлений.

Трудность организации натуралистической работы с учащимися заключается в том, что этот раздел тесно связан с наблюдениями и опытами непосредственно в природе, со сбором натуральных объектов и изготовлением учебно-наглядных пособий.

Формирование у людей высокой экологической культуры невозможно без экологического образования школьников. Экологическое образование и воспитание должно быть основным направлением в работе как на уроках естественно-научного цикла, так и во внеурочной деятельности. Но воспитать у ребят ответственное отношение ко всему живому на земле можно лишь при регулярных контактах с природой. В своей работе я использую одну форм, позволяющих приобщить учащихся к непосредственным наблюдениям в природе.

Задачи фенологии

Во всех случаях фенология имеет дело с годичными циклами развития. Если это касается растений, то у однолетних берется весь период их жизненного цикла - ежегодно повторяющийся, от прорастания семени и до момента отмирания.

Процессы развития в фенологии описываются датами наступления определенных стадий и фаз, устанавливаемых по внешнему их проявлению. Так, на фенологическом языке развитие пшеницы будет характеризоваться датами появления всходов, начала колошения, цветения и созревания.

Главное в фенологическом освещении развития природных объектов - это точная привязка как развития в целом, так и каждого из его этапов к определенной календарной дате (календарному времени). Сведения о поэтапном календаре развития растений и животных составляют существенную часть их общей характеристики. Так, каждый биологический вид отличается присущей только ему привязкой развития к календарному времени. Занимаясь календарем развития биологических видов, фенология исследует, таким образом, одну из присущих всему живому форму их адаптации к среде обитания.

В зависимости от изменений условий существования календарь развития биологических видов может существенно изменяться. При этом очень часто влияние среды становится доминирующим. Внешне это проявляется в том, что одно и то же сезонное явление наступает по годам в несовпадающие сроки. Причем это присуще всем сезонным явлениям. Изменчивость сроков наступления сезонных явлений, ее закономерности составляют главный предмет изучения фенологии, а каждое из сезонных явлений может считаться изученным в фенологическом плане, если известно, в каких пределах изменяются сроки его наступления по годам и чем обусловлена изменчивость этих сроков. Для получения таких сведений необходимы многолетние наблюдения, поэтому многолетняя повторяемость наблюдений и составляет основу метода фенологических наблюдений. Однако сроки наступления сезонных явлений изменчивы не только во времени (по годам в одном пункте), но и в пространстве. Вот почему для того, чтобы получить ясную картину сезонного развития природы в широком географическом плане, требуется проведение многолетних параллельных наблюдений в большом числе пунктов.

Сопоставляя наблюдение, установили, что между сроками наступления сезонных явлений существует определенная очередность и что временной промежуток между двумя интересующими нас явлениями довольно постоянен. Поэтому по сроку наступления одного явления можно предсказать вероятный срок наступления другого.

Наблюдения за сезонным развитием объектов живой и неживой природы в течение нескольких лет дают возможность составить естественный календарь природы своего района. На основании данных многолетних фенологических наблюдений учащиеся могут получить представление о синхронизации развития растений, их реакциях на условия окружающей среды, установить причины, обуславливающие темпы развития, выявить надежные фенологические указатели сроков проведения различных сезонных работ. Располагая данными фенологических наблюдений, школьники могут научиться вычислять сроки наступления того или иного явления и связанных с ними работ, например по борьбе с вредителями и болезнями, уходом за садом, сбором лекарственных растений и т.д. Фенологические наблюдения дают педагогам ценнейший материал для конкретизации и закрепления знаний, полученных учащимися на уроках.

Правила регистрации фенологических наблюдений

в целом должны обеспечивать накопление безошибочных фенологических данных, хорошо сопоставимых по годам и четко оформленных, чтобы в дальнейшем не возникло трудностей при их использовании. При регистрации фенологических наблюдений необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не следует вести записи на отдельных листочках, потому что их легко потерять, необходимо завести специальную тетрадь.

2. Регистрация наблюдения должна проводиться непосредственно в ходе их наблюдения . Откладывая записи, полагаясь на память, всегда рискуешь что-то упустить или ошибиться.

3. Форма дневниковых записей выбирается по усмотрению учителя, при этом важно, чтобы, однажды принятая, она регулярно соблюдалась из года в год.

4. В дневнике ежедневно после указания даты наблюдения следует отмечать:

состояние погоды и явления в неживой природе;

изменения (явления) в растительном.

5. В дневник следует заносить не только необходимые данные, но и сведения о других явлениях, которые привлекли к себе внимание.

6. Записи должны быть как можно более полными, с необходимыми пояснениями, для того чтобы не только по свежей памяти, но и много лет спустя их можно было легко прочесть и понять.

Учащимся рекомендуется завести календарь природы в виде альбома для рисования или обычной тетради. На первых страницах записывают краткие сведения о месте наблюдения: местоположение, рельеф, характер почвы, общая характеристика растительного и животного мира. Сюда же вклеивают карту-схему маршрута. На последующих страницах записывают в хронологическом порядке явления, над которыми будут вестись наблюдения (лучше отдельно: метеорологические, гидрологические, ботанические, зоологические).

Фенологические наблюдения за ___сентябрь___ месяц.

Дата

Температура

Облачность

Осадки

Явления

Ветер

Давление

Состояние луны

У С Л О В Н Ы Е О Б О З Н А Ч Е Н И Я :

ОБЛАЧНОСТЬ

ОСАДКИ

НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА

ЯВЛЕНИЯ

Снег *

Туман ≡

Дождь ::

Град ∆

Роса Ω

Иней ˽

Гололед ~

Гроза Ϟ

Радуга ∩

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДОЙ ОСЕНЬЮ.

НАЗВАНИЕ РАСТЕНИЙ

О с е н ь

Изменение цвета листьев

Начало листопада

Активный листопад

Окончание листопада

Опадение шишек

Береза

Тополь

Осина

Рябина

Лиственница

Шиповник

Ива

Клён

Сосна

Дуб

Сирень

Ель

Мать и мачеха

Одуванчик

Калина

Черемуха

Яблоня

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДОЙ ВЕСНОЙ И ЛЕТОМ.

НАЗВАНИЕ РАСТЕНИЙ

В е с н а

Л е т о

Набухание почек

Начало распускания почек

Появление листочков

Начало цветения

Окончание цветения

Начало плодоношения

Массовое плодоношение

Сбор плодов

Береза

Тополь

Осина

Рябина

Лиственница

Шиповник

Ива

Клён

Сосна

Дуб

Сирень

Ель

Мать и мачеха

Одуванчик

Ландыш

Калина

Черемуха

Яблоня

Лабораторная работа

«Описание по

www.infouroki.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта