Доклад дыхание растений 6 класс. Дыхание растений: 6 класс – конспект и презентация к уроку биологии

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Презентация на тему Дыхание растений 6 класс. Доклад дыхание растений 6 класс


Реферат: Дыхание растений

Введение

Дыхание — процесс универсальный. Оно является неотъемлемым свойством всех организмов, населяющих нашу планету, и присуще любому органу, любой ткани, каждой клетке, которые дышат на протяжении всей своей жизнедеятельности. Дыхание всегда связано с жизнью, тогда как прекращение дыхания — с гибелью живого.

Жизнь организма в целом, как и каждое проявление жизнедеятельности, необходимо связаны с расходованием энергии. Клеточное деление, рост, развитие и размножение, поглощение и передвижение воды и питательных веществ, разнообразные синтезы и все другие процессы и функции осуществимы лишь при постоянном удовлетворении обусловленных ими потребностей в энергии и пластических веществах, которые служат клетке строительным материалом.

Источником энергии для живой клетки служит химическая (свободная) энергия потребляемых ею питательных веществ. Распад этих веществ, происходящий в акте дыхания, сопровождается освобождением энергии, которая и обеспечивает удовлетворение жизненных потребностей организма.

Сам же процесс дыхания представляет собой сложную многозвенную систему сопряженных окислительно-восстановительных процессов, в ходе которых имеет место изменение химической природы органических соединений и использование содержащейся в них энергии.

Возможно вы искали - Реферат: Жива Земля й життя планети

1. Дыхание. Определение. Уравнение. Значение дыхания в жизни растительного организма. Специфика дыхания у растений

Клеточное дыхание — это окислительный, с участием кислорода распад органических питательных веществ, сопровождающийся образованием химически активных метаболитов и освобождением энергии, которые используются клетками для процессов жизнедеятельности.

Суммарное уравнение процесса дыхания :

С6 Н12 О6 + 602 ► 6С02 + 6Н2 0 + 2875 кДж/моль

Не вся энергия, высвобождаемая при дыхании, может быть использована в процессах жизнедеятельности. Используется организмом в основном та энергия, которая аккумулируется в АТФ. Синтезу АТФ во многих случаях предшествует образование разности электрических зарядов на мембране, что, в свою очередь, связано с разностью концентраций ионов водорода по разные стороны от мембраны. Согласно современным представлениям, е только АТФ, но и протонный градиент служат источником энергии для различных процессов жизнедеятельности клетки. Обе формы энергии могут быть использованы на процессы синтеза, процессы поступления, передвижения питательных веществ и воды, создание разности потенциалов между цитоплазмой и внешней средой. Энергия, не накопленная в протонном градиенте и АТФ, в основном рассеивается в виде тепла или света и является для растения бесполезной.

Похожий материал - Курсовая работа: Водный режим у растений

Значение дыхания в жизни растения.

Дыхание — один из центральных процессов обмена веществ растительного организма. Выделяющаяся при дыхании энергия тратится как на процессы роста, так и нaподдержание в активном состоянии уже закончивших рост органов растения. Вместе с тем значение дыхания не ограничивается тем, что это процесс, поставляющий энергию. Дыхание, подобно фотосинтезу, сложный окислительно_ восстановительный процесc, идущий через ряд этапов. На его промежуточных стадияхобразуются органические соединения, которые затем используются в различных метаболических реакциях. К промежуточным соединениям относят органические кислоты и пентозы образующиеся при разных путях дыхательного распада. Таким образом, процесс дыхания — источник многих метаболитов. Несмотря на то что процесс дыхания в суммарном виде противоположен фотосинтезу, в некоторых случаях они могут дополнять друг друга. Оба процесса являются поставщиками как энергетических эквивалентов (АТФ, НАДФ-Н), так и метаболитов. Как видно из суммарного уравнения, в процессе дыхания образуется также вода. Эта вода в крайних условиях обезвоживания может быть использована растением и предохранить его от гибели. В некоторых случаях, когда энергия дыхания выделяется в виде тепла, дыхание ведет к бесполезной потере сухого вещества. В этой связи при рассмотрении процесса дыхания надо помнить, что не всегда усиление процесса дыхания является полезным для растительного организма.

2. Основные этапы становления учения о дыхании растений

Научные основы учения о роли кислорода в дыхании были заложены трудами А.Л.Лавуазье. В 1774 г. кислород независимо открыли Пристли и Шееле, а Лавуазье дал название этому элементу. Изучая одновременно процесс дыхания животных и горение, Лавувзье в 1773-1783 гг. пришел к выводу, что при дыхании, как и при горении, поглощается кислород и образуется углекислый газ, причем в том и другом случаях выделяется тепло. На основании своих опытов он заключил, что процесс горения состоит в присоединении кислорода к субстрату и что дыхание есть медленно текущее горение питательных веществ в живом организме.

Я.Ингенхауз в 1778-1780 гг. показал, что зеленые растения в темноте, а незеленые части растений и в темноте, и на свету поглощают кислород и выделяют углекислый газ. В своей работе, опубликованной в 1779 г. он писал:

Очень интересно - Реферат: Гёте. Учение о метаморфозе растений

«Когда солнце, поднявшееся над горизонтом, разбудит своими лучами заснувшие за ночь растения, оно сделает их способными исполнять свою целительную функцию – исправлять воздух для животных; во мраке ночи эта деятельность совсем прекращается; днем же совершается с тем большим оживлением, чем светлее день и чем выгоднее расположено растение в отношении солнечных лучей. Затененные высокими зданиями или другими растениями, они не исправляют воздух, а, наоборот, выделяют вредный для дыхания животных воздух. К концу дня выработка очищенного воздуха ослабевает и при заходе солнца совершенно прекращается».

Первые точные исследования процесса дыхания у растений принадлежат Соссюру (1804). Он брал свежие листья и помещал их на ночь в сосуд, наполненный воздухом. При этом кислород воздуха поглощался и выделялся углекислый газ. Если на следующий день листья снова выставлялись на солнечный свет, то они выделяли почти такое же количество кислорода, какое поглотили ночью. Свои исследования Соссюр распространил и на незеленые части растений: стебли древесных растений, цветки, корни, плоды, и доказал, что дыхание наблюдается также в клетках этих органов. Он обнаружил, что при дыхании потеря в весе растения равна весу выделенного углерода.

Соссюр обратил внимание и на то, что молодые, растущие части растения, например новые побеги и распускающиеся цветки, дышат интенсивнее и потребляют кислорода больше, чем части растения, прекратившие рост.

Если, по Лавуазье, дыхание имеет сходство с процессом горения, то каким же образом органические вещества могут «гореть» при обычной температуре тела организма, да еще в водной среде, (ведь на 70 — 90% масса живых организмов состоит из воды)? Возникло предположение о том, что в живых клетках существуют механизмы, активирующие кислород. Швейцарский химик X. Ф. Шейнбайн, открывший озон, изучал причины быстрого потемнения пораненной поверхности растительных тканей, таких, как ткани яблок, картофеля, плодовых тел грибов. В 1845 г. он выступил со своей теорией окислительных процессов, согласно которой в живых клетках имеются соединения, способные легко окисляться в присутствии 02 и таким образом активировать молекулярный кислород. Если ткань прокипятить, то потемнения не происходит. Следовательно, потемнение тканей — каталитический окислительный процесс. Шейнбайн ошибочно полагал, что активация кислорода — это образование озона.

Исследования, начатые Шейнбайном, продолжил А. Н. Бах, который в 1897 г. разработал перекисную теорию биологического окисления, приложив ее к процессам дыхания. Несколько позже, в том же 1897 г., аналогичные взгляды высказал немецкий исследователь К. Энглер.

Вам будет интересно - Отчет по практике: Дендрологическое обследование лесных массивов

Суть перекисной теории биологического окисления Баха заключается в следующем. Молекулярный кислород имеет двойную связь и для того чтобы его активировать, необходимо эту двойную связь расщепить. Легко окисляющееся соединение А взаимодействует с кислородом и, разрывая двойную связь, образует пероксид А02 Таким образом, по мысли Баха, активация кислорода есть образование пероксида. В свою очередь пероксидное соединение, взаимодействуя с соединением В, окисляет его; затем эта реакция повторяется со вторым атомом кислорода и второй молекулой соединения В. Получается полностью восстановленное исходное соединение — акцептор кислорода А и полностью окисленное вещество В.

Много позднее, в 1955 г., две группы исследователей — О. Хаяиши с сотр. в Японии и Г. С. Мэзон с сотр. в США, используя современные методы, проанализировали возможность включения кислорода в органические соединения.

В настоящее время известно, что путь включения кислорода в органические соединения в соответствии с перекисной теорией биологического окисления Баха и Энглера не имеет отношения к дыханию, однако работы этих исследователей сыграли большую роль в изучении химизма дыхания, заложив основы современного понимания механизмов активации кислорода.

История современного учения о дыхании растений неразрывно связана с именем академика В.И. Палладина.

В годы первого петербургского периода работы Палладин исследовал ферментативную природу дыхательного процесса. Палладин показал, что и анаэробная, и аэробная фазы дыхания обеспечиваются специфическими ферментами, последовательно перерабатывающими продукты дыхания. Итоги работ этого периода изложены в монографии В.И. Палладина «Дыхание как сумма ферментативных процессов» (1907).

Похожий материал - Реферат: Голографическая модель Вселенной

Одновременно с Палладиным проблемой дыхания занимались в целом ряде крупнейших научно-исследовательских институтов и лабораторий Западной Европы. Наибольшую популярность приобрели две новые школы – Виланда и Варбурга.

Т. Виланд развивал взгляды на роль дегидраз и водородных акцепторов, вполне аналогичные взглядам Палладина. Расхождение их теорий заключалось в том, что Виланд категорически отрицал какую бы то ни было роль оксидаз как специфических активаторов кислорода, считая молекулярный кислород способным самостоятельно отнимать водород от водородного акцептора. По мнению же Палладина, водородные акцепторы не могут самопроизвольно освобождаться от водорода, но требуют для этого участия оксидаз, которые поэтому являются обязательным фактором в реакции, выраженной во втором уравнении Палладина.

Противник Виланда, Варбург, считал, что молекулярный кислород не может вступить в организме в какой бы то ни было окислительный процесс, если в организме отсутствует система железоорганических соединений, типичным представителем которых он считал геминфермент. Варбург утверждал, что геминфермент активирует молекулярный кислород, т.е. как бы дает первый толчок к началу окислительных процессов, и без него никакой дыхательный процесс не может совершаться. Далее, по мнению Варбурга, окислительный импульс через промежуточные звенья (геминовые соединения) доходит до дыхательного субстрата и окисляет его. Резюмируя свои взгляды, Варбург утверждал, что дыхание осуществляется путем активации кислорода, а отнюдь не водорода. Но ведь Палладин как раз и говорил о той же необходимости активации молекулярного кислорода, защищая перед Виландом роль оксидаз в процессе дыхания.

Все различие в основных посылках Варбурга и Палладина заключается в том, что первый, работая по преимуществу с объектами животного происхождения, называл свой активатор молекулярного кислорода геминферментом, а Палладин, работавший с объектами растительного происхождения, сохранил за этим активатором ранее установившееся в науке название оксидазы. Но по существу оба говорили об одном и том же, протестуя против непримиримой позиции Виланда, отрицавшего необходимость энзиматической активации молекулярного кислорода.

cwetochki.ru

6 класс – конспект и презентация к уроку биологии

Дыхание растений: 6 класс – конспект и презентация к уроку биологии

Скачать методическую разработку «Дыхание растений: 6 класс» урока биологии в формате doc

Скачать презентацию к уроку биологии «Дыхание растений: 6 класс» в формате ppt

Дыхание растений: 6 классК уроку по биологии Вашему вниманию предлагается методическая разработка «Дыхание растений: 6 класс». В составе УМК к уроку биологии, на Школьном портале, также предложена наглядная презентация. Автором разработки составлен материал к занятию в соответствии с требованиями ФГОС.

Так, на первом этапе урока «Дыхание растений: 6 класс» создаются необходимые условия для мотивации (самоопределения) школьников к учебной деятельности. После чего, в ходе актуализации ранее изученного материала, осуществляется пробное учебное действие. Затем, учитель вместе с обучающимися выявляет причины и место их затруднения. На основе этого организуем целеполагание, и строим проект выхода из сложившегося затруднения.

На уроке будет продолжено формирование знаний школьников о дыхании растений, роли устьиц, межклетников, а также чечевичек в обмене веществ у растений. Научатся ребята и применять полученные на уроке знания в дальнейшем на практике при выращивании и хранении урожая.

Дыхание растений: 6 класс – описание хода урока

Дыхание растений: 6 класс-2Настрой учащихся на урок формируется учителем посредством чтения небольшого стихотворения, активизирующего внимание класса. После чего, осуществляется проверка знаний в ходе фронтального опроса по следующим вопросам:

• Что называют дыханием?• Расскажите, как дышат насекомые?• У каких организмов клеточное дыхание?• Как принято называть дыхание, осуществляющееся при помощи жабр?• Вспомните, кто дышит жабрами?• Чем дышат наземные позвоночные животные?• Какие имеются органы дыхания у земноводных?• Как называют дыхание такого вида?

На этапе мотивации класса к учебной деятельности на экране демонстрируется высказывание Владимира Высоцкого и продолжается беседа с учениками по вопросам:• Про дыхание, каких именно живых организмов шла речь до сих пор? (О дыхании животных)• Какие основные газообразные вещества принимают участие в этом процессе? (Углекислый газ и кислород)• А дышат ли ещё какие-нибудь иные живые организмы? (Да, растения)

Актуализация знаний перед изучением дыхания растений в 6 классе

Переход на актуализацию уже имеющихся знаний учитель воплощает также в сопровождении презентации, где демонстрируется таблица, состоящая из трёх столбцов, озаглавленных выражениями: знаю, хочу знать, узнал. Здесь и реализуется пробное учебное действие учащихся:

• первый столбик таблицы заполняется в ходе ответа на вопрос: — Вспомните, что знаете вы о процессе дыхания?• второй столбик заполняем, отвечая на вопрос: — Что на сегодняшнем уроке вы хотели бы узнать, и чему можно научиться?

На следующем слайде изображён Джозеф Пристли, а учитель поведает классу о его опыте с мышонком, которого английский химик посадил под колпак из прозрачного стекла, опущенный в воду краями, чтобы воздух внутри оставался. Однако прожить внутри колпака мышонку долго не пришлось. А задохнулся он в воздухе, который испортился от его собственного дыхания.

Формирование целеполагания по теме Дыхание растений 

На данном этапе и формируем целеполагание: — Из-за чего погиб мышонок в указанном опыте Пристли?Вместе с учащимися строим проект выхода из сложившейся проблемной ситуации, формулируя его следующими этапами:• Что необходимо предпринять для решения возникшей проблемы? Узнать:• Чем является дыхание?• Что необходимо для процесса дыхания?• Что в процессе дыхания образуется?• Что именно вызвало во время опыта гибель мышонка?

Для решения проблемы учитель продолжает рассказ о последующем этапе опытов Джозефа Пристли, разделил испорченный дыханием мыши воздух, в котором она и погибла, на две части. Одну часть этого воздуха снова перенес под стеклянный колпак, погруженный в воду, и поместил другую мышь. Вторую часть воздуха перенёс под колпак, также погружённый краями в воду, но посадив туда же веточку мяты.

Под первым колпаком мышь сразу погибла, а вот под вторым другая мышь могла свободно находиться, не подавая никаких признаков недомогания. А через неделю веточка мяты удлинилась на три дюйма. Произошёл фотосинтез у находившейся под колпаком ветки мяты. Из чего делаем вывод: растение словно питалось испорченным воздухом — газом углекислым, выделяя при этом кислород, так необходимый для жизни мыши.

Заполнение таблицы с учащимися 6 класса о дыхании растений
Дыхание растений: 6 класс-1

Джозеф Пристли

Обратив внимание учащихся на удивительное открытие Пристли, которое произвело огромное впечатление в среде учёных, учителем ставится ещё один проблемный вопрос: — Скажите, все ли органы растения способны дышать? Для решения поставленного вопроса автор методической разработки рекомендует воспользоваться демонстрацией опытов электронного пособия «Кирилла и Мефодия».

А в заключение занятия «Дыхание растений» работа проводится в сопровождении слайдов презентации по заполнению ещё одной таблицы — «Сравнение процессов, происходящих при дыхании и при фотосинтезе». Ячейки таблицы заполняются учениками в ходе ответов на вопросы по описанию двух указанных процессов (дыхания и фотосинтеза):

• В каких именно клетках происходит данный процесс?• Какой поглощается при этом газ из окружающей среды?• Какой газ выделяется в ходе процесса в окружающую среду?• Какое время суток характерно для протекания процесса?• Что происходит во время процессов с энергией?• Что случается во время процесса с органическими веществами?

Завершается урок биологии подведением итогов, комментированием оценок и традиционной рефлексией. Скачать подробную методическую разработку «Дыхание растений» к уроку биологии и презентацию можно в начале статьи. Также Школьный портал предлагает учителям по биологии просмотреть предварительно слайды презентации ниже ↓

Скачать презентацию к уроку биологии «Дыхание растений»

nashashcola.ru

Дыхание. 6-й класс

Разделы: Биология

Задачи урока: познакомить учащихся с процессом дыхания растений, показать отличие дыхания от питания; продолжить формирование умений работать с учебником и другими источниками информации.

Оборудование: таблицы

Основные понятия и термины урока: дыхание, устьица, чечевички, газообмен, тканевое дыхание, дыхание всей поверхностью тела, воздушные корни, биологическое окисление.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Контроль знаний

1. Устный опрос.

– Около 300 лет назад М.В. Ломоносов написал трактат «Слово о явлениях воздушных», где отметил, что растения «строят ело из воздуха, который поглощают». Докажите правильность или ошибочность взглядов М.В. Ломоносова. – Что образуется в листьях на свету? Как в этом можно убедиться? – Какие условия необходимы для фотосинтеза? – Как человек может управлять фотосинтезом? – Какую роль играет фотосинтез в природе? – Как человек использует результаты фотосинтеза?

2. Работа по карточкам.

3. Биологическая задача.

За сутки у человека выделяется до 1,5-2 литров слюны, а у коровы более 40 литров . Назовите как можно больше факторов, объясняющих такую разницу в количестве образующейся слюны. Для объяснения опирайтесь на знания функций слюны, значение пищеварения, калорийность и, как следствие, количество потребляемой в сутки пищи человеком и животными.

III. Изучение нового материала

–  Без пищи человек может обходиться месяц, без воды – около недели, а без воздуха – всего несколько минут. – Чем дыхание отличается от питания и как эти процессы жизнедеятельности связаны в обмене веществ у растений?

Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его в биологическом окислении органических веществ и удаление углекислого газа. (Приложение 1. Слайд 2)

Таким образом, дыхание можно разделить на два взаимосвязанных этапа:

а) внешнее дыхание – газообмен: поступление кислорода и удаление углекислого газа; б) тканевое (клеточное) дыхание – использование кислорода в биологическом окислении у животных. (Приложение 1. Слайд 3)

Внешнее дыхание

У растений нет специальных органов дыхания. Как осуществляется газообмен у растений? Поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа происходит через устьица листьев и зеленых побегов (кактус) и специальные отверстия среди клеток коры – чечевички (береста). Перемещаясь по межклетникам или особой воздухоносной ткани, кислород проникает во все живые клетки растения, тем же способом в обратном направлении выводится углекислый газ. (Приложение 1. Слайд 5)

Газообмен между растением и внешней средой

Клетки поглощают кислород из воздуха, проникшего в воздушные ходы через устьичные щели. Кроме того, клетки используют тот кислород, который выделяется при фотосинтезе. Однако при благоприятных для фотосинтеза условиях кислорода выделяется гораздо больше, чем расходуется в процессе дыхания. Через устьичные щели избыток кислорода из межклетников выходит наружу. Отсюда становится ясно, что атмосферный воздух будет богаче кислородом там, где больше зеленых растений. Таким образом, лист, обладающий множеством устьиц, является органом, который обеспечивает активный газообмен между организмом и внешней средой. Через устьичные щели в лист проникает атмосферный воздух. Из листа наружу выходит воздух, обогащенный кислородом. – А как обстоит дело с дыханием? Ночью растения дышат. Для этого клетки используют кислород, поступивший в межклетники через  устьичные щели еще днем, а так же кислород, накопившийся при фотосинтезе. Днем при закрытых устьицах  дыхание также не прекращается. Запас кислорода в межклетниках пополняется за счет фотосинтеза. Необходимый для фотосинтеза углекислый газ высвобождается в процессе дыхания. Возможно также проникновение в лист небольшого количества углекислого газа через кожицу. Отметим, однако, что интенсивность фотосинтеза в этих условиях гораздо ниже, чем при открытых устьицах. (Приложение 1. Слайд 4)

Тканевое дыхание – биологическое окисление органических веществ с участием кислорода – происходит в митохондриях. При этом высвобождается энергия, которую растения  усвоили в результате фотосинтеза, и образуются те же вещества, которые растение использовало для питания: вода и углекислый газ. (Приложение 1. Слайд 6)

Задание: составьте схему биологического окисления. (Приложение 1 Слайды 7-8)

Кислород + Углеводы = Углекислый газ + Вода + Энергия

Значение дыхания. Энергия, которая выделяется при биологическом окислении, частично рассеивается в виде тепла, а оставшаяся работает, обеспечивая деление клеток, рост, размножение, образование новых веществ. (Приложение 1. Слайд 9)

Дышат все органы растения:

Опыт 1 (Приложение 1. Слайд 10)

Возьмем веточку, можно взять несколько листьев герани или примулы, с длинными черешками. Веточку или листья поставим  стакан с водой. Стакан установим на тарелке, рядом с которой поставим другой стакан с прозрачной известковой водой. Затем все это закроем стеклянным колпаком или большой стеклянной банкой и поместим в темный шкаф. В темноте растения, как вы уже знаете, не могут выделять кислород. В темном шкафу листья растения будут только дышать, а значит, поглощать кислород и выделять углекислый газ. От углекислого газа, выделяемого листьями, налитая в стакан известковая вода помутнеет.

Опыт 2 (Приложение 1. Слайд 11)

Возьмем три бутылки из бесцветного прозрачного стекла. В одну из них поместим 30-40 набухших, прорастающих семян гороха, фасоли или других растений. Сухие семена брать не следует. Они находятся в состоянии покоя, и поэтому все процессы жизнедеятельности, в том числе и дыхание, у них протекают очень слабо.  Во вторую бутылку положим корнеплоды моркови. Чтобы активировать их клетки, перед опытом корнеплоды следует 2-3 дня подержать в воде.  В третью бутылку поместим свежесрезанные стебли растений с листьями. Плотно закроем бутылки пробками и поставим в темное теплое место. На следующий день проверим, изменился ли состав воздуха в бутылках. Опустим в каждую из бутылок зажженную свечу, прикрепленную к проволоке. Свечи гаснут, потому что в процессе дыхания органы растения поглотили кислород из воздуха, находящегося в бутылках, и выделили большое количество углекислого газа. В этом легко убедиться с помощью известковой воды, которая мутнеет, взаимодействуя с углекислым газом.

– Какие органы и ткани растений более интенсивно дышат?

IV. Закрепление знаний

  1. Решение биологических задач.
  • Объясните причины взрывов и самовозгораний на элеваторе при закладке на хранение влажных семян подсолнечника.
  • Почему дыхательные корни образуются у растений заболоченных мест?
  • У плавающих листьев кувшинок имеются устьица на верхней стороне листа, а не на нижней, как у наземных растений. Объясните эти отличия.
  • Сравните питание и дыхание, заполните таблицу. (Приложение 1. Слайд 12)
  • Мы дышим, дышим, дышим, И потому живем. Конечно, для дыханья Нам нужен только он. Дыханье днем и ночью. Идет у нас, друзья. И нам без кислорода Никак прожить нельзя. А он уж  в наших клетках Разрушит вещества, Которые съедаем Не раз мы и не два. И будет  в организме Энергия кипеть, На мир это позволит Нам весело смотреть.

    Сравнительная характеристика питания и дыхания у растений (Приложение 1. Слайд 13)

    Признаки

    Фотосинтез

    Питание

    1. Энергия  

     

    2. Органические вещества    
    3. Место протекания    
    4. Время протекания    
    5. Кислород    
    6. Углекислый газ    

    Вывод: дыхание и фотосинтез два противоположных процесса в обмене веществ у растений.

    V. Домашнее задание. Гл. 11, стр. 68

    Используемая литература:

    1. Г.П. Игошин «Уроки биологии. 6 класс» Развернутое планирование. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 272 с.: ил. – (Учитель года Росси).
    2. О.Н. Хюннинен «Биология. Живой организм.» Развивающее обучение на уроках. Опорные схемы. 6 класс. – М.: Классикс Стиль, 2004. – 96с. (Книжная полка учителя)
    3. Н.И. Галушкова  «Биология. Бактерии. Грибы. Растения.» 6 класс: Поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника – Волгоград: Учитель, 2005. – 271с.
    4. А.И. Никишов, Л. А. Косорукова «Ботаника. Дидактический материал. Пособие для учителей биологии», изд. «РАУБ» – «Илекса», Москва 1994 год.
    5. Н.Г. Боброва «Эта занимательная ботаника» – Самара 1994.
    6. В.В.Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения.6кл: учебн. Для общеобразоват. учреждений/ В.В.Пасечник.– 10-е изд., стериотип. – М.: Дрофа,2007. – 272 с.: ил.
    7. С.Н. Лебедев «Уроки биологии с применением информационных технологий, 6 класс.» Методическое пособие с электронным приложением – М.: Глобус, 2008. – 108 с. – (Современная школа).
    8. В.А. Корчагин «Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники»: Учеб. для 6-7 кл. сред. Шк. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 1989. – 256с.:ил. 

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Дыхание растений 6 класс - презентация, доклад, проект

    Обратная связь

    Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

    Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

    Email: [email protected]

    Мы в социальных сетях

    Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

    ВКонтакте >

    Что такое Myslide.ru?

    Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

    Для правообладателей >

    myslide.ru


    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта