Безостое красноколосое растение пшеницы скрещивается с остистым белоколосым. Итоговая экзаменационная работа по биологии по курсу "Биология. Общая биология. Профильный уровень" УМК Н.И. Сонина (10 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Нароод, кто шарит в Генетике, помогите заочнику=) нужно сделать небольшую поправку в задаче. Она уже решена. Безостое красноколосое растение пшеницы скрещивается с остистым белоколосым


Нароод, кто шарит в Генетике, помогите заочнику=) нужно сделать небольшую поправку в задаче. Она уже решена.

Все никак не могу защитить контрольную.

2.Скрещивая сорт пшеницы безостый красноколосый с остистым белоколосым получили растения F1, оказавшиеся безостыми красноколосыми. Что ожидается по фенотипу и генотипу в возвратных скрещиваниях, если наследование признаков независимое? Решение

Возвратное скрещивание — (беккросс), скрещивание гибрида (животных или растений) первого поколения с одной из родительских форм для выявления генотипа.

У пшеницы безостость колоса доминирует над остистостью, а красная окраска колоса доминирует над белой окраской 1)Введем обозначения: Доминантный признак «безостость» - А Рецессивный признак «остистость» - а Доминантный признак «красная окраска колоса» - В Рецессивный признак «белая окраска колоса» - b

2)Запишем возможные генотипы родителей Пшеница безостая красноколосая. Возможные генотипы:ААВВ АаВВ ААВb AaBb

Пшеница остистая белоколосая. Возможные генотипы:ааbb 3)В результате скрещивания получили растения F1, оказавшиеся безостыми красноколосыми. Их генотип: АаВb. Такой результат может быть только в том случае, если генотип первого родителя ААВВ. Во всех других случаях, часть растений потомков должны были иметь рецессивные признаки. 4)Составим схемы возвратного скрещивания. Первый случай – растение потомок скрещивается с родителем, имеющим генотип «ААВВ» Р: ♀ААВВ  АаВb ♂

G:

Для определения генотипа потомков составим решетку Пеннета ♂/♀АВ АВAABB АbAABb aBAaBB abAaBb

F1: 1 – ААВВ; 1 – ААВb; 1 – AаBB, 1 - AaBb По фенотипу все потомки относятся к пшенице безостой красноколосой.

Второй случай – растение потомок скрещивается с родителем, имеющим генотип «ааbb» Р: ♀aabb  АаВb ♂

G:

Для определения генотипа потомков составим решетку Пеннета ♂/♀ab АВAaBb АbAabb aBaaBb abaabb

F1: 1 – AaBb; 1 – Aabb; 1 – aaBb, 1 - aabb Потомки с генотипом «AaBb» относятся к пшенице безостой красноколосой, с генотипом «Aabb» относятся к безостой белоколосой, с генотипом «aaBb» - к остистой красноколосой, с генотипом «aabb» - к остистой белоколосой.

тут не хватает изображений, но не суть, нужно дописать генотип для первого и второго случая

otvet.mail.ru

Решение Обозначим ген доминантного признака, а именно восприимчивости к гессенской мухе, буквой «А»

  1. У пшеницы устойчивость к гессенской мухе – рецессивный признак, восприимчивость к ней – доминантный признак. Какие результаты по фенотипу и генотипу можно ожидать от самоопыления восприимчивых и устойчивых к гессенской мухе растений?
Решение
  1. Обозначим ген доминантного признака, а именно восприимчивости к гессенской мухе, буквой «А».
Рецессивный ген (устойчивость к гессенской мухе) буквой «а».
  1. Запишем возможные генотипы восприимчивой и устойчивой к гессенской мухе пшеницы.
Если пшеница устойчива, то ее генотип - аа

Если пшеница восприимчива, то ее генотип может быть - АА или Аа

  1. Составим схемы скрещивания. Растения самоопыляются, то есть генотипы мужской и женской клеток будет одинаковыми.

Первый случай – самоопыляются устойчивые к гессенской мухе растения.

Р: ♀аа  аа ♂

G:

F1: аа

Пояснение: в данном случае имеются только зиготы «а», поэтому генотип потомков F1 будет «аа», что по фенотипу соответствует пшенице устойчивой к гессенской мухе.

Второй случай – самоопыляются восприимчивые к гессенской мухе растения с генотипом АА.

Р: ♀АА  АА ♂

G:

F1: АА

Пояснение: в данном случае имеются только зиготы «А», поэтому генотип потомков F1 будет «АА», что по фенотипу соответствует пшенице восприимчивой к гессенской мухе.

Третий случай – самоопыляются восприимчивые к гессенской мухе растения с генотипом Аа.

Р: ♀Аа  Аа ♂

G:

Для определения генотипа потомков составим решетку Пеннета:

♂/♀ А а
А АА Аа
а Аа аа

F1: 1 – АА; 2 – Аа; 1 – аа

Потомки с генотипом «АА» и «Аа» по фенотипу относятся к пшенице, восприимчивой к гессенской мухе, что составляет ¾ части потомков первого поколения (F1), потомки с генотипом «аа» относятся к пшенице устойчивой к гессенской мухе. Доля устойчивых потомков составляет ¼.

  1. Скрещивая сорт пшеницы безостый красноколосый с остистым белоколосым получили растения F1, оказавшиеся безостыми красноколосыми. Что ожидается по фенотипу и генотипу в возвратных скрещиваниях, если наследование признаков независимое?
Решение

Возвратное скрещивание — (беккросс), скрещивание гибрида (животных или растений) первого поколения с одной из родительских форм для выявления генотипа.

У пшеницы безостость колоса доминирует над остистостью, а красная окраска колоса доминирует над белой окраской

  1. Введем обозначения:
Доминантный признак «безостость» - А

Рецессивный признак «остистость» - а

Доминантный признак «красная окраска колоса» - В

Рецессивный признак «белая окраска колоса» - b

  1. Запишем возможные генотипы родителей
Пшеница безостая красноколосая. Возможные генотипы: ААВВ

АаВВ

ААВb

AaBb

Пшеница остистая белоколосая. Возможные генотипы: ааbb

  1. В результате скрещивания получили растения F1, оказавшиеся безостыми красноколосыми. Их генотип: АаВb. Такой результат может быть только в том случае, если генотип первого родителя ААВВ. Во всех других случаях, часть растений потомков должны были иметь рецессивные признаки.
  2. Составим схемы возвратного скрещивания.
Первый случай – растение потомок скрещивается с родителем, имеющим генотип «ААВВ»

Р: ♀ААВВ  АаВb ♂

G:

Для определения генотипа потомков составим решетку Пеннета

♂/♀ АВ
АВ AABB
Аb AABb
aB AaBB
ab AaBb

F1: 1 – ААВВ; 1 – ААВb; 1 – AаBB, 1 - AaBb

По фенотипу все потомки относятся к пшенице безостой красноколосой.

Второй случай – растение потомок скрещивается с родителем, имеющим генотип «ааbb»

Р: ♀aabb  АаВb ♂

G:

Для определения генотипа потомков составим решетку Пеннета

♂/♀ ab
АВ AaBb
Аb Aabb
aB aaBb
ab aabb

F1: 1 – AaBb; 1 – Aabb; 1 – aaBb, 1 - aabb

Потомки с генотипом «AaBb» относятся к пшенице безостой красноколосой, с генотипом «Aabb» относятся к безостой белоколосой, с генотипом «aaBb» - к остистой красноколосой, с генотипом «aabb» - к остистой белоколосой.

  1. У лука устойчивость к антракнозу наследуется по типу эпистаза. Ген «А» обуславливает устойчивость к болезни; ген «В» подавляет действие гена «А» и обеспечивает восприимчивость. Какие результаты по генотипу и фенотипу ожидаются от самоопыления растений F1 в потомстве F2?
Решение

Эпистаз – антогонистический тип взаимодействия. Подавление проявления генов одной аллельной пары генами другой. Ген «В» подавляет проявление гена «А»- доминантный эпистаз.

P ААbb x aaBB

Устойчивость Восприимчивость

F1 АаBb

восприимчивость

Для определения генотипа потомков второго поколения составим решетку Пеннета

♂/♀ АB Ab aB ab
АВ AABB AABb AaBB AaBb
Аb AAbB AAbb AaBb Aabb
aB AaBB AaBb aaBB aaBb
ab AaBb Aabb aaBb aabb

F2: 1 – AABB; 2 – AABb; 2 – AaBB, 2 – Aabb; 2 – aaBB; 2 – aaBb; 4 –AaBb; 1 - aabb

По фенотипу восприимчив к антаркнозу лук с генотипом: «AABB», «AABb», «AaBB», «AaBb», «aaBB» и «aaBb».

Устойчив к антаркнозу лук с генотипом: «Aabb» и «аabb».

Соотношение восприимчивых и устойчивых к болезни растений во втором поколении составляет: 13:3.

  1. Одна из цепочек ДНК имеет следующее чередование нуклеотидов: ГЦГ, АЦГ, ТТЦ, ЦЦГ, АТГ, ТГГ, ГГА, ГАГ. Постройте комплементарную цепочку ДНК. Дайте графическую схему транскрипции и трансляции генетической информации.
Решение

При образовании двойной спирали всегда напротив азотистого основания аденин в одной цепи устанавливается азотистое основание тимин в другой цепи, а напротив гуанина – цитозин, то есть цепи ДНК как бы дополняют друг друга. А эти парные нуклеотиды комплементарны друг другу

1.Построим комплементарную цепочку.

Исходная ДНК: Г-Ц-Г-А-Ц-Г-Т-Т-Ц-Ц-Ц-Г-А-Т-Г-Т- Г- Г-Г- Г-А-Г-А-Г;

Комплементарная Ц-Г-Ц-Т-Г-Ц-А-А-Г-Г-Г-Ц-Т-А-Ц-А-Ц-Ц-Ц-Ц-Т-Ц-Т-Ц

2.По исходной цепочке строим матричную информационную РНК, т.е. осуществляем процесс транскрипции.

При образовании и-РНК напротив азотистого основания аденин в цепи ДНК устанавливается азотистое основание урацил в цепи и-РНК.

Исходная ДНК: Г-Ц-Г-А-Ц-Г-Т-Т-Ц-Ц-Ц-Г-А-Т-Г-Т- Г- Г-Г- Г-А-Г-А-Г;

и-РНК Ц-Г-Ц-У-Г-Ц-А-А-Г-Г-Г-Ц-У-А-Ц-А-Ц-Ц-Ц-Ц-У-Ц-У-Ц

3. Строим пептидную цепь (последовательность аминокислот) кодируемую данным участком ДНК. По триплетам кодонов и-РНК в соответствии с таблицей 1 определяем аминокислоты. В нашем примере триплет ЦГЦ кодирует аминокислоту аргинин, триплет-УГЦ- цистеин, триплет- ААГ- лизин, ГГЦ-глицин, УАЦ – тирозин, АЦЦ – треонин, ЦЦУ – пролин, ЦУЦ – лейцин.

Синтезирующий белок состоит из 8 аминокислот. Процесс построения полипептидной цепи и есть процесс трансляции.

Таблица 1. - Генетический код (и-РНК)

kaz2.docdat.com

Итоговая контрольная работа по биологии 10 класс (профиль)

Часть 1.

В заданиях 1-16 выберите один вариант ответа из четырех предложенных.

1. Наука, изучающая клеточный уровень организации живого, - 1) анатомия 3) эмбриология 2) бионика 4) цитология

2. Один из признаков отличия живого от неживого – способность к 1) распаду веществ 3) движению 2) самовоспроизведению 4) накоплению химических элементов

3. Главное отличие клеток прокариот от клеток эукариот состоит в 1) отсутствии ядерного вещества в цитоплазме 3) наличии органоидов движения 2) наличии рибосом на эндоплазматической сети 4) отсутствии оформленного ядра

4. Какое вещество служит в клетке основным источником энергии? 1) ДНК 3) белок 2) АТФ 4) липиды

5. Энергия солнечного света в процессе фотосинтеза используется растением на 1) синтез молекул белка 3) образование целлюлозы 2) расщепление глюкозы 4) фотолиз молекул воды

6. Белок состоит из 140 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов в участке гена, в котором закодирована первичная последовательность этого белка? 1) 280 3) 420 2) 140 4) 70

7. Сколько хромосом в половых клетках дрозофилы, если в её соматических клетках содержится 8 хромосом? 1) 12 3) 8 2) 10 4) 4

8. Конъюгация и перекрест хромосом происходят в процессе 1) профазы митоза 3) профазы первого деления мейоза 2) профазы второго деления мейоза 4) интерфазы клеточного цикла

9. При каком способе размножения генотип потомства является точной копией генотипа родителей? 1) половом 3) вегетативном 2) семенном 4) с участием гамет

10. В процессе митоза, в отличие от мейоза, образуют 1) споры 3) сперматозоиды 2) яйцеклетки 4) соматические клетки

11. Совокупность всех генов в организме – это 1) генотип 3) генетический код 2) генофонд 4) фенотип

12. Каково расщепление по фенотипу от скрещивания гетерозиготных растений земляники при неполном доминировании? 1) 1:1 3) 1:2:1 2) 3:1 4) 9:3:3:1

13. Из указанных характеристик мутаций назовите геномные 1) приводят к увеличению числа хромосом 2) являются следствием ошибок при репликации 3) изменяют последовательность генов в хромосоме 4) приводят к образованию новых аллелей

14. Примером какой изменчивости служит увеличение яйценоскости кур за счёт улучшения рациона питания? 1) мутационной 3) модификационной 2) комбинативной 4) соотносительной

15. Явление гибридной силы, проявляющееся в повышении продуктивности и жизнеспособности организмов, называют 1) гетерозисом 3) полиплоидией 2) мутагенезом 4) доминированием

16. Верны ли следующие суждения о индивидуальном развитии организмов?

А) Период развития организма с момента образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек называют постэмбриональным.

Б) Явление, при котором в процессе эмбриогенеза один зачаток влияет на другой, определяя путь его развития, называется эмбриональной индукцией..

1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны

В заданиях 17-18 выберите три правильных ответа из шести предложенных

17. Какие общие свойства характерны для митохондрий и хлоропластов?

1) формируют лизосомы 2) имеют собственный генетический материал

3) являются одномембранными 4) образуют веретено деления

5) имеют двойную мембрану 6) участвуют в синтезе АТФ

18. Какие структурные компоненты входят в состав нуклеотидов молекулы РНК?

1) азотистые основания: А, У, Г, Ц 4) углевод рибоза

2) незаменимые аминокислоты 5) жирные кислоты

3) глицерин 6) остаток фосфорной кислоты

19. Установите соответствие между характеристикой гаметогенеза и его видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ГАМЕТОГЕНЕЗА

А) образуется одна крупная половая клетка 1) овогенез

Б) образуются направительные клетки 2) сперматогенез

В) формируется много мелких гамет

Г) питательные вещества запасаются в одной из четырёх клеток

Д) образуются подвижные гаметы

20. Установите соответствие между характеристикой и процессом в клетке, которому она соответствует.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕСС

А) происходит в ядре 1) транскрипция

Б) осуществляется на рибосоме 2) трансляция

В) участвуют молекулы ДНК, ферменты

Г) синтезируются молекулы белков

Д) синтезируются молекулы иРНК

21. Определите последовательность этапов эмбрионального развития животных

1) появление мезодермы 3) формирование двух зародышевых листков

2) образование бластомеров 4) образование тканей и органов

Часть 2.В заданиях 22-23 дайте полный развернутый ответ на поставленный вопрос.

22. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. К органическим веществам клетки относят углеводы, липиды, белки и минеральные соли. 2. Значительная часть липидов клетки в своём составе содержит глицерин и аминокислоты. 3. Двойной слой липидов в совокупности с белками образует биологические мембраны. 4. Липиды выполняют энергетическую функцию. 5. Кроме того, запас жиров у некоторых животных служит источником резерва минеральных веществ.

23. Решите задачу.

Безостое (А) красноколосое (В) растение пшеницы скрещивается с остистым белоколосым. В F1 наблюдалось расщепление: 25% безостых красноколосых, 25% безостых белоколосых, 25% остистых красноколосых и 25% остистых белоколосых. В дальнейшем гибриды F1 безостые белоколосые и остистые красноколосые скрещивались между собой. Определите генотипы родительских особей, гибридов F1 и F2. Составьте схемы скрещивания. Какой закон наследственности проявляется в этих скрещиваниях?

СПЕЦИФИКАЦИЯ

экзаменационной работы по биологии в 10 классе

Составила: учитель биологии Пасухина И.А.

  1. Назначение экзаменационной работы: оценить уровень учебных достижений по биологии за курс 10 класса.

  2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы: программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина: Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса профильный уровень автора В.Б. Захарова.

  3. Условия применения: работа рассчитана для учащихся 10 классов, изучавших курс биологии три часа в неделю (105 часов в год).

  4. Структура экзаменационной работы:

1) По содержанию включает следующие блоки:

  • Введение в биологию

  • Учение о клетке

  • Размножение и индивидуальное развитие организмов

  • Основы генетики и селекции

2) По уровням заданий работа позволяет выявить усвоение материала на базовом, повышенном и высоком уровнях.

3) По формам тестовых заданий работа состоит из тестов с выбором одного верного варианта ответа, с множественным выбором, на установление соответствия, на установление последовательности, со свободным развернутым ответом.

  1. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию:

Учение о клетке

3,4,5,6,7,8,

17,18,20,22

10

43%

Размножение и индивидуальное развитие организмов

9,10,16

19,21

5

22%

Основы генетики и селекции

11,12,13,14,15

23

6

26%

ИТОГО-23

23

23

100%

6. Распределение заданий экзаменационной работы по частям.

32

  1. Распределение заданий работы по уровню сложности:

  1. Система оценивания выполненной тестовой работы:

За правильный ответ на каждое задание 1-16 ставится 1 балл, неверный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов.

За правильный ответ на каждое задание 17-20 ставится 2 балла; если допущена одна ошибка – 1 балл, допущены 2 и более ошибки, или ответ отсутствует – 0 баллов.

За задание 21 ставится 2 балла, если порядок цифр в ответе соответствует эталону, 1 балл – если на любых двух позициях записана не та цифра, в остальных случаях – 0 баллов.

За полный и правильный ответ на каждое задание 22 – 23 ставится 3 балла (Критерии оценивания каждого задания приведены отдельно).

Максимальное количество баллов за работу – 32.

Оценка «2» ставится, если учащийся набрал менее 25% от общего числа баллов - ( 0 - 8 баллов)

Оценка «3» - если набрано от 26 до 80% баллов - ( 9 - 16 баллов)

Оценка «4» - если ученик набрал от 51% до 75% баллов– (17 – 23 балла)

Оценка «5» - если ученик набрал свыше 75% баллов – (24 - 32 балла)

Ответы: Вариант 1 . Часть 1.

Вариант 1 .Часть 2. №22

Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях:
  1. 1 - К органическим веществам клетки относят углеводы, липиды, белки и нуклеиновые кислоты.

  2. 2 - Значительная часть липидов клетки в своём составе содержит глицерин и жирные кислоты.

  3. 5 - Кроме того, запас жиров у некоторых животных служит источником резерва воды.

Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элемента ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 элемента ответа, но содержит биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элемента ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 элемента ответа, но содержит биологические ошибки

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

Максимальный балл

3

№23

Элементы ответа:

Схема решения задачи включает:

  1. P1 : ♀ AaBb * ♂ aabb

безостое остистое

красноколосое белоколосое

G : AB , Ab, aB, ab * ab

F1: 25% AaBb – безостое красноколосое

25% Aabb – безостое белоколосое

25% aaBb – остистое красноколосое

25% aabb – остистое белоколосое

  1. 2) P2 : ♀ Aabb * ♂ aaBb

безостое остистое

белоколосое красноколосое

G : AB , Ab, * aВ ab

F1: 25% AaBb – безостое красноколосое

25% Aabb – безостое белоколосое

25% aaBb – остистое красноколосое

25% aabb – остистое белоколосое

3) закон независимого наследования признаков

Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элемента ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 элемента ответа, но содержит биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элемента ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 элемента ответа, но содержит биологические ошибки

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

Максимальный балл

3

infourok.ru

Итоговая экзаменационная работа по биологии по курсу "Биология. Общая биология. Профильный уровень" УМК Н.И. Сонина (10 класс)

Итоговая экзаменационная работа

по биологии в 10 классе

Класс ________________

Фамилия, имя_________________________

Вариант №1

Часть 1.

В заданиях 1-16 выберите один вариант ответа из четырех предложенных.

1. Наука, изучающая клеточный уровень организации живого, -

1) анатомия 3) эмбриология

2) бионика 4) цитология

2. Один из признаков отличия живого от неживого – способность к

1) распаду веществ 3) движению

2) самовоспроизведению 4) накоплению химических элементов

3. Главное отличие клеток прокариот от клеток эукариот состоит в

1) отсутствии ядерного вещества в цитоплазме 3) наличии органоидов движения

2) наличии рибосом на эндоплазматической сети 4) отсутствии оформленного ядра

4. Какое вещество служит в клетке основным источником энергии?

1) ДНК 3) белок

2) АТФ 4) липиды

5. Энергия солнечного света в процессе фотосинтеза используется растением на

1) синтез молекул белка 3) образование целлюлозы

2) расщепление глюкозы 4) фотолиз молекул воды

6. Белок состоит из 140 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов в участке гена, в котором закодирована первичная последовательность этого белка?

1) 280 3) 420

2) 140 4) 70

7. Сколько хромосом в половых клетках дрозофилы, если в её соматических клетках содержится 8 хромосом?

1) 12 3) 8

2) 10 4) 4

8. Конъюгация и перекрест хромосом происходят в процессе

1) профазы митоза 3) профазы первого деления мейоза

2) профазы второго деления мейоза 4) интерфазы клеточного цикла

9. При каком способе размножения генотип потомства является точной копией генотипа родителей?

1) половом 3) вегетативном

2) семенном 4) с участием гамет

10. В процессе митоза, в отличие от мейоза, образуются

1) споры 3) сперматозоиды

2) яйцеклетки 4) соматические клетки

11. Совокупность всех генов в организме - это

1) генотип 3) генетический код

2) генофонд 4) фенотип

12. Каково расщепление по фенотипу от скрещивания гетерозиготных растений земляники при неполном доминировании?

1) 1:1 3) 1:2:1

2) 3:1 4) 9:3:3:1

13. Из указанных характеристик мутаций назовите геномные

1) приводят к увеличению числа хромосом

2) являются следствием ошибок при репликации ДНК

3) изменяют последовательность генов в хромосоме

4) приводят к образованию новых аллелей

14. Примером какой изменчивости служит увеличение яйценоскости кур за счёт улучшения рациона питания?

1) мутационной 3) модификационной

2) комбинативной 4) соотносительной

15. Явление гибридной силы, проявляющееся в повышении продуктивности и жизнеспособности организмов, называют

1) гетерозисом 3) полиплоидией

2) мутагенезом 4) доминированием

16. Верны ли следующие суждения о индивидуальном развитии организмов?

А) Период развития организма с момента образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек называют постэмбриональным.

Б) Явление, при котором в процессе эмбриогенеза один зачаток влияет на другой, определяя путь его развития, называется эмбриональной индукцией..

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

В заданиях 17-18 выберите три правильных ответа из шести предложенных

17. Какие общие свойства характерны для митохондрий и хлоропластов?

1) формируют лизосомы

2) имеют собственный генетический материал

3) являются одномембранными

4) образуют веретено деления

5) имеют двойную мембрану

6) участвуют в синтезе АТФ

18. Какие структурные компоненты входят в состав нуклеотидов молекулы РНК?

1) азотистые основания: А, У, Г, Ц 4) углевод рибоза

2) незаменимые аминокислоты 5) жирные кислоты

3) глицерин 6) остаток фосфорной кислоты

19. Установите соответствие между характеристикой гаметогенеза и его видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ГАМЕТОГЕНЕЗА

А) образуется одна крупная половая клетка 1) овогенез

Б) образуются направительные клетки 2) сперматогенез

В) формируется много мелких гамет

Г) питательные вещества запасаются в одной из четырёх клеток

Д) образуются подвижные гаметы

А

Б

В

Г

Д

20. Установите соответствие между характеристикой и процессом в клетке, которому она соответствует.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕСС

А) происходит в ядре 1) транскрипция

Б) осуществляется на рибосоме 2) трансляция

В) участвуют молекулы ДНК, ферменты

Г) синтезируются молекулы белков

Д) синтезируются молекулы иРНК

А

Б

В

Г

Д

21. Определите последовательность этапов эмбрионального развития животных

1) появление мезодермы 3) формирование двух зародышевых листков

2) образование бластомеров 4) образование тканей и органов

Часть 2.В заданиях 22-23 дайте полный развернутый ответ на поставленный вопрос.

22. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. К органическим веществам клетки относят углеводы, липиды, белки и минеральные соли. 2. Значительная часть липидов клетки в своём составе содержит глицерин и аминокислоты. 3. Двойной слой липидов в совокупности с белками образует биологические мембраны. 4. Липиды выполняют энергетическую функцию. 5. Кроме того, запас жиров у некоторых животных служит источником резерва минеральных веществ.

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

23. Решите задачу.

Безостое (А) красноколосое (В) растение пшеницы скрещивается с остистым белоколосым. В F1 наблюдалось расщепление: 25% безостых красноколосых, 25% безостых белоколосых, 25% остистых красноколосых и 25% остистых белоколосых. В дальнейшем гибриды F1 безостые белоколосые и остистые красноколосые скрещивались между собой. Определите генотипы родительских особей, гибридов F1 и F2. Составьте схемы скрещивания. Какой закон наследственности проявляется в этих скрещиваниях?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

СПЕЦИФИКАЦИЯ

экзаменационной работы по биологии в 10 классе

Составила: учитель биологии Пасухина И.А.

  1. Назначение экзаменационной работы: оценить уровень учебных достижений по биологии за курс 10 класса.

  2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы: программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина: Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса профильный уровень автора В.Б. Захарова.

  3. Условия применения: работа рассчитана для учащихся 10 классов, изучавших курс биологии три часа в неделю (105 часов в год).

  4. Структура экзаменационной работы:

1) По содержанию включает следующие блоки:

  • Введение в биологию

  • Учение о клетке

  • Размножение и индивидуальное развитие организмов

  • Основы генетики и селекции

2) По уровням заданий работа позволяет выявить усвоение материала на базовом, повышенном и высоком уровнях.

3) По формам тестовых заданий работа состоит из тестов с выбором одного верного варианта ответа, с множественным выбором, на установление соответствия, на установление последовательности, со свободным развернутым ответом.

  1. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию:

Блоки

Номера тестовых заданий

Число заданий

Процент заданий на данный блок

Введение в биологию

1,2

2

9%

Учение о клетке

3,4,5,6,7,8,

17,18,20,22

10

43%

Размножение и индивидуальное развитие организмов

9,10,16

19,21

5

22%

Основы генетики и селекции

11,12,13,14,15

23

6

26%

ИТОГО-23

23

23

100%

6. Распределение заданий экзаменационной работы по частям.

№ п/п

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Тип задания

1

Часть 1 (1-16)

16

16

с выбором одного ответа

2

Часть 1 (17-18)

2

4

с множественным выбором

3

Часть 1 (19-20)

2

4

на установление соответствия

4

Часть 1 (21)

1

2

на определение последовательности

5

Часть 2 (22)

2

6

со свободным развернутым ответом

Итого:

23

32

  1. Распределение заданий работы по уровню сложности:

Уровень сложности заданий

Номера тестовых заданий

Число заданий

Процент заданий на данный уровень сложности

Базовый

1-15

15

65%

Повышенный

16-21

6

26%

Высокий

22-23

2

9%

  1. Система оценивания выполненной тестовой работы:

За правильный ответ на каждое задание 1-16 ставится 1 балл, неверный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов.

За правильный ответ на каждое задание 17-20 ставится 2 балла; если допущена одна ошибка – 1 балл, допущены 2 и более ошибки, или ответ отсутствует – 0 баллов.

За задание 21 ставится 2 балла, если порядок цифр в ответе соответствует эталону, 1 балл – если на любых двух позициях записана не та цифра, в остальных случаях – 0 баллов.

За полный и правильный ответ на каждое задание 22 – 23 ставится 3 балла (Критерии оценивания каждого задания приведены отдельно).

Максимальное количество баллов за работу – 32.

Оценка «2» ставится, если учащийся набрал менее 25% от общего числа баллов - ( 0 - 8 баллов)

Оценка «3» - если набрано от 26 до 80% баллов - ( 9 - 16 баллов)

Оценка «4» - если ученик набрал от 51% до 75% баллов– (17 – 23 балла)

Оценка «5» - если ученик набрал свыше 75% баллов – (24 - 32 балла)

Ответы: Вариант 1 . Часть 1.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

4

8

3

15

1

2

2

9

3

16

2

3

4

10

4

17

256

4

2

11

1

18

146

5

4

12

3

19

11212

6

3

13

1

20

12121

7

4

14

3

21

2314

Вариант 1 .Часть 2. №22

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях:

  1. 1 - К органическим веществам клетки относят углеводы, липиды, белки и нуклеиновые кислоты.

  2. 2 - Значительная часть липидов клетки в своём составе содержит глицерин и жирные кислоты.

  3. 5 - Кроме того, запас жиров у некоторых животных служит источником резерва воды.

Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элемента ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 элемента ответа, но содержит биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элемента ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 элемента ответа, но содержит биологические ошибки

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

Максимальный балл

3

№23

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

Схема решения задачи включает:

  1. P1 : ♀ AaBb * ♂ aabb

безостое остистое

красноколосое белоколосое

G : AB , Ab, aB, ab * ab

F1: 25% AaBb – безостое красноколосое

25% Aabb – безостое белоколосое

25% aaBb – остистое красноколосое

25% aabb – остистое белоколосое

  1. 2) P2 : ♀ Aabb * ♂ aaBb

безостое остистое

белоколосое красноколосое

G : AB , Ab, * aВ ab

F1: 25% AaBb – безостое красноколосое

25% Aabb – безостое белоколосое

25% aaBb – остистое красноколосое

25% aabb – остистое белоколосое

3) закон независимого наследования признаков

Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элемента ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 элемента ответа, но содержит биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элемента ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 элемента ответа, но содержит биологические ошибки

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

Максимальный балл

3

infourok.ru

Решение Обозначим ген доминантного признака, а именно восприимчивости к гессенской мухе, буквой «А»

  1. У пшеницы устойчивость к гессенской мухе – рецессивный признак, восприимчивость к ней – доминантный признак. Какие результаты по фенотипу и генотипу можно ожидать от самоопыления восприимчивых и устойчивых к гессенской мухе растений?
Решение
  1. Обозначим ген доминантного признака, а именно восприимчивости к гессенской мухе, буквой «А».
Рецессивный ген (устойчивость к гессенской мухе) буквой «а».
  1. Запишем возможные генотипы восприимчивой и устойчивой к гессенской мухе пшеницы.
Если пшеница устойчива, то ее генотип - аа

Если пшеница восприимчива, то ее генотип может быть - АА или Аа

  1. Составим схемы скрещивания. Растения самоопыляются, то есть генотипы мужской и женской клеток будет одинаковыми.

Первый случай – самоопыляются устойчивые к гессенской мухе растения.

Р: ♀аа  аа ♂

G:

F1: аа

Пояснение: в данном случае имеются только зиготы «а», поэтому генотип потомков F1 будет «аа», что по фенотипу соответствует пшенице устойчивой к гессенской мухе.

Второй случай – самоопыляются восприимчивые к гессенской мухе растения с генотипом АА.

Р: ♀АА  АА ♂

G: F1: АА

Пояснение: в данном случае имеются только зиготы «А», поэтому генотип потомков F1 будет «АА», что по фенотипу соответствует пшенице восприимчивой к гессенской мухе.

Третий случай – самоопыляются восприимчивые к гессенской мухе растения с генотипом Аа.

Р: ♀Аа  Аа ♂

G: Для определения генотипа потомков составим решетку Пеннета:

♂/♀ А а
А АА Аа
а Аа аа

F1: 1 – АА; 2 – Аа; 1 – аа

Потомки с генотипом «АА» и «Аа» по фенотипу относятся к пшенице, восприимчивой к гессенской мухе, что составляет ¾ части потомков первого поколения (F1), потомки с генотипом «аа» относятся к пшенице устойчивой к гессенской мухе. Доля устойчивых потомков составляет ¼.

  1. Скрещивая сорт пшеницы безостый красноколосый с остистым белоколосым получили растения F1, оказавшиеся безостыми красноколосыми. Что ожидается по фенотипу и генотипу в возвратных скрещиваниях, если наследование признаков независимое?
РешениеВозвратное скрещивание — (беккросс), скрещивание гибрида (животных или растений) первого поколения с одной из родительских форм для выявления генотипа.У пшеницы безостость колоса доминирует над остистостью, а красная окраска колоса доминирует над белой окраской
  1. Введем обозначения:
Доминантный признак «безостость» - А

Рецессивный признак «остистость» - а

Доминантный признак «красная окраска колоса» - В

Рецессивный признак «белая окраска колоса» - b

  1. Запишем возможные генотипы родителей
Пшеница безостая красноколосая. Возможные генотипы: ААВВ

АаВВ

ААВb

AaBb

Пшеница остистая белоколосая. Возможные генотипы: ааbb

  1. В результате скрещивания получили растения F1, оказавшиеся безостыми красноколосыми. Их генотип: АаВb. Такой результат может быть только в том случае, если генотип первого родителя ААВВ. Во всех других случаях, часть растений потомков должны были иметь рецессивные признаки.
  2. Составим схемы возвратного скрещивания.
Первый случай – растение потомок скрещивается с родителем, имеющим генотип «ААВВ»

Р: ♀ААВВ  АаВb ♂

G: Для определения генотипа потомков составим решетку Пеннета

♂/♀ АВ
АВ AABB
Аb AABb
aB AaBB
ab AaBb

F1: 1 – ААВВ; 1 – ААВb; 1 – AаBB, 1 - AaBb

По фенотипу все потомки относятся к пшенице безостой красноколосой.Второй случай – растение потомок скрещивается с родителем, имеющим генотип «ааbb»

Р: ♀aabb  АаВb ♂

G: Для определения генотипа потомков составим решетку Пеннета

♂/♀ ab
АВ AaBb
Аb Aabb
aB aaBb
ab aabb

F1: 1 – AaBb; 1 – Aabb; 1 – aaBb, 1 - aabb

Потомки с генотипом «AaBb» относятся к пшенице безостой красноколосой, с генотипом «Aabb» относятся к безостой белоколосой, с генотипом «aaBb» - к остистой красноколосой, с генотипом «aabb» - к остистой белоколосой.

  1. У лука устойчивость к антракнозу наследуется по типу эпистаза. Ген «А» обуславливает устойчивость к болезни; ген «В» подавляет действие гена «А» и обеспечивает восприимчивость. Какие результаты по генотипу и фенотипу ожидаются от самоопыления растений F1 в потомстве F2?
РешениеЭпистаз – антогонистический тип взаимодействия. Подавление проявления генов одной аллельной пары генами другой. Ген «В» подавляет проявление гена «А»- доминантный эпистаз.

P ААbb x aaBB

Устойчивость Восприимчивость

F1 АаBb

восприимчивость

Для определения генотипа потомков второго поколения составим решетку Пеннета

♂/♀ АB Ab aB ab
АВ AABB AABb AaBB AaBb
Аb AAbB AAbb AaBb Aabb
aB AaBB AaBb aaBB aaBb
ab AaBb Aabb aaBb aabb

F2: 1 – AABB; 2 – AABb; 2 – AaBB, 2 – Aabb; 2 – aaBB; 2 – aaBb; 4 –AaBb; 1 - aabbПо фенотипу восприимчив к антаркнозу лук с генотипом: «AABB», «AABb», «AaBB», «AaBb», «aaBB» и «aaBb».

Устойчив к антаркнозу лук с генотипом: «Aabb» и «аabb».

Соотношение восприимчивых и устойчивых к болезни растений во втором поколении составляет: 13:3.

  1. Одна из цепочек ДНК имеет следующее чередование нуклеотидов: ГЦГ, АЦГ, ТТЦ, ЦЦГ, АТГ, ТГГ, ГГА, ГАГ. Постройте комплементарную цепочку ДНК. Дайте графическую схему транскрипции и трансляции генетической информации.
Решение

При образовании двойной спирали всегда напротив азотистого основания аденин в одной цепи устанавливается азотистое основание тимин в другой цепи, а напротив гуанина – цитозин, то есть цепи ДНК как бы дополняют друг друга. А эти парные нуклеотиды комплементарны друг другу1.Построим комплементарную цепочку.

Исходная ДНК: Г-Ц-Г-А-Ц-Г-Т-Т-Ц-Ц-Ц-Г-А-Т-Г-Т- Г- Г-Г- Г-А-Г-А-Г;

Комплементарная Ц-Г-Ц-Т-Г-Ц-А-А-Г-Г-Г-Ц-Т-А-Ц-А-Ц-Ц-Ц-Ц-Т-Ц-Т-Ц

2.По исходной цепочке строим матричную информационную РНК, т.е. осуществляем процесс транскрипции.

При образовании и-РНК напротив азотистого основания аденин в цепи ДНК устанавливается азотистое основание урацил в цепи и-РНК.Исходная ДНК: Г-Ц-Г-А-Ц-Г-Т-Т-Ц-Ц-Ц-Г-А-Т-Г-Т- Г- Г-Г- Г-А-Г-А-Г;

и-РНК Ц-Г-Ц-У-Г-Ц-А-А-Г-Г-Г-Ц-У-А-Ц-А-Ц-Ц-Ц-Ц-У-Ц-У-Ц

3. Строим пептидную цепь (последовательность аминокислот) кодируемую данным участком ДНК. По триплетам кодонов и-РНК в соответствии с таблицей 1 определяем аминокислоты. В нашем примере триплет ЦГЦ кодирует аминокислоту аргинин, триплет-УГЦ- цистеин, триплет- ААГ- лизин, ГГЦ-глицин, УАЦ – тирозин, АЦЦ – треонин, ЦЦУ – пролин, ЦУЦ – лейцин.Синтезирующий белок состоит из 8 аминокислот. Процесс построения полипептидной цепи и есть процесс трансляции.

Таблица 1. - Генетический код (и-РНК)

kk.convdocs.org


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта