Царство растений урок 6 класс. Урок по теме: «Основные отделы царства Растения» (разработка открытого урока по биологии в 6 классе)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урока по биологии в 6 классе Тема урока «Царство растений». Царство растений урок 6 класс


Конспект урока для 6 класса "Царство Растения"

В познавательной сфере:

1.Давать определение изученных понятий:

палеонтология,

палеоботаника,

риниофиты,

заповедник и заказник.

2.Выявлять

этапы усложнения строения растений

3.Называть и приводить

факторы эволюции растительного мира

4.Описывать

основные этапы эволюции растений

5. Обосновывать

родство и единство всего живого на Земле

6. Использовать

информационные ресурсы для подготовки сообщений об историческом развитии растительного мира

В ценностно-ориентационной сфере:

формирование отношения к растениям как основе жизни.

 

Личностные: 

 

1.Принятие социальной роли обучающегося

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

3.Умение управлять своей познавательной деятельностью.

4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

 

Регулятивные: 

 

1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

 

Познавательные: 

 

1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

2. Устанавливать причинно следственные связи.

3.Давать определения понятиям.

 

Коммуникативные: 

 

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.

2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

4.Использовать информационные ресурсы для поиска информации о царстве Растения.

docbase.org

Конспект урока для 6 класса "Царство Растения" - VEKOR.RU

Филиал МБОУ «Первомайская СОШ» в с. Старокленское

Технологическая карта

изучения темы по биологии в 6 классе

(ФГОС)

Учитель биологии

Зубцов Владимир Серафимович

2014

План-конспект урока по учебнику «Биология. Бактерии,грибы,растения»,6 класс

Авторы: В.В.Пасечник

Тема: «ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАСТЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ»

(Технологическая карта изучения темы)

Темы

Царство Растения

Цель урока

Раскрытие отличительных признаков представителей царства растений

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

В познавательной сфере:

1.Давать определение изученных понятий:

палеонтология,

палеоботаника,

риниофиты,

заповедник и заказник.

2.Выявлять

этапы усложнения строения растений

3.Называть и приводить

факторы эволюции растительного мира

4.Описывать

основные этапы эволюции растений

5. Обосновывать

родство и единство всего живого на Земле

6. Использовать

информационные ресурсы для подготовки сообщений об историческом развитии растительного мира

В ценностно-ориентационной сфере:

формирование отношения к растениям как основе жизни.

 

Личностные: 

 

1.Принятие социальной роли обучающегося

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

3.Умение управлять своей познавательной деятельностью.

4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

 

Регулятивные: 

 

1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

 

Познавательные: 

 

1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

2. Устанавливать причинно следственные связи.

3.Давать определения понятиям.

 

Коммуникативные: 

 

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.

2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

4.Использовать информационные ресурсы для поиска информации о царстве Растения.

Основные понятия

Царство, фотосинтез, хлоропласты, хлорофилл, автотрофы, гетеротрофы, жизненная форма, дерево, кустарник, кустарничек, трава, дикорастущие растения, культурные растения, эволюция, вегетативные органы, генеративные органы, высшие и низшие растения.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

География

Экология

Химия

Литература

Изобразительное искусство

Индивидуальная

Парная

Групповая

Фронтальная

Учебник

Рабочая тетрадь

Раздаточный материал

Дополнительная литература:

Книга для чтения, энциклопедии,

Справочники

Проектор

Компьютер

Презентация, разработанная учителем

Мультимедийное приложение к учебнику

Мел

Доска

Таблицы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия

 

Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников по группам.

Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся.

Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися.

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.

Анализ выданной работы

Работа с ресурсами

Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп

Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения

Проверяют наличие в комплекте инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляют поведением и деятельностью

Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности

2-й этап. Целеполагание

Направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия

Обучающиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи.

Выдвигая цели делают умозаключения

Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе

Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение

Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Контроль за ответами одноклассников

 

3-й этап Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний 

Учитель организует работу со схемой:

организует работу в группах, консультирует работу с инструкционной картой

Поиск и обработка ресурсов

Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, устанавливают причинно- следственные связи

Работа в группах, организуют учебное сотрудничество

Устанавливают партнёрские отношения

Добывают новые знания

Оценивают объективные трудности

4-й этап. Итоги занятия 

Организует обсуждение результатов

Выстраивают причинно- следственные связи

Презентуют модель

Взаимодействие в групповом коллективе

Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику

Прогнозируют развитие процессов в живых организмах

Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе

5-й этап. Рефлексия.

 

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели

Участвуют в обсуждении

Осознанно строят выводы

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате

Договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности.

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их

Осуществляют итоговый контроль

6-й этап. Домашнее задание

Задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание

1уровень — прочитать §58,

Для закрепления используйте Мультимедийное приложение к уроку.

2 уровень – подумать над   вопросом:

Всегда ли растения и животные были такими, как сейчас?

 

Подведение итогов урока

Воспринимают информацию, выбирают уровень

Осознанно фиксируют информацию

 

 

 

 

vekor.ru

Урок в шестом классе на тему "царство растения"

ВВОДНЫЙ УРОК В ШЕСТОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ"

Автор долгое время работала с элементами педагогической технологии В.Ф.Шаталова, в частности, с системой опорных конспектов. Несколько лет назад познакомилась с технологией достижения планируемых результатов. Итогом явился некий синтез, в котором центральное место по-прежнему занимают опорные конспекты, хоть и сильно видоизмененные.

Опорный конспект, как правило, выдается ученикам уже готовый. Вызвано это необходимостью уложить очень много информации за небольшое время. Однако несколько строк на конспекте остаются незаполненными. Принцип прост. То, что учитель рассказывает или обсуждает с учениками, можно напечатать заранее. То, что ученики должны сами найти (определить, доказать, обнаружить в ходе лабораторной работы и т.д.), они и вписывают в конспект сами.

Ниже приведен пример такого "неполного" конспекта.

В конце урока ученики получают задание на дом, сформулированное следующим образом: проговаривать конспект номер такой-то с помощью параграфа такого-то. То есть ученик читает параграф, а затем, подглядывая в конспект, пересказывает его. Второй пересказ ученик осуществляет, не глядя в конспект, а держа его "перед внутренним взором". Причем сделать это желательно не накануне следующего урока, когда пройдет целая неделя, а вечером того же дня, пока материал еще свеж. В идеале (это присутствует и в технологии В.Ф.Шаталова, и в технологии ДПР) ученик должен еще и воспроизвести конспект на бумаге по памяти, но практика показывает, что добиться этого от современных детей нереально.

Опрос на следующем уроке (если он устный, а не тестовый) идет с помощью того же конспекта, но сильно урезанного информационно:

Цифрами обозначены, фактически, вопросы учителя, так что каждый ученик может отслеживать ход опроса, мобилизоваться и вызваться к доске, что, несомненно, положительно влияет на ситуацию успеха.

Предлагаемый урок - один из немногих, где ученики не получают готовый конспект, а выполняют его сами под руководством учителя. К уроку прилагается мультимедийная презентация, на слайдах которой поэтапно раскрывается процесс создания конспекта. Итак, вводный урок в шестом классе.

Форма урока: урок-диалог с элементами проблемно-поисковой ситуации.Цель урока (сформулирована в русле технологии достижения планируемых результатов): каждый ученик знает отличительные признаки растений, понимает необходимость разделения их на группы.Задачи: о) восстановить знания учащихся о царствах живых организмов и различиях между ними, ввести понятие жизненной формы, показать различия между растениями разных жизненных форм, обобщить знания учащихся о продолжительности жизни и значении растений; р) начать учить работать с гербарием и таблицей, развивать представления о значении природы в жизни человека; в) воспитывать аккуратность в работе и познавательный интерес к живой природе.Деятельность учащихся. Работа в группах с текстом, составление опорного конспекта. Оборудование: раздаточные тексты, учебники (данный урок разработан для преподавания по учебнику Пономаревой И.В.), мультимедийная презентация, гербарий культурных растений, образцы корнеплодов для демонстрации двулетних растений, зеленые и красные карточки.Ход урока

  1. Поскольку это первый урок в году (а у тех, кто не ведет в пятом классе, еще и первый урок с конкретными детьми), занятие начинается со знакомства. Можно коротко проговорить правила поведения в кабинете (особенно если в нем присутствуют техника, аквариумы, много растений, животные в клетках).
  1. Актуализация цели урока. Наша цель - познакомиться с разнообразием царства растений. Для этого мы сначала дадим определение растению, а потом узнаем, как ориентироваться в многообразии растений.
  1. Запись номера опорного конспекта и темы урока на листе. Если в кабинете есть проектор, ученики ориентируются по презентации, если нет - учитель пишет на доске.

  1. Актуализация терминов «биология» «ботаника». Проводится с помощью учебника (стр. 4, абзац 2). Можно спросить учеников, что они знают об эти науках, можно предложить перевести слова "биокефир", "геология", "геоботаника".
  1. Обсуждение проблемы ЧТО ТАКОЕ РАСТЕНИЕ. Группы получают первое задание: дать определение растению. Фиксируется время - одна минута на обсуждение. Группы можно создать, расставив парты по две, а можно попросить сидящих за первой партой обернуться ко второй, а сидящим за третьей - обернуться к четвертой. В первом случае ученикам будет удобнее, но второй не требует постоянного передвигания мебели.
Итак, ученики обсудили проблему. Представителям каждой группы дается слово. Скорее всего, верного ответа не прозвучит, да это на данном этапе не требуется. Здесь главное - дать ученикам попробовать себя в обсуждении, а также дать им понять, что любое их мнение - важно. Кроме того, вопрос "А что же такое растение" теперь станет для них по-настоящему интересным.

Для выяснения истины ученикам дается задание поработать с текстом учебника (стр. 5). Здесь они найдут три признака растений (неподвижный образ жизни, наличие хлорофилла и способность образовывать на свету органические питательные вещества). Для удержания интереса к вопросу группам дается второе задание: расставить эти признаки в правильном порядке и, может быть, найти лишний. Чтобы представители второй, третьей и последующих групп не повторяли мнения предыдущих ораторов, можно предложить группам записывать свое мнение на небольших листочках и сдавать их учителю для последующего зачитывания.

Из мнений групп путем обсуждения выводится определение растения и записывается. Где записывается? Можно отвести место на самом конспекте, можно завести специальный словарик.

В итоге на конспекте должна получиться следующая запись:

Здесь нужно дать некоторые пояснения. На конспекте присутствуют два разноцветных кружка, аббревиатура ОВП и записи красным цветом. Эти элементы являются опорными сигналами (то, что взято из системы В.Ф.Шаталова). Красный кружок сигнализирует ученику, что он должен знать определение термина. Серый кружок заменяет собой слово "особенности". ОВП расшифровывается как органические питательные вещества. Записи красным цветом означают нечто особо важное, в данном случае, особенности растений как отдельного царства живой природы.

  1. Проверка понимания проводится не только ради нее самой, но и смены деятельности, для снятия напряжения. Ученикам предлагается взять в руки зеленые и красные карточки. Учитель зачитывает список организмов. Если организм относится к растениям, нужно поднять зеленую карточку, если нет - красную. Можно обойтись и без карточек, например, говорить хором "да" или "нет", но карточки позволяют учителю увидеть ответ КАЖДОГО ученика.
Список (можно изменять до бесконечности):

1. Береза 5. Водоросль 9. Белый гриб 13. Крапива 17. Лиана
2. Ласточка 6. Бактерия 10. Бабочка 14. Тыква 18. Морская звезда
3. Комар 7. Плесень 11. Мухомор 15. Улитка 19. Корень
4. Осина 8. Пшеница 12. Медуза 16. Коралл 20. Кактус
  1. Обсуждение проблемы КАК ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В МНОГООБРАЗИИ РАСТЕНИЙ.
Этот вопрос обсуждается после прочтения учениками текста, который можно раздать и сейчас, и заранее. Перед прочтением ученики получают два вопроса: 1. О чем говорится в тексте? 2. Что именно об это говорится в тексте? Причем ответ должен быть предельно кратким.

Составлен текст по материалам учебников Т.И.Серебряковой и И.Н.Пономаревой.

Ученые насчитывают во всем мире до пятисот тысяч видов самых разнообразных растений, от мельчайших одноклеточных водорослей до деревьев-гигантов. Разобраться в таком многообразии растений непросто.

Растения различаются между собой по форме и окраске цветков, плодов, листьев, по размерам, по потребностям в воде и солнечном свете. Но когда мы приходим, например, в лес, нам бросаются в глаза не эти признаки, а весь внешний облик растения. Поэтому на вопрос, какие растения мы видели в лесу, каждый сможет ответить: «Деревья, кустарники, травы», даже если не знает названия ни одного из этих растений. Общий внешний облик растения называют его жизненной формой.

Главная часть внешнего облика дерева - это один мощный ствол, несущий наверху крону из ветвей. Кустарники отличаются от деревьев тем, что у них не один ствол, а много стволиков разной толщины и высоты. Они отходят от общего основания, скрытого обычно под землей. травянистые растения, или просто травы, имеют зеленые, неодревесневающие стебли.

Можно делить растения и по продолжительности жизни. Одни растут очень долго, десятки лет, поэтому их называют многолетними. Другие живут всего лишь несколько месяцев - это однолетние растения. Встречаются и такие растения, у которых в первый год формируется крупный запасающий орган (кочан, корнеплод), а на второй год - плоды с семенами. Такие растения называют двулетними.

Различают растения и по их значению в жизни человека. Дикорастущие и культурные растения - богатый источник различных продуктов питания и витаминов для человека, а также кормов для животных. Во всем мире растения используют как строительный материал и сырье для изготовления тканей. Есть растения, которые обладают лечебным действием, и растения с привлекательным внешним видом.Ученики должны сделать примерно следующий вывод: в тексте говорится о многообразии растений. Для ориентирования в этом многообразии их делят на группы по внешнему облику, по продолжительности жизни и по значению в жизни человека.Результатом работы с текстом будет появление на опорном конспекте следующих записей (т.н. "первого круга вопросов"):

  1. Обсуждение "второго круга вопросов" включает в себя работу с текстом в логике уточнения. Для этой работы учитель подбирает такие вопросы, отвечая на которые, ученики полностью уяснят для себя прочитанное. Здесь же дается определение понятию жизненной формы (оно есть в тексте). На данном этапе можно использовать натуральные объекты: гербарий и корнеплоды.
Все найденное в тексте постепенно фиксируется на опорном конспекте:

  1. Проверка понимания, закрепление Учитель зачитывает положения, ученики в случае согласия поднимают зеленые карточки, в случае несогласия - красные.

Все организмы, ведущие неподвижный образ жизни - это растения.

Растения - это организмы, сами создающие ОПВ.

Растений очень много, и они нуждаются в классификации.

Жизненная форма - это внешний облик растения.

Дерево отличается от других жизненных форм высоким ростом.

Банан - это травяни́стое растение.Далее проводится закрепительная беседа по вопросам:

  1. Что такое растение?
  2. На какие группы делят растения по продолжительности жизни?
  3. Что такое жизненная форма растения?
  4. Чем отличаются растения разных жизненных групп?
  5. Каково значение растений в жизни человека?

Если класс сильный и остается время, можно провести беседу о дикорастущих и культурных растениях, о естественном растительном покрове, О Теофрасте, "прозябениях" или о других аспектах ботаники, на усмотрение учителя.

  1. Домашнее задание.
Проговаривать ОК-Р-1 с помощью стр. 5 и § 1. Желающие могут нарисовать растения разных жизненных форм или выписать примеры ко всем группам полезных растений.

100-bal.ru

«Основные отделы царства Растения» (разработка открытого урока по биологии в 6 классе)

МОУ «Средняя школа с. Плеханы» Балаковского района

Саратовской области

Урок по теме:

«Основные отделы

царства Растения»

(разработка открытого урока

по биологии в 6 классе)

Подготовила: учитель биологии

Горшкова Ирина Владимировна

2010-2011 учебный год

Урок по биологии в 6 классе

Тема: «Основные отделы царства Растения»

Цель урока. Обобщить знания учащихся об основных отделах царства Растения и на примере представителей показать особенности строения и усложнение их организации в эволюционном развитии. Внедрять элементы информатизации на уроках биологии.

Задачи:

а) образовательная – систематизировать знания учащихся об отделах царства Растения и научить их распознавать представителей этих групп организмов.

б) развивающая – развивать способности наблюдать, анализировать, делать выводы, быстро отвечать на вопросы, применяя полученные ранее знания.

в) воспитательная – воспитывать интерес к предмету биология и показать значимость любого организма в системе развития природы.

Форма урока: комбинированный.

Технология урока: урок с использованием вербальных средств общения, информационно – коммуникационных технологий и элементов игры.

Оборудование:

1) компьютер, проектор, экран;

2) раздаточный материал – гербарии, тесты для контроля знаний;

3) презентация урока.

План урока

1.Актуализация знаний учащихся.

Беседа с применением слайда «Лестница развития» презентации урока.

2.Самостоятельная работа учащихся по заданиям с гербарным материалом с дальнейшим обсуждением характеристики представителей разных отделов растений.

3. «Узнай растение» - определение растений из рассказа учителя.

4.Игра «Волна».

5. Тестовое задание по теме: «Отделы растений».

6. Выводы и итоги урока.

Ход урока

1.Актуализация знаний учащихся.

Беседа с применением слайда «Лестница развития» презентации урока.

1) Вступительное слово учителя:

- Без растений на Земле невозможна была бы жизнь. Царство Растения объединяет более 350 тыс. видов живых организмов и представлено самыми разнообразными формами. Вопросы: Всегда ли на нашей планете было такое разнообразие живых организмов? Какие организмы самые древние? Какие царства живой природы вам известны? Для чего нам необходимы знания о растениях?

- Знания нужны для того, чтобы представлять разнообразие растительного мира и значение растений в природе и жизни человека, постараться сохранить это разнообразие. Тема урока: «Основные отделы царства Растения».

^ Сегодня на уроке мы с вами вспомним основные признаки представителей отделов царства Растения и определим черты усложнения организации растений в процессе их исторического развития.

2)Вопросы: На какие группы можно разделить все растения? Чем они отличаются? Какие отделы растений вы изучили? Разместите представителей этих отделов на «Лестнице развития» (постепенный показ слайда № 4 ).

3) Выводы

- Итак, развитие жизни на Земле проходило от простого к сложному. На самой высокой ступени развития находятся Покрытосеменные растения.

^

Задание. Среди гербарного материала выберите представителей отдела «Водоросли» (… «Мхи», «Папоротникообразные», «Голосеменные», «Покрытосеменные») и дайте общую характеристику этого отдела (по мере рассказа учащимися - постепенный показ слайда № 5 - № 9 ).

^

1) Его стройные коричневые стебельки покрыты маленькими тёмно-зелёными листиками и похожи на миниатюрные растения льна… Зелёный мох Кукушкин лён.

2)Самые древние растения на Земле. Они в основном живут в воде, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и других местах с повышенной влажностью….Водоросли.

3) Размеры их разнообразны: от нескольких миллиметров до 20 м высотой. Сильно изрезанные листья называются вайями… Папоротник.

4)Хвоинки длинные (до 5-7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по 2 вместе. В таком лесу всегда светло, там стоят высокие, стройные, как колонны, деревья… Сосна обыкновенная.

5)Хвоинки короткие, жёсткие, острые, 4-хгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку. В таких лесах царит полумрак, густые кроны деревьев здесь смыкаются… Ель.

6)Хвоинки светло-зелёные, и мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму. Древесина отличается прочностью, долговечностью и устойчива к гниению… Лиственница (по мере определения растения учащимися - постепенный показ слайда №10 - №16 ).

^ Программированный, графический опрос. Слушая предложенные суждения, отметьте значком «Ω» то , что относится к вашему варианту и «- «, то что не относится.

Покрытосеменные растения – это…

1. Высшие растения.

2.Имеют побеги.

3.Могут иметь ризоиды.

4.Семена развиваются внутри плода.

5.Растут повсюду.

6.Для оплодотворения нужна вода.

7.Мужские шишки расположены выше женских.

8.Листья называются хвоинками.

9.Их называют ещё Цветковыми.

10.Приспособлены к самым различным условиям от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амазонки.

11.Среди этих растений много культурных.

Ответ: Ω Ω - Ω Ω - - - Ω Ω Ω

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 (показ слайда № с ответом).

^

1.Наука, изучающая жизнь и строение растений называется:

А) ботаника

Б) биология

В) микология

Г) экология

2.Низшие растения не имеют:

А) корней

Б) листьев

В) стебля

Г) всего перечисленного

3. Какие из перечисленных признаков относятся к мхам?

А) наличие стебля и листьев

Б) наличие стебля и листьев и цветков

В) наличие корня, стебля и листьев

Г) размножение с помощью семян

4.Голосеменные растения – это:

А) ель и берёза

Б) сосна и осина

В) кедр и лиственница

Г) Пихта и дуб

5. Для папоротников характерно:

А) цветение и образование семян

Б) размножение спорами

В) наличие ризоидов

Г) наличие мицелия

6. Для отдела водорослей характерны признаки:

А) имеют корни и побеги

Б) имеют цветы

В) тело – слоевище

Г) размножаются семенами

7. Где преимущественно обитают папоротники?

А) в пресных водоёмах

Б) во влажных тенистых лесах

В) на болоте

Г) в сухих местах

8. Признаки отдела покрытосеменных:

А) стержневая корневая система

Б) наличие корневища

В) цветок и плод с семенами

Г) семена созревают в шишках

9. Семя впервые появилось у:

А) водорослей

Б) мхов

В) голосеменных

Г) покрытосеменных

10. Результатом исторического развития растений является:

А) клеточное строение растений

Б) жизнь растений в разных средах обитания

В) усложнение их строения от водорослей до покрытосеменных

Г) разнообразное значение растений.

Ответы: 1-а; 2 - г; 3 – а; 4 – в; 5 – б; 6 – в; 7 – б; 8 – в; 9 – в; 10 – в

(показ слайда № с ответом).

^

Тестовое задание по теме: «Отделы растений».

1.Наука, изучающая жизнь и строение растений называется:

А) ботаника

Б) биология

В) микология

Г) экология

2.Низшие растения не имеют:

А) корней

Б) листьев

В) стебля

Г) всего перечисленного

3. Какие из перечисленных признаков относятся к мхам?

А) наличие стебля и листьев

Б) наличие стебля и листьев и цветков

В) наличие корня, стебля и листьев

Г) размножение с помощью семян

4.Голосеменные растения – это:

А) ель и берёза

Б) сосна и осина

В) кедр и лиственница

Г) Пихта и дуб

5. Для папоротников характерно:

А) цветение и образование семян

Б) размножение спорами

В) наличие ризоидов

Г) наличие мицелия

6. Для отдела водорослей характерны признаки:

А) имеют корни и побеги

Б) имеют цветы

В) тело – слоевище

Г) размножаются семенами

7. Где преимущественно обитают папоротники?

А) в пресных водоёмах

Б) во влажных тенистых лесах

В) на болоте

Г) в сухих местах

8. Признаки отдела покрытосеменных:

А) стержневая корневая система

Б) наличие корневища

В) цветок и плод с семенами

Г) семена созревают в шишках

9. Семя впервые появилось у:

А) водорослей

Б) мхов

В) голосеменных

Г) покрытосеменных

10. Результатом исторического развития растений является:

А) клеточное строение растений

Б) жизнь растений в разных средах обитания

В) усложнение их строения от водорослей до покрытосеменных

Г) разнообразное значение растений.

Задание1. Среди гербарного материала выберите представителей отдела «Водоросли» и дайте общую характеристику этого отдела

Задание2. Среди гербарного материала выберите представителей отдела «Мхи и дайте общую характеристику этого отдела

Задание3. Среди гербарного материала выберите представителей отдела «Папоротникообразные» и дайте общую характеристику этого отдела

Задание4. Среди гербарного материала выберите представителей отдела «Голосеменные», дайте общую характеристику этого отдела

Задание5. Среди гербарного материала выберите представителей отдела «Покрытосеменные» и дайте общую характеристику этого отдела

uch.znate.ru

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ - биология, уроки

ВВОДНЫЙ УРОК В ШЕСТОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ"

Автор долгое время работала с элементами педагогической технологии В.Ф.Шаталова, в частности, с системой опорных конспектов. Несколько лет назад познакомилась с технологией достижения планируемых результатов. Итогом явился некий синтез, в котором центральное место по-прежнему занимают опорные конспекты, хоть и сильно видоизмененные.

Опорный конспект, как правило, выдается ученикам уже готовый. Вызвано это необходимостью уложить очень много информации за небольшое время. Однако несколько строк на конспекте остаются незаполненными. Принцип прост. То, что учитель рассказывает или обсуждает с учениками, можно напечатать заранее. То, что ученики должны сами найти (определить, доказать, обнаружить в ходе лабораторной работы и т.д.), они и вписывают в конспект сами.

Ниже приведен пример такого "неполного" конспекта.

В конце урока ученики получают задание на дом, сформулированное следующим образом: проговаривать конспект номер такой-то с помощью параграфа такого-то. То есть ученик читает параграф, а затем, подглядывая в конспект, пересказывает его. Второй пересказ ученик осуществляет, не глядя в конспект, а держа его "перед внутренним взором". Причем сделать это желательно не накануне следующего урока, когда пройдет целая неделя, а вечером того же дня, пока материал еще свеж. В идеале (это присутствует и в технологии В.Ф.Шаталова, и в технологии ДПР) ученик должен еще и воспроизвести конспект на бумаге по памяти, но практика показывает, что добиться этого от современных детей нереально.

Опрос на следующем уроке (если он устный, а не тестовый) идет с помощью того же конспекта, но сильно урезанного информационно:

Цифрами обозначены, фактически, вопросы учителя, так что каждый ученик может отслеживать ход опроса, мобилизоваться и вызваться к доске, что, несомненно, положительно влияет на ситуацию успеха.

Предлагаемый урок - один из немногих, где ученики не получают готовый конспект, а выполняют его сами под руководством учителя. К уроку прилагается мультимедийная презентация, на слайдах которой поэтапно раскрывается процесс создания конспекта.

Итак, вводный урок в шестом классе.

Форма урока: урок-диалог с элементами проблемно-поисковой ситуации.

Цель урока (сформулирована в русле технологии достижения планируемых результатов): каждый ученик знает отличительные признаки растений, понимает необходимость разделения их на группы.

Задачи: о) восстановить знания учащихся о царствах живых организмов и различиях между ними, ввести понятие жизненной формы, показать различия между растениями разных жизненных форм, обобщить знания учащихся о продолжительности жизни и значении растений; р) начать учить работать с гербарием и таблицей, развивать представления о значении природы в жизни человека; в) воспитывать аккуратность в работе и познавательный интерес к живой природе.

Деятельность учащихся. Работа в группах с текстом, составление опорного конспекта.

Оборудование: раздаточные тексты, учебники (данный урок разработан для преподавания по учебнику Пономаревой И.В.), мультимедийная презентация, гербарий культурных растений, образцы корнеплодов для демонстрации двулетних растений, зеленые и красные карточки.

Ход урока

  1. Поскольку это первый урок в году (а у тех, кто не ведет в пятом классе, еще и первый урок с конкретными детьми), занятие начинается со знакомства. Можно коротко проговорить правила поведения в кабинете (особенно если в нем присутствуют техника, аквариумы, много растений, животные в клетках).

  1. Актуализация цели урока. Наша цель - познакомиться с разнообразием царства растений. Для этого мы сначала дадим определение растению, а потом узнаем, как ориентироваться в многообразии растений.

  1. Запись номера опорного конспекта и темы урока на листе. Если в кабинете есть проектор, ученики ориентируются по презентации, если нет - учитель пишет на доске.

  1. Актуализация терминов «биология» «ботаника». Проводится с помощью учебника (стр. 4, абзац 2). Можно спросить учеников, что они знают об эти науках, можно предложить перевести слова "биокефир", "геология", "геоботаника".

  1. Обсуждение проблемы ЧТО ТАКОЕ РАСТЕНИЕ. Группы получают первое задание: дать определение растению. Фиксируется время - одна минута на обсуждение. Группы можно создать, расставив парты по две, а можно попросить сидящих за первой партой обернуться ко второй, а сидящим за третьей - обернуться к четвертой. В первом случае ученикам будет удобнее, но второй не требует постоянного передвигания мебели.

Итак, ученики обсудили проблему. Представителям каждой группы дается слово. Скорее всего, верного ответа не прозвучит, да это на данном этапе не требуется. Здесь главное - дать ученикам попробовать себя в обсуждении, а также дать им понять, что любое их мнение - важно. Кроме того, вопрос "А что же такое растение" теперь станет для них по-настоящему интересным.

Для выяснения истины ученикам дается задание поработать с текстом учебника (стр. 5). Здесь они найдут три признака растений (неподвижный образ жизни, наличие хлорофилла и способность образовывать на свету органические питательные вещества). Для удержания интереса к вопросу группам дается второе задание: расставить эти признаки в правильном порядке и, может быть, найти лишний. Чтобы представители второй, третьей и последующих групп не повторяли мнения предыдущих ораторов, можно предложить группам записывать свое мнение на небольших листочках и сдавать их учителю для последующего зачитывания.

Из мнений групп путем обсуждения выводится определение растения и записывается. Где записывается? Можно отвести место на самом конспекте, можно завести специальный словарик.

В итоге на конспекте должна получиться следующая запись:

Здесь нужно дать некоторые пояснения. На конспекте присутствуют два разноцветных кружка, аббревиатура ОВП и записи красным цветом. Эти элементы являются опорными сигналами (то, что взято из системы В.Ф.Шаталова). Красный кружок сигнализирует ученику, что он должен знать определение термина. Серый кружок заменяет собой слово "особенности". ОВП расшифровывается как органические питательные вещества. Записи красным цветом означают нечто особо важное, в данном случае, особенности растений как отдельного царства живой природы.

  1. Проверка понимания проводится не только ради нее самой, но и смены деятельности, для снятия напряжения. Ученикам предлагается взять в руки зеленые и красные карточки. Учитель зачитывает список организмов. Если организм относится к растениям, нужно поднять зеленую карточку, если нет - красную. Можно обойтись и без карточек, например, говорить хором "да" или "нет", но карточки позволяют учителю увидеть ответ КАЖДОГО ученика.

Список (можно изменять до бесконечности):

1. Береза

5. Водоросль

9. Белый гриб

13. Крапива

17. Лиана

2. Ласточка

6. Бактерия

10. Бабочка

14. Тыква

18. Морская звезда

3. Комар

7. Плесень

11. Мухомор

15. Улитка

19. Корень

4. Осина

8. Пшеница

12. Медуза

16. Коралл

20. Кактус

  1. Обсуждение проблемы КАК ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В МНОГООБРАЗИИ РАСТЕНИЙ.

Этот вопрос обсуждается после прочтения учениками текста, который можно раздать и сейчас, и заранее. Перед прочтением ученики получают два вопроса: 1. О чем говорится в тексте? 2. Что именно об это говорится в тексте? Причем ответ должен быть предельно кратким.

Составлен текст по материалам учебников Т.И.Серебряковой и И.Н.Пономаревой.

Ученые насчитывают во всем мире до пятисот тысяч видов самых разнообразных растений, от мельчайших одноклеточных водорослей до деревьев-гигантов. Разобраться в таком многообразии растений непросто.

Растения различаются между собой по форме и окраске цветков, плодов, листьев, по размерам, по потребностям в воде и солнечном свете. Но когда мы приходим, например, в лес, нам бросаются в глаза не эти признаки, а весь внешний облик растения. Поэтому на вопрос, какие растения мы видели в лесу, каждый сможет ответить: «Деревья, кустарники, травы», даже если не знает названия ни одного из этих растений. Общий внешний облик растения называют его жизненной формой.

Главная часть внешнего облика дерева - это один мощный ствол, несущий наверху крону из ветвей. Кустарники отличаются от деревьев тем, что у них не один ствол, а много стволиков разной толщины и высоты. Они отходят от общего основания, скрытого обычно под землей. травянистые растения, или просто травы, имеют зеленые, неодревесневающие стебли.

Можно делить растения и по продолжительности жизни. Одни растут очень долго, десятки лет, поэтому их называют многолетними. Другие живут всего лишь несколько месяцев - это однолетние растения. Встречаются и такие растения, у которых в первый год формируется крупный запасающий орган (кочан, корнеплод), а на второй год - плоды с семенами. Такие растения называют двулетними.

Различают растения и по их значению в жизни человека. Дикорастущие и культурные растения - богатый источник различных продуктов питания и витаминов для человека, а также кормов для животных. Во всем мире растения используют как строительный материал и сырье для изготовления тканей. Есть растения, которые обладают лечебным действием, и растения с привлекательным внешним видом.

Ученики должны сделать примерно следующий вывод: в тексте говорится о многообразии растений. Для ориентирования в этом многообразии их делят на группы по внешнему облику, по продолжительности жизни и по значению в жизни человека.

Результатом работы с текстом будет появление на опорном конспекте следующих записей (т.н. "первого круга вопросов"):

  1. Обсуждение "второго круга вопросов" включает в себя работу с текстом в логике уточнения. Для этой работы учитель подбирает такие вопросы, отвечая на которые, ученики полностью уяснят для себя прочитанное. Здесь же дается определение понятию жизненной формы (оно есть в тексте). На данном этапе можно использовать натуральные объекты: гербарий и корнеплоды.

Все найденное в тексте постепенно фиксируется на опорном конспекте:

  1. Проверка понимания, закрепление Учитель зачитывает положения, ученики в случае согласия поднимают зеленые карточки, в случае несогласия - красные.

Все организмы, ведущие неподвижный образ жизни - это растения.

Растения - это организмы, сами создающие ОПВ.

Растений очень много, и они нуждаются в классификации.

Жизненная форма - это внешний облик растения.

Дерево отличается от других жизненных форм высоким ростом.

Банан - это травяни́стое растение.

Далее проводится закрепительная беседа по вопросам:

  1. Что такое растение?

  2. На какие группы делят растения по продолжительности жизни?

  3. Что такое жизненная форма растения?

  4. Чем отличаются растения разных жизненных групп?

  5. Каково значение растений в жизни человека?

Если класс сильный и остается время, можно провести беседу о дикорастущих и культурных растениях, о естественном растительном покрове, О Теофрасте, "прозябениях" или о других аспектах ботаники, на усмотрение учителя.

  1. Домашнее задание.

Проговаривать ОК-Р-1 с помощью стр. 5 и § 1. Желающие могут нарисовать растения разных жизненных форм или выписать примеры ко всем группам полезных растений.

kopilkaurokov.ru

Урока по биологии в 6 классе Тема урока «Царство растений»

Конспект урока по биологии в 6 классе

Тема урока «Царство растений»

Урок обобщения и систематизации знанийЦель: систематизировать знания учащихся об основных отделах царства растений, особенностях их строения, распространения, размножения и роли в природе и в жизни человека.Задачи:

  • Образовательная – обобщить знания о многообразии растительного мира; закрепить знания об отделах растений, их характерных признаках, о значении растений в природе и жизни человека;
  • Развивающая – развитие познавательного интереса, формирование умений использования знаний в измененной ситуации за определенное время;
  • Воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе, формирование представления о единстве живой природы.

Оборудование: презентация «Значение растений», компьютер, проектор, экран, тетрадные листочки, маркер.^

1. Организационный момент (3 минуты)Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами обобщающий урок на тему «Царство Растений». Отврыли тетради и записали число и тему урока.На уроке мы с вами обобщим знания о многообразии растительного мира, закрепим знания об отделах растений, их характерных признаках, о значении растений в природе и жизни человека. Мы продолжаем знакомство с удивительным и прекрасным миром растений, который изучает наука – ботаника. Начало изучению растений заложил древнегреческий ученый Теофраст, которого в истории науки называют «отцом ботаники». В своей книге «Естественная история растений» он упоминает о 450 растениях, которые делит на 4 класса: деревья, кустарники, полукустарники и травы. Он сближал отдельные группы растений, описывая их как дикие и культурные, вечнозеленые и листопадные, растения суши и вод. ^

Какая область биологической науки помогает разобраться в многообразии растений? (систематика) Что делает систематика?

Верно, систематика делит растения на группы и вводит такие систематические единицы разделения как отдел, класс, порядок, семейство, род и вид. Вспомните, пожалуйста, какие отделы растений вам известны? (перечисляют) А теперь давайте объединим эти отделы в группы (слайд с готовой схемой).Ребята, почему Водоросли и Лишайники относят к группе низших растений? А какие признаки объединяют отделы Мхов, Плаунов, Хвощей, Папоротников, Голосеменные и Покрытосеменные к высшим растениям? Таким образом, мы с вами видим, что царство Растений делится на определенные отделы, которые можно условно объединить в группы низшие и высшие. Отделы низших растений объединяет отсутствие тканей и органов, а так же есть и одноклеточные организмы. Так же тело образует слоевище. Что касается отделов высших растений, то тело их разделено на ткани и органы, размножаются спорами и семенами. А теперь я предлагаю следующий вид работы – графический диктант, при выполнении которого мы с вами повторим основные характиристики каждого отдела. Для этого мы чертим линию и разделяем ее на 10 равных отрезков (слайд). Я читаю утверждение. Если вы с ним согласны, то рисуете горизонтальную линию, если нет – домик или крышу (слайд). К доске пойдет Дерменева Ангелина.

1. Водоросли относятся к низшим растениям, т.к. они не имеют корней, стеблей и листьев. (да)

2. Ризоиды являются корнями. (нет)

3. Мхи – это низшие растения (нет).

4. Тело лишайника – слоевище состоит из водоросли и гриба (да).

5. Плауны, хвощи, папоротники отмирая, образовали залежи каменного угля (да).

6. Коробочка кукушкина льна содержит семена (нет).

7. Голосеменные – это высшие растения, они имеют стебель, корень, листья и образуют семена (да).

8. Морковь – двулетнее растение (да).

9. Сосна сибирская и кедр – это одно и тоже растений (нет).

10. После цветения покрытосеменные образуют плод (да).Теперь давайте проверим, какой график у нас получился (если есть ошибки, обсуждаем). Оценка Ангелине.Таким образом мы повторили с вами основные понятия, характеризующие представителей отделов растений.

^

А теперь, с целью расширения знаний по каждому из отделов растений, предлагаю заполнить таблицу (слайд). Чертим таблицу в тетрадь. На выполнение задания у вас три минуты. А теперь проверяем (спрашиваю по одному человеку слайд подтверждает правильность ответа).

Таким образом можно сделать вывод: водоросли обитают в водной среде, есть одноклеточные зеленые водоросли, цвет пигмента зависит от глубины обитания водорослей.Следующим отделом, к которому мы переходим – это Лишайники. Давайте посмотрим на доску (слайд со строением лишайника).

Что мы видим?

Из чего состоит тело лишайников?

Можно сделать вывод, что тело лишайника представленно слоевищем и состоит из гифа гриба и одноклеточных зеленых водорослей водорослей.

Что такое лишайники? (симбиоз)

Давайте вспомним, на какие типы делят лишайники?

Посмотрите на доску (слайд).

Какие вы видели лишайники в нашей местности?

Все верно, чаще всего нам встречаются накипные лишайники (слайд) – ксантория. Реже – листовые (слайд) – пармелия. Часто встречаются в парках и зеленых зонах города. И совсем редкие и в нашей полосе не встречаются – это кустистые (слайд) – ягель или «олений мох».

Как вы думаете, с чем связано такое распределение лишайников и преобладание накипных в городской среде? Все верно, лишайники – индикаторы чистоты воздуха.

Водоросли и Лишайники – низшие растения. Давайте еще раз вспомним, какие признаки характеризуют высшие растения?

Какие отделы относят к высшим споровым растениям?

Ребята, а сейчас я вам предлагаю сравнить строение мхов и плаунов и доказать, почему мхи относят к высшим споровым растениям (слайд)?

А каких вы еще знаете представителей самых древних растений на земле (слайд)?

Что интересного в строении папоротника?

Таким образом мы с вами доказали, что мхи, плауны, хвощи и папооротники – высшие споровые растения.По степени усложнения в строении растений мы переходим к высшим семенным.

Какие отделы семенных вам известны?

Для того, чтобы охарактеризовать каждый из этих отделов я предлагаю вам интересное задание (слайд). На доске вы видите рассказ-загадку. По данному описанию вам нужно определить отдел растений (читаю, ребята отвечают).Рассказ-загадка

  • Это древние, наземные, вечнозеленые, реже листопадные деревья, кустарники и лианы. Имеют стебель, корень, лист. Размножаются и распространяются семенами, которые лежат открыто на поверхности чешуи. Древесину таких растений используют как ценный строительный материал (Голосеменные).
  • Самая многочисленная и молодая группа Царства Растений. Растут в воде, от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амазонии. Имеют органы семенного размножения. Семена развиваются внутри плода (Покрытосеменные).

Вот именно по таким признакам можно разделить растения на голосеменные и покрытосеменные.А теперь с целью закрепления знаний по основным признакам отделов Голосеменные и Покрытосеменные предлагаю написать мини-самостоятельную работу (слайд читаю каждый вопрос два раза).Мини-самостоятельная работа.

  1. Светолюбивое вечнозеленое растение со стройным стволом (сосна).
  2. Хвоинки этого растения светло-зеленые, мягкие, сидят пучками, опадают на зиму …(лиственница)
  3. Травянистое растение, которое так любят обезьяны…(банан)
  4. После цветения растения образуется …(плод)
  5. Кустарник , представитель голосеменных, с игольчатыми листьями, редкий. Нуждается в охране. (можжевельник)
  6. Семена из шишек высыпаются через…года. (2)
  7. Растение, которое служит сырьем для изготовления тканей. (хлопок, лен)
  8. Сколько лет растет морковь? (2 года)

Таким образом мы с вами повторили и закрепили знания по отделам Голосеменные и Покрытосеменные. ^

Мы посмотрели подробно каждый отдел царства Растений. С целью закрепления материала предлагаю отгадать кроссворд. Илья идет к доске. А мы все ему помогаем. По горизонтали:

4. Растение, имеющее цветок (покрытосеменное)

5. Группа низших, обычно водных, растений (водоросли)

8. Одноклеточная водоросль (хлорелла)

10. Крупная пластида у водорослей (хроматофор)

11. Растения, заканчивающие жизненный цикл (от прорастания семени до образования семян) в течение одного сезона (однолетние)

12. Органы, в которых образуются споры (спорангии)

13. Орган растения, развивающийся из цветка и заключающий семена (плод)

14. Высшее споровое растение (папоротник)

15. Высшее споровое растение с ползучим стеблем (плаун)По вертикали:

1. Высшее семенное растение, не имеющее цветков (голосеменное)

2. Орган размножения и расселения у высших растений (семя)

3. Высшее споровое растение, не имеющее корней (мох)

6. Нитевидная клетка, выполняющая функции корня у некоторых водорослей и мхов (ризоид)

7. Одноклеточная зеленая водоросль (хламидомонада)

9. Организм, тело которого состоит из гриба и водоросли (лишайник)

10. Высшее споровое растение (хвощ)

12. Специализированная клетка бактерий, грибов, растений, служащая для размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий (спора)Теперь мы с вами закрепили знания об основных отделах растений и их характеристики.Ребята, сегодня на уроке мы с вами систематизировали знания об основных отделах царства Растений, особенностях их строения, распространения, размножения и роли в природе. ^

Исходя из целей и задач нашего урока я предлагаю вам выполнить творческую домашнюю работу (слайд комментирую). Выставление оценок за урок (комментирую). Урок окончен.

По горизонтали:

4. Растение, имеющее цветок

5. Группа низших, обычно водных, растений

8. Одноклеточная водоросль

10. Крупная пластида у водорослей

11. Растения, заканчивающие жизненный цикл (от прорастания семени до образования семян) в течение одного сезона

12. Органы, в которых образуются споры

13. Орган растения, развивающийся из цветка и заключающий семена

14. Высшее споровое растение

15. Высшее споровое растение с ползучим стеблем По вертикали:

1. Высшее семенное растение, не имеющее цветков

2. Орган размножения и расселения у высших растений

3. Высшее споровое растение, не имеющее корней

6. Нитевидная клетка, выполняющая функции корня у некоторых водорослей и мхов

7. Одноклеточная зеленая водоросль

9. Организм, тело которого состоит из гриба и водоросли

10. Высшее споровое растение

12. Специализированная клетка бактерий, грибов, растений, служащая для размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий

pochit.ru

Урок в шестом классе на тему "царство растения"

ВВОДНЫЙ УРОК В ШЕСТОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ "ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ"

Автор долгое время работала с элементами педагогической технологии В.Ф.Шаталова, в частности, с системой опорных конспектов. Несколько лет назад познакомилась с технологией достижения планируемых результатов. Итогом явился некий синтез, в котором центральное место по-прежнему занимают опорные конспекты, хоть и сильно видоизмененные.

Опорный конспект, как правило, выдается ученикам уже готовый. Вызвано это необходимостью уложить очень много информации за небольшое время. Однако несколько строк на конспекте остаются незаполненными. Принцип прост. То, что учитель рассказывает или обсуждает с учениками, можно напечатать заранее. То, что ученики должны сами найти (определить, доказать, обнаружить в ходе лабораторной работы и т.д.), они и вписывают в конспект сами.

Ниже приведен пример такого "неполного" конспекта.

В конце урока ученики получают задание на дом, сформулированное следующим образом: проговаривать конспект номер такой-то с помощью параграфа такого-то. То есть ученик читает параграф, а затем, подглядывая в конспект, пересказывает его. Второй пересказ ученик осуществляет, не глядя в конспект, а держа его "перед внутренним взором". Причем сделать это желательно не накануне следующего урока, когда пройдет целая неделя, а вечером того же дня, пока материал еще свеж. В идеале (это присутствует и в технологии В.Ф.Шаталова, и в технологии ДПР) ученик должен еще и воспроизвести конспект на бумаге по памяти, но практика показывает, что добиться этого от современных детей нереально.

Опрос на следующем уроке (если он устный, а не тестовый) идет с помощью того же конспекта, но сильно урезанного информационно:

Цифрами обозначены, фактически, вопросы учителя, так что каждый ученик может отслеживать ход опроса, мобилизоваться и вызваться к доске, что, несомненно, положительно влияет на ситуацию успеха.

Предлагаемый урок - один из немногих, где ученики не получают готовый конспект, а выполняют его сами под руководством учителя. К уроку прилагается мультимедийная презентация, на слайдах которой поэтапно раскрывается процесс создания конспекта.

Итак, вводный урок в шестом классе.

^ урок-диалог с элементами проблемно-поисковой ситуации.

Цель урока (сформулирована в русле технологии достижения планируемых результатов): каждый ученик знает отличительные признаки растений, понимает необходимость разделения их на группы.

Задачи: о) восстановить знания учащихся о царствах живых организмов и различиях между ними, ввести понятие жизненной формы, показать различия между растениями разных жизненных форм, обобщить знания учащихся о продолжительности жизни и значении растений; р) начать учить работать с гербарием и таблицей, развивать представления о значении природы в жизни человека; в) воспитывать аккуратность в работе и познавательный интерес к живой природе.

^ Работа в группах с текстом, составление опорного конспекта.

Оборудование: раздаточные тексты, учебники (данный урок разработан для преподавания по учебнику Пономаревой И.В.), мультимедийная презентация, гербарий культурных растений, образцы корнеплодов для демонстрации двулетних растений, зеленые и красные карточки.

^

  1. Поскольку это первый урок в году (а у тех, кто не ведет в пятом классе, еще и первый урок с конкретными детьми), занятие начинается со знакомства. Можно коротко проговорить правила поведения в кабинете (особенно если в нем присутствуют техника, аквариумы, много растений, животные в клетках).
  1. ^ Наша цель - познакомиться с разнообразием царства растений. Для этого мы сначала дадим определение растению, а потом узнаем, как ориентироваться в многообразии растений.
  1. Запись номера опорного конспекта и темы урока на листе. Если в кабинете есть проектор, ученики ориентируются по презентации, если нет - учитель пишет на доске.

  1. ^ «биология» «ботаника». Проводится с помощью учебника (стр. 4, абзац 2). Можно спросить учеников, что они знают об эти науках, можно предложить перевести слова "биокефир", "геология", "геоботаника".
  1. ^ Группы получают первое задание: дать определение растению. Фиксируется время - одна минута на обсуждение. Группы можно создать, расставив парты по две, а можно попросить сидящих за первой партой обернуться ко второй, а сидящим за третьей - обернуться к четвертой. В первом случае ученикам будет удобнее, но второй не требует постоянного передвигания мебели.
Итак, ученики обсудили проблему. Представителям каждой группы дается слово. Скорее всего, верного ответа не прозвучит, да это на данном этапе не требуется. Здесь главное - дать ученикам попробовать себя в обсуждении, а также дать им понять, что любое их мнение - важно. Кроме того, вопрос "А что же такое растение" теперь станет для них по-настоящему интересным.

Для выяснения истины ученикам дается задание поработать с текстом учебника (стр. 5). Здесь они найдут три признака растений (неподвижный образ жизни, наличие хлорофилла и способность образовывать на свету органические питательные вещества). Для удержания интереса к вопросу группам дается второе задание: расставить эти признаки в правильном порядке и, может быть, найти лишний. Чтобы представители второй, третьей и последующих групп не повторяли мнения предыдущих ораторов, можно предложить группам записывать свое мнение на небольших листочках и сдавать их учителю для последующего зачитывания.

Из мнений групп путем обсуждения выводится определение растения и записывается. Где записывается? Можно отвести место на самом конспекте, можно завести специальный словарик.

В итоге на конспекте должна получиться следующая запись:

Здесь нужно дать некоторые пояснения. На конспекте присутствуют два разноцветных кружка, аббревиатура ОВП и записи красным цветом. Эти элементы являются опорными сигналами (то, что взято из системы В.Ф.Шаталова). Красный кружок сигнализирует ученику, что он должен знать определение термина. Серый кружок заменяет собой слово "особенности". ОВП расшифровывается как органические питательные вещества. Записи красным цветом означают нечто особо важное, в данном случае, особенности растений как отдельного царства живой природы.

  1. ^ проводится не только ради нее самой, но и смены деятельности, для снятия напряжения. Ученикам предлагается взять в руки зеленые и красные карточки. Учитель зачитывает список организмов. Если организм относится к растениям, нужно поднять зеленую карточку, если нет - красную. Можно обойтись и без карточек, например, говорить хором "да" или "нет", но карточки позволяют учителю увидеть ответ КАЖДОГО ученика.
Список (можно изменять до бесконечности):

1. Береза 5. Водоросль 9. Белый гриб 13. Крапива 17. Лиана
2. Ласточка 6. Бактерия 10. Бабочка 14. Тыква 18. Морская звезда
3. Комар 7. Плесень 11. Мухомор 15. Улитка 19. Корень
4. Осина 8. Пшеница 12. Медуза 16. Коралл 20. Кактус
  1. Обсуждение проблемы КАК ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В МНОГООБРАЗИИ РАСТЕНИЙ.
Этот вопрос обсуждается после прочтения учениками текста, который можно раздать и сейчас, и заранее. Перед прочтением ученики получают два вопроса: 1. О чем говорится в тексте? 2. Что именно об это говорится в тексте? Причем ответ должен быть предельно кратким.

Составлен текст по материалам учебников Т.И.Серебряковой и И.Н.Пономаревой.

Ученые насчитывают во всем мире до пятисот тысяч видов самых разнообразных растений, от мельчайших одноклеточных водорослей до деревьев-гигантов. Разобраться в таком многообразии растений непросто.

Растения различаются между собой по форме и окраске цветков, плодов, листьев, по размерам, по потребностям в воде и солнечном свете. Но когда мы приходим, например, в лес, нам бросаются в глаза не эти признаки, а весь внешний облик растения. Поэтому на вопрос, какие растения мы видели в лесу, каждый сможет ответить: «Деревья, кустарники, травы», даже если не знает названия ни одного из этих растений. Общий внешний облик растения называют его жизненной формой.

Главная часть внешнего облика дерева - это один мощный ствол, несущий наверху крону из ветвей. Кустарники отличаются от деревьев тем, что у них не один ствол, а много стволиков разной толщины и высоты. Они отходят от общего основания, скрытого обычно под землей. травянистые растения, или просто травы, имеют зеленые, неодревесневающие стебли.

Можно делить растения и по продолжительности жизни. Одни растут очень долго, десятки лет, поэтому их называют многолетними. Другие живут всего лишь несколько месяцев - это однолетние растения. Встречаются и такие растения, у которых в первый год формируется крупный запасающий орган (кочан, корнеплод), а на второй год - плоды с семенами. Такие растения называют двулетними.

Различают растения и по их значению в жизни человека. Дикорастущие и культурные растения - богатый источник различных продуктов питания и витаминов для человека, а также кормов для животных. Во всем мире растения используют как строительный материал и сырье для изготовления тканей. Есть растения, которые обладают лечебным действием, и растения с привлекательным внешним видом.

Ученики должны сделать примерно следующий вывод: в тексте говорится о многообразии растений. Для ориентирования в этом многообразии их делят на группы по внешнему облику, по продолжительности жизни и по значению в жизни человека.

Результатом работы с текстом будет появление на опорном конспекте следующих записей (т.н. "первого круга вопросов"):

  1. Обсуждение "второго круга вопросов" включает в себя работу с текстом в логике уточнения. Для этой работы учитель подбирает такие вопросы, отвечая на которые, ученики полностью уяснят для себя прочитанное. Здесь же дается определение понятию жизненной формы (оно есть в тексте). На данном этапе можно использовать натуральные объекты: гербарий и корнеплоды.
Все найденное в тексте постепенно фиксируется на опорном конспекте:

  1. ^ Учитель зачитывает положения, ученики в случае согласия поднимают зеленые карточки, в случае несогласия - красные.

Все организмы, ведущие неподвижный образ жизни - это растения.

Растения - это организмы, сами создающие ОПВ.

Растений очень много, и они нуждаются в классификации.

Жизненная форма - это внешний облик растения.

Дерево отличается от других жизненных форм высоким ростом.

Банан - это травяни́стое растение.

Далее проводится закрепительная беседа по вопросам:

  1. Что такое растение?
  2. На какие группы делят растения по продолжительности жизни?
  3. Что такое жизненная форма растения?
  4. Чем отличаются растения разных жизненных групп?
  5. Каково значение растений в жизни человека?

Если класс сильный и остается время, можно провести беседу о дикорастущих и культурных растениях, о естественном растительном покрове, О Теофрасте, "прозябениях" или о других аспектах ботаники, на усмотрение учителя.

  1. Домашнее задание.
Проговаривать ОК-Р-1 с помощью стр. 5 и § 1. Желающие могут нарисовать растения разных жизненных форм или выписать примеры ко всем группам полезных растений.

rushkolnik.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта