Биология высшие растения 7 класс. ФГОС. Урок биологии в 7 классе по теме «Подцарство Высшие растения».

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок биологии в 7 классе: «Высшие растения. Моховидные растения». Биология высшие растения 7 класс


Урок биологии в 7 классе: «Высшие растения. Моховидные растения»

Королишина Наталья Николаевна, учитель географии и биологии, высшая квалификационная категория, КГУ «Рузаевская средняя школа» с. Рузаевка, района им. Г. Мусрепова СКО

Задачи:

  • Обобщить знания по теме низшие растения (водоросли, лишайники).
  • Сформировать понятия высшие растения, мхи; их особенностях.

Ход урока:

1. Мотивация (орг. Момент)

2. Реализация

а) Повторение основных понятий

А. Вопросы устного опроса:

  • Назовите общие признаки растений
  • Что изучает систематика растений?
  • Какие растения относятся к низшим растениям? Чем они отличаются от высших растений?

В.Словарная работа:

Таллом Автотрофы Ризоиды Пигменты Хлорофилл Каротиноиды Фикоэритрины Фикоцианины Альгология Индикатор Лихенология Фукоксантин Симбиоз Продуценты Литораль Макроцистис

С. Тест. Какие утверждения верны?

  1. Водоросли — древнейшие представители растительного мира (да)
  2. Важным условием для жизни водорослей является наличие воды (да)
  3. Бурые водоросли имеют корень, стебель и листья (нет)
  4. Большинство водорослей — автотрофы (да)
  5. Водоросли размножаются только бесполым путём (нет)
  6. Бурые водоросли обитают только в арктических морях (нет)
  7. Некоторые бурые водоросли достигают в длину 30-50 м. (да)
  8. Лишайники — это организмы — симбионты (да)
  9. В лишайнике присутствуют два компонента — автотрофный и гетеротрофный (да)
  10. Наиболее простой тип лишайников — кустистый (нет)
  11. Лишайники способны переносить длительное высушивание и низкие температуры (да)
  12. Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха (да)

Д. Биологические задачи

Летом во влажную погоду кора деревьев, крыши домов, садовые дорожки приобретают зелёный налёт. Имеет ли такое явление связь с водорослями? Если «да», то какое?Некоторые одноклеточные водоросли активно передвигаются в воде. У них имеются органеллы передвижения — жгутики, светочувствительные «глазки». Почему бы их не отнести к одноклеточным животным?

Из одноклеточных водорослей широкую известность получила хлорелла. Она даже побывала в космосе наряду с другими живыми организмами. Чем эта водоросль заслужила такое внимание? Добилась ли она положительных результатов?Оболочка клеток бурых и красных водорослей ослизнённая. Каково значение образующейся слизи в жизни этих водорослей?

На берегу моря после шторма остаётся много водорослей, от которых исходит запах йода. Как можно объяснить такое явление?

Е. Викторина «Знаете ли вы?»

С какой водорослью связано существование моря без берегов? Где находится это море и почему моряки избегают заходить в его воды? (бурая водоросль Саргассум Саргассово море)

Каково значение зелёной водоросли кладофора? (используют в производстве бумаги)

Жители Кавказа часто наблюдают очень необычное явление: на многих вершинах гор снег бывает не только белый, но и красный, зелёный, чёрный. Такой разноцветный снег вызывал в прошлом много суеверий. А как вы объясните столь необычную окраску снега? (снежная хламидомонада)

В Библии рассказывается о народе, который много дней брёл по пустыне, по колено утопая в песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Многие падали от изнеможения и истощения на раскалённый песок. Утром, когда солнце стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. И они увидели, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Сильный порыв ветра поднял их кверху, и казалось, что они падают с неба. «Манна, манна! С неба падает манна!» Все, кто ещё мог, бросились собирать эту «манну». Жадно ели сухие серые комочки, варили из них кашу и пекли лепёшки. Чем была эта «манна» на самом деле? (Леканора — лишайник съедобный)

Почему при строительстве магистралей, трубопроводов и других сооружений в районах вечной мерзлоты происходит протаивание и просадка грунта? (лишайники-пионеры, выделяют кислоту, разрушающую горные породы)

б) Усвоение нового материала

Высшие растения. Вы уже познакомились со строением и разнообразием видов низших растений. Главное отличие высших растений заключается в том, что у них хорошо развиты ткани и органы. Приспособлены они в основном к жизни в наземной среде.Характерная особенность высших растений: индивидуальное развитие у них подразделяется на Эмбриональный(зародышевый) и Постэмбриональный (послезародышевый) периоды.

Высшие растения делят на две большие группы: Цветковые и Нецветковые.

Цветковые — образующие цветок и плод. Высшие нецветковые — высшие споровые (мхи, хвощи, папоротники) и голосеменные.

Основной отличительной чертой споровых является бесполое размножение при помощи спор.

Подцарство Высшие растения мы начнём изучать с моховидных растений, которые относятся к высшим нецветковым споровым растениям.

Отдел Моховидные

Моховидные произошли около 350 млн. лет назад от первых растений — псилофитов — потомков прибрежных водорослей. По количеству видов стоят на втором месте после цветковых. Во всём мире их насчитывается 22–27 тыс.видов. На Земле мхи встречаются повсеместно. Особенно хорошо они растут в местах, где много влаги.(болотистая местность, на деревянных строениях, стволах деревьев, поверхности камней и на скалах). Они растут даже на сломанных ветках деревьев, на дне пресных водоёмов. В некоторых районах Арктики и Антарктики из высших растений растут только мхи. Наука, изучающая мхи, называется бриологией.

Мохообразные — невысокие многолетние, в редких случаях однолетние травянистые растения. Высота их колеблется от 1 мм до 70 см. Рассмотрим два широко распространённых представителя мохообразных: зелёный мох (кукушкин лён) и торфяной мох (сфагнум) или белый мох. (рис 39 разнообразие зел. Мхов)

Зелёный мох, покрывая почву сплошным ковром, образует травяной пласт, который вытесняет другие зелёные мхи. Он впитывает из атмосферы много влаги, и это вызывает заболачивание леса. Зелёный мох – двудомное растение (какие растения называют двудомными?). Мужское растение является многолетним, а женское однолетним. Высота зелёного мха 40 см. Стебель не разветвляется, содержит опорную ткань. Зелёный мох прикрепляется к почве с помощью ризоидов. Питание Автотрофное.(?) Развивается бесполым и половым путями (рис40) Половое размножение.

На верхушках мужского растения созревают мужские половые клетки, а на верхушках женского растения развивается яйцеклетка.

Что происходит в результате их слияния? Из зиготы на женском растении развивается коробочка на ножке. Коробочка полна спор, служащих для бесполого размножения.

Спора — это клетка, состоящая из двух оболочек.

Созревшие споры высыпаются из коробочки наружу. При благоприятных условиях они прорастают, напоминая сначала разветвлённые водоросли. Из одних проростков развиваются женские растения, из других — мужские.

в) Формирование умений и навыков (закрепление)

1. В чём заключается отличие высших растений от низших?2. В каких местах в основном произрастают мхи?3. Как называется наука изучающая мхи?4. Кто такие псилофиты?

3. Рефлексия

Итог урока (выставление оценок)

Домашнее задание § 16

www.azbyka.kz

Урок по биологии по теме "Высшие растения" 7 класс

Класс: 7

Учебник: «Многообразие живых организмов», 7 класс, Захаров В.Б., Сонин Н.И., Дрофа, 2011г.

Тема урока: «Общая характеристика царства Растения»

Цель урока: сформировать общее представления о царстве Растения

Планируемые результаты.

Личностные: осознание ценностей растительного мира, как важнейшего компонента природы.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, синтезировать и обобщать знания, использовать имеющиеся знания для создания общей картины изучаемой темы, высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: называть растения Подцарства Высшие и Низшие растения, объяснять и выделять основные отличительные особенности растений от других царств живой природы.

Универсальные учебные действия.

Личностные: осознавать необходимость изучения растительного мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной целью, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о классификации растений, делать анализ и отбор информации, извлекать информацию из различных источников, обрабатывать ее до получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Задачи:

Образовательные:- Познакомить учащихся с критериями классификации растений на высшие и низшие;- Выделить отличительные особенности растений от представителей других царств живой природы;Развивающие:- Формирование умения работы с тестами;- Формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливания и формулирования выводов.

Воспитательные:- Воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: компьютер; проектор; интерактивная доска; муляжи овощей и фруктов, магнитная доска, магниты, сырой картофель, раздаточный материал.Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Структура и ход урока:

Деятельность ученика

Мотивация к учебной деятельности.

(1 мин)

Приветствие; определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; Настрой на урок. Разделение класса на три рабочие группы.

Давайте улыбнемся друг другу. Улыбки это свет и тепло. Заряд положительных эмоций. И начнем наше занятие. (слайд №1)

Настраиваются эмоционально к уроку.

Актуализация знаний.

(2 мин)

На нашей планете более 2 млн. видов живых организмов, принадлежащих к разным царствам природы.

Давайте вспомним их. Назовите.(слайд№2)

Какие из них мы уже изучили?

А теперь послушайте стихотворение.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твоя так радостно, так жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос.

А сумрачный навес широколапых ёлок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах пленительная сила

Для всех, умеющих их тайны разгадать!

( Р.Рождественский

infourok.ru

Тестовая работа по биологии по теме «Высшие растения» 7 класс

Тестовая работа по биологии по теме «Высшие растения» 7 класс

А1.Самой крупной из систематических групп является:

1-вид 2-род 3-семейство 4-класс

А2.В каком случае систематические группы расположены в правильной последовательности?

1-вид-род-отдел-класс-царство-семейство

2-род-семейство-вид-отдел-царство-класс

3-царство-отдел-класс-семейство-род-вид

4-семейство-вид-род-класс-царство-отдел

А3.К однодольным растениям относят:

1-все покрытосеменные растения

2-только злаки

3-все культурные растения

4-злаки, осоки, лилейные

А4.В каком случае приведено название рода растения?

1-покрытосеменные

2-редька

3-редька дикая

4-крестоцветные

А5. В каком случае приведено название отдела растения?

1-злаки 2-голосеменные 3-однодольные 4-двудольные

А6.Исключите лишнее понятие:

1-крестоцветные 2-розоцветные 3-бобовые 4-лилейные

А7.Систематическая группа, обозначаемая двойным названием:

1-род 2-класс 3-семейство 4-вид

А8.Какие жизненные формы встречаются в семействе розоцветных?

1-деревья 2-кустарники 3-травы 4-все формы

А9.Корневая система лилейных образована:

1-придаточными корнями

2-боковыми корнями

3-стержневыми корнями

4-всеми типами корней

А10.Одним из основных признаков злаков является:

1-плод семянка

2-одна семядоля в семени

3-плод зерновка

4-верхушечный рост побега

А11.Органоидом, реагирующим на свет, у хлореллы является:

1-хроматофор 2-жгутик 3-глазок 4-ядро

А12.Бесполое размножение водорослей происходит:

1-слиянием гамет

2-спорами или делением пополам

3-неравными частями тела

4-всеми указанными способами

А13.Из названных растений можно считать водорослью:

1-ряску 2-камыш 3-морскую капусту 4-кувшинку

А14.Мхи относятся к высшим растениям, потому что у них есть:

1-ризоиды 2-хлорофилл 3-органы растений 4-споры

А15.После оплодотворения у мха образуется:

1-спора

2-коробочка со спорами

3-зеленые нити (предростки)

4-листостебельное растение

А16.Из споры мха вырастает:

1-коробочка со спорами

2-листостебельное растение

3-предросток

4-заросток

А17.Подземная часть хвощей образована:

1-корнями 2-корневищами 3-корнеклубнями 4-луковицами

А18.Хлорофилл в листьях папоротника находится:

1-в хроматофоре 2-в хлоропластах 3-рассеян по цитоплазме 4-в спорангиях

А19.Из споры папоротника вырастает:

1-заросток 2-спорангий 3-взрослое растение 4-зигота

А20.Оплодотворение у папоротников происходит:

1-на листьях

2-в спорангиях

3-в цветках

4-на заростке

В1.Из приведенного списка выберите только двудольные растения:

1-морковь 2-астра 3-тюльпан 4-редька 5-капуста 6-рожь 7-овес 8-лилия 9-дуб

В2.Выберите признаки, которыми обладают растения семейства лилейных:

1-одна семядоля в семени

1-стержневая корневая система

3-сетчатое жилкование листьев

4-параллельное жилкование листьев

5-мочковатая корневая система

6-простой околоцветник

7-двойной околоцветник

В3.Соотнесите тип плода с его названием

2-сочные

А-костянка

Б-семянка

В-орех

Г-тыквина

Д-ягода

Е-стручок

В4.Укажите последовательность процесса опыления, оплодотворения и развития зародыша

1-проникновение пыльцевой трубки в семязачаток

2-опыление

3-образование зиготы

4-образование эндосперма

5-прорастание пыльцевой трубки с двумя спермиями

6-рост и деление зародыша

В5.Установите последовательность слоев дерева, начиная с наружнего:

1-пробка

2-кожица

3-камбий

4-луб

5-сердцевина

6-древесина

infourok.ru

ФГОС. Урок биологии в 7 классе по теме «Подцарство Высшие растения».

ФГОС. Урок биологии в 7 классе по теме «Подцарство Высшие растения».

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- формировать умение характеризовать подцарство Высшие растения;

- формировать умение узнавать представителей подцарства Высшие растения в гербариях, рисунках, таблицах.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

- формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- формировать умение работать по плану.

Коммуникативные УУД

- формировать умение организовывать учебное взаимодействие в паре;

- формировать умение вести диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД

- продолжить формирование правил работы с микроскопом и микропрепаратами;

- формировать умение формулировать выводы по результатам работы.

Личностные результаты:

- формирование осознания необходимости ответственного отношения к природе.

Методы: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с гербариями), практические (поиск информации, заполнение таблицы, работа с микропрепаратами).

Средства обучения: учебник «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс», микроскоп и готовые микропрепараты тканей растений, гербарные экземпляры представителей подцарства Высшие растения, раздаточный материал (инструктивные карточки, тесты).

Этапы урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Планируемая деятельность учащихся

Деятельность учителя

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

Организация мотивации, постановки учебной задачи, цели.

Актуализация знаний.

Целеполагание.

Отвечают на вопросы, определяют тему урока «Подцарство Высшие растения».

Вспоминают отделы высших растений.

Вспоминают, что у высших растений есть органы и ткани.

Заполняют таблицу, обсуждают в парах полученные результаты.

Высказывают свое мнение, сталкиваются с затруднениями при заполнении таблицы. Определяют границы знания и незнания.

Учащиеся вместе с учителем или самостоятельно формулируют цель урока и записывают ее на доске: изучить прогрессивные черты в строении и организации высших растений.

Организует мотивацию обучающихся на деятельность. Ведет беседу. Вопросы: представители этого подцарства первыми освоили наземно-воздушную среду, у них первых появились органы. О каком подцарстве пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Какие отделы высших растений вы знаете?

Каковы прогрессивные отличия высших растений от низших?

Предлагает каждому индивидуально заполнить таблицу (приложение 1) и обсудить полученные результаты в парах.

Заслушивает ответы учащихся, заполняет таблицу на доске (все ответы без комментариев).

Организует поисковую беседу: с какими трудностями вы столкнулись при заполнении таблицы? Определяет проблемное поле. Предлагает сформулировать цель урока.

Фиксирует цель на доске рядом с таблицей.

Личностные связаны со смыслообразованием

Регулятивные связаны с целеполаганием: осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно

Коммуникативные связаны с умением слушать и слышать, высказывать свою точку зрения, работать в парах

infourok.ru

Урок по биологии по теме "Высшие растения" 7 класс страница 2

Как вы думаете, почему для сегодняшнего урока я выбрала именно это стихотворение?

Какой будет тема урока? (слайд №3)

Отвечают на вопросы учителя. Называют царства живой природы и выделяют те, которые уже изучили. Слушают учителя.

Формулируют тему.

Выявление места причины затруднения и определения учебной цели.

(7 минут)

Для начала давайте определим для себя, что уже знаем о растениях, и что хотелось бы узнать сегодня на уроке.

У на экране таблица и карточки с вопросами о растениях. Вы берете вопрос и определяете его в таблицу на доске. Если вопрос относите в столбик «знаем», то и отвечаете на него. (слайд №4)

Что такое фотосинтез?

Что такое хлорофилл? И какую роль он играет в растениях?

Какой способ питания присущ растениям?

Чем растительная клетка отличается от животной клетки?

Какое значение растений в природе?

Как долго растут растения? (всю жизнь)

Что такое каратиноиды растительной клетки?

Что такое фитогормоны? Для чего они нужны?

Что такое тургор?

Из чего состоит клеточная стенка растительной клетки?

У всех растений имеется стебель, листья, корень?

  1. Что такое фотосинтез? (слайд №5)

Вода, по стеблям поднимаясь,

Идёт к зелёному листу

И с СО2соединяясь

Даёт нам сахар на свету.

Вот так творение природы-

Волшебный, добрый хлорофилл

Способен прокормить народы

Хотя уж к вечеру без сил.

Этими органическими соединениями растения не только себя кормят, но и животных. И составляют 95% биомассы планеты.

  1. Что такое хлорофилл? И какую роль он играет в растениях?

  1. Какой способ питания присущ растениям?

На слайде №6 две клетки растительная и животная. Определите, где какая?

Так как значение растений в природе вы отнесли в столбик знаем, то выполите следующее задание. На столе лепестки ромашки. Запишите на них значения растений в природе. А теперь на магнитной доске сделайте свою ромашку.

(слайд №7 с картинками-подсказками)

Мы повторили, что знали о растениях, по ходу урока, возможно, мы вспомним еще что-нибудь. А, что мы ждем от этого урока? (обращает внимание на столбик с «хотим узнать»)

Давайте составим кластер. (где мы можем найти информацию о интересующих нас вопросах)

Чем мы можем воспользоваться сейчас на уроке?

Вспоминают ранее изученный в 5 и 6 классах материал.

Определяют карточки с вопросами в нужный столбик таблицы.

На вопросы из столбика «знаем» сразу дают ответ.

Называют определения.

Фотосинтез—процесс образования органических соединений из неорганических соединений, СО2и воды с помощью хлорофилла и солнечной энергии.

Участвует в фотосинтезе и придает растениям зеленый цвет.

Автотрофный — самостоятельное образование органических веществ из неорганических

Определяют растительную клетку по наличию:

  1. Клеточная стенка;

  2. Вакуоль;

  3. Пластиды;

Записывают значение растений в природе и жизни человека и объясняя, прикрепляют к магнитной доске.

На основании вопросов из столбика «хотим узнать» определяют для себя цели на урок.

Перечисляют источники информации(учитель, книга, интернет, газета, телевидение, окружающая природа)

Предлагают версии.

Открытие нового знания. (12 мин)

infourok.ru

"Высшие споровые растения" - Биология

МКОУ «Эрпелинская СОШ им. Апашева М.Д»

на тему:

Провела: Абдулаева З.Т

Урок в 7 классе с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)

Предмет: биология, урок – изучение нового материала

Тема: «Высшие споровые растения. Мхи»

Продолжительность: 1 урок - 45 минут

Класс: 7 класс

Технологии: презентация

Аннотация:

  1. Организационный момент (приветствие учащихся, отметка отсутствующих установочная беседа, психологический настрой на урок).

  2. Актуализация прежних знаний (комбинированный опрос по теме «Водоросли»):

- фронтальный опрос,

- конкурс «Ответь на вопросы»,

- конкурс «Слова-перевертыши»,

- конкурс «Кроссворд Водоросли»,

- конкурс «Эрудитов».

- фронтальная беседа «Значение водорослей»

  1. Изучение нового материала:

- вступительное слово учителя (общие сведения о моховидных как представителей высших растений).

- знакомство учащихся с целями, задачами урока.

-строение мхов,

- размножение мхов,

- значение мхов.

  1. Закрепление (фронтальная беседа, тест, биологические задачи, биологическое лото).

  2. Домашнее задание.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа, таблицы по биологии, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, стакан с водой, весы, мох сфагнум, коллекция торфа, географическая карта, гербарий.

Раздаточный материал: листы знаний (для каждого ученика), гербарий (кукушкин лен, сфагнум (на каждого ученика)

I Организационный момент

Приветствие учащихся, отметка отсутствующих установочная беседа, психологический настрой на урок.

II Актуализация прежних знаний:

Итак, сегодня мы должны обобщить материал о водорослях, а также в ходе изучения новой темы проследить усложнение организации растений отдела моховидные по сравнению с растениями отдела водоросли.

Фронтальный опрос:

- Какое царство живых организмов мы начали изучать на прошлом уроке? (Водоросли)

- Какие растения относятся к низшим споровым? А к высшим споровым? А к семенным?

- Почему низшие споровые так названы?

- Какие признаки характеризуют низшие споровые? Чем отличаются низшие споровые и высшие споровые? А семенные растения?

Итак, сегодня мы повторяем весь изученный материал о низших споровых, а именно водорослях. И в ходе опроса должны подтвердить отсутствие у последних тканей и органов, а также их тягу к воде и размножение спорами.

Цель: обобщить знания учащихся о водорослях, роли и значении их в природе и жизни человека

Ответы в заданиях даны курсивом.

Задание 1: «Ответь на вопросы» Слайд 1

 

1. Низшие растения

 1

7. Одноклеточные водоросли

 3

2. Автотрофы

 6

8. Зооспоры

 

3. Таллом

 8

9. Гаметы

 2

4. Хроматофоры

 7

10. Зеленые водоросли

 4

5. Бурые водоросли

 

11. Зигота

 5

6. Ризоиды

 

12. Спорофит

Учитель читает вопросы, а учащиеся на листе знаний записывают номер вопроса и рядом – соответствующую правильному ответу цифру.

1. Как называются водоросли, тело которых представлено единственной клеткой?

2. В чем у водоросли содержится хлорофилл?

3. По способу питания водоросли относятся к какой группе?

4. К какой группе водорослей относится ламинария?

5. По внешнему виду морские водоросли похожи на растения суши, однако, они не имеют органы, а что они имеют?

6. При благоприятных условиях одноклеточные водоросли быстро размножаются. Что образуется в результате размножения?

7. К каким водорослям относятся: спирогира, улотрикс, хлорелла?

8. С помощью каких клеток размножаются одноклеточные водоросли при неблагоприятных условиях?

9. Чем бурые водоросли прикрепляются ко дну?

10. Как называется клетка, покрытая толстой оболочкой и находящаяся долгое время в состоянии покоя?

11. Какие растения не имеют органы?

12. Орган, в котором формируются споры?

Ответы: Слайд 2

11

1. Низшие растения

1

7. Одноклеточные водоросли

3

2. Автотрофы

6

8. Зооспоры

5

3. Таллом

8

9. Гаметы

2

4. Хроматофоры

7

10. Зеленые водоросли

4

5. Бурые водоросли

10

11. Зигота

9

6. Ризоиды

12

12. Спорофит

II задание Слова-“перевертыши” Слайд 3

Составьте названия известных вам терминов из слогов и объяснить, что обозначают термины?

1. сло-ще-е-ви

2. ме-га-ты

3. зо-ды-и-ри

4. ос-зо-о-ры-по

5. го-та-зи

Ответы: Слайд 4

1. слоевище

2. гаметы

3. ризоиды

4. зооспоры

5. зигота

Кто первый дает правильные ответы получает “5” баллов, другие – “4”.

III конкурс Кроссворд “Водоросли” Слайд 5

Решить кроссворд: учитель задает вопросы, ребята поднимают руку, отвечают и на экране появляется правильное слово. В выделенной строке в конце получается слово «отлично». Именно так учитель оценивает работу ребят в этом задании.

1

з

и

г

о

т

а

2

г

а

м

е

т

а

3

в

о

д

о

р

о

с

л

и

4

с

п

и

р

о

г

и

р

а

5

ч

6

н

7

о

Вопросы:

  1. Оплодотворенная клетка.

  2. Половая клетка.

  3. Самые древние растения на нашей планете.

  4. Многоклеточная нитчатая зеленая водоросль.

  5. Водоросли, тело которых состоит из одной клетки.

  6. Морская капуста.

  7. Способ питания водорослей.

Ответы:

  1. Зигота

  2. Гамета

  3. Водоросли

  4. Спирогира

  5. Одноклеточные

  6. Ламинария

  7. Автотрофы

VI конкурс “Эрудитов” Слайд 8

Учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают, набирая очки , за каждый правильный ответ.

1. Большинство водорослей зеленого цвета, однако глубоководные водоросли – красные. Дайте объяснение этому явлению.

2. Одноклеточным водорослям нужен солнечный свет. При t = + 4 °C они погибают, так как при отрицательных температурах невозможны процессы жизнедеятельности. Как объяснить, что среди льдов на снегу живут водоросли.

3. Ряска и спирогира растут в одном водоеме. Однако, их нельзя отнести к одной группе растений. Почему?

4. Ученые давно заметили, что в северных морях водоросли растут значительно лучше, чем в морях южных широт. Почему?

5. Оказывается, многие водоросли используют для очистки загрязненных сточных вод. Почему?

6. При сильном освещении аквариума вода имеет изумрудный оттенок. Но если зачерпнуть этой воды, то она окажется прозрачной. Почему?

Ответы

1. Глубоководные водоросли поглощают коротковолновую (сине-фиолетовую) часть солнечного спектра, которая проникает на большие глубины. Поэтому они имеют красную или коричневую окраски.

2. На снегу водоросли живут колониями. На темные пятна падает солнечный свет, и они нагреваются активнее, чем снег, он подтаивает, и водоросли оказываются в ямке, затянутые ледяным стеклышком, получается парничок с постоянной температурой.

3. Ряска – высшее растение. Спирогира – водоросль.

4. В холодной воде содержится больше кислорода, необходимого для жизни водорослей.

5. Водоросли способны всасывать всей поверхностью тела растворенные в воде органические вещества, что способствует очищению воды.

6. “Биологически активная” вода в аквариуме содержит различные живые организмы, в том числе множество одноклеточных зеленых водорослей, которые придают изумрудный оттенок воде. Они видны только в микроскоп.

Фронтальная беседа «Значение водорослей»

Вопросы:

- значение одноклеточных водорослей в природе и жизни человека;

- значение зеленых водорослей;

- значение бурых водорослей;

- значение красных водорослей.

Ответы

Значение одноклеточных водорослей:

  1. Очистка водоемов,

  2. Корм для животных.

Значение зеленых водорослей:

  1. Обогащение воды кислородом,

  2. Питание для рыб.

Значение бурых водорослей:

  1. Корм для скота,

  2. Удобрение для почвы,

  3. Получение йода,

  4. Использование в кондитерской промышленности, Изготовление красок, пластмасс, непромокаемых тканей,

  5. Морская капуста, ламинария, употребляется в пищу как диетический продукт,

  6. Грязелечение – сапропель.

Значение красных водорослей:

  1. Используются в пищевой промышленности – агар-агар,

  2. Получение йода, биодобавка, чтобы хлеб не быстро черствел.

Подведение итогов

Игра «Пианино»

Поставить все пальцы на парту и под счет учителя «раз и два» имитируется игра на пианино, пальцы перебираются по порядку, начиная от большого до мизинца.

III. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя

Представьте себе, что мы находимся в летнем лесу. Тепло, ласково светит солнышко, пробиваясь сквозь деревья. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки, пчелы, шмели. Слышим птичий гомон. Нам хорошо и радостно. С хорошим и радостным настроением мы переходим к изучению следующего отдела Царства Растения – отдела Моховидные.

Слайд 9 (Отдел Моховидные)

Еще раз вспомним, к какой группе относят мхи -  к низшим или высшим растения?

(к высшим) Почему к высшим споровым? Значит у них должны быть ткани, органы и размножение спорами.

Итак, растения отдела моховидные называют первыми земноводными растениями. Как вы думаете, почему? (Потому что они являются первыми растениями, живущими на земле), но почему водными? У животных тоже есть класс Земноводных, к ним относят лягушек. Живут лягушки на земле, но для размножения им нужна вода. Также и мхам. Хоть и живут на земле, но без воды размножаться не могут. И мы сегодня постараемся в этом убедиться.

Из отдела моховидные мы будем изучать две группы мхов – зеленый мох кукушкин лен и белый мох сфагнум.

Моховидные – обширная группа растений, очень разнообразных по внешнему строению. Во всем мире их насчитывается около 27 тысяч видов. Среди высших растений по количеству видов они занимают второе место после цветковых.

Наука, изучающая мхи, называется бриология.

Моховидные представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Почти все они - многолетние растения.

Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зеленый ковер, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи – наиболее мелкие из наземных растений: их высота колеблется от 3 мм до 5-7 см, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. Зато они играют очень важную экологическую роль.

Цель урока: Слайд 10

- изучить отдел Моховидные, их среду обитания, питание, размножение, значение;

- познакомить с особенностями строения;

- сравнить между собой отдел Моховидные и Водоросли.    1             

Задачи:

Обучающие:

- раскрыть особенности организации моховидных (распространение, места обитания, питание, размножение) на примере представителей зеленых и сфагновых мхов,

- рассмотреть признаки усложнения в их строении по сравнению с водорослями;

Развивающие:

- продолжить формирование умений узнавать представителей моховидных, сравнивать их между собой и с водорослями,

- уметь обосновывать более сложную организацию мхов по сравнению с водорослями;

- развивать навыки работы с компьютером, тестами, умение составлять схемы;

Воспитывающие:

- воспитывать у учащихся бережное отношение  к природе,

- воспитывать чувство взаимовыручки.

Мхи - одеяло тундры, хранители вечной мерзлоты и почвенной влаги. Сохраняя холод, мхи мешают деревьям укореняться и являются как бы сторожами, не пускающими с юга лесную растительность. Мхи берегут поверхность тундры от разрушений под действием тепла, препятствуют образованию и разрастанию оврагов. Оголенные участки тундры после тяжёлых гусениц тракторов и длительного выпаса оленей зарастают именно мхами. Постепенно нарастая, мхи образуют толстую мягкую дернину, которая, отмирая снизу, постепенно превращается в торф и захватывается подступающей мерзлотой. В моховой толще обитает множество всяких беспозвоночных животных: черви, клещи, пауки, насекомые. В толще дернины мха прогрызают свои ходы и устраивают свои гнёзда лемминги и полёвки. Здесь находят хорошие условия для произрастания разные травы, кустарники и кустарнички.

Задание 1

  1. Используя гербарии, живые экземпляры, текст учебника и рисунки в учебнике изучить внешнее строение мхов: кукушкина льна и сфагнума.

  2. Выяснить на какие группы делятся мхи. Закончить схему.

Слайд 11 (Классификация мхов) (4)

МХИ

Печеночники Листостебельные мхи

Среди моховидных выделяют два больших класса – Печеночники и Листостебельные мхи.

Слайд 12

У печеночников тело представлено разветвленным зеленым плоским слоевищем. Одни из распространенных видов печеночников – маршанция, обитающая во влажных местах, не занятых травой. У нее стелющееся листовидное слоевище, ризоидами прикрепленное к почве. В слоевище наблюдается разделение ткани на основную (в нижней части тела) и фотосинтезирующую (в верхней части тела) и риччия. У листостебельных мхов хорошо видны стебли и мелкие зеленые листья, т.е. побеги. Есть ризоиды, которые поглощают воду из почвы и закрепляют растения.

Слайд 13

Кукушкин лен часто встречается в хвойных лесах, около сфагновых болот, в сырых местах. Многолетние крупные растения этого вида (9-15 см в длину), имеют коричневые стебельки, покрытые темно-зелеными листьями, растущие группами, нередко покрывают обширные площади в лесной зоне и в тундре. Появление на почве кукушкина льна – сигнал, предупреждающий о возможном заболачивании почвы. Кукушкин лен может создавать большие и плотные покровы почвы, что способствует накоплению воды. В местах поселения кукушкина льна, накапливающего влагу, вскоре может поселиться мох-сфагнум, который в отличие от кукушкина льна иногда называют в народе белым мхом.

Слайд14

На болотах встречается другой мох — сфагнум, который называют торфяным мхом. Сфагнум — многолетнее растение с сильно ветвящимся стеблем. В отличие от кукушкина льна и других зеленых мхов сфагнум не имеет ризоидов. Стебель и ветви покрыты мелкими светло-зелеными листьями. Каждый лист состоит из одного слоя клеток двух разных типов. Различие клеток хорошо заметно под микроскопом.

Задание 2: провести опыт

Методика постановки опыта:

– Определите на весах массу сухого мха сфагнума.

– Опустите взвешенный мох в стакан с водой на 2-3 минуты.

– Вынуть мох и дать стечь воде.

– Взвесить мох на весах.

Пока мох насыщается водой, необходимо выполнить лабораторную работу:

1.Взять лист мха, положить на предметное стекло.

2.Капнуть каплю воды.

3.Закрыть покровным стеклом.

4.Рассмотреть препарат под микроскопом. Сравнить с рисунком в учебнике, сделать вывод.

Рассказать, о клеточном строение мха. Сказать, как изменилась масса мха. И почему это произошло.

Слайд 15 (Клеточное строение сфагнума)

Одни из этих клеток зеленые, поскольку их цитоплазма содержит хлоропласты. Зеленые клетки узкие. Они соединены друг с другом концами и образуют сплошную сеть. В этих клетках происходит фотосинтез, они же проводят из листьев к стеблю органические вещества. Другие, более крупные клетки находятся между зелеными клетками. Они прозрачные, мертвые, так как их цитоплазма разрушена, а сохранились только оболочки, в которых появляются отверстия. Снаружи стебли также покрыты прозрачными мертвыми клетками. Мертвые клетки листьев и стеблей сфагнума способны поглощать воду и долго ее удерживать, постепенно отдавая живым клеткам. Благодаря этому сфагнум поглощает очень много воды (в 20—25 раз больше своей массы). В теле есть основная и фотосинтезирующая ткани, но проводящие, механические, запасающие и покровные ткани отсутствуют.

Задание 3

Используя карту и текст учебника, выяснить, где можно встретить мхи, какие условия нужны для их произрастания?

Учащимся показать на карте районы произрастания мха. Рассказать об условиях, необходимых для произрастания мха.

Слайд 16 (Многообразие мхов)

Если вооружиться простой лупой, можно обнаружить огромное разнообразие облика этих растений – одни из них напоминают миниатюрную сосенку, другие елочку, третьи похожи на травы и даже на папоротники. Часто это можно сделать и без лупы – достаточно лишь наклониться пониже.

Среди бриологов существует даже такое негласное правило: невозможно изучить флору мхов какого-либо места, не измазавши штаны на коленках. А для того, чтобы обнаружить некоторые наиболее мелкие виды бриолог должен на четвереньках обползать десятки и сотни квадратных метров. Мхи растут в тех местах, где много влаги. Таким образом, там, где поселяются мхи, почва заболачивается.

На избыточно влажной почве деревья растут плохо, становятся угнетенными, а сфагнум, напротив, разрастается пышным ковром и постепенно заболачивает лес.

К местам произрастания мхов относятся Белоруссия, Прибалтика, Север европейской части, Урал, Западная Сибирь (показывает на карте).

Задание 4

1. Найти в параграфе материал об образование торфа.

2.. Рассмотреть внимательно коллекцию применения торфа.

3. Закончить оформление схемы.

Слайд 18 (Торфяные болота)

Слайд 19 (Продукты переработки торфа)

ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ

ТОРФА

Топливо древесный спирт

Удобрение сырье для промышленности

Рассказать, где и как образуется торф? В каких отраслях народного хозяйства нашел применение торф? Демонстрация схемы.

Сфагнум ежегодно верхней частью побега нарастает на 3-5 см. В нижней части побег также ежегодно отмирает, но не перегнивает. Благодаря этому свойству сфагнум образует со временем мощные залежи торфа и накопления воды.

Торфяные болота занимают у нас в стране свыше 150 миллионов гектаров — больше, чем в любой другой стране мира. На торфяных болотах добывают торф, широко используемый как топливо.

Торф применяют как удобрение и как сырье для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карбоновую кислоту, пластмассы, изоляционные плиты, смолу и многие другие ценные материалы.

Задание 5

  1. Дайте научное объяснение тому факту, что в торфяных болотах находят неразложившиеся труппы животных.

  2. О чём могут рассказать останки растений и животных, найденные в толще старых торфяниках?

Образование торфа происходит из-за переувлажнения среды, создания сфагнумом кислой среды, отсутствия достаточного количества кислорода в толще омертвевших побегов мха. Кроме того, сфагнум обладает бактерицидными свойствами, что защищает его от бактерий и поедания животными и оказывается неблагоприятным для развития грибов. Вот почему разложение отмерших тканей сфагнового мха почти не происходит. Это обуславливает создание мощных пластов торфа там, где поселился сфагнум.В слоях торфа сохраняются пни и корни деревьев, листья и пыльца растений, живших тысячелетия назад. Полностью они не разрушаются, так как в торфяной толще мало кислорода, кроме того, сфагнум выделяет вещества, препятствующие развитию бактерий.

При осушении и разработке болот в толще торфа иногда находят хорошо сохранившиеся старинные лодки, останки погибших в болоте животных и людей.

Слово учителя (рассказ с элементами беседы):

Мхи размножаются бесполым и половым способом.

Слайд 20 (Размножение мхов) показ видео

Вопросы к классу:

- что такое бесполое размножение?

- что такое половое размножение?

Бесполое размножение осуществляется вегетативным путем и спорами, поэтому мхи относят к споровым растениям.

Для полового размножения у мхов развиваются специальные органы, в которых образуются мужские гаметы – сперматозоиды и женские – яйцеклетки. В водной среде с помощью жгутиков сперматозоиды продвигаются к яйцеклетке и оплодотворяют ее. Без воды сперматозоиды не могут достигнуть яйцеклетки. После оплодотворения из появившейся зиготы развивается особый орган – коробочка, или спорофит, т.е. «выращивающий споры» (от греч. спора – «семя», а фитон – «растение»). В коробочке формируются споры, которыми размножаются и расселяются моховидные растения. Их споры вначале развивается тонкая зеленая нить – протонема, на ней вскоре из почек появляются зеленые облиственные побеги.

Зеленое растение, развивающееся из споры, у моховидных называют гаметофитом, потому что на нем в верхушечной части, в особых органах, образуются гаметы. На одном зеленом гаметофите образуются мужские гаметы (сперматозоиды), а на другом - женские гаметы (яйцеклетки).

Вопросы к классу:

- давайте вспомним, как называются растения, у которых женские и мужские гаметы формируются на разных особях? (двудомными).

- а как называются растения, у которых они формируются на одной особи? (однодомными).

Именно гаметофитная двудомная форма мхов встречается в лесах, на болотах, лугах, например, мох, сфагнум. Вопрос к классу: на что влияет длина ножки коробочки? (чем она длиньше, тем дальше рассыпаются споры).

Слайд 21

Значение мохообразных (положительное)

Слайд 22

Значение мохообразных (отрицательное)

В наше время, когда человек наконец понял все значение поддержания разнообразия окружающей нас природы, необходимо сохранять и изучать не только экзотические и редкие виды фауны и флоры, но и более обычные, часто даже не сразу заметные глазом.

Экологическая роль мохообразных часто заключается в закреплении почвы, препятствии ее эрозии. Они занимают уникальную экологическую нишу, недоступную многим сосудистым растениям. Они служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных и грибов, без которых невозможны разложение отмершей органики и круговорот веществ. Влагоемкая подстилка из мхов в сухих местообитаниях выполняет функцию «промокашки», задерживающей некоторое количество влаги, не дающей ей просочиться сквозь почву, как сквозь сито, и способствующей, таким образом, прорастанию семян других растений. Мхи способны переживать неблагоприятные условия в состоянии анабиоза и восстанавливать свои жизненные функции через месяцы и даже годы. Эту их способность можно и нужно использовать, в частности, для восстановления в местообитания, из которых они исчезли по тем или иным причинам.

IV Закрепление:

Слайд 23

Тест:

1.Кукушкин лен – это:

а) многолетнее растение;

б) двулетнее растение;

в) однолетнее растение.

Слайд 24

2.По какому из указанных признаков мхи относятся к высшим растениям?

а) есть ризоиды;

б) есть хлорофилл;

в) есть органы растения;

г) по всем указанным признакам.

Слайд 25

3.В торфе хорошо сохраняются остатки растений потому, что:

а) в торфяном пласте много кислорода;

б) в торфяном пласте нет бактерий;

в) в торфяном пласте мало кислорода;

г) в торфяном пласте много бактерий.

Слайд 26

4.Сфагнум отличается от кукушкина льна:

а) отсутствием листьев;

б) отсутствием стебля;

в) отсутствием ризоидов.

Слайд 27

5.Благодаря мертвым клеткам сфагнум:

а) фотосинтезирует;

б) проводит питательные вещества;

в) впитывает воду;

г) вегетативно размножается.

Слайд 28

6.Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина льна и сфагнума:

а) есть ризоиды;

б) есть фотосинтезирующие клетки;

в) есть спорангии;

г) образует гаметы.

Вопросы для фронтальной беседы:

1. На какие группы делятся мхи? (печёночные, листостебельные)

2. Каково строение мха кукушкин лён? (коричневые стебельки, покрыты тёмно-зелёными листиками; мужское и женское растение).

3. Почему сфагнум называют болотным мхом и каково строение клеток мха сфагнума?

4. Значение мхов в природе и жизни человека?

(сплошной ковёр – затрудняет поступление воздуха; образование торфа, который человек использует как топливо, удобрение и сырьё и т.д.)

5. Какое значение для жизни кукушкина льна имеет то, что он растёт густыми дернинками? (покрывая почву сплошным ковром, он часто вытесняет другие зелёные мхи)

6. Высушенный мох, особенно сфагнум, широко применяется в сельской местности, при строительстве домов, скотных дворов и других построек в качестве утеплителя стен и потолков. Почему мох нашёл такое применение? (гигроскопичность мха: как изолирующий материал при постройке сельского жилья; влагоемкая подстилка изо мхов выполняет организацию «промокашки»).

7. В военные годы при перевязке ран врачи использовали вместо ваты сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались? (гигроскопичность, и бактерицидность мха издревле использовались для лечения ран).

Послушаем стихотворение, посвященное мхам В.Рождественского «Мох».

Меж клюквы и морошки,

Среди лесных болот,

На кочке мох без ножки

Куда не глянь, растет.

Он снизу беловатый.

Повыше он зеленый.

Коль нужно будет ваты-

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной.

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Вопрос к классу

  1. Почему мхи называют внешними споровыми растениями? (тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются спорами, построены из различных тканей)

Биологические задачи

  • Взрослые растения мха-сфагнума не имеют ризоидов. Каким же образом они удерживаются в вертикальном положении и при помощи чего они всасывают воду?

  • У мха-сфагнума, в отличие от мха - кукушкина льна, листья имеют белесоватый цвет. С чем это связано?

  • В трудные военные годы при отсутствии ваты при перевязке ран врачи использовали сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались при этом?

  • Бывали случаи, когда в болотах находили остатки бревенчатых дорог, проложенных еще древними людьми, останки доисторических людей, средневековых рыцарей в доспехах. Как можно объяснить сохранность этих и других находок?

  • Сфагнум и кукушкин лен относятся к лиственным мхам. Однако их листья имеют существенные отличия от листьев цветковых растений. В чем они проявляются?

К какому классу относится маршанция?

К какому классу относится кукушкин лен и сфагнум?

Как называется орган, в котором формируются споры?

Тонкая зеленая нить, развивающаяся из споры?

Тонкая зеленая нить, развивающаяся из споры?

К какому отделу относится кукушкин лен и сфагнум?

Зеленое растение, развившееся из споры?

Способы размножения мхов?

Растения, тело которых состоит из органов?

Слайд 29 Биологическое лото

Моховидные

Гаметофит

Высшие

Коробочка

(или спорофит)

Печеночники

Бесполый и половой

Листостебельные мхи

Протонема

Сфагнум

Карточки, которые нужно переворачивать, закрывая ответ. С обратной стороны должно получиться слово «Молодцы».

Вопросы:

  1. К какому классу относится маршанция? (Печеночники)

  2. К какому классу относится кукушкин лен и сфагнум? (Листостебельные мхи)

  3. Как называется особый орган, в котором формируются споры? (Коробочка или спорофит)

  4. Тонкая зеленая нить, развивающаяся из споры? (Протонема)

  5. Кого иногда в народе называют белым мхом? (Сфагнум)

  6. К какому отделу относятся кукушкин лен, сфагнум? (Моховидные)

  7. Зеленое растение, развившееся из споры? (Гаметофит)

  8. Способы размножения мхов? (Бесполый и половой)

  9. Растения, тело которых состоит из органов? (Высшие)

Слайд 30

Домашнее задание

п. 40 пересказ.

Слайд 31 (Спасибо за внимание)

19

multiurok.ru

ОТДЕЛ МОХООБРАЗНЫЕ - ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ - РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ - Биология 7 класс

Раздел 2. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

 

Тема 2. ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ

 

§ 29. ОТДЕЛ МОХООБРАЗНЫЕ

 

Общая характеристика. Мохообразные - это группа высших споровых растений. их называют живыми ископаемыми, потому что много современных видов этих растений существовали на нашей планете еще во времена мамонтов и даже динозавров. Как удалось этим хрупким и небольшим рослинкам пережить все природные катаклизмы? Наверное, это потому, что мохообразные достаточно неприхотливы к условиям существования (рис. 68), имеют простое строение. Особенности внешнего строения мхов рассмотрим на примере представителя зеленого мха - кукушкиного льна (рис. 70). Его тело имеет прямостоячий неветвистый стебель, покрытый мелкими листьями. Стебель не имеет проводящей ткани, поэтому воду и питательные вещества мох впитывает из атмосферы всей поверхностью тела. В нижней части стебля образуются корнеподобные выросты - ризоїди, которыми кукушкин лен лишь прикрепляется к грунту.

За засушливых условий мохообразные могут высыхать, а затем во влажной среде восстанавливать свою жизнедеятельность. Они способны к фотосинтезу и при небольшом количестве света. Встречаются мхи, которые живут даже в темноте пещер.

Особенности размножения мохообразных. Мягкие подушки мха, которые мы видим у себя под ногами в лесу, бархатные коврики, покрывающие камни и стены домов, состоящих из отдельных растеньиц. На верхушках тонких зеленых стеблей мха формируются мужские и женские половые органы. В них образуются половые клетки, или гаметы. Поэтому зеленые фотосинтезуючі растения мха и является его половым поколением - гаметофітом. Это поколение преобладает в жизненном цикле мохообразных. Рассмотрим процесс размножения мхов на примере кукушкиного льна.

Кукушкин лен - растение двудомное, это значит, что на одном растении формируются женские половые органы (женский гаметофіт), а на другой - мужские половые органы (мужской гаметофіт) (рис. 69).

Рис. 68. Мхи: 1 - камни; 2 - в лесу

Для того, чтобы мужская гамета (сперматозоид) попала к женской гаметы (яйцеклетки) и произошел процесс оплодотворения, необходимо наличие влаги (капли дождя, росы). Из оплодотворенной яйцеклетки - зиготы - на верхушке стебля развивается неполовое поколение - спорофит. Живет спорофит на гаметофіті, прикрепляясь к нему специальной присоской - гаусторією.

Спорофит состоит из ножки и цилиндрической коробочки. Коробочка - спорангій (происходит от слова «споры» и греч. «ангійон» - «сосуд», «вместилище») - имеет особую ткань, из клеток которой образуются споры. Распространяются они ветром, водой, иногда насекомыми, птицами.

Попадая в благоприятные условия, спора прорастает в протонему, которая очень похожа на водоросль и имеет вид зеленой нити или пластинки и способна к фотосинтезу. Из отдельных клеток протонеми вырастает новый гаметофіт.

Кроме того, мхи могут размножаться вегетативно с помощью большого количества вегетативных почек, которые формируются на протонемі. Из них образуются взрослые побеги, потому мхи растут не одиночными растениями, а образуют сплошные дернинки. Также к вегетативному размножению мхов принадлежит размножения частицами дернинок, которые могут переноситься ветром, водой на большие расстояния. Иногда вегетативное размножение мхов является главным. Итак, природа позаботилась о продолжении рода этих растений достаточно досконально. Все это дало им возможность в почти неизменном виде дожить до наших дней.

Рис. 69. Жизненный цикл мхов

Распространение и разнообразие мохообразных. На земном шаре этот отдел объединяет около 35 тысяч видов растений, в том числе в Украине - около 600. Большинство мохообразных - многолетние растения, имеющие размеры от миллиметра до нескольких сантиметров. Наибольших размеров достигает водяной мох фонтіналіс - до 60 см, а также некоторые мхи-эпифиты, поселяются на поверхности деревьев. Большинство мохообразных живет в умеренном и холодном климате обоих полушарий. Растут они в лесах на почве, песке, стволах деревьев (эпифиты), на болотах, есть среди них и водные растения (рис. 68). Встречаются мохообразные даже в сухих степях и пустынях, немало их и в тропиках. Можем увидеть мхи вдоль асфальтовых дорожек, на крышах и фундаментах домов, но царством мхов считают тундру и влажные высокогорья тропиков.

Для знакомства с мохоподібними нет лучшего времени, чем осень. Именно этой дождливой поры нежная изумрудная зелень этих растений становится заметной. Итак, ознакомимся с разнообразием мохообразных.

Кукушкин лен. Вы, конечно, не раз видели в сосновых или смешанных лесах зеленые ковры мха, образованные из дернинок кукушкиного льна. Чаще всего он растет в низовьях, там, где грунтовые воды близко подходят к поверхности. Отдельные растения кукушкиного льна могут достигать высоты 40 см. Вы уже знаете, что кукушкин лен - растение двудомное. Отличить женскую особь от мужской достаточно легко. На женском растении осенью вырастает спорофит - цилиндрическая коробочка на длинной ножке. Она прикрыта колпачком с заостренной верхушкой (рис. 70). Кукушкин лен - многолетнее растение.

Сфагновые, или белые, торфяные мхи объединяют около 300 видов. Они растут на заболоченных участках леса с бедными почвами, на болотах. Сфагнум в переводе с греческого означает «губка». И действительно, эти мхи - природные губки: они способны поглощать влаги в 30-40 раз больше своего веса. Это потому, что в листьях сфагнума имеются, кроме живых хлорофілоносних клеток, мертвые водоносные, заполненные воздухом. Именно эти клетки могут удерживать влагу (рис. 71,3).

Когда растения сфагнума живы и находятся во влажной среде, то сверху они бледно-зеленые, а снизу - белые. Сфагновые мхи имеют листкостеблову строение и, в отличие от кукушкиного льна, являются однодомными, т. е. мужские и женские половые органы находятся на верхушке одного растения (рис. 71). Там же после оплодотворения образуются три небольшие шаровидные коробочки, в которых созревают споры. Цикл развития сфагнума подобен циклу развития других мохообразных.

Стебель сфагнового мха, в отличие от кукушкиного льна, разветвленный и нарастает верхушкой. Постепенно нижняя часть сфагнума отмирает. Вследствие этого водоем со временем заболачивается. Нижние отмершие части стебля превращаются в торф.

Нередко, когда добывают торф, находят хорошо сохранившиеся лодки или другие деревянные предметы, когда попали на дно болота. Это происходит потому, что растение содержит вещество сфагнол, которая губительно действует на бактерии, в частности те, что вызывают гниение. Разрастаясь густыми дернинами, сфагнуми способствуют заболачиванию почв и формированию болот.

Маршанція переменная. Кроме листкостеблових, есть большая группа мхов, что имеет таломну строение тела. К ним относится маршанція переменная. Тело этого мха имеет вид тонких темно-зеленых пластинок, прилегающих к земле. На них можно увидеть органы размножения, которые похожи на крошечные зеленоватые зонтики на тонких ножках. Они бывают мужские и женские. Это половое поколение маршанції изменчивой, которое образует гаметы. После оплодотворения образуется зигота, а из нее развивается спорофит. В нем созревают споры.

 

Рис. 70. Мох кукушкин лен: 1 - мужской гаметофіт;

2 - женский гаметофіт; 3 - спорофит (а - ножка, б - коробочка)

Маршанція переменчива, как и другие мхи, размножается спорами, а в жизненном цикле развития преобладает гаметофіт.

Мохообразные — это высокие вечнозеленые, наименьшие по размерам споровые растения. В жизненном цикле мохообразных половое поколение преобладает над нестатевим. В эволюционном процессе мхи являются отдельной тупиковой группой растений. Благодаря относительно простой конструкции и неприхотливости к условиям среды они одними из первых заселяют разнообразные экосистемы и создают условия для существования в них других растений.

schooled.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта