6 класс споровые и семенные растения. Урок по биологии на тему "Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения. Лабораторная работа № 1." (6 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения. 6 класс споровые и семенные растения


Конспект урока биологии для 6 класса на тему "Строение растений. Семенные и споровые растения" - VEKOR.RU

биология – 6 класс

урок на тему Строение растений. Семенные и споровые растения.

Задачи урока: а) познакомить учащихся с разнообразием растений;

б) сформировать понятие «орган»; углубить знания о вегетативных и генеративных органах растений;

в) показать различия между споровыми и семенными растениями;

г) научить школьников работать с ручной лупой; зарисовывать изучаемый объект и обозначать органы; познакомить с внешним строением листа спорового растения папоротника и с его спорами.

Оборудование урока: таблицы «Органы цветкового растения», «Голосеменные растения», «Папоротники», «Водоросли», «Мхи»; гербарий споровых и семенных растений. Экземпляры живых цветковых растений, спороносные листья папоротника.

Содержание урока:

  1. Организация школьников на урок.

  2. Контроль знаний

    • Многообразие жизненных форм растений

    • Продолжительность жизни растений

    • Происхождение разнообразия культурных растений

    • Умение различать жизненные формы растений (фронтальный опрос с использованием дидактических карточек)

3. Изучение нового материала:

  1. Орган как часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции в жизни растения (организма). Органы растения (актуализация знаний семиклассников об органах растений и животных; беседа.)

  2. Вегетативные органы растения – корень и побег. Вегетативное размножение. Бесполое размножение спорами (беседа с элементами объяснения и использованием схемы и рисунка 10 §2 учебника.)

  3. Генеративные органы растения. Генеративные органы водорослей и мхов – гаметангии и половые клетки (гаметы). Цветок, плод, семя и гамета как органы полового размножения цветковых растений (рассказ с элементами объяснения; использование схемы на с.12 учебника.)

  4. Цветковые и хвойные как семенные растения. Особенности хвойных растений (самостоятельная работа с текстом §2 учебника, демонстрация таблиц и гербария семенных растений; беседа.)

  5. Споровые растения (водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны) и их особенности. Спора как специальная клетка, которая представляет собой зачаток организма (рассказ учителя с использованием таблиц и гербария споровых растений. Лабораторная работа №2 – «Рассматривание спор папоротника», оформление результатов; беседа.)

  6. Строение цветкового растения. Лабораторная работа №1 – «Знакомство с цветковыми растениями» (оформление результатов в рабочей тетради; проверка результатов.)

  7. Сравнение строения семенных и споровых растений (беседа с элементами объяснения.)

4. Закрепление знаний о вегетативных и генеративных органах растений; об особенностях органов семенных и споровых растений; о способах размножения растений и их строении (обобщающая беседа).

5. Домашнее задание: изучить §2 учебника, выучить все определения; закончить оформление лабораторных работ.

Лабораторная работа №1.

Тема. «Знакомство с цветковым растением»

Цель: изучить внешнее строение цветкового растения

Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Растение пастушья сумка (один экземпляр на парту).

Ход работы

  1. Рассмотрели выданное нам цветковое растение – пастушья сумка.

  2. Обратили внимание на корень и побег, измерили их размеры; зарисовали схематично их форму.

  3. Плоды и цветки находятся на стебле.

  4. Цветки мелкие, желтого цвета, собраны в группы.

  5. Плоды имеет форму треугольников, на одном стебле их насчитывается около 15.

  6. Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною было изучено внешнее строение цветкового растения на примере пастушьей сумки. Я выяснил, что это растение имеет цветки, побег и корень. Это вегетативные органы растения.

Побег – это стебель с листьями. Выданное мне растение имеет прямостоячий стебель. Листья у этого растения собраны в прикорневую розетку.

Лабораторная работа №2.

Тема. «Рассматривание спор папоротника»

Цель: ознакомиться с внешним видом спор.

Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Лист папоротника со спорами. 3. Семена редиса. 4. Белый лист бумаги.

Ход работы:

  1. Рассмотрели выданное нам растение – папоротник мужской.

  2. На нижней поверхности листа нашли коричневые бугорки. Это – мешочки со спорами. В этом мы убедились, когда потрясли лист папоротника над листом бумаги. Споры высыпались.

  3. Рассмотрели их под лупой. Они имеют округлую форму.

  4. Выполнили схематический рисунок споры.

  5. Сравнили размеры спор с семенами редиса.

  6. Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною были рассмотрены споры папоротника и семена редиса. Я выяснил, что спора – это клетка, с помощью которой растение размножается, а семя – это орган полового размножения и расселения растений. Споры – это мелкие образования, а семена намного больше по размерам, чем споры.

Биологический словарь понятий и терминов

  • Высшие растения – это все растения, тело которых расчленено на отдельные органы.

  • Низшие растения – это растения, тело которых не расчленено на отдельные органы.

  • Орган – это часть организма растения, выполняющая в нем определенные функции и имеющая особое строение.

  • Вегетативные органы растения – органы растения, выполняющие функции питания, обмена веществ с окружающей средой и роста. Все вместе они образуют вегетативное тело.

  • Генеративные органы растения – органы растения, служащие для полового размножения. К ним относят, например, цветок, образующийся из него плод и заключенные в нем семена.

  • Половые клетки (мужские и женские) называют гаметами. Они являются продуктами генеративных органов.

  • Цветковые растения – это растения, которые цветут хотя бы раз в жизни. Семенные растения, образующие цветки, называются цветковыми.

  • Семенные растения – это растения, образующие семена.

  • Растения, размножающиеся спорами, называют споровыми.

  • Спора – это специальная клетка, которая проявляет себя как зачаток организма растения.

Растения

Низшие

водоросли

Высшие

мхи и папоротники все деревья,

кустарники и травы

Споровые

Споровые

Семенные

цветковые

(семена хвойные

в плодах) (семена в шишках)

vekor.ru

Урок №4.а. Практическая работа. Семенные и споровые растения

 

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

    3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

    Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

    Планируемые результаты

    Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

    Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

    Метапредметные:.

    Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

    Формирование навыка смыслового чтения.

      Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

      Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

      Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

      ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СПОРОВЫМ РАСТЕНИЕМ

      Цели: познакомить с внешним видом спорового растения; рассмотреть споры папоротника и их расположение на растении.

      Оборудование: засушенный лист папоротника со спорангиями (один на парту) или лист папоротника, растущего в кабинете био­логии (если есть), гербарий папоротника с корневищами и при­даточными корнями; лупа и препаровальная игла (на каждого ученика или одна на парту), лист белой бумаги.

      Общие рекомендации. Засушить листья папоротника со спо­рангиями необходимо заранее. Найти папоротник можно в сыром лесу. В наших лесах чаще всего встречаются щитовник, орляк, страусопер.

      Ход работы

      Рассмотрите гербарий папоротника. Найдите у него корне­вище, придаточные корни. Найдите вайи (листья). Обратите вни­мание, что это не стебель с листьями, а отдельный лист. На глав­ном черешке находятся перистые листочки. Зарисуйте внешнее строение папоротника, подпишите все органы.

      Рассмотрите лист папоротника. На нижней, «изнаночной», поверхности листа найдите коричневые выросты. Это сорусы — скопления спорангиев. В них находятся споры. Спора — специа­лизированная клетка, которая служит для размножения и рассе­ления растения. Зарисуйте лист с сорусами.

      Потрясите лист над белой бумагой. Из спорангиев высы­пались споры. Рассмотрите споры под лупой. Попробуйте опре­делить их размер (примерно в долях миллиметра). Зарисуйте их.

      Сделайте вывод о том, что растение относится к высшим споровым растениям. Вывод обоснуйте.

      Сравните внешнее строение цветкового растения и папо­ротника. Сделайте вывод, в котором укажите черты сходства и раз­личия этих двух групп растений.

      Творческое задание. Составить кроссворд на тему «Органы ра­стений». Оформить его на отдельном листе бумаги.

      Задание для учеников, интересующихся биологией. Найти в до­полнительной литературе информацию о том, какие споровые растения произрастают в вашей местности. Выписать названия и краткое описание этих растений.

      Подпишите название растений, изображенных на рисунке Укажите черты их сходства.

         

         

        Хвощ, плаун, папоротник

        Рассмотрите летний и весенний побеги хвоща с помощью лупы.

        Как выглядит спороносный колосок? Для чего он нужен?

        Заполните таблицу.

         

         

        Папоротники

        Мхи

        Сходство

           
           
           

        Различия

           
           
           
           

         

         

         

         

         

        Сравнительная характеристика хвоща и папоротника

        Растение

        Признаки сравнения

        Корень

        Стебель

        Лист

        Размножение

        Где образу­ются споры

        Хвощ

                 

        Папоротник

                 

        Какова роль хвощей, плаунов и папоротников в природе?

        Электронный учебник Высшие споровые и семенные растения 

         

         

         

         

        Высшие споровые растения (Мхи, Плауны, Хвощи, Папоротники) | Ботаника | ЕГЭ

         

         

         

         

        Споровые растения урок

         

         

         

         

        Ресурсы:

        Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

        Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

        В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

        Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

        Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

        учебник «Биология», 6-й класс

        Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

        Хостинг презентаций

        - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

        xn--j1ahfl.xn--p1ai

        Урок по биологии на тему "Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения. Лабораторная работа № 1." (6 класс)

        Урок 3. Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения.

        Лабораторная работа № 1.

        Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений: кукушкина льна, папоротника, сосны обыкновенной, пастушьей сумки, томатов.

        Цель обучения: Называть не менее 3 признаков растений. Узнавать и называть все органы растений. Знать различия семенных и споровых растений.

        Уметь различать, находить сходства и различия. Уметь делать выводы. Уметь оформлять лабораторную работу.

        Цель преподавания: Воспитывать культуру поведения во время выполнения лабораторных работ. Формировать познавательный интерес.

        Ожидаемые результаты: 1. Называть не менее 3 признаков растений.

        2. Узнавать и называть все органы растений. 3. Представлять различия споровых и семенных растений в виде таблицы.

        1. Орг. Момент.

        Посмотреть на тему (на доске) и проверить наличие необходимых принадлежностей.(1 мин)

        1. Активизация познавательной деятельности.

        Посмотреть на ожидаемые результаты, тему урока и поставить цель урока.(3 мин)

        Из предложенных утверждений выберите те, которые являются признаками растений (5 минут) Запишите в тетрадь (5 мин):

        Имеют органы движения: лапы, плавники, щетинки, крылья

        Имеют органы роста: стебель, корень, лист, почка

        Имеют хлорофилл в клетках

        Имеют устьица для дыхания и испарения воды

        Имеют кожу и поры для испарения воды

        Имеют органы дыхания, пищеварения, выделения

        Имеют зелёную окраску

        Размножаются, откладывая яйца, мечут икру, рождают детёнышей

        Размножаются спорами, семенами, частями тела

        Осуществляют фотосинтез

        Выделяют кислород

        Выделяют углекислый газ

        Имеют органы размножения: цветок, семя, плод

        Растут в течение всей жизни

        Растут пока молодые

        3. Реализующий этап.

        Выполните лабораторную работу №1. Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений: кукушкина льна, папоротника, сосны обыкновенной, пастушьей сумки, томатов.

        1. Рассмотреть высшее семенное растение (натуральный объект). Зарисовать и подписать органы, которые знаете. Посмотрите у соседей и дополните. Выполните, соблюдая правила оформления рисунка (вместе с учителем). (7 мин) В это время 2-3 «сильных» посадить отдельно во временную группу и дать задание: Разработайте в течение 7 мин, (сами отследите время) памятку «Правила выполнения рисунка в Тетради по биологии» (Лист А3 с заранее написанным заголовком, маркеры).

        2. Весь класс. Рассмотрите растения разных групп. Найдите сходства и запишите Вывод 1. (3 мин) Представитель группы «сильных» зачитывает правила. Голосование : «Принимаете?» (3 мин)

        Найдите различия и запишите вывод 2.(4 мин)

        На какие группы вы можете разделить растения на иллюстрациях (гербариях)? По какому принципу вы разделяли растения? А по какому принципу объединяли разные растения в одну группу? (5 мин)

        Сделайте вывод 3 о том, какие группы растений встречаются в природе.(2 мин)

        1. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. (ЗАПИСАТЬ ВИДЕО) Спросить 2-3 по достижению ОР (3 мин)

        2. Рефлексия. (2 мин)

          • Почему было трудно?

          • Что открыли, узнали на уроке?

          • Оправдались ли ваши ожидания от урока?

          • Что вы взяли с сегодняшнего урока?

          • Над чем заставил задуматься урок?

        5. Домашнее задание. (2 мин)

        Стр. 27. Термины. Записи в тетради.

        Имеют органы движения: лапы, плавники, щетинки, крылья

        Имеют органы роста: стебель, корень, лист, почка

        Имеют хлорофилл в клетках

        Имеют устьица для дыхания и испарения воды

        Выделяют кислород

        Имеют органы дыхания, пищеварения, выделения

        Имеют зелёную окраску

        Размножаются, откладывая яйца, мечут икру, рождают детёнышей

        Размножаются спорами, семенами, частями тела

        Осуществляют фотосинтез

        Имеют кожу и поры для испарения воды

        Выделяют углекислый газ

        Имеют органы размножения: цветок, семя, плод

        Растут в течение всей жизни

        Растут пока молодые

        Лабораторная работа №1

        Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений

        1. Рассмотрите растения разных групп. 2. Найдите сходства и запишите Вывод 1.

        2. Найдите различия и запишите вывод 2.

        3. На какие группы вы можете разделить растения на гербариях? По какому принципу вы разделяли растения? А по какому принципу объединяли разные растения в одну группу?

        3. Сделайте вывод 3 о том, какие группы растений встречаются в природе.

        Лабораторная работа №1

        Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений

        1. Рассмотрите растения разных групп. 2. Найдите сходства и запишите Вывод 1.

        2. Найдите различия и запишите вывод 2.

        3. На какие группы вы можете разделить растения на гербариях? По какому принципу вы разделяли растения? А по какому принципу объединяли разные растения в одну группу?

        3. Сделайте вывод 3 о том, какие группы растений встречаются в природе.

        Лабораторная работа №1

        Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений

        1. Рассмотрите растения разных групп. 2. Найдите сходства и запишите Вывод 1.

        2. Найдите различия и запишите вывод 2.

        3. На какие группы вы можете разделить растения на гербариях? По какому принципу вы разделяли растения? А по какому принципу объединяли разные растения в одну группу?

        3. Сделайте вывод 3 о том, какие группы растений встречаются в природе.

        Лабораторная работа №1

        Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений

        1. Рассмотрите растения разных групп. 2. Найдите сходства и запишите Вывод 1.

        2. Найдите различия и запишите вывод 2.

        3. На какие группы вы можете разделить растения на гербариях? По какому принципу вы разделяли растения? А по какому принципу объединяли разные растения в одну группу?

        3. Сделайте вывод 3 о том, какие группы растений встречаются в природе.

        infourok.ru

        Биология 6 класс. Лабораторная работа на тему: Рассмотрение споровых и семенных растений | Уроки по Биологии

        Биология 6 класс. Лабораторная работа на тему: Рассмотрение споровых и семенных растений

        07.01.2015 7796 608 Шипилова Ольга Викторовна

        Шипилова Ольга Викторовна

        учитель биологии

        Критерии А (знание)

        І. Заполните пропуски в тексте

        1. Часть тела организма, которая имеет определенное строение и выполняет одну или несколько функций называется __________.

        2. Органы, предназначенные для размножения называются__________.

        3. Органы, обеспечивающие рост растению называются __________.

        4. От латинского вегетативус   переводится, как __________.

        5. От латинского генераре переводится, как __________.

        ІІ. Заполните таблицу, вписав цифры в соответствующую графу:

        1. Цветок   2. Лист   3. Корень   4. Плод   5. Стебель   6. Семя

        Вегетативные органы

        Генеративные органы

         

         

         

         

         

        ІІІ. Укажите органы растений, обозначенные цифрами:

        1 – ……….

        2 – ……….

        3 –  ………

        4 –  ………

        5 – ……….

        6 – ………. 

        Критерии В (оперирование знаниями)

        ІV. Объясните, почему одни растения   называют споровыми, а другие семенными растениями

        V. Распределите в таблице, следующие растения по группам:

        1. Сосна сибирская     2.Папоротник.     3. Кукушкин лен     4.Ель обыкновенная   5.Мох- сфагнум     6. Тюльпан Грейга   7.   Шиповник 

        Споровые растения

        Семенные растения

         

         

          

        Критерии С (применение умений и навыков)

        VІ. Пользуясь гербарием, составьте характеристику растений по плану и заполните таблицу:

        Кукушкин лен. Определите размер и расположение листьев, их окраску. На верхушке мха найдите коробочку, определите ее содержимое. Определите наличие корней и цветов.

        Папоротник. Найдите на гербарном экземпляре корневище и корни, отходящие от него. Рассмотрите лист и найдите на нижней стороне листа мешочки коричневого цвета со спорами

        Сосна обыкновенная. Рассмотрите ветку сосны: найдите листья и ознакомьтесь, как расположены шишки. Возьмите шишку и отогните одну чешуйку, обратите внимание на расположение семени.

        Томат. Пользуясь гербарным экземпляром, определите -  из каких органов состоит томат растение.

         

        Растения

        Лист

        Стебель

        Корень

        Цветок

        Плод

        Семя

        Чем

        размножаются

        Мох

        Кукушкин лен

         

         

         

         

         

         

         

        Папоротник Щитовник

         

         

         

         

         

         

         

        Сосна

        обыкновенная

         

         

         

         

         

         

         

        Томат

         

         

         

         

         

         

         

        Сделайте вывод, каковы причины деления данных растений на группы.

        Рубрикаторы к лабораторной работе

        Рассмотрение споровых и семенных растений

        Критерии А (знание)

        С помощью данного критерия оцениваются: знание и применение фактов, терминов и понятий.

        Критерий

        Баллы

        Дескрипторы

         

        Задание №1

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

                А

        ( max 6б)                  

         

         

         

        Max 2б.

        2

        Верно заполнены все пропуски текста.

        1,6

        Верно заполнены 5 пропусков в тексте.

        1,3

        Верно заполнены 4 пропуска в тексте.

        1

        Верно заполнены 3 пропуска в текста.

        0,6

        Верно заполнены 2 пропуска в тексте.

        0,3

        Верно заполнен один пропуск в тексте.

        0

        Не заполнено ни одного пропуска в тексте.

        Задание №2

         

         

        Max 2б

        2

        Указано распределение групп Вегетативных и генеративных органов растений по всем пунктам сравнения.

        1

        Указано распределение групп Вегетативных и генеративных органов растений по одному пункту сравнения.

        0

        Не указано распределение по группам

        Задание №3

         

         

         

        Max 2б

        2

        Верно определены все органы растения.

        1,6

        Верно определены 5 органов растения.

        1,3

        Верно определены 4 органа растения.

        1

        Верно определены 3 органа растения.

        0,6

        Верно определены 2 органа растения.

        0,3

        Верно определен 1 орган растения.

        0

        Не определен ни один из органов растения.

        Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен только фрагмент материала.

        tak-to-ent.net

        Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения

        III Изучение нового материала.

        1. Растения высшие и низшие

        Растения

        Низшие

        (Не имеют корней, стеблей, листьев) - водоросли

        Высшие – имеют корень, стебель и листья – мхи, папоротники, цветковые

        1. Высшие растения: споровые (мхи и папоротники), семенные (голосеменные и покрытосеменные)

        2. Органы цветковых растений:

        - вегетативные (для роста) – корень, стебель, лист

        - генеративные (для размножения) – цветок, плод, семя

        Признаки:

        1. Клеточное строение

        2. Способность к фотосинтезу

        3. Наличие тканей (образовательная, покровная, основная, механическая, проводящая, выделительная)

        4. Характерны все виды размножения (вегетативное, бесполое, половое, кроме почкования)

        Царство растений делится на 2 подцарства: Низшие (водоросли) и Высшие (моховидные, плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные)

        Самая распространенная группа на земле это отдел Покрытосеменные или Цветковые растения, которые подразделяются на два класса: Однодольные и Двудольные (составление схемы).

        Цветковые растения имеют органы (побег: стебель, лист, почки; корень, цветок, плод, семя).

        Растения – организм морфологически и физиологически представляет собой целостную систему. Благодаря взаимодействию всех органов осуществляется приспособление растений к изменяющимся абиотическим и биотическим условиям.

        Растениям как живым организмам характерны:

        Способы размножения

        Бессемянные

        расселяющиеся при помощи спор

        Папоротники, водоросли

        Семенные

        размножаются с помощью семян

        Цветковые растения

        Моховидные, или Мхи — отдел высших растений, насчитывающий около 10 000 видов, Как правило, это мелкие растения. Длина лишь изредка превышает 50 мм; исключение составляют водные мхи, некоторые из которых имеют длину более полуметра, и эпифиты, которые могут быть ещё более длинными.

        Папоротники, или папоротниковидные растения

        Современные папоротники — одни из немногих древнейших растений, сохранивших значительное разнообразие, сопоставимое с тем, что было в прошлом. Папоротники сильно различаются по размерам, жизненным формам, жизненным циклам, особенностям строения и другим особенностям. Внешний облик их настолько характерен, что люди обычно называют все их одинаково — «папоротники», не подозревая, что это самая большая группа споровых растений. У папоротников ещё нет настоящих листьев. Но они сделали в их направлении первые шаги. То, что у папоротника напоминает лист — вовсе не лист, а по своей природе — целая система ветвей, да ещё расположенных в одной плоскости

         Хвощевидные - Ныне живущие виды — исключительно травянистые растения высотой от нескольких сантиметров до нескольких метров

        Голосеменные растения  — древняя группа семенных растений, появившаяся в конце девона, около 350 млн лет назад.

        Голосеменные включают более 1000 видов, произрастающих в настоящее время на Земле. Выражение «голосеменные», впервые использованное ботаником Бекетовым. Это указывает на главную отличительную черту этих растений, a именно на то, что семяпочки, а затем и происшедшие из них семена не имеют замкнутого вместилища, как это замечается у всех покрытосеменных. Завязь здесь имеет вид простой чешуи, на которой сидит одна или несколько семяпочек; иногда же и эта чешуя не развивается. Представителем является сосна обыкновенная. (охарактеризовать с помощью учащихся)

        Цветковые растения, или Покрытосеменные  — отдел высших растений, отличительной особенностью которых является наличие цветка в качестве органа полового размножения и замкнутого вместилища у семяпочки (а затем и у происшедшего из неё семени, откуда и появилось название покрытосеменные). Ещё одна существенная особенность цветковых растений — двойное оплодотворение.

        Покрытосеменные, наряду с голосеменными (Gymnospermae) составляют одну из двух групп семенных растений.

        Покрытосеменные разделяются на два класса:

        - однодольные – одна семядоля (зерно, кукуруза, лен)

        - двудольные – две семядоли (горох, фасоль, картофель)

        плод

        цветок

        лист

        стебель

        корень

        семена

        вегетативное

        семенное

        размножение

        строение

        цветковое растение

        Все растения кроме покрытосеменных (цветковых) размножаются с помощью спор, а цветковые с помощь семян.

        1. закрепление

        1. Охарактеризовать общие признаки растений.

        2. Какие разновидности растений встречаются в природе? их особенности.

        1. лабораторная работа №1 тема «разнообразие растений»

        Составляют схему

        kopilkaurokov.ru

        Урок для 6 класса по теме: "ВЫСШИЕ СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ"

        Здесь Вы можете скачать Урок для 6 класса по теме: "ВЫСШИЕ СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ" для предмета : Биология. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

        УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

        Тема: "ВЫСШИЕ СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ"

        Цели урока:

        Обучающие:

        1. Обеспечить усвоение учащимися основных признаков Бактерий, Грибов, Растений, признаков высших и низших растений.

        2. Выяснить на какие группы делятся Высшие растения.

        3. Познакомить учащихся с Голосеменными и Покрытосеменными

        растениями.

        Развивающие:

        1. Учиться слушать, говорить, аргументировано излагать свои мысли.

        2. Развивать навыки работы с учебником.

        3. Развивать мышление (аналитические способности учащихся)

        Воспитывающие:

        1. Формировать умение работать в группе, навыки группового

        взаимодействия, ответственность за результат труда.

        2. Развивать самостоятельность в интеллектуальной деятельности.

        3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие.

        Оборудование:

        1. Таблицы по биологии «Мхи», «Хвощи. Плауны», «Папоротники».

        2. Презентация к уроку.

        Оформление доски:

        Схема классификации царства растений

        Раздаточный материал для каждого ученика: заготовка таблицы «Сравнительная характеристика семенных растений»

        Ход урока.

        I. Организационный момент.

        Приветствие.

        II. Повторение:

        1 вариант

        Выберите из предложенных характеристик те, которые соответствуют:

        А) Бактериям -

        Б) Растениям -

        Характеристики групп организмов:

        1. Их тело состоит из гифов, образующих мицелий.

        2. Форма клеток этих организмов может быть различной (палочка, изогнутая, и т.д.)

        3. Вызывают порчу продуктов, разрушение мертвого органического вещества, болезни.

        4. Клетки имеют оформленное ядро.

        5. Эти организмы могут быть одноклеточными и многоклеточными.

        6. Создают органическое вещество в процессе фотосинтеза.

        7. По строению делятся на низшие и высшие.

        8. Для высших характерно наличие тканей и органов.

        9. Имеют в клетках особые вещества – пигменты.

        10. Некоторые имеют корнеподобные выросты - ризоиды.

        11. Эти организмы не имеют оформленного ядра.

        12. Не могут активно передвигаться.

        13. Размножаются путем деления клетки на две дочерние.

        2 вариант

        Выберите из предложенных характеристик те, которые соответствуют:

        А) Грибам -

        Б) Растениям -

        Характеристики групп организмов:

        1. Эти организмы могут быть одноклеточными и многоклеточными.

        2. Их тело состоит из гифов, образующих мицелий.

        3. По строению делятся на низшие и высшие.

        4. Тело низших называется талломом.

        5. Делятся на две группы – трубчатые и пластинчатые.

        6. Имеют в клетках особые вещества – пигменты.

        7. Оболочки клеток содержат хитин.

        8. Для высших характерно наличие тканей и органов.

        9. Большинство образуют плодовые тела.

        10. Создают органическое вещество в процессе фотосинтеза.

        11. Клетки имеют оформленное ядро.

        12. Эти организмы не имеют оформленного ядра.

        13. Их используют в хлебопечении.

        3 вариант

        Выберите из предложенных характеристик те, которые соответствуют:

        А) Грибам -

        Б) Бактериям -

        Характеристики групп организмов:

        1. Эти организмы не имеют оформленного ядра.

        2. Форма клеток этих организмов может быть различной (палочка, изогнутая, и т.д.)

        3. Эти организмы могут быть одноклеточными и многоклеточными.

        4. Распространены повсеместно.

        5. Клетки имеют оформленное ядро.

        6. Неблагоприятные условия переносят в состоянии споры..

        7. Их тело состоит из гифов, образующих мицелий.

        8. Оболочки клеток содержат хитин.

        9. Тело называется талломом.

        10. Большинство образуют плодовые тела.

        11. Делятся на две группы – трубчатые и пластинчатые.

        12. Некоторые имеют корнеподобные выросты - ризоиды.

        13. Не могут активно передвигаться.

        1. Назовите отличительные черты царства Растений?

        2. На какие группы делится царство Растений?

        3. Перечислите характерные особенности низших растений?

        4. Как называется тело низших растений?

        5. Приведите примеры низших растений.

        6. Назовите характерные особенности высших растений

        7. Приведите примеры высших растений.

        8. К какой группе высших растений они относятся?

        9. Почему группа называется высшие споровые растения?

        В ходе повторения на доске выстраивается схема

        РАСТЕНИЯ

        НИЗШИЕ ВЫСШИЕ

        - водоросли споровые

        - мхи

        - папоротники

        - хвощи

        - плауны

        III. Изучение нового материала:

        1. Постановка проблемы

        А могут у высших растений быть другие способы размножения?

        На этот вопрос вам сегодня предстоит ответить. Результатом вашей работы станет таблица. Тему урока мы сформулируем и запишем в конце занятия.

        2. Работа в группах по заполнению таблицы (раздаточный материал) на основании параграфа учебника.

        Каждая группа работает над двумя признаками сравнения.

        3. Обсуждение результатов работы.

        Выступление группы дополняется учащимися другой группы, работавшей над этими же признаками сравнения.

        Данные заносятся в таблицу всеми учащимися.

        Сравнительная характеристика семенных растений

        Признаки сравнения

        Голосеменные

        Покрытосеменные =

        Цветковые

        Численность

        видов

        250 тыс. видов

        Органы

        корень стебель

        листья

        корень стебель

        листья цветок

        Форма листьев

        игольчатые (хвоя)

        чешуйчатые

        покрыты воском

        разнообразна

        Размножаются

        семенами

        семенами

        Расположение семян

        открыто, на поверхности чешуи шишек

        внутри плода, защищены (покрыты) его стенками

        Продолжительность жизни

        многолетние

        однолетние

        двулетние

        многолетние

        Примеры

        лиственница кедр

        кипарис

        береза шиповник

        пшеница василек

        саксаул

        Значение в жизни человека

        IV. Подведение итогов урока:

        1. Какие растения называют голосеменными?

        2. Чем покрытосеменные отличаются от голосеменных?

        3. Почему голосеменные и покрытосеменные относят к высшим растениям?

        Дополним схему на доске:

        РАСТЕНИЯ

        НИЗШИЕ ВЫСШИЕ

        - водоросли споровые семенные

        - мхи - голосеменные

        - папоротники -покрытосеменные

        - хвощи

        - плауны

        V. Домашнее задание:

        § 11 Задание 3 (стр. 48)

        В тетради нарисовать цветковое растение и подписать его органы. Желающие пробуют нарисовать цветок и подписать части цветка.

        VI. Этап рефлексии:

        Насколько полезным был урок для вас, вы определите сами, заполнив лист самооценки.

        Лист самооценки

        Да

        Не уверен

        Нет

        Знаю признаки низших и высших растений

        Понимаю разницу между:

        - споровыми и семенными

        - голосеменными и покрытосеменными

        На уроке было интересно и полезно

        Я надеюсь, что вам было интересно на уроке. Желаю удачного дня.

        Приложения.

        Раздаточный материал для учащихся.

        Сравнительная характеристика семенных растений

        Признаки

        сравнения

        Численность

        Органы

        Форма листьев

        Размножаются

        Расположение

        семян

        Продолжительность жизни

        Примеры

        Значение в жизни человека

        docbase.org

        Знакомство со споровыми и семенными растениями

        Ф.И._______________________________________

        Лабораторная работа №1

        Тема: Знакомство со споровыми и семенными растениями

        Цель: знакомство с внешним строением цветковых, голосеменных и споровых растений.

        Ход работы:

        І. Заполните пропуски в тексте

        1. Часть тела организма, которая имеет определенное строение и выполняет одну или несколько функций, называется ____________________________

        2. Органы, предназначенные для размножения, называются _____________________________________

        3. Органы, обеспечивающие рост растений, называются ________________________________________

        ІІ. Заполните таблицу, вписав цифры в соответствующую графу

        1. Цветок   2. Лист   3. Корень   4. Плод   5. Стебель   6. Семя

        Вегетативные органы

        Генеративные органы

         

         

         

         

         

        ІІІ. Зарисуйте цветковое растение и укажите органы растений

        IV. Распределите следующие растения по группам

        1. Сосна сибирская     2.Папоротник.     3. Кукушкин лен      4.Ель обыкновенная   5.Мох- сфагнум    6. Тюльпан Грейга   7.   Шиповник  8. Хвощ полевой

        Споровые растения

        Семенные растения

         

         

          

        V. Пользуясь гербарием, составьте характеристику растений по плану и заполните таблицу 

        Растения

        Лист

        Стебель

        Корень

        Цветок

        Плод

        Семя

        Чем

        размножаются

        Мох Кукушкин лен

         

         

         

         

         

         

         

        Папоротник Щитовник

         

         

         

         

         

         

         

        Сосна обыкновенная

         

         

         

         

         

         

         

        Томат

         

         

         

         

         

         

         

        ВЫВОД: (Сделайте вывод, каковы причины деления данных растений на группы.)

        В ходе лабораторной работы мы _____________________________________________________________

        ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        infourok.ru


        Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта