Биология 7 класс растения грибы бактерии. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб, для 6—7 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб, для 6—7 класс. Биология 7 класс растения грибы бактерии


Учеб, для 6—7 класс — ГДЗ-онлайн

§ 1. Биология — наука о живой природе. Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека Вы приступаете к изучению основ науки биологии. Ее название происходит от греческих слов «биос» — жизнь и «логос» — наука. Биология — наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле. Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Это — и человек, и животные, и растения, и грибы, и многие другие. В настоящее время все организмы объединяют в 4 царства; животные, растения, бактерии, грибы. На уроках биологии в 6-7 классах вы познакомитесь с растениями, бактериями, грибами и лишайниками, изучите их строение, значение в природе и жизни человека. Куда бы вы ни посмотрели, почти всюду увидите растения или предметы, сделанные из них. Разные растения характерны для лугов, лесов, степей, безводных пустынь и топких болот. Множество растений обитает в морях и океанах, озерах, прудах и реках всех стран мира. Даже Арктика и Антарктика не лишены растений; представителей растительного мира можно найти там в теплое время года. Культурные растения люди выращивают на полях, в садах, огородах, цветниках, оранжереях. Большинство растений обладает зеленой окраской И, но некоторые не имеют ее, например петров крест Н или заразиха. Велико значение зеленых растений в природе.

Растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания почти всех живых существ, и поглощают из воздуха углекислый газ. Леса, луга, болота и пустыни населяют разнообразные представители живого мира. Растения служат пищей растительноядным животным, которыми в свою очередь питаются хищники. 1 — плоды калины; 2 — плоды перца; 3 — вереск; 4 — льнянка; 5 — пион узколистный I Седмичник европейский X Петров крест Люди тоже питаются растениями и продуктами их переработки, используют растения как сырье для различных отраслей промышленности, для приготовления лекарств, как строительный материал, топливо. Из древесины делают бумагу, искусственный шелк. Человек использует разные части растений. Так, горох, фасоль, бобы выращивают для получения семян. Яблони, груши, сливы, вишни, огурцы, томаты дают сочные плоды. Морковь, репу, свеклу, петрушку выращивают ради корней. Из листьев капусты, салата, шпината, щавеля приготовляют овощные блюда. У льна и конопли испо’л1>зу10т волокна стеблей и семена. Розы, сирень, жасмин, астры, левкои разводят ради красивых цветков. Трудно перечислить, все, что получает человек от зеленых растений. Из плодов одной лишь пшеницы изготовляют хлеб, разные кондитерские изделия, макароны, крупы. J Но растения ценны не только тем, что дают пищу и сырье. Они украшают нашу жизнь, приносят радость.

Самое скромное жилище становится уютнее, если в нем стоят комнатные растения, а за окном зеленеют деревья, кустарники, травы. Много интересного из жизни растений раскроется перед теми, кто не пройдет торопливо по лесу или цветущему лугу, а внимательно приглядится к окружающему зеленому миру. Хозяйственная деятельность человека так сильно влияет на природу, что многие виды живых организмов совсем исчезли с лица Земли, а многим угрожает вымирание. Составлены специальные Красные книги, в которые внесены сведения о таких животных и растениях. Сохранить их — наша общая обязанность. Для этого необходимо знать, как эти организмы живут, в каких условиях размножаются. Эти сведения о растениях дает ботаника. Ботаника — наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова «ботанэ», что значит «зелень, трава, растение» Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом.

Знание о жизни растений позволит каждому активно участвовать в преобразовании окружающего растительного мира. В нашей стране принят Закон об охране природы Каждый ученик, где бы он ни жил, не может оставаться в стороне от охраны растений и животных. 1. Что изучает биология? 2. Какое значение имеют зеленые растения в природе? 3. Какое значение имеют растения в жизни человека? 4. Что изучает ботаника? 5. Почему нужно охранять зеленые растения? 6. Какое участие можно принять в работе по охране природы? § 2. Органы растения Рассмотрим растения, цветущие осенью, например анютины глазки, или фиалку трехцветную.

Фиалка трехцветкая часто встречается на полях и лугах. Это растение, как и большинство других, имеет органы: корни и побеги. Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и почками. На побегах могут развиваться цветки. На их месте созревают плоды с семенами. Растения, цветущие хотя бы раз в жизни, называют цветковыми. Одни и те же органы цветковых растений могут быть внешне очень разнообразны. Многочисленные коони лука и чеснока похожи на тонкие нити, а у мака и одуванчика они имеют вид длинных стержней с ответвлениями.

Вскрывшийся плод (коробочка) Семена Фиалка трехцветная Цветок Лист Стебель Корни Стебли пшеницы и кукурузы растут прямо вверх. Стебли тыквы стелются по земле. У подорожника будто бы совсем нет стебля — такой он короткий. Листья, растущие на нем, словно лежат на почве. Стебли деревьев — стволы — высокие и прочные. Интересны стебли некоторых кактусов. Они похожи на зеленые мясистые цилиндры или шары с колючками вместо листьев. В таких стеблях растения хранят запасы воды. 5 Одиночный цветок макс 6 Соцветия черемухи Неодинаковы по строению и цветки разных растений. Цветок — это видоизмененный побег, на месте которого созревает плод с семенами или с одним семенем. Цветковые растения размножаются семенами.

Сравнивая цветки разных растений, можно обнаить сходство в их строении. Рассмотрим строение цветка. Цветок развивается на цветоножке, расширяющейся в цветоложе-, на нем формируются все остальные части цветка. В цветке привлекает внимание ярко окрашенный венчик, состоящий из лепестков. Ниже венчика находится чашечка из зеленых листочков — чашелистиков. Венчик и чашечка — это околоцветник, который защищает внутренние части цветка от повреждений и может привлекать насекомых-опылителей. Главные части цветка — пестик и тычинки.

Тычинка состоит из тонкой тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца. В пестике различают широкую нижнюю часть — завязь, узкий столбик и рыльце. Из завязи развивается плод. У некоторых растений в образовании плода принимают участие также другие части цветка, например цветоложе. Только у немногих растений Цветки располагаются поодиночке l■i. У астр, георгинов, гладиолусов и у большинства других растений цветки собраны в группы — соцветия Я. I. Какие растения называют цветковыми? 2. Какие органы имеют цветковые * растения? 3. Какое строение имеет цветок? 4. Из чего развивается плод? Познакомьтесь с растениями, которые используют в озеленении вашего микрорайона, поселка, села. Какие из них наиболее декоративны? § 3. Плоды и семена Летом и осенью на растениях созревают разные по форме и окраске плоды. Плоды образуются из завязей.

Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи, ставшей плодом, носят название околоплодника. Внутри плода находятся семена. По количеству семян плоды разделяют на односемянные и много- семянные. Различают сочные и сухие плодьк Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть Ц. Ягода — сочный плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей. Внутри плода находятся мелкие семена Й1 Плоды смородины, клюквы, черники, томатов, винограда — ягоды. Костянка — сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и твердым внутренним слоем околоплодника — косточкой, внутри которой находится одно семя . Плоды костянки имеют вишня, слива, абрикос, черемуха. Встречаются и другие виды сочных плодов. Созревшие сухие плоды сочной мякоти не имеют Н • Семянка — сухой плод, околоплодник которого прилегает к единственному семени, но не срастается с ним Н ■ Такие плоды образуются у подсолнечника.

Зерновка — сухой плод, у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени, как у пшеницы и кукурузы Н • Боб — сухой плод, который вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена. Такой плод созревает у фасоли, гороха, бобов, акации. Ягоды 7 I Сочные плоды Костянки Строение семени (схема] Стручок, как и боб, имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода. Стручки характерны для сурепки, капусты, редиса, репы, брюквы, редьки, левкоя | 8 Коробочки развиваются у льна, хлопчатника, мака, фиалки, табака, тюльпана. Многочисленные семена этих растений высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенке коробочки ‘8 . Семена растений различают по форме и размерам. Например, у орхидей семена округлые и мелкие, как пыль. Очень мелкие семена у таких хорошо вам известных растений, как мак, петуния, астра, и многих других. У фасоли, дуба, лещины семена сравнительно крупные.

Но самыми крупными считаются семена сейшельской пальмы. Они достигают в длину почти 50 см и имеют массу более 10 кг. Семя состоит из кожуры (оболочки), зародыша и содержит запас питательных веществ. В зародыше различают зародышевые корешок, стебелек, почечку с листочками 0 . Растения, и. ме — ющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными. К однодольным растениям относят пшеницу, кукурузу, лук и другие растения. У фасоли, гороха, яблони и других зародыши семян имеют две семядоли. Эти растения называют двудольными. Запас питательных веществ может находиться в семядолях или в особой запасающей ткани — эндосперме. Из зародыша семени развивается новое растение Семя — это зачаток будущего растения.

I. По каким признакам плоды разделяют на сухие к сочные? 2. Какие сочные плоды вам известны? У каких растений плоды сочные? 3. Чем отличается ягода от костянки? 4. Какие сухие плоды вы знаете? 5. Чем отличается боб от стручка? У каких растений развиваются такие плоды? 6. К какому виду плодов мо/лно отнести орехи, желуди и почему? 7. Какова роль семян в жизни растений?

8. Где в семени находится запас питательных веществ? Читая § 3, заполните схему; § 4. Распространение плодов и семян Плоды и семена нередко могут оказаться далеко от растений, на которых они созрели. Это объясняется тем, что плоды и семена одних растений имеют приспособления для распространения ветром, других — животными, человеком, водой, а семена некоторых растений, например желтой акации и бешеного огурца, разбрасывают сами созревшие плоды 1_1С] . Семена тополя, покрытые белыми пушистыми волосками, распространяются ветром на большие расстояния. Ветром разносятся и плоды одуванчика, имеющие парашютики. Плод клена распадается на две части, каждая из которых имеет крыловидный вырост. Опадая, половинки плодов быстро вертятся в воздухе, что замедляет их падение на землю; ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают; ветер обламывает их у корня, перекатывает по земле с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили название «перекати-поле». Водой распрос’раняются плоды и семена не только водных, но и некоторых наземных растений.

Ольха часто растет по берегам рек, ее плоды, попадая в воду, не тонут. Течение уносит их далеко Мак Бешеный огурец Клен 10 Приспособления к распространению плодов и семян Одуванчик От материнских растений. Плоды кокосовой пальмы могут переноситься морскими течениями с одного острова на другой. Семена или плоды многих растений иногда невольно распространяют животные и люди. По канавам, около прудов и рек растет сорняк череда. Ее плоды — семянки с шипами, покрытые загнутыми зубчиками. Пробежит собака по зарослям череды, пройдет какое-либо другое животное или человек — маленькие шиповатые плоды плотно прицепляются к шерсти или одежде, да так, что щеткой не отчистишь, приходится выбирать их руками. Семена растений с сочными плодами — рябины, бузины, брусники, черники, черемухи, ландыша — распространяют животные, в основном птицы. Они поедают эти плоды и, перемещаясь с места на место, вместе с пометом выбрасывают неповрежденные семена съеденных плодов. Плоды и семена некоторых растений прилипают или прицепляются к мешкам или тюкам с грузом и попадают в вагоны, в трюмы кораблей, в автомобили и самолеты. При разгрузке семена попадают на землю, прорастают, и выросшие из них растения часто находят на новых территориях хорошие условия ДЛЯ жизни. Так, из Европы в Америку в свое время был завезен подорожник — обычное растение тропинок и дорог. Коренные жители Америки — индейцы — называют подорожник «следом белого человека».

Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Например, летом в жаркий, солнечный день около кустов желтой акации можно услышать легкое потрескивание — это растрескиваются и разбрасывают семена созревшие бобы. Разбрасывают свои семена также плоды гороха и фасоли. Поэтому плоды этих растений собирают до их полного высыхания, иначе они выбросят семена и урожай погибнет. В Крыму и на Кавказе на сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или к человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами. 1. Какие приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром? 2. Какие приспособления имеют плоды или семена, распространяемые человеком и животными? 3. Какие растения разбрасывают свои семена?

www.planshetnik.com

Учеб, для 6—7 класс — ГДЗ-онлайн

Общее знакомство с цветковыми растениями § 1. Биология — наука о живой природе. Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека Вы приступаете к изучению основ науки биологии. Ее название происходит от греческих слов «биос» — жизнь и «логос» — наука. Биология — наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле. Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Это — и человек, и животные, и растения, и грибы, и многие другие. В настоящее время все организмы объединяют в 4 царства; животные, растения, бактерии, грибы. На уроках биологии в 6-7 классах вы познакомитесь с растениями, бактериями, грибами и лишайниками, изучите их строение, значение в природе и жизни человека. Куда бы вы ни посмотрели, почти всюду увидите растения или предметы, сделанные из них. Разные растения характерны для лугов, лесов, степей, безводных пустынь и топких болот. Множество растений обитает в морях и океанах, озерах, прудах и реках всех стран мира. Даже Арктика и Антарктика не лишены растений; представителей растительного мира можно найти там в теплое время года. Культурные растения люди выращивают на полях, в садах, огородах, цветниках, оранжереях. Большинство растений обладает зеленой окраской И, но некоторые не имеют ее, например петров крест Н или заразиха. Велико значение зеленых растений в природе.

Растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания почти всех живых существ, и поглощают из воздуха углекислый газ. Леса, луга, болота и пустыни населяют разнообразные представители живого мира. Растения служат пищей растительноядным животным, которыми в свою очередь питаются хищники. 1 — плоды калины; 2 — плоды перца; 3 — вереск; 4 — льнянка; 5 — пион узколистный I Седмичник европейский X Петров крест Люди тоже питаются растениями и продуктами их переработки, используют растения как сырье для различных отраслей промышленности, для приготовления лекарств, как строительный материал, топливо. Из древесины делают бумагу, искусственный шелк. Человек использует разные части растений. Так, горох, фасоль, бобы выращивают для получения семян. Яблони, груши, сливы, вишни, огурцы, томаты дают сочные плоды. Морковь, репу, свеклу, петрушку выращивают ради корней. Из листьев капусты, салата, шпината, щавеля приготовляют овощные блюда. У льна и конопли испо’л1>зу10т волокна стеблей и семена. Розы, сирень, жасмин, астры, левкои разводят ради красивых цветков.

Трудно перечислить, все, что получает человек от зеленых растений. Из плодов одной лишь пшеницы изготовляют хлеб, разные кондитерские изделия, макароны, крупы. J Но растения ценны не только тем, что дают пищу и сырье. Они украшают нашу жизнь, приносят радость. Самое скромное жилище становится уютнее, если в нем стоят комнатные растения, а за окном зеленеют деревья, кустарники, травы. Много интересного из жизни растений раскроется перед теми, кто не пройдет торопливо по лесу или цветущему лугу, а внимательно приглядится к окружающему зеленому миру. Хозяйственная деятельность человека так сильно влияет на природу, что многие виды живых организмов совсем исчезли с лица Земли, а многим угрожает вымирание. Составлены специальные Красные книги, в которые внесены сведения о таких животных и растениях. Сохранить их — наша общая обязанность. Для этого необходимо знать, как эти организмы живут, в каких условиях размножаются.

Эти сведения о растениях дает ботаника. Ботаника — наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова «ботанэ», что значит «зелень, трава, растение» Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом. Знание о жизни растений позволит каждому активно участвовать в преобразовании окружающего растительного мира. В нашей стране принят Закон об охране природы Каждый ученик, где бы он ни жил, не может оставаться в стороне от охраны растений и животных. 1. Что изучает биология? 2. Какое значение имеют зеленые растения в природе?

3. Какое значение имеют растения в жизни человека? 4. Что изучает ботаника? 5. Почему нужно охранять зеленые растения? 6. Какое участие можно принять в работе по охране природы? § 2. Органы растения Рассмотрим растения, цветущие осенью, например анютины глазки, или фиалку трехцветную. Фиалка трехцветкая часто встречается на полях и лугах. Это растение, как и большинство других, имеет органы: корни и побеги. Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и почками.

На побегах могут развиваться цветки. На их месте созревают плоды с семенами. Растения, цветущие хотя бы раз в жизни, называют цветковыми. Одни и те же органы цветковых растений могут быть внешне очень разнообразны. Многочисленные коони лука и чеснока похожи на тонкие нити, а у мака и одуванчика они имеют вид длинных стержней с ответвлениями. Вскрывшийся плод (коробочка) Семена Фиалка трехцветная Цветок Лист Стебель Корни Стебли пшеницы и кукурузы растут прямо вверх. Стебли тыквы стелются по земле. У подорожника будто бы совсем нет стебля — такой он короткий.

Листья, растущие на нем, словно лежат на почве. Стебли деревьев — стволы — высокие и прочные. Интересны стебли некоторых кактусов. Они похожи на зеленые мясистые цилиндры или шары с колючками вместо листьев. В таких стеблях растения хранят запасы воды. 5 Одиночный цветок макс 6 Соцветия черемухи Неодинаковы по строению и цветки разных растений. Цветок — это видоизмененный побег, на месте которого созревает плод с семенами или с одним семенем. Цветковые растения размножаются семенами.

Сравнивая цветки разных растений, можно обнаить сходство в их строении. Рассмотрим строение цветка. Цветок развивается на цветоножке, расширяющейся в цветоложе-, на нем формируются все остальные части цветка. В цветке привлекает внимание ярко окрашенный венчик, состоящий из лепестков. Ниже венчика находится чашечка из зеленых листочков — чашелистиков. Венчик и чашечка — это околоцветник, который защищает внутренние части цветка от повреждений и может привлекать насекомых-опылителей.

Главные части цветка — пестик и тычинки. Тычинка состоит из тонкой тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца. В пестике различают широкую нижнюю часть — завязь, узкий столбик и рыльце. Из завязи развивается плод. У некоторых растений в образовании плода принимают участие также другие части цветка, например цветоложе. Только у немногих растений Цветки располагаются поодиночке l■i. У астр, георгинов, гладиолусов и у большинства других растений цветки собраны в группы — соцветия Я. I. Какие растения называют цветковыми? 2. Какие органы имеют цветковые * растения? 3. Какое строение имеет цветок? 4. Из чего развивается плод? Познакомьтесь с растениями, которые используют в озеленении вашего микрорайона, поселка, села. Какие из них наиболее декоративны?

§ 3. Плоды и семена Летом и осенью на растениях созревают разные по форме и окраске плоды. Плоды образуются из завязей. Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи, ставшей плодом, носят название околоплодника. Внутри плода находятся семена. По количеству семян плоды разделяют на односемянные и много- семянные. Различают сочные и сухие плодьк Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть Ц. Ягода — сочный плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей. Внутри плода находятся мелкие семена Й1 Плоды смородины, клюквы, черники, томатов, винограда — ягоды. Костянка — сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и твердым внутренним слоем околоплодника — косточкой, внутри которой находится одно семя . Плоды костянки имеют вишня, слива, абрикос, черемуха. Встречаются и другие виды сочных плодов.

Созревшие сухие плоды сочной мякоти не имеют Н • Семянка — сухой плод, околоплодник которого прилегает к единственному семени, но не срастается с ним Н ■ Такие плоды образуются у подсолнечника. Зерновка — сухой плод, у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени, как у пшеницы и кукурузы Н • Боб — сухой плод, который вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена. Такой плод созревает у фасоли, гороха, бобов, акации. Ягоды 7 I Сочные плоды Костянки Строение семени (схема] Стручок, как и боб, имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода. Стручки характерны для сурепки, капусты, редиса, репы, брюквы, редьки, левкоя | 8 Коробочки развиваются у льна, хлопчатника, мака, фиалки, табака, тюльпана. Многочисленные семена этих растений высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенке коробочки ‘8 . Семена растений различают по форме и размерам. Например, у орхидей семена округлые и мелкие, как пыль. Очень мелкие семена у таких хорошо вам известных растений, как мак, петуния, астра, и многих других.

У фасоли, дуба, лещины семена сравнительно крупные. Но самыми крупными считаются семена сейшельской пальмы. Они достигают в длину почти 50 см и имеют массу более 10 кг. Семя состоит из кожуры (оболочки), зародыша и содержит запас питательных веществ. В зародыше различают зародышевые корешок, стебелек, почечку с листочками 0 . Растения, и. ме — ющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными. К однодольным растениям относят пшеницу, кукурузу, лук и другие растения. У фасоли, гороха, яблони и других зародыши семян имеют две семядоли. Эти растения называют двудольными. Запас питательных веществ может находиться в семядолях или в особой запасающей ткани — эндосперме.

Из зародыша семени развивается новое растение Семя — это зачаток будущего растения. I. По каким признакам плоды разделяют на сухие к сочные? 2. Какие сочные плоды вам известны? У каких растений плоды сочные? 3. Чем отличается ягода от костянки? 4. Какие сухие плоды вы знаете? 5. Чем отличается боб от стручка?

У каких растений развиваются такие плоды? 6. К какому виду плодов мо/лно отнести орехи, желуди и почему? 7. Какова роль семян в жизни растений? 8. Где в семени находится запас питательных веществ? Читая § 3, заполните схему; § 4. Распространение плодов и семян Плоды и семена нередко могут оказаться далеко от растений, на которых они созрели. Это объясняется тем, что плоды и семена одних растений имеют приспособления для распространения ветром, других — животными, человеком, водой, а семена некоторых растений, например желтой акации и бешеного огурца, разбрасывают сами созревшие плоды 1_1С] . Семена тополя, покрытые белыми пушистыми волосками, распространяются ветром на большие расстояния. Ветром разносятся и плоды одуванчика, имеющие парашютики.

Плод клена распадается на две части, каждая из которых имеет крыловидный вырост. Опадая, половинки плодов быстро вертятся в воздухе, что замедляет их падение на землю; ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают; ветер обламывает их у корня, перекатывает по земле с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили название «перекати-поле». Водой распрос’раняются плоды и семена не только водных, но и некоторых наземных растений. Ольха часто растет по берегам рек, ее плоды, попадая в воду, не тонут. Течение уносит их далеко Мак Бешеный огурец Клен 10 Приспособления к распространению плодов и семян Одуванчик От материнских растений. Плоды кокосовой пальмы могут переноситься морскими течениями с одного острова на другой. Семена или плоды многих растений иногда невольно распространяют животные и люди. По канавам, около прудов и рек растет сорняк череда. Ее плоды — семянки с шипами, покрытые загнутыми зубчиками.

Пробежит собака по зарослям череды, пройдет какое-либо другое животное или человек — маленькие шиповатые плоды плотно прицепляются к шерсти или одежде, да так, что щеткой не отчистишь, приходится выбирать их руками. Семена растений с сочными плодами — рябины, бузины, брусники, черники, черемухи, ландыша — распространяют животные, в основном птицы. Они поедают эти плоды и, перемещаясь с места на место, вместе с пометом выбрасывают неповрежденные семена съеденных плодов. Плоды и семена некоторых растений прилипают или прицепляются к мешкам или тюкам с грузом и попадают в вагоны, в трюмы кораблей, в автомобили и самолеты. При разгрузке семена попадают на землю, прорастают, и выросшие из них растения часто находят на новых территориях хорошие условия ДЛЯ жизни. Так, из Европы в Америку в свое время был завезен подорожник — обычное растение тропинок и дорог. Коренные жители Америки — индейцы — называют подорожник «следом белого человека». Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Например, летом в жаркий, солнечный день около кустов желтой акации можно услышать легкое потрескивание — это растрескиваются и разбрасывают семена созревшие бобы. Разбрасывают свои семена также плоды гороха и фасоли. Поэтому плоды этих растений собирают до их полного высыхания, иначе они выбросят семена и урожай погибнет.

В Крыму и на Кавказе на сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или к человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами. 1. Какие приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром? 2. Какие приспособления имеют плоды или семена, распространяемые человеком и животными? 3. Какие растения разбрасывают свои семена? 4. Каково значение распространения плодов и семян? ► 1. Соберите семена деревьев и кустарников.

Осенью часть их посейте на Школьном участке, а остальные сдайте в ближайший лесной питомник или лесничество. 2. Понаблюдайте, как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома. § 5. Разнообразие растений Растения отличаются друг от друга окраской и формой стеблей, листьев, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими особенностями. Но как бы ни различались цветковые растения, каждое из них можно отнести к одной из трех групп: деревьям, кустарникам и травам. Деревья — это обычно крупные растения с многолетними де- ревенистыми стеблями. Каждое дерево имеет ствол, ветви деревьев образуют их кроны ,11_ Ствол 11 Дерево и кустарник [ 12 ] Травянистые растения Все вы знаете березу, осину, липу, дуб, клен, ясень. Среди деревьев есть настоящие великаны, например эвкалипты, достигающие в высоту более 100 м. Кустарники отличаются от деревьев тем, что ствол у них начинает ветвиться почти у самой поверхности почвы и его трудно распознать среди ветвей. Поэтому кустарники имеют нс один ствол, как деревья, а несколько стволиков, отходящих от общего основания 1[ . Широко распространены кустарники: орешник- Лещина, сирень, жимолость, бузина, крушина, бересклет.

Травы, или травянистые растения, имеют, как правило, зеленые сочные стебли; они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Но банан, например, 12 достигает в высоту 7 м, а некоторые борщевики бывают выше роста человека. Существуют крошечные травянистые растения. На поверхности водоемов живет ряска; размер каждого растения — несколько миллиметров. Из дикорастущих травянистых растений известны фиалки, колокольчики, ромашки, васильки, крапива, лопух, одуванчик, а из культурных — пшеница, рожь, подсолнечник, сахарная свекла, лен, хлопчатник. Однолетние ГГАТ) гггггГ! [ 13 I Растения разной продолжительности Жизни Деревья и кустарники — многолетние растения.

Например, некоторые дубы живут больше тысячи лет. Среди трав встречаются как многолетние, так и однолетние и двулетние 13 . Из мно Голетних трав хорошо известны ландыш, одуванчик, мать-и-ма- чеха, крапива. Надземные части большинства таких травянистых растений отмирают осенью. Весной они развиваются заново, так как в почве под снегом у этих растений сохраняются корни и другие подземные <фганы с почками. Однолетние растения, такие, как фиалки, лебеда, левкой, редис, просо, гречиха, овес, рожь, пшеница, весной развиваются из семян, зацветают, образуют плоды с семенами и после этого отмирают. Двулетние растения живут почти два года. У свеклы, редьки, капусты в первый год развиваются обычно только корни, стебли и листья. На второй год эти растения развивают новые побеги, цветут и дают плоды с семенами, а к осени отмирают ДЗ" Из дикорастущих растений к двулетним относится, лопух большой. Он Ц’ироко распространен по пустыря. м, вдоль дорог и полей. М Осенняя окраска листьев I. В чем различие между деревьями, кустарниками и травами?

www.planshetnik.com

Биология - 7 класс вирусы бактерии грибы растения

Программа по биологии - 5 - Химический лицей

«Ботаника – 7 класс.» г. Тулы.

БИОЛОГИЯ - 7 КЛАСС: ВИРУСЫ, БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, РАСТЕНИЯ.

(136 часов - 4 часа в неделю.)

  1. ВВЕДЕНИЕ: ОСНОВЫ ЭВОЛЮЦИОННОГО УЧЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. ВИРУСЫ. - 24 часа.

Единство химического состава всех живых организмов. Макромолекулы, их свойства и значение. Белки, нуклеиновые кислоты, липиды. Ферменты. Роль нуклеиновых кислот в жизни организмов. Гены и хромосомы. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотип и фенотип.

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Факторы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Движущие силы и результаты эволюции. Микро- и макроэволюция, их закономерности. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение и развитие жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

Система органического мира. Карл Линней и его вклад в биологию. Искусственная и естественная классификации. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Вид - основная единица классификации. Вид и его критерии. Популяция - форма существования вида и единица эволюции. Экология популяций: структура и динамика численности.

Вирусы – неклеточные формы. Особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Размножение вирусов. Роль в природе и жизни человека. Профилактика СПИДа. Другие вирусные заболевания человека: инфекционный паротит, полиомиелит, оспа, грипп, бешенство, герпес.

Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.

  1. ЦАРСТВА БАКТЕРИЙ И АРХЕБАКТЕРИЙ - 12 часов.

История открытия бактерий. Общая характеристика бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, их роль в природе. Классификация по форме клеток. Строение прокариотической клетки и ее отличия от эукариотической. Строение бактериальной клетки под световым и электронным микроскопом. Бактерии - возбудитель заболеваний растений, животных, человека (источники заражения, характер поражения, способы профилактики): дизентерия, чума, холера, дифтерия, туберкулез. Основные методы микробиологии. Использование бактерий в биотехнологии. Бактерии гниения и борьба с ними. Положительная роль бактерий в природе и жизни человека: почвенные бактерии редуценты и азотфиксаторы, симбионты животных и человека. Аэробные и анаэробные бактерии.

Оксифотобактерии. Цианобактерии (сине-зеленые водоросли) и их роль в природе. Хлороксибактерии (прохлорон) и их роль в эволюции. Архебактерии - новый, уникальный по своим свойствам домен в живой природе. Симбиотическая теория происхождения эукариотической клетки.

Значение работ Р. Коха и Л. Пастера, С.Виноградского,А. Флемминга.Антибиотики и борьба с болезнетворными микроорганизмами.

  1. ЦАРСТВО ГРИБОВ - 20 часов.

Общие признаки грибов. Черты сходства грибов с растениями и животными. Особенности, характерные только для царства грибов.

Миксомицеты (слизевики): особенности строения, жизнедеятельности и размножения. Происхождение и систематическое положение слизевиков. Возбудители килы капусты и парши картофеля.

Классификация грибов:

ПОДЦАРСТВО ГРИБООБРАЗНЫЕ

Отдел Хитридиомицеты - особенности строения, размножения и жизнедеятельности.

Отдел Оомицеты. Поражения сапролегниевыми грибами, корневая гниль, фитофтороз, мильдью винограда, пероноспора. Методы борьбы с оомицетами.

ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ ГРИБЫ

Отдел Зигомицеты. Строение и размножение мукора и ризопуса. Поражение насекомых грибами зигомицетами. Развитие гриба пилобуса.

Отдел Аскомицеты - особенности строения и размножения. Дрожжевые грибы. Курчавость листьев, “дутые плоды”, “ведьмины метлы” и причины их возникновения. Микозы пчел. Заболевания человека, вызываемые грибами: дерматомикоз, гистоплазмоз. Мучнистая роса и ее вред. Спорыньевые грибы - цикл развития, особенности отравления спорыньей, медицинское использование. Белая гниль сельскохозяйственных культур (род склеротиния). Пецициевые грибы: сморчки, строчки и другие. Трюфелевые грибы - практическое значение, разведение. Пеницилл и аспергилл. История открытия антибиотиков.

Отдел Базидиомицеты (гименомицеты, гастеромицеты, телиомицеты). Трутовые грибы и их роль в природе. Агариковые и болетовые грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Малоизвестные съедобные грибы. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Головневые и ржавчинные грибы.

Отдел Несовершенные грибы (дейтеромицеты) и их роль в природе и жизни человека. Черная гниль сельскохозяйственных растений и другие заболевания. Особенности систематики данной группы.

Основные экологические группы грибов: почвенные грибы, копрофилы, ксилофиты, водные грибы, паразиты растений и животных, хищные грибы, сапрофиты, повреждающие промышленные материалы. Микориза и микоризообразователи. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.

Отдел Лишайники: строение, размножение и роль в природе. Лишайники - комплексные симбиотические организмы. Происхождение грибов и лишайников.

Лабораторные работы:

1. Внешнее строение и слизевиков.

2. Строение гименофора трутовика.

  1. Изучение различных плесеней под микроскопом.

  2. Внешнее строение лишайников и их многообразие.

  1. ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ: НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ - 12 часов.

Многообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные.

Общие признаки царства растений. Фотосинтез и дыхание у растений.

Общие признаки низших растений. Водоросли и их характерные особенности.

ПОДЦАРСТВО БАГРЯНКИ

Особенности внешнего и внутреннего строения, происхождения и распространения красных водорослей.Основные представители и их использование.

ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ ВОДОРОСЛИ

Краткая характеристика (особенности строения, набор пигментов, размножение, важнейшие представители и их экологическая роль) основных отделов водорослей: Пиррофитовые, Золотистые, Диатомовые, Желто-зеленые, Бурые, Эвгленовые, Зеленые, Харовые.

Циклы развития зеленых, бурых и красных водорослей. Чередование поколений.

Экологические группы водорослей: планктонные, бентосные, наземные, почвенные, водоросли горячих источников, снега и льда, соленых водоемов, сверлящие и туфообразующие водоросли. Симбиоз водорослей с другими организмами (эпифиты и эмдосимбионты).

Лабораторные работы:

  1. Строение бурых, зеленых и диатомовых водорослей под микроскопом.

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ: ПОДЦАРСТВО ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ И ВЫМЕРШИЕ ОТДЕЛЫ.

ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ.

  1. ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ - 8 часов.

Общие признаки высших растений. Риниофиты – самые первые представители высших растений.

Моховидные как особая линия эволюции высших растений. Размножение и развитие моховидных. Чередование поколений.

Класс Печеночники.Строение и размножение маршанции.

Класс Листостебельные мхи - особенности строения и размножения. Зеленые мхи на примере кукушкиного льна, другие представители рода политрихум. Сфагновые или белые мхи и их экологическая роль.

Лабораторные работы:

1. Внутреннее и внешнее строение зеленого и сфагнового мхов.

  1. ОТДЕЛЫ ПЛАУНОВИДНЫЕ, ХВОЩЕВИДНЫЕ И ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ - 8 часов.

Спорофитная линия эволюции. Высшие споровые и их особенности.

Отдел плауновидные: плауновые и полушниковые. Строение и размножение плаунов на примере плауна годичного. Особенности размножения и строения селагинеллы. Полушник.

Отдел псилотовидные.

Отдел хвощевидные. Особенности строения и размножения хвощей. Основные представители хвощей Тульской области: хвощ полевой, луговой, лесной, зимующий.

Отдел папоротниковидные. Строение и размножение папоротника на примере щитовника мужского. Многообразие папоротников Тульской области. Водные папоротники: марсилия и сальвиния. Разноспоровые и равноспоровые. Вымершие папоротникообразные.

Лабораторные работы:

  1. Строение спорангиев папоротника

  2. Определение папоротникообразных по гербарию.

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ: ПОДЦАРСТВО ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ.

СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

  1. ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ - 8 часов.

Возникновение семенных растений в процессе эволюции. Цикл развития голосеменного растения на примере сосны обыкновенной. Многообразие голосеменных: классы Семенные папоротники, Саговниковые, Беннеттитовые, Гнетовые (эфедра, вельвичия, гнетум), Гинкговые, Хвойные (кордаиты, араукарии, сосны, ели, пихты, тсуги, ложнотсуги, лиственницы, кедр, кипарис, туя, тисс, секвойя, секвойядендрон, можжевельник).

Практическое значение важнейших представителей голосеменных для человека.

Лабораторные работы:

1. Строение шишек голосеменных.

  1. ОТДЕЛ ЦВЕТКОВЫЕ ИЛИ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ - 30 часов.

Общая характеристика отдела. Строение генеративных органов цветкового растения. Цикл развития цветкового растения. Двойное оплодотворение. Классификация цветковых. Деление цветковых на два класса и основные отличительные признаки двудольных и однодольных.

Класс Двудольные - 22 часа.

Подкласс Магнолиевые - наиболее примитивные двудольные. Представители: магнолии, лавр, коричник, авокадо, черный перец, мускатный орех, копытень, раффлезия, непентес, кувшинки, кубышки, роголистник, лотос, китайский лимонник.

Подкласс Лютиковидные. Важнейшие дикорастущие и культурные представители семейства лютиковых Тульской области. Барбарис, пионы, клематисы, маковые. Ядовитые растения подкласса. Хищное растение саррацения.

Подкласс Гвоздичные. Представители семейства гвоздичных Тульской области. Семейства маревые, гречишные, кактусовые.

Подкласс Гамамелисовые: платан, самшит, буковые (бук, дуб, каштан съедобный), березовые (береза, ольха, лещина), ореховые (грецкий орех) и другие представители: фикусы, инжир, хлебное дерево, ильм, шелковица, анчар, конопля, хмель, крапива,.

Подкласс Диллениевые: чай, камелии, зверобой, актинидия (киви), первоцветные, фиалковые, тыквенные, крестоцветные, ивовые, вересковые, рододендроны, липовые, шоколадное дерево, кола, баобаб, мальвовые (шток-роза, хлопчатник, гибискус).

Подкласс Розовидных: камнеломковые (толстянки, крыжовник, смородина, камнеломка), росянковые, розоцветные ( спиреи, яблоневые, сливовые), миртовые (гранат, эвкалипты, фейхоа, кипрейные), бобовые, кленовые, конский каштан, рутовые (неопалимая купина, цитрусовые ), гераниевые (герани, бальзамин, настурции, лен), зонтичные.

Подкласс Астериды (губоцветные и сложноцветные): мареновые (хинное и кофейное дерево), ясень, маслина, жасмин, сирень, жимолость, валериана, вьюнки, батат. Губоцветные, норичниковые, пасленовые и сложноцветные Тульской области.

Класс Однодольные - 8 часов.

Подкласс Частуховидных: сусак, водокрас, рдест, стрелолист, частуха, элодея, ситник.

Подкласс Лилиевидных: лилейные (дикорастущие и культурные представители), нарциссы, амариллисы, юкка, агава, алоэ, спаржевые (спаржа, ландыш, иглица), ирисы, крокусы. Порядок орхидные и бромелиевые (ананас). Осоки, злаки, бамбук, папирус. Имбирные - имбирь, кардамон, канны, бананы. Значение представителей подкласса для развития цивилизации.

Подкласс Пальмовидных: финики, сахарная пальма, саговая пальма, кокосы. Рогозовые, ароидные (каллы, монстера), рясковые, рогозовые.

Филогенетические связи между различными группами растений.

Лабораторные работы:

  1. Типичные представители семейств крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых, сложноцветных, лилейных, злаковых: формулы цветка, многообразие.

  2. Определение растений по определительным карточкам и определителю.

  1. КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ - 6 часа.

Происхождение культурных растений и их важнейшие представители. Приемы выращивания и размножения растений, ухода за ними.

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ - 8 часов.

Желательны экскурсии во внеурочное время в сентябре и мае. В июне необходима пятидневная полевая практика.

Максимова Татьяна Владимировна

textarchive.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта