Экскурсия осенние явления в жизни растений и животных. Экскурсия по биологии 6 класс "Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных."

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок- экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных». Экскурсия осенние явления в жизни растений и животных


Урок- экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»

Урок- экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» 5-6 класс. Задачи экскурсии: • показать многообразие растений, животных и других организмов,их связь с окружающей средой; • ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных. Планируемые результаты обучения: Предметные: учащиеся знакомятся с многообразием растений и животных, с осенними явлениями в их жизни; убеждаются, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определённой среде; знакомятся с правилами поведения в природе. Метапредметные: учащиеся учатся проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты. Личностные: у учащихся воспитываются чувство любви к родной природе, понимание необходимости бережного отношения к ней, формируются элементы экологической культуры. Основные понятия урока: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Деятельность учащихся: работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с другими учащимися в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчёта об экскурсии. Оборудование: блокнот, простые карандаши, фотоаппарат, папка. Дополнительный набор: карта местности, компас, верёвка, лопатка. Ход экскурсии I. Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе. II. Содержание экскурсии. Учитель проводит учащихся от объекта к объекту по заранее разработанному маршруту. В ходе экскурсии учитель знакомит учащихся с видами растений и животных, встречающимися на данной территории, с особенностями растений, животных и других организмов, связанными с условиями их обитания; обращает внимание учащихся на разнообразие плодов и семян, способы их распространения, на различие осенней окраски листьев и листопада у растений, на поведение животных осенью.III. Самостоятельная работа учащихся Учащиеся распределяются на группы и выполняют следующие задания. Задание 1 1. Выясните, у каких деревьев и кустарников началось изменение окраски листьев (по сравнению с летней) и листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев: нижних, средних, верхних или на всех одновременно? 2. Отметьте, каких животных или какие следы их пребывания вы нашли на данном участке. Задание 2 1. Выясните, у всех ли деревьев и кустарников вида (акация, клен, вяз, смородина, сирень и др.), растущих в разных условиях (непосредственно в парке , пришкольном дворе,нескольких метрах от неё, ), в одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад. 2. Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени? Задание 3 1. Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите плоды и семена, определите по особенностям строения способы их распространения. 2. Какие насекомые вам встретились? Опишите, каково их поведение осенью. Задание 4 1. Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью. 2. Соберите листья с различной осенней окраской для гербария. Задание 5 1. Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких — позже. 2. Опишите приспособления к определ

profhelp.net

Экскурсия «Зимние явления в жизни растений и животных»

Экскурсия

«Зимние явления

в жизни растений и животных»

Булдакова Наталья Анатольевна,

Учитель биологии

МКОУ ООШ д. Комарово

Унинского района Кировской области

Адрес:

Д. Чуваши, ул. Профсоюзная, 20/2

Зимние явления в природе всегда вызывают у детей познавательный интерес и потребность их изучения. Учащихся прежде всего интересует, как переносят растения и животные неблагоприятные условия в зимний период. Развитие познавательного интереса и поддержание гуманного отношения к живому – наиважнейшая задача. Проведение экскурсий в период неблагоприятных условий для жизни растительного и животного мира - одно из условий решения этой задачи.

Задачи экскурсии

  • Продолжить формирование понятия о взаимосвязи растительных и животных организмов с окружающей средой, о жизненных формах и их приспособленности к зимним условиям.

  • Показать относительный характер приспособлений к условиям окружающей среды. На основе знаний о побеге сформировать понятие о кроне, листопаде, вечнозеленых растениях.

  • Продолжить формирование умений распознавания древесных и кустарниковых форм по силуэтам, коре, чечевичкам, почкам, плодам и различным видоизменениям органов растений.

  • Продолжить формирование практических умений по фенологическим наблюдениям, ведению дневников наблюдений, соблюдения правил поведения в природе.

  • Научить читать следы жизнедеятельности животных и устанавливать связь их с растениями (элементы пищевых цепей).

  • Продолжить изучение видового состава живых организмов и их охраны.

  • Сформировать оценочные умения состояния природного сообщества и в разработке мер по его улучшению и сохранению.

  • Раскрывать эстетическую ценность наблюдаемых объектов и рекреаций.

  • Способствовать выработке у учащихся умений преодоления трудностей и трудовых навыков.

Оборудование:

Блокноты для записи, карандаши, термометр, метр (для измерения высоты снежного покрова), раздаточный материал.

Лучшее место проведения экскурсии – лес, где можно показать жизненные формы растений, их приспособленность к зимним условиям, жизнедеятельность животных (местонахождение, защита от мороза, передвижение по снегу, добывание корма и питание, размножение и т.д.).

Весь материал рекомендуется строить в сравнительном плане, добиваясь понимания учащимися перехода растений и животных из одного состояния в другое, продолжая развитие понятия о приспособленности как результата действия факторов неживой природы на строение и жизнедеятельность организмов. Необходимо вспомнить с учащимися о тех приспособлениях, которые они отметили еще осенью при подготовке растений к зиме.

Подготовка к зимней экскурсии может начаться осенью. Так, на осенней экскурсии обращается внимание на подготовку к зиме различных форм растений. Начиная с осенней экскурсии, учащиеся ведут записи в дневниках наблюдений за живой и неживой природой. Перед началом экскурсии учащиеся получают пакет со схемой маршрута, заданиями и карточками. После завершения экскурсии они сдают его учителю с приложением выполненных заданий.

План экскурсии:

  1. Инструктаж по правилам поведения во время экскурсии (приложение)

  2. Опишите погоду по плану: дата наблюдения, температура, наличие осадков, ясно или пасмурно, толщина снежного покрова.

  3. Что можно считать началом зимы? Что означает покой в природе?

(В беседе выясняется, что по календарю зима начинается первого декабря. Астрономическим началом зимы является 22 декабря (самый короткий, день и самая длинная ночь). По народному календарю – замерзание рек и выпадение снега и его сохранение. Следует отметить, что зима наступает не сразу. Морозы сменяются оттепелями. Снег выпадает и тает. Затем земля покрывается сплошным снежным покровом, защищая озимые и другие травянистые растения от неблагоприятных зимних условий.)

  1. Наблюдение за растениями. Учащиеся делятся на 2 группы, им предлагается провести наблюдение за конкретным объектом живой природы: 1 группа – как изменились хвойные растения с приходом зимы; 2 группа - как изменились лиственные растения с приходом зимы

  2. Рассмотреть на карточке рисунок силуэта дерева/кустарника. Назвать его и найти в лесу. Провести наблюдения за его состоянием. Результаты наблюдений занести в блокнот.

(В качестве объекта для наблюдений можно использовать следующие кустарники: сливу колючую (терн), бересклет бородавчатый, шиповник. Из деревьев: березу повислую, клен остролистный, дуб обыкновенный (летний) и др.)

После выполнения задания, учащиеся сообщают результаты своих наблюдений по конкретным видам кустарников и деревьев. Наблюдаемые явления позволят отметить, что почки покрыты плотно сомкнутыми почечными чешуями, у некоторых растений – волосками и смолой. На ветках можно найти следы опавших почечных чешуй и подсчитать по ним возраст ветки. Плотная, покрытая пробковым слоем кора деревьев защищает их от испарений и вымерзания. Иногда на молодых побегах к зиме не образуется пробковый слой, что приводит к вымерзанию их в течение зимы.

Необходимо отметить роль чечевичек в процессе газообмена. Пробковый слой имеет разную толщину. У молодых растений кора гладкая от сплошного тонкого слоя пробки, у старых – образуются толстые слои пробки. Разрываясь, они образуют трещины, через которые происходит газообмен, а также проникают микроорганизмы, поселяются грибы-трутовики, вызывающие заболевания древесины. Пробковый слой предохраняет живые ткани луба и древесины от резких колебаний температуры в зимний период.

В каком же состоянии находятся растения зимой? Учитель должен дать краткую информацию о глубоком покое в зимний период, охарактеризовав его как необходимый этап в развитии растений, обусловленный глубокими изменениями (опадание листьев, защитные приспособления на почках, накопление в клетках питательных веществ). Свойство впадать в покой возникло как ответная реакция на условия существования. Для выхода из состояния покоя необходимо, чтобы в клетках растения произошли изменения, направленные на образование растворимых сахаров. Это возможно при повышении температуры. Однако у каждого растения есть свои сроки пребывания в состоянии покоя. Поэтому даже солнечные дни в конце зимы не вызывают активного роста у растения. Это еще одно из важнейших свойств растения приспосабливаться к зимним условиям – глубина покоя. Она неодинакова у разных видов трав, деревьев и кустарников. Чтобы это проверить, достаточно поставить их побеги в воду в феврале и наблюдать появление распускания почек. Например, у сирени происходит быстрое распускание, а у липы – очень длительное.

  1. Наблюдение за животными. В чем проявляется сходство приспособлений к похолоданию у всех живых организмов?

После подведения итогов по наблюдениям за растениями, необходимо перейти к вопросу о сходстве приспособлений к зимним условиям у растений и животных. Оно выражено в общем снижении жизнедеятельности, в защите от резких колебаний температуры. Вместе с тем, мир животных в зимний период имеет свои специфические черты приспособлений.

  1. Назвать увиденных во время экскурсии животных. Ответить на вопросы: где находятся насекомые и в какой стадии развития они зимуют? Какой образ жизни ведут птицы? Как добывают корм и питаются? Размножаются ли они зимой? Какую роль играет снежный покров в зимний период для животных? По силуэтам следов птиц и зверей, изображенных на рисунках (приложение), найти их в природе и понаблюдать за ними. Определить в каком направлении животное двигалось и что оно делало на этом месте?

Необходимо сделать вывод, что у животных существуют приспособительные признаки (спячки, перемещение из одних мест в другие, линька, накопление жира в организме, образование стай или стад). Необходимо отметить, что многие животные погибают или заболевают из-за недостатка корма, уничтожения другими животными.

  1. Определить роль деятельности человека в данном местообитании (негативную и позитивную).

Заслушав устные ответы учащихся по этому заданию, учитель напоминает о написании отчета по экскурсии. Отчет составляется по схеме, предложенной в заданиях. Оценка выставляется только после оформления результатов экскурсии и написания отчета каждым учеником.

Приложение 1

Правила поведения в зимнем лесу

  • Оденься по погоде

  • Возьми с собой только необходимые вещи, предусмотренные для экскурсии

  • Строго соблюдай все рекомендации педагога

  • Будь аккуратен в лесу: не шуми, не пугай птиц

  • Не ломай ветки деревьев

  • Не отставай от своих товарищей

Приложение 2

Силуэты растений леса

  1. Дуб, 2- береза, 3- липа, 4- вяз

Приложение 3

Следы животных

multiurok.ru

Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных, многообразие живых организмов»

Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных, многообразие живых организмов».

Задания для самостоятельной работы в группе.

1 вариант.

1.Отметьте, какие растения встречаются на данном участке, какие изменения произошли с ними осенью.

2.Соберите плоды и семена, встреченные вами, для гербария.

Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных, многообразие живых организмов».

Задания для самостоятельной работы в группе.

2 вариант.

1.Выясните, чем отличаются травянистые растения, растущие на тропинке, вблизи и вдалеке от неё.

2.Соберите листья с различной окраской, разной формой для гербария.

Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных, многообразие живых организмов».

Задания для самостоятельной работы в группе.

3 вариант.

1.Выясните, у каких растений созрели плоды и семена, рассмотрите их. Попытайтесь определить способы их распространения.

2.Соберите стебли различных растений для гербария.

Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных, многообразие живых организмов».

Задания для самостоятельной работы в группе.

4 вариант.

1.Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев, кустарников осенью.

2.Соберите для гербария одинаковые растения, но выросшие в разных местах, например: на тропинке, рядом с нею и вдалеке от неё.

Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных, многообразие живых организмов».

Задания для самостоятельной работы в группе.

5 вариант.

1.Какие особенности в поведении и жизни животных можно связать с наступлением осени? Найдите следы пребывания каких-либо животных (Птиц, насекомых,др.)

2.Выкопайте, очистите от земли и засушите для гербария корневые системы раст-й.

fs.nashaucheba.ru

Экскурсия по биологии 6 класс "Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных."

6 класс

Экскурсия № 1

Тема:

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Цель:

Показать многообразие живых организмов на примере школьного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Краснодарского края

Задачи:

  • Научить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой;

  • Показать многообразие растений и животных;

  • Воспитывать бережное отношение к природе

Задание

  1. Какие растения вам встретились? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени?

  2. Выясните, у каких растений листья опадают раньше, а у каких позже. В чем особенность листопада у различных растений?

  3. Рассмотрите, найденные во время экскурсии плоды и семена. Выделите особенности их строения и способы распространения.

  4. Какие животные вам встретились? Как изменилась их жизнь с наступлением осени?

  1. Этап – Разработка экскурсии

  1. Постановка цели и задач

  2. Разработка маршрута экскурсии

  1. Этап – Проведение экскурсии

  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.

  2. Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчеты по проведенной экскурсии

  3. Проведение экскурсии – Движение по маршруту

  1. Учащиеся с учителем выходят в школьный парк. При помощи учителя дети делают вывод о смене времен года, описывают погодные изменения, связанные с этим временем года. Называют приметы, по которым смогли определить наступление осени.

  2. Осмотреть территорию школьного парка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети при помощи учителя называют известные им виды растений. Обратить внимание на отличия хвойных и лиственных растений.

  3. Проанализировать протекания листопада у различных растений. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску.

  4. Дети собирают плоды и семена. Определяют их видовую принадлежность. Вместе с учителем описать особенности их строения и распространения.

  5. Обратить внимание учащихся на животных, встречающихся на маршруте. Обсудить чем они заняты. Как изменилась их жизнь с наступлением осени?

  1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

  1. Этап – Рефлексия

  1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)

  2. Обсуждение представленных творческих работ.

  3. Обратить внимание на стенд «Фенологический календарь». Сделать вывод о фенологических изменениях в жизни растений и животных, обратив особое внимание на климатические условия Краснодарского края.

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта