Доказательством родства всех видов растений служит. А2 КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ИХ РОДСТВА, ЕДИНСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Тест по теме "Клеточная теория и методы изучения клетки". Доказательством родства всех видов растений служит


Тест с ответами для подготовки к экзаменам по биологии

1.Строение и распространение древних папоротниковидныхизучает наука1) физиология растений2) экология растений3) палеонтология +4) селекция

2.Доказательством родства всех видов растений служит1) клеточное строение растительных организмов +2) наличие ископаемых остатков3) вымирание одних видов и образование новых4) взаимосвязь растений и окружающей среды

3. Плод картофеля — это1)корнеплод2)клубень3)семянка4)ягода +

4.В основе роста любого многоклеточного организма лежит процесс1) мейоза2) митоза +3) оплодотворения4) синтеза молекул АТФ

5.При партеногенезе организм развивается из1) зиготы2) вегетативной клетки3) соматической клетки4) неоплодотворённой яйцеклетки +

6.Особи, образующие один сорт гамет и не дающие расщепленияпризнаков в потомстве1) мутантные2) гетерозисные3) гетерозиготные4) гомозиготные +

7. Роль транспортной РНК в клетке эукариот заключается в1передаче информации о структуре белков2транспорте аминокислот к рибосомам +3транспорте РНК из ядра в цитоплазму4удвоении информации8.Начальным звеном обонятельного анализатора считают1) чувствительные клетки с микроворсинками в носовой полости +2) рецепторы, расположенные на языке3) нервы и проводящие нервные пути4) нейроны коры больших полушарий головного мозга

9.Мускулатура большинства внутренних органов человекаобразована1) сухожилиями мышц2) гладкой мышечной тканью +3) поперечнополосатой мышечной тканью4) соединительной тканью

10.Для представителей, какой группы животных характерна зубнаясистема с дифференцированными зубами1) Млекопитающие +2) Пресмыкающиеся3) Птицы4) Рыбы

11.Гемоглобин крови, принимающий участие в переносе кислорода иуглекислого газа, содержится в1) эритроцитах+2) фагоцитах3) лимфоцитах4) тромбоцитах

12. К функциям клеточного центра относится1)хранение наследственной информации2)осуществление процессов транскрипции3)синтез РНК и РНК4)участие в клеточном делении +

13. Выберите верное утверждение о ДНК-полимеразе (ферменте, обеспечивающем удвоение ДНК):1синтезируется в ядре на ДНК2состоит из нуклеотидов3синтезируется в цитоплазме на рибосомах и транспортируется в ядро +4содержит информацию о последовательности нуклеотидов в ДНК

14.Все живые организмы1)подвижны2)дышат кислородом3)питаются органическими веществами4)способны воспринимать раздражения и реагировать на них +

15. Живые организмы или следы их деятельности присутствуют1)во всех частях земных оболочек, входящих в состав биосферы +2)только в лито и гидросфере3)только в лито и атмосфере4)везде, кроме Антарктиды и Арктики

16.Представления о структурной единице жизни обобщили.1)Ч. Дарвин и Д. Уоллес2)Т. Морган и Г. Фриз3)Ф. Мюллер и Э. Геккель4)М. Шлейден и Т. Шванн +

17.Основными химическими соединениями, определяющими индивидуальность организма, являются1)вода и минеральные соли2)жиры и углеводы3)соединения серы, фосфора4)нуклеиновые кислоты и белки +

18 Нуклеотид, содержащий урацил, входит в состав1)РНК+2)ДНК3)белков4)аминокислот19. Мембрана клетки состоит из1)двух слоев молекул белков2)одного слоя молекул липидов с включениями молекул белков3)двух слоев молекул липидов с включениями молекул белков +4)одного слоя молекул белков с включениями молекул липидов

20. В ядре не происходит1)синтез ДНК2)синтез РНК3)синтез белка+4)сборка субъединиц рибосом

21. В теле взрослого человека1)все клетки постоянно делятся2)никакие клетки не делятся3)клетки обычно образуются из межклеточного вещества4)некоторые клетки не делятся +

22. Момент окончания метафазы митоза — это1)образование ядрышка2)выстраивание хромосом по экватору клетки+3)окончание расхождения хроматид к полюсам клетки4)деспирализация хроматид

23. В ядре клеток тела человека обычно содержится строго определенное число молекул1)белков2)РНК3)ДНК +4)жиров

24. Современный человек живет в периоде, который называется1)неоген2)палеоген3)антропоген +4)карбон

25. Млекопитающие возникли в ходе эволюции1)в мезозойскую эру; они миллионы лет сосуществовали с динозаврами +2)в кайнозойскую эру, после вымирания динозавров3)в палеозойскую эру, до появления динозавров4)в самом конце мезозойской эры, незадолго до вымирания динозавров

26. У зародыша человека1)закладываются хорда, брюшная нервная цепочка и жаберные дуги2)закладываются хорда, жаберные дуги и хвост +3)закладываются хорда и брюшная нервная цепочка4)закладывается брюшная нервная цепочка и хвост

27. Образование спор у папоротника — это1)половое размножение2)вегетативное размножение3)бесполое размножение +4)не размножение, а увеличение числа клеток

28. Систематической категорией, объединяющей всех млекопитающих животных, считается1)тип2)отряд3)класс +4)отдел

29. К насекомым с неполным превращением относятся1)кузнечики, клопы, тараканы +2)стрекозы, бабочки, жуки3)муравьи, осы, пчелы4)мухи, комары, кузнечики

30. Из оплодотворенной яйцеклетки у папоротника развивается1)спора2)спорангий3)заросток4)спорофит +

liketest.ru

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

Поиск Лекций

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя

40 заданий. Часть 1 содержит 33 задания с кратким ответом. Часть 2

содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 1–25 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Ответы к заданиям 26–33 записываются в виде последовательности

цифр. Эту последовательность цифр запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

 

Задания 34–40 требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов № 2

укажите номер задания и запишите полный развёрнутый ответ на него.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее

количество баллов.

 

Желаем успеха!

Часть 1

  Ответом к заданиям 1–25 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
 

 

 

Строение и распространение древних папоротниковидных изучает наука   1) физиология растений 2) экология растений 3) палеонтология 4) селекция   Ответ: ______________________.  

 

До­ка­за­тель­ством род­ства всех видов рас­те­ний слу­жит   1) кле­точ­ное стро­е­ние рас­ти­тель­ных ор­га­низ­мов 2) на­ли­чие ис­ко­па­е­мых остат­ков 3) вы­ми­ра­ние одних видов и об­ра­зо­ва­ние новых 4) вза­и­мо­связь рас­те­ний и окру­жа­ю­щей среды   Ответ: ______________________.

 

Еди­ный ап­па­рат био­син­те­за белка   1) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть и ри­бо­со­мы 2) ми­то­хон­дрии и кле­точ­ный центр 3) хло­ро­пла­сты и ком­плекс Голь­д­жи 4) ли­зо­со­мы и плаз­ма­ти­че­ская мем­бра­на   Ответ: ______________________.  

 

В ос­но­ве роста лю­бо­го мно­го­кле­точ­но­го ор­га­низ­ма лежит про­цесс   1) мейоза 2) митоза 3) оплодотворения 4) синтеза молекул АТФ   Ответ: ______________________.

 

При пар­те­но­ге­не­зе ор­га­низм раз­ви­ва­ет­ся из   1) зиготы 2) вегетативной клетки 3) соматической клетки 4) не­опло­до­творённой яй­це­клет­ки   Ответ: ______________________.  

 

Особи, образующие один сорт гамет и не дающие расщепления признаков в потомстве   1) мутантные 2) гетерозисные 3) гетерозиготные 4) гомозиготные   Ответ: ______________________.

 

Сколько типов гамет образует зигота СсВв, если гены С (с) и В (в) сцеплены и наследуются вместе?   1) один 2) три 3) два 4) четыре   Ответ: ______________________.

 

Чтобы усилить рост боковых корней у растений, необходимо:   1) окучивать растение 2) внести в почву минеральные удобрения 3) прищепить кончик у главного корня 4) внести в почву органические удобрения   Ответ: ______________________.

 

В мутуалистические отношения с деревьями вступают   1) трутовики 2) бактерии гниения 3) плесневые грибы 4) шляпочные грибы   Ответ: ______________________.  

 

Плод боб у   1) редиса 2) люцерны 3) табака 4) томата   Ответ: ______________________.  
В жизненном цикле томата преобладает   1) гаплоидная спора 2) гаметофит 3) диплоидное растение 4) спорангий   Ответ: ______________________.    
Мускулатура большинства внутренних органов человека образована   1) сухожилиями мышц 2) гладкой мышечной тканью 3) поперечнополосатой мышечной тканью 4) соединительной тканью   Ответ: ______________________.  
Для представителей какой группы животных характерна зубная система с дифференцированными зубами?   1) Млекопитающие 2) Пресмыкающиеся 3) Птицы 4) Рыбы   Ответ: ______________________.  
Моча здорового человека не содержит   1) солей аммония 2) белков и эритроцитов 3) минеральных солей 4) пигментов и мочевины   Ответ: ______________________.

 

Гемоглобин крови , принимающий участие в переносе кислорода и углекислого газа, содержится в   1) эритроцитах 2) фагоцитах 3) лимфоцитах 4) тромбоцитах   Ответ: ______________________.  

 

Энергетический обмен поставляет для реакций пластического обмена   1) белки 2) липиды 3) АТФ 4) углеводы   Ответ: ______________________.  

 

Начальным звеном обонятельного анализатора считают   1) чувствительные клетки с микроворсинками в носовой полости 2) рецепторы, расположенные на языке 3) нервы и проводящие нервные пути 4) нейроны коры больших полушарий головного мозга   Ответ: ______________________.  

 

При появлении на коже сыпи необходимо   1) выпить антибиотик 2) обратиться к врачу 3) мазать высыпания раствором бриллиантового зелёного (зелёнкой) 4) пропить курс гормональных препаратов   Ответ: ______________________.  

 

Значение хромосомной теории Т.Моргана заключается в том, что она впервые   1) выявила типы хромосомных мутаций 2) установила правило единообразия гибридов 3) объяснила причины независимого наследования признаков 4) установила закономерности локализации и сцепления генов Ответ: ______________________.  

 

Заяц-беляк и заяц-русак принадлежат   1) к одному виду 2) к одной популяции 3) к разным отрядам 4) к разным видам Ответ: ______________________.

 

Развитие растений экосистемы луга в разные сроки - это приспособление к   1) совместному обитанию 2) сохранению влаги 3) использованию минеральных веществ почвы 4) поглощению углекислого газа   Ответ: ______________________.  

 

В симбиозе живут   1) человек и пиявка 2) печеночный сосальщик и корова 3) клубеньковые бактерии и горох 4) муха и венерина мухоловка   Ответ: ______________________.

 

Соотношение количества органического вещества живых организмов, занимающих разное положение пищевой цепи, называют пирамидой   1) биомассы 2) энергии 3) численности 4) биоразнообразия   Ответ: ______________________.   Наибольшую концентрацию ядовитых веществ в экологически загрязненной наземно-воздушной среде можно обнаружить у   1) хищников 2) древесных растений 3) травянистых растений 4) травоядных животных   Ответ: ______________________.   Верны ли следующие суждения о белках?   А. Все белки ферменты Б. Все ферменты белки   1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны   Ответ: ______________________.  
Ответом к заданиям 26–33 является последовательность цифр. Сначала впишите ответы в текст работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

 
В заданиях 26–28 выберите три верных ответа из шести. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

   

 

В све­то­вую фазу фо­то­син­те­за в клет­ке за счет энер­гии сол­неч­но­го света   1) об­ра­зу­ет­ся мо­ле­ку­ляр­ный кис­ло­род в ре­зуль­та­те раз­ло­же­ния мо­ле­кул воды 2) про­ис­хо­дит син­тез уг­ле­во­дов из уг­ле­кис­ло­го газа и воды 3) про­ис­хо­дит по­ли­ме­ри­за­ция мо­ле­кул глю­ко­зы с об­ра­зо­ва­ни­ем крах­ма­ла 4) осу­ществ­ля­ет­ся син­тез мо­ле­кул АТФ 5) энер­гия мо­ле­кул АТФ рас­хо­ду­ет­ся на син­тез уг­ле­во­дов 6) про­ис­хо­дит раз­ло­же­ние мо­ле­кул воды на про­то­ны и атомы во­до­ро­да

Ответ: ______________________.

 

 

 

Для зем­но­вод­ных, в от­ли­чие от пре­смы­ка­ю­щих­ся, ха­рак­тер­но   1) внут­рен­нее опло­до­тво­ре­ние 2) на­руж­ное опло­до­тво­ре­ние 3) от­кла­ды­ва­ние яиц в воду 4) раз­мно­же­ние на суше 5) раз­ви­тие с ме­та­мор­фо­зом 6) раз­ви­тие без пре­вра­ще­ния   Ответ: ___________________________.  

 

Био­гео­це­ноз — это:   1) си­сте­ма, ко­то­рая со­сто­ит из от­дель­ных, не­вза­и­мо­свя­зан­ных ор­га­низ­мов; 2) си­сте­ма, ко­то­рая со­сто­ит из струк­тур­ных эле­мен­тов: видов и по­пу­ля­ций; 3) це­лост­ная си­сте­ма, спо­соб­ная к са­мо­ре­гу­ля­ции; 4) за­кры­тая си­сте­ма вза­и­мо­дей­ству­ю­щих по­пу­ля­ций; 5) от­кры­тая си­сте­ма, нуж­да­ю­ща­я­ся в по­ступ­ле­нии энер­гии извне; 6) си­сте­ма, ха­рак­те­ри­зу­ю­ща­я­ся от­сут­стви­ем био­ген­ной ми­гра­ции ато­мов.  
При выполнении заданий 29–32 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

 

Установите соответствие между осо­бен­но­стя­ми оби­та­те­лей био­гео­це­но­за и их при­над­леж­но­стью к функ­ци­о­наль­ной груп­пе   ПРИМЕР ФОРМА ИЗМЕНЧИВОСТИ А) включает растения, некоторые бактерии Б) поглощает готовые органические вещества 1) продуценты В) поглощает неорганические вещества 2) консументы Г) включает животных Д) аккумулирует солнечную энергию Е) источник энергии - животная и растительная пища   Ответ: ___________________________.  

 

Установите соответствие между признаком и царством, для которого он характерен   ПРИЗНАК ЦАРСТВО А) все представители прокариоты Б) все представители эукариоты 1) бактерии В) могут делиться пополам 2) растения Г) есть ткани и органы Д) есть фото и хемосинтетики Е) хемосинтетики не встречаются   Ответ: ___________________________.

 

Установите соответствие между функцией отдела головного мозга человека и отделом, для которого эта функция характерна   ОТДЕЛ ОТДЕЛ ГОЛОВНОГО МОЗГА   А) регуляция непроизвольного дыхания 1) кора головного мозга Б) регуляция и контроль тонких движений 2) продолговатый мозг В) анализ зрительных раздражений Г) регуляция сердечно-сосудистой деятельности Д) различение звуковых сигналов Е) регуляция пищеварения   Ответ: ___________________________.  

 

Установите соответствие между примером действия естественного отбора и его формой   ПРИМЕР ОТБОРА ФОРМА ОТБОРА   А) появляются бактерии, устойчивые к антибиотикам Б) сокращается число растений клёна 1)движущий с короткими и очень длинными 2) стабилизирующий крыльями у плодов В) на фоне закопченных деревьев увеличивается число темных бабочек   Г) строение глаза приматов не изменяется тысячи лет   Ответ: ___________________________.  
В задании 33 установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности в таблицу.

 

 

Установите последовательность этапов полового размножения у хламидомонады. 1. образование гамет (митоз) 2. сближение гамет (n + n) 3. прорастание зиготы (мейоз), выход спор (n) 4. взрослый организм — гаметофит (n) 5. зигота (2n), покой (спорофит, 2n) 6. слияние гамет 7. выход гамет Ответ: ___________________________.  
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

 

 

ЧАСТЬ 2

Для записи ответов на задания 34–40 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (34, 35 и т. д.), затем полный развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

 

poisk-ru.ru

Тест по теме "Клеточная теория и методы изучения клетки"

Тест «Клеточная теория и методы изучения клетки» (9 кл.)

Вариант 1

1. Из приведенных формулировок укажите положение клеточной теорииА) Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской гаметБ) Каждая новая дочерняя клетка образуется в результате деления материнскойВ) Аллельные гены в процессе митоза оказываются в разных клеткахГ) Развитие организма с момента оплодотворения яйцеклетки до смерти организма называют онтогенезом

2. Доказательством родства всех видов растений служитА) клеточное строение растительных организмов Б) наличие ископаемых остатков

В) вымирание одних видов и образование новых Г) взаимосвязь растений и окружающей среды

3. Разделение органоидов клетки на основе их различной плотности составляет сущность метода

А) микроскопирования Б) центрифугирования В) окрашивания Г) сканирования

4. Изучать структуру органоидов клетки позволяет методА) светового микроскопирования Б) электронного микроскопирования В) центрифугирования Г) культуры тканей

5. Одним из утверждений клеточной теории является следующее:А) клетка – элементарная единица наследственности Б) клетка – единица размножения и развития

В) все клетки различны по своему строению Г) у всех клеток различный химический состав

6. Одноклеточные организмы были открыты:

А) Р.Гуком Б) А.Левенгуком В) Р.Броуном Г) Т.Шванном и М. Шлейденом Д) Р.Вирховым

7. Сходство в строении растительных и животных клеток обнаружили:

А) Р.Гук и А.Левенгук Б) Р.Броун В) Т.Шванн и М.Шлейден Г) Р.Вирхов

8. Уровень, на котором начинает проявляться способность жи­вых систем к обмену веществ, — это:

А) биосферный Б) молекулярный В) организменный Г) клеточный

9. Расставьте события в хронологической последовательности:

А) изобретение электронного микроскопа

Б) открытие рибосом

В) изобретение светового микроскопа

Г) утверждение Вирхова о появлении клетки от клетки

Д) появление клеточной теории Шванна и Шлейдена

Е) первое употребление термина «клетка» Гуком.

10. Докажите, что клетка – элементарная единица строения живых организмов

Тест «Клеточная теория и методы изучения клетки» (9 кл.)

Вариант 2

1. Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы - одно из положенийА) теории эволюции Б) клеточной теории В) учения об онтогенезе Г) законов наследственности

2. Клеточное строение организмов всех царств живой природы, сходство строения клеток и их химического состава служат доказательством А) единства органического мира Б) единства живой и неживой природы

В) эволюции органического мира Г) происхождения ядерных организмов от доядерных

3. Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клеткиА) окрашивание Б) центрифугирование В) микроскопия Г) химический анализ

4. Для изучения места расположения органоидов в клетке используют метод:

А) микроскопии Б) центрифугирования В) эксперимента Г) выращивания клеток

5. Какое из приведенных ниже положений относится к клеточной теорииА) зигота образуется в процессе оплодотворения, слияния мужской и женской гаметБ) в процессе мейоза образуются четыре дочерние клетки с гаплоидным набором хромосомВ) клетки специализированы по выполняемым функциям и образуют ткани, органы, системы органовГ) клетки растений отличаются от клеток животных по ряду признаков

6. Укажите одно из положений клеточной теорииА) Половые клетки содержат всегда гаплоидный набор хромосомБ) Каждая гамета содержит по одному гену из каждой аллелиВ) Клетки всех организмов имеют диплоидный набор хромосомГ) Наименьшей единицей строения, жизнедеятельности и развития организмов является клетка

7. Впервые ядро в клетке обнаружил(и):

А) Р.Гук и А.Левенгук Б) Р.Броун В) Т.Шванн и М.Шлейден Г) Р.Вирхов

8. Гетеротрофный способ питания, отсутствие плотной оболочки и хлоропластов, наличие ядра в клетке - признаки организма, принадлежащего к царству:

А) животных Б) грибов В) бактерий Г) растений

9. Выберите три научные области, в которых основным мето­дом является микроскопический:

А) цитогенетика

Б) гистология

В) изучение родословных

Г) микробиология

Д) бионика

Е) селекция

10. О чём свидетельствуют различия в строении и функционировании клеток растений и животных?

multiurok.ru

Задания №21 с объяснениями

1. Человека относят к классу Млекопитающих, так как у него

1. Пальцы имеют ногтевые пластинки

2. Конечности состоят из отделов

3. Головной мозг имеет пять отделов

4. Имеются потовые и млечные железы

Объяснение: млекопитающие обязаны своим названием наличию млечных желез. Только данный класс организмов вскармливает детенышей молоком в первое время жизни. Так поступает и человек (как представитель млекопитающих). И потовые железы есть только у млекопитающих. Правильный ответ - 4.

 

2. Какой признак у человека считают атавизмом?

1. Хватательный рефлекс

2. Наличие аппендикса в кишечнике

3. Обильный волосяной покров

4. Шестипалая конечность

Объяснение: атавизм - появление признаков у организма, свойственных отдаленным предкам (волосяной покров, многососковость и т.д.). Правильный ответ - 3. 

 

3. Какие животные в ходе эволюции были наиболее вероятными предками членистоногих?

1. Кольчатые черви

2. Плоские черви

3. Моллюски

4. Хордовые

Объяснение: наиболее вероятными предками членистоногих является наиболее прогрессивная группа червей – кольчатые черви. Правильный ответ – 1.  

 

4. Какой критерий вида служит главным доказательством родства человеческих рас?

1. Морфологический

2. Географический

3. Генетический

4. Физиологический

Объяснение: сейчас, в основном, для доказательства родства организмов или определения принадлежности к определенной группе, использую различные генетические методы. И, в зависимости от процентного соотношения гомологичности ДНК, определяют родство. Так доказали и родство человеческих рас. Правильный ответ - 3.

 

5. О родстве земноводных и рыб свидетельствует наличие у личинок земноводных

1. Боковой линии

2. Нервной и других систем органов

3. Органов зрения и слуха

4. Двух кругов кровообращения

Объяснение: у головастиков – личинок земноводных – есть много сходных признаков с рыбами, таких как, жабры, хвост и боковая линия. Правильный ответ – 1.  

 

6. Какие доказательства свидетельствуют о древности папоротников?

1. Существование травянистых и древесных форм

2. Наличие их отпечатков на каменном угле

3. Их способ размножения

4. Их современное многообразие

Объяснение: их древность мы можем доказать только при помощи палеонтологических доказательств, таких, как отпечатки на каменном угле, например. Правильный ответ - 2.

 

7. Трудовая деятельность, мышление, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека, относятся к факторам эволюции

1. Социальным

2. Биологическим

3. Антропогенным

4. Биотическим

Объяснение: данные признаки характерны только человеку. мы используем их для связи с другими людьми, то есть это социальные факторы. Правильный ответ - 1.

 

8. Укажите пример проявления идиоадаптаций у растений.

1. Возникновение семени у голосеменных

2. Возникновение плода у цветковых

3. Возникновение нектарников в цветках, опыляемых насекомыми

4. Появление фотосинтеза

Объяснение: идиоадаптация - частное изменение, не способствующее повышению уровня организации вида. Возникновение семени, плода и фотосинтеза - слишком большие изменения (даже глобальные), которые способствовали появлению как растений вообще, так и отдела покрытосеменных. Правильный ответ - 3.

 

9. Что служит направляющим фактором эволюции?

1. Изменчивость

2. Наследственность

3. Приспособленность

4. Естественный отбор

Объяснение: естественный отбор является одной из основных движущих сил эволюции, что, по-другому, можно назвать направляющим фактором. Правильный ответ – 4.  

 

10. К каким доказательствам эволюции следует отнести сходство зародышей человека и позвоночных животных?

1. Биогеографическим

2. Биохимическим

3. Эмбриологическим

4. Сравнительно-анатомическим

Объяснение: строение и развитие зародышей животных и человека изучает эмбриология, значит и изучение сходств зародышей относится к эмбриологическим доказательствам. Правильный ответ - 3.

 

11. Одним из доказательств происхождения кишечнополостных от простейших является

1. Наличие эктодермы и энтодермы

2. Внеклеточное пищеварение

3. Наличие стрекательных клеток

4. Развитие организма из одной клетки

Объяснение: онтогенез - повторение филогенеза, то есть в эмбриогенезе повторяется историческое развитие организма, поэтому правильный ответ - 4.

 

12. Филогенетический ряд лошади свидетельствует о(об)

1. Обратимости процесса эволюции

2. Регулярном возврате к предковым формам

3. Сходстве постэмбрионального развития организмов

4. Историческом развитии современного вида

Объяснение: рассмотрим филогенетический ряд лошади. 

Как видно из картинки, филогенетический ряд вида - это отслеживание этапов его исторического развития. Правильный ответ - 4.

 

13. В процессе эволюции отделы и классы растений возникли в результате

1. Ароморфоза

2. Дегенерации

3. Идиоадаптации

4. Конвергенции

Объяснение: в процессе эволюции у растений (бактерий, грибов и всех остальных) возникали новые приспособления, некоторые из них - ароморфозы, то есть такие, которые приводили к повышению его уровня организации (например, появление теплокровности, четырехкамерного сердца, внутреннего оплодотворения и т.д.). Правильный ответ - 1.

 

14. Какой из названных показателей характеризует биологический регресс?

1. Расширение ареала

2. Снижение численности

3. Экологическое разнообразие

4. Паразитический образ жизни

Объяснение: биологический регресс - уменьшение приспособленности особей, сопровождающееся снижением численности, уменьшением ареала и дальнейшим вымиранием вида. Поэтому, из представленных вариантов выбираем снижение численности. Правильный ответ - 2.

 

15. Какой из указанных примеров характеризует идиоадаптацию у растений?

1. Возникновение хлорофилла

2. Появление семени у голосеменных

3. Наличие хорошо развитой проводящей системы у цветковых растений

4. Разнообразие окраски цветков покрытосеменных

Объяснение:  идиоадаптация - частное изменение организма, не приводящее к повышению уровня организации (опушенность листьев, изменение окраски и т.д.). Из приведенных вариантов к идиоадаптациям относится только различная окраска цветков покрытосеменных. Правильный ответ - 4.

 

16. Какой признак животного можно считать ароморфным?

1. Теплокровность у птиц

2. Наличие плавательного пузыря у рыб

3. Отсутствие конечностей у змей

4. Внешнее оплодотворение у земноводных

Объяснение: ароморфоз - изменение организма, приводящее к повышению его уровня организации (например, появление теплокровности, четырехкамерного сердца, внутреннего оплодотворения и т.д.). Самым крупным прогрессивным изменением из представленных вариантов ответа является теплокровность птиц. Правильный ответ - 1.

 

Задания для самостоятельного решения

1. Какой орган в процессе эволюции растений впервые появился у папоротников?

1. Стебель

2. Лист

3. Корень

4. Цветок

Правильный ответ - 3.

 

2. К первым земноводным, возникшим на Земле, относят

1. Стегоцефалов

2. Ихтиозавров

3. Латимерий

4. Тритонов

Правильный ответ - 1. 

 

3. Биологический регресс характеризуется

1. Расширением ареала

2. Изменением среды обитания вида

3. Повышением жизнеспособности особей

4. Уменьшением числа видов и особей

Правильный ответ - 4.

 

4. Случаи рождения людей с хвостом - это пример

1. Регенерации

2. Идиоадаптации

3. Рудимента

4. Атавизма

Правильный ответ - 4. 

 

5. Трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке сформировалось в процессе эволюции у 

1. Земноводных

2. Костных рыб

3. Пресмыкающихся

4. Хрящевых рыб

Правильный ответ - 3.

 

6. Расширение ареала зайца-русака - пример

1. Биологического прогресса

2. Ароморфоза

3. Дегенерации

4. Биологического регресса

Правильный ответ - 1.

 

7. У паразитических червей, обитающих в кишечнике, в процессе эволюции сформировался покров,

1. Снабженный ресничками

2. Состоящий из хитина

3. На который не действует пищеварительный сок

4. Защищенный от воздействия среды тонким слоем воска

Правильный ответ - 3.

 

8. Человека сближает с человекообразными обезьянами

1. Абстрактное мышление

2. Стадный образ жизни

3. Сходство групп крови

4. Способность к трудовой деятельности

Правильный ответ - 3.

 

9. Развитие на теле отдельных людей большого количества сосков называют

1. Ароморфозом

2. Регенерацией

3. Атавизмом

4. Идиоадаптацией

Правильный ответ - 3.

 

10. Какая часть верхней конечности человека наиболее резко изменилась в процессе его эволюции?

1. Плечо

2. Предплечье

3. Кисть

4. Лопатка

Правильный ответ - 3.

 

11. Какую из ископаемых форм человека относят к современным людям?

1. Кроманьонец

2. Питекантроп

3. Австралопитек

4. Синантроп

Правильный ответ - 1. 

 

12. В эволюции человека начальные вехи развития искусства обнаружены среди

1. Неандертальцев

2. Кроманьонцев

3. Австралопитеков

4. Питекантропов

Правильный ответ - 2.

 

13. Способность к размножению на суше в процессе эволюции хордовых животных впервые появилась у 

1. Земноводных

2. Пресмыкающихся

3. Птиц

4. Млекопитающих

Правильный ответ - 2.

 

14. Увеличение численности вида в природе свидетельствует о его

1. Биологическом прогрессе

2. Развитии по пути дегенерации

3. Биологическом регрессе

4. Развитии по пути ароморфоза

Правильный ответ - 1.

 

15. Упрощение внутреннего и внешнего строения организмов в процессе эволюции называют

1. Общей дегенерацией

2. Ароморфозом

3. Идиоадаптацией

4. Регенерацией

Правильный ответ - 1.

 

16. Какое эволюционное явление называют дивергенцией?

1. Схождение признаков у неродственных видов

2. Расхождение признаков у родственных видов

3. Приобретение узкой специализации

4. Образование гомологичных органов

Правильный ответ - 2.

 

17. Пример ароморфоза у млекопитающих - 

1. Теплокровность

2. Гетеротрофное питание

3. Аэробное дыхание

4. Рефлекторная нервная деятельность

Правильный ответ - 1. 

 

18. Появлению земноводных в процессе исторического развития животного мира на Земле предшествовали

1. Ихтиозавры

2. Пресмыкающиеся

3. Кистеперые рыбы

4. Зверозубые млекопитающие

Правильный ответ - 3.

 

19. Какой путь эволюции привел к образованию пятипалой конечности у наземных позвоночных животных?

1. Идиоадаптация

2. Дегенерация

3. Ароморфоз

4. Регенерация

Правильный ответ - 3.

 

20. Какие особенности появились у земноводных в процессе эволюции в связи с выходом на сушу?

1. Барабанная перепонка и веки

2. Перепонки между пальцами ног

3. Наружное оплодотворение

4. Покровительственная окраска

Правильный ответ - 1.

 

21. Какая группа животных имеет наиболее высокий уровень организации?

1. Костные рыбы

2. Пресмыкающиеся

3. Млекопитающие

4. Земноводные

Правильный ответ - 3.

 

22. Биогеографические доказательства эволюции получены в результате изучения

1. Филогенетических рядов

2. Форм взаимодействия организмов в биоценозах

3. Переходных форм

4. Материковой и островной флоры и фауны

Правильный ответ - 4.

 

23. Сходства стадий индивидуального развития зародышей животных - это доказательства эволюции

1. Палеонтологические

2. Сравнительно-анатомические

3. Цитогенетические

4. Эмбриологоческие

Правильный ответ - 4.

 

24. Приспособленность организмов к среде обитания формируется в результате

1. Модификационной изменчивости

2. Стремления особей к совершенствованию

3. Применения методов селекции

4. Сохранения особей с полезными изменениями

Правильный ответ - 4.

 

25. В процессе эволюции животных идиоадаптации способствуют появлению новых

1. Подтипов

2. Видов

3. Типов

4. Классов

Правильный ответ - 2.

 

26. Какая особенность растений сформировалась при освоении ими наземно-воздушной среды?

1. Возникновению многоклеточности

2. Возникновению механических тканей

3. Образование хлорофилла

4. Возникновение полового процесса

Правильный ответ - 2.

 

27. Наличие какой особенности строения ланцетника указывает на его близость с позвоночными животными?

1. Мышц

2. Костного скелета

3. Хорды

4. Плавников

Правильный ответ - 3.

 

28. Органы, выполняющие одинаковые функции, но не имеющие сходного плана строения и общего происхождения, называют

1. Атавизмами

2. Аналогичными

3. Гомологичными

4. Рудиментарными

Правильный ответ - 2.

 

29. Результатом эволюции является

1. Изоляция

2. Борьба за существование

3. Приспособленность организмов

4. Естественный отбор

Правильный ответ - 3.

 

30. Гомологичными органами являются крылья бабочки и крылья

1. Летучей мыши

2. Пчелы

3. Летучей рыбы

4. Воробья

Правильный ответ - 2.

 

31. Биологический прогресс характеризуется

1. Колебанием численности популяции

2. Расширением ареала вида

3. Преобладанием смертности над рождаемостью

4. Сокращением числа популяций

Правильный ответ - 2.

 

32. Доказательством эволюции растительного мира служит

1. Наличие у растений вегетативного размножения

2. Наличие "живых ископаемых"

3. Способность к фотосинтезу

4. Изменение условий окружающей среды

Правильный ответ - 2.

 

33. Наличие у дятла длинного тонкого языка, позволяющего добывать насекомых из-под коры деревьев, - это пример

1. Биологического регресса

2. Идиоадаптации

3. Общей дегенерации

4. Ароморфоза

Правильный ответ - 2.

 

34. Какая группа животных формируется в результате крупных ароморфозов?

1. Семейство

2. Класс

3. Сорт

4. Популяция

Правильный ответ - 2.

 

35. Череп человека, в отличие от черепа человекообразной обезьяны, имеет

1. Костные швы

2. Дифференцированные зубы

3. Подбородочный выступ

4. Носовые кости

Правильный ответ - 3.

 

36. Доказательством родства и общности происхождения растений служит

1. Разнообразие видов

2. Приспособленность растений к среде обитания

3. Сходство среды их обитания

4. Наличие хлоропластов в клетках

Правильный ответ - 4.

 

37. К результатам эволюции относят

1. Дрейф генов

2. Наследственную изменчивость

3. Многообразие видов

4. Искусственный отбор

Правильный ответ - 3.

 

38. Частные морфологические изменения данного уровня организации, обеспечивающие приспособленность организмов к определенным условиям среды, - это

1. Ароморфозы

2. Конвергенции

3. Дегенерации

4. Идиоадаптации

Правильный ответ - 4.

 

39. Приспособлением обыкновенного крота к обитанию в почве служит

1. Отсутствие извилин в полушариях головного мозга

2. Покровительственная окраска

3. Однородность зубов

4. Видоизменение передних конечностей

Правильный ответ - 4.

 

40. Какие органы называют рудиментарными?

1. Развивающиеся у организмов в сходных условиях

2. Развивающиеся у организмов из одинаковых зачатков

3. Утратившие свое первоначальное значение

4. Сформировавшиеся в результате конвергенции признаков

Правильный ответ - 3.

 

41. Какой признак у человека считают атавизмом?

1. Хватательный рефлекс

2. Наличие аппендикса в кишечнике

3. Обильный волосяной покров

4. Появление зубов мудрости

Правильный ответ - 3.

 

42. Копчиковая кость, аппендикс, остаток третьего века в углу глаза человека - это

1. Аналогичные органы

2. Гомологичные органы

3. Атавизмы

4. Рудименты

Правильный ответ - 4.

cleverpenguin.ru

А2 КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ИХ РОДСТВА, ЕДИНСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.

ТЕОРИЯ

Строение и функции органоидов клетки

Название органоида Особенности строения, функции
1. Наружная цитоплазматическая мембрана Отграничивает содержимое цитоплазмы от внешней среды; через поры внутрь клетки с помощью ферментов могут проникать ионы и мелкие молекулы; обеспечивает связь между клетками в тканях; Растительная клетка кроме цитоплазматической имеет толстую, состоящую из целлюлозы, мембраны – клеточную стенку, которой нет у животных клеток
2. Цитоплазма Жидкая среда, в которой взвешены органоиды и включения, состоит из жидкой коллоидной системы, в которой присутствуют молекулы различных веществ
3. Пластиды (лейкопласты, хромопласты, хлоропласты) Характерны только для растительных клеток, двумембранные органоиды. Зеленые пластиды – хлоропласты, содержащие хлорофилл в особых образованиях – тилакоидах (гранах), в которых осуществляется фотосинтез, способны к самовозобновлению (имеют свою ДНК)
4. Эндоплазматическая сеть Расположена вокруг ядра, образована мембранами, разветвленная сеть полостей и каналов: гладкая ЭПС участвует в углеродном и жировом обмене; шероховатая обеспечивает синтез белков с помощью рибосом
5. Митохондрии Двумембранное строение, внутренняя мембрана имеет выросты – кристы, на которых много ферментов, обеспечивающих кислородный этап энергетического обмена (имеют собственную ДНК)
6. Вакуоли Обязательные органоиды растительной клетки; содержат в растворенном виде многие органические вещества, минеральные соли; имеются в животных клетках
7. Рибосомы Сферические частицы, состоящие из двух субъединиц, располагаются в цитоплазме свободно или прикреплены к мембранам ЭПС; осуществляют синтез белка
8. Цитоскелет Система микротрубочек и пучков белковых волокон, тесно связанных с наружной мембраной и ядерной оболочкой
9. Жгутики и реснички Органоиды движения, имеют общий план строения. Движение жгутиков и ресничек обусловлено скольжением микротрубочек каждой пары друг относительно друга

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Какую функцию выполняют углеводы в клетке

1) каталитическую 2) энергетическую 3) хранение наследственной информации

4) участие в биосинтезе белка

  1. Какую функцию выполняют в клетке молекулы ДНК

1) строительную 2) защитную 3) носителя наследственной информации

4) поглощения энергии солнечного света

  1. В процессе биосинтеза в клетке происходит

1) окисление органических веществ 2) поступление кислорода и удаление углекислого газа

3) образование более сложных органических в-в 4) расщепление крахмала до глюкозы

  1. Одно из положений клеточной теории заключается в том, что

1) клетки организмов одинаковы по своему строению и функциям

2) растительные организмы состоят из клеток

3) животные организмы состоят из клеток

4) все низшие и высшие организмы состоят из клеток

  1. Между понятием рибосома и синтез белка существует определенная связь. Такая же связь существует между понятием клеточная мембрана и одним из приведенных ниже. Найдите это понятие.

1) транспорт веществ 2) синтез АТФ 3) деление клетки 4) синтез жиров

  1. Внутреннюю среду клетки называют

1) ядром 2) вакуолью 3) цитоплазмой 4) эндоплазматической сетью

  1. В ядре клетки расположены

1) лизосомы 2) хромосомы 3) пластиды 4) митохондрии

  1. Какую роль играет ядро в клетке

1) содержит запас питательных веществ 2) осуществляет связь между органоидами

3) способствует поступлению веществ в клетку 4) обеспечивает сходство материнской клетки с дочерними

  1. Переваривание пищевых частиц и удаление отмерших клеток происходит в организме с помощью

1) аппарата Гольджи 2) лизосом 3) рибосом 4) эндоплазматической сети

  1. Какую функцию выполняют в клетке рибосомы

1) синтезируют углеводы 2) осуществляют синтез белков

3) расщепляют белки до аминокислот 4) участвуют в накоплении неорганических веществ

  1. В митохондриях в отличие от хлоропластов происходит

1) синтез углеводов 2) синтез ферментов 3) окисление минеральных веществ

4) окисление органических веществ

  1. Митохондрии отсутствуют в клетках

1) мха кукушкин лен 2) городской ласточки 3) рыбы-попугая 4) бактерии стафилококка

  1. Хлоропласты содержатся в клетках

1) пресноводной гидры 2) мицелия белого гриба 3) древесины стебля ольхи 4) листьев свеклы

  1. Клетки организмов автотрофов отличаются от клеток гетеротрофов наличием в них

1) пластид 2) оболочки 3) вакуолей 4) хромосом

  1. Плотную оболочку, цитоплазму, ядерное вещество, рибосомы, плазматическую мембрану имеют клетки

1) водорослей 2) бактерий 3) грибов 4) животных

  1. Эндоплазматическая сеть в клетке

1) осуществляет транспорт органических веществ

2) ограничивает клетку от окружающей среды или других клеток

3) участвует в образовании энергии

4) сохраняет наследственную информацию о признаках и свойствах клетки

  1. В клетках грибов не происходит фотосинтез, т.к. в них отсутствует

1) хромосомы 2) рибосомы 3) митохондрии 4) пластиды

  1. Не имеют клеточного строения, активны только в клетках других организмов

1) бактерии 2 ) вирусы 3) водоросли 4) простейшие

  1. В клетках человека и животных в качестве источника энергии используются

1) гормоны и витамины 2) вода и углекислый газ

3) неорганические вещества 4) белки,жиры и углеводы

  1. Какая из последовательностей понятий отражает организм, как единую систему

1) Молекулы – клетки – ткани – органы - системы органов - организм

2) Системы органов – органы – ткани – молекулы – клетки – организм

3) Орган – ткани – организм – клетка – молекулы – системы органов

4) Молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм

 

cyberpedia.su

Доказательства эволюции | Биология

Макроэволюция

Основные эволюционные преобразования в природе происходят в популяциях. Этот процесс называют микроэволюцией. Преобразования, происходящие на надвидовых уровнях, которые приводят к формированию систематических групп более высокого ранга, чем вид (род, семейство, отряд и т. д.), называют макроэволюцией. Макроэволюция — надвидовая эволюция живых форм. Между макроэволюцией и микроэволюцией нельзя провести принципиальную границу, поскольку макроэволюция совершается посредством микроэволюционных процессов. В макроэволюции действуют те же процессы, что и в микроэволюции — дивергенция, борьба за существование, естественный отбор, - и связанное с ними вымирание.

Эволюционные преобразования, приводящие к возникновению систематических групп более высокого порядка, чем вид, называют микроэволюцией.

Макроэволюция недоступна непосредственному наблюдению, хотя ее результаты окружают нас повсеместно, потому что она происходит на протяжении грандиозного промежутка времени, исчисляемого сотнями тысяч, миллионами лет. Однако наука накопила множество фактов, доказывающих реальность мароэволюционных процессов.

Имеется огромное количество фактов, подтверждающих существование процесса эволюции. Среди них видное место занимают материалы палеонтологии, эмбриологии, биогеографии, экологии, генетики, биохимии, молекулярной биологии, анатомии, физиологии, морфологии и многих других областей биологической науки. Рассмотрим некоторые примеры из них.

Палеонтология как доказательство эволюции

Палеонтология — это наука об ископаемых животных, растениях и микроорганизмах, с помощью которых воссоздается картина поэтапного развития живого мира с доисторических времен.

Обычно ископаемые формы представлены в виде минерализованных скелетов (окаменелостей), хотя возможны находки останков с сохранившимися мягкими тканями. Например, в Сибири в слоях вечной мерзлоты находят останки мамонтов (взрослых и детенышей) с сохранившимися мышечными и другими тканями, кожей с волосяным покровом, внутренними органами, наполненными растительной массой. В сланцах, каменном угле встречаются ископаемые останки многих древних растений и животных.По найденным окаменелостям удалось восстановить картину появления позвоночных животных и этапы усложнения их организации.

Сопоставление ископаемых останков из земных пластов различных геологических эпох убедительно свидетельствует об изменениях органического мира во времени. В самых глубоких, древних пластах встречаются останки типов беспозвоночных животных, а в более поздних пластах — останки типа хордовых. В поверхностных, более молодых геологических пластах содержатся останки организмов, относящихся к видам, похожим на современные.

Останки раковин в осадочных породах

Палеонтологам удалось на основе большого фактического ископаемого материала найти переходные формы организмов. Например, скелеты зверозубых рептилий, совмещающих в себе признаки пресмыкающихся и млекопитающих, первоптицы — археоптерикса, имеющего признаки пресмыкающихся и птиц. Эти и многие другие находки позволили установить исторический путь развития класса Птицы и класса Млекопитающие, определить их родство между собой и время, когда они стали расходиться.

По ископаемым находкам выявляются особенности происхождения и этапы эволюции человека.

Данные палеонтологии дают большой материал о преемственных связях между различными систематическими группами. В одних случаях удается установить переходные формы, в других — филогенетические ряды, то есть ряды видов, последовательно сменяющих друг друга во времени. Примером филогенетических рядов могут служить находки, подтверждающие происхождение перьев птиц от роговых чешуй рептилий и демонстрирующие эволюцию лошади.

Эволюция конечностей лошадиных: А — передняя конечность; Б — задняя конечность; 1 — эогиппус; 2 — миогиппус; 3 — мерикгиппус; 4 — лошадь (Equus)

Русский ученый-зоолог В.О. Ковалевский (1842-1883) по ископаемым находкам с помощью переходных форм воссоздал филогенетический ряд лошади. Метод создания филогенетических рядов, введенный в палеонтологию В.О. Ковалевским, широко используется и в настоящее время.

Эмбриологические доказательства эволюции

Убедительные доказательства родства между организмами представляет эмбриология — наука, изучающая зародышевое развитие организмов.

Сравнение эмбриогенеза (зародышевого развития) различных позвоночных животных, например, рыб, амфибий, птиц и млекопитающих, показывает, что их ранние стадии развития очень сходы между собой. Но на поздних стадиях эмбрионы этих животных уже различаются, и довольно сильно. Эти факты сходства эмбрионов у позвоночных животных были впервые описаны в первой половине XIX века отечественным ученым-эмбриологом К.М. Бэром.

В книге «Об истории развития животных» (1828) он сопоставил зародышевую организацию представителей различных классов позвоночных животных и пришел к важным выводам, согласно которым все зародыши позвоночных воспроизводят общие признаки типа (то есть как бы исходят их общего типа организации), развиваясь в дальнейшем в разных направлениях, «обособляясь друг от друга». При этом, утверждал Бэр, в ходе эмбриогенеза у разных классов позвоночных общие признаки типа формируются раньше, чем видовые признаки вида. Эмпирические обобщения, сделанные Бэром о закономерностях эмбрионального развития, Дарвин рассматривал как одно из существенных доказательств эволюции и назвал их законом зародышевого сходства. Позже это было названо законом Бэра.

Сходство стадий эмбрионального развития позвоночных: 1 — рыба; 2 — амфибия; 3 — рептилия; 4 — млекопитающее; 5 — человек

К.М. Бэр первым в науке исследовал и описал яйцеклетку млекопитающих. Интересно, что рассматривая эту яйцеклетку, он очень удивился, найдя ее необычайно большое сходство с яйцеклеткой птиц.

Зародышевое сходство разных видов является следствием их филогенетического родства и указывает на общность происхождения.

По мере развития (в онтогенезе) сходство между зародышами ослабевает и начинают проявляться признаки тех классов позвоночных, к которым принадлежат данные животные. В ходе эмбрионального развития у эмбрионов происходит расхождение признаков: у них появляются признаки, характеризующие класс, затем отряд, род и, наконец, вид, к которому они принадлежат. Такое явление Дарвин назвал «свидетельством общности происхождения позвоночных животных».

Идеи, высказанные Бэром и Дарвином, получили развитие в трудах немецких ученых-зоологов Ф. Мюллера и Э. Геккеля (1866). Рассматривая взаимоотношения между онтогенезом (индивидуальное развитие организма) и филогенезом (историческое развитие систематических групп), они сформулировали эмпирическое обобщение, которое было названо биогенетическим законом или законом Мюллера-Геккеля.

Ф. Мюллер в 1864 году установил закономерность, а Э. Геккель в 1866 году сформулировал биогенетический закон: «Онтогенез всякого организма есть краткое и сжатое повторение филогенеза данного вида». Филогенез, по Геккелю, осуществляется главным образом путем появления («наращивания») новых стадий в конце онтогенеза.

В эволюционно-морфологическом отношении связи онтогенеза и филогенеза были наиболее полно рассмотрены и развиты позже А.Н. Северцовым в его «Теории филэмбриогенезов» (1939). По концепции Северцова, филогенез представляет собой генетический ряд онтогенезов, который не следует рассматривать как ряд сменяющихся состояний организмов последовательных поколений. Дело в том, что эволюционируют не только фенотипы, представляющие совокупность всех внешних и внутренних признаков организма, но и их онтогенезы. Изменчивость организмов проявляется на всех стадиях индивидуального развития (онтогенеза) и служит материалом для действия естественного отбора. Поэтому Северцов уточняет кратко: «Филогенез есть эволюция онтогенеза». Изменения темпов индивидуального развития, особенно на стадии дифференцировки различных органов у эмбриона могут служить одной из форм эмбриональной изменчивости, которая дает богатый материал для различных эволюционных преобразований.

Биогенетический закон позволяет использовать данные эмбриологии для воссоздания хода эволюции.

Биогенетический закон применим и для растений.

blgy.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта