Для растений в океане на глубине 6000 м. Закрепление материала по теме "Экология" в форме теста ЕГЭ

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

2 практическая Классификация экологических факторов. Для растений в океане на глубине 6000 м


Методичка Экология | Страница 5

Варианты защиты.

1. сооружение убежищ или использование естественных укрытий

2. Несъедобность, ядовитость «при опробовании».

3. Покровительственная форма и окраска.

4. Жертва обладает крупными размерами тела.

5. Миграции из мест, обильных хищниками.

6. Обладание панцирем, раковиной, шипами, иглами.

7. Выбрасывание защитных веществ.

8. Оповещение других особей о приближении хищника.

9. Предупреждающая окраска, запах, звук, мимикрия.

10. Затаивание.

11. Самокалечение (автотомия).

12. Бегство.

13. Активная защита, когда жертва борется с хищником.

Назовите организмы, которые защищаются от хищников эти​ми способами.

98. Назовите основные факторы-ограничители беспредельного роста численности.

A. Для растений.

Б. Для микроорганизмов.

B. Для животных.

99. Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофиче​ские (пищевые) связи (названия организмов можно использо​вать только один раз).

Цапля, ива, тля, амеба, заяц-русак, муравей, водные бакте​рии, кабан, лягушка, смородина, росянка, муравьиный лев, комар, тигр.

100. Какой ученый обосновал учение о биоценозах? Выбери​те правильный ответ:

а) В. Иогансен; в) Ч. Эльтон;

б) К. Мебиус; г) К. Тимирязев.

101. Расположите предлагаемые виды животных в порядке увеличения их плодовитости:

шимпанзе, свинья, собака, обыкновенная щука, озерная лягушка.

Объясните, почему самки одних видов приносят за один раз 1—2 детенышей, а других — несколько сотен тысяч.

102. В каждом из предложенных примеров выберите тот фак​тор, который можно считать ограничивающим, т. е. не позво​ляющим организмам существовать в предлагаемых условиях:

А. Для растений в океане на глубине 6000 м:

вода; температура; углекислый газ; соленость воды; свет.

Б. Для растений в пустыне летом:

температура; свет; вода.

В. Для скворца зимой в подмосковном лесу:

температура; пища; кислород; влажность воздуха; свет.

Г. Для речной обыкновенной щуки в Черном море:

температура; свет; пища; соленость воды; кислород.

Д. Для кабана зимой в северной тайге:

температура; свет; кислород; влажность воздуха; высота

снежного покрова.

103. Почему еще в августе, когда достаточно и тепла, и вла​ги, у многих листопадных деревьев появляются желтые листья?

104. Выберите правильное определение закона ограничиваю​щего фактора:

а) оптимальное значение фактора наиболее важно для орга​низма;

б) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального;

в) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального.

105. Три основных способа приспособления (адаптации) орга​низмов к неблагоприятным условиям среды: подчинение, со​противление и избегание этих условий. Заполните таблицу, описав преимущества и недостатки каждого из этих способов.

Способ адаптации

Преимущества

Недостатки

Подчинение

Сопротивление

Избегание

106. Известно, что на соснах кормится множество насеко​мых —пилильщиков, долгоносиков, короедов, усачей и др. Почему вредители в основном обитают на больных деревьях и обходят стороной здоровые, молодые сосны?

107. Уровень содержания кислорода в воде является одним из важнейших факторов в жизни рыб. Назовите дополнитель​ные приспособления, которые имеют некоторые виды рыб, по​зволяющие им обитать в воде при недостатке кислорода.

108. Из приведенного списка факторов выберите те, которые способствуют росту численности популяций: обилие пищи, болезни, обилие паразитов, отсутствие хищников, обилие конкурентов, низкая плотность населения, высокая плотность насе​ления, нехватка территории, неблагоприятные климатические условия, избыток территории, благоприятные условия жизни.

109. Выберите четыре необходимых компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, климат, редуцен​ты, растения, биогенные вещества, продуценты, вода.

110. Какой абиотический фактор определяет вертикальную структуру биоценозов? Поясните свой ответ.

111. Назовите способ выживания (избегание, подчинение или сопротивление) при взаимодействии организмов с окружаю​щей средой в следующих примерах:

а) осенние перелеты птиц с северных мест гнездования в юж​ные регионы зимовок;

б) зимняя спячка бурых медведей;

в) активная жизнь полярных сов зимой при температуре -40 °С;

г) переход в состояние спор бактерий при понижении тем​пературы;

д) нагревание тела верблюда днем на жаре с 37 до 41 °С и остывание его ночью до 37 °С;

е) нахождение человека в бане при температуре 100 °С, при этом его внутренняя температура остается прежней — 36,6 °С;

ж) переживание кактусами в пустыне жары 80 °С;

з) переживание рябчиками сильных морозов в толще снега.

112. Укажите термин, которым называется территория, занимаемая видом:

а) участок;

б) пространство;

в) площадь;

г) круг;

д)ареал;

е) зона.

113. Объясните, почему млекопитающие — обитатели холод​ных ре гионов и вод имеют значительный запас подкожного жира.

114. Закончите определение. Биоценоз — это совокупность организмов:

а) одного вида, обитающих на определенной территории;

б) разных видов, совместно живущих и связанных друг с другом;

в) одного вида, обитающих на разнородных участках аре​ала;

г) обитающих в одной биогеографической области.

115. Если смешать воду, песок, неорганические и органиче​ские удобрения, будет ли эта смесь почвой? Объясните ответ.

116. Прошел дождь. Из-за тучи вышло яркое жаркое солнце. Ответьте, на какой территории через пять часов содержание почвенной влаги будет больше (тип почвы одинаков):

а) на свежевспаханном поле;

б) на спелом пшеничном поле

в) на невыпасном лугу;

г) на выпасном лугу.

117. Для каждой пары конкурирующих организмов подбери​те ресурс, за который они могут с наибольшей вероятностью конкурировать.

Пары организмов: ландыш — сосна, полевая мышь — обыкновенная полевка, волк- лисица,

окунь- щука, канюк- сова-неясыть, барсук - лисица, рожь — василек синий, саксаул — верблюжья колючка, шмель — пчела.

Ресурс: нора, нектар, семена пшеницы, вода, зайцы, свет, мелкая

плотва, ионы калия, мелкие грызуны.

118. Объясните, почему овраги чаще формируются в нелесных природных зонах: степях, полупустынях, пустынях. Какая че​ловеческаядеятельность приводит к формированию оврагов?

119. Закончите определение.

Экосистема — это:

а) совокупность организмов и неорганических компонентов на определенной территории, в которой поддерживается круговорот веществ;

б) совокупность организмов разных видов, взаимосвязан​ных между собой, обитающих на определенной территории;

в) совокупность популяций разных видов, обитающих на определенной территории;

г) совокупность организмов, обитающих на определенной территории, и неорганических компонентов.

120. Приведите доказательства против использования гербицидов.

121. Перечислите особенности строения, позволяющие верблюду жить в жаркой пустыне.

122. Прошел дождь. Из-за тучи вышло яркое жаркое солнце. Ответьте, на какой территории через пять часов содержание почвенной влаги будет больше (тип почвы одинаков):

а) на свежевспаханном поле;

б) на спелом пшеничном поле

в) на невыпасном лугу;

г) на выпасном лугу. Объясните почему.

123. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут конкурировать между собой (назва​ния организмов можно использовать только один раз).

Ель обыкновенная, волк, василек синий, гадюка обыкно​венная, полевая мышь, олень европейский, пшеница, воро​на серая, лисица обыкновенная, грач, хомяк обыкновен​ный, горностай, лось, береза повислая.

124. Закончите утверждение.

Все живые существа на Земле существуют благодаря органическому веществу, созданному в основном:

а) грибами; б) животными;

в) бактериями;

г) растениями.

125. Бионика – наука, использующая в технике формы и решения, которые уже «создали» в ходе эволюции организ​мы. Назовите организмы, у которых инженеры «подсмотре​ли» технические решения при конструировании:

A. Останкинской телебашни

Б. Подводной лодки.

B. Парашюта

Г. Шагающих машин.

Д. Гусеничных тракторов.

126. Один и тот же организм может быть по отношению к разновозрастным особям другого вида то хищником, то жерт​вой. Приведите примеры.

127. Почему еще в августе, когда достаточно и тепла, и вла​ги, у многих листопадных деревьев появляются желтые листья?

128. Способы защиты организмов от хищников условно можно разделить на три группы (см. таблицу). Заполните таблицу, вписывая номера предлагаемых ниже вариантов защи​ты напротив каждой из этих групп.

Способы защиты организмов хищников

Номера предлагаемых

вариантов защиты

A. Избегание жертвой встречи с хищником

Б. Избегание жертвой контакта с хищником после ее обнаружения

B. Способы, действенные при непосредственном контакте

Варианты защиты.

1. Сооружение убежищ или использование естественных укрытий

2. Несъедобность, ядовитость «при опробовании».

3. Покровительственная форма и окраска.

4. Жертва обладает крупными размерами тела.

5. Миграции из мест, обильных хищниками.

6. Обладание панцирем, раковиной, шипами, иглами.

7. Выбрасывание защитных веществ.

8. Оповещение других особей о приближении хищника.

9. Предупреждающая окраска, запах, звук, мимикрия.

10. Затаивание.

11. Самокалечение (автотомия).

12. Бегство.

13. Активная защита, когда жертва борется с хищником.

Назовите организмы, которые защищаются от хищников эти​ми способами.

129. Назовите как минимум три причины, по которым чело​вечеству следует быть благодарным зеленому растению.

130. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?

а) Жан Батист Ламарк;

б) Луи Пастер;

в) Василий Васильевич Докучаев;

г) Алексей Николаевич Северцов;

д) Владимир Николаевич Сукачев;

е) Владимир Иванович Вернадский;

ж) Николай Иванович Вавилов.

131. Назовите, в каких частях растений, употребляемых в пищу, на- капливается больше нитратов и нитритов.

132. Объясните, почему чрезмерное увеличение численнос​ти слонов нарушает исходные экосистемы Африки, приводя в конечном итоге к сменам сообществ.

133. Перечислите экологические проблемы, которые можно считать глобальными для человечества.

134. Выберите из предложенного списка исчерпаемые невозобновимые ресурсы:

Рыбы, растения, энергия морских приливов, энергия вет​ра, уголь, атмосферный воздух, птицы, нефть, воды океа​нов, пресные воды, железосодержащие руды, почва, сол​нечная энергия, медный колчедан, полиметаллические ру​ды, природный газ, поваренная соль, леса, солнечный свет, млекопитающие, торф, жемчуг.

135. Из перечисленных факторов выберите те, которые ныне уже не оказывают существенного влияния на демографию, и те, которые подавлены, но способны понижать численность населения. Заполните таблицу.

Факторы среды и демография человеческого общества

Факторы среды, не влияющие

на демографию людей

в современную эпоху

Факторы среды, значительно

подавленные, но продолжающие

влиять на демографию

современных людей

Температура воздуха, ветер, высота снежного покрова, влажность воздуха, характер окружающей растительнос​ти, осадки, солнечная радиация, хищники, внутриполостные паразиты, болезни, конкуренты, пищевые ресурсы, убежища.

Предложите дополнительные факторы и запишите их в табли​це другим цветом.

136. Расположите перечисленные источники получения энергии в порядке убывания их экологической безопасности:

1.​ гидроэлектростанции (ГЭС) на равнинных реках,

2.​ ГЭС на горных реках,

3.​ атомные электростанции,

4.​ солнечные стан​ции,

5.​ теплоэлектростанции (ТЭЦ),работающие на угле,

6.​ ТЭЦ на природном газе, ТЭЦ на торфе,

7.​ ТЭЦ на мазуте,

8.​ приливно-отливные электростанции,

9.​ ветряные электростан​ции.

137. Докажите на конкретных примерах связь продоволь​ственной проблемы с проблемой деградации почв.

138. В каких отраслях промышленности используются бакте​рии и их способность быстро размножаться? Пофантазируйте и предложите свои варианты использования высокой скорос​ти раз множения бактерий (в том числе и сине-зеленых) для пользы человека.

139. Уровень содержания кислорода в воде является одним из важнейших факторов в жизни рыб. Назовите дополнитель​ные приспособления, которые имеют некоторые виды рыб, по​зволяющие им обитать в воде при недостатке кислорода.

40. Во флоре Кавказа насчитывается около 6000 видов цветковых растений, а на такой же площади равнинной Европы — около 2000.Объясните эти различия.

141. Выберите правильное определение. Экология — это:

а) наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой;

б) наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой;

в) природа;

г) охрана и рациональное природопользование.

142. Установите, какие утверждения правильны:

а) в нашем районе плохая экология;

б) экология в наших местах испорчена;в) экологию необходимо охранять;

г) экология -основа природопользования;

д) экология — здоровье людей;

е) экология у нас стала хуже;

ж) экология — это наука.

143. Определите, к каким факторам среды (абиотическим, би​отическим или антропогенным) можно отнести: хищничество, вырубку лесов, влажность воздуха, температуру воздуха, па​разитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, кон​куренцию, выброс углекислого газа заводами, соленость во​ды.

144. Объясните, почему глубоководные рыбы имеют либо реду​цированные, либо гипертрофированные (увеличенные) глаза.

145. В каждом из предложенных примеров выберите тот фак​тор, который можно считать ограничивающим, т. е. не позво​ляющим организмам существовать в предлагаемых условиях:

А. Для растений в океане на глубине 6000 м: вода; температура; углекислый газ; соленость воды; свет.

Б. Для растений в пустыне летом: температура; свет; вода.

В. Для скворца зимой в подмосковном лесу: температура; пища; кислород; влажность воздуха; свет.

Г. Для речной обыкновенной щуки в Черном море: температура; свет; пища; соленость воды; кислород.

Д. Для кабана зимой в северной тайге: температура; свет; кислород; влажность воздуха; высота снежного по крова.

146. Какой абиотический фактор определяет вертикальную структуру биоценозов? Поясните свой ответ.

aplik.ru

2 практическая Классификация экологических факторов

ТЕМА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ВЛИЯНИЯ НА ОРГАНИЗМЫ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2ЗАДАНИЯ:1. Заполните таблицу 2, в которой приведите по одному примеру из жизни организмов к каждому из них. Таблица 2. Экологические факторы среды

Классификация экологических факторовПримеры воздействия экологических факторов на организмы

1. По длительности действия: 1.1. регулярно-периодические 1.2. непериодические 1.3. длительного воздействия 2. По специфике воздействия:

2.1. модификаторы 2.2. раздражители 2.3. сигналы 2.4. ограничители 3. По происхождению:3.1. Абиотические:

3.1.1. физические 3.1.2. химические 3.2. Биотические: 3.2.1. внутривидовые 3.2.2. межвидовые 4. Антропические:

4.1. непосредственные 4.2. через абиотический экологический фактор 4.3. через биотический экологический фактор 4.3. положительные 4.4. отрицательные

2. Выясните значение понятия экологический фактор _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Это понятие отличается от понятия условия существования тем, что _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________

3. В соответствии с законом оптимума действия экологического фактора любого рода обнаруживаются две зоны угнетения и две точки гибели организма, потому, что ______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

4. В каждом из предложенных примеров выберите тот фактор, который можно считать ограничивающим, а номер, под которым о нем упоминается, обведите в кружочек: 4.1. Для растений в океане на глубине 6000 м: 4.1.1. вода; 4.1.2. углекислый газ; 4.1.3. соленость воды; 4.1.4. свет;

4.1.5. давление воды. 4.2. Для растений в пустыне летом: 4.2.1. температура; 4.2.2. свет; 4.2.3. вода; 4.2.4. ветер; 4.2.5. бесструктурная почва - песок. 4.3. Для скворца зимой в подмосковном лесу: 4.3.1. температура; 4.3.2. пища; 4.3.3. кислород; 4.3.4. влажность воздуха; 4.3.5. свет. 4.4. Для речной щуки обыкновенной в Черном море: 4.4.1. температура; 4.4.2. свет; 4.4.3. пища; 4.4.4. соленость воды; 4.4.5. кислород. 4.5. Для кабана зимой в северной тайге: 4.5.1. температура; 4.5.2. свет; 4.5.3. кислород; 4.5.4. влажность воздуха; 4.5.5. высота снежного покрова.

5. Выберите фактор, который не является ограничивающим для овса на поле и обведите его номер в кружочек: 5.1. обилие воды; 5.2. нехватка воды; 5.3. высокая концентрация мышьяка в почве; 5.4. нехватка ионов калия; 5.5. обилие нитратов; 5.6. высокая концентрация ионов свинца в почве; 5.7. низкая концентрация мышьяка в почве. Мотивируйте свой выбор тем, что ______________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Всем известно, что витамины являются необходимыми веществами для нормального функционирования организма человека. В частности, витамин D влияет на минеральный обмен веществ и нормальное образование костей, а его недостаток в детском возрасте приводит к развитию рахита. У многих женщин, которые во время беременности получали богатое кальцием питание и в дополнение к нему избыток витаминов, в том числе витамина D, пили молоко, обогащенное витамином D, и принимали солнечные ванны, рождались дети с нарушениями в развитии скелета. Объясните причину этому факту _______________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________

Ученым, впервые обратившим внимание на такое действие различных факторов на организм, был ______________________________, а закон, им сформулированный, звучит так __________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Задания в тестовой форме по теме Экологические факторы и общие законы зависимости от них организмов

1. Явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов, называют: а) условиями среды; б) абиотическими факторами; в) биотическими факторами; г) антропогенными факторами.

2. Комплекс природных явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях, называют: а) условием; б) фактором; в) спектром; г) средой.

3. К проявлениям действия биотических факторов нельзя отнести: а) выделение болезнетворными бактериями токсинов; б) перенос пыльцы растений ветром; в) выделение зелеными растениями кислорода; г) разложение органических веществ в почве.

4. Жизнедеятельность организмов ограничивается недостатком тепла в: а) сухих субтропиках; б) тундре и лесотундре; в) широколиственных лесах; г) зоне приливов и отливов.

5. Фактор, уровень которого приближается к пределам выносливости организма или превышает ее, называют: а) оптимальным; б) экологическим; в) минимальным; г) ограничивающим.

6. Явления природы, которые обязаны своим происхождением жизнедеятельности ныне живущих организмов, называют: а) биотическими факторами; б) природными условиями; в) абиотическими факторами; г) окружающей средой.

7. Любое условие среды, на которое организм реагирует приспособительными реакциями, называют: а) экстремальным условием; б) экологическим фактором; в) местом обитания; г) экологическим ресурсом.

8. К проявлениям абиотических факторов нельзя отнести: а) расселение одуванчика лекарственного; б) растрескивание коробочки мака; в) распространение желудей дуба; г) перенос пыльцы мятликов.

9. Парциальное давление углекислого газа ограничивает распространение жизни в: а) глубоководной части океана; б) зоне альпийских лугов; в) арктических пустынях; г) пресноводных водоемах.

10. Диапазон благоприятного воздействия фактора на организмы называют зоной: а) экологической; б) пессимума; в) буферной; г) оптимума.

11. Явления природы, которые обязаны своим происхождением деятельности человека, называют: а) абиотическими факторами; б) антропогенными условиями; в) природными условиями; г) окружающей средой.

12. Из перечисленных факторов выберите те, которые выпадают из рассматриваемой классификации: а) антропогенные; б) почвенные; в) биотические; г) абиотические.

13. К проявлениям действия абиотических факторов среды относят расселение: а) лопуха большого; б) одуванчика лекарственного; в) рябины обыкновенной; г) дуба черешчатого.

14. Понижение давления среды обитания (воды) является фактором, который ограничивает распространение жизни за пределами: а) глубоководных высокотемпературных источников; б) соленых озер; в) природных подземных пресноводных резервуаров; г) высокогорных ледников.

15. Сущность закона оптимума заключается в том, что:а) при ухудшении условий существования по одному фактору изменяется диапазон восприимчивости других факторов;б) наиболее значим тот экологический фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма величин;в) любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на жизнедеятельность организмов;г) все экологические факторы среды играют равнозначную роль.

HYPER13 PAGE HYPER15 7

freedocs.xyz

Тест по теме "Основы экологии" 9 класс на Сёзнайке.ру

1. Распределите перечисленные факторы среды по трем категориям – абиотические, биотические и антропогенные: хищничество, вырубка лесов, влажность воздуха, температура воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренция, выброс углекислого газа заводом, соленость воды.

2. Выберите правильное определение закона ограничивающего фактора:

а) оптимальное значение фактора наиболее важно для организма;б) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального;в) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального.

3. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим в предлагаемых условиях.

Для растений в океане на глубине 6000 м: вода, температура, углекислый газ, соленость воды, свет.

4. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим в предлагаемых условиях.

Для растений в пустыне летом: температура, свет, вода.

5. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в симбиотических (взаимовыгодных) отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз): пчела, гриб подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, гриб подосиновик, липа, клубеньковые азотфиксирующие бактерии.

6. Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи (названия организмов можно использовать только один раз): цапля, ива, тля, амеба, заяц-русак, муравей, водные бактерии, кабан, лягушка, смородина, росянка, муравьиный лев, комар, тигр.

7. Лишайники являются примером биотических отношений:

а) симбиоза;б) паразитизма;в) хищничества;

г) конкуренции

8. Примером отношений типа «хищник – жертва» не могут служить пары организмов (выберите правильный ответ):

а) щука и карась;б) лев и зебра;в) пресноводная амеба и бактерия;г) шакал и гриф.

9. Биоценоз – это совокупность организмов:

а) одного вида, обитающих на определенной территории; б) разных видов, совместно живущих и связанных друг с другом; в) одного вида, обитающих на разнородных участках ареала; г) обитающих в одной биогеографической области.

10. Из перечисленных организмов к продуцентам относится:

а) корова;б) белый гриб;в) клевер луговой;г) человек.

11. Выберите из списка названия животных, которых можно отнести к консументам второго порядка: слон, тигр, дизентерийная амеба, волк, кролик, мышь, саранча, ястреб, морская свинка, крокодил, гусь, лисица, окунь, божья коровка, белый медведь, медоносная пчела, серая акула.

12. Из перечисленных названий организмов выберите редуцентов: медведь, бык, дуб, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, ленточный червь, гнилостные бактерии, баобаб, капуста, кактус, пеницилл, дрожжи.

13. В экосистеме основной поток вещества и энергии передается:

а) от редуцентов к консументам и далее к продуцентам;б) от консументов к продуцентам и далее к редуцентам;в) от продуцентов к консументам и далее к редуцентам.

14. Из общего количества энергии, передающегося в пищевой сети с одного трофического уровня на другой, примерно 10%:

а) изначально поступает от солнца; б) расходуется в процессе дыхания; в) идет на построение новых тканей; г) превращается в бесполезное тепло;д) выделяется в экскрементах.

www.seznaika.ru

Экология - Стр 4

8.Оповещение других особей о приближении хищника.

9.Предупреждающая окраска, запах, звук, мимикрия.

10.Затаивание.

11.Самокалечение (автотомия).

12.Бегство.

13.Активная защита, когда жертва борется с хищником.

Назовите организмы, которые защищаются от хищников этими способами.

98.Назовите основные факторы-ограничителибеспредельного роста численности.

A. Для растений.

Б. Для микроорганизмов. B. Для животных.

99.Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи (названия организмов можно использовать только один раз).

Цапля, ива, тля, амеба, заяц-русак,муравей, водные бактерии, кабан, лягушка, смородина, росянка, муравьиный лев, комар, тигр.

100.Какой ученый обосновал учение о биоценозах? Выберите правильный ответ:

а) В. Иогансен; в) Ч. Эльтон; б) К. Мебиус; г) К. Тимирязев.

101.Расположите предлагаемые виды животных в порядке увеличения их плодовитости:

шимпанзе, свинья, собака, обыкновенная щука, озерная лягушка. Объясните, почему самки одних видов приносят за один раз 1-2детенышей, а других - несколько сотен тысяч.

102.В каждом из предложенных примеров выберите тот фактор, который можно считать ограничивающим, т. е. не позволяющим организмам существовать в предлагаемых условиях:

А. Для растений в океане на глубине 6000 м:

вода; температура; углекислый газ; соленость воды; свет. Б. Для растений в пустыне летом:

температура; свет; вода.

В. Для скворца зимой в подмосковном лесу: температура; пища; кислород; влажность воздуха; свет. Г. Для речной обыкновенной щуки в Черном море:

температура; свет; пища; соленость воды; кислород. Д. Для кабана зимой в северной тайге:

температура; свет; кислород; влажность воздуха; высота снежного покрова.

31

103.Почему еще в августе, когда достаточно и тепла, и влаги, у многих листопадных деревьев появляются желтые листья?

104.Выберите правильное определение закона ограничивающего фактора:

а) оптимальное значение фактора наиболее важно для организма; б) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального;

в) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального.

105.Три основных способа приспособления (адаптации) организмов к неблагоприятным условиям среды: подчинение, сопротивление и избегание этих условий. Заполните таблицу, описав преимущества и недостатки каждого из этих способов.

Способ адаптации

Преимущества

Недостатки

Подчинение

 

 

Сопротивление

 

 

Избегание

 

 

 

 

 

106.Известно, что на соснах кормится множество насекомых — пи-

лильщиков, долгоносиков, короедов, усачей и др. Почему вредители в основном обитают на больных деревьях и обходят стороной здоровые, молодые сосны?

107.Уровень содержания кислорода в воде является одним из важнейших факторов в жизни рыб. Назовите дополнительные при-

способления, которые имеют некоторые виды рыб, позволяющие им обитать в воде при недостатке кислорода.

108.Из приведенного списка факторов выберите те, которые спо-

собствуют росту численности популяций: обилие пищи, болезни, обилие паразитов, отсутствие хищников, обилие конкурентов, низкая плотность населения, высокая плотность населения, нехватка территории, неблагоприятные климатические условия, избыток территории, благоприятные условия жизни.

109.Выберите четыре необходимых компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, климат, редуценты, растения, биогенные вещества, продуценты, вода.

110.Какой абиотический фактор определяет вертикальную струк-

туру биоценозов? Поясните свой ответ.

111.Назовите способ выживания (избегание, подчинение или сопротивление) при взаимодействии организмов с окружающей средой в следующих примерах:

а) осенние перелеты птиц с северных мест гнездования в южные регионы зимовок; б) зимняя спячка бурых медведей;

32

в) активная жизнь полярных сов зимой при температуре -40°С;г) переход в состояние спор бактерий при понижении температуры;

д) нагревание тела верблюда днем на жаре с 37 до 41°С и остывание его ночью до 37°С; е) нахождение человека в бане при температуре 100°С, при этом его

внутренняя температура остается прежней – 36,6°С; ж) переживание кактусами в пустыне жары 80°С;

з) переживание рябчиками сильных морозов в толще снега.

112.Укажите термин, которым называется территория, занимаемая видом:

а) участок; б) пространство; в) площадь; г) круг; д) ареал; е) зона.

113.Объясните, почему млекопитающие – обитатели холодных ре гионов и вод имеют значительный запас подкожного жира.

114.Закончите определение. Биоценоз – это совокупность организмов:

а) одного вида, обитающих на определенной территории; б) разных видов, совместно живущих и связанных друг с другом; в) одного вида, обитающих на разнородных участках ареала; г) обитающих в одной биогеографической области.

115.Если смешать воду, песок, неорганические и органические удобрения, будет ли эта смесь почвой?

Объясните ответ.

116.Прошел дождь. Из-затучи вышло яркое жаркое солнце. Ответьте, на какой территории через пять часов содержание почвенной влаги будет больше (тип почвы одинаков):

а) на свежевспаханном поле; б) на спелом пшеничном поле в) на невыпасном лугу; г) на выпасном лугу.

117.Для каждой пары конкурирующих организмов подберите ресурс, за который они могут с наибольшей вероятностью конкурировать.

Пары организмов: ландыш - сосна, полевая мышь - обыкновенная полевка, волк - лисица, окунь - щука, канюк - сова-неясыть,барсук - лисица, рожь - василек синий, саксаул - верблюжья колючка, шмель - пчела.Ресурс: нора, нектар, семена пшеницы, вода, зайцы, свет,мелкая плотва, ионы калия, мелкие грызуны.

118.Объясните, почему овраги чаще формируются в нелесных

природных зонах: степях, полупустынях, пустынях. Какая человеческая деятельность приводит к формированию оврагов?

33

119.Закончите определение.

Экосистема – это:

а) совокупность организмов и неорганических компонентов на определенной территории, в которой поддерживается круговорот веществ; б) совокупность организмов разных видов, взаимосвязанных между собой, обитающих на определенной территории;

в) совокупность популяций разных видов, обитающих на определенной территории; г) совокупность организмов, обитающих на определенной территории, и

неорганических компонентов.

120.Приведите доказательства против использования гербицидов.

121.Перечислите особенности строения, позволяющие верблюду жить в жаркой пустыне.

122.Прошел дождь. Из-затучи вышло яркое жаркое солнце. Ответьте, на какой территории через пять часов содержание почвенной влаги будет больше (тип почвы одинаков):

а) на свежевспаханном поле; б) на спелом пшеничном поле в) на невыпасном лугу; г) на выпасном лугу. Объясните почему.

123.Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут конкурировать между собой (названия организмов можно использовать только один раз).

Ель обыкновенная, волк, василек синий, гадюка обыкновенная, полевая мышь, олень европейский, пшеница, ворона серая, лисица обыкновенная, грач, хомяк обыкновенный, горностай, лось, береза повислая.

124.Закончите утверждение.

Все живые существа на Земле существуют благодаря органическому веществу, созданному в основном:

а) грибами; б) животными; в) бактериями; г) растениями.

125. Бионика – наука, использующая в технике формы и решения, которые уже «создали» в ходе эволюции организмы. Назовите организмы, у которых инженеры «подсмотрели» технические решения при конструировании:

A.Останкинской телебашни Б. Подводной лодки

B.Парашюта

Г. Шагающих машин Д. Гусеничных тракторов.

34

126.Один и тот же организм может быть по отношению к разновозрастным особям другого вида то хищником, то жертвой. Приведите примеры.

127.Почему еще в августе, когда достаточно и тепла, и влаги, у многих листопадных деревьев появляются желтые листья?

128.Способы защиты организмов от хищников условно можно раз-

делить на три группы (см. таблицу). Заполните таблицу, вписывая номера предлагаемых ниже вариантов защиты напротив каждой из этих групп.

Способы защиты организмов хищников

Номера предлагаемых

 

вариантов защиты

A. Избегание жертвой встречи с хищником

 

Б. Избегание жертвой контакта с хищником

 

после ее обнаружения

 

B. Способы, действенные при непосредст-

 

венном контакте

 

Варианты защиты.

1.Сооружение убежищ или использование естественных укрытий

2.Несъедобность, ядовитость «при опробовании».

3.Покровительственная форма и окраска.

4.Жертва обладает крупными размерами тела.

5.Миграции из мест, обильных хищниками.

6.Обладание панцирем, раковиной, шипами, иглами.

7.Выбрасывание защитных веществ.

8.Оповещение других особей о приближении хищника.

9.Предупреждающая окраска, запах, звук, мимикрия.

10.Затаивание.

11.Самокалечение (автотомия).

12.Бегство.

13.Активная защита, когда жертва борется с хищником.

Назовите организмы, которые защищаются от хищников этими способами.

129.Назовите как минимум три причины, по которым человечеству следует быть благодарным зеленому растению.

130.Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?

а) Жан Батист Ламарк; б) Луи Пастер;

в) Василий Васильевич Докучаев; г) Алексей Николаевич Северцов; д) Владимир Николаевич Сукачев; е) Владимир Иванович Вернадский; ж) Николай Иванович Вавилов.

35

131.Назовите, в каких частях растений, употребляемых в пищу, накапливается больше нитратов и нитритов.

132.Объясните, почему чрезмерное увеличение численности слонов нарушает исходные экосистемы Африки, приводя в конечном итоге к сменам сообществ.

133.Перечислите экологические проблемы, которые можно считать глобальными для человечества.

134.Выберите из предложенного списка исчерпаемые невозобновимые ресурсы:

Рыбы, растения, энергия морских приливов, энергия ветра, уголь, атмосферный воздух, птицы, нефть, воды океанов, пресные воды, железосодержащие руды, почва, солнечная энергия, медный колчедан, полиметаллические руды, природный газ, поваренная соль, леса, солнечный свет, млекопитающие, торф, жемчуг.

135.Из перечисленных факторов выберите те, которые ныне уже не оказывают существенного влияния на демографию, и те, которые подавлены, но способны понижать численность населения. Заполните таблицу.

Факторы среды и демография человеческого общества

Факторы среды, не влияющие

Факторы среды, значительно

на демографию людей

подавленные, но продолжающие

в современную эпоху

влиять на демографию

 

современных людей

 

 

Температура воздуха, ветер, высота снежного покрова, влажность воздуха, характер окружающей растительности, осадки, солнечная радиация, хищники, внутриполостные паразиты, болезни, конкуренты, пищевые ресурсы, убежища.

Предложите дополнительные факторы и запишите их в таблице другим цветом.

136. Расположите перечисленные источники получения энергии в порядке убывания их экологической безопасности:

1.гидроэлектростанции (ГЭС) на равнинных реках,

2.ГЭС на горных реках,

3.атомные электростанции,

4.солнечные станции,

5.теплоэлектростанции (ТЭЦ),работающие на угле,

6.ТЭЦ на природном газе, ТЭЦ на торфе,

7.ТЭЦ на мазуте,

8.приливно-отливныеэлектростанции,

9.ветряные электростанции.

36

137.Докажите на конкретных примерах связь продовольственной проблемы с проблемой деградации почв.

138.В каких отраслях промышленности используются бактерии и их способность быстро размножаться? Пофантазируйте и предложите свои варианты использования высокой скорости размножения бактерий (в том числе и сине-зеленых)для пользы человека.

139.Уровень содержания кислорода в воде является одним из важнейших факторов в жизни рыб. Назовите дополнительные приспособления, которые имеют некоторые виды рыб, позволяющие им обитать в воде при недостатке кислорода.

140.Во флоре Кавказа насчитывается около 6000 видов цветковых растений, а на такой же площади равнинной Европы – около 2000.

Объясните эти различия.

141.Выберите правильное определение. Экология – это:

а) наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой; б) наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой; в) природа;

г) охрана и рациональное природопользование.

142. Установите, какие утверждения правильны:

а) в нашем районе плохая экология; б) экология в наших местах испорчена; в) экологию необходимо охранять;

г) экология - основа природопользования; д) экология - здоровье людей; е) экология у нас стала хуже; ж) экология - это наука.

143.Определите, к каким факторам среды (абиотическим, биотическим или антропогенным) можно отнести: хищничество, вырубку лесов, влажность воздуха, температуру воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренцию, выброс углекислого газа заводами, соленость воды.

144.Объясните, почему глубоководные рыбы имеют либо редуцированные, либо гипертрофированные (увеличенные) глаза.

145.В каждом из предложенных примеров выберите тот фактор, который можно считать ограничивающим, т. е. не позволяющим организмам существовать в предлагаемых условиях:

А. Для растений в океане на глубине 6000 м: вода; температура; углекислый газ; соленость воды; свет.

Б. Для растений в пустыне летом: температура; свет; вода.

В. Для скворца зимой в подмосковном лесу: температура; пища; кислород; влажность воздуха; свет.

Г. Для речной обыкновенной щуки в Черном море: температура; свет; пища; соленость воды; кислород.

37

Д. Для кабана зимой в северной тайге: температура; свет; кислород; влажность воздуха; высота снежного покрова.

146.Какой абиотический фактор определяет вертикальную струк-

туру биоценозов? Поясните свой ответ.

147.Объясните, почему чрезмерное увеличение численности слонов нарушает исходные экосистемы Африки, приводя в конечном итоге к сменам сообществ.

148.Причин исчезновения видов много.

Назовите основную причину исчезновения большинства видов животных, растений и грибов в современную эпоху. Выберите правильный ответ:

а) прямое преследование (уничтожение) человеком; б) повышение концентрации ядов в атмосфере; в) повышение концентрации ядов в водоеме; г) уничтожение местообитаний; д) нефтяное загрязнение; е) радиационное загрязнение;

ж) повышение концентрации ядов в почве.

149.Ребята решили озеленить территорию школы, и посадили аллею из елей. В лесхозе им разрешили выкопать ели в лесу, но посоветовали брать молодые растения с просеки. Ребята не послушались и выкопали ели в глубине леса. Посадили их правильно, но через некоторое время заметили, что хвоя елей побурела и начала осыпаться. Дайте объяснение описанного явления.

150.Если смешать воду, песок, неорганические и органические удобрения, будет ли эта смесь почвой?

Объясните ответ.

38

4.ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

1.Уровни биологической организации. Развитие организма как живой целостной системы

2.Системы организмов и биота Земли

3.Понятие о среде обитания и экологических факторах

4.Основные представления об адаптациях организмов

5.Лимитирующие факторы

6.Значение физических и химических факторов среды в жизни организмов

7.Эдафические факторы и их роль в жизни растений и почвенной биоты

8.Ресурсы живых существ как экологические факторы.

9.Статические показатели популяций

10.Экологические стратегии выживания

11.Регуляция плотности популяции

12.Видовая структура биоценоза

13.Пространственная структура биоценоза

14.Экологическая ниша. Взаимоотношения организмов в биоценозе

15.Концепция экосистемы

16.Продуцирование и разложение в природе

17.Гомеостаз экосистемы

18.Биологическая продуктивность экосистем

19.Динамика экосистемы,

20.Биосфера как одна из оболочек Земли

21.Состав и границы биосферы

22.Круговорот веществ в природе

23.Биогеохимические циклы наиболее жизненно важных биогенных веществ

24.Природные экосистемы Земли как хорологические единицы биосферы

25.Классификация природных экосистем биосферы на ландшафтной основе.

26.Наземные биомы (экосистемы)

27.Пресноводные экосистемы

28.Морские экосистемы

29.Учение В.И. Вернадского о биосфере

30.Биоразнообразие биосферы как результат её эволюции

31.О регулирующем воздействии биоты на окружающую среду

32.Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы

33.Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человека

34.Антропогенные экосистемы

35.Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы)

36.Индустриально-городскиеэкосистемы

37.Основные виды антропогенных воздействий на биосферу

39

38.Основные источники загрязнения атмосферы и экологические последствия загрязнения атмосферы

39.Экологические последствия глобального загрязнения атмосфер

40.Антропогенные воздействия на гидросферу

41.Истощение подземных и поверхностных вод.

42.Антропогенные воздействия на литосферу

43.Воздействия на почву

44.Воздействия на горные породы и их массивы

45.Воздействия на недра

46.Антропогенные воздействия на биотические сообщества

47.Особые виды.воздействия на биосферу

48.Загрязнение среды отходами производства и потребления

49.Шумовое воздействие

50.Биологическое загрязнение

51.Воздействие электромагнитных полей и излучений

52.Экстремальные воздействия на биосферу

53.Воздействие оружия массового уничтожения

54.Воздействие техногенных экологических катастроф

55.Инженерная экологическая защита

56.Принципиальные направления инженерной защиты окружающей среды

57.Нормирование качества окружающей среды

58.Основы экологического права

59.Источники экологического права и источники экологического права

60.Экологическая стандартизация и паспортизация

61.Экологическая экспертиза

62.Экологическом риск

63.Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды)

64.Экологический контроль

65. Понятие о концепции устойчивого развития

40

studfiles.net

Закрепление материала по теме "Экология" в форме теста ЕГЭ

Тест по теме "Основы экологии" 9 класс

1. Распределите перечисленные факторы среды по трем категориям – абиотические, биотические и антропогенные: хищничество, вырубка лесов, влажность воздуха, температура воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренция, выброс углекислого газа заводом, соленость воды.

2. Выберите правильное определение закона ограничивающего фактора:

а) оптимальное значение фактора наиболее важно для организма;б) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального;в) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального.

3. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим в предлагаемых условиях.

Для растений в океане на глубине 6000 м: вода, температура, углекислый газ, соленость воды, свет.

4. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим в предлагаемых условиях.

Для растений в пустыне летом: температура, свет, вода.

5. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в симбиотических (взаимовыгодных) отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз): пчела, гриб подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, гриб подосиновик, липа, клубеньковые азотфиксирующие бактерии.

6. Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи (названия организмов можно использовать только один раз): цапля, ива, тля, амеба, заяц-русак, муравей, водные бактерии, кабан, лягушка, смородина, росянка, муравьиный лев, комар, тигр.

7. Лишайники являются примером биотических отношений:

а) симбиоза;б) паразитизма;в) хищничества;

г) конкуренции

8. Примером отношений типа «хищник – жертва» не могут служить пары организмов (выберите правильный ответ):

а) щука и карась;б) лев и зебра;в) пресноводная амеба и бактерия;г) шакал и гриф.

9. Биоценоз – это совокупность организмов:

а) одного вида, обитающих на определенной территории; б) разных видов, совместно живущих и связанных друг с другом; в) одного вида, обитающих на разнородных участках ареала; г) обитающих в одной биогеографической области.

10. Из перечисленных организмов к продуцентам относится:

а) корова;б) белый гриб;в) клевер луговой;г) человек.

11. Выберите из списка названия животных, которых можно отнести к консументам второго порядка: слон, тигр, дизентерийная амеба, волк, кролик, мышь, саранча, ястреб, морская свинка, крокодил, гусь, лисица, окунь, божья коровка, белый медведь, медоносная пчела, серая акула.

12. Из перечисленных названий организмов выберите редуцентов: медведь, бык, дуб, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, ленточный червь, гнилостные бактерии, баобаб, капуста, кактус, пеницилл, дрожжи.

13. В экосистеме основной поток вещества и энергии передается:

а) от редуцентов к консументам и далее к продуцентам;б) от консументов к продуцентам и далее к редуцентам;в) от продуцентов к консументам и далее к редуцентам.

14. Из общего количества энергии, передающегося в пищевой сети с одного трофического уровня на другой, примерно 10%:

а) изначально поступает от солнца; б) расходуется в процессе дыхания; в) идет на построение новых тканей; г) превращается в бесполезное тепло;д) выделяется в экскрементах.

infourok.ru

89. Установите, какие утверждения правильны:

а) в нашем районе плохая экология;

б) экология в наших местах испорчена; в) экологию необходимо охранять;

г) экология -основа природопользования;

д) экология - здоровье людей;

е) экология у нас стала хуже;

ж) экология - это наука.

90. Ребята решили озеленить территорию школы, и посадили аллею из елей. В лесхозе им разрешили выкопать ели в лесу, но посоветовали брать молодые растения с просеки. Ребята не послушались и выкопали ели в глубине леса. Посадили их правильно, но через некоторое время заметили, что хвоя елей побурела и начала осыпаться. Дайте объяснение описанного явления.

91. Ответьте, чем вызваны частые ныряния водоплаваю​щих птиц в проруби пруда зоопарка в самые сильные морозы.

92. Выберите правильное определение. Экология — это:

а) наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой;

б) наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей

средой;

в) природа;

г) охрана и рациональное природопользование.

93. Объясните, почему в давние времена воины определяли приближение вражеской конницы, приложив ухо к земле.

94. Какая среда будет более емкой? Выберите правильный ответ:

а) для пшеницы: орошаемое поле лес, пустошь, вырубка, поле;

б) для бобра: река, протекающая по степи, река, протекающая по еловому лесу, река, протекающая по осиновому лесу, река, протекающая по тундре;

в) для лося: лиственный лес, хвойный лес, поле, болото-

г) для колорадского жука: хвойный лес, луг, картофельное поле

д) для окуня: озеро, болото, подземный водоем;

е) для рыжего таракана: лес, чистая комната, поле, кухня.

ж) для больших синиц: поле, озеро, лес, лес с кормушками.

95. Объясните, почему существование жизни на Земле бы​ло бы невозможно без бактерий и грибов.

96. Сильное «цветение» воды, наблюдаемое иногда в пру​дах, часто сопровождается замором рыбы. Объясните это яв​ление.

97. Способы защиты организмов от хищников условно можно разделить на три группы (см. таблицу). Заполните таблицу, вписывая номера предлагаемых ниже вариантов защи​ты напротив каждой из этих групп.

Способы защиты организмов хищников

Номера предлагаемых

вариантов защиты

A. Избегание жертвой встречи с хищником

Б. Избегание жертвой контактас хищником после ее обнаружения

B. Способы, действенные непосредственном контакте

Варианты защиты.

1. сооружение убежищ или использование естественных укрытий

2. Несъедобность, ядовитость «при опробовании».

3. Покровительственная форма и окраска.

4. Жертва обладает крупными размерами тела.

5. Миграции из мест, обильных хищниками.

6. Обладание панцирем, раковиной, шипами, иглами.

7. Выбрасывание защитных веществ.

8. Оповещение других особей о приближении хищника.

9. Предупреждающая окраска, запах, звук, мимикрия.

10. Затаивание.

11. Самокалечение (автотомия).

12. Бегство.

13. Активная защита, когда жертва борется с хищником.

Назовите организмы, которые защищаются от хищников эти​ми способами.

98. Назовите основные факторы-ограничители беспредельного роста численности.

A. Для растений.

Б. Для микроорганизмов.

B. Для животных.

99. Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофиче​ские (пищевые) связи (названия организмов можно использо​вать только один раз).

Цапля, ива, тля, амеба, заяц-русак, муравей, водные бакте​рии, кабан, лягушка, смородина, росянка, муравьиный лев, комар, тигр.

100. Какой ученый обосновал учение о биоценозах? Выбери​те правильный ответ:

а) В. Иогансен; в) Ч. Эльтон;

б) К. Мебиус; г) К. Тимирязев.

101. Расположите предлагаемые виды животных в порядке увеличения их плодовитости:

шимпанзе, свинья, собака, обыкновенная щука, озерная лягушка.

Объясните, почему самки одних видов приносят за один раз 1—2 детенышей, а других - несколько сотен тысяч.

102. В каждом из предложенных примеров выберите тот фак​тор, который можно считать ограничивающим, т. е. не позво​ляющим организмам существовать в предлагаемых условиях:

А. Для растений в океане на глубине 6000 м:

вода; температура; углекислый газ; соленость воды; свет.

Б. Для растений в пустыне летом:

температура; свет; вода.

В. Для скворца зимой в подмосковном лесу:

температура; пища; кислород; влажность воздуха; свет.

Г. Для речной обыкновенной щуки в Черном море:

температура; свет; пища; соленость воды; кислород.

Д. Для кабана зимой в северной тайге:

температура; свет; кислород; влажность воздуха; высота

снежного покрова.

103. Почему еще в августе, когда достаточно и тепла, и вла​ги, у многих листопадных деревьев появляются желтые листья?

104. Выберите правильное определение закона ограничиваю​щего фактора:

а) оптимальное значение фактора наиболее важно для орга​низма;

б) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального;

в) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального.

105. Три основных способа приспособления (адаптации) орга​низмов к неблагоприятным условиям среды: подчинение, со​противление и избегание этих условий. Заполните таблицу, описав преимущества и недостатки каждого из этих способов.

Способ адаптации

Преимущества

Недостатки

Подчинение

Сопротивление

Избегание

106. Известно, что на соснах кормится множество насеко​мых —пилильщиков, долгоносиков, короедов, усачей и др. Почему вредители в основном обитают на больных деревьях и обходят стороной здоровые, молодые сосны?

107. Уровень содержания кислорода в воде является одним из важнейших факторов в жизни рыб. Назовите дополнитель​ные приспособления, которые имеют некоторые виды рыб, по​зволяющие им обитать в воде при недостатке кислорода.

108. Из приведенного списка факторов выберите те, которые способствуют росту численности популяций: обилие пищи, болезни, обилие паразитов, отсутствие хищников, обилие конкурентов, низкая плотность населения, высокая плотность насе​ления, нехватка территории, неблагоприятные климатические условия, избыток территории, благоприятные условия жизни.

studfiles.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта